Земли транспорта по законодательству Республики Беларусь
Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
Земли транспорта по законодательству Республики Беларусь
Выполнила: студентка 3 курса
юридического факультета
дневной формы обучения
(группа 32)
Рыжик Елена Эдуардовна
Научный руководитель:
Зайчук Геннадий Иванович
Брест, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, особенности земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения
2. Понятие земель транспорта. Особенности, разновидности, правовой режим, правовая охрана этих земель
3.Государственное управление землями промышленности, связи, энергетики, обороны и иного назначения, а в частности землями транспорта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Земли транспорта входят в категорию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения. Данные земли весьма разнообразны по видам, которые определяются в зависимости от типа транспорта, и служат пространственным базисом для размещения автодорог, железных дорог, автовокзалов, автоколонн, станций, мостов, переходов, переездов, аэродромов, аэропортов, других объектов, связанных с обслуживанием воздушных полетов, речных портов, пристаней, причалов, газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов и иных объектов.
Объектом исследования курсовой работы являются земли транспорта по законодательству РБ.
Предметом исследования курсовой работы являются понятие земель транспорта, их виды, назначение, состав, функции, правовой режим и государственное управление данными землями. Также в предмет курсовой работы входит действующее законодательство РБ, которое закрепляет понятия земель транспорта и дает их легальное определение, закрепляет виды земель транспорта, цели их использования, функции государственного управления по отношению к данным землям.
Цель исследования состоит в изучении действующего законодательства РБ, регламентирующего вопросы управления землями транспорта, определяющего виды данных земель, закрепляющего понятия земель.
Задачи исследования: одной из главных задач работы является изучение понятия земель транспорта, изучение видов земель транспорта, изучение правового режима данных земель. Другой важнейшей задачей является ознакомление с органами, осуществляющими государственное управление данными землями.
Методы исследования. Основными частно-научными методами исследования в курсовой работе являются формально юридический и сравнительно-правовой.
Формально юридический метод применялся при определении юридических понятий, их признаков, толковании содержания некоторых правовых норм.
Сравнительно-правовой метод использовался с целью выявить общее и различное в землях транспорта, связи, обороны, промышленности.
Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение и список использованных источников.
Написана курсовая на 26 страницах компьютерного текста.
Понятие, особенности земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения
Согласно ст.3 Кодекса РБ О Земле от 4 января 1999 г. N 226-З все земли в
соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности в Республике Беларусь подразделяются на категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;
3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
4)земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Категория земель - земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны.
Отнесение земель к определенным видам осуществляется в соответствии с природно-историческими признаками, состоянием и характером использования земель, которые устанавливаются на местности в отношении конкретных земельных контуров путем их обследования в процессе проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель.
В целях уточнения данных, полученных при обследовании земель на местности, могут использоваться дополнительные сведения, содержащиеся в документах государственного земельного кадастра, землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной документации, документации по проведению мелиоративных, культуртехнических работ и иной документации.
Решения об отнесении земель к определенным видам принимаются районными, городскими (городов областного подчинения и г.Минска) исполнительными комитетами на основании материалов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами. [10, ст.18]
Объединения разнообразных по составу и правовому режиму земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в единую категорию было произведено в Общих началах землепользования и землеустройства СССР 1928 года, где они именовались землями специального назначения. В более позднем законодательстве они назывались землями несельскохозяйственного назначения. [25, с.320]
Часть 1 ст.119 Кодекса о земле дает легальное определение этих земель следующим образом. Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения являются земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями пользования (охранные, санитарные, защитные и другие зоны) определяется законодательством Республики Беларусь.
С экономической точки зрения данные земли используются как базис, основа разнообразной деятельности и предназначены для различных целей. Правовой режим этих земель характеризуется рядом общих черт и особенностей:
1. Для правового регулирования состава данных земель характерны две тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга данных территорий. Законодатель выделил земли обороны в составе вышеназванных земель. Земельный кодекс России относит к их числу, кроме того, земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики. [27, с.386]
Считаю, что в процессе развития информационных технологий, информационных систем и сетей Беларусь в ближайшем будущем также приобщит земли радиовещания, телевидения, информатики к категории данных земель.
Вторая тенденция состоит в том, что из состава земель данной категории исключены некоторые земли. Это земли курортов, заповедников. Они образуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
2. Правовой режим указанных земель характеризуется специальной целью их использования, определяется их ролью и значением в хозяйственной жизни страны. Эта цель является важным отграничителем данных земель от земель других категорий.[20, с.134]
Данные земли в советском законодательстве именовались землями специального несельскохозяйственного назначения.
Как отмечалось в юридической литературе, общее целевое назначение этих земель выражается в создании условий для размещения и эксплуатации на этих землях различных объектов несельскохозяйственного назначения.
Эти земли служат пространственным базисом для размещения несельскохозяйственных объектов (принадлежащих юридическим и физическим лицам), которые предназначены и используются для специальных видов деятельности, осуществляемых данными юридическими лицами.
В настоящее время эту категорию образуют земли, используемые в различных отраслях экономики для размещения соответствующих объектов. Их состав фактически определяют структура экономики и виды хозяйственной деятельности.
Исключение среди названных в Кодексе о земле составляют земли для нужд обороны. Включение их в данную категорию показывает, что не только экономические цели деятельности могут учитываться при формировании этой категории. Обособленные виды деятельности, для осуществления которых выделяются отдельные виды земель данной категории, определяются специальным законодательством. Земельное законодательство следует уже сложившейся структуре хозяйственной и иной деятельности. [28, с.64]
Так, Закон РБ «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 года выделяет территории транспортной деятельности (земельные и водные участки, зоны воздушного пространства), в пределах которых производители транспортных работ и услуг осуществляют транспортную деятельность.
Закон РБ «О связи» от 5 октября 1994 года называет земли связи, которые используются субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность в области связи.
Из Закона «Об обороне» от 3 ноября 1992 года видно, что для размещения и содержания стационарных военных объектов и объектов оборонного сектора экономики выделяются специальные земли.
3.Для промышленных, транспортных и иных специальных нужд должны предоставляться в первую очередь земельные участки, которые не пригодны для сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества.[27, с.387]
4. Субъектами прав на земли данной категории являются в основном юридические лица. Физические лица могут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке, установленных Кодексом о земле Республики Беларусь.
5. Одна из особенностей правового режима этих земель состоит в характеристике управления ими. Предоставление земель в собственность, пользование и аренду, регистрацию землепользования и ряд других распорядительных действий осуществляют органы, указанные в Кодексе о земле. Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведению соответствующих предприятий и организаций. Множественность органов управления землями определяется их разнообразием. Но при всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления этими землями имеют ряд общих черт: на них возложено осуществление внутрихозяйственного устройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельных частей и некоторые другие.[25, с.323]
6. Специфичен порядок использования таких земель. Круг прав и обязанностей субъектов по использованию данных земель определяется как Кодексом о земле, так и другим законодательством Республики Беларусь.
Так как деятельность промышленных предприятий и других субъектов прав на земельные участки данной категории не может осуществляться без воздействия на окружающую среду, законодателем на эти предприятия и организации возложены дополнительные обязанности. Они должны предпринимать меры охраны окружающей среды от загрязнения, озеленять территории санитарно-защитных зон, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.
Виды земельных участков в рамках данных земель в зависимости от целевого и общего хозяйственного назначения:
Земли промышленности – земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей промышленности, а также горнодобывающих предприятий ;
Земли транспорта – земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий транспорта. [27, с.389] На мой взгляд, данное определение является неисчерпывающим, поскольку к землям транспорта относятся земельные участки, которые предоставляются не только для размещения и эксплуатации предприятий транспорта, но и для размещения различного рода дорог (автомобильных, железных и др.), полос отвода, вокзалов, мостов и иных объектов.
Земли связи – земельные участки, предоставленные предприятиям и организациям связи для выполнения возложенных на них задач;
Земли электрических сетей – земельные участки, предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтных электрических сетей;
Земли обороны – земельные участки, обслуживающие военно-оборонный комплекс;
Земли иного назначения – земельные участки, обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.
Понятие земель транспорта. Особенности, разновидности, правовой режим, правовая охрана этих земель
К землям транспорта относятся участки, предоставленные предприятиям и организациям транспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, совершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.
Виды транспорта:
Железнодорожный,
Автомобильный;
Трубопроводный;
Авиационный;
Внутренний водный.
Земли транспорта закрепляются за соответствующими организациями, как правило, в постоянное пользование. [26, с.326]
Земли автомобильных дорог. Земли автомобильного транспорта регулируются Кодексом о Земле, Законом Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года, Инструкцией по размещению и согласованию прокладки кабельных линий связи вдоль автомобильных дорог и иными актами законодательства.
Земли автомобильных дорог общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода и иные земельные участки, предоставляемые владельцам автомобильных дорог в постоянное или временное пользование для выполнения работ по содержанию, ремонту и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог. [6, ст.22]
Земли автомобильного транспорта предназначены для размещения автоколонн, автопарков, других транспортных организаций, а также автомобильных дорог общего пользования.
Земли для размещения автомобильных дорог предоставляются автодорожным организациям в порядке отвода в постоянное пользование с изъятием их у прежних землепользователей.
Автомобильная дорога включает в себя земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения, а также расположенные на ней объекты дорожного сервиса. (ст.11 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»)
Виды автомобильных дорог:
I. В зависимости от функционального назначения:
республиканские автомобильные дороги;
местные автомобильные дороги.
II. В зависимости от субъектов:
автомобильные дороги, находящиеся в государственной собственности;
автомобильные дороги, находящиеся в частной собственности.
III. 1. автомобильные дороги общего пользования;
автомобильные дороги необщего пользования.
Права всех собственников автомобильных дорог Республики Беларусь признаются равными и защищаются равным образом.
В частной собственности могут находиться автомобильные дороги, не отнесенные законом Республики Беларусь к объектам, которые находятся только в собственности государства.
Автомобильные дороги, находящиеся в республиканской собственности, закрепляются за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Автомобильные дороги, находящиеся в коммунальной собственности, закрепляются за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения.
Автомобильные дороги общего пользования могут быть в зависимости от их значимости 5 категорий:
1. полоса отвода для 1-ой категории составляет 32 метра в обе стороны от оси дороги;
2. второй – 16 метров по обе стороны;
3. третьей – по 14 метров;
4. четвертой – по 13 метров;
5. пятой – по 12 метров.
В пределах полосы отвода без разрешения владельцев автомобильных дорог запрещаются прокладка коммуникаций, размещение сооружений для контроля за дорожным движением, обслуживания участников дорожного движения и иных объектов, а также осуществление деятельности, не связанной с работами по содержанию, ремонту и развитию (строительству, реконструкции) автомобильных дорог (ст.23 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).
По центру полосы отвода оборудуется дорожное полотно, на остальной территории полосы отвода устанавливаются дорожные знаки, высаживаются при необходимости защитные озеленительные насаждения. Земли полосы могут предоставляться во временное пользование гражданам и юридическим лицам (например, для сенокошения или для пастьбы скота).
Кроме того, в составе рассматриваемых земель выделяется двухсотметровая по обе стороны дороги контролируемая полоса автомобильной дороги. Она у землепользователей не изымается, является резервным земельным фондом для расширения дороги при смене ее категории. В пределах указанной полосы могут размещаться авторемонтные предприятия, кемпинги, стоянки для отдыха водителей, другие объекты придорожного сервиса.
Пользователи земельных участков, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог, обязаны:
содержать в исправном состоянии выезды с закрепленных участков на дороги общего пользования, включая переездные мостики;
постоянно содержать в надлежащем состоянии территорию земельных участков, а также находящиеся на ней строения, сооружения, коммуникации, лесонасаждения;
разрешать установку временных устройств для охраны автомобильных дорог от снежных заносов. [21, с.238]
Земли железнодорожного транспорта. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные в постоянное пользование его предприятиям и организациям для осуществления возложенных на них задач.
Земли железнодорожного транспорта предназначены для размещения ж/д. вокзалов, станций, мостов, переходов, переездов и ж/д. линий. Они ж/д. транспортным организациям предоставляются в порядке отвода в постоянное пользование.
Земли железнодорожного транспорта общего пользования входят в состав земель транспорта и включают в себя полосы отвода железных дорог и иные земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления возложенных на них задач.[8, ст.6]
Для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорожного транспорта общего пользования деятельности, противоречащей их целевому назначению, а также иные запреты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель.
Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и земельного законодательства Республики Беларусь.
Категории железных дорог:
ширококолейные – чуть больше 1, 5 метра;
узкоколейные – 0, 75 метра.
Ширина полосы отвода устанавливается в зависимости от категории железных дорог в размере от 23 до 28 метров.
В полосу отвода железнодорожных дорог входят земли, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами связи, станциями, защитными лесонасаждениями и другими сооружениями и путевыми устройствами. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органами управления транспорта с учетом требований земельного законодательства. [26, с.176]
Кроме полосы отвода железнодорожному транспорту предоставляются земли, не прилегающие непосредственно к путям, но необходимые для эксплуатации железных дорог, под карьеры, водозаборные сооружения, питомники, насосные станции, другие сооружения и устройства, определенные соответствующими проектами.
В целях обеспечения безопасности населения и безопасной эксплуатации железнодорожных путей, железнодорожных станций, подъездных путей и других сооружений железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в соответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются охранные зоны. [8, ст.8]
К таким зонам относятся:
1. участки земли, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;
2. прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 метров в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки, кроме рубок ухода и санитарных;
3. площади леса, где вырубка его может отражаться на устойчивости косогоров и привести к образованию оползней;
4. участки земель, необходимые для развития железной дороги, и некоторые другие.[27, с.395]
В пределах зоны с особыми условиями землепользования не должна допускаться без согласования с органами управления железной дороги постройка капитальных зданий и сооружений, а также разведение многолетних культур, разрабатываться карьеры, сооружаться линии связи, силовые воздушные и кабельные сети, а также достраиваться дороги непосредственно под проводами и ближе чем в 3 метрах от крайнего провода для проезда машин высотой более 3 метров. После утверждения границ зон обязательно письменное уведомление собственников, владельцев, пользователей земли, на чьих землях установлены особые зоны, о характере и продолжительности действия особых условий пользования землей этих зон.[26, с.235]
Использование земель железнодорожного транспорта должно соответствовать строительным и экологическим требованиям, санитарным и иным нормам. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.
Земли авиационного транспорта (земли воздушного транспорта). К данным землям относятся участки, занятые аэропортами и аэродромами как основными объектами воздушного пространства. Землями воздушного транспорта также являются территории других объектов, связанных с обслуживанием воздушных полетов.
В соответствии со ст.1 Воздушного кодекса аэродром – земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Для обеспечения взлета и посадки воздушных судов выделяется посадочная площадка. Посадочная площадка – земельный участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодные для взлета и посадки воздушных судов.
Аэропорт – комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки и стоянки воздушных судов, их технического обслуживания, а также для обслуживания воздушных перевозок.
По своему назначению аэропорты делятся на внутренние и международные.
Аэропорт состоит из аэродрома и здания аэровокзала. Земли на расстоянии до 10 километров от аэродрома составляют приаэродромную территорию. Также на землях воздушного транспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения. К ним относятся комплексы зданий и сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения. [21, с.176]
В пределах данных земель строительство различных высотных объектов высотой более 50 метров может осуществляться только по согласованию с Министерством обороны.
Вокруг аэродромов и других объектов транспорта создаются охранные зоны, где могут быть ограничены права смежных собственников, владельцев и пользователей.
Земли внутреннего водного транспорта.
Внутренний водный транспорт – вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река, море) плавания и маломерных судов.
К данным землям принадлежат земельные участки, расположенные по берегам водных объектов, в пределах которых сооружаются речные порты, пристани, причалы, служебные, культурно-бытовые помещения и сооружения, иные объекты, обслуживающие этот транспорт.
Внутренние водные пути составляют исключительную собственность государства. Реки, озера, водохранилища, каналы и иные водные объекты являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в целях судоходства полностью или частично запрещено либо они предоставлены в обособленное водопользование.
В собственности юридических или физических лиц могут находиться искусственные сооружения на внутренних водных путях, не отнесенные законами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства. [2, ст.12]
В постоянное пользование республиканским унитарным предприятиям внутренних водных путей предоставляются земельные участки, занимаемые зданиями социального и производственного назначения и сооружениями.
РУП внутренних водных путей имеют право:
Пользоваться береговой полосой для выполнения работ по обеспечению судоходства;
Устанавливать на береговой полосе навигационные знаки; производить рубку расположенной на береговой полосе древесно-
13
кустарниковой растительности, создающей опасность для судоходства, в целях обеспечения видимости навигационных знаков
по согласованию с территориальными органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. При необходимости установка береговых навигационных знаков и рубка просек в целях обеспечения их видимости могут производиться за пределами береговой полосы в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
Использовать безвозмездно для выполнения работ грунт, камень, гравий, а также древесно-кустарниковую растительность, находящиеся в пределах береговой полосы.
По берегам водных объектов располагается береговая полоса (бичевик). Ширина полосы отвода составляет 20 метров вглубь материка либо острова от уреза воды. Эти земли – земли общего пользования, т.е. предоставляются гражданам в пользование без специального разрешения (лицензии) для купания, принятия солнечных ванн и т.д. Организациям внутреннего водного транспорта разрешено в пределах этих земель размещать навигационное оборудование, выгружать при необходимости с судов грузы.
Земли трубопроводного транспорта. Режим данных земель определяется Законом «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 года № 87 и Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.1998 № 584. К данным землям относятся земельные участки, занятые наземными и надземными объектами магистрального трубопровода.
В состав объектов магистрального трубопровода входят связанные в единый технологический процесс централизованно обслуживаемые и управляемые:
подземные, подводные, наземные и надземные трубопроводы (далее - трубопроводы) с комплексом линейных сооружений;
отводы и лупинги (участки трубопроводов, параллельно проложенные ранее построенным трубопроводам и технологически связанные с ними) магистральных трубопроводов;
установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов и автоматики;
подземные хранилища газа;
нефтеперекачивающие станции, склады нефти и нефтепродуктов;
земляные амбары и иные сооружения для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;
линии электропередачи и другие объекты энергоснабжения трубопроводов и иных объектов для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов;
технические средства противопожарной защиты и иные защитные сооружения трубопроводов;
насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, водоочистные сооружения;
компрессорные станции;
газораспределительные и газоизмерительные станции;
запорные устройства;
наливные и сливные эстакады, производственные склады;
диспетчерские и аварийно-восстановительные пункты;
здания и сооружения служб эксплуатации;
транспортные средства и места их хранения;
вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, подъезды к ним, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопроводов;
иные объекты магистрального трубопровода.
Перечень объектов конкретных магистральных трубопроводов определяется проектной документацией на их строительство и реконструкцию.
Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов могут находиться в государственной или частной
собственности.
В собственности юридических или физических лиц могут находиться магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, не отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к объектам, находящимся только в собственности государства.
Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов, находящиеся в республиканской собственности, могут закрепляться за республиканскими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.[9, ст.7]
Выбор трассы магистрального трубопровода и определение оптимальных вариантов размещения его объектов осуществляются с учетомрешений утвержденных в установленномпорядке градостроительных проектов на основе результатов исследований по оценке воздействия на окружающую среду планируемых технологических решений, разрешенных лимитов природопользования и оценке вреда, причиняемого населению, проживающему в районе размещения магистрального трубопровода, и окружающей среде.
Не допускается размещение магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, заповедников, заповедных зон национальных парков, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в опасных геологических условиях, представляющих угрозу безопасности при любых видах строительных и эксплуатационных работ, если это не обосновано экологическими изысканиями и исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду.
С целью обеспечения промышленной, пожарной и экологической безопасности магистрального трубопровода устанавливается охранная зона магистрального трубопровода:
вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;
вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;
вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;
вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;
вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;
вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участков земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны. [11, ст.11]
Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов.
Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубопроводов производятся землевладельцами и землепользователями с предварительным уведомлением предприятий трубопроводного транспорта об их начале.
На орошаемых землях, находящихся в охранных зонах трубопроводов, работы, связанные с временным затоплением земель, производятся по согласованию между землевладельцем, землепользователем и предприятием трубопроводного транспорта.
В охранных зонах трубопроводов запрещается:
перемещать, засыпать, повреждать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты; возводить любые постройки и сооружения;
проникать на территорию или открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, блок-боксов
систем телемеханики, ограждений узлов линейной арматуры, радиорелейных станций, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, зданий и сооружений трубопроводов, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;
устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;
разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность - от аварийного разлива транспортируемой продукции;
бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;
разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня;
производить самовольные, не согласованные с предприятиями трубопроводного транспорта раскопки и земляные работы, а также осуществлять всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, средств технологической связи и телемеханики, либо привести к их повреждению. [11, ст.16]
В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;
сооружать и совершать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать огороды;
производить мелиоративные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;
производить горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта (письменное разрешение на производство взрывных работ в охранных зонах трубопроводов выдается только после представления предприятием, производящим эти работы, соответствующих материалов, предусмотренных Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Проматомнадзором);
производить геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).
Предприятия и организации, получившие письменное разрешение на ведение в охранных зонах трубопроводов работ, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность трубопроводов, средств технологической связи и опознавательных знаков, и несут ответственность, установленную законодательством. [11, ст.17]
Предприятиям трубопроводного транспорта разрешается:
подъезд в соответствии со схемой проездов, согласованной с землевладельцем, землепользователем, автомобильного транспорта и других средств к трубопроводу и его объектам для обслуживания и проведения ремонтных работ;
устройство в пределах охранной зоны шурфов для проверки качества изоляции трубопроводов и состояния средств их электрохимической защиты от коррозии и производство других земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным уведомлением об этом землевладельца, землепользователя;
при авариях производить все виды работ, связанные с их ликвидацией (проезд, рубку и валку леса, пересыпку мелиоративных каналов, устройство проездов через мелиоративные каналы, сброс загрязненной воды, разгрузку техники, потраву сельскохозяйственных угодий, устройство межевых дорог и т.д.) [11, ст.18]
Предприятия трубопроводного транспорта после окончания плановых или аварийных ремонтно-восстановительных работ на трубопроводах обязаны возместить землевладельцам, землепользователям убытки, причиненные при производстве указанных работ, и привести нарушенные земли в районе производства работ в состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению.
Определение убытков землевладельцев, землепользователей производится в порядке, предусмотренном актами законодательства.
Строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и других объектов, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения действующих, строящихся и проектируемых трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.
Также в Правилах охраны магистральных трубопроводов имеется целая глава «Обустройство трасс трубопроводов». В ней сказано как должны отмечаться трассы трубопроводов.
3.Государственное управление землями промышленности, связи, энергетики, обороны и иного назначения, а в частности землями транспорта
Управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики является частью управления природопользованием и охраны окружающей среды. Его особенности обусловлены своеобразием названных земель как земельных участков, предоставленных юридическим и физическим лицам для размещения соответствующих объектов и осуществления производственной деятельности, размеры которых определяются в соответствии с государственными нормами и градостроительной документацией. Осуществляемая на подобных землях деятельность оказывает вредное воздействие как на сами земли, так на окружающую среду в целом. Это позволяет рассматривать государственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики в эколого-правовом аспекте.
В советской земельно-правовой литературе управление рассматривалось в качестве четвертого правомочия, входящего в содержание права государственной собственности на землю. [19, с.216]
В российской литературе однозначной позиции по поводу соотношения управления землями и права государственной собственности на них нет. Статья 9 Земельного кодекса РФ установила, что РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности. В этой связи одни авторы полагают, что «к правомочиям РФ, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов права собственности на землю помимо владения, пользования, распоряжения относится также управление соответствующей собственностью [22, с.89], другие считают, что включение дополнительного правомочия «управление» в классическую триаду правомочий права собственности по своей сути бессодержательно, и его введение в законодательство вносит путаницу в правоприменительную практику.[18, с.112]
Если исходить из норм законодательства РБ, то можно признать управление одним из правомочий права государственной собственности на землю неправомерным. Составляющие право собственности правомочия четко определены как Конституцией, так и гражданским законодательством: это правомочия владения, пользования и распоряжения. Гражданский кодекс не связывает понятие управления имуществом с содержанием права собственности на него.[17, с.74]
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на это орган – государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству, действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[1, ст.5]
Однако данную норму нельзя считать исчерпывающей, в ней названы не все субъекты, осуществляющие государственное управление землями. В качестве направлений их деятельности можно назвать контроль в области охраны окружающей среды, планирование и организацию территорий, определение порядка использования земельных участков и т.д. Учитывая особенности рассматриваемых земель целесообразно исходить их предложенного в литературе деления государственного управления землями на общее, специальное и ведомственное управление названными землями. [24, с.174-175]
Общее государственное управление осуществляют органы общей компетенции, их состав одинаков для всех категорий земель. Специальное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики характеризуется множественностью осуществляющих его органов. По той причине, что охрана названных земель неотделима от охраны окружающей среды в целом, к числу органов специального управления ими необходимо отнести не только Комзем и Минприроды. Специальное управление как деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, осуществляют и иные государственные органы, на которые возложены функции обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности в определенной отрасли. Так, обеспечение экологической безопасности – одна из целей деятельности ГАИ МВД, для чего она вправе давать должностным и иным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований экологической безопасности механических транспортных средств.[17, с.75]
Одним из органов специального управления землями является и Минстройархитектуры, в функции которого входит:
осуществление контроля за использованием территорий;
осуществление контроля за соблюдением законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил;
обеспечение разработки и реализации государственной схемы комплексной территориальной организации РБ;
проведение контроля за разработкой схем комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц.
Для ведомственного управления землями данной категории характерно наличие в его субъектном составе не только органов государственного управления, но и государственных организаций. Ведомственное управление землями промышленности осуществляет Минпром в ходе выполнения различных функций. Он организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития соответствующих отраслей, а также отдельных производств; вырабатывает меры по обеспечению эффективного развития подведомственных организаций; согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о создании, размещении, развитии и прекращении деятельности подведомственных организаций. Выполнение данных функций подразумевает решение вопросов о пространственном базисе, на котором планируется развивать промышленные отрасли и производства: необходимы ли подведомственным организациям дополнительные земельные участки, каким образом наиболее рационально разместить на уже предоставленных землях объекты промышленности и т.д. Одновременно ведомственное управление землями промышленности осуществляют и государственные организации. Так, концерн «Белбиофарм» организует разработку и выполнение на подведомственных организациях комплекса мер по охране окружающей среды; осуществляет ведомственное управление землями тих организаций в ходе общего руководства ими. [17, с.75]
Сейчас считаю целесообразным раскрыть полномочия государственных органов, осуществляющих управление землями транспорта относительно отдельных их видов.
Управление землями жд транспорта.
Железнодорожный транспорт находится в собственности РБ. Управление его объектами осуществляет Белорусская железная дорога, которая является объединением. Белорусская железная дорога проводит государственную политику в области железнодорожного транспорта, осуществляет регулирование хозяйственной деятельности отделений дороги, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта по организации и обеспечению перевозочного процесса. Она устанавливает границы отделений дороги, утверждает их уставы, создает, реорганизует и ликвидирует предприятия и организации, входящие в состав железнодорожного транспорта, координирует свою деятельность с органами управления другими видами транспорта по вопросам, затрагивающим их интересы. Также обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ей, разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта, руководит отделениями дороги, предприятиями в области перевозочного процесса, организует оперативное управление этим процессом, разрабатывает и утверждает графики движения поездов по дорогам, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железной дороги и условия перевозок.[23, с.110-111]
Управление землями автомобильного транспорта. Отраслевое управление автомобильным транспортом и коммуникациями на республиканском уровне осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций РБ на Министерство возложена обязанность проводить единую дорожно-транспортную политику независимо от вида транспорта, координировать в этой сфере деятельность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.
Таким образом, Министерство осуществляет управление в области автомобильного, внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств, ремонтом транспортных средств и технологического оборудования; обслуживание, проектирование строительство, реконструкцию, ремонт, содержание республиканских автомобильных дорог, водных путей; научные исследования; подготовку кадров; информационное обеспечение; иные работы в области транспортной деятельности. [23, с.117]
Также управление землями осуществляют местные Советов депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передают их в собственность, а также изымают земельные участки в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь.
Местный Совет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения об изъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующему исполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Исполнительный и распорядительный орган обязан в месячный срок повторно рассмотреть вопрос об изъятии и предоставлении земельных участков и принять решение, соответствующее действующему законодательству.
Решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, Советом Министров Республики Беларусь, а также Президентом Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, передают свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передачи их в аренду администрации свободных экономических зон.
Управление авиационным транспортом и землями, необходимыми для его обслуживания.
Специально уполномоченный орган в области обороны осуществляет государственное регулирование использования воздушного пространства Республики Беларусь в целом.
Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет государственное регулирование использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов.
Государственное регулирование деятельности в области авиации предусматривает лицензирование деятельности в области авиации, сертификацию в области гражданской авиации, разработку и утверждение авиационных правил, контроль за выполнением их требований.
Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Организация деятельности в области государственной авиации и управление этой деятельностью осуществляются государственными органами и организациями, имеющими подразделения государственной авиации. [3, ст.18]
Управление землями магистрального транспорта. Определенные полномочия в данной области имеют местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. К этим полномочиям относятся:
участие в реализации государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;
предоставление в пользование собственникам магистральных трубопроводов земельных участков и обособленных водных объектов в установленном порядке;
организация общественного контроля за обеспечением промышленной, пожарной и экологической безопасности при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов;
участие в приемке магистральных трубопроводов и (или) их объектов в эксплуатацию и приемке земельных участков при ликвидации магистральных трубопроводов и (или) его объектов;
содействие в ликвидации аварий и транспортировке грузов к месту аварий;
иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.[24, ст.8]
Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта включает:
разработку и реализацию государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;
разработку, утверждение и обеспечение реализации государственных программ развития магистрального трубопроводного транспорта;
осуществление государственного контроля и надзора за безопасностью объектов магистрального трубопровода;
лицензирование, техническое нормирование, стандартизацию, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и метрологическое обеспечение в области магистрального трубопроводного транспорта;
определение порядка предоставления услуг по транспортировке продукции магистральными трубопроводами;
установление требований по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода и его объектов;
формирование ценовой политики на услуги по транспортировке продукции;
определение порядка ликвидации чрезвычайных ситуаций при авариях на магистральных трубопроводах;
установление порядка предоставления информации о промышленной, пожарной и экологической безопасности магистральных трубопроводов;
организацию международного сотрудничества в области магистрального трубопроводного транспорта;
иные формы и методы государственного регулирования.
Государственное управление в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется также Советом Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь:
разрабатывает основные направления государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;
устанавливает приоритетные направления развития магистрального трубопроводного транспорта;
организует разработку и обеспечивает реализацию государственных программ в области магистрального трубопроводного транспорта;
определяет направления международного сотрудничества Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта;
решает иные вопросы в области магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в области магистрального трубопроводного транспорта непосредственно или через уполномоченные государственные органы, иные государственные юридические лица. [9, ст.10-11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И в заключение хотелось бы сказать, что роль земель транспорта довольно таки велика. Данные земли предоставляются предприятиям различной формы собственности в постоянное либо во временное пользование для реализации целей деятельности предприятий, предусмотренных их учредительными документами. Деятельность данных предприятий необходима для человека, для удовлетворения его потребностей, и без предоставления данных земель, предприятия не могли бы выполнять их общественно-полезную деятельность.
Земли транспорта служат пространственно-территориальным базисом для размещения железнодорожных линий, а также иных сооружений, необходимых для обеспечения эксплуатации и реконструкции коммуникаций железнодорожного транспорта с учетом перспективы их развития, аэропортами, аэродромами, пристанями, причалами, газопроводами, нефтепроводами, продуктопроводами.
Данные земли подразделяются на виды в зависимости от видов транспорта: земли железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, воздушного, внутреннего водного и морского транспорта. Каждый отдельный вид регулируется отдельными нормативно-правовыми актами: например, земли железнодорожного транспорта регулируются отчасти Законом «О железнодорожном транспорте» от 06 января 1999 года, земли автомобильного транспорта – Законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года, Законом «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 года, земли трубопроводов – Законом «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 года, однако имеются правовые акты, которые применяются ко всем категориям земель – Гражданский кодекс РБ, Кодекс о земле.
А если подвести итог рассмотрению правового регулирования закрепленной в Кодексе Республики Беларусь о земле категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики в целом, необходимо отметить неопределенность ее состава, основного целевого назначения входящих в нее земель, отсутствие четко выраженного правового режима. Выходом из такой ситуации может стать выделение из названной категории более мелких категорий земель, но с определенным основным целевым назначением и правовым режимом (например, земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, используемых для осуществления производственной деятельности). В связи с отсутствием в законодательстве Республики Беларусь понятия земель промышленности, земель транспорта, земель связи и земель энергетики, учитывая предмет правового регулирования Кодекса Республики Беларусь о земле, в целях обеспечения полного системного регулирования земельных отношений, представляется необходимым дополнить Кодекс Республики Беларусь о земле отдельными статьями, определив в них понятие и основные положения о землях каждого из названных видов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты РБ:
Кодекс Республики Беларусь о Земле от 4 января 1999 года № 226;
Кодекс внутреннего водного транспорта от 24 июня 2002 года № 118;
Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 года № 117;
Закон Республики Беларусь «Об обороне» от 3 ноября 1992 года;
Закон Республики Беларусь «О связи» от 5 октября 1994 года;
Закон Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994 года;
Закон Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» от 5 мая 1998 года;
Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» от 6 января 1999 года № 237;
Закон Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте» от 9 января 2002 № 87;
Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах отнесения земель к определенным категориям и видам, перевода их из одних категорий и видов в другие» от 17 июля 2006 года № 456;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении правил охраны магистральных трубопроводов» от 11 апреля 1998 года № 584;
Постановление Совета Министров от 29 ноября 2000 года № 1816 «Об упорядочении размещения и функционирования объектов сервиса на автомобильных дорогах общего пользования»;
Постановление Совета Министров от 4 ноября 2006 года № 1471;
Инструкция Министерства связи и информатики Республики Беларусь по размещению и согласованию прокладки кабельных линий связи вдоль автомобильных дорог (1-я редакция) от 30 декабря 1996 года;
Нормативно-правовые акты иных государств:
Земельный кодекс РФ;
Периодические издания:
Игнатович В.В. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения: проблемы правового закрепления – 6 февраля 2006;
Игнатович В.В. Государственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики: общее и особенное// Юридический журнал. – 2005 год. - №4.
Прохорова Н.А. Содержание права государственной собственности на землю // Журнал российского права. - 2003 год. - № 8.
Специальная литература
Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. Москва. Госюриздат, 1950;
Гавриленко В.Г. Энциклопедия земельного права. Минск. 1999;
Демичев Д.М. Земельное право. Минск, 2005;
Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. Москва, 2002;
Крамник А.Н. Административно-правовые основы государственного управления. Минск, 2004;
Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения. Москва, 1961;
Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Минск, 2000;
Станкевич Н.Г. Комментарий к земельному законодательству. Минск, 2001;
Станкевич Н.Г. Земельное право. Минск, 2003;
Шингель Н.А. Правовой режим земель в Республике Беларусь. Минск, 2006.