Земельные правоотношения (работа 1)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА"
Факультет экономики и права
Кафедра правоведения
Контрольная работа
по земельному и аграрному праву
Выполнил студент 4 курса
заочного отделения
группы П-023
Панюков А.А.
тел.27-06-95
№ зач.02092
Могилев 2005
План
1. Земельные правоотношения В 1861 - 1916 гг.
2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг.
3. Земельные отношения и земельное законодательство Беларуси В 1937-1968 гг.
4. История развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси В 1968-1990 гг.
5. Земельная реформа в республике Беларусь (1991-2002 гг.)
Список использованных источников
1. Земельные правоотношения В 1861-1916 гг.
Беларусь середины XIX в. представляла собой аграрный регион. Сельское хозяйство определяло его экономический облик. Основную массу населения (72,3%) составляли крестьяне, делившиеся на помещичьих и государственных. Кроме них в Беларуси имелись малочисленные группы крестьян: удельные (принадлежали царской семье), полиезуитские, ленные, церковные и монастырские.
Несмотря на крепостное право, поступательное развитие экономики неизбежно выводило Беларусь на путь капитализма. Однако этому сопротивлялось дворянство, которое цепко держалось за свои сословные права и привилегии. Чтобы увеличить доходность своих имений, помещики за счет уменьшения крестьянских наделов расширяли свои пахотные земли и переводили крестьян с оброка на барщину (в 50-е гг. на ней было свыше 90% крестьян). Процесс обезземеливания в связи с введением в 40-50-е гг. обязательных инвентарей, регламентировавших размеры крестьянских наделов и повинностей, достиг наибольшего размаха. На усиление эксплуатации белорусское крестьянство отвечало сопротивлением. Только за 1858-1860 гг. в Беларуси произошло более 40 выступлений крестьян, многие из которых (около 1/4) были подавлены с помощью войск.
Правительство Александра П, понимавшее необходимость быстрейшей отмены крепостного права, в январе 1857 г. сделало первый практический шаг по осуществлению крестьянской реформы: под председательством императора "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян" был создан Секретный комитет. Под непосредственной угрозой немедленного введения стеснительных для них инвентарных правил помещики Виленской, Гродненской и Ковенской губерний через генерал-губернатора В.И. Назимова дали свое согласие на освобождение крестьян. Предусматривалось, что крестьяне бесплатно получат только личную свободу, а вся земля и крестьянская недвижимость останутся в собственности помещиков. В ответ 21 ноября 1857 г. последовал рескрипт Александра II на имя В.И. Назимова, означавший начало подготовки крестьянской реформы. Обязательным условием ее проведения было предоставление крестьянам кроме усадебного также и полевого надела. Самодержавная власть оказалась более дальновидной, чем литовское и белорусское дворянство. Чтобы избежать революции, крестьяне должны получить землю. Для подготовки проектов реформы были созданы губернские дворянские комитеты.
В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянским делам, ставший публичным законодательно оформленным учреждением. Губернским комитетам поручалось разработать проекты положений об улучшении быта помещичьих крестьян и представить их в Главный комитет. Большинство белорусских помещиков по-прежнему высказывалось за безземельное освобождение крестьян, за превращение их в вечных арендаторов, привязанных к помещичьим усадьбам.
Предложения белорусских помещиков оказались настолько грабительскими, что редакционные комиссии, созданные в марте 1859 г. при Главном комитете, отклонили их. Для Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерний был разработан специальный проект "Местного положения".
19 февраля 1861 г. Александр П подписал одобренные Государственным советом законодательные акты (положения) о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и одновременно Манифест об отмене крепостного права. Эти документы были опубликованы 5 марта 1861 г. В соответствии с положениями помещики лишались права распоряжаться личностью крестьянина (продавать, дарить, вмешиваться в семейные дела). Крестьяне получали право приобретать на свое имя недвижимое имущество, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако помещик по-прежнему оставался собственником всей земли. Хотя крестьянам и давалось в пользование определенное количество пахотной земли, однако до ее выкупа (не раньше чем через 9 лет) они не являлись собственниками этой земли.
До заключения выкупной сделки крестьянин находился в положении временнообязанного и выполнял определенные повинности в виде барщины или оброка. Поземельные отношения между помещиками и временнообязанными крестьянами регулировались уставными грамотами, в которых указывались размеры полевого надела и повинности за него. Составление уставных грамот возлагалось на самого помещика в установленный двухгодичный срок - до 19 февраля 1863 г. Землеустройство белорусских крестьян проводилось на основе двух "Местных положений". В Могилевской и восьми уездах Витебской губернии землеустройство крестьян осуществлялось по "Местному положению для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний". В белорусских уездах, где господствовало общинное землепользование, размеры земельных наделов составляли: высший - от 4 до 5,5 десятины (1 дес. = 1,09 га), низший - 1/3 высшего. Согласно уставным грамотам крестьянам выделялось в пользование то количество земли, которое они имели до реформы. Если размер надела был больше высшего, помещик имел право отрезать излишек в свою пользу.
За пользование "полным", т.е. высшим, наделом крестьяне обязаны были платить оброк (в среднем 8 руб. в год) или отбывать барщину (40 мужских и 30 женских дней в год). Кроме того, крестьяне должны были отбывать и другие повинности (подводную, строительную и т.д.). Сохранение круговой поруки гарантировало помещикам их беспрекословное выполнение.
В Виленской, Гродненской, Минской и четырех уездах Витебской губернии землеустройство крестьян проводилось по особому "Местному положению", которое не устанавливало конкретных норм наделов. В постоянном пользовании крестьян этих губерний сохранялись приусадебные и пахотные земли и угодья, которыми они, согласно инвентарям, пользовались до 1861 г. Если у крестьян земли было больше, чем указано в инвентаре, или у помещика оставалось меньше 1/3 удобных земель, то последний имел право отрезать в свою пользу до 1/6 части крестьянского надела. Размер повинностей определялся независимо от величины надела, но не должен был превышать инвентарную норму: барщина - не более 23 дней, оброк - не более 3 руб. с десятины в год. За выполнение повинностей крестьяне несли личную ответственность перед помещиком, так как надел отводился в подворное использование каждому хозяину.
Приобретение крестьянами земель в собственность осуществлялось при помощи выкупа. Правила выкупа земельного надела были одинаковыми для всех губерний России. Размер выкупной суммы определялся на основе 6% -ной капитализации годового оброка. В эту сумму включался доход от крепостного труда, которого помещик лишился в связи с освобождением крестьян. Таким образом, выкуп земли крестьянами, по сути, являлся выкупом личности, ее оброчных повинностей. Государство для осуществления выкупной операции давало крестьянам долгосрочный денежный кредит. Крестьяне на 49 лет становились должниками государства и должны были выплачивать ему долг с высокими процентами - так называемые выкупные платежи. Размер выкупа значительно превышал действительную стоимость земли: например, рыночная стоимость земли в Минской губернии составляла 18 руб. за десятину, а по выкупу крестьяне должны были заплатить за нее 79 руб.20 коп.
"Общим положением "устанавливался порядок управления крестьянами. Сельская община, состоявшая из крестьян, проживавших на землях одного помещика, выбирала сельского старосту и сборщика налогов и других должностных лиц. Несколько сельских общин образовывали волость. На волостном сходе избирались правление во главе с волостным председателем, а также волостной суд. Сельские и волостные правления занимались распределением и сбором налогов, объявляли крестьянам законы и распоряжения центральных и местных властей, следили за общественным порядком. Для воплощения реформы в жизнь учреждались специальные органы - уездные мировые съезды и мировые посредники, губернские по крестьянским делам присутствия.
Мировым посредникам, назначаемым губернаторами из числа местных помещиков, подчинялось крестьянское управление нескольких волостей. Их основной обязанностью было содействие составлению актов, определяющих поземельный устройство и повинности крестьян согласно "Положениям" (уставные грамоты). Губернское по крестьянским делам присутствие руководило проведением реформ в губерниях, его председателем был губернатор, членами - местные помещики и чиновники.
Условия отмены крепостного права не были приняты белорусским крестьянством и послужили толчком к развитию крестьянского движения. В 1861-1862 гг. белорусское крестьянство оказывало серьезное сопротивление деятельности мировых посредников, созданию новых органов крестьянского "самоуправления" и введению уставных грамот. Кульминацией этого движения было восстание под руководством К. Калиновского, совпавшее с польским национально-освободительным движением. Восстание было подавлено, однако оказало сильное влияние на политику царизма в отношении Беларуси. Царское правительство вынуждено было пойти на уступки крестьянам.
1 марта 1863 г. вышел указ об отмене временнообязанных отношений в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и четырех уездах Витебской губернии. Через три месяца этот указ был распространен на Могилевскую и белорусские уезды Витебской губернии. Указ вводил обязательный выкуп крестьянских наделов.
Обязательные отношения между крестьянами и помещиками прекращались с 1 мая 1863 г. Выкупные платежи за надельную землю понижались на 20%. Крестьяне переходили в разряд собственников и должны были вносить выкупные платежи в уездное казначейство. Указом от 9 апреля 1863 г. создавались проверочные комиссии, которые должны были проверять правильность составления уставных грамот после 19 февраля и неправильно составленные аннулировались. В результате проверки уставных грамот части крестьян были увеличены земельные наделы, снижен оброк и соответственно выкупные платежи, за крестьянами закреплялись сервитутные угодья (пашня, водопои и т.д.), которыми они пользовались до реформы 1861 г. Правительственная администрация большое значение придавала землеустройству безземельных и малоземельных крестьян. На основе циркуляра 17 августа 1863 г. крестьяне, обезземеленные после составления инвентарей, т.е. после 1844 г. наделялись 3 десятинами земли на семью. По циркуляру 18 октября 1863 г. крестьяне, обезземеленные после 1857 г., должны были получить свои наделы в полном объеме. Изменилось и землеустройство государственных крестьян Беларуси. По закону от 16 мая 1867 г. оброчная подать превращалась в выкупные платежи и государственные крестьяне становились собственниками земельных наделов. Таким образом, в результате реформы 1863 г. крестьянству Беларуси были возвращены отрезанные ранее земли, а также значительно облегчены условия выкупа земли. В отличие от внутренних губерний Российской империи феодальные отношения в Беларуси были ликвидированы в 1863 г. вследствие прекращения временнообязанных отношений.
Отмена крепостного права создала условия для более быстрого развития капиталистических отношений в Беларуси. Однако наличие пережитков и прежде всего крупного помещичьего землевладения определило для Беларуси медленный, постепенный ("прусский") путь буржуазно-аграрной эволюции, при котором крупное помещичье хозяйство, перераставшее в буржуазное, надолго сохраняло свои крепостнические черты. В 70-е гг. в Беларуси помещикам принадлежало свыше 55% всей земли, крестьянам - меньше 33,5%. Крупные помещики владели десятками и сотнями тысяч десятин земли. В большинстве крестьянских дворов в собственности находилось от 2 до 5 десятин.
В развитии сельского хозяйства Беларуси второй половины XIX в. необходимо выделить два периода. Первый охватывает 60-70-е, второй - 80-90-е гг. Первый период характеризуется преобладанием в помещичьих и крестьянских хозяйствах зернового направления, широким распространением отработочной системы, суть которой заключалась в обработке помещичьей земли инвентарем крестьян за предоставление им в аренду пахотной земли и других угодий. Наибольшее распространение отработочная система получила в Витебской и Могилевской губерниях. В Минской, Гродненской и Виленской губерниях помещики широко использовали труд наемных рабочих. Но и в этих губерниях отработки занимали значительное место, особенно в период уборки зерновых и трав. Необходимо отметить, что в целом техническая оснащенность земледелия как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйствах почти ничем не отличалась от дореформенной.
Несмотря на остатки феодально-крепостнических отношений, капитализм в сельском хозяйстве Беларуси развивался относительно быстро. Этому содействовал ряд обстоятельств: развитие промышленности, системы капиталистического кредита, рост железнодорожного строительства и городов, а также концентрация войск на территории Беларуси. Все это создавало благоприятные условия для развития торгового земледелия и рыночных отношений.
Мощным катализатором эволюции сельского хозяйства Беларуси явился мировой аграрный кризис 80-90-х гг., вызвавший резкое снижение цен на хлеб. Это привело к коренным изменениям в экономической организации и технической оснащенности сельского хозяйства, к окончательной победе торгового земледелия и увеличению рыночного спроса. В связи с большим сокращением в начале 80-х гг. посевных площадей под зерновые культуры сельское хозяйство Беларуси начинает специализироваться на выращивании технических культур (картофеля, льна и др.) и мясо-молочном животноводстве, связанном с производством масла и сыра.
Развитие молочного хозяйства оказало влияние на структуру посевных площадей. Так, в крупных поместьях, на землях зажиточных крестьян (чаще всего купленных и арендных) вводилась многопольная система севооборота, применялись минеральные удобрения, расширялось использование машин (молотилки и др.) и усовершенствованных орудий труда (железные плуги, бороны). По применению машин Беларусь стояла на одном из первых мест в Российской империи, хотя в целом во всем сельском хозяйстве преобладала ручная техника.
Важным видом капиталистического предпринимательства как у помещиков, так и у зажиточных крестьян было винокурение, основным сырьем для которого сначала было зерно, преимущественно рожь, затем картофель. Отходы винокурения шли на корм скоту. Развитие торгового земледелия, его специализация по отдельным отраслям (молочное животноводство, производство льна, пеньки, винокурение) расширяли обмен между земледелием и промышленностью. Это содействовало росту внутреннего рынка и привело в конце XIX в. к появлению в помещичьих хозяйствах крупных высокотоварных капиталистических форм, работающих исключительно на рынок. Количество малотоварных поместий, основанных на отработочной системе, постепенно сокращалось. Обедневшие дворяне продавали поместья и шли на государственную службу, а их земля попадала в капиталистический оборот. Одна ее часть покупалась дворянством, другая приобреталась купцами и зажиточными крестьянами.
Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве усилило процесс социального расслоения крестьянства. С одной стороны, росла сельская буржуазия, а с другой - увеличивалось малоимущее крестьянство. Надельная земля, полученная в 60-е гг. по уравнительному принципу, уже к концу 70-х гг. была распределена неравномерно. Увеличилось количество безземельных дворов. Малоземельные и безземельные крестьяне, вынужденные наниматься к помещикам или зажиточным крестьянам, становились по сути наемными сельскохозяйственными рабочими.
К началу XX в. в белорусской деревне беднота составляла 60%, середняки - около 30, сельская буржуазия - 10% от всех крестьян.
В 1905 г. дворяне в Белоруссии держали в своих руках 41% всей земли. Они составляли абсолютное большинство среди 2896 латифундистов-собственников, которые владели 500 и более десятинами, а также и среди крупных помещиков (5431), которые имели имения от 100 до.500 десятин. Многие помещичьи хозяйства, прежде всего крупные, приспособились к рынку. Капиталистическая система значительно потеснила полукрепостнические, отработочные формы хозяйствования и существенно укрепилась в сельском хозяйстве Белоруссии в целом. Тем не менее развитие капитализма по прусскому пути, начало которому положила реформа 1861 г., и через 40 лет после ее не привело к решению аграрного вопроса.
Основой хозяйства преобладающего большинства крестьян оставались надельные земли, которыми они не могли распоряжаться так, как хотели, даже в тех регионах, где было подворное землевладение. К началу XX в. после неоднократных семейных разделов наделы значительно помельчали. Возросло количество безземельных и малоземельных крестьян. В 1905 г. из 660 тыс. крестьянских дворов Белоруссии около 70 тыс. (12%) являлись безземельными, а 251,4 тыс. (42,6%) имели наделы до 8 десятин, с которых они не могли прожить. Не обеспечивал в то время прожиточный минимум средней крестьянской семьи в 6-7 душ и надел до 15 десятин на двор. А таких крестьянских дворов насчитывалось 82,5%. При этом крестьянин без согласия сельской общины не мог продать свой надел, заложить его в банке и т.д. Он был фактически прикреплен к тем повинностям, которые были связаны с наделом. Именно многочисленные налоги и повинности при низкой плодородности земли и отсталой агротехнике и приводили к тому, что крестьянская семья, имея надел до 15 десятин, не могла прокормить, одеть себя, по-человечески жить.
Средневековые формы землевладения, сословная неполноправность и униженность крестьянина, непосильные налоги и повинности, которые он нес на пользу помещичьего государства, были основной причиной, которая тормозила развитие не только сельского хозяйства, но и промышленности, ибо и паупер-крестьянин, который находился в кабальной зависимости от помещика, и помещик, который вел свое хозяйство методами полукрепостнической эксплуатации таких крестьян, почти не являлись потребителями промышленных товаров. Ограниченность внутреннего рынка все больше обостряла противоречия между высокоразвитой промышленностью и отсталым полукрепостническим сельским хозяйством. Не случайно именно аграрный вопрос является главным и первоочередным в процессе созревания и развития первой русской революции 1905-1907 гг.
Рост массового аграрного, а затем и политического движения российского крестьянства в 1905 г. заставил царское правительство признать неизбежность реформы старых порядков в деревне. Инициатором и главным руководителем преобразований выступил премьер-министр и министр внутренних дел П.А. Столыпин, который осознал необходимость ломки средневековых форм землевладения с целью расчистить путь для капиталистического развития России. Ставка делалась, с одной стороны, на то, чтобы разбить единый, общекрестьянский фронт против помещиков, расколоть деревню, ускорить создание класса сельской буржуазии из числа зажиточного крестьянства, привлечь его к поддержке царского правительства и таким образом поставить преграду на пути революционного движения. А с другой стороны, чтобы обеспечить условия быстрого развития экономики страны. Важнейшими средствами достижения этой цели являлось разрушение крестьянской общины, насаждение хуторов и переселение "избыточного" в европейской части России крестьянства в Сибирь и на Дальний Восток. А в целом - переход от прусской к американской (фермерской) модели землепользования.
Первоначальным, исходным этапом реформы, необходимым для становления частной крестьянской земельной, собственности, являлось разрушение крестьянской общины. Указ 9 ноября 1906 г. позволял каждому хозяину по его желанию выйти из общины и закрепить в личную собственность свою надельную землю. Санкцию на это должно было дать общее собрание сельской общины в продолжение месяца со времени подачи заявления. Если собрание не удовлетворяло просьбу, то окончательно решал вопрос земский начальник. Крестьянину, который выходил из общины, разрешалось требовать выделения земли в одном участке, на хуторе. Таким образом решался вопрос о ликвидации чересполосицы, которая препятствовала прогрессу крестьянского хозяйства.
По указу от 29 мая 1911 г. землеустроительные комиссии получили право принудительно - в целях ликвидации чересполосицы - выделять крестьянам землю в одном участке и таким образом толкать их к переселению на хутора. К 1915 г. в Могилевской губернии вышли из общины 56,8%, а в Витебской 28,9% хозяев. Всего в этих двух губерниях закрепили землю в личную собственность 48% общинных дворов (против 22% в целом по России).
На реализацию реформы в Белоруссии и Литве определенный отпечаток наложил открыто великодержавный, по сути колониальный курс политики царизма, который при Столыпине проявился в дополнительных мерах по насаждению здесь русского землевладения. За счет казенных земель здесь был создан специальный, фонд для русских переселенцев. Соответствующую политику должен был проводить и Крестьянский банк. В результате в 1907 - 1912 гг. только в Гродненской губернии русские поселенцы при помощи банка купили у помещиков "польского происхождения" почти 28 тыс. десятин земли, а сам банк в этих же целях приобрел более 13 тыс. десятин.
Хуторское хозяйство широко пропагандировалось в печати. Создавались показательные хутора, которые обеспечивались” сортовыми семенами, саженцами плодовых деревьев, породистым скотом, минеральными удобрениями, усовершенствованным инвентарем, машинами и др. В Виленской губернии до конца 1914 г. было организовано 387 показательных хозяйств на площади около 5,6 тыс. десятин. Такие же хозяйства создавались и в других белорусских губерниях. Для перенимания их опыта организовывались экскурсии крестьян как в пределах Белоруссии, так и в других краях, например в Финляндии. На все это отпускались немалые средства.
С целью интенсификации сельского хозяйства, повышения культуры земледелия и животноводства, их технической оснащенности в период реформы землеустроительными комиссиями и земствами принимались меры по укреплению агрономической, зоотехнической, ветеринарной службы, организации точек продажи и проката усовершенствованных сельскохозяйственных машин и оборудования, складов минеральных удобрений, семян, "заводов" племенного скота и т.д. Количество агрономов в Витебской губернии в 1909-1913 гг. увеличилось с 3 до 169 человек.
За 10 лет осуществления реформы на надельной, казенной и купленной банком земле в 5 западных губерниях было создано более 12,8 тыс. хуторов, которые заняли площадь около 1,4 млн. десятин. Процент созданных в Белоруссии хуторов (12) был выше, чем в 1 России в целом (10). Хуторизация постепенно набирала - темпы: из всех хуторов, что возникли здесь до 1915 г., около 2/3 появились в 1911-1914 гг.
Однако эффективность всей отмеченной деятельности в целом была невысокой по причине бедности и неграмотности преобладающего большинства крестьян. Единственное, что реально дала бедняцкой массе столыпинская реформа, это возможность продать свой надел и избавиться таким образом от опеки сельской общины, а значит, и от кабалы местного помещика, ростовщика, кулака. Реформа открыла для полупролетарского населения деревни свободу выбора занятий, поиска более выгодного места и условий продажи своей рабочей силы, а для зажиточных крестьян - более широкие возможности для интенсификации хозяйства. В выигрыше оставались и помещики, которые сохранили своя имения. В тяжелом положении оказались только те из них, кто вел хозяйство путем кабальных отработок.
Особенно крепкий удар по последним нанесла отмена запрета на переселение крестьян в азиатскую часть России. Более того, чтобы притупить острие аграрного вопроса в европейской России, правительство принимало определенные меры для поощрения переселенцев. С этой, целью выделялись средства на проезд, краткосрочные займы и безвозвратная денежная помощь, обеспечивались специальные, поезда, готовились пункты приема и распределения переселенцев, нарезались участки и т.д.
За 1904-1914 гг. из пяти западных губерний переселились 368,4 тыс. человек, из них около 70% -в 1907 - 1909 гг. Пик переселения (102,5 тыс) падает на 1909 г., когда крестьяне лишились последней надежды получить бесплатно помещичью землю на родине с помощью Государственной думы. Абсолютное большинство переселенцев (до 77%) составляли безземельные и малоземельные крестьяне. Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими просторами и выгодами, льготами и правительственной помощью переселенцам, они нередко за бесценок распродавали свое имущество и выезжали в Сибирь.
Однако помощь со стороны правительства была мизерной. Чиновническо-бюрократическая система не смогла надлежащим образом организовать переселения. Нередко участки земли отводились в местах, далеких от дорог и водоемов. Во многих местах отсутствовала медицинская помощь, что приводило к массовым заболеваниям в суровом крае. В связи с этим некоторые переселенцы были вынуждены возвращаться назад. Всего за 1907 - 19Г4 гг. в Белоруссию вернулись 36,5 тыс. (около II%) переселенцев - совсем обедневших людей, которые потеряли последние средства и надежды обзавестись своим хозяйством.
Именно горький опыт многих тысяч переселенцев, который не скрывался в тогдашней печати, привел к резкому сокращению количества переселенцев в 1910 - 1914 гг. Начало первой мировой войны прервало реализацию столыпинской реформы. Однако и те мероприятия, которые были проведены, в значительной степени содействовали развитию капиталистических отношений, в сельском хозяйстве Белоруссии.
Существенно ускорился процесс распада феодальной и роста буржуазной земельной собственности. В 1911 - 1914 гг. дворяне, чиновники, офицеры продали в пяти западных губерниях 1514 тыс. десятин земли. Из них крестьяне купили 714,1 тыс., а купцы и мещане - 241,6 тыс. десятин. Преобладающая часть купленных земель переходила в собственность крестьян-предпринимателей. Крестьянская беднота, получив в ходе реализации столыпинской аграрной реформы право собственности на землю, как правило, выступала на земельном рынке в качестве продавца. В 1907-1914 гг.40,8 тыс. крестьянских дворов из числа тех, что вышли на хутора и отруба, продали 177,8 тыс. десятин земли.
При этом на одного продавца приходилось в среднем около 4,6 десятин. К концу первого десятилетия существенно возросла техническая оснащенность помещичьих и определенной части зажиточных крестьянских хозяйств. В 1910 г. на помещичье имение уже приходилось в среднем по 5 железных плугов и по 5,5 разных сельскохозяйственных машин \ (молотилок, веялок, сеялок, жаток, сенокосилок).
Количество молотилок и веялок увеличилось и в хозяйствах зажиточных крестьян до 32,4 тыс. В результате крестьяне имели на 2,8 тыс. больше этой техники, чем помещики, зато сеялок, жаток и сенокосилок у них почти не встречалось.
В большинстве помещичьих, а также во многих кулацких хозяйствах возросло использование наемного труда (годовых, сезонных и поденных рабочих. Накануне первой мировой войны насчитывалось свыше 200 тыс. постоянных сельскохозяйственных рабочих (батраков, слуг). Кроме того, в летний период помещики и кулаки нанимали большое количество поденных и сезонных рабочих.
Все это содействовало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве Белоруссии [13, с.48-70].
2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг.
История становления и развития земельного законодательства и права в Республике Беларусь - это история развития государства и права вообще, в том числе и история становления и развития союзного государства - бывшего СССР.
Коренное переустройство земельных отношений и земельного строя было осуществлено на базе социалистической национализации земли, провозглашенной Декретом "О земле". Этот Декрет заложил основы нового земельного строя.
В статье 1 этого земельного закона указывалось, что помещичья собственность отменяется немедленно и без всякого отказа. В статье 2 говорилось: "Помещичьи имения, равно как все земли: удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания". Одновременно подчеркивалось, что не подлежали конфискации земли рядовых крестьян и рядовых казаков (ст.5 Декрета). Таким образом, в Декрете "О земле" было законодательно оформлено осуществление основного требования крестьян. С изданием этого Декрета, крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков больше не будет. А это, как говорил В.И. Ленин, было самое главное.
В Декрете нашел закрепление действовавший вплоть до 80-х годов принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей.
При проведении земельных преобразований в силу ст.4 Декрета следовало руководствоваться Крестьянским наказом, составленным на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией "Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов". Он был приложен к Декрету "О земле" и стал его неотъемлемой частью. Право землепользования, согласно ст.6 Крестьянского наказа, предоставлялось независимо от пола всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом, при помощи членов семьи или в товариществе. Одновременно вводилось уравнительное землепользование (земля распределялась по трудовой или потребительской норме). Сразу же государство приступило к формированию государственного земельного реестра. Достаточно сказать, что в соответствии со ст.3 Крестьянского наказа, земельные участки с высококультурными хозяйствами не подлежали разделу, были объявлены как показательные. Они подлежали передаче в зависимости от размера в исключительную собственность государства.
Декрет "О земле" решал две важнейшие задачи: национализацию земли и начало перехода к социалистическим принципам в земледелии. Его продолжением и развитием явился и Декрет "О социализации земли". Он подтверждал отмену частной собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФРС. Земля, как было указано в ст.2 Декрета, без всякого выкупа переходит в пользование народа. Право пользования ею получили: государство в лице его органов; общественные организации; сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные организации, сельские общества, отдельные семьи и граждане. Для застройки такое право было закреплено за торгово-промышленными и транспортными предприятиями.
Право землепользования предоставлялось гражданам независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства. Основным требованием при этом было требование ее обработки исключительно собственным трудом. Применение наемного труда прекращало право пользования землей.
Декрет "О социализации земли" предусмотрел и некоторые формы коллективных хозяйств. Это - кооперативные хозяйства, создаваемые самими крестьянами, и хозяйства, создаваемые государством [12, с.39].
Одновременно становление самостоятельного земельного законодательства и права на Беларуси самым тесным образом связано со становлением и развитием белорусской государственности. Как известно, в 1917-1918 гг. территория РБ находилась частично под оккупационным режимом Польши. Часть ее была захвачена немцами. Большая часть Беларуси в период становления власти Советов оказалась в рамках западной области. Она объединяла Минскую, Могилевскую, Витебскую губернии и не оккупированные немецкими войсками части Виленской и Гродненской губерний [9, с.12-13].
Для руководства отраслями государства, наряду с другими, были созданы продовольственные и земельные комиссариаты (отделы).
Первый Всебелорусский съезд Советов, который состоялся 2-3 февраля 1919 года, принял Конституцию Белорусской республики, в соответствии с нею земельный фонд был объявлен общегосударственной собственностью. В центре внимания съезда стоял аграрный вопрос. Республика Беларусь провозгласила переход от частных форм землепользования к общественно-коллективной. Планировалось создать различные организационные формы использования земли: совхозы, колхозы, товарищества.
На освобожденной территории Беларуси получили силу законы РСФСР. В области правового урегулирования земельных отношений великое значение имели Тезисы ЦК КП Литвы и Беларуси по аграрному вопросу от 24 мая 1920 г., принятые накануне освобождения от немецкой оккупации. Этот документ, имевший силу закона, предусматривал немедленную бесплатную передачу бывших помещичьих земель, за исключением некоторых хозяйств с развитым хозяйством и высоким техническим обслуживанием, в коллективное пользование коммунам, безземельным и малоземельным крестьянам.
13-17 декабря 1920 г. состоялся второй Всебелорусский съезд Советов, который рассмотрел и вопросы о земельных отношениях, развитии промышленности и сельского хозяйства, принял ряд дополнений к Конституции 1919 г., которые существенно ее обновили. Одновременно по предложению Комиссариата землеустройства были приняты и утверждены "Тезисы по аграрному вопросу". В соответствии со ст.7 Тезисов отменялась всякая частная собственность на землю. В области продовольственного вопроса сохранялись старые принципы продразверстки.
Немаловажное значение для развития как сельского хозяйства в целом, так и для развития земельного права имел Закон Президиума ЦИК БССР от 7 сентября 1922 г. "О трудовом землепользовании". В соответствии с ним жителям сельской местности разрешалось самостоятельно выбирать формы землепользования. Одновременно им было предоставлено право получить хуторские наделы, а также дополнительные земельные участки (для малоземельных и безземельных крестьян).
На территории БССР в первые годы после установления новой власти продолжали пользоваться нормативными актами РСФСР, поскольку БССР рассматривалась как часть РСФСР. С целью координации основных мероприятий по развитию сельского хозяйства между БССР и РСФСР 19 января 1922 г. было заключено соглашение о вхождении БССР в Федеральный Комитет по земельным вопросам. В сентябре 1922 г. ЦИК БССР издал Закон "О трудовом землепользовании", который разрешал крестьянам вести свое, индивидуальное хозяйство, проводить аренду земли, использовать наемный труд. Первый Земельный кодекс БССР был утвержден 29 марта 1923 г. Он состоял из трех частей. Первая часть регулировала трудовое крестьянское землепользование, вторая - использование государственной земельной собственности, третья - землеустройство и переселение. После возвращения в состав БССР восточных районов возникла необходимость введения единого земельного законодательства для всей республики. С этой целью в 1925 г. был издан второй Земельный кодекс БССР, которым закреплялись все установленные ранее принципиальные положения о трудовом крестьянском землепользовании. В 1929-1930 гг. в СССР был взят курс на ликвидацию единоличных крестьянских хозяйств и создание колхозов. В этой связи и в БССР крестьян лишали земли, и велся курс на ликвидацию единоличных крестьянских хозяйств и создание колхозов. Примерный устав сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. ликвидировал границы между крестьянскими наделами, их полевые наделы сливались в единый массив колхоза [12, с.41].
На основании решений XV съезда Коммунистической партии о всемерном развертывании коллективизации сельского хозяйства и путях ее осуществления 15 декабря 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства. Они разграничили компетенцию СССР и союзных республик по распоряжению и управлению земельным фондом. В Общих началах получили закрепление принципы организации землеустройства, закреплялись коллективные формы землепользования, в первую очередь, колхозов и совхозов.
В этот период закрепляется правовой статус земель населенных пунктов, земель лесного и водного фонда, промышленности, транспорта. Причем, урегулирование важнейших земельных отношений осуществлялось на основе общесоюзных нормативных актов. Так, принимаются такие общесоюзные нормативные акты, как Положение о землях, предоставленных транспорту, которое утверждено 28 августа 1925 г. Горное положение, утвержденное 9 ноября 1927 г. Следует отметить, что данные нормативные акты действовали более пяти десятилетий.
Индивидуальное землепользование граждан, населявших города и городские поселки, носило подсобный характер. Постепенно было установлено нормированное землепользование граждан. Так, законодательно закреплялось предоставление земельных участков для коллективного и индивидуального огородничества. СНК СССР в постановлении от 25 декабря 1934 г. "О развертывании индивидуального рабочего огородничества" предусмотрел предоставление рабочим и служащим земельных участков под огороды в размере от 1/8 до 1/4 га на семью.
В сельской местности рабочие и служащие, учителя и другие категории работников, не состоявшие членами колхозов, могли получить в пользование приусадебный участок, размером до 0,15 га, включая застроенную землю, и только при наличии свободных земель приусадебного фонда.
Законодательство урегулирует правовой режим городских земель, земель лесного фонда, земель специального назначения. В целом же оно было направлено на упрочение института права государственной собственности на землю.
3. Земельные отношения и земельное законодательство Беларуси В 1937-1968 гг.
Земельное законодательство в 1937-1968 гг. основывалось на Конституции БССР 1937 г. Она законодательно закрепила социалистическую собственность на орудия и средства производства и социалистическую систему хозяйства в качестве экономической основы БССР. Одновременно нормы Конституции установили государственную собственность на землю, недра, леса и воды.
Получил дальнейшее развитие и институт колхозного землепользования. В силу ст.8 Конституции БССР земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Таким образом, в Конституции был закреплен как принцип бессрочного земельного пользования, так и принцип бесплатного землепользования. Позднее принцип бесплатного землепользования был распространен на все земли сельскохозяйственного назначения как вне черты городов, так и в ее границах. Одновременно был запрещен всякий оборот земли, особенно аренда земель сельскохозяйственного назначения, способных приносить существенный доход [12, с.43].
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 июня 1937 г. "О воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного значения" была запрещена аренда, а также другие формы отчуждения сельскохозяйственных земель. Их предоставление осуществлялось в бесплатное пользование учреждениям, организациям и отдельным гражданам. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 декабря 1937 г. принцип бесплатного землепользования был распространен на побочные виды пользования землей в лесах: сенокошение, пастьбу скота, т.е. пахотными угодьями и т.д.
Институт пахотного землепользования был укреплен установлением границ данных земель в натуре, отграничением их от земель иных землепользователей, а также рядом иных мер. Они были направлены на предотвращение необоснованных изъятий земель колхозов для государственных нужд. Одновременно была пресечена практика увеличения приусадебных участков колхозников сверх нормативов, установленных в уставах, превращения приусадебного участка фактически в часть колхозного двора.
На основании Постановления СНК СССР от 2 июня 1938 г. ограничивались случаи изъятия земель колхозов для государственных нужд, признавалось необходимым их согласие на такое изъятие, устанавливались минимальные (до 10 га) площади колхозных земель, которые могут быть изъяты по ходатайству совнаркома республики с разрешения Наркомзема СССР, причем с обязательным сообщением об этом СНК СССР. Санкцию на изъятие свыше 10 га колхозных земель мог дать только СНК СССР.
Пленумом ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания" общественные земли колхозов объявлялись неприкосновенными, не допускалось их уменьшение, был предусмотрен обмер приусадебных участков колхозов с тем, чтобы выявленные излишки передавать в общественный земельный фонд колхозов. Данным нормативным актом предусматривалось деление земельного фонда колхоза на земли общественного и приусадебного пользования.
Практически это деление просуществовало до принятия в декабре 1980 г. Кодекса о земле.
В 1937-1940 гг. осуществлялись первые мероприятия по социалистическому преобразованию западных областей Белоруссии, в том числе национализации земли, конфискации помещичьих земель, земель монастырей, уничтожения крупного землевладения чиновников и ликвидация на этой основе безземелья и малоземелья значительной части крестьянства. В основу земельных преобразований был положен Декрет о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г., а также Общие начала землепользования и землеустройства.
В Декларации Народного собрания Западной Белоруссии "О конфискации помещичьих земель", которая была принята 30 октября 1939 г., было установлено, что "Белорусское народное собрание, руководствуясь интересами трудящихся масс, провозглашает на территории Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земель монастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их живым и мертвым инвентарем и усадебными постройками. Отныне вся земля Западной Белоруссии с ее Недрами, а также леса и воды объявляются общенародным достоянием, т.е. государственной собственностью".
В Декларации закреплялся принцип, в соответствии с которым землей должен пользоваться тот, кто трудится на ней, кто сам обрабатывает землю. В первые годы существования нового строя в западных областях Белоруссии начали возникать колхозы, созданы совхозы и другие новые организационно-правовые формы ведения сельского хозяйства. Законодательно были определены предельные нормы землепользования граждан и крестьянских дворов в зависимости от областных и районных условий. Следует отметить, что земельные преобразования в западных областях нe были завершены - началась Великая Отечественная война [12, с.45].
Земельное законодательство довоенного периода урегулировало и отношения, связанные с мелиорированием земель и организацией их рационального использования. Постановлениями СНК БССР и ЦК КП (б) Б от 8 апреля 1940 г. "О мероприятиях по улучшению мелиоративного строительства в БССР" был намечен ряд мер, которые были направлены на осушение земель и дальнейшее освоение заболоченных земель. СНК БССР и ЦК КП (б) Б утвердили план мелиоративных работ, наметили объемы земельных работ в мелиоративном строительстве. Накануне Великой Отечественной войны, 15 января 1941 г., СНК БССР впервые утвердил правила эксплуатации и охраны водно-мелиоративных систем и сооружений и использования осушенных земель колхозами для расширения посевных площадей и сенокосов.
Земельное законодательство в период Великой Отечественной войны было направлено на вовлечение в оборот дополнительных площадей сельскохозяйственных земель, повышения эффективности новых земель, получение продовольствия для нужд населения и армии. В сферу хозяйствования были вовлечены залежные земли, земли государственного запаса. На время войны совнаркомам союзных республик было предоставлено право разрешать предприятиям, учреждениям и воинским частям, при отсутствии свободных городских земель и земель запаса, использовать неиспользуемые земли колхозов для производства посевов.
Земельное законодательство в послевоенный период, как и другие отрасли законодательства, способствовало восстановлению земельных правоотношений, колхозного строя. В сентябре 1945 г. СНК БССР наметил неотложные меры по восстановлению осушительных систем и освоению ранее осушенных земель. Особое внимание было уделено охране земель сельскохозяйственного назначения [8, с.41-43].
Как известно, в годы Великой Отечественной войны ряд земель колхозов и совхозов оставались необработанными. Поэтому тем сельскохозяйственным предприятиям, которые имели достаточные трудовые и материальные ресурсы, было разрешено использовать неиспользуемые сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных предприятий.
Среди первоочередных мероприятий в послевоенные годы стояло осуществление землеустроительных работ, а также восстановление границ землепользовании колхозов и совхозов, восстановление мелиоративных систем, вовлечение в оборот ранее мелиорированных земель.
В восточных областях, освобожденных районах Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской областей БССР, восстанавливалось колхозное и совхозное землепользование. В западных областях осуществлялась коллективизация сельского хозяйства, устанавливаюсь приусадебное землепользование для членов колхозов и крестьян-единоличников, не вступивших в колхозы. Одновременно производилось укрупнение колхозов, что влекло изменение их земельных территорий.
Начиная с 1955 г. в правовую систему возвращены обязательный государственный учет земель, их распределение по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользовании на основе единой системы. Устанавливается порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств об отводе земельных участков для государственных, общественных и других надобностей [12, с.47].
4. История развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси В 1968-1990 гг.
В 1968-90 гг. происходит обновление всей системы законодательства, в том числе и земельного. В декабре 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик.
Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик приняты 13 декабря 1968 г. и введены в действие с 1 июля 1969 г. Они сделали земельное право кодифицированным. На базе Основ во всех союзных республиках были разработаны и приняты земельные кодексы союзных республик. В развитие Основ создавались общесоюзные и республиканские акты. Основы земельного законодательства 1968 г. включали в себя 50 статей, объединенных 11 разделами.
Они положили начало обновлению и совершенствованию земельного законодательства и права как в целом в СССР, так и в Белорусской ССР.
Важнейшими новеллами правового урегулирования земельных отношений являлись;
установление целей и задач правового урегулирования - научно-обоснованного, рационального использования всех земель и их охраны, повышение плодородия почв;
определение предмета правового регулирования земельных отношений;
классификация единого государственного земельного фонда на шесть категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса;
выделение в составе государственного земельного фонда новых категорий земель (например, горного, водного фонда);
закрепление права исключительной государственной собственности на землю;
расширение круга субъектов права землепользования;
более четкая регламентация полномочий союзных республик в области регулирования земельных отношений;
отнесение к ведению союзных республик значительного числа земельных вопросов.
Основы явились актом, объединяющим земельное законодательство.
С принятием Основ началось и обновление законодательства в Белоруссии.24 декабря 1970 г. Верховный Совет БССР утвердил Земельный кодекс БССР. До этого времени действовал устаревший, но формально не отмененный Кодекс Белорусской ССР 1925 г. Кодификация земельного законодательства Белорусской ССР была осуществлена на базе Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Земельный кодекс БССР 1970 г. состоял из 12 разделов, 143 статей. Данный кодекс повторил структуру Основ, предусмотрел только общие правила регламентации земельных отношений. Вместе с тем в ЗК 1970 г. содержались специальные нормы (ст.6 и ст.7), разграничивавшие компетенцию Союза ССР и Белорусской ССР в области регулирования земельных отношений. Общим принципом такого разграничения является положение о том, что вне пределов, указанных в Конституции, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Ведению Белорусской ССР в области регулирования земельных отношений подлежали:
распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом;
установление перспективных планов его использования;
установление порядка пользования землей и организации землеустройства;
принятие планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией почв;
осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
регулирование земельных отношений по другим вопросам, не отнесенным к компетенции Союза ССР.
Право на получение земли в пользование закреплялось за колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями, промышленными, транспортными и другими несельскохозяйственными государственными предприятиями и организациями, а также гражданами.
Земельное законодательство этого периода основывалось на принципе бесплатного землепользования, причем безвозмездность была основой отношений не только между землепользователями и государством, но и между самими землепользователями, когда один предоставлял часть своих земель другому в случаях и порядке, разрешенных законодательством.
В пользовании граждан в соответствии со ст.13 Конституции БССР могли находиться земельные участки, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Объем земельных прав граждан, как и размеры предоставляемых им земельных участков, были тесно связаны с их трудом в общественном производстве, местом проживания, условиями землепользования и составом отводимых гражданам земель. Причем любое использование земли осуществлялось на основе исключительной государственной собственности на нее.
Земля, как говорилось в ч.2 ст.3 ЗК БССР 1970 г., состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование.
Постепенно осуществлялась кодификация водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, нормы которых урегулировали и отношения, связанные с использованием соответствующих земель: лесного фонда, водного фонда и др. В них содержались законоположения, регулирующие права землепользователей, осуществляющих использование вод, недр, лесов, устанавливающие природоохранные требования. В БССР были приняты соответствующие кодексы [12, с.51].
5. Земельная реформа в республике Беларусь (1991-2002 гг.)
Земельная реформа - это изменение земельного правопорядка, существовавшего до 1991 г. Она явилась составной частью экономических реформ. Предпосылками ее стали преобразования отношений собственности, в том числе и земельной собственности. Предпосылкой проведения земельной реформы в Республике Беларусь явилось провозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятие новой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в Республики Беларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидации исключительной собственности государства на землю и постепенного перехода от национализации к денационализации земли.
Постепенно процесс земельных преобразований затронул и другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований, как:
приватизация земель;
закрепление права собственности на землю за Республикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами;
расширение круга прав на землю и форм ее использования;
вовлечение земельной недвижимости в гражданский оборот;
введение платности землепользования и ряд других.
В основе земельной реформы - изменение законодательства и правового регулирования земельных отношений. Особенностями проведения земельных преобразований в Республики Беларусь явились следующие. Во-первых, реформирование земельного строя и земельных отношений было постепенным. В его основе - развитие как общего законодательства о приватизации, собственности, рынке недвижимости, налогах, так и специального законодательства о земельных ресурсах, земельной собственности, формах использования земель, их охране. Во-вторых, земельная реформа, будучи связанной с осуществлением аграрных преобразований, несколько опережала последние. Радикальные изменения производственных отношений в аграрном секторе экономики начались позже начала проведения преобразования земельных отношений.
Первые нормативные правовые акты земельных преобразований были приняты тогда, когда Республика Беларусь была одной из союзных республик бывшего Союза ССР. В 1990 г. приняты Закон о собственности в СССР, а также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, которые положили начало земельных реформ в бывшем Союзе ССР и БССР.
Начало новому реформированию земельного законодательства в Республике Беларусь было положено Основами земельного законодательства Союза ССР и республик 1990 г. Новый закон в отличие от прежних Основ земельного законодательства:
предусмотрел наряду с правовым титулом хозяйственного использования земли - правом землепользования, титул землевладения;
закрепил землю в качестве народного достояния;
уточнил состав единого государственного земельного фонда;
установил возможность аренды земель;
урегулировал ряд иных земельных отношений.
Основы законодательства о земле хотя и не предусмотрели частную собственность на землю, но закрепили такую новеллу для земельного правопорядка, как институт землевладения, возможность передачи земли по наследству, разрешили аренду земли и предусмотрели плату за землю.
Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенный Кодекс о земле.
Преамбулой данного Закона перед законодательством поставлены новые цели: создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранение и улучшение природной среды, равноправное развитие всех форм хозяйствования [12, с.53].
Земельная реформа в рассматриваемый период проводилась на основании законов Республики Беларусь:
Об аренде (1990 г);
О платежах за землю (1991 г);
О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г);
Об охране окружающей среды (1992 г);
О праве собственности на землю (1993 г);
Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 г);
Об объектах, находящихся только в собственности государства (1998 г);
О личных подсобных хозяйствах граждан (2002 г) и ряда других.
Процесс приватизации земель потребовал создания адекватного организационного, экономического и правового механизма его осуществления. Принимаются законодательные акты, регламентирующие вопросы:
порядка передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан;
выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, местными Советами депутатов;
порядка передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита;
аренды земель.
Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников).
Земельное законодательство постепенно расширяет круг целей и форм использования земель гражданами и юридическими лицами, объем правомочий землепользователей, землевладельцев и собственников земли, предусматривает судебную форму защиты их прав. Приоритетное значение придается землям сельскохозяйственного назначения. Они закрепляются в собственность государства.
Устанавливается новый порядок изъятия и предоставления земель. Принимается новое законодательство в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда, вод и земель водного фонда, недр и использования земель для добычи полезных ископаемых,
В рассматриваемый период разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, направленные на рациональное использование земли и ее охрану как важнейшего компонента окружающей среды.
Современное земельное законодательство решает широкие социальные задачи. Оно утвердило себя в качестве ведущего в системе законодательства о природных ресурсах и базируется на Конституции Республики Беларусь, которая принята на Республиканском референдуме 24.11.1996 г. Основой развития земельного права как отрасли права и законодательства является Кодекс о земле 1999 года, сконцентрировавший наиболее важные земельно-правовые нормы [12, с.55].
Задача.
Кудрин, получив разрешение на отвод ему земельного участка в размере 0,03га для строительства гаража, самовольно захватил из земель сельхозкооператива "Колос" 0,5га и засадил его картофелем.
Имеется ли в действиях Кудрина состав земельного правонарушения?
Решите вопрос о привлечении Кудрина к ответственности за нарушение земельного законодательства.
Решение задачи.
В действиях Кудрина безусловно имеется состав земельного правонарушения.
Земельное правонарушение - виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей, в том числе арендаторов земли.
Рассмотрим состав совершенного Кудриным земельного правонарушения:
А) Объект - права и охраняемые законом интересы сельхозкооператива "Колос", земля, находящаяся в его собственности;
Б) Субъект - Кудрин (физическое лицо, гражданин Республики Беларусь);
В) Субъективная сторона - прямой умысел Кудрина;
Г) Объективная сторона - действия, совершаемые в активной форме, а именно самовольный захват земли сельхозкооператива "Колос".
Кудрин должен быть привлечен к административной ответственности за совершенное земельное правонарушение (самовольный захват земельного участка) в соответствии со ст.47 КоАП Республики Беларусь, что влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3-х минимальных заработных плат. Также в соответствии со ст.159 Кодекса Республики Беларусь о земле он должен вернуть самовольно захваченный участок земли с приведением его за свой счет в пригодное для использования состояние сельхозкооперативом.
В соответствии со ст.160 Кодекса Республики Беларусь о земле Кудрин также обязан возместить вред, причинённый им сельхозкооперативу "Колос" в результате самовольного захвата земель, принадлежащих сельхозкооперативу "Колос". Согласно ч.1 ст.933 Гражданского кодекса Республики Беларусь Кудрин должен возместить имущественный вред сельхозкооперативу "Колос" в полном объеме (стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сельхозкооператив получил бы при отсутствии нарушения земельного законодательства Кудриным).
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.
4. Кодекс Республики Беларусь о недрах // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.
5. Водный кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.
6. Лесной кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005.
7. Вишневский А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1973 гг.). - Минск, 1995.
8. История государства и права Белорусской ССР (в двух томах). Том 2 (1937-1975 гг.). - Минск: Наука и техника, 1976.
9. Круталевiч В.А., Юхо I. A. Гiсторыя дзяржавы i права Беларуci (1917-1945 гг.). - Минск: Беларуская навука, 1998.
10. Очерки по истории государства и права БССР. - Минск, 1958.
11. Очерки по истории государства и права БССР. Вып.2. - Минск, 1963.
12. Станкевич Н.Г. Земельное право: Учебное пособие. - Минск: Книжный Дом, 2003.
13. Юхо И.А., Сокол Л.К. Учебное пособие по истории государства и права Республики Беларусь. - М., 1994.