Европол, его назначение и структура управления
Содержаниие
Введение
Обновление Европола и его правового регулирования
Компетенция и функции современного Европола
Органы Европола
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Европол (англ. Europol) - это полицейская служба Европейского союза. Основными задачами службы являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами1.
Создание единой полицейской службы Европейского союза было предусмотрено еще в 1992 Маастрихтским соглашением.
С 3 января 1994 года служба существовала в ограниченном виде, как "Подразделение Европола по борьбе с незаконным оборотом наркотиков" (англ. Europol Drug Unit). В 1998 году все страны-члены Евросоюза ратифицировали Конвенцию о Европоле и с 1 июля 1999 года началась полноценная работа службы.
Первым президентом Европола был немецкий юрист Юрген Сторбек (Jürgen Storbeck). С февраля 2005 года этот пост занимает Макс-Петер Рацель (Max-Peter Ratzel).
В Европоле на данный момент числятся свыше 400 сотрудников и 100 офицеров связи Европола (англ. Europol Liaison Officer, ELO), откомандировыванных в Европол государствами-членами ЕС в качестве представителей их национальных правоохранительных органов.
На данный момент Европол координирует работу полицейских служб всех стран-членов Европейского союза.
Обновление Европола и его правового регулирования
Европейское полицейское ведомство это - правоохранительное учреждение, которое предназначено для оказания практического содействия и информационной поддержки на европейском уровне мероприятиям полицейских органов государств в области профилактики и борьбы:
1) с транснациональной организованной преступностью,
2) с международным терроризмом,
3) с "другими тяжкими формами преступности" международного характера: торговлей наркотиками, отмыванием денег и т.д.
Европол создан и функционирует в рамках организации "Европейский Союз" и, следовательно, распространяет свою деятельность на территорию его государств-членов. Однако в качестве учреждения с правами юридического лица Европол уполномочен устанавливать сотрудничество с не входящими в Европейский Союз ("третьими") государствами, а равно с международными организациями и учреждениями, включая Интерпол. В 2004 г. соглашение о сотрудничестве было заключено между Европолом и Российской Федерацией2.
В момент создания Европола (середина 90-х годов XX века) Европейский Союз не располагал полномочиями издавать законодательство в уголовно-правовой сфере.
По этой причине учреждение Европола осуществлялось путем заключения между государствами-членами специального международного договора, подписанного в 1995 г. и вступившего в силу в 1998 г. (Конвенция о создании Европейского полицейского ведомства, кратко именуемая "Конвенция о Европоле").
Впоследствии в Конвенцию о Европоле неоднократно вносились изменения и дополнения, в том числе направленные на расширение компетенции Европейского полицейского ведомства (отнесение к ведению Европола дополнительных категорий преступлений, предоставление ему права обращаться к государствам-членам с запросом о возбуждении, проведении или координации уголовных расследований и др.).
Пересмотр Конвенции о Европола, как и ее заключение, осуществлялся посредством специальных международных договоров (дополнительных протоколов), требовавших подписания и ратификации всеми государствами-членами. Поскольку государства-члены нередко затягивали ратификационный процесс, осуществление необходимых реформ в правовом статусе Европола откладывалось на многие годы.
Это обстоятельство побудило Европейский Союз, используя новые законодательные полномочия в уголовно-правовой сфере, предоставленные ему Амстердамским 1997 г. и Ниццким 2001 г. договорами, отменить упомянутую Конвенцию и заменить ее юридически обязательным нормативным актом, дальнейший пересмотр которого больше не будет нуждаться в национальных ратификациях.
В качестве такого акта и выступает Решение Совета от 6 апреля 2009 г. "О создании Европейского полицейского ведомства (Европол)". Решение от 6 апреля 2009 г. de jure и de facto выступает как документ, заново учреждающий Европейское полицейское ведомство3.
В связи с отменой Конвенции 1995 г. созданный на ее основе "старый" Европол прекращает свое существование.
На его месте создается "новый" Европол, который полностью интегрирован в организационный механизм Европейского Союза и должен финансироваться уже не за счет взносов государств-членов, а непосредственно из общего бюджета ЕС.
"Новый" Европол приобретает ряд дополнительных возможностей и полномочий, которыми не располагал его предшественник, в частности, полномочия заниматься преступлениями, которые не обязательно совершены в рамках преступной организации.
Местонахождение Европола - Гаага, в Нидерландах. Европол является правопреемником ведомства Европол, учрежденного Конвенцией о Европоле. В каждом государстве-члене Европол связан с одним национальным отделом, созданным или назначенным.
Созданный Решением от 6 апреля 2009 г. "новый" Европол выступает правопреемником "старого" Европола, в том числе в отношении заключенных последним международных соглашений.
Согласно статье 64 Решения он приступает к функционированию с 1 января 2010 г. или несколько позже (в случае, если к упомянутой дате Советом Европейского Союза еще не будет утвержден специальный регламент о привилегиях и иммунитетах персонала "нового" Европола).
Компетенция и функции современного Европола
В каждом государстве-члене Европейского Союза Европол располагает наиболее широкой правоспособностью, которую национальное законодательство данного государства-члена предоставляет юридическим лицам. Европол может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и выступать стороной в суде.
Компетенция Европола охватывает организованную преступность, терроризм и другие тяжкие формы преступности, затрагивающие два или большее число государств-членов таким образом, что ввиду масштабов, тяжести и последствий соответствующих преступлений возникает настоятельная необходимость в совместных действиях государств-членов4. Компетенция Европола также охватывает связанные преступления. Связанными признаются:
преступления, совершенные с целью приобрести средства совершения деяний, находящихся в сфере компетенции Европола;
преступления, совершенные с целью облегчить или довести до конца совершение деяний, находящихся в сфере компетенции Европола;
преступления, совершенные с целью обеспечить безнаказанность деяний, находящихся в сфере компетенции Европола5.
Европол осуществляет следующие основные функции:
сбор, хранение, обработка, анализ информации и сведений, и обмен информацией и сведениями;
безотлагательное сообщение компетентным органам государств-членов посредством и незамедлительное информирование их о связях, констатированных между преступлениями;
содействие расследованиям в государствах-членах, особенно, путем передачи национальным отделам всей уместной информации по этому поводу;
обращение к компетентным органам соответствующих государств-членов с запросами о возбуждении, проведении и координации расследований и выдвижение предложений об учреждении совместных следственных бригад по определенным делам;
предоставление государствам-членам сведений и помощи в анализе, когда проходят крупные международные мероприятия;
подготовка оценок угрозы, стратегических анализов и общих докладов, относящиеся к его цели, в том числе оценок угрозы, порождаемой организованной преступностью.
Европол также осуществляет следующие иные функции:
развитие экспертных познаний в отношении применяемых компетентными органами государств-членов процедур расследования и дача советов по проведению расследований;
предоставление стратегических сведений в целях создания благоприятных условий и содействия эффективному и рациональному использованию ресурсов, имеющихся на национальном уровне и на уровне Европейского Союза для оперативной деятельности, и оказание поддержки этой деятельности.
Европол может, исходя из имеющихся в его распоряжении штатов и бюджетных ресурсов, оказывать помощь государствам-членам, предоставляя им возможность пользоваться поддержкой, советами и исследованиями в следующих областях:
обучение персонала их компетентных органов в сотрудничестве с Европейским полицейским колледжем;
организация и оснащение этих органов;
методы предотвращения преступности;
анализ и полицейские методы технического и научного характера, а также методы расследования.
Государства-члены рассматривают любой запрос Европола о возбуждении, проведении или координации расследований по определенным делам и уделяют этим запросам все необходимое внимание.
Перед обращением с запросом о возбуждении уголовного расследования Европол информирует об этом Евроюст6. Если компетентные органы государства-члена решают не следовать запросу, сделанному Европолом, они информируют его об этом, указывая мотивы своего решения.
Ответы на запросы Европола о возбуждении, проведении или координации расследований по определенным делам, а также информация, сообщаемая Европолу о результатах расследований, передаются через компетентные органы государств-членов согласно правилам, установленным соответствующим национальным законодательством.
Органы Европола
Каждое государство-член Европейского Союза создает или назначает национальный отдел, ответственный за осуществление основных функций. В каждом государстве-члене назначается должностное лицо в качестве руководителя национального отдела.
Национальный отдел является единственным органом связи между Европолом и национальными компетентными органами государств-членов.
Однако государства-члены могут разрешать прямые контакты между их назначенными компетентными органами и Европолом при соблюдении условий, установленных соответствующим государством-членом, к которым, в частности, относится предварительное посредничество национального отдела7.
Национальный отдел одновременно получает от Европола всю информацию, обмениваемую в ходе прямых контактов между Европолом и назначенными компетентными органами. Отношения между национальным отделом и компетентными органами регулируются национальным правом и, в частности, уместными конституционными нормами.
Органами Европола являются Административный совет и Директор.
В состав Административного совета входят по одному представителю от каждого государства-члена и один представитель совместной Комиссии. Каждый член Административного совета располагает одним голосом.
Каждый член может направлять вместо себя одного заместителя; в случае отсутствия действительного члена заместитель может осуществлять его право голоса. Председатель и Вице-председатель Административного совета выбираются группой трех государств-членов, которые совместно разрабатывали восемнадцатимесячную программу Совета, и в рамках данной группы. Они осуществляют свои полномочия на протяжении восемнадцатимесячного срока, соответствующего программе Совета.
На всем протяжении этого срока Председатель больше не действует в качестве представителя своего собственного государства-члена в Административном совете. Вице-председатель автоматически замещает Председателя, когда последний не в состоянии выполнять свои функции.
Председатель несет ответственность за нормальное функционирование Административного совета при выполнении им своих задач8.
При Председателе состоит Секретариат Административного совета, который:
является тесно и постоянно вовлеченным в вопросы организации, координации и контроля последовательности работы Административного совета. Под ответственность и под руководством Председателя он содействует последнему в поиске решений;
предоставляет Административному совету административную поддержку, необходимую для выполнения его задач.
Административный совет:
принимает стратегию для Европола, которая включает критерии оценки, позволяющие определить, были ли достигнуты цели;
осуществляет надзор за деятельностью Директора, в том числе за исполнением решений Административного совета;
принимает любые решения или меры применения;
по предложению Директора и после запрашивания согласия Комиссии принимает положения о порядке применения в отношении персонала Европола;
после консультации с Комиссией принимает финансовый регламент и назначает бухгалтера;
создает подразделение внутреннего аудита и назначает его аудиторский персонал, который формируется из членов персонала Европола.
Европол возглавляет Директор, назначаемый Советом, постановляющим квалифицированным большинством, на основе списка из не менее трех кандидатов, представляемого Административным советом, сроком на четыре года: Совет по предложению Административного совета, который произвел оценку деятельности Директора, может возобновлять его полномочия один раз максимум на четырехлетний срок.
Административный совет устанавливает правила в отношении подбора кандидатов на пост Директора или заместителя Директора, а также возобновления их полномочий.
Эти правила до их вступления в силу утверждаются Советом, постановляющим квалифицированным большинством9. Директор несет ответственность за свою деятельность перед Административным советом и является законным представителем Европола.
Персонал Европола состоит из временных и/или договорных сотрудников. Административный совет ежегодно дает свое согласие в том случае, если Директор выразит намерение заключить договоры на неопределенный срок.
Административный совет решает, какие временные посты, предусмотренные штатным расписанием, может занимать только персонал, привлеченный из компетентных органов государств-членов.
Заключение
Таким образом, Европейская полицейская организация (Европол) - правоохранительная организация Европейского союза, основная цель которой заключается в повышении эффективности взаимодействия компетентных органов стран-членов ЕС в сфере борьбы с международной организованной преступностью.
Кроме того, приоритетны для Европола преступления против личности, финансовые преступления и кибер преступления10.
Агентство берется за такие дела, если в них замешаны организованные криминальные структуры и если эти преступления затрагивают интересы двух и более государств-членов Союза.
Под контролем и под юридическую ответственность заинтересованных государств Европол обеспечивает экспертизу и техническую поддержку расследований и полицейских операций, выполняемых в пределах ЕС.
Европол, кроме того, способствует развитию аналитических полицейских подразделений и гармонизации методов ведения следствия в государствах-членах Союза11.
Список использованных источников и литературы
Бирюков П.Н. О некоторых аспектах деятельности Евроюста // Международное публичное и частное право. - 2007. - №2.
Бирюков М.М. Европейское право: учеб. пособие для студ. вузов, 3-е изд., доп. - М: Омега-Л, 2008.
Войников В.В. Европейское полицейское ведомство (Европол): история, задачи, структура // Российская юстиция, 2005, № 7.
Грибовская Н.Н. Практика взаимодействия МВД России и Европола // Законодательство, 2007. - № 1.
Европейское право и национальное законодательство: сборник науч. трудов / ИНИОН РАН. - М., 2007.
Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. - М.: Спарк, 2009.
Каюмова А.Р. Механизмы осуществления уголовной юрисдикции государствами ЕС в рамках формирования пространства свободы, безопасности и правосудия // Международное публичное и частное право. - № 4. - 2007.
Решение Совета Европы от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол) // Journal officiel de l’Union européenne L 121 du 15.5.2009, p.37. Перевод и предисловие Четверикова А.О.
Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. - М.: Юристъ, 2008.
Трикоз Е.Н. Экономические преступления в уголовном законодательстве Европейского союза // Адвокат. - 2006.
Трыканова С.А., Орина И.В. Актуальные проблемы Европейского права: Учебное пособие - М.: Флинта: МПСИ, 2008.
Энтин Л.М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. - Москва: Норма, 2009.
1 См.: Войников В.В. Европейское полицейское ведомство (Европол): история, задачи, структура // Российская юстиция, 2005, № 7. – С.61-62.
2 См.: Грибовская Н.Н. Практика взаимодействия МВД России и Европола // Законодательство, 2007. - № 1. – С. 79-82.
3 См.: Решение Совета Европы от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол) // Journal officiel de l’Union européenne L 121 du 15.5.2009, p. 37. Перевод и предисловие Четверикова А.О.
4 См.: Каюмова А.Р. Механизмы осуществления уголовной юрисдикции государствами ЕС в рамках формирования пространства свободы, безопасности и правосудия // Международное публичное и частное право. - № 4. - 2007. – С. 47.
5 См.: Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. - М.: Спарк, 2009. – С. 59.
6 См.: Бирюков, П. Н. О некоторых аспектах деятельности Евроюста // Международное публичное и частное право. – 2007. - №2. – С. 35.
7 См.: Энтин Л.М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. - Москва: Норма, 2009. – С. 83.
8 См.: Трыканова С.А., Орина И.В. Актуальные проблемы Европейского права: Учебное пособие – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С. 175.
9 См.: Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. - М.: Юристъ, 2008. – С. 142.
10 См.: Европейское право и национальное законодательство: сборник науч. трудов / ИНИОН РАН. - М., 2007. – С. 143.
11 См.: Войников В.В. Европейское полицейское ведомство (Европол): история, задачи, структура // Российская юстиция, 2005, № 7. – С.63.