Действия нарядов милиции на месте происшествия
РЕФЕРАТ
Тема:
«Действия нарядов милиции на месте происшествия»
Содержание
1. Общие понятия и разделы Криминалистики
2. Правовое положение и тактические основы осуществления патрульно-постовой службы милиции
3. Действия нарядов ППСМ при совершении преступления и на месте происшествия
4. Особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений
5. Действия сотрудников подразделений ППСМ при выявлении административных правонарушений
6. Осмотр мест возможного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного правонарушения
Заключение
Литература
1. Общие понятия и разделы криминалистики
Криминалистика это наука, которая исследует закономерности подготовки, совершения и сокрытия преступного деяния, а также возникновения и существования его следов, помимо этого криминалистика подразумевает разработку системы специальных приемов, методов и средств собирания, исследования и оценки судебных доказательств, которые применяются в свою очередь в уголовном процессе для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Помимо этого криминалистика занимается разработкой методов и систем для предотвращения и предупреждения преступлений.
Криминалистика подразделяется на ряд разделов:
1). Теоретические основы криминалистики;
2). Криминалистическая техника;
3). Криминалистическая тактика;
4). Криминалистическая методика.
В разделе теоретические основы криминалистики изучают научные основы криминалистики, а также закономерности подготовки, совершения и сокрытия преступления, возникновение и существование его следов, и процесса его расследования.
Этот раздел в свою очередь подразделяется на подразделы:
а). Науковедческие основы криминалистики;
б). Криминалистическая ситуалогия;
в). Учения о криминалистических версиях;
г). Криминалистическая идентификация.
Раздел криминалистическая техника изучает закономерности возникновения и существования материальных следов преступления, в этом разделе криминалистики также разрабатываются приемы и научно-технические средства по собиранию и выявлению материальных следов преступления. К этому разделу относятся судебное почерковедение, дактилоскопия, судебная баллистика, трасология, одорология и другие.
В криминалистической технике применяются достижения технических и естественных наук, использование статистических и математических методов, вычислительной аппаратуры, спектроскопии, методов газовой хроматографии и других.
Раздел криминалистическая тактика изучает закономерности исследования следов преступления в рамках следственных действий. В криминалистическую тактику входят комплексы систем приемов, которые позволяют наиболее эффективно использовать возможности каждого следственного действия с учетом конкретной обстановки по делу. Этот раздел подразделяется на 2 подраздела:
а). Общая часть;
б). Особенная часть.
В состав особенной части входит тактика проведения отдельных следственных действий (тактика обыска, тактика осмотра, тактика выемки, тактика следственного эксперимента, тактика допроса, тактика очной ставки, тактика проверки показаний, тактика опознания и другие).
Криминалистическая методика – это раздел криминалистики, изучающий исследования события преступления применительно к конкретным видам преступления.
Криминалистическая методика подразделяется на 2 подраздела:
а). Общая часть;
б). Особенная часть;
Особенная часть состоит из методик расследования конкретных видов преступлений (методика расследования убийств, грабежей, разбоев, краж, взяточничества и других преступлений). В соответствии с этим разделом криминалистики, существует определенная последовательность и особенности проведения следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в ходе расследования преступлений и в зависимости, от категории которых будут выбраны соответствующие приемы и средства криминалистической тактики и техники.
2. Правовое положение и тактические основы осуществления патрульно-постовой службы милиции
В условиях, происходящих в стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимостью укрепления законности, особую актуальность приобретает обеспечение правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, поселков и других населенных пунктов. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит патрульно-постовой службе милиции. Эта служба входит в состав милиции общественной безопасности и выступает в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных местах специально назначаемыми нарядами милиции.
Правовую основу, регламентирующую организацию данной службы, обязанности, права и порядок деятельности ее нарядов, составляют Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, а также приказы и иные акты МВД России.
Основными принципами организации и деятельности патрульно-постовой службы милиции являются: законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность, а также тесное взаимодействие с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба, относятся: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; активное участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.
Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на патрульно-постовую службу, является поддержание тесной связи с населением и взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка. Наряды несут службу в тесном взаимодействии с добровольными народными дружинами и оказывают им, а также внештатным сотрудникам милиции и другим представителям общественности необходимую помощь в случаях, когда отдельные граждане допускают нарушения общественного порядка и не подчиняются их законным требованиям. Патрульные и постовые при совместном несении службы обязаны передавать дружинникам опыт и навыки борьбы с наиболее распространенными видами правонарушений, знакомить с особенностями обстановки на территории маршрута или поста, обращать внимание на места наиболее вероятного совершения правонарушений.
Важную роль в организации патрульно-постовой службы милиции играют дежурные части органов внутренних дел, командиры строевых, специальных, моторизованных частей и подразделений милиции. Так, дежурные части в значительной мере обеспечивают оперативное руководство службой нарядов, оказывают руководителям органов и подразделений помощь в расстановке и использовании сил и средств патрульно-постовой службы, отвечают за своевременную подготовку, инструктаж, направление нарядов для несения службы и качественное выполнение ими своих служебных обязанностей. Дежурные части обеспечивают наряды своевременной информацией о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников, похищенного имущества, принимают меры к усилению патрульно-постовой службы в местах напряженной оперативной обстановки, организуют необходимое взаимодействие между нарядами.
3. Действия нарядов ППСМ при совершении преступления и на месте происшествия
При получении сообщения о совершенном преступлении наряд выясняет у заявителя:
1. Место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.
2. Данные (приметы) о подозреваемом в совершении преступления, были ли очевидцы преступления и что известно о них.
3. В каком состоянии находится потерпевший и оказана ли ему помощь.
4. Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя. Эти данные записываются в служебную книжку, докладываются оперативному дежурному, и наряд действует по его указанию.
В случаях, не терпящих отлагательства, наряд немедленно прибывает на место происшествия, о чем докладывает оперативному дежурному.
На месте совершения преступления наряды обязаны:
1. Принять решительные меры к пресечению преступления.
2. Организовать преследование и задержание преступников.
3. Оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую помощь.
4. По возможности установить свидетелей (очевидцев).
5. Обеспечить охрану места происшествия.
6. Доложить о происшедшем оперативному дежурному и действовать в соответствии с его указаниями.
Последовательность действий зависит от характера совершенного преступления, состава наряда патрульно-постовой службы и других обстоятельств.
Главные задачи нарядов – лишение подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления возможности продолжить противоправные действия и его (их) задержание, оказание помощи потерпевшим.
Преследование подозреваемых в совершении преступления по горячим следам ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены. Наряды во время преследования должны действовать самоотверженно и инициативно, соблюдая при этом меры предосторожности, при необходимости обращаться за помощью к должностным лицам и гражданам, другим нарядам милиции.
Охрана места происшествия на период преследования лиц подозреваемых в совершении преступления обеспечивается соседними нарядами ППСМ или с привлечением граждан.
При невозможности организовать преследование подозреваемых в совершении преступления и их розыск патрульный (постовой) обязан неотлучно находиться на месте совершения преступления до прибытия следственно-оперативной группы или до получения распоряжения оперативного дежурного. С места происшествия немедленно удаляются все граждане, при необходимости потерпевшие, на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства. Никому, в том числе наряду, до прибытия следственной группы не разрешается к чему-либо прикасаться, переставлять вещи и предметы или изменять их положение.
Перемещение вещественных доказательств, с предварительной фиксацией их первоначального положения, допускается лишь в случае возникновения угрозы их порчи или уничтожения по погодным и другим обстоятельствам.
В необходимых случаях наряды производят оцепление места происшествия, для чего могут привлекаться представители общественности, внештатные сотрудники милиции, а также применяться различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства. Следы, оставленные личным составом нарядов, отмечаются ясно видимыми указателями и знаками.
Нарядам на месте происшествия не разрешается курить, бросать какие-либо предметы, вести не относящиеся к делу разговоры и отвечать на вопросы посторонних лиц.
Патрульный (постовой) на месте совершения преступления должен в первую очередь запомнить и сделать по возможности необходимые записи по фиксации обстоятельств, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды, температура, направление ветра, характер освещения. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей, осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек и других предметов, имеющих отношение к совершению преступления.
Сотрудники милиции на месте происшествия обязаны действовать решительно, спокойно и уверенно, не допускать суетливости, окриков и других действий, которые могут вызвать обострение взаимоотношений с гражданами.
К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой не предпринимать никаких самовольных действий, по документам устанавливает их личность, записывает фамилии, имена, отчества, домашние адреса, место (места) работы и номера телефонов; выясняет число участников преступления, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись, и какими транспортными средствами пользовались, государственные регистрационные знаки и особые приметы, какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.
Патрульный (постовой), оказывая первую доврачебную помощь или направляя потерпевшего в медицинское учреждение, осматривает его одежду и открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов и признаков, относящихся к преступлению, по возможности устанавливает его личность.
Место и поза, в которой обнаружен раненый, положение рук, ног, головы отмечаются с помощью мела, угля и других средств. Если потерпевший не проявляет видимых признаков жизни, то, прежде всего, проверяется, жив он или нет, по возможности не изменяя его позу и окружающую обстановку. Трупы до прибытия следственно-оперативной группы с места происшествия не удаляются и не перемещаются.
В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других факторов наряды принимают меры к их сохранению, закрывая фанерой, ящиками, брезентом, картоном, шифером и другими подручными средствами. Для предохранения следов на вертикальной поверхности устраиваются козырьки из железа, рубероида или других непромокаемых материалов. Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебной собаки.
При совершении преступления в помещении наряды могут входить туда только для его пресечения, задержания подозреваемых в совершении преступления, оказания помощи потерпевшим.
При прибытии следственно-оперативной группы или сотрудника, которому поручено расследование преступления, патрульный (постовой) докладывает о всех полученных сведениях, относящихся к преступлению, и принятых мерах, после чего действует по их указанию или распоряжению дежурного.
4. Особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений
Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке.
Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания. Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в органы внутренних дел, он должен четко уяснить правомерность своих действий, оценить свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания. При этом необходимо учитывать:
1. Личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан.
2. Вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление.
3. Возможность вооруженного сопротивления или нападения.
Основания и условия применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы.
Перед задержанием преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечения мер предосторожности.
В обязательном порядке наряд приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет снимается с предохранителя, патрон досылается в патронник.
Если необходимо произвести задержание группы подозреваемых в совершении преступления, патрульный (постовой) должен связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами и запросить усиление, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.
Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими причинение вреда гражданам и сотрудникам патрульно-постовой службы, возможность правонарушителя скрыться. Для обеспечения внезапности наряд незаметно приближается к задерживаемому, выбрав момент, когда он менее всего готов к оказанию сопротивления, подает команду: «СТОЙ. Руки ВВЕРХ» – и объявляет о задержании.
Во избежание сопротивления в отдельных случаях задерживаемым не сообщаются действительные основания задержания, а используются отвлекающие предлоги – нарушение общественного порядка, переход улицы в неположенном месте, проверка паспортного режима, карантин и тому подобное. В этих случаях команда «СТОЙ. Руки ВВЕРХ» не подается. В зависимости от обстоятельств наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников милиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются.
При проверке документов и опросе подозреваемого патрульный (постовой) должен стоять вполоборота в одном шаге от проверяемого и быть готовым к отражению нападения.
Доставление задержанных в милицию производится на специальном милицейском транспорте, а при его отсутствии – на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения – пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.
Патрульный (постовой) при доставлении задержанного должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения. Доставление задержанного пешим порядком осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками милиции, один из которых должен идти рядом с задержанным, ведя его, а другой – сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих. Если доставление производится одним сотрудником милиции, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны. При доставлении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов. 270. Патрульный (постовой), доставивший задержанного в органы внутренних дел, докладывает об этом рапортом на имя начальника горрайлиноргана внутренних дел. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении.
5. Действия сотрудников подразделений ППСМ при выявлении административных правонарушений
При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники подразделений ППСМ руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России. Они обязаны:
1. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения.
2. Проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя.
3. Зафиксировать выявленные в них сведения.
4. Установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.
5. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:
– Наличие события административного правонарушения.
– Лицо, совершившее противоправные действия.
– Виновность лица в совершении административного правонарушения.
– Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
– Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
6. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Последовательность действий сотрудников ППСМ определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.
Главными задачами нарядов являются:
1. Пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя.
2. Обеспечение качества и полноты материала по административному правонарушению.
3. Документирование противоправного деяния.
В целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного КоАП РФ при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения, в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления.
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.
6. Осмотр мест возможного укрытия лиц, подозреваемых в совершении преступления или иного правонарушения
Наряды ППСМ во время несения службы должны осматривать расположенные на маршрутах (постах) места возможного укрытия преступников и других правонарушителей – подвалы, чердаки, нежилые строения, парки, скверы, строящиеся здания, отстойники на вокзалах и станциях и тому подобное.
Осмотр мест возможного укрытия преступников производится не менее чем двумя милиционерами, а в необходимых случаях с использованием служебной собаки. К осмотру могут привлекаться работники жилищно-коммунального хозяйства, охраны, коменданты, граждане. Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом оперативному дежурному и действует по его указанию.
При осмотре мест возможного укрытия преступников старший наряда обязан предварительно выяснить расположение объекта, его планировку, наличие входов и выходов, скрытых подходов, определить обязанности наряда, граждан, обратить их внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности и личной безопасности в процессе осмотра.
Все участники осмотра действуют только по команде старшего наряда. Какие-либо самовольные действия категорически запрещаются. Подход к намеченному объекту должен производиться без шума, разговоры и курение не допускаются. Команды подаются тихим голосом или специально установленными сигналами. Перед осмотром объекта наряд милиции обязан проверить готовность оружия к действию.
При проникновении внутрь объекта необходимо принять меры предосторожности от возможного нападения. Если нельзя незаметно проникнуть в помещение, то предварительно подается команда: «Кто здесь, ВЫХОДИ». Запрещается входить в помещение одновременно всей группе наряда через один вход. В случае обнаружения лиц, чье поведение и другие данные дают основания подозревать их в совершении преступлений, наряд действует в соответствии с Уставом.
Заключение
Общими задачами ОВД для обеспечения общественного порядка являются:
• обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовности;
• непрерывный сбор данных оперативно-служебной обстановки;
• подготовка управленческих решений;
• информационно-аналитическое и организационное обеспечение управленческих решений;
• подготовка проектов и организация реализации комплексных программ и планов;
• своевременное выполнение подразделениями и службами задач, приказов и распоряжений;
• контроль за выполнением подразделениями и службами поставленных задач и оказание им практической и методической помощи;
• организация всех видов связи, средств автоматизации и вычислительной техники;
• изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной и служебно-боевой деятельности;
• доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа внутренних дел решений;
• информирование начальников и штабов подчиненных, взаимодействующих и соседних органов внутренних дел о новых данных оперативной обстановки;
• организационно-штатное обеспечение органа внутренних дел;
• правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;
• обеспечение международного сотрудничества органа внутренних дел;
• организационно-методическое обеспечение работы нижестоящих штабов органов внутренних дел;
• организация и совершенствование системы управления органами внутренних дел, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты от радиоэлектронного подавления;
• организация изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.
Литература
1. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова. М.: Юрид. лит., 1998. - 228 с.
2. Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов. – М. Проспект, 1997,344 с.
3. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. / Под ред. В.И. Швецова. – Проспект, 1997.-376 с.
4. Конституция РФ;
5. Маршунов М.Н Комментарий к ФЗ «О милиции» от 18.04 91 г., Издательский торговый дом «Герда» (Москва – Санкт – Петербург).
6. Учебник «Административное право России» (особенная часть), под ред. Бахраха Д.Н., Издательство БЕК, 1997 г.
7. Положение о милиции общественной безопасности в РФ (Собрание актов Президента и Правительства).