Государственный кредит в Украине

Донецкий университет экономики и права

Реферат

По предмету: Финансовое право

На тему: Государственный кредит в Украине ”

Выполнила

Штейникова М.Н.

Студентка группы ФЗ – 1

Проверила

Кинаш Я.Ю.

Донецк 2009

План

    Сущность, принципы и функции государственного кредита.

    Виды государственного кредита.

    Государственный кредит в Украине.

    Сущность, принципы и функции государственного кредита

Сущностью государственного кредита являются финансовые отношения государства в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Принципы государственного кредита:

1. Принцип возвратности, срочности и платности подразумевает обязанность заемщика вернуть в точно установленный срок сумму основного долга и выплатить проценты в установленной сумме за пользование кредитом.

2. Принцип обеспеченности подразумевает наличие у заемщика права защиты своих интересов, недопущения убытков ввиду неплатежеспособности заемщика. При образовании государственного долга выражается, помимо предусмотренных соглашением штрафных санкций, в том, что в качестве объекта залога может выступать государственное имущество. При осуществлении займов из внешних источников, и в частности при получении кредитов от МВФ в качестве залога выступают необходимые части государственного валютного фонда.

3. Принцип целевого характера использования находит свое выражение в определенном объекте кредитования – покрытие дефицита государственного бюджета. Нецелевое использование Украиной в качестве заемщика привлеченных денежных средств от МВФ по программе «стенд-бай» и ненадлежащее выполнение условий кредитования, привели к прекращению кредитования Украины по данной программе в марте 1998 года без права возобновления, в связи с чем Украине пришлось выполнять новые условия МВФ для получения денежных средств по программе расширенного финансирования в сентябре 1998 года.

Государственный кредит – совокупность общественных отношений, возникающих по поводу предоставления и привлечения денежных средств соответственно из и в государственный бюджет.

В зависимости от сферы размещения государством своих финансовых требований и обязательств, возникающих из кредитных отношений, подразделить государственный кредит на внутригосударственный и внешний

Кредитом под ценные бумаги, которые засвидетельствуют отношения займа, признаются средства, которые привлекаются юридическим лицом-должником (дебитором) от иных юридических и физических лиц как компенсация стоимости выпущенных (эмитированных) таким дебитором облигаций или депозитных сертификатов.

Функции кредита:

1. Распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником покрытия бюджетного дефицита.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственный долг – это совокупность однородных финансовых отношений, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств населения и внешних ресурсов на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности.

В Украине правовое регулирование отношений, возникающих в связи с возникновением и обслуживанием внутреннего долга, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственном внутреннем долге» от 16 сентября 1992 года.

    Виды государственного кредита

1. В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализованный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), в другом – местными органами власти.

Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансово-правовом состоянии. На базе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решения относительно риска приобретения этих облигаций.

Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, номинальную стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дату и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серию и номер облигации, подпись председателя совета. Право собственности на облигацию подтверждается сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период размещения было реализовано не менее 50 % от их количества, предусмотренного к выпуску.

Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджета высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных займов должен согласовываться с Центральным финансовым органом – Министерством финансов. Могут вводиться и иные ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и т.д.

2. В зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств государством, государственный кредит подразделяется на внутренние государственные займы (размещается в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов активное участие могут брать и нерезиденты.

3. В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года) среднесрочные займы (как правило, от 1 года до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).

Чрезвычайно большие сроки погашения государственных займов полагаются нецелесообразными, поскольку в данном случае отягощаются последующие поколения граждан данной страны. Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствует его нормальному функционированию (так как увеличивается общая сумма, подлежащая уплате кредиторам).

4. По видам доходности государственные займы подразделяют на:

    процентные займы: собственники государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных процентов годовых;

    беспроцентные (дисконтные) займы: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации, которая возмещается собственнику в момент погашения, составляет доход с ценных бумаг; в Украине беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займа выпускаются, начиная с 1996 года;

    выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения.

Специфическое место в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи — розыгрыш государством денежных сумм или вещей с помощью платных билетов. Лотерея выступает как форма привлечения в соответствующий бюджет денежных средств населения через продажу номерных лотерейных билетов, когда лишь часть собранных – денежных средств разыгрывается в виде выигрышей. Государство получает при этом доход, который равен разнице между денежными средствами. Они поступают вследствие выпуска и реализации лотерейных билетов, и денежными средствами, которые использованы на выплату выигрышей (учитывается и финансирование затрат организаций, которые проводят лотерею).

Виды лотерей: числовые, простые, классные, спортивные, вещевые, денежные и т.д.

Государственные ценные бумаги – это государственные обязательства, которые выпускаются в документарной или электронной формах правительством, местными органами власти и отдельными государственными предприятиями с целью размещения займа и мобилизации денежных ресурсов в соответствующие бюджеты.

Самым распространенным видом государственных ценных бумаг являются облигации государственного займа.

Облигация – это ценная бумага, которая,

во-первых, удостоверяет внесение ее собственником определенных денежных сумм на ее приобретение (в данном случае в пользу государства);

во-вторых, предоставляет ее собственнику право на получение определенного дохода от облигации;

в-третьих, подтверждает обязанность государства возместить полную номинальную стоимость облигации в предусмотренный условиями займа срок.

При выпуске государственного займа обязательно оговаривается срок, на протяжении которого облигации подлежат погашению или выкупу.

Выпускают облигации внутренних и внешних государственных и местных займов. Денежные средства, которые поступают от размещения государственных облигаций, засчитываются в государственный бюджет, хотя и не учитываются в его доходах (согласно с мировой бюджетной методологией).

Облигации государственных займов могут быть как именными, так и на предъявителя. Государственные облигации выпускаются или в виде документов, или в виде записей на соответствующих электронных счетах в системе электронного обращения ценных бумаг. В Украине государственная облигация в виде электронной записи считается приобретенной с момента регистрации ее приобретателя.

При документарной форме выпуска государственные облигации, за какими предусмотрена неодноразовая выплата дохода, должны содержать купонный лист. Купон – это отрезная часть облигации, что передается вместо расписки во время получения процентов (отсюда выражение «стричь купоны»). Купон на выплату процентов должен, как правило, содержать такие данные: порядковый номер купона на выплату процентов, номер облигации, по которой выплачиваются проценты, наименование эмитента и срок выплаты.

Государственные облигации могут свободно обращаться, или иметь ограниченный круг обращения, они бывают сберегательными и казначейскими.

Для замены облигаций государственного займа, которые были выпущены раньше, используются конверсионные облигации.

Казначейские обязательства (векселя) государства — это вид государственных ценных бумаг, который удостоверяет внесение их собственником денежных средств в бюджет и дает право на получение фиксированного дохода на протяжении срока владения этими бумагами. Казначейские обязательства выпускаются государством на разный срок, поэтому они могут быть: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

    Государственный кредит в Украине

Выпуск государственных ценных бумаг берет свое начало в Украине с 1994 года, когда был подписан Указ Президента Украины о выпуске государственных облигаций. 23 августа 1994 года было выдано постановление Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного долга». Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в Украине с 1996 г. 30 процентов дефицита государственного бюджета должно покрываться за счет размещения государственных ценных бумаг

С 15 июня 1994 г. согласно Указу Президента «О первоочередных мерах по компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания ценных бумаг и денежных сбережений» на территории Украины было приостановлено действие ценных бумаг бывшего СССР. В ноябре 1996 г. был принят Закон Украины «О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины». На основании этого Закона установлены обязательства государства перед гражданами Украины в отношении государственных ценных бумаг бывшего СССР. Эти бумаги относятся на государственный внутренний долг Украины. Решением Конституционного суда Украины от 10 октября 2001 года положения ст. 7 Закона Украины «О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины» признаны неконституционными в части возврата денежных средств населению «... в зависимости от возраста и других обстоятельств».

Выпуск облигаций внутреннего государственного займа (далее ОВГЗ – автор) в Украине начался с 1995 г. Согласно Закону Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» решение о выпуске государственных облигаций внутреннего займа принимает Кабинет Министров Украины, местного займа – местные советы.

Выпуск ОВГЗ осуществляет Министерство финансов Украины.

Основные характеристики ОВГЗ:

    эмитент – Министерство финансов; генеральный и платежный агент — НБУ;

    размещение ОВГЗ – на аукционах через коммерческие банки;

    самые распространенные сроки оборота выпущенных ОВГЗ – три, шесть, девять, двенадцать месяцев;

    покупатели ОВГЗ – физические лица (с 1997 г.) и юридические лица. Выплаты процентов и погашение ОВГЗ происходит, как правило, в сроки, установленные в условиях конкретного аукциона.

Право владения государственными облигациями в виде записей на счетах и системе электронного оборота ценных бумаг удостоверяют:

      для дилеров – выписки с их счетов в Национальном банке;

      для иных лиц – выписки с их счетов у дилера, удостоверенные подписью должностного лица и печатью дилера.

Коммерческие банки предоставляют своим клиентам услуги за операциями с ОВГЗ. Это, например, консультирование, покупка ОВГЗ по поручению и на условиях клиентов на первичном и вторичном рынках, продажа ОВГЗ на вторичном рынке.

За эти услуги банк берет определенные комиссионные.

В 1998 г. В Украине произведено выпуск конверсионных ОВГЗ со сроками погашения 36, 42, 48, 54 и 66 месяцев с целью замены на добровольных условиях ОВГЗ 1997 и 1998 г. Министерство финансов выступает от имени Кабинета Министров Украины гарантом своевременного погашения конверсионных облигаций и уплаты процентного дохода за ними.

Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку 13 октября 1997 г. В Украине было утверждено Положение «О порядке выпуска и обращения облигаций местного займа». Эмитентом облигаций местного займа выступает соответствующий совет. Максимальный размер суммарной стоимости выпусков облигаций местного займа не должен превышать 30 процентов доходной части бюджета эмитента за предыдущий год.

Эмитент может реализовать свое право на выпуск облигаций местного займа, с момента регистрации информации о выпуске облигаций в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В информации о выпуске облигаций местного займа указывается:

    данные о эмитенте (место нахождения, руководствующий состав, депутатский состав и результаты голосования о выпуске облигаций);

    финансовое состояние эмитента (выполнение бюджета за доходами и расходами за последние три года, поступление и использование внебюджетного фонда за последние три года, наличие просроченной кредиторской задолженности и по платежам в бюджет, пользование банковскими кредитами, предоставление займов за счет бюджета);

    информация о предыдущих выпусках облигаций местного займа;

    экономическое обоснование выпуска облигаций местного займа (ожидаемое поступление средств, структура денежных потоков, направление средств на погашение облигаций);

    сведения об эмиссии облигаций местного займа (цель и форма выпуска, общая сумма эмиссии, срок обращения облигаций, их реквизиты, начало и окончание подписки, порядок оплаты облигаций, уровень процентов за облигациями и механизм их начисления, смета затрат по обслуживанию местного займа).

В 1995-1997 гг. решение о выпуске местного займа было принято в 11 областях Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. принято Положение о порядке регистрации выпуска и проведения государственных денежных лотерей в Украине. Лотереи проводят агенты-предприятия, учреждения или организации, в том числе бюджетные, что получили от Министерства финансов Украины соответствующее свидетельство.

Государственные ценные бумаги - это государственные обязательства, которые выпускаются в документарной или электронной формах правительством, местными органами власти и отдельными государственными предприятиями с целью размещения займа и мобилизации денежных ресурсов в соответствующие бюджеты.

Самым распространенным видом государственных ценных бумаг являются облигации государственного займа.

Гарантийные обязательства государства перед иностранными бенефициарами образуют особую группу внешних финансовых обязательств государства, возникающих в случае неплатежеспособности резидентов-юридических лиц, и принимаемых на себя государством.

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О государственном бюджете на 2002 год» запрещается предоставлять государственные гарантии при получении кредитов субъектами предпринимательской деятельности, кроме как по кредитам, предоставляемым международными финансовыми организациями или на условиях совместного финансирования вместе с международными финансовыми организациями, а также возвращение которых предусматривается за счет государственного бюджета по согласованию с Верховной Радой Украины.

Правовое регулирование привлечения дополнительных средств с мирового рынка ссудных капиталов должно стимулировать экономический рост государства. В то же время денежные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, предоставляются под определенные условия, которые, в свою очередь, могут быть не только финансовыми, а и такими, которые определяют отдельные направления внутриполитической деятельности правительства. Выполнение данных условий может привести к формированию незащищенного внутреннего рынка, развитию только перерабатывающих отраслей экономики, увеличению социальной напряженности. В данных условиях необходимости привлечения средств с мирового рынка ссудных капиталов преимущества должны предоставляться прямым иностранным инвестициям.

Государственная денежно-кредитная политика не должна постоянно исходить из необходимости покрытия дефицита государственного долга лишь за счет денежной эмиссии и получения кредитов. Данная политика должна быть направлена на поиск источников поступлений в сфере реальной экономики, проводя эффективную и стимулирующую налоговую политику.