Государственное предпринимательство
Государственное предпринимательство
Содержание
Вопрос № 1. Государственное предпринимательство
Вопрос № 2. Понятие, задачи, порядок лицензирование предпринимательской деятельности
Список использованной литературы
Вопрос № 1. Государственное предпринимательство
Предпринимательство является сердцевиной экономики, а экономика в свою очередь, служит основой для всех общественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслимы без активного участия органов государства и местного самоуправления.
Субъекты предпринимательства – это лица, правомочные осуществлять предпринимательскую деятельность. Но прежде чем стать субъектом предпринимательской деятельности, лицо является субъектом гражданского права. Субъектами права являются все участники общественных отношений, которые в соответствии с действующим законодательством способны быть носителями прав и обязанностей.
Все возможные субъекты гражданского права, объединяемые единым понятием «лица», подразделяются на три группы. Первая – физические лица. Вторая - юридические лица. Третью группу составляют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, их органы и организации.
Подобно физическим и юридическим лицам, отправным пунктом предпринимательской правосубъективности государства и муниципальных образований служит их статус как субъектов гражданского права. При этом надо подчеркнуть, что никакими льготами в гражданском правоотношении по сравнению с другими «не властными» его участниками они не пользуются. Российское законодательство, последовательно стоит на позиции недопустимости какого бы то ни было смешения функций государства как властной политической организации, выражающей и защищающей интересы российского народа и выступающей от имени народа, с его участием в качестве партнера в гражданском обороте, рыночных отношениях. Согласно п. 1 ст. 24 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Существенная особенность государства и муниципальных образований как субъектов гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной таких отношений не обусловливается наличием у них статусом юридического лица. Нормы, определяющие участие юридического лица в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к ним в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако сами государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут. Действующим законодательством предусмотрены два варианты возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Во-первых, от имени Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых, в случаях и в порядке предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как субъекты гражданского права государство и муниципальные образования через свои компетентные органы вступают в самые различные отношения. Так, обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований. Например, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.
Совершенно иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. Правительство РФ постановлением от 30 декабря 2002 г. № 9391 внесло важное уточнение в свое постановление от 4 января 1999 № 1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации». Сейчас установлен четкий перечень хозяйствующих субъектов этого сектора экономики. Ими являются: государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находящихся в государственной собственности; хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики. Тем самым определены основные границы государственного предпринимательства в структуре предпринимательства страны.
У государственных и муниципальных образований отчетливо выделяются, по крайней мере, три направления предпринимательской деятельности.
Первое – участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различаются три вида таких организаций. Это прежде всего государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Его собственники, т.е. государство и муниципальные образования, утверждают устав предприятия, назначают его руководителей и заключают с ним контракт, определяют цели, предмет и виды деятельности предприятия, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеют право на получение части прибыли от использования имущества.
Унитарные предприятия ведут деятельность, которую по законодательству могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия (производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка драгоценных металлов и радиоактивных элементов и др.).
Два других вида – казенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственник же определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Второе направление государственной предпринимательской деятельности – участие в управлении, приватизированном государственным и муниципальным имуществом. Это деятельность весьма обширна. Остановимся на деятельности представителей Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в органах управления ОАО, акции которых закреплены в государственной и муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ. При использовании специального права «золотой акции» - представители назначаются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию.
Правовое средство «золотая акция» впервые была введена в практически оборот Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»2 в виде особой ценной бумаги, служившей средством сохранения ограниченного контроля государства за деятельностью приватизированных предприятий. «Золотая акция» могла выпускаться при преобразовании в акционерные общества предприятий, приватизация которых разрешалась Правительством РФ или Госкомимуществом. Эти акции находились лишь в госсобственности, устанавливался запрет на их передачу в залог или траст. По номиналу «золотая акция» приравнивалась к остальным акциям, однако она одна предоставляла ее владельцу на срок до 3 лет право вето при принятии собранием акционеров решений по перечисленным в Указе вопросам.
«Золотую акцию» восприняли федеральные законы о приватизации 1997г и 2001г., одновременно существенно изменив ее роль в процессе приватизации. В частности: а) статус «золотой акции» - ценной бумаги заменен на «золотую акцию» - специальное право участия ее собственника в управлении открытым акционерным обществом; б) уточнены субъекты, могущие принимать решение об использовании специального права. Такое право имеют теперь Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления по Федеральному закону от 2001 г. такого права лишены; в) решение об использовании специального права принимаются не произвольно, а в строго ограниченных Федеральным законом 2001г целях – для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья и законных интересов граждан; г) решение об использовании специальног8о права может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности; д) субъекты, принявшие решение об использовании специального права, назначают своих представителей в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного обществ; е) значительно расширено содержание правомочий собственника «золотой акции». Например, неопределенны никакие предельные сроки действия специального права – оно прекращается только по решению субъектов – Правительства РФ и др., принявших решение о его использовании. Представители этих субъектов в ОАО имеют право налагать вето при принятии общим собранием акционеров решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава общества в новой редакции, о реорганизации и ликвидации общества; об изменении уставного капитала общества; о заключении указанных в гл. X и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок открытого акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность.
Представители действуют на основании Указа Президента РФ от 10 июня 1994г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»3, постановлений Правительства РФ и иных органов власти, наделяющих их полномочиями. Правительство РФ 21 мая 1996 г. приняло постановление № 625 «Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплены в федеральной собственности». Постановлением утверждены Примерный договор на представление интересов государства в указанных коммерческих организациях и Порядок заключения и регистрации этих договоров.
Наряду с участием государства через своих представителей в управлении приватизированным государственным имуществом более активно используются также новые возможности, открывшиеся с принятием частей первой и второй ГК РФ. Президент РФ 9 декабря 1996г. издал Указ № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации».4 Во исполнение Указа Правительство РФ приняло постановление от 7 августа 1997 г № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями».5
Постановлением утверждены два важных нормативных акта, детально регулирующих соответствующие общественные отношения: Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и Положение о комиссии по проведению конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации. От имени Российской Федерации учредителем доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями поручено выступать Министерству государственного имущества РФ6. Оно же и заключает соответствующие договоры с победителями конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями. Цель договора – увеличение поступления в федеральный бюджет доходов от акций, переданных в доверительное управление. Она достигается решением следующих основных задач: проведением мероприятий по повышению курсовой стоимости и ликвидности акций; ликвидацией и недопущением в дальнейшем возникновения задолженности акционерного общества перед бюджетами всех уровней по выплате заработной платы и иными обязательными платежами; иных задач» определяемых Правительством РФ при принятии решений о проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления акциями.
Успех доверительного управления обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, насколько компетентно будут действовать доверительные управляющие – лица, которым акции передают в управление, что делает актуальным предварительный доконкурсный отбор этих лиц. Во-вторых, успех доверительного управления зависит от того, насколько действенно будет отлажен механизм взаимосвязи между государством в лице учредителя доверительного управления и доверительным управляющим. Поэтому, Министерство имущественных отношений РФ, совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в установленной сфере деятельности, обязаны обеспечить: разработку заданий доверительного управления в соответствии с основными задачами доверительного управляющего; контроль за выполнением доверительными управляющими договоров доверительного управления акциями.
В последнее время в пределах второго направления предпринимательской деятельности государства и муниципальных образований выделяется еще один относительно самостоятельный участок – внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Оно осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Логическим результатом подобной акции является получение части прибыли хозяйственного общества тем государственным или муниципальным образованием, которое внесло имущество.
Третье направление – занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления. Они осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. Хотя, по общему правилу такого рода деятельность им запрещена. Согласно ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере. Но из приведенного общего правила федеральным законом могут устанавливаться исключения. Так, в соответствии с приватизационными законами федеральный орган по управлению государственным имуществом от имени Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Соответственно как учредитель он получает и соответствующую прибыль.
Таким образом, государственное предпринимательство осуществляется в трех направлениях предпринимательской деятельности.
Первое – участие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций.
Второе направление– участие в управлении приватизированном государственным и муниципальным имуществом.
Третье направление – занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.
Вопрос № 2. Понятие, задачи, порядок лицензирования
предпринимательской деятельности
Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, регулирует гражданское законодательство, ярким "представителем" которого является ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ), в то время как право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, в последнем случае правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя, т.е. их способность иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения - лицензии. Причем, даже получив это разрешение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель остаются подконтрольными субъектами административно-лицензионных отношений с органами исполнительной власти, ибо они обязаны соблюдать все лицензионные требования и условия.
Таким образом, сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требует еще и получения лицензии. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом. Лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Очевидно, что лицензирование является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, но средством полезным и необходимым, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционировании рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей несведущих, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, включая самих предпринимателей, а не только потребителей, от разного рода проходимцев.
Согласно п.1 ст. 49 ГК РФ перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ. Другие органы государственной власти не имеют права издавать акты, вводящие или отменяющие лицензирование.
Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование было введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным образом актами Президента и Правительства РФ. Первый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу 3 октября 1998 г., им предусматривалось лицензирование многих сотен видов предпринимательства. Кроме того, Правительством РФ было принято множество постановлений, которыми утверждены положения о порядке лицензирования конкретных видов деятельности. Явно избыточное лицензирование вызвало обоснованную критику Федерального закона от 3 октября 1998 г.
8 августа 2001 г. Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу в январе 2002г.7 Согласно ему лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. В связи с его принятием Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ внесены изменения и дополнения в 50 законов и федеральных законов.8 Правительство РФ в соответствии с этим Федеральным законом постановлением от 8 мая 2002г. № 302 внесло изменения в ряд своих постановлений по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, а 45 таких постановлений признало утратившим силу. Им же утверждены десятки новых положений о лицензировании отдельных видов деятельности: ветеринарной; по технической защите конфиденциальной информации; по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; по оказанию протезно-ортопедической помощи; по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции и др.
Стоит отметить, что действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на: деятельность кредитных организаций; деятельность связанную с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи, биржевую деятельность, страховую деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеторговых операций; осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот ля осуществления телевизионного и радиовещания; использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фона, объектов растительного и животного мира; деятельность работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательную деятельность.
Лицензирование перечисленных видов деятельности устанавливается другими федеральными законами. Так, гл. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»9 регулирует лицензирование деятельности в области связи. В частности, установлено, что выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производится компетентным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с этим Федеральным законом и Положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством РФ. Лицензии не требуются в случаях, если сеть имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение, используется для предоставления услуг связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в России; сосредоточена в одном комплексе помещений или нескольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена на любом виде транспорта. В законе РФ «О недрах»10, несколько статей (12-16, 45), также посвящены лицензированию.
Что касается видов деятельности, не подпадающих под приведенное исключение, то их исчерпывающий перечень приведен в ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в этот перечень. Лицензирование видов деятельности, не указанных в перечне, прекратилось со дня вступления в силу указанного закона. Федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок лицензирования включенных в перечень видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», и подлежат приведению в соответствии с ним.
В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены юридические гарантии возможных в будущем рецидивов в лицензировании. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В данном законе уточнены и полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования. Они по-прежнему широки и распространяются также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ в соответствии с определенными РФ основными направлениями внутренней политики государства: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135.
Так, например МВД России, входящее в этот перечень, осуществляет лицензирование, следующих видов деятельности: негосударственная (частная) охранная деятельность, негосударственная (частная) сыскная деятельность, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами Российской Федерации.
Необходимо отметить, что вышеуказанным постановлением на Министерство экономического развития и торговли РФ возложено методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов положения о лицензировании соответствующих видов деятельности.
В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии; ведение реестра лицензий (реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий); контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Для получения лицензии соискатель лицензии, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при обращении в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом и иными федеральными законами.
Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на все виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестр заносится обширная информация о лицах, получивших лицензию, и об их предпринимательской деятельности, например: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Эта информация открыта для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Как уже отмечалось, лицензирующие органы в пределах их компетенции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При осуществлении контроля лицензирующие органы имеют право: запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ.
Российское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности без лицензии, либо осуществление данной деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Согласно ст. 171 УК РФ, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), несет уголовную ответственность. Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности по ст. 169 УК РФ.
Уголовная ответственность физических лиц наступает в случае, если их деятельность без лицензии или с нарушением условий последней причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере. Если такого рода последствий нет, то противоправное поведение рассматривается в административном порядке.
В административном порядке несут ответственность за нарушение лицензионного законодательства не только физические, но и все хозяйствующие субъекты. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25, на должностных лиц – от 40 до 50, на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление же предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20, на должностных лиц – от 30 до 40, на юридических лиц – от 300 до 4000 МРОТ (ч. 2 и 3 ст. 14. 1 КоАП РФ).
Так, согласно ст. 6.2 КоАП РФ занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ; занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ. Более строгая (уголовная) юридическая ответственность установлена за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, - штраф в размере до 300 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет; то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок (ст. 235 УК РФ).
Таким образом, лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, устанавливающим дополнительные правовые гарантии нормального функционирования рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки с предложениями товаров, работ и услуг людей несведущих, не имеющих необходимой материальной базы для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений, от разного рода проходимцев.
Таким образом, лицензирование является одним из методов государственного контроля видов предпринимательской деятельности.
Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности определяется федеральным и законами, принимаемыми Федеральным Собранием РФ, а также Постановлениями РФ. В нашей стране нет единого федерального закона, который бы регулировал лицензирование всех подпадающих под этот метод государственного контроля видов предпринимательской деятельности.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // "Российская газета", № 238-239. 1994 г.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»// Российская газета. – 2003. – 10 июля.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями на 11 марта 2003г) // Собрание законодательства РФ. – 2001.- №33. – ЧI. – ст. 3430.
Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»// САПП РФ. – 1992.- № 21. – Ст. 1731.
Двойников И.И. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие. М.: 1998
Жилинский Э.С. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд., перераб и доп. – М: Норма, 2004.
Комментарий к Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности"/ под ред. А.Н. Ткача – М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. В.В. Черникова и Ю.П. Соловьева. – 2-е изд –М: Юрайт-Издат, 2003.
1 СЗ РФ. – 2003.-№1.-Ст. 132.
2 САПП РФ. – 1992.- № 21. – Ст. 1731.
3 СЗ РФ. – 1994. - №7. – Ст. 700
4 СЗ РФ. – 1996. - №51.- СТ. 5764.
5 СЗ РФ. – 1997. - №45.- Ст. 5193.
6 теперь – Министерство имущественных отношений
7 СЗ РФ. – 2001.- №33. – ЧI. – ст. 3430.
8 СЗ РФ. – 2003. – №2. – Ст. 167
9 Российская газета. – 2003. – 10 июля.
10 СЗ РФ. – 1995. - № 10. –Ст. 823.