Генезис теории естественного права
РЕФЕРАТ
ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………3
§1. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ………………………………………..…………...5
§2. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ХХ ВЕКЕ……….....10
§3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОСИИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ…………………………………………………………………..……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия вступила в эпоху кардинальных государственно-политических и социально-экономических преобразований. Построение правового государства, формирование гражданского общества требуют новых подходов к фундаментальным проблемам правовой теории, новых нравственных и правовых идеалов, которые невозможно развивать без учета творческого наследия выдающихся зарубежных и русских юристов и философов, без системного анализа основных категорий теории и философии права. Актуальность данной темы определяется современным этапом конституционного развития России. Институт прав и свобод человека и гражданина является центральным институтом конституционного права как отрасли. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Признание прав и свобод в РФ прежде всего идентифицируется с принципом их естественной природы. В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Вместе с тем права и свободы, конечно, составляют и предмет конституционного и законодательного регулирования, т.е. нормативно-правового регулирования. Основные концептуальные направления заложены и развиты в основном плеядой энциклопедистов и просветителей XVII-XVIII веков. Как и «вечные» требования свободы, равенства, демократии, справедливости, они сохраняют огромный гуманистический потенциал и в наше время. Многие из них возведены теперь в ранг общечеловеческих ценностей, зафиксированы в международном и внутригосударственном праве. В связи с этим историко-философский анализ основных концепций теории прав человека и гражданина, устанавливающий преемственность между юридическими воззрениями различных исторических периодов, не утрачивает своей актуальности и в настоящее время.
Целью реферативного исследования является проведение историко-философского анализа основных концепций теории прав человека и гражданина на различных этапах формирования юридической мысли;
Достижение цели реферативного исследования предполагает решение ряда задач:
- рассмотреть предпосылки формирования естественно-правовой концепции прав человека и гражданина и изучить основные этапы ее формирования;
изучить основные подходы к пониманию прав человека и гражданина в ХХ века и раскрыть их дискурсивность;
- проанализировать современное понимание прав человека и гражданина в контексте конституционного правосознания.
§1. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА:
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ.
Каждой ступени исторического развития свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В.С. Нерсесянц утверждает, что «в этом смысле история права – это вместе с тем и история формирования, и эволюция представлений о правах человека – от примитивных, ограниченных и неразвитых до современных. В самом общем виде можно сказать, что мера признанности и защищенности прав человека в том или ином обществе определяется типом его социально-экономической организации, ступенью общецивилизационного развития, степенью его гуманизации и либерализации. Права человека – это признание правоспособности и правосубъектности человека. По объему правоспособности и кругу субъектов права в разные эпохи можно судить о том, кого же из людей и в какой мере данная система права признает в качестве человека, имеющего права». (1)
История прав человека – это история очеловечивания людей, история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного круга отношений. Поэтому становление и развитие прав человека и гражданина неразрывно связано с генезисом и эволюцией содержания самого принципа формального (правового) равенства в различные эпохи и в различных обществах. (2)
Таким образом, для полноценного анализа теории естественного права целесообразно проследить ее эволюцию от античности до ХХ-ого века. Следует отметить, что концепция естественного права берет свое начало еще в религиозных представлениях. Этот факт подтверждает представление о существовании идеала высшей справедливости, которая имеет корни в божественной справедливости. Уже в трудах Платона и Аристотеля всесторонне раскрывается проблема справедливости и естественного права. Представления античных философов, в частности, взгляды Аристотеля о естественном и условном праве, дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций и получили свое развитие в трудах христианских мыслителей средневековья, и, прежде всего, в трудах Фомы Аквинского, для которого естественное право есть отображение вечного божественного права, управляющего миром.
Критика феодального строя, обоснование новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством нашло отражение в новой рационалистической теории прав человека, которая была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И.Канта и других мыслителей. Эта теория естественного права внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. В XVII - XVIII веках появляется Школа естественного права, которая связанна с именем Г. Гроция. Смысловым ядром учения Гроция является природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Продолжая античную традицию, Гроций отождествляет понятия права и справедливости: «…право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». (3) Крупнейшим теоретиком теории естественного права также был английский философ-материалист Томас Гоббс, который строил своё учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). «Естественное право, – пишет Гоббс, – есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого». А сама по себе свобода состоит лишь в отсутствии внешних препятствий для того, чтобы делать то, что человек считает полезным для себя. «Естественный закон, lex naturalis, есть предписание, или найденное разумом (reason) общее правило, согласно которому человеку запрещается то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни» (4). Если естественное право – это царство свободы каждого, то естественные законы – это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Иными словами, право и закон, jus и lex, выступают как правомочие и обязанность. Сказанное вытекает из смысла естественных законов, сформулированных Гоббсом.
Следует отметить политико-правовое учение Спинозы, которое связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая её часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с «мощью» – способностью любой части природы к самосохранению.
Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права. В произведении «Два трактата о правлении» Дж. Локк изложил свою концепцию естественного права. Как и другие теоретики, естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество». Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.(5)
В конце XVII в. был сформулирован и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического государства, постановка вопроса о материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве.
Естественно-правовая теория была прямой наследницей гуманистических идей Возрождения, его веры в могущество и конечное торжество человеческого разума. Она переложила эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулирование общечеловеческим нравственным ценностям, представлениям о справедливости в отношениях между людьми, между человеком и обществом, государством.
Теория естественных неотчуждаемых прав человека была использована Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошла во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.
Томас Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в её наиболее радикальной и демократической трактовке. Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающей всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Ещё большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был автором проекта Декларации независимости – конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. Для Джефферсона как автора Декларации «очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью». Свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.
Эпохальным моментом в становлении естественно-правовой теории является 26 августа 1789г. – во Франции Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где торжественно провозглашалось: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Декларация закрепляла естественные и неотъемлемые права человека (на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению), равенство граждан перед законом, а также принцип разделения властей. Декларация 1789г. приобрела всемирное значение, она была одним из первых конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права и равенство граждан.
§2. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ХХ ВЕКЕ
В результате буржуазных революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, в связи, с чем подверглась критике идея естественного права. Такая тенденция нашла отражение в юридическом позитивизме. Юридический позитивизм возникает как реакция на классическую теорию естественного права. Его исходная идея – резко выраженное различие между правом и моралью. Основоположниками юридического позитивизма явились Джереми Бентам и Джон Остин (в рамках реферата мы ограничимся рассмотрением юридического позитивизма и нормативизма).
Теория Джона Остина является наиболее полным изложением современной системы аналитического позитивизма в праве. С его точки зрения закон – это правило, установленное для руководства мыслящего существа другим мыслящим существом, обладающим властью над первым. Таким образом, определение права дано совершенно вне связи с понятием справедливости. По теории Остина, существуют четыре вида законов:
1) небесные законы, или законы Бога;
2) позитивные, или действующие, законы;
3) позитивная, или действующая мораль и
4) законы в метафорическом, или фигуративном, смысле слова.
Законы, устанавливаются или политическими руководителями для политических подчиненных, или самими гражданами в осуществление своих юридических прав, которые им предоставлены. Законы или правила позитивной морали, или моральные законы, не устанавливаются высшим политическим руководством для своих подчиненных и включают такие правила, как устав клуба, законы моды, международное право и т.д. Ключевым моментом в теории Остина является понимание закона как определенной команды. Он означает некоторое пожелание. Что отличает его от других пожеланий, так это то, что сторона, которой адресовано это пожелание, в случае неподчинения подлежит наказанию со стороны, издавшей закон власти. Быть подлежащим наказанию - означает быть обязанным выполнить команду, или быть связанным этой командой, или рассматривать выполнение этой команды в качестве своего долга. Таким образом, обязанность, долг и санкция неразрывно связаны между собой, право характеризуется наличием команды, санкции, обязанности и суверенитета. (6)
Постостиновские юридические позитивсты отказались от командной теории и теории суверенитета Остина, пытаясь разработать теории, концентрирующиеся на правовых системах и юридических правилах. Эти теории остаются позитивисткими, поскольку они:
а) настаивают на четком разграничении права и морали (правила и нормы, которые они подчеркивают, не моральные по своей природе);
б) предполагают критерий происхождения как тест на законность (данное правило есть закон, если оно возникло определенным образом, т.е., ели оно было принято в соответствии с правилами принятия законов в данном обществе, к примеру, утверждено законодательным органом). (7)
В целом позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. По теории юридического позитивизма право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений.
Следует отметить также направление в юридической мысли - нормативизм - это крайнее проявление формализма в теории права. Г. Кельзен, является создателем нормативизма, воспринял от позитивизма формально-догматический метод, от И. Канта - деление сферы познания на сферу бытия и сферу долженствования. Кельзен свою теорию именует «чистой теорией права». Сила права в самом праве. Он строит пирамиду норм. Каждая норма низшего порядка действует только потому, что создана, согласно процедуре, указанной высшей нормой. Сила одних норм опирается на другие, высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмируется существующей. В основании пирамиды лежат индивидуальные нормы (решения судов или администрации, договоры и т. п.), включенные в право. Таким образом, суд рассматривается как правотворческий орган. Здесь Кельзен отходит от позитивизма, приближаясь к позиции социологического направления. Государство у него растворяется в праве, которое есть не что иное, как правопорядок, отражение права. (8)
В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т.п.). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии.
Естественноправовые воззрения в современной юриспруденции сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом», понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права.
Акцентируем внимание на воззрениях П.И. Новгородцева, который известен в отечественной и зарубежной литературе как видный философ права, государствовед, теоретик неолиберализма, родоначальник концепции возрожденного естественного права в России. Синтез права и нравственности в русской философии осуществлялся как на религиозной, так и на рациональной почве и отражал социальный универсализм отечественной духовной культуры. П.И. Новгородцев писал в этой связи: «Не раскол между правом, с одной стороны, и нравственностью, с другой, как-то провозгласила новая философия права, а новая непосредственная связанность права и нравственности и подчинение их более высокому религиозному закону образует норму социальной жизни». (9) «Нормы естественного права неизменны и всеобщи так же, как социальный идеал, и так же недосягаемы для реализации в жизни. Естественное право подготавливает организационные структуры для самых разнообразных форм человеческого общежития, в идеале оно стремится стать неким порядком, который будет соблюдаться не в силу боязни наказания, а просто в силу понимания его необходимости и разумности». (10) По учению П.И. Новгородцева, главным ориентиром общественного идеала во все времена должна быть признана нравственная ценность отдельной личности. Он настоятельно требовал (следуя Канту), чтобы человек с его правами и свободами всегда рассматривался как цель, а не как средство. Он провозгласил и обосновал понятие «права на достойное человеческое существование». Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. Ученый утверждал, что «сущность естественного права заключается, прежде всего, в стремлении к наиболее адекватному согласованию начал свободы и солидарности, к утверждению порядка, при котором индивидуальная свобода не будет находиться в противоречии с необходимой для общества солидарностью, общественная упорядоченность не будет осуществляться за счёт ограничения индивидуальной свободы». (11)
Одним из современных сторонников теории естественного права является Лон Фуллер, важнейшей работой которого является «Моральность права». Правовая норма с точки зрения Л. Фуллера представляет собой сочетание должной цели и должных средств и является моральной ценностью. Так, мораль приобретает в естественно-правовой концепции Фуллера конкретный характер, в то время как для теории «чистого права» и «чисто юридической» трактовки событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несущественной. Аморальная правовая система перестанет быть правовой системой, потому что она перестанет быть системой правил. Однако Л. Фуллер говорит о наличии не только «внутренней», но и «внешней моральности права». Нравственные принципы, принимаемые обществом, лежат в основе правовых институтов обеспечивают их функционирование. Внешняя и внутренняя мораль взаимосвязаны. Поэтому в долгосрочном плане аморальная правовая система невозможна – она будет противоречить общественной нравственности, не будет иметь поддержки общества и долго не продержится. (12) Отметим теорию справедливости Дж. Роулза, которая основывается на аристотелевской концепции распределяющей справедливости (блага, существующие в обществе, должны распределятся на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства). Существенное значение автор придаёт установлению принципов справедливого распределения. Первым таким принципом Роулз считает требование, чтобы каждый человек в равной степени обладал основными правами и свободами. Система индивидуальных прав и свобод должна совпадать со всеобщей свободой, причём свобода должна быть максимизирована, её ограничение может быть оправдано только в целях её лучшей защиты. Второй принцип – требование равенства как равного обладания свободой и равного распределения благ. Этот принцип конкретизируется как принцип равных возможностей, нацеленный на максимальное устранение неравенства, возникающего или сложившегося на базе богатства или рождения. Новые моменты привнесены американским теоретиком в истолковании категории справедливости – она характеризуется им как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода «процессуальная справедливость», которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. При этом очень существенна роль конституции, которая определяет основные распределительные процедуры, с наибольшей вероятностью приводящие к созданию справедливого и устойчивого порядка.
Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине ХХ столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во многих странах утратили интерес к теории естественных прав личности. Но история показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы .
Такое изменение отношения к проблеме прав человека во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей являлось и является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идей о правах и свободах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. (13) Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав».
§3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОСИИИ.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ.
На первом этапе формирования правового государства в России была возрождена концепция естественного права. Универсальная естественно-правовая идеология, основанная на античной идее мирового гражданства, принципе духовной свободы эпохи Средневековья и идее неотчуждаемых прав человека Нового Времени, идеально подходила для борьбы с классовым советским государством и идеологией марксизма. Она выступала альтернативой позитивистскому советскому праву, в котором утверждалась тесная связь права и власти. Юснатурализм соответствовал и индивидуалистическому мировоззрению советской интеллигенции, выросшей на волне научно-технической революции. Распространение в обществе ценностей прав человека в значительной мере способствовало последующим кардинальным общественным и духовным переменам. Можно утверждать, что именно право оказалось важнейшим фактором глубоких социальных трансформаций. Перемены сопровождалось усвоением концепций классиков европейской политической мысли: Монтескье, Канта, Гегеля, а также русских юристов: Б.Н. Чичерина, К.Д. Кавелина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого. Идеи европейских и отечественных либеральных государствоведов всё интенсивнее включались в политический дискурс. Это было время оптимистической веры в возможность скорейшего создания правового государства, реализации принципов естественных прав человека на жизнь, свободу и собственность
В числе защитников прав личности выступил академик А.Д. Сахаров. Концепция академика А.Д. Сахарова во многом исходила из доктрины конвергенции капитализма и социализма. Уже в ранних своих выступлениях и статьях он подверг критике бездуховность советского общества, подавленную «абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом (государственным, или классовым, или партийным, или авторитетом вождя)». (14) По его мнению, будущий строй должен стать экономикой смешанного типа, сочетающей максимум гибкости, свобод, социальных достижений и «возможностей общемирового регулирования». Установление данного строя сопровождается демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного, личного начала в человеке. А.Д. Сахаров предложил реализовать следующие принципы правового государства: «Свобода слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства; демократизация судебных и следственных процедур (допуск адвоката с начала следствия, суд присяжных; следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры: её единственная задача – следить за исполнением Закона)». (15) Данные принципы должны были стать основой общества, в котором синтезированы ценности социальной справедливости и прав человека. Предложения А.Д. Сахарова и других правозащитников во многом реализовались и вошли в Конституцию РФ. На её основе был разработан ряд законопроектов, формирующих новые институты правового государства: многопартийности, демократии, разделения властей, местного самоуправления, предпринимательства и др. Предложения А.Д. Сахарова стали практической нормой новой российской системы правосудия: появились суды присяжных, следствие было отделено от прокураторы. Эти и другие преобразования включали Россию в систему европейских цивилизованных государств и связывали с дореволюционной либерально-демократической политической и правовой культурой.
Следует акцентировать внимание на концепции Ю.В. Тихонравова. По его мнению, философия права: «есть учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает права». (16) Тихонравов подчеркивает, что в правовом государстве «каждый человек рождается свободным и равным другому, как личность он обладает неотчуждаемым кругом прав и свобод; люди создают государство, в том числе и, прежде всего, для того, чтобы оно обеспечивало их безопасность и общественный порядок, защищало гражданские права и свободы, ограждало от асоциальных проявлений, от посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство человека, а также от внешних нашествий, военных нападений и т. п.». (17) По мнению ученого доминирование права над политикой – непреложный принцип современной культуры, а доминирование политических норм в культуре порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Следовательно – делается вывод - необходимо «связать» государство правом. В целом постсоветский юснатурализм, стремясь возвысить значение личных прав, по существу противопоставил политику праву, что во многом противоречит российской традиции. Другая особенность юснатурализма заключается в абсолютизации универсализма правовых норм и недооценке их национальной специфики.
Реалистический взгляд на правовое государство получил отражение и в концепции С.С.Алексеева. Он анализирует естественное право, которое понимает как «обусловленные природной и социально-естественной средой требования и идеалы, которые, преломившись через правосознание и его культурные коды, приобретают правовой облик и в соответствие с этим выступают в виде правовых требований и прообразов (или в ином словесном эквиваленте – первообразов) юридических норм – норм позитивного права». (18) Позитивной стороной естественного права является то, что оно выполняет методологическую функцию в качестве базисного основания позитивного права, которое сводит в некоторые нормативные начала, назревшие требования среды, всей социальной жизни. Но, по мнению С.С. Алексеева, естественно-правовые требования имеют и негативные стороны, выражаемые в морали, обычаях, религиозных и иных идеологических положениях и в этом качестве не конкретизированы, не обладают строгой определённостью и поэтому нередко понимаются произвольно, сообразно представлениям и идеологическому настрою людей.
Между тем, поясняет С.С. Алексеев, в реальной жизни возможны случаи прямого насилия, «облагораживаемые» ссылками на естественное право. К достоинствам позитивного права относится то, что «оно как крупный блок (подсистема общества в условиях цивилизации) представляет собой нормативно-ценностный регулятор». (19) Посредством позитивного права обеспечивается непрерывная динамика функционирования общества, при которой достигается постоянное и стабильное воспроизводство выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов его функционирования, в том числе – сохранения - и утверждения границ свободы в поведении людей. По мнению С.С. Алексеева правовое государство в России требует создания «культуры закона», которая учитывает существующее состояние правового развития страны и формируется в согласии с «позитивными юридическим реалиями прошлого: (ценностями романо-германского (в основном германского) типа – путь, на который Россия твердо уже встала и стала развиваться, начиная с ХIХ вв.». (20) С этой точки зрения правовое государство должно быть рассмотрено как способ решения ключевой социальной проблемы соотношения равенства и права. Показателями правового государства являются: количество обладателей естественных прав и свобод, престиж профессиональных юристов, крепкое правосудие, прямое действие основных норм конституции.
В настоящее время появились научные исследования, в которых вводится правовая категория «конституционное правосознание», которое рассматривается как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальный фактор, позволяющий выявить отношение к конституционным нормам - признание объективной необходимости Конституции РФ и ее приоритета в правовой системе государства. Оно является необходимой формой жизнедеятельности человека, служит внутренним регулятором юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц.
Рассмотрим некоторые подходы к пониманию конституционного правосознания. Так, И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления. (21) Особенностью конституционного правосознания является его двойственный характер. Оно формируется на стыке правового и политического сознания, в то же время, не являясь простым механическим сочетанием в сознании личности правовых и политических идей, взглядов, чувств.
В связи с этим необходимость рассмотрения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993г. возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития; на основе признания общедемократических ценностей современного конституционализма она внесла принципиальные изменения, как в конституционные институты, так и в статус правового положения личности.
Важно проследить роль конституционного правосознания в механизме реализации прав и свобод личности, т.к. процесс функционирования конституционного правосознания является субъективным фактором активизации различных групп и сообществ. Повышение эффективности механизма реализации прав и свобод человека связано с тем, что в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет правосознание, обеспечивая активизацию разнообразных средств, предусмотренных в законе. Конституционное правосознание является самостоятельным элементом механизма эффективной реализации прав личности, основанного на познании и сознании необходимости прямого действия норм Конституции РФ в формировании правового пространства России и активного участия граждан в правоприменительном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема исследования основных концепций прав человека и гражданина никогда не утратит своей актуальности. Вообще теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование. Правовое демократическое государство признаёт приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека и гражданина, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством. Для России крайне важны понятия прав человека и гражданина. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав. Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина. В связи с этим, знания о правах человека и гражданина, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 1997. – С.107
Там же. – С. 108
См.: История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1998.
См.: Там же.
См.: Там же.
См.: Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. – Новосибирск, 2003. – С. 21-27
См.: Там же. – С.31
См.: Там же. – С. 21-27
Новгородцев П.И. Сочинения. – М., 1978. – С.374.
Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. – М.: Юристъ, 1995. – С. 328.
Новгородцев П.И. Сочинения. – М., 1978. – С.374; Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. К вопросу о возрождении естественного права. – Спб., 1902. – Кн. 2. – С. 286.
См.: Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. – Новосибирск, 2003. – С. 54-57; История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1998.
Маринин М.М. Правовые формальности.– М.1999.– С.413.
Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. – Л., 1990. – С.38.
Сахаров А.Д. Там же. – С.116.
Тихонравов Ю.В. основы философии права. – М., 1997. – С.46.
Тихонравов Ю.В. Там же. – С.332.
Алексеев С.С. Философия права. – М., 1998. – С.26.
Там же. – С.30.
Алексеев С.С. Тайна права. – М., 2001. – С.152.
Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – Москва-Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 2002. – С. 328