Страхование грузоперевозок (работа 1)
Задача 1. Вопрос: «Экономические предпосылки, обусловленность и сущность страхования. Организация страхового дела»
Сущность страхования в условиях рынка состоит в научной постановке целей и применении средств их реального достижения. На этот вопрос можно посмотреть с разных сторон. Со стороны страхователя главной целью является защита от экономических рисков, ну а цель любой коммерческой организации, каковыми являются, большинство страховщиков является получение прибыли.
Назначение страхования заключается в соглашении между страховщиком и страхователем на основе договора или закона о защите имущественных интересов застрахованного.
В настоящее время страховой рынок в России практически не развит. По мере укрепления и роста рынка страховых услуг, конкуренция в страховом деле будет нарастать и обостряться. Компании вынуждены будут следовать главному принципу конкуренции на рынке: побеждает тот, кто предлагает клиенту наиболее выгодные условия страхования.
Система страхования должна быть простой, понятной и максимально выгодной как для страхователя, так и для страховщика. В этом, главный критерий экономических, юридических и организационных усилий страны, по формированию эффективного страхового механизма и страхового рынка, соответствующего лучшим мировым стандартам страхового дела.
Отношения страхования возникают между двумя сторонами — страховщиком и страхователем. Страховщик — это специальная организация (государственная или не государственная), ведающая созданием и использованием денежного фонда. Страхователь — юридическое или физическое лицо, вносящее в названный фонд установленные платежи. В личном страховании могут появиться и другие участники страховых отношений. Это — застрахованный и лицо, в пользу которого заключен договор страхования.
В отношениях страхования страховщик берет на себя ответственность за возмещение убытков ввиду гибели (повреждения) имущества или выплату денежной суммы при определенных событиях, наступающих в жизни человека.
Основными признаками страхования являются следующие:
1 Страхование носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных условий, связанных с наступлением тех или иных событий.
2. Оно носит вероятностный характер. Заранее неизвестно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет.
З. Страхование характеризуется возвратностью средств. В этом признаке страховые отношения похожи на кредитные. Отличие от кредитных отношений в том, что средства страхового фонда предназначены для выплаты совокупности страхователей, а не каждому из них в отдельности.
Как и у любой системы, у страхования есть свой механизм функционирования. Под экономическим механизмом страхования понимаются чистые доходы от работы страховых компаний, или, проще говоря, то, на чем «страховщики зарабатывают деньги».
Всю систему страхования, а точнее её экономический механизм можно назвать «замкнутым кругом». Прежде всего, заключается договор; поступают средства в страховую компанию в виде страховых взносов; объем этих средств увеличивается вследствие инвестирования их в ценные бумаги, ипотеки и так далее в результате кредитных операций; периодически страховая компания выплачивает страховые выплаты или выплаты страховой суммы после истечения срока договора. И этот процесс может продолжаться вечно, так как приток денежных средств в страховые организации в виде страховых взносов, доходов от активных операций (инвестирование, спонсорство, депозитирование и др.), как правило, значительно превышает суммы страховых выплат страхователям, что позволяет страховым организациям постоянно увеличивать инвестиционные вложения в доходные сферы хозяйствования, грандиозные перспективные проекты, долгосрочные ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации, под недвижимостью и др. Самое главное, что чем дольше страховая компания работает на страховом рынке, тем устойчивее её позиция.
Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:
- укрепление негосударственного сектора экономики;
- рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.
- сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. Общественное развитие обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения. Следует подчеркнуть, что страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг.
Известно, что страховая компания это - исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и самостоятельность. Экономическая независимость страховой компании заключается в полной обособленности ее ресурсов, их самостоятельном полном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и страхования.
Понятно, что рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую на накопление. Кроме того, человеку представляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.
В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях.
Задача 2. Определить величину нетто-ставки в процентах
Исходные данные к задаче
Условное обозначение |
Значения показателя |
В |
6 |
С |
6 |
Е |
3 |
Ц |
12 |
П |
110 |
Примечание:
В – количество остановок производства от страховых причин;
С – число лет наблюдения за данным предприятием;
Е – общее время остановки производства за рассматриваемый период (месяц);
Ц – цена единицы продукции, тыс. руб.;
П – выпуск продукции в день, штук.
Для решения задачи необходимо определить среднюю частоту (повторяемость) убытков, среднюю продолжительность времени простоя и средний убыток (ущерб) страхователя за один день простоя.
Средняя частота (повторяемость убытков) определяется по формуле:
Средняя продолжительность времени простоя определяется
Средний убыток (ущерб) страхователя за один день простоя определяется
Величина нетто-ставки
Задача 3. При страховании грузов, отправляемых по железной дороге, предлагается рассчитать
транспортные издержки за перевозку груза;
страховую сумму;
сумму страхового платежа;
страховые выплаты при наступлении страхового случая:
при полной потере груза,
при частичной потере груза;
эффективность страховых операций:
в случае полной потере груза,
в случае частичной потере груза (или его порчи).
Исходные данные:
Расстояние перевозки груза, км = 100 км.
Характеристика перевозимого груза
Наименование перевозимого груза |
Масса груза, т. |
Страховая стоимость груза С, руб. |
Стоимость груза в поврежденном состоянии О, руб. |
Ставки страховых взносов и гибель всего груза или его части К >с.с.> |
Инфляционный коэффициент К>инф> |
Бумага, картон, фанера |
30 |
36000 |
20000 |
0,55 |
10,8 |
Принять:
отправку груза – повагонную, в универсальном вагоне парка МПС России;
клиент – разовый;
налог на добавленную стоимость (НДС) – 20%.
Плата за перевозку грузов повагонными отправками в универсальных вагонах (в соответствии с вариантом) составляет 100 руб., т.к. масса груза равна 30 т., а расстояние – 100 км.
Решение:
1. Определим транспортные издержки за перевозку груза.
Согласно приведенным выше исходным данным плата за перевозку груза составляет 100 руб., (Т>пл>=100 руб.).
Транспортные издержки за перевозку груза составят:
Т>из>=1,2Т>пл>*К>инф>=1,2*100*10,8=1296 руб.
2. Определяем страховую сумму.
В соответствии с исходными данными страховая стоимость груза (С) – 36000 руб. Транспортные издержки (Т>из>) – 1296 руб.
Страховая сумма равна:
С>с>=С+Т>из>=36000+1296=37296 руб.
3. Определяем сумму страхового платежа:
В соответствии и исходными данными ставка страховых взносов за гибель всего груза или его части К>с.с.>=0,55, тогда сумма страхового платежа составит:
4. Определяем сумму страховых выплат при наступлении страхового случая при полной потере груза.
При потере груза (или, если, по мнению эксперта, произошла полная порча груза) страховое возмещение выплачивается в размере полной страховой суммы по договору страхования, т.е. в этом случае страхователь получает 37296 руб. (возмещаемый убыток полностью равен страховой сумме).
При пропаже без вести груза вместе с транспортным средством страховое возмещение производится также, как и в случае полной гибели груза, т.е. в размере 37296 руб. (страховая сумма равна возмещаемому убытку полностью).
5. Определяем сумму страховых выплат при наступлении страхового случая при частичной потере груза.
В соответствии с исходными данными стоимость груза в поврежденном состоянии (О) составила 20000 руб. от его страховой стоимости (С) в 36000 руб.
Вычислим коэффициент обесценивания груза:
Коэффициент К = 0,4 показывает, что убытки составили 60%, а остаточная стоимость груза – 40%.
Определим долю страховой суммы, от страховой стоимости груза (без учета расхода на доставку груза до его принятия грузополучателем):
руб.
Возмещаемый убыток при потере (порче) 60% страховой стоимости груза составит:
С>пл.ч .>= К*Д*С=0,4*1,036*36000=14918,4 руб.
6. Эффективность страховых операций (рентабельность платежей) для грузоотправителя (страхователя) в случае полной потере груза составит:
руб.
Расчеты показывают, что в результате наступления страхового случая, при полной потере груза на каждый рубль страхового платежа страхователь получает 181,82 руб.
7. Эффективность страховых операций (рентабельность платежей) для грузоотправителя (страхователя) в случае частичной потери груза составит:
руб.
Расчеты показывают, что в результате наступления страхового случая, при частичной потере груза (60% от страховой стоимости груза) на каждый рубль страхового платежа страхователь получит 72,73 руб.
Результаты решения задачи оформим в виде таблицы:
№ п/п |
Показатели |
Сумма, руб. |
1 |
Транспортные издержки за перевозку груза (Т>из>) |
1296 |
2 |
Страховая сумма (С>с.>) |
37296 |
3 |
Сумма страхового платежа (С>пл.>) |
205,128 |
4 |
Страховые выплаты при наступлении страхового случая: а) при полной потери груза (С>пл.п.>) б) при частичной потери груза (С>пл.ч.>) |
37296 14918,4 |
5 |
Эффективность страховых операций: а) в случае полной потери груза (R>п.г.>) б) в случае частичной потери груза (R>ч.г>) |
181,82 72,73 |