Анализ эффективности работы Общественной палаты
по дисциплине Правовые основы государственного и муниципального управления
Тема: Анализ эффективности работы Общественной палаты
Санкт-Петербург
2008
Введение
Гражданское общество – неотъемлемый спутник правового государства – находится сейчас в стадии становления. От развития институтов гражданского общества напрямую зависит реализация ст. 1 Конституции РФ о правовом характере Российского государства. Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей главный ориентир общественного развития.
Поколения людей должны привыкнуть к тому, что они живут в правовом государстве и могут требовать от государства и его органов действовать в соответствии с нормами и принципами, присущими правовому государству, а также соотносить с теми же нормами и принципами свою деятельность[1].
Права человека должны соблюдаться так, как это принято в правовом государстве. Правовое государство, по мнению классиков российской и мировой конституционно-правовой мысли, возможно, только при наличии народного представительства.
Появившийся в нашей стране сравнительно недавно новый институт общественных палат призван усилить связь гражданского общества с органами государственной власти через представительные учреждения.
Идея создания Общественной палаты Российской Федерации возникла в Послании 2004 г. Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации: «Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан»[2].
Общественная палата не является принципиально новым институтом гражданского общества. Так, распоряжением Президента РФ «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания» была образована Общественная палата Конституционного совещания[1].
В соответствии с предложением ряда политических партий и движений об улучшении взаимодействия федеральных органов государственной власти при создании правовой базы экономических и политических реформ и привлечении к этому процессу широких кругов общественности Указом Президента РФ «О Политическом консультативном совете» Общественная палата при Президенте РФ была преобразована в Политический консультативный совет.
Наконец, 16.03.2005 г. был принят ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации».
В данной курсовой работе будут рассмотрены следующие положения:
1. Место Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России;
2. Основные направления деятельности Общественной палаты;
2.Анализ работы Общественной палаты.
Глава 1. Об Общественной палате Российской Федерации
1.1 История формирования
Общественная палата РФ была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно закону, Общественная палата избирается на два года. Она призвана осуществлять взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.
Приоритетными направлениями работы Палаты являются защита прав и свобод граждан, развитие гражданского общества в России, проведение общественной экспертизы федеральных законопроектов, осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Общественная палата РФ первого состава (2006-2007 гг.), впервые начиная деятельность подобного рода, стала поддержкой и опорой для некоммерческих организаций России. Благодаря вмешательству Общественной палаты, удалось смягчить положения закона об некоммерческих организациях; при активном участии палаты общественные организации страны получили государственную финансовую поддержку.
В первые годы своего существования Общественная палата содействовала формированию и становлению региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных структур. Ее члены вошли в 35 вновь сформированных общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах.
В целях проведения общественной экспертизы законопроектов, Общественная палата и Государственная Дума подписали Соглашение об информационном сотрудничестве и взаимодействии. В 2006-2007 гг. Общественной палатой была проведена экспертиза свыше 35 законопроектов. Многие рекомендации палаты были учтены при принятии законов и других нормативных актов. Тем не менее, данная работа требует совершенствования и упорядочения. Поэтому в планах Палаты рекомендовать парламентариям, чтобы все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходили экспертизу в Общественной палате, с тем, чтобы при их принятии учитывалась позиция общественности.
Утверждая свое место на международной арене, Общественная палата РФ стала полноправным членом Международной Ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭССИ), подписала Меморандум с Европейским социально-экономическим комитетом.
В 2006 и в 2007 годах Общественной палатой РФ были подготовлены Доклады о состоянии гражданского общества в России, которые стали своего рода первыми в России полномасштабными исследованиями третьего сектора.
22 декабря 2007 года Общественная палата первого состава РФ завершила свою работу. Подводя итоги деятельности ОП 2006-2007 г.г., секретарь палаты Евгений Велихов заявил, что: "если раньше гражданские институты представляли собой разрозненную массу в одиночку решающих узкие задачи объединений, мало кому известных, не имевших подлинного авторитета и признания, то теперь их работа - в центре внимания разных заинтересованных слоев населения, они составляют ядро экспертов органов власти, они - тот дозор, в котором нуждается Россия».
Формирование Общественной палаты второго состава завершилось 24 декабря 2007 года.
23 января 2008 года прошло первое пленарное заседание нового состава Общественной палаты РФ, в ходе которого были избраны Совет Общественной палаты, Секретарь Палаты, а также утверждены заместители секретаря Палаты и внесены изменения в Регламент ОП.
В Общественную палату РФ нового состава избрано 126 человек, из них 24 женщины и 102 мужчины. Все члены Общественной палаты имеют высшее или неоконченное высшее образование. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: общественными деятелями (46 человек), учеными (34 человека), работниками искусства и культуры (9 человек), юристами (4 человека), журналистами, писателями и политологами (12 человек), религиозными деятелями (7 человек), предпринимателями (9 человек), врачами (5 человек).
В Общественной палате РФ сформировано 17 комиссий, а также 4 межкомиссионные рабочие группы: по подготовке ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации; по организации экспертной деятельности Общественной палаты; по международной деятельности Общественной палаты; по этике, регламенту и организации работы Общественной палаты.
Основные направления работы Общественной палаты ведут профильные комиссии, которые определили стратегию изучения и решения наиболее актуальных проблем по своим направлениям. Кроме того, в Общественной палате созданы Подкомиссии и Рабочие группы по изучению наиболее актуальных социальных и экономических проблем современного российского общества.
1.2 Место Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России
Не существует ни одного «юридического» определения Общественной палаты РФ. Можно сказать, что Общественная палата – это, во-первых, институт, во-вторых, институт общественный, неполитический (не участвующий в распределении власти и в борьбе за ее осуществление), можно даже сказать, гуманитарно-научный институт, созданный для согласования интересов общества и его членов.
Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. В статье 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В части 1 ст. 1 ФЗ законодателем сделана попытка установить правовой статус Общественной палаты[1]. Правительство РФ в своем Заключении «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, но при этом имеет аппарат в форме государственного учреждения[2]. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.
В результате об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно – это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Правовой статус же аппарата Общественной палаты, который согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты, определен в ч. 2 ст. 26 ФЗ достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением[1].
Аппарат Общественной палаты выполняет следующие функции по взаимодействию с органами государственной власти РФ:
обеспечивает взаимодействие Общественной палаты с Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также организует присутствие членов Общественной палаты на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов и комиссий Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, коллегиях федеральных органов исполнительной власти;
обеспечивает рассмотрение Общественной палатой обращений Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации[2].
Целью Общественной палаты является обеспечение согласования для решения наиболее важных вопросов интересов:
с одной стороны – общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и общественных объединений;
с другой стороны – интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В качестве сфер, наиболее важные вопросы, в которых подлежат разрешению с помощью согласования, обеспечиваемого Общественной палатой, в ст. 2 ФЗ указаны:
экономическое и социальное развитие России;
обеспечение национальной безопасности России;
защита прав и свобод граждан России;
защита конституционного строя России;
защита демократических принципов развития гражданского общества в России[1].
Следует отметить, что целью Общественной палаты является согласование интересов именно органов государственной власти. Президент РФ же согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ является главой государства.
В статье 2 ФЗ также обозначены шесть задач Общественной палаты, в отношении которых следует отметить следующее:
Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики (п. 1 ст. 2 ФЗ).
Привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики установлено в качестве одной из задач Общественной палаты.
Однако в других положениях ФЗ не содержится механизма реализации данной задачи.
На эту недоработку обращено внимание еще на стадии принятия законопроекта в первом чтении в Заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы от 20.12.2004 г. № 2.2-1/4313 «По проекту Федерального закона № 118890-4 «Об Общественной палате Российской Федерации» (первое чтение)». Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены. В результате задача Общественной палаты, закрепленная в п. 1 ст. 2 ФЗ, представляет собой положение декларативного характера.
Положения о поддержке Общественной палатой гражданских инициатив содержатся в ст. 21ФЗ. В частности, Общественная палата осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 1 ст. 21), организует и проводит гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни (ч. 2 ст. 21), доводит до сведения граждан Российской Федерации информацию об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений (ч. 3 ст. 21).
Проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления (п. 3 ст. 2 ФЗ).
Экспертиза проектов перечисленных нормативных правовых актов не только закреплена в качестве одной из задач Общественной палаты, но и отнесена в соответствии к непосредственным полномочиям Общественной палаты.
Осуществление общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также является одной из задач Общественной палаты.
Следует отметить два момента при рассмотрении данной задачи общественного контроля: во-первых, общественный контроль предусмотрен в отношении деятельности только исполнительных органов государственной власти – Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в отношении деятельности органов местного самоуправления; во-вторых, общественный контроль осуществляется в соответствии с Законом.
Выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Рассматриваемая задача направлена на разработку при непосредственном участии Общественной палаты мер по государственной поддержке тех общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых действительно направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации.
То, что Общественная палата лишь вырабатывает рекомендации органам государственной власти, взаимообусловлено положениями о рекомендательном характере решений Общественной палаты
Именно положительный опыт работы общественных палат, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, послужил толчком к созданию Общественной палаты федерального уровня. Соответственно, на Общественную палату возлагается задача по оказанию поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации (разумеется, речь идет не только об общественных палатах, созданных к моменту вступления ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» в силу, но и об общественных палатах, создаваемых позже этого). Поддержка Общественной палатой общественных палат субъектов Российской Федерации ограничена информационной, методической и иными подобными формами.
Следует отметить, что, по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, выраженному в Заключении от 20.12.2004 г. № 2.2-1/4313 на стадии принятия законопроекта в первом чтении, положение об оказании поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, не может быть отнесено к задачам, а является непосредственно одним из полномочий Общественной палаты. Однако при принятии ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» рассматриваемое положение так и не было уточнено.
1.3 Роль Общественной палаты РФ в системе государственных органов в России
1 октября 2005 г. на собрании членов Общественной палаты Российской Федерации было принято Обращение к общественным объединениям с предложением включиться в процесс формирования Общественной палаты России и приступить к выдвижению кандидатов в ее состав. При этом общественные объединения должны руководствоваться утвержденной Процедурой конкурсного отбора в члены Общественной палаты Российской Федерации представителей общероссийских общественных объединений. Межрегиональные и региональные общественные объединения в срок до 28 октября 2005 г. должны провести собрания представителей межрегиональных и региональных общественных объединений в субъектах Российской Федерации для выдвижения делегатов на конференции в федеральные округа, а конференции в федеральных округах проводятся в срок до 27 ноября 2005 г.
В целях содействия в подготовке собраний и конференций принято решение образовать семь инициативных региональных групп из членов Общественной палаты Российской Федерации.
Органы СМИ неоднозначно отреагировали на новые инициативы государства. Так, в статье «Нация набрала немного совести» С. Мулин утверждает, что образование Общественной палаты РФ создает принцип круговой поруки: один поручается за другого, и возводится замкнутая сама на себе корпорация[1].
Дискуссия была развернута и на страницах «Российской газеты», где высказывались не только читатели, но и отдельные члены Общественной палаты РФ, назначенные Указом Президента РФ В. Путина 28 сентября 2005 г. Примечательно, но каких-либо резких, критических замечаний в адрес созданного органа общественности нет ни со стороны граждан, ни от вновь назначенных членов Общественной палаты. Так, А. Мироненко высказывает надежду на то, что члены Общественной палаты РФ получат возможность влиять на политику государства через принимаемые в нем законы. Члены Общественной палаты РФ, назначенные Президентом РФ В. Путиным, в целом высказывали нормальные, вполне предсказуемые слова об экспертизе правительственных решений, о совершенствовании законодательной базы, о более тесном и продуктивном диалоге с властью.
В развитие озвученных инициатив, Президент РФ В. Путин направил в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», согласно которому этот орган наделяется еще большими полномочиями. Так, законопроект предполагает, что Общественная палата Российской Федерации сможет осуществлять общественный контроль за средствами массовой информации, т.е. «за соблюдением свободы слова в СМИ и равным доступом к СМИ различных политических сил». Общественной палате РФ предоставляется право привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов об обеспечении гарантий свободы слова и свободы массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, а также вырабатывать по этим вопросам рекомендации.
По итогам таких публичных обсуждений и экспертиз Общественная палата РФ сможет давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ. В зависимости от степени нарушения эти заключения будут направляться "в регистрирующие или правоохранительные органы", а также учредителям или руководству этих СМИ[1].
Послужит ли создание Палаты развитию идеи народного представительства, покажет время. Многое будет зависеть от гражданской позиции членов Палаты, от того, какие реальные возможности для осуществления ее полномочий обеспечат органы государственной власти и органы местного самоуправления, от авторитета решений Палаты[2].
Однако уже сейчас, в юридических и иных СМИ появляется немало критических отзывов о Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации». Ряд авторов склоняются к мнению, что «в нормальных странах эту функцию выполняет парламент. Парламент – это и есть общественная палата. Все общественные интересы представлены в парламенте. По мнению члена Совета Федерации В.А. Новикова, роль «связки» между обществом и властью должен играть эффективный и независимый парламент[3].
Заметим, что идею Общественной палаты раскритиковали авторы резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по России. В многостраничном докладе говорится по этому поводу следующее: «...трудно понять, почему возникла необходимость в создании нового органа, выполнение функций которого обычно осуществляет избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое и свободное гражданское общество, с другой». Действительно, если внимательно вчитаться в ст. 1 («Общие положения») и 2 («Цели и задачи Общественной палаты»), то нетрудно заметить, что они во многом пересекаются с целями и задачами Государственной Думы, члены которой получили мандат доверия избирателей и которая в идеале должна быть органом, представляющим интересы народа.
В настоящее время о российском парламенте так сказать нельзя даже с натяжкой. Отношение россиян к депутатам не самое уважительное и вызвано оно, прежде всего, неуважением самой власти к народу, которое естественным образом вызывает ответное чувство народа к власти. Получается следующая ситуация: вместо того чтобы прилагать все усилия для того, чтобы российский парламент стал действительно «народным рупором», параллельно с ним властью создается искусственная структура общественного контроля за самой собой с туманным прошлым и весьма неопределенным будущим[1].
Более того, цели деятельности и функции Общественной палаты пересекаются с аналогичными, установленными Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно ч. 1 ст. 1 которого должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в соответствии с Конституцией России в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции[2].
Задумываясь над тем, для чего понадобилось Палата, призванная заниматься принятием никого ни к чему не обязывающих заключений, да еще с заслуженными людьми, нельзя исключать и возможности последующего ее переоформления в Конституционное собрание в целях пересмотра Конституции РФ в нужном власти направлении. В целом можно сказать, что и простые граждане не вполне понимают, для чего нужна Общественная палата. По опросам лишь 12% граждан одобряют идею создания Общественной палаты, 17% - не одобряют, а 71% затруднились ответить[1].
По мнению А.А. Кара-Мурзы, Общественная палата – это вообще нонсенс. В нормальных странах эту функцию выполняет парламент. Парламент – это и есть общественная палата. Все общественные интересы представлены в парламенте. Есть процедуры, есть Конституция, там все это прописано[2].
В зарубежных СМИ создание Общественной палаты РФ также не прошло незамеченным. Так, Ф. Уэйр приводит мнение экспертов, что Общественная палата может стать «пусковой площадкой нового конституционного проекта, который либо продлит срок полномочий Президента, либо вернет его к руководству страной в соответствии с новой системой власти. Общественная Палата станет чем-то вроде параллельного парламента»[3].
Нельзя оставить без внимания и позицию эксперта по Восточной Европе, юриста, профессора Кельнского университета А. Нусбергер. По ее мнению, сама концепция Общественной палаты свидетельствует о неправильном понимании идеи гражданского общества. Президент намерен отчасти лично, отчасти опосредованно назначать членов Общественной палаты. Но гражданское общество не создается декретами, оно формируется снизу.
Государство, подчеркивает А. Нусбергер, не должно диктовать гражданскому обществу свою волю. В лучшем случае Общественная палата будет выступать в роли потемкинской деревни в обществе фиктивной демократии. В худшем случае деятельность палаты приведет к демонтажу ныне существующих в России структур гражданского общества: вместо того, чтобы интересоваться мнением реальных его представителей на местах, власть будет ограничиваться заявлениями Общественной палаты. И это будет уже не диалог государства с гражданами, а монолог, который государство будет вести само с собой.
Вместо независимого общественного контроля за государственной властью велика вероятность создания завуалированного государственного контроля за формированием гражданского общества и определением вектора его развития в современных условиях российской политической жизни. Иными словами, существует опасность создания иллюзии (как перед российским, так и перед западным общественным мнением) развития в России институтов гражданского общества и, самое главное, их возможности реально влиять на развитие страны в сторону демократии и реального соблюдения прав человека. Создается система общественного контроля от имени гражданского общества над деятельностью государственной власти страны.
Общественность должна взять под контроль правоприменительную практику в сфере деятельности некоммерческих общественных организаций. Общественная палата может выступить в роли эксперта при решении спорных вопросов, возникающих в сфере деятельности некоммерческих общественных организаций.
Работа Общественной палаты должна способствовать утверждению в обществе принципов взаимоуважения, веротерпимости и толерантности, что она внесет вклад в формирование высокой культуры, общественной жизни, обладающей прочным иммунитетом от каких-либо проявлений вражды, национальной или религиозной розни.
Главными лозунгами Общественной палаты должны стать профессионализм и компетентность. Общественная палата может давать авторитетные советы при определении тех общественных проектов и инициатив, которым нужно оказать государственную финансовую поддержку.
В целом всё же можно подчеркнуть большую роль Общественной палаты РФ в формировании гражданского общества в стране. Общественная палата призвана стать посредником в диалоге между властью и обществом.
Глава 2. О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006–2007 гг.
2.1 Основные инициативы Общественной палаты
Защита прав человека являлась для Общественной палаты Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности. Это находило свое отражение и в экспертной работе многих комиссий, и в прямом контакте с общественными организациями и органами государственной власти, и в «быстром реагировании» на возникавшие конфликтные ситуации в тех или иных регионах страны. Так, в феврале 2006 года Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы рассмотрела ситуацию вокруг нарушения прав военнослужащих в армии. Итогом стало заявление о системном и массовом характере «дедовщины» в Российской армии на примере трагедии рядового Андрея Сычева. Была создана рабочая группа по изучению проблемы неуставных взаимоотношений в воинских подразделениях, которая, в том числе, выступила с инициативами о создании системы общественного контроля в Российской армии. Члены рабочей группы пришли к общему выводу, что наиболее эффективным инструментом контроля со стороны общества за ситуацией в Вооруженных Силах могут стать общественные советы при воинских частях. Инициатива Палаты была поддержана Министерством обороны России. В ноябре 2006 года министр обороны Российской Федерации объявил о создании в воинских частях родительских комитетов. При Минобороны образован Общественный совет, куда вошли и члены Общественной палаты Российской Федерации.
В марте 2006 года председатель Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы А.Г. Кучерена принял участие в повторном рассмотрении в суде дела водителя О. Щербинского, обвиненного в совершении ДТП, в котором погиб губернатор Алтайского края М.Евдокимов. Ранее районный суд признал его виновным, после чего по стране прошли стихийные акции протеста. В результате Алтайский краевой суд отменил обвинительный приговор.
В июне же 2006 года члены Общественной палаты приняли участие в разрешении конфликта, возникшего из-за принудительного выселения горожан в московском микрорайоне Южное Бутово в связи с планами его застройки. Членам Общественной палаты удалось установить диалог между жителями микрорайона и московскими властями, а затем выйти на решение проблем путем переговоров.
В апреле 2007 года членами Общественной палаты была выдвинута инициатива о необходимости законодательного закрепления ответственности родителей за местонахождение детей вне школ и детских садов во время учебно-воспитательного процесса.
Май 2007 года стал весьма активным периодом в работе Общественной палаты по проблематике защиты прав человека. Именно тогда состоялась встреча членов Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно правовой системы и членов рабочей группы по вопросам соблюдения законности при проведении публичных массовых мероприятий с руководством и сотрудниками ОМОНа, участвовавшими в обеспечении общественного порядка во время уличных шествий в Москве 14 апреля 2007 года. Также в мае прошли слушания по вопросу реализации Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и развития нормативно-правовой базы по вопросу осуществления «дачной амнистии».
В сентябре 2007 года работа по проблематике защиты прав человека возобновилась. На первый план вышли проблемы, связанные с защитой прав российских граждан за рубежом, защитой прав иностранных граждан в Российской Федерации, защитой прав граждан России в непризнанных республиках. В октябре состоялся «круглый стол» на тему: «Массовые задержки авиарейсов: кто виноват?». Организатором выступила рабочая группа Общественной палаты по защите прав граждан России за рубежом, международному туризму и международным обменам.
Накануне больших общенациональных выборов – в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2007 года и Президента Российской Федерации в марте 2008 года Общественная палата выдвинула целый ряд инициатив, направленных на активизацию граждан и общественных объединений в обеспечении прозрачности избирательных кампаний в стране.
В декабре 2006 года под эгидой Палаты был создан Координационный совет неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан, в центре внимания, которого была поставлена разработка новых механизмов общественного контроля на выборах, в том числе обучение и подготовка общественных наблюдателей.
В феврале 2007 года создается Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав граждан «Гражданский контроль» для реализации программы общественного наблюдения (контроля) за процессом подготовки и проведения выборов муниципального, регионального и федерального уровней.
По инициативе Общественной палаты Российской Федерации, прежде всего члена Комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы А.С. Пржездомского, формируется система подготовки общественных наблюдателей на выборах, впервые организуется сеть пунктов «горячей линии» связи с избирателями. Данная инициатива Общественной палаты стала новой формой работы с гражданами России по обеспечению их избирательных прав.
В феврале 2007 года совет Общественной палаты Российской Федерации принимает обращение «К политическим партиям России!». В документе содержится призыв к обеспечению более полноценного представительства женщин в списках кандидатов в депутаты, а значит – и в структурах власти, в соответствии с нормами действующего законодательства. Подготовленные Координационным советом общественные наблюдатели участвовали в контроле на региональных выборах 11 марта.
В ноябре 2007 года прошло заседание Координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан с участием членов Общественной палаты. В заседании принял участие председатель ЦИК Российской Федерации В.Е. Чуров. Наконец, в ходе выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 года в полную силу заработала сеть «горячей линии» связи с избирателями. За время работы «горячей линии» поступило 32460 обращений граждан. Информация с этих пунктов поступала и в избирательные комиссии субъектов Федерации, и в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для оперативного устранения выявленных нарушений.
Вся деятельность Общественной палаты Российской Федерации была направлена на консолидацию и развитие институтов гражданского общества. Так, в апреле 2006 года по инициативе Общественной палаты Российской Федерации был проведен форум представителей региональных общественных палат, общественных советов и аналогичных структур. В октябре – ноябре 2006 года Общественной палатой были направлены предложения о создании общественных советов в 68 федеральных ведомств. Члены Палаты напрямую участвовали в формировании и работе этих советов.
По инициативе Комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии были рассмотрены вопросы регистрации иностранных некоммерческих организаций в Российской Федерации на слушаниях в Москве в декабре 2007 года.
2.2 Реализация приоритетных национальных проектов
Е.П. Велихов и А.В. Очирова вошли в состав Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Их усилиями ко многим проблемам в рамках реализации приоритетных национальных проектов было привлечено общественное внимание, а затем приняты решения государственных органов. К таким крупным проблемам относились положение военнослужащих, нуждающихся в жилье, положение детей. На протяжении двух лет самые разные комиссии Палаты рассматривали проблемы реализации приоритетных национальных проектов. Причем, помимо содержания этой работы, в центре внимания были и ее методология, и технические проблемы, и организация дела на местах. Например, в феврале 2006 года на выездном заседании Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления в г. Екатеринбурге с этой точки зрения были проанализированы трудности реализации приоритетных национальных проектов.
Общественная палата не только рассматривала «традиционные» вопросы социальной политики, но и сама формулировала новые подходы к борьбе с бедностью, преодолению демографического кризиса, предлагала введение единой системы социальных стандартов. Эти инициативы, в частности, были представлены общественности в апреле 2006 года на общественных слушаниях «О стратегии преодоления бедности в России», организованных Комиссией по вопросам социального развития. На слушаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с общественными организациями в выработке совместной стратегии преодоления бедности, нищеты и отчуждения. А в июле 2006 года была создана и начала действовать рабочая группа по созданию единой системы социальных стандартов качества жизни. В феврале 2007 года она представила первый проект системы социальных стандартов качества жизни. В сентябре 2006 года из Общественной палаты Российской Федерации первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву было направлено обращение по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников интернатных учреждений. Позже была достигнута договоренность об учете предложений Общественной палаты при реализации приоритетного проекта «Доступное жилье».
В марте 2007 года члены Общественной палаты приняли участие в совещании с первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым по проблематике места человеческого капитала в стратегии национального развития. Помимо этого, Палата постоянно обращалась по собственному почину к проблемам пенсионного обеспечения граждан России, обеспечения людей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, обеспечения социального здоровья населения.
Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития в июне 2007 года провела общественные слушания на тему «Законодательные инициативы в сфере семейного устройства детей сирот и профилактики социального сиротства».
Многочисленные инициативы Общественной палаты Российской Федерации в области здравоохранения, содействия здоровому образу жизни граждан России, что называется, «спать не давали» федеральным органам власти, органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления. В мае 2006 года и апреле 2007 года под эгидой Общественной палаты проведены второй и третий всероссийские форумы «Здоровье нации – основа процветания России». В сентябре 2006 года на пленарном заседании Палата выдвинула ряд инициатив, направленных на улучшение деятельности системы здравоохранения, в том числе – системы финансирования приоритетного национального проекта «Здравоохранение». Слушания по проблемам финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи прошли в ноябре 2007 года, а по концептуальным вопросам развития здравоохранения – в декабре 2007 года.
Общественной палате удалось немало сделать в сфере развития образования. В июле 2006 года Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации обратилась в Генеральную прокуратуру России с просьбой выступить в защиту прав детей-инвалидов на получение образования. В результате была организована проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты детей-инвалидов и соблюдения их прав на образование. Крупные проблемы, такие как роль и место университетов в формировании интеллектуального потенциала нации, участие гражданского общества в модернизации системы образования, в 2006 году становились темами общественных слушаний. В феврале 2007 года на общественные слушания был вынесен проект Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008 – 2012 годы». Вопросы развития образования рассматривались по инициативе Палаты и ее комиссий и на уровне федеральных округов. Так, в январе 2007 года были проведены общественные слушания в Уральском федеральном округе о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Комиссия по интеллектуальному потенциалу нации занималась и проблемами отдельных высших учебных заведений.
В 2007 году при Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации была создана общественно-экспертная группа для рассмотрения и разрешения конфликтной ситуации на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Кроме того, в 2006 – 2007 годах силами разных комиссий организовывались экспертные и общественные обсуждения таких жгучих проблем российского общества, как миссия образования в полиэтнической среде, как введение в курс школьного обучения предметов по культуре и истории религий.
Местное самоуправление как развивающийся социальный институт, сталкивающийся с множеством трудностей, постоянно находился в центре внимания Общественной палаты Российской Федерации в 2006 – 2007 годах. Самые разные комиссии внесли свой вклад в консолидацию общественных объединений, сотрудничающих с органами местного самоуправления и заинтересованных в решении проблем, которые касаются всех граждан страны. По инициативе Общественной палаты, прежде всего Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления, рассматривались вопросы жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, финансирования местного самоуправления. Общественная палата выступала инициатором прямых контактов людей из регионов с федеральной властью. Так, в июне 2006 года прошли общественно-экспертные слушания по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» с участием министра регионального развития России В.А.Яковлева.
Общественная палата с самого начала своей работы значительное внимание уделяла также и проблемам экономического характера, причем не только вопросам развития сырьевых отраслей, но и вопросам перехода России на инновационную модель экономики, а также вопросам инфраструктурного развития. В июле 2006 года было принято обращение членов Палаты по вопросу о кризисных явлениях на алкогольном рынке. В обращении выражалась озабоченность в связи с межведомственной несогласованностью, в результате которой возник искусственный дефицит качественной легальной алкогольной продукции. В январе 2007 года совет Общественной палаты выступил с обращением в связи с критической ситуацией, сложившейся в отрасли международных автомобильных перевозок в Калининградской области.
Общественная палата формировала позицию российской общественности и по энергетической проблематике. Так, в мае 2006 года по ее инициативе в г. Москве состоялась конференция «Россия – энергетическая сверхдержава». Конференция собрала ведущих экспертов страны в этой сфере. В июне была создана рабочая группа Общественной палаты «Перспективы энергетического развития России», которая сосредоточилась на проблемах энергосбережения, децентрализации энергетики, нетрадиционных источников энергии, инноваций в энергетике, разработки экономических и законодательных инициатив, направленных на создание «технологических коридоров», задающих направление технологического развития отрасли. А в сентябре 2006 года Общественная палата в целях обеспечения энергетической безопасности и стратегических технологий в России обратилась к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову с предложениями по развитию энергетического машиностроения в Государственном российском центре атомного судостроения.
Самые разные комиссии Общественной палаты Российской Федерации в 2006 – 2007 годах обращались также и к проблемам гармонизации межэтнических отношений в стране, воспитанию толерантности, согласия, солидарности в российском обществе. Эта деятельность находила свое выражение и в экспертизе законопроектов, и в обсуждении наиболее актуальных тем, и в формировании общественной атмосферы вокруг проблем поликультурного развития России. По трем направлениям работа велась наиболее целенаправленно: в направлении развития Северного Кавказа как региона совместного проживания многих российских народов, в направлении совершенствования практической политики в отношении коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в направлении укрепления позиций русского языка как фактора консолидации народов России.
Так, в марте 2007 года была проведена конференция на тему: «Женщины за мир и справедливость на Северном Кавказе», общественные слушания в г. Пятигорске «Взаимодействие общества и власти в укреплении стабильности и гражданского согласия на Северном Кавказе». По итогам этих мероприятий принимались рекомендации общественным организациям и органам власти, обращения к народам Северного Кавказа от имени Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести.
В январе 2007 года Общественной палатой было инициировано обсуждение концепции Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2015 года». Предложения и замечания направлены разработчикам из Министерства регионального развития России. В августе положение коренных малочисленных народов Дальнего Востока Российской Федерации стало предметом рассмотрения на слушаниях, проведенных также по инициативе Общественной палаты. А в октябре 2007 года работа в этом направлении была продолжена, проведены общественные слушания «О положении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Организатор – Комиссия Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии.
В октябре 2007 года были проведены слушания на тему «Русский язык как фактор консолидации народов». Они прошли в рамках Общественного гражданского межнационального форума «Единение» по инициативе Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия совместно со Славянским фондом России. Все это позволяло Общественной палате Российской Федерации сохранять широкий взгляд на проблемы межэтнического диалога и культурного развития народов страны.
В октябре 2006 года члены Общественной палаты Российской Федерации приняли деятельное участие в обсуждении изменений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, а также проекта Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России на 2007– 2010 годы и до 2015 года». Заключение на проект Концепции программы направлено Председателю Правительства Российской Федерации.
В январе 2007 года состоялось совещание представителей региональных общественных организаций «Этническое и религиозное многообразие России как основа стабильности и развития общества».
Важной проблемой в России в 2006 – 2007 годах также оставалось участие государства и общественности в регулировании миграционных процессов в стране. В январе 2007 года в Общественной палате состоялся «круглый стол» по проблемам трудовой миграции, в апреле в таком же формате была рассмотрена ситуация с внутренней трудовой миграцией.
В период работы первого состава Общественной палаты Российской Федерации страна столкнулась с многочисленными и тревожными фактами проявления нетерпимости в межэтнических отношениях, в отношении к иностранцам. И ни один из них не прошел мимо внимания членов Палаты. Самыми громкими для России стали события в карельской Кондопоге, куда члены Палаты в сентябре 2006 года выезжали для анализа ситуации и разрешения конфликта. Палата приняла также специальное заявление. В документе отмечалось, что региональные власти должны предпринимать решительные действия по предотвращению и прекращению насильственных актов и актов вандализма, а также по наказанию преступников из числа инициаторов происшествия.
Ранее, в феврале 2006 года, форму заявления Общественная палата Российской Федерации использовала для выражения своего отношения в связи с ситуацией, сложившейся после публикации в европейских газетах карикатуры на пророка Мухаммеда, в принятом документе российским средствам массовой информации рекомендовалось воздержаться от участия в разжигании конфликта. Кроме того, Общественная палата выступила с заявлением, в котором призвала провести расследование в отношении ряда российских политиков, которые, по мнению общественности, должны понести ответственность за проведение 23 февраля в Москве митингов и шествий представителей радикальных националистических движений. В октябре 2006 года было опубликовано заявление по поводу российско-грузинского конфликта, в котором отмечалось, что «отношения между Россией и Грузией не должны определяться ни антироссийской политикой режима в Тбилиси, ни «антигрузинской кампанией» недальновидных чиновников». В марте 2006 года по инициативе Общественной палаты из-за участившихся в России случаев нападений на почве этнической ненависти было создано Объединение гражданского сопротивления фашизму. А в апреле на пленарном заседании Общественной палаты были приняты рекомендации по профилактике ксенофобии и экстремизма в российском обществе. Через два месяца члены Палаты приняли обращение к Федеральному Собранию по вопросу о необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму.
Теме содействия реформирования армии также были посвящены самые разные инициативы Общественной палаты. Комиссия по вопросам социального развития в 2006 – 2007 годах сосредоточивалась на проблемах социального положения военнослужащих и лиц, ушедших в запас, Комиссия по вопросам регионального развития и местного самоуправления рассматривала на своих общественных слушаниях ход строительства жилья для военнослужащих. В октябре 2007 года были проведены общественные слушания «Армия как инструмент войны и мира в эпоху глобализации». Организаторами выступили Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы и Военно-философское общество Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил России.
Свобода слова и проблемы средств массовой информации Общественная палата значительное внимание уделяла вопросам развития телевидения, радио, печати, Интернета в России. В фокусе внимания Палаты были и случаи нарушения прав журналистов. Так, в феврале 2006 года члены Общественной палаты выступили с заявлением в защиту волгоградской газеты «Городские вести», закрытой городскими властями в связи с появившейся в одном из номеров издания карикатурой, изображающей Христа, Будду, Моисея и пророка Мухаммеда. После проведения консультаций членов Палаты с руководством города было принято решение местной администрацией о возобновлении работы издания под новым названием «Волгоградская газета». Помимо этого, предметом анализа Палаты становились положение региональных средств массовой информации, организация гражданского контроля за соблюдением законодательства в сфере регулирования деятельности печатной и электронной прессы, формирования новой нравственной атмосферы журналистики, проблемы подписки и распространения печати, сохранения и развития прессы на языках народов России. Этому были посвящены общественные слушания, «круглые столы», дискуссии, проведенные в Общественной палате.
Для изучения одной из острейших проблем современного общества – коррупции, в Общественной палате была образована подкомиссия по проблемам противодействия коррупции. Ею создана интеллектуальная основа для формирования базы данных «Реестр коррупционных ниш», подготовлены памятки «Если у Вас вымогают взятку» и «Если Вам угрожает рейдерство». Памятки содержали доступное юридическое толкование правовых норм, касающихся вымогательств, насильственных захватов собственности. Целью этих брошюр было то, чтобы, ознакомившись с ними, гражданин был в состоянии юридически грамотно противодействовать попыткам вымогательства, отстаивать самостоятельно свои права.
Вопросам природопользования и охраны окружающей среды Общественная палата также традиционно уделяла первостепенное внимание. В марте 2006 года совет Общественной палаты в целях предупреждения экологической катастрофы выступил против строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» вблизи озера Байкал. Президент России поддержал предложение общественности о переносе нефтепровода на север от Байкала. Основным инициатором в обсуждении проблем природопользования и природоохраны выступала Комиссия по экологической безопасности и охране окружающей среды. Она проводила и выездные мероприятия, и «круглые столы», и конференции. В них принимали участие представители других комиссий Палаты.
Состояние профессионального и самодеятельного художественного творчества в стране, положение институтов культуры, направления и практика осуществления политики государства в сфере культуры были на протяжении 2006 – 2007 годов постоянным объектом различных инициатив Палаты. Так, в июле 2006 года было направлено обращение к Председателю Госдумы Б.В. Грызлову с просьбой отложить рассмотрение проектов законов об автономных учреждениях в связи с необходимостью доработки законодательных актов, уточняющих статус учреждений культуры. А в апреле 2007 года обращение было направлено Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о недопущении внесения в Бюджетный кодекс поправок, меняющих правовое положение учреждений культуры.
В сентябре 2006 года Комиссия Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и духовного наследия обратилась с инициативой о продолжении финансирования Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 – 2010 годы)». В октябре по ее же инициативе прошли общественные слушания на тему «Современные проблемы сохранности, комплектования и использования Архивного фонда Российской Федерации». В ноябре 2006 года Общественная палата привлекла внимание общественности и власти к нарушениям, допущенным при проведении конкурса на разработку строительного проекта здания «Газпрома» в Санкт-Петербурге, предусматривающего возведение офиса высотой 300 метров в исторической части города.
В октябре 2007 года по инициативе Комиссии по вопросам глобализма и национальной стратегии развития проведены общественные слушания «Историческая недвижимость в России: взаимодействие бизнеса, государства и общества». Несколько заявлений и обращений по разным актуальным поводам были подготовлены и опубликованы Палатой в 2006 году: по проблемам допризывной подготовки молодежи; по вопросу использования государственной символики, где подчеркнута необходимость снятия излишних ограничений на использование государственной символики для негосударственных структур и граждан.
В ноябре 2006 года с целью придания социального звучания Дню народного единства был проведен Межнациональный форум «Единение».
В 2007 году активно работала межкомиссионная группа по вопросам развития молодежного движения, она провела слушания «Молодежная политика в России: реалии и перспективы», подготовила ряд документов по этой теме.
Проблемы международного имиджа России рассматривались на «круглом столе» «Положительный образ России: перспективы развития». В октябре 2007 года это обсуждение было продолжено на слушаниях «Образ России в XXI веке».
Общественная палата Российской Федерации рассматривала также развитие благотворительности в стране как важную задачу для бизнеса и общественности. С этой целью были проведены многие мероприятия, способствовавшие популяризации милосердия, волонтерства, благотворительности.
Тема трудовых отношений также нуждалась в пристальном внимании общественности. На последнем пленарном заседании Палаты 22 декабря 2007 года отмечалось, что эта тема нуждается в постоянном и более пристальном внимании институтов гражданского общества, был дан наказ членам нового состава Палаты уделять еще больше времени на рассмотрение темы трудовых отношений в России.
Заключение
Общественная палата РФ – это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. Однако аппарат Общественной палаты является государственным учреждением.
Создание Общественной палаты вызывает много вопросов, на которые пока нет ответов.
Анализируя положения Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», следует сказать, что ряд форм ее деятельности дублирует формы работы палат Федерального Собрания РФ, а значит, можно согласиться с приведенными мнениями о недостаточном выполнении российским парламентом своего предназначения, его слабой связи с гражданским обществом. В то же время именно это обстоятельство и свидетельствует о своевременности в настоящий момент введения такой дополнительной «связки» гражданского общества и государства, как Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ.
При этом в целях повышения статуса и роли палаты в обществе и государстве и более полного воплощения идеи народного представительства следует, видимо, ввести в ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» дефиницию о статусе Общественной палаты РФ, нормы об обязательности опубликования заключений Палаты и, возможно, ввести в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации нормы о возможности выступлений членов Общественной палаты при обсуждении законопроектов, законов и при решении иных вопросов, относящихся к ведению палат парламента.
На протяжении 2006 – 2007 годов социологи, журналисты, политики, чиновники, наконец, и сами общественники задавались вопросом: нужна ли Общественная палата, сыграла ли она позитивную роль в современном развитии России? Вот что думали об этом сами члены Палаты.
Александр Калягин, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры: «Нас 126 человек, все состоявшиеся, лично для себя никому ничего не нужно. Все работают действительно на благо общества и могут усилить общественные импульсы до такой степени, когда не заметить их уже невозможно».[1]
Заместитель председателя совета Палаты, вице-президент ТПП Российской Федерации Сергей Катырин: «У меня сложилось впечатление по нашим заседаниям, что это команда единомышленников, нацеленная на конструктивную работу, на достижение результатов. Это команда, которая не обходит острых вопросов».[2]
Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов, президент Института проблем гражданского общества Мария Слободская: «Сейчас Общественная палата является коллективным независимым экспертом, а я считаю, что она, прежде всего, должна быть организатором разных общественных процессов, в том числе и общественной экспертизы. Сейчас, практически повсеместно, в том числе в нашей Палате, общественной экспертизой считается мнение нескольких независимых авторитетных специалистов. По моему мнению, общественной может называться экспертиза, в которой принимает участие любая заинтересованная общественность – отдельные граждане, гражданские организации и т.д., и чем шире круг участников, тем меньше вероятность, что власти проигнорируют такое экспертное заключение».[1]
Секретарь Общественной палаты Российской Федерации, академик Евгений Велихов: «Многие социально значимые законопроекты получили нашу экспертную оценку, но сказать, что мы удовлетворены этой работой, нельзя. У нас и к себе есть претензии, и депутаты не всегда заинтересованно относятся к нашим документам.… Усиление центральной власти, желание забрать в руки все рычаги управления, включая финансовые, – такая политика очень опасна. Конечно, краткосрочные вопросы так решать легче, но при этом мы подрываем перспективу, основы демократического общества. Есть и конкретные вещи. Скажем, мы ведем диалог с Правительством, но слабый, – как нам перейти от экономики, построенной на продаже ресурсов, к экономике, основанной на продаже наукоемких технологий. У нас есть свои идеи, но никто в Правительстве их не слушает… Но 28% нам доверяют... Абсолютно новому образованию в стране доверяют столько же людей, сколько Госдуме. Не думаю, что это плохо».[2]
Воплощение идеи правового государства – это, скорее, идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. Тем не менее, наличие в главном нормативном правовом акте страны нормы о правовом государстве имеет большое значение. Палата призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений личности – общества – государства, так как наличие такой нормы обязывает государство и его органы в своей деятельности руководствоваться принципами правового государства. Законы и другие нормативные акты в такой стране должны соответствовать этим же принципам.
Список источников
1. Нормативные правовые акты
1.1 Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
1.2 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» ФКЗ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ// СЗ РФ, 12.02.1997, № 9, ст. 1011.
1.3 «Об общественной палате Российской Федерации» ФЗ № 32-ФЗ от 04.04.2005// СЗ РФ, 16.03.2005, № 15, ст. 1277.
1.4 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» Указ Президента РФ от 6.11.2004 г. № 1417// СЗ РФ, 15.11.2004, № 46 (ч. II), ст. 4511.
2. Специальная литература
2.1 Абакумов С.А. От Гражданского Форума до создания Общественной палаты РФ (2001-2005 гг.).// М., 2005. – 343 с.
2.2 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.// М., 2005. – 800 с.
2.3 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (Постатейный)». //М., 2006. - 168 с.
2.4 Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2007, № 5. – 125 с.
2.5 Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2006, № 1 (4). – 103 с.
2.6 Козлова Е. И., Кутафин О. Е.. Конституционное право России.//М., 2002. – 585 с.
2.7 Мулин С. Нация набрала немного совести // Новая газета, 2005, 3-5 октября.
2.8 Радченко А.Ф. (руководитель), Иларионова Т.С., Насриддинов Т.Г. «О деятельности Общественной палаты Российской Федерации в 2006–2007 гг.»// М., 2008. – 150 с.
2.9 Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1. - 94 с.
2.10 Фоков А.П. «Об общественной палате Российской Федерации» // Российский судья, 2005, № 11. – 165 с.
2.11 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».// Российская газета, № 109, 27.05.2004.
2.12 Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, № 39, ст. 3674.
2.13 Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».
1 Садовникова Г.Д. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1.
2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». Российская газета, № 109, 27.05.2004.
1 Распоряжение Президента РФ от 24.09.1993 г. № 659-рп «Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993, № 39, ст. 3674.
1 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). ГД ФС РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
2 Заключение Правительства РФ от 30.11.2004 № 5530п-П15 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации».
1 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
2 Постановление Правительства РФ от 30.09. 2005 № 590 «О создании федерального государственного учреждения «Аппарат общественной палаты Российской Федерации». СЗ РФ, 03.10.2005, № 40, ст. 4042.
1 ФЗ от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (ред. от 27.12.2005). СЗ РФ, 11.04.2005, № 15, ст. 1277.
1 Мулин С. Нация набрала немного совести // Новая газета, 2005, 3-5 октября.
1 Фоков А.П. «Об общественной палате Российской Федерации» // Российский судья, 2005, № 11.
2 Садовникова Г.Д.. Общественная палата РФ и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 1.
3 Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2006, № 1 (4).
1 Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2007, № 5.
2 ФКЗ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». СФ ФС РФ, 12.02.1997, № 9, ст. 1011.
1 Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2007, № 5.
2 Кара-Мурза А.А. Общественная палата: ее роль и место в российской политике // Формула права, 2006, № 1 (4).
3 Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба // Адвокат, 2007, № 5.
1 http://www.oprf.ru/
2 РИА Новости, 2006, 21 июля.
1 Политический журнал, 2007, 18 декабря.
2 Московский комсомолец, 2007, 22 января.