Административно-правовые формы и методы деятельности органов управления
Административно-правовые формы и методы деятельности органов управления
Понятие и виды форм деятельности органов управления
Управление, по общепризнанному определению, является функцией сложных организационных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный, целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, иначе говоря, официальная деятельность. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного официального оформления.
Формы государственного управления – это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или должностного лица, осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.
Формы действий органов исполнительной власти, с точки зрения их правового значения, делятся на: правовые и неправовые.
Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.
Правовые формы государственного управления всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений между субъектом и объектом управления).
Неправовые формы государственного управления наступления юридических последствий не влекут.
К числу правовых форм управленческой деятельности относятся:
а) принятие нормативных актов;
б) издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов.
И первые, и вторые именуются актами государственного управления.
Первой правовой формой является принятие нормативных актов органами исполнительной власти. С их помощью устанавливаются новые нормы права, изменяется содержание или прекращается действие ранее изданных правовых норм.
Второй правовой формой является издание индивидуальных (административных) актов. Это случаи применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому такие акты управления и называются индивидуальными. Они порождают, изменяют или прекращают правоотношения для конкретного лица.
По содержанию правовые формы управленческой деятельности подразделяются на: правотворческие, правоприменительные и договорные.
Правотворчество – это деятельность специально уполномоченных субъектов (органов, должностных лиц) по выработке правовых норм.
Существует пять стадий правотворческой деятельности:
1) решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта;
2) подготовка текста проекта, предварительное обсуждение, доработка;
3) обсуждение проекта в правотворческом органе;
4) принятие или утверждение проекта;
5) опубликование принятого нормативного акта.
Правоприменение – это решение индивидуальных конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственной власти с вынесением правоприменительных актов.
Правоприменительная деятельность органов государственного управления так же, как и правотворческая, состоит из стадий:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) квалификация дела, то есть соотнесение дела с юридической нормой;
3) толкование выбранной нормы;
4) разрешение дела по существу и принятие индивидуального акта;
5) обжалование или опротестование принятого по делу решения; эта стадия является факультативной, то есть она может быть использована в зависимости от желания субъекта;
6) исполнение принятого решения.
По целям использования формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним относятся: решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри органа.
К внешним – обеспечение выполнения функций, возложенных на орган.
По способу выражения они подразделяются на словесные (письменные или устные) и конклюдентные (жесты, сигналы, знаки).
К иным формам осуществления государственной (исполнительной) власти относятся:
1) представление обязательных отчетов, например отчеты юридических лиц в налоговую инспекцию;
2) осуществление государственной регистрации, например регистрация охотничьего ружья;
3) выдача документов, подтверждающих наличие специального права, например выдача лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера;
4) совершение иных юридически значимых действий.
Понятие и сущность методов государственного управления
Наряду с административно-правовыми формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится административно-правовым методам государственного управления.
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственному управлению под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов
Виды методов государственного управления
Из самого названия «социально-психологические методы» вытекает то, что они являются методами социологической и психологической направленности.
К социологическим методам относятся:
– управление социально-массовыми процессами;
– управление коллективами людей;
– управление индивидуально-личностным поведением.
Психологические методы государственного управления подразделяются на такие виды, как:
– гуманизация труда;
– психологическое побуждение;
– комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;
– профессиональный отбор работников по их психологическим характеристикам.
Экономические методы – это также способы воздействия на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан. Но они ориентируются не на прямое, а на косвенное воздействие, через интересы управляемых.
Видами экономических методов управления являются: прибыль, премия, кредит, лицензия, налогообложение, квоты и так далее.
Применение экономических методов означает создание таких экономических условий, установление таких стимулов, которые вызывают у управляемых заинтересованность в выполнении определенной работы. Главное при этом заключается в том, что субъект управления с помощью экономических методов добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы.
Поощрение – способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел.
Существует два вида оснований, которые дают возможность применить к гражданину такой вид административного воздействия, как поощрение.
Абсолютные основания, к ним относятся:
– добросовестное выполнение трудовых и служебных обязанностей;
– выполнение гражданского долга, например, помощь в задержании преступника, спасение утопающего и так далее;
– поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти детей;
– юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки, техники и так далее.
Относительные основания – это обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение; данный вид оснований регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и дисциплинарными уставами.
К категории относительных оснований административного воздействия в виде поощрения относятся:
– добровольный отказ от неправомерной деятельности;
– чистосердечное раскаяние;
– добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.
Поощрение как способ воздействия на сознание и волю людей имеет ряд особенностей:
1) фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемое субъектами власти;
2) поощрение всегда связано с оценкой уже совершенных деяний и является составной частью государственного контроля;
3) поощрение всегда применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
4) поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями или иными благами;
5) в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения;
6) поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя его.
С точки зрения правовой основы, поощрение может быть формальным и неформальным.
Формальное поощрение – поощрение, регламентированное правовыми нормами. Такие меры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку или служебную карточку.
Неформальное поощрение – это применение разнообразных мер воздействия, которые не предусмотрены юридическими нормами, например, публичная похвала.
По своему содержанию поощрение может быть:
– моральное, например, благодарность, грамота, похвальный лист;
– материальное – премия, ценный подарок;
– статусное – изменяющее правовой статус гражданина, например, присвоение почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации»;
– смешанное – часто одна мера содержит моральное и статусное поощрение, например, присвоение звания Героя Российской Федерации.
Меры поощрения могут применяться как к коллективным субъектам, например, объявление благодарности Президента РФ коллективу Финансовой академии за заслуги по подготовке высококвалифицированных специалистов в финансово-банковской области, так и к индивидуальным субъектам. Например, для иностранных граждан и лиц без гражданства установлено применение такого поощрительного средства, как предоставление лицу с его согласия почетного гражданства.
Умелое использование разнообразных методов в определенной обстановке свидетельствует об искусности субъекта управления.
От умения выбрать и применить их во многом зависит достижение поставленной цели, а значит эффективность управленческой деятельности.