Организация местного самоуправления
1
Содержание:
Введение 3 стр.
1.Происхождение теорий местного самоуправлени. 3 стр.
2.Понтие местного самоуправлени в РФ 5 стр.
3.Принципы местного самоуправлени 6 стр.
4.Функции местного самоуправлени 9 стр.
5. Органы местного самоуправлени 11 стр.
Список литературы 13 стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управлени обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществлет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправлени».
Одна из основных целей местного самоуправлени - объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целми. Во всем мире вопросам местного самоуправлени отводитс значительна роль; оно рассматриваетс как нижний уровень управлени, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.
В своем реферате постараюсь рассмотреть, в чем состоит сущность местного самоуправлени и раскрыть его основные принципы.
1. Происхождение теорий местного самоуправлени.
Вопрос о сущности местного самоуправлени теснейшим образом свзан с политико-правовой природой этого влени. Впервые теори, объснюща сущность местного самоуправлени, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теори свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс) считали, что право общины на заведование своими делами влетс таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община влетс первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управлени. «Община имеет право на самостотельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее». Нарду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четверта власть ѕ местна (муниципальна, коммунальна, общинна).
Эту теорию сменила хозйственна теори. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправлющейс общины в качестве самостотельного субъекта права, но и на содержание коммунальной детельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозйственной детельности.
Обе эти теории влютс разновидностми общественной теории, котора видит сущность самоуправлени в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведовани одними только государственными делами. Общественна теори исходит, следовательно, из противоположени местного общества государству, общественных интересов - политическим, требу, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы. Наибольша популрность данной теории в России относитс к 60-м годам XIX века.
Одновременно повилась государственна теори самоуправлени, основные положени которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популрности данной теории в России приходитс на середину 70-х годов прошлого столети. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Вское управление публичного характера есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целм.
В настощее врем практика показала, что природа местного самоуправлени не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправлени отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образовани, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понти.
2. Понтие местного самоуправлени в России
Конституци Российской Федерации (ст. 12) закреплет один из важнейших элементов основ конституционного стро - местное самоуправление, которое выступает самостотельной формой осуществлени народом принадлежащей ему власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлть свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправлени. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа дл решени вопросов местного значени. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправлени отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостотельное решение населением вопросов местного значени, владение, пользование и распоржение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлени в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостотельную детельность населени по решению непосредственно или через органы местного самоуправлени вопросов местного значени, исход из интересов населени, его исторических и иных местных традиций.
Понтие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное вление. Существуют следующие подходы к его определению.
1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществлени власти в обществе и государстве, который нарду с принципом разделени властей определет систему управлени демократического правового государства.
Европейска Харти местного самоуправлени, принта Советом Европы 15 октбр 1985 года, в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправлени должен быть признан в законодательстве страны. Российска Конституци признает и гарантирует местное самоуправление, закреплет его в качестве одной из демократических основ системы управлени Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8).
2. Местное самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населени данной территории) на самостотельное ведение местных дел. Признава это право, государство признает самостотельность
Местного самоуправлени в пределах его полномочий, 'берет на себ обзанность создавать необходимые услови дл их осуществлени. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного самоуправлени, обеспечиваетс судебной защитой, иными гарантими, закрепленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществлени населением власти на местах, которое обеспечивает самостотельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данна форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправлени берут на себ ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправлени.
Таким образом, местное самоуправление - это система организации детельности граждан, обеспечивающа самостотельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значени, управление муниципальной собственностью, исход из интересов всех жителей данной территории1.
Местное самоуправление - это форма народовласти, обеспечивающа населению возможность самостотельно и под свою ответственность решать вопросы местного значени.
3. Принципы местного самоуправлени.
Институт местного самоуправлени влетс демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества.
Принципы местного самоуправлени - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционировани местного самоуправлени.
Среди них можно выделить:
Самостотельность решени населением всех вопросов местного значени.
Самостотельное решение населением вопросов местного значени осуществлетс путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прмого волеизъвлени, а так же через выборные и другие органы местного самоуправлени.
Реализаци данного принципа предполагает обеспечение финансово-экономической самостотельности местного самоуправлени. Органы местного самоуправлени самостотельно управлют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполнют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Организационное обособление местного самоуправлени в системе управлени обществом и государством.
Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованим, не наруша более общих законодательных положений, самим определть свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностм и обеспечивали эффективное управление. Структура органов местного самоуправлени определетс населением самостотельно.
На основе данного принципа стротс взаимоотношени органов и должностных лиц местного самоуправлени с государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлени в Российской Федерации» закреплет, что:
а) образование органов местного самоуправлени, назначение должностных лиц местного самоуправлени органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаетс;
б) осуществление местного самоуправлени органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаетс;
в) должностные лица местного самоуправлени не отностс к категории государственных служащих;
г) решени органов местного самоуправлени и должностных лиц местного самоуправлени могут быть отменены органами и должностными лицами, их принвшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Многообразие организационных форм осуществлени местного самоуправлени.
Дл Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществлени местного самоуправлени, что обусловлено рдом причин.Во-первых, на организацию местного самоуправлени в Российской Федерации оказывает влиние федеративное устройство нашего государства. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относитс установление общих принципов организации местного самоуправлени. В этих рамках субъекты Российской Федерации самостотельно осуществлют более детальную регламентацию организации местного самоуправлени.
Во-вторых, Российска Федераци ѕ многонациональна страна, многие регионы которой отличаютс самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и организации и осуществлени местного самоуправлени.
4.Соразмерность полномочий местного самоуправлени материально-финансовым ресурсам.
Население решает вопросы местного значени непосредственно или через органы местного самоуправлени. Причем наличие у муниципальных образований выборных органов согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправлени в Российской Федерации» влетс обзательным. Органы местного самоуправлени наделютс в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значени.
Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлени» влетс указание на то, что его система базируетс на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованими понимаютс городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселени, ина населенна территори, в пределах которых осуществлетс местное самоуправление, имеетс муниципальна собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправлени. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправлени. Ими могут быть:
- городские и сельские поселени;
- части указанных поселений (районы городов, микрорайоны,
кварталы, улицы и т. п.);
- совокупности поселений, объединемых общей территорией
(районы, уезды, сельские округа - волости, сельсоветы и т. д.).
Именно эти перечисленные виды территорий, отличающиес во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению в решении многообразных вопросов местного значени. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам отностс вопросы непосредственного обеспечени жизнедетельности населени соответствующего муниципального образовани. Понтно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихс муниципальных образованих.
В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах местного самоуправлени в РФ", нарду с вышеуказанными, закреплютс такие основные принципы:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправлени перед местным сообществом; государственна гаранти местного самоуправлени.
4. Функции местного самоуправлени
Под функцими местного самоуправлени понимаетс то, что характеризует основные направлени муниципальной детельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправлени, его принципами, теми целми и задачами, к достижению которых стремитс .местное самоуправление.
Перечень полномочий местного самоуправлени позволет выделить следующие его основные функции:
1. Обеспечение участи населени в решении местных дел.
Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий дл поддержки инициатив, дл самостотельного решени населением вопросов местного значени, различных форм самоуправлени.
Важное значение дл осуществлени данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодуши части населени к вопросам организации и детельности органов местного самоуправлени.
2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправлени.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправлени решают вопросы ведени, пользовани и распоржени муниципальной собственностью, самостотельно формируют, утверждают и исполнют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправлени влетс необходимой предпосылкой местного самоуправлени.
3. Обеспечение развити соответствующей территории.
Органы местного самоуправлени принимают программы развити соответствующей территории, управлют муниципальным хозйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развити территории, в границах которой осуществлетс местное самоуправление.
4. Функци обслуживани населени.
Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправлени гораздо легче могут решать задачи улучшени качества жизни жителей, эффективности оказываемых населени услуг, чем государственные органы при централизованной системе управлени местными делами.
5. Охрана общественного пордка, обеспечение режима законности на данной территории.
Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаютс на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществлени этой функции органы местного самоуправлени взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участи населени в деле упрочени общественного пордка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.
6. Защита интересов и прав местного самоуправлени, гарантированных Конституцией РФ и законами.
Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещаетс ограничивать права местного самоуправлени, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Все вышеуказанные функции местного самоуправлени между собой взаимосвзаны и дополнют друг друга.
5. Органы местного самоуправлени
К органам местного самоуправлени в Российской Федерации отностс:
1. Представительные органы местною самоуправлени (которые могут именоватьс думой, муниципальным собранием и т.п.). Они избираютс гражданами соответствующей территории. Возможно также формирование органов местного самоуправлени из представителей соответствующих муниципальных органов.
2. Собрани, сходы граждан, посредством которых в небольших населенных пунктах граждане непосредственно осуществлют местное самоуправление. В проекте федерального закона РФ "06 общих принципах организации местного самоуправлени в РФ" предполагаетс, что в местных сообществах, где имеетс возможность проведени сходов, коллегиальные выборные органы местного самоуправлени, наделемые представительными полномочими, могут не образовыватьс. В данном случае представительными полномочими будет обладать сход, который будет созыватьс по мере необходимости.
3. Главы местного самоуправлени (глава администрации, мэр, староста и т.п.), которые могут избиратьс или назначатьс. Они руководт детельностью местной администрации, структура которой зависит от
вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населени. Структура, полномочи местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправлени.
Органы местного самоуправлени избираютс (формируютс) сроком на два года.
Значима роль в системе местного самоуправлени отводитс органам территориального общественного самоуправлени, которые образуютс населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты
микрорайонов, жилищных комплексов).
В настощее врем в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправлени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Конституци РФ - М. 1995
2.Конституци РФ (Комментарий). / Под ред. Б.Н. Топорнина .М. Юридическа литература .1994
3.О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев, «Муниципальное право Российской Федерации», Москва, Юрист, 1997 г.
4.Е.С. Шугрина, «Муниципальное право», Новосибирск, Издательство новосибирского университета, 1995 г.
5.«Муниципальное право», учебник под редакцией А. И. Коваленко, Москва, Новый Юрист, 1997 г.
6.В. И. Фадеев, «Муниципальное право России», Москва, Юрист, 1994 г.
7.А.Н. Широков, «Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становлени», Обнинск, 1997 г.
1«Основы местного самоуправлени», учебное пособие под ред. С.В. Вобленко, Ч.1, Обнинск, 1997 г. стр. 65.