Общественное производство, его структура и роль в обществе.

- 2 -

 21. Понятие общественного производства

Понятие общественного производства является одним из всеобщих

определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-

венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей

жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,

ибо без производства и воспроизводства материальных условий и

средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее

многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая

весь многообразный процесс общественной жизни роль материального

производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи-

ального положения социально-философской теории марксизма тема

"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство

общественной жизни включает в себя также и духовное производство

("производство сознания"), производство людей, как общественных

индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.

определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от

чисто экономического толкования сущности производства, философс-

кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-

щественной жизни, выражение органической целостности человечес-

кой деятельности.

В составе историко-материалистического учения об обществе ка-

тегория общественного производства дает представление о целост-

ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя

единство и взаимодействие материального и духовного начал (про-

цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея-

тельность людей по производству и воспроизводству условий своего

бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об-

щественного производства выступает развитие человека, как об-

щественного существа.

Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его

целом, то в качестве конечного результата общественного процесса

производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в

его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как,

например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо-

мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ-

водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные

воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются

- 3 -

моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но

индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят,

так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто-

янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та-

кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс-

тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./

Иначе говоря, производство является общественным прежде всего

потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество,

или, что то же самое, производство человека, как общественного

существа. По отношению к этой цели и результату все остальное -

будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос-

редственный процесс производства - оказываются лишь моментами,

или средствами и материальным условием осуществления индивидами

своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса

движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ-

водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что,

в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду-

ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное

содержание производства, если рассматривать его применительно к

обществу в целом.

Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен-

ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо-

димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием

общественного характера производства является совместный труд

индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются

сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи

и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма-

териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка

развития собственно человеческой (общественной) истории и самой

способности людей делать историю. Она остается таковой на любом

этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-

никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ-

ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво-

ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове-

ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.

Производство сознания включается непосредственно в реальный про-

цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни

(впоследствии, в результате общественного разделения труда появ-

- 4 -

ляется собственно духовное производство). Однако еще более важ-

ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство

условий и средств материального существования людей с самого на-

чала было (объективно, независимо от степени осознания этого

факта) производством самого человека, способом формирования и

развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и

развития производства нельзя даже представить себе возможность

выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея-

теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.

Общественное производство есть динамичная система и структу-

ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на

первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ-

водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус-

ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут-

реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных)

на всех этапах развития общественного производства. Однако живое

движение этих сил в истории общественного производства многооб-

разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые

могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель;

преобразуется само отношение между трудом и производством вооб-

ще.

Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать

определяющую роль способа производства в общественном развитии -

необходимо также осознать, что сам человек является основой об-

щественного производства. Энгельсовское положение о "производс-

тве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение

семьи, частной собственности и государства") рассматривает про-

изводство человека не только в плане продолжения рода, но и в

плане процесса формирования и развития социальных качеств инди-

вида, становления и развития личности. И если не упускать из ви-

да,что человек есть главная производительная сила, то надо приз-

нать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффек-

тивного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отноше-

ние к историческим изменениям общественного производства и прог-

рессу общества.

Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства зак-

лючена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди

производят друг-друга, в характере общественной связи. Это отно-

- 5 -

сится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание,

собственно,только там и возникает, где индивид оказывается вы-

нужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы гла-

зами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные

действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно

осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного

характера развития материальной и духовной деятельности надо ис-

кать в реальной системе общественных отношений.

Итак, понятие общественного производства занимает в системе

категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает

в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) та-

ких отправных идей социально-философской теории марксизма, как

положение о практическом характере общественной жизни, предмет-

но-деятельной природе человека, а также целостного характера об-

щественной деятельности людей. В этом плане понятие общественно-

го производства приобретает значение основополагающего принципа,

конституирующего весь исторический процесс в качестве определен-

ной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалекти-

ческом единстве.

.

- 6 -

 22. Структура общественного производства

Структурирование общественного производства опирается на три

пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, про-

изводство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых

оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) катего-

рия.

Общественное производство как механизм общественного развития

является диалектически противоречивым единством процесса и про-

дукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а

его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде

предмета, средства, фактора. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е

изд., т. 23, с.191). Процесс производства осуществляется ради

продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания

процесса производства. Целостность процесса и продукта произ-

водства есть целостность общественного труда, в котором они сов-

падают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд.

Овеществленный труд - первая характеристика целостности общест-

венного производства.

Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и

качественной скачкообразности общественного развития, выражаю-

щейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывнос-

ти его количественных изменений и их накопление. Количественная

непрерывность производства выступает как расширенной воспроиз-

водство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным

воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить

непрерывность своего производства означает конец ее развития и

существования. Непрерывность истории - это непрерывность произ-

водства, которая не исключает, а предполагает прерывность произ-

водства отживающих общественных систем, на смену которым прихо-

дят другие. Непрерывность общественного производства, его совпа-

дение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также

как общество не может перестать потреблять, так не может оно пе-

рестать производить. Поэтому всякий общественный процесс произ-

водства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном по-

токе своего возобновления, является в то же время процессом

воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства -

вторая (количественная) характеристика целостности общественного

- 7 -

производства.

Целостность производства как воспроизводства выступает сис-

темным единством четырех процессов: производства, распределения,

обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют

"собственные моменты" производства и выступают как "части едино-

го целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и

абстрактное определение системной структуры общественного произ-

водства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потреб-

ление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность

функционирования общественного производства как механизма разви-

тия общества.

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производс-

тва и потребления: "производство есть потребление, потребление

есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производс-

тво есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но

их совпадение является не метафизически тождественным, но диа-

лектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но раз-

ных отношениях. Противоречивость производства и потребления по-

рождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему

процессу производства выступают его результатом, а по отношению

к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тож-

дество результата и предпосылки. Результат "процесса производс-

тва столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его

предпосылки вид его результата". Поэтому производство результа-

тов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть

производство результатов.

Системная структура общественного производства принимает та-

ким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов;

2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребле-

ние предпосылок.

Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что

общественны, что составляют общество, которое есть единый про-

дукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное

общество в его целом, то в качестве конечного результата общест-

венного процесса производства всегда выступает само общество..."

Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообра-

зие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой

его компонент - тоже продукт производства, который не является

- 8 -

монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов тре-

бует потребления других предпосылок. Единственным основанием вы-

деления классов общественного продукта может быть только признак

"необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводс-

тва" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только

четыре (соответственно числу процессов производства), ибо от-

сутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроиз-

водства невозможной: материальные блага в составе средств произ-

водства и предметов потребления (для краткости вещи); обществен-

ные отношения и их организационные формы (для краткости органи-

зации), общественное сознание, выраженное как информация (для

краткости информация); население, люди, человек (для краткости

люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в

том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в

том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоот-

ражают друг-друга: каждый из них и овеществлен, и организован

(воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает

общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей),

т.е. каждый из них универсален, но особым образом.

Системная структура общественного производства на этом уровне

рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство ре-

зультатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распреде-

ление результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление

предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).

Единый процесс общественного производства диалектически диф-

ференцируется соответственно качеству и числу классов обществен-

ных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противо-

речивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фунда-

ментальные, инвариантные для всякого механизма общественного

развития формы целесообразно называть сферами производства, каж-

дая из которых объединяет в себе однородные по конечному резуль-

тату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и

определяющая - сфера материального производства, результат кото-

рого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, ре-

зультат которого - организации, организованные общественные от-

ношения. Третья - сфера духовного производства, результат кото-

рого - информация, выражающая содержание общественного сознания.

Четвертая - сфера производства человека, результат которого -

- 9 -

люди, население. Четыре сферы производства диалектически проти-

воположны и едины. Едины они в том, что производство одного про-

дукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэ-

тому в каждой сфере вместе с производством основного продукта

воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.

Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а

потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не

только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их

сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалекти-

ческое противоречие между материальной и социальной сферами об-

щественного производства, где первая определяет вторые (основной

социалогический закон), а вторые создают все необходимые соци-

альные условия для производства материальных благ (вещей) из ма-

териала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует ме-

ре и уровню первой.

Поскольку каждая сфера производит результат для всех четырех

сфер, а потребляет части всех четырех классов предпосылок, пос-

кольку каждый класс сферных продуктов делится на четыре части,

что выражается следующей продуктовой матрицей:

В1 В2 В3 В4, где В-вещи = В1 + В2 + В3 + В4,

О1 О2 О3 О4, где О-организации = О1 + О2 + О3 + О4,

И1 И2 И3 И4, где И-информация = И1 + И2 + И3 + И4,

Л1 Л2 Л3 Л4, где Л-люди = Л1 + Л2 + Л3 + Л4.

(Примечание: в матрице 4х4 строки выражают результаты сфер

производства по буквенному обозначению, а столбцы - их предпо-

сылки - по цифровому обозначению).

Отсюда системная структура общественного производства прини-

мает следующий более конкретный вид, который представлен в таб-

лице.

.

- 10 -

 ш1

═════════════╤═════════╤══════════╤══════════╤════════╤═════════

Сферы │Процессы │1.Произ- │2.Распре- │3.Обмен │4.Потреб-

Производства │Продукты │ водство │ деление │ │ ление

═════════════╪═════════╪══════════╪══════════╪════════╪═════════

Материальное │ Вещи │ Вещей │ Вещей │ Вещей │ В1 О1

производство │ │ │ │ │ И1 Л1

─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────

Организацион.│ Органи- │ Органи- │ Органи- │ Органи-│ В2 О2

производство │ зации │ заций │ заций │ заций │ И2 Л2

─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────

Духовное │ Инфор- │ Инфор- │ Инфор- │ Инфор- │ В3 О3

производство │ мация │ мации │ мации │ мации │ И3 Л3

─────────────┼─────────┼──────────┼──────────┼────────┼─────────

Производство │ Люди │ Людей │ Людей │ Людей │ В4 О4

Человека │ │ │ │ │ И4 Л4

 ш0

Дальнейшая конкретизация полученной сферной структуры общест-

венного производства осуществляется на пути рассмотрения много-

образных исторических проявлений и уровней развития средств про-

изводства в различных общественно-экономических формациях, где

они проходят путь от синкретической слитности в первобытной фор-

мации до уровня сознательной организованности, общественности в

более поздних формациях.

.

- 11 -

 23. Производство и общество

В отличие от отдельных отраслей общественного производства,

совокупное производство не имеет строго очерченных социальных

пространственно-временных границ и не локализовано в структуре

общественно-экономической формации. Рассматривая общество под

углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и

личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Ос-

воение мира и его преобразование подчинено получению этих благ.

В названном аспекте акцентируется созидательная функция челове-

чества; участие в производстве рассматривается в качестве родо-

вого признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс,

- и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упо-

мянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производс-

тво общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциаль-

ные, отличные от частных и частичных ценности.

"Основной вопрос" производства заключается в том, что произ-

водится в данном виде деятельности, какое благо созидается в

нем, материальное или духовное, социальное или политическое, че-

ловеческий организм или качества личности, производственные от-

ношения или средства к жизни, формы общественных отношений и об-

щения или жизнь общества как способ существования социальных

субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное

состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.

В каждом виде общественного производства "задействованы" свои

силы, помимо производственных сил материального производства,

силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются

отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов

данной деятельности, то или иное производственное общение и по-

ведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный

организм, общественный субъект, действующий в более или менее

обширной совокупности отраслей производства" /Маркс К., Энгельс

Ф. Соч./.

Жизнь общества не исчерпывается производством и включает неп-

роизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, -

непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в сво-

бодное время, человек-работник превращается в "иного субъекта",

который обновленным "вступает в непроизводственный процесс про-

- 12 -

изводства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть ме-

тодологический подход к общественному производству, производству

вообще и к его отдельной отрасли.

В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводствен-

ное использование созданного в соответствующем производстве бла-

га: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, соци-

альные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на

то, что в обществе непроизводительное использование одного блага

всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценнос-

тей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределе-

ние, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общест-

венной ситуации.

Категория "общественное производство" относится к философс-

ко-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первич-

ность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь

общества", "общественный прогресс", "законы общества"фиксируют

единство социальной системы. Понятия общественно-экономической

формации, образа жизни, законо социальной революции, антогонис-

тического и неантогонистического общества, исторической эпохи и

др. и системность этапов и типов исторического прогресса, поня-

тие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют

системность элементов общества. Производство как созидание об-

щественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент"

(К.Маркс) по отношению к не-созиданию; материальное производство

первично к духовному и другим производствам.

Существование общественного производства, его социально-общих

черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" истори-

ческого материализма как логическое завершение познания матери-

ального, духовного и всех других видов пространств.

В качестве не-полярных противоположностей соотносятся произ-

водственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными

же противоположностями являются непосредственно (или собственно)

производство и собственно потребление, производство вообще и

потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно

предполагают и исключают друг-друга в качестве противоположнос-

тей общественное и индивидуальное производство.

.

- 13 -

 24. Заключение

Общественное производство есть, в первую очередь, производс-

тво человека. Но это вовсе не значит, что общественное произ-

водство - это сумма производств, в число которых входит и произ-

водство человека. Вся система общественного производства в

единстве его составных частей (материального, духовного и соци-

ального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного,

ибо без производства материальных условий и средств жизни невоз-

можна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального

производства, общественное включает в себя также духовное произ-

водство, производство потребления, производство людей и произ-

водство всей системы общественных отношений, которые в своей со-

вокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслужи-

вают производство и воспроизводство человека как вершины в этой

своеобразной иерархии.

.

- 14 -

Список используемой литературы:

1. Бородин Е.Т. Общественное производство как предмет

философского исследования

М.: Высш. шк., 1989 г.

2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства

как основа становления целостности общества

Казань, 1990 г.

3. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и

факторы развития

Киев, 1991 г.

4. Максимов А.А. Объектно-идеальные формы в системе

общественного производства

Свердловск 1989 г.

5. Общественное производство: понятие, социальная природа и

сущность

АН СССР Институт философии М.: 1982 г.

6. Структура общественного производства. Материальное и

духовное производство

АН СССР Институт философии М.: 1982 г.

7. Сущность и структура общественного производства

М.: 1990 г.