Цеховой строй в Западной Европе
Петровский колледж
Отделение Международных Програм Экономики и Управления
По предмету: “История экономики”
По теме: “Цеховой строй в Западной Европе”
Выполнила:
Данилец Ольга
Проверила:
Тимофеева И.И.
Дата: 17.10.2002 год
Оценка:
СПб
Содержание.
Введение………………………………………………..3-4стр.
Функции цехов…………………………………………4-5 стр.
Уставы цехов…………………………………………...5-7 стр.
Список использованной литературы.
«Экономическая история зарубежных стран» Голубовича В.И., Минск, «Экоперспектива», 1996 год
Лойберг М.Я. «История экономики», Москва, Инфа-М, 1998 год
Конотопов М.В. «История экономики», Москва, Академический проект, 2000 год
Виригинский В.С. «Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины XV века», Москва, Просвящение, 1993 год
Введение.
Характерная особенность ремесленной деятельности – объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в цехи, гильдии, братства. Их появление было обусловлено достигнутым в то время уровнем развития производительных сил и всей феодально-сословной структуры общества. Город стал управлять экономикой феодальной деревни, но феодализм определял управление самим городом и его хозяйством. Ведущая роль в развитии техники и технологии, добывающих и обрабатывающих промыслов принадлежало городскому ремеслу, которое получило цеховую организацию. ( Немецкое слово Zeche, вошедшее и в русский язык при Петре I для образования ремесленных корпораций, исходно обозначало пирушку ремесленников одной специальности, устраивавшуюся вскладчину. В немецком языке есть и другое слово, означающее цех – zunft. В немецких языках существовал также корень gild – плата, взнос, от которого произошло английское название цеха – guild. Через голландский язык, где gild имело тот же смысл, слово попало в русский и стало обозначать корпорацию, но не ремесленников, а купцов – гильдию). В Западной Европе цехи появились почти одновременно с городами:
в Италии – в X веке;
во Франции – в конце XI – начале XII века;
в Англии и Германии – в XIII веке;
на Руси в Закавказье – в XII – XIII веках;
в Средней Азии, в Иране, Малой Азии, во владениях Золотой Орды – в XIII веке.
Цех насильственно объединял ремесленников той или иной отросли в пределах данного города. Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах сословную иерархию, подобную иерархии сельского населения. В средние века человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог существоватьтолько как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. А цеха могли защищать своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел своё знамя, своё цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр. Цехи как организации самостоятельных мелких мастеров помогли им защищать свои интересы от феодалов, от конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов, которая была опасна в условиях тогдашнего узкого рынка и незначительного спроса.
Функции цехов.
Цехи выполняли ряд функций:
во-первых, утверждали монополию на данный вид ремесла;
во-вторых, устанавливали контроль над производством и продажей ремесленных изделий;
в-третьих, регулировали отношения мастеров с подмастерьями и учениками.
Хотя социально-экономические функции цехов были оснавными, эти организации охватывали все стороны жизни ремесленников. В случае войны цех выступал как боевая единица. Он имел свои церкви, часовни, общую казну, из средств которой помогали ремесленникам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. На общем собрании цеха рассматривались нарушения устава. Все празники члены цеха проводили вместе, завершая их традиционной трапезой-пирушкой.
Цехи не были производственными объединениями, каждый ремесленник работал в собственной мастерской, со своими инструментами и сырьём. Ремесло передавалось по наследству, было семейным секретом. Внутри мастерской почти отсутствовало разделение труда, оно определялось степенью квалиффикации. Разделение труда внутри ремесла шло через выделение новых профессий и цехов. В большенстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось.
В мастерской обычно работали её владелец – мастер, один-два подмастерья и несколько учеников, но членом цеха являлся только мастер. Взаимоотношение мастеров, учеников и подмастерьев регулировались цехом.
Чтобы стать мастером-членом цеха, надо было пройти этап ученичества (примерно 7 лет), пробыть несколько лет подмастерьем, после чего изготовить в качестве экзамена самостоятельно изделие (чаще всего подкова без снятия мерки – перед экзаменующимся подмастерьем 2-3 раза проезжали на лошади, подкову для которой он должен был отковать), внести вступительный взнос и организовать пирушку для членов цеха.
Вомногих цехах сложился обычай странствовать: подмастерья должны были проходить свой стаж, переходя из одного города в другой меняя место работы. Возратившись из такого путешествия, подмостерье уже вполне овладел ремеслом и был подготовлен к званию мастера. Дело осталось за «немногим» – найти деньги для того, чтобы открыть свою мастерскую…
Уставы цехов.
Цехи регламентировали условия труда, производство продукции и её сбыт, все мастера обязаны были им подчиняться. Уставы цехов предписывали, что каждый мастер производил продукцию лишь определённого вида, качества, цвета, пользовались лишь определённым сырьём. Мастерам было запрещено производить больше продукции или делать её дешевле, потому что это грозило благополучию других мастеров. Было установлено чёткое число подмастерьев, которые работали в цехе, одинаковая продолжительность рабочего дня, предельное количество выпускаемой продукции. При этом способы и приёмы работы, закрепленные долголетней традицией (технология) были обязательны для всех мастеров.
Внеэкономическое принуждение в цехе имело, однако, экономический смысл: цель производства мелких товаропроизводителей состояла не в получении прибыли, а лишь в добывании средств к существованию в условиях ограниченного спроса местного рынка. Поэтому здесь господствовало простое воспроизводство, а значит, равенство производственных мощностей и режимов (отсюда – запрещение любого прогресса техники, н-р, самопрялки, изобретенной ещё в XI веке). В таких условиях главным элементом производства являлось исключительно высокое личное искусство самого ремесленника.
Цеховые регламенты имели целью помешать одним мастерам получать значительные преимущества по сравнению с другими. Кроме того, в первый период цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров, особенно поддержки членам цеха, попавшим в трудное положение. Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла
Как ассоциация, подобная феодальной, цех управлял не только рабочим, но и внерабочим временем, а также сознанием ремесленников: общецеховые церковь, касса взаимопомощи, отряд в военном ополчении города, суд и кодекс поведения, даже место жительства и погребения (во многих европейских городах можно найти улицы Хлебные, Мясницкие, Ножевые и пр. – здесь селились ремесленники определённых цехов).
Таким образом, сохранялся мелкий характер производства. До определённого времени цеховая организация защищала монополию городских ремесленников, создавала благоприятные условия для развития производительных сил, способствовала специализации, квалификации простого товарного городского производства. В её рамках расширялся ассортимент и качество выпускаемых товаров, совершенствовались навыки ремесленного труда.
Однако в дальнейшем всё более проявлялась отрицательная сторона цехов. Они сковывали инциативу ремесленников, мешали рационализации производства, препятствовали введению новых орудий и средств производства.
В противоречие с цеховыми регламентами, прежде всего, вступили усовершенствования, вносимые в технологию отдельными мастерами. А ведь первоначально в цеховом ремесле индивидуальное ремесло играло огромную роль. Отдельные мастера вырабатывали свои особые приёмы работы, свои секреты мастерства (mysteres), которые нередко передавались из покаления в покаление.
Появляются «закрытые» цеха, которые уже не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его место. Появляются «вечные подмастерья», которые уже не имеют надежы стать мастерами. В сущности, это были рабочие, работавшие за плату. И даже в своей борьбе за повышение заработной платы они использовали рабочую форму забостовок.
В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Н-р, во Флоренции в XIV веке членами цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наёмных рабочих – «чомпи», которые промывали и чесали шерсть. Затем она поступала в руки прядильщиц из деревенских женщин, потом к ткачам, а готовая ткань – к красильщикам. Все они работали у себя по домам, получая плату от суконщиков, и в состав цеха, как и «чомпи», не входили. Так, в XIV веке во Флоренции возникли первые мануфактуры. Но это было исключение, т.к. были нарушены все цеховые принципы.
В XV векецеховая организация, направленная на сохранение мелкого производства, уже очень сильно сковывала технико-экономическую сферу. Она не позволяла укреплять мастерские и вводить пооперационное разделение труда между работниками, обеспечивавшее во много раз большую производительность труда. Иными словами, цеховое ремесло стало одним из главных препядствий на пути капиталистической промышленности. Взять его в лоб было невозможно, т.к. цехи в силу своей численности составили основу ополчения и поэтому властвовали в городах. И первые капиталисты, н-р в производстве шерстяных тканей, пользовавшихся особо большим спросом, применяли обходные манёвры, н-р, нанимали крестьян, имеющих прялки и т.д.
Таким образом, города в средневековье играли значительную экономическую роль, стали центрами развития товарно-денежных отношений, носителями рыночных элементов.