Социально - экономические, политические изменения в СССР в 1953 - 1980 гг.
Союз Советских Социалитических Республик образовался в декабре 1922 года. Первоначально в состав СССР вошли четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и закавказская Федерация. 24 декабря 1922 года они подписали союзный договор.
3 апреля 1922 года Иосиф Сталин был избран Генеральным секретарём ЦК партии. Изначально не имевший большого значения, пост Генерального секретаря ЦК стал ключевым в партийной системе. В дальнейшем И. В. Сталин занял лидирующее место. В стране установился режим личной Власти Сталина.
30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, УССР, БССР и ЗФССР в Москве, провозглашённый Первым съездом Советов ССР, объявил о создании Союза Советских Социалистических Республик. Были приняты Декларация и Договор об образовании СССР, избран союзный Центральный Исполнительный комитет (ЦИК), решено, что председательствовать в нём поочерёдно будут председатели республиканских ЦИКов – М. И. Калинин (РСФСР), Г. И. Петровский (УССР), А. Г. Червяков (БССР) и Н. Н. Нариманов (ЗСФСР).
Образование СССР в декларации съезда называлось «шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
Юридическое завершение процесса создания и оформления СССР произошло на Втором съезде Советов СССР, когда 31 декабря 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Она зафиксировала принцип добровольности создания СССР, равноправие союзных республик и их суверенитет, гарантировала им право выхода из союзного государства. Но из руководства партии никто и не предполагал, что кто – то может воспользоваться данным правом.
К 1936 г. число советских республик выросло до 11 – в основном за счёт преобразования автономных республик в союзные. В 1940 году их число вновь увеличилось – на этот раз благодаря расширению границ. СССР присоединил Прибалтику и другие территории, принадлежащие прежде России. Попытка присоединить Финляндию закончилась неудачей.
После 1945 г. расширение советских границ прекратилось.
К 1926 г. на базе нэпа промышленное развитие СССР достигло довоенного (1913) уровня.
В декабре 1927 г. ХV съезд ВКП(б) принял резолюцию «О директивах по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства». В мае 1929 г. вариант первой пятилетки был утверждён.
В годы первой пятилетки (1928\29-1932\33) началось строительство свыше 1 500 крупных предприятий машиностроения, металлургии, а также автомобильных, тракторных и химических заводов, новых шахт и домен. Национальный доход СССР вырос примерно вдвое. Однако план первой пятилетки был значительно недовыполнен.
В годы второй пятилетки (1933 – 1937) промышленность добилась ещё больших успехов. Особое внимание уделялось освоению новых производств, завершению реконструкции народного хозяйства.
К концу 1930 – х г.г. СССР превратился в одну из немногих стран, способных производить все виды индустриальной продукции. К 1938 г. СССР занимало второе место в мире по развитию индустрии.
1941 г. началась Великая Отечественная война с Германией. Для СССР война была оборонительной, справедливой, это способствовало подъёму традиционного русского и советского патриотизма.
В результате авторитет СССР на международной арене значительно вырос. СССР получил статус постоянного члена Совета Безопасности с правом вето в ООН.
В 1946 г. Верховный совет СССР утвердил четвёртый пятилетний план (1946 – 1950). В результате за годы пятилетки было восстановлено и вновь построено около 4 500 крупных промышленных предприятии.
5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. И «железный занавес» созданный им за годы управления страной начал медленно, но неотвратимо «ржаветь».
После смерти диктатора бразды правления страной сосредоточились в руках небольшой группы политиков: Г. И. Маленкова, министра объединенного МВД Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Началась борьба за лидерство, исход которой определялся тем, кого из претендентов на верховную власть поддержит партийно-государственная и военная номенклатура.
Каждый из кандидатов на верховную власть поспешил заявить о своей готовности к изменению порядка вещей, освященным сумрачным гением И. В. Сталина. Г. М. Маленков высказывался против «политики культа личности», за смещение акцента в экономике в сторону удовлетворения непосредственных материальных и культурных потребностей народа, за мирное сосуществование с капиталистическими государствами как альтернативу неизбежной гибели цивилизации в ядерной войне. Л. П. Берия ратовал за объединение Германии, её нейтралитет, примирение с Югославией, за расширение прав республик СССР и выдвижение там, в руководство национальных кадров, выступал против русификации в области культуры.
И всё же выбор пал на Н. С. Хрущёва. Этот политик в прошлом был в меньшей степени, чем многолетний шеф госбезопасности Л. П. Берия и один из вдохновителей послевоенных «чисток» Г. М. Маленков, замешан в кровавом «перетряхивании» руководящих кадров, а в настоящем не контролировал карательные органы. В глазах номенклатуры это делало фигуру Хрущёва не столь одиозной и опасной в будущем.
В июне 1953 г. по обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и «заговоре с целью восстановления господства буржуазии» был арестован Л. П. Берия. В декабре этого же года был расстрелян.
Новый советский лидер, обладавший острым умом и большой хитростью, тонкими знаниями специфических законов аппаратной борьбы, сумел довольно быстро подмять под себя верхние эшелоны партократии и получил простор для проявления собственной колоритной индивидуальности (за счёт потенциала великой державы). В решающей степени тому способствовали впечатанная кровью в сознание старых аппаратчиков жёсткая сталинская схема управления (непогрешимый вождь – послушные исполнители), политическая атмосфера в стране, едва вступившая на путь избавления от тоталитарных структур.
Началось расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период, связывалось это с экономическими преобразованиями, происходившими в них.
С середины 1953 г. в экономической политике государства, наметился существенный поворот в сторону социальной переориентации хозяйственной деятельности.
Было решено увеличить производство товаров народного потребления, для чего выделить значительные средства, обратить особое внимание на развитие сельского хозяйства.
В 1953 - 1956 гг. освоение целинных и залежных земель принесли положительные результаты, было освоено 36 млн. га., что позволило увеличить валовый сбор зерна в два раза. В три раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию. Снижен налог с личного приусадебного участка. Но и в сельском хозяйстве основной прирост продукции был получен за счёт экстенсивного пути развития. За период с 1953-1958 гг. объём сельскохозяйственной продукции увеличился на 34%, валовая продукция пищевой промышленности выросла в 1,6 раза.
В то же время на рубеже 1950 – 1960 гг. были допущены крупные просчёты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, так называемая «кукурузная компания». С начала 1060 г. СССР начало покупать зерно за границей, повысились розничные цены на продукты.
И тем не менее уровень жизни населения в целом вырос. Регулярно повышалась заработная плата. В 1954 г. при правительстве был создан Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955 – 1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы. С 1956 г. сокращена продолжительность рабочего дня в предвыходные и праздничные дни, а также для работающих подростков в течении всей недели, увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам.
В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерий для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для женщин – 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин – 20), среднемесячный размер заработной платы. (При наличии пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались.). Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат, для категории низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.
Прекратился выпуск обязательных облигаций, отменены все виды платы за обучение, высокие темпы жилищного строительства на какое-то время сняли остроту жилищной проблемы
Промышленный рост достигался по прежнему за счёт нового строительства (за 10 лет более 8 000 крупных предприятий были введены в строй).
На ХХ съезде партии впервые в план пятилетки был включён специальный раздел, посвященный научно-техническому прогрессу.
В 1954 г. в стране была построена первая АЭС. Появилась новая отрасль – нефтехимия – шаг к созданию безотходного производства, был освоен выпуск искусственных материалов с заданными свойствами; созданы: атомный ледокол, реактивные самолёты; прекратился выпуск паровозов и расширились масштабы электрификациии железных дорог. В Москве построили первый завод – автомат по производству шарикоподшипников.
В этом же году при правительстве создан Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955 – 1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.
О возросшем экономическом, технологическом и научном потенциале страны наглядно свидетельствовало начавшееся в тот период освоение советским Союзом космического пространства.
На ХХ съезде партии, Н. С. Хрущёв представил отчёт, во внешнеэкономической части которого были сформулированы два основных принципа:
признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жестокого диктата в отношении соц. стран) и
восстановление принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
На этом же съезде Н. Х. Хрущёв выступил с докладом «о преодолении культа личности и его последствий», котором осудил как преступные деяния сталинского режима. В вину бывшему вождю были поставлены массовые репрессии, неблагоприятную для СССР сложившуюся ситуацию на международной арене.
После ХХ съезда КПСС и реабилитации «осужденных народностей» в феврале 1957 г. была восстановлена Чечено – Ингушская АССР (в составе РСФСР), образованны Калмыцкая автономная область (в составе РСФСР), преобразованы Кабардинская АССР в Кабардино - Балкарскую АССР, Черкесская автономная область в Карачаево-Черкеескую автономную область.
В 1955 г. был подписан Варшавский договор о вооруженной взаимопомощи между рядом социалистических государств Европы. Экономические проблемы социалистического лагеря был призван решать Совет Экономической взаимопомощи. По инициативе СССР была создана Организация Варшавского договора (ОВД), призванная осуществлять военно-политическое сотрудничество между социалистическими странами – её членами. В 1956 г. было осуществлено вооружённое вторжение советских войск в Венгрию, где борьба общественных сил с тоталитаризмом вылилась в антикоммунистическую революцию.
В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединённое командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет – орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств – членов Варшавского договора. Ведущую роль в ОВД играл советский союз. Проявлением кризисных явлении в социалистическом лагере стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Их стимулировало разоблачение сталинизма, повлёкшее за собой кризис в просталинских руководящих кругах Восточной Европы. Курс руководства этих стран на изоляцию привёл к обострению их отношении с СССР.
Руководство СССР было готово применить вооружённую силу и для наведения «порядка» и в Польше, где в том же году происходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами.
Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущёва и его правительства занимали отношения с развитыми капиталистическими государствами. В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча в верхах представителей СССР, США, Великобритании и Франции, сто само по себе, невзирая на бесплодность дискуссий, имело большое международное значение. По инициативе советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации отношении с Югославией. В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. В дальнейшем в Токио официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды.
В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области о распоряжения материальными ресурсами денежными средствами.
Сразу после ХХ съезда КПСС партфункционеры забили тревогу. По итогам обсуждения закрытого доклада Н. С. Хрущёва о преступлениях сталинской эпохи было оперативно принято специальное постановление, где с беспокойством и явным неодобрением говорилось об «имевших место на собраниях партийных организаций отдельных антипартийных выступлениях, в которых под видом обсуждения культа личности 1«ставились под сомнение правильность политики партии и решении ХХ съезд, содержалась клевета по адресу партии и советского общественного строя, окультно охаивался и дескридитировался партийный и государственный аппарат».
Не малую озабоченность в западных столицах вызвала позиция СССР в германском вопросе. Берлин, разделённый на западную зону (находившуюся под оккупацией США, Англии и Франции) восточную зону (переданную СССР Германской Демократической республике), давно превратился в очаг конфликтов и провокаций против ГДР. В 1958 г. Н. С. Хрущёв предложил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции и очередного всплеска напряжённости в этом городе власти ГДР по согласованию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы.
Другой узел противоречий между СССР и Западом существовало проблеме отношении с государствами «третьего мира», число которых множилось условиях распада колониальной системы. Москва стремилась распространить своё влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих держав.
Пиком противостояния между мировыми системами капитализма и социализма явился «карибский кризис» осени 1962 г. Его предыстория такова: США развернули новые базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленные на советские города, а весной 1961 г. предприняли попытку, высадив десант на Кубе, свергнуть правительство Ф. Кастро. Летом 1962 г. СССР приступил к созданию своей атомно – ракетной базы на острове Свободы. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут немедленно эвакуированы с острова. Вооружённые силы сторон были приведены в полную боевую готовность. На несколько дней мир, оказался на грани ядерной катастрофы. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н. С. Хрущёвым и Д. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. Н. С. Хрущёв дал команду вывести ракеты с Кубы, Д. Кеннеди обязался сделать то же самое с ракетами в Турции и оставить революционный режим Ф. Кастро в покое.
«Карибский кризис» стал для ядерных держав серьёзнейшим экзаменом на выдержку. Правительство США и СССР получили бесценный опыт взаимодействия в ситуации жёсткого столкновения интересов, опыт поиска компромиссов. После этого наметился медленный процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами. Его важным признаком явилось подписание в Москве в августе 1963 г. ядерными державами (кроме Китая) договора о запрещении испытании атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Проявлением кризисных явлении в социалистическом лагере стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Курс руководства этих стран на изоляцию привёл к обострению их отношении с СССР. Но вооруженное вмешательство США во Вьетнаме в 1964 г. и резкое противодействие ему в СССР привели к новому обострению внешнеполитической ситуации в мире.
Подходило к концу отпущенное историей время на бурные послесталинские преобразования в СССР, непоследовательные и противоречивые, но всё же сумевшие вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи.
В целом номенклатура могла быть довольна. Н. С. Хрущёв выполнил её «социальный заказ»: обеспечил возвращение центра власти в партийно – государственный аппарат, укрепил его значимость, избавил руководящие кадры от страха репрессий. Однако до столь желанной номенклатурщиками «стабильности» было далеко. Сами они не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущёва, сопровождавшиеся кадровой чехардой. В военных кругах не могли забыть о масштабных и социально необеспеченных сокращениях Вооружённых Сил (они не только ликвидировали многие высокооплачиваемые генеральные должности, но и выбросили на произвол судьбы сотни тысяч офицеров). Основания ля недовольства имелись у других слоёв населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы Хрущёва за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.
Всё это помогло партийно-государственной номенклатуре, без каких либо общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. Н. С. Хрущёв был обвинён в «волюнтаризме и субъективизме», и на октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС санкционировалось смещение Хрущёва. Он был снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарём ЦК (с 1966 г. – генеральным секретарём) был выбран Л. И. Брежнев.
По причине того, что пленум признал в дальнейшем нецелесообразным совмещение в одном лице постов лидера партии и главы правительства Председателем Совета Министров СССР назначили А. Н. Косыгина.
Смещением Хрущёва и назначением Брежнева 2«аппарат» служивший долгие годы орудием личной власти партийно-государственных лидеров, решительно заявил о себе в качестве самостоятельного субъекта политики. В лице Л. И. Брежнева и его окружения советская номенклатура - государственная, военная и наиболее влиятельная партийная – нашла послушного проводника своей коллективной воли.
С середины 60 – х гг. экономическая политика нового партийного руководства переживала очередной всплеск преобразовательной деятельности.
С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная ещё при хрущёвской администрации, она дала импульс для ускорения темпов развития экономики. В целом данная реформа не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятии оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчёт. Одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.
Реформа затронула и сельское хозяйство. В марте 1965 г. принято новое постановление правительства, которым на Минсельхоз возлагались важные плановые, организационные и контрольные функции. Производственные территориальные (колхозно-совхозные) управления преобразовывались в районные производственные. Был воссоздан центр управления аграрным сектором. Для соблюдения принципа «коллегиальности управления» в ноябре 1969 г. создаётся Союзный Совет колхозов; Советы создавались также в республиках, краях, областях и районах. Правительство вновь списало долги с колхозов (к тому времени почти все они были убыточны), повысило закупочные цены. Кроме того была установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повысилось финансирование аграрного сектора экономики. В 1866 – 1980 гг. туда было направлено 383 млрд. рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. За счёт этого мощного вливания средств началась реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации. В частности, вводятся в строй Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной влагой десятки тысяч гектаров засушливых земель.
Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Восьмая пятилетка (1966 – 1970) по темпам роста была одной из наиболее удачных за всё послевоенное время. Но эффект от данных реформ в экономике оказался кратковременным. Прирост объёма производства продукции за 1966-1970 гг., стабилизировавшийся в промышленности приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а с сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43% и 13% в девятой пятилетке, 24% и 9% - в десятой, 20% и 6% - в одиннадцатой. Административно – командная система оказалась невосприимчивой к новым формам управления и свела на нет позитивные стороны реформы.
Руководство страны в целом осознавало необходимость интенсификации производства: шло сокращение количества строящихся крупных предприятий (с 800 до 200 в год). Начиная с девятой пятилетки (1971-1975 гг.) акцент переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарского - Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 – 1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль. Вдоль неё предполагалось развернуть сеть новых ТПК, но на их закладку средств уже не хватило, и знаменитый БАМ до сегодняшнего времени приносит сплошные убытки.
В 1979 г. брежневское руководство предприняло ещё одну попытку оживить промышленное производство и ударить по заполнившей все центральные ведомства дутой отчётности с мест. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление, определившее, что отныне показателем эффективности работы предприятия становится «чистая продукция» – та, на изготовление которой конкретный завод или фабрика затрачивали собственные материалы, энергию и труд. До реализации этого постановления дело фактически так и не дошло, так как оно увязло в бесконечных бюрократических согласованиях и уточнениях.
Создавались научно-производственные объединения; возникали новые отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника и др.; предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные и комплексные планы). Однако эти тенденции не стали определяющими для развития экономики.
Основу экономики составляли военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья, так как цены на них возросли там только за 70-е гг. почти в двадцать раз. За 1960 – 1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчётливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна сказочно обогатилась за счёт сотен миллиардов «нефтедолларов». Это был прямой заём дряхлевшей брежневской администрации у будущих поколении нашей страны. Однако во второй половине 70-х гг. в мире разразился энергетический кризис. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на неё на мировом рынке начали стремительно падать. Это больно ударило по директивно-затратной экономике СССР.
Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг. упали более чем в три раза. Наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенденцию к сокращению до абсолютного нуля. При этом все попытки вывести страну из надвигающегося кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.
Не менее тяжёлое положение сложилось и в сельском хозяйстве, так как с середины 70-х гг. в сельскохозяйственной политике упор делался на агропромышленную интеграцию – организационное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта, торговли, строительства. Ретивые чиновники начали с насаждения РАПО (районных агропромобъединений) и закончили созданием в 1985 г. нового административного монстра – Госагропрома СССР, подмявшего под себя без какой-либо пользы для дела пять союзных министерств. Венцом бумаготворчества аграриев из ЦК КПСС явилась «Продовольственная программа», принятая в 1982 г. Она обещала досыта накормить страну к 1990 г. через развитие сети агропромов, насыщение сельского хозяйства техникой, удобрениями, коренное улучшение социально-культурной сферы села и т. п. Впервые в документ такого уровня был включён призыв повернуться лицом к личному подсобному хозяйству, что, впрочем, как и многое другое, осталось благим пожеланием и голым лозунгом. А реальность того времени была такова: обладая плодородными землями, наша страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Потери сельскохозяйственной продукции доходили до 40%, качество техники оставалось низким. Крайне неэффективно проводились мелиоративные работы, шла бездумная химизация почв.
Замедление темпов роста экономики в сочетании с остаточными принципами финансирования социальных программ отразилось на уровне благосостояния советских людей. Приобретая всё более городской характер, социальная структура советского общества, развивалась, казалось, в рамках общемировых тенденций. Однако резким отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наёмных работников, особенно рабочих. Он не только отражал стремление системы «государственного социализма» превратить всех граждан в зависимых от государства работников по найму, лишённых средств производства, но и свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при котором производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.
По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послевоенного десятилетия материальное положение основной части населения улучшилось. Всё меньше людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприёмники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние библиотеки.
И всё же в социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Почти приостановился и без того медленный подъём жизненного уровня трудящихся, наблюдавшийся в первое десятилетие брежневского правления. Поскольку он достигался главным образом путём повышения зарплаты рабочим и служащим, гарантированных выплат за труд колхозникам обозначалась диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и вяло увеличивающимся предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй половины 70-х гг.углубляется товарный голод – дефицит сначала на престижные и высококачественные изделия, затем на обыденные. В отдельных регионах начала вводиться карточная система распределения продуктов.
Начиная с середины 60-х гг. практически не росли темпы жилищного строительства. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» - людей со стороны, получавших временную прописку и любым путём старавшихся закрепиться в городе.
На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах – 10 –12%). С 1956 г. не изменялось законодательство о пенсиях, а в стране проживало 57 млн. пенсионеров. 40% всех трудящихся были заняты неквалифицированным тяжёлым трудом. С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности – на 50-е.
Одной из важнейших причин такого положения вещей был несогласованный, внутренне противоречивый характер хозяйственной политики: меры к развитию экономических стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, а призывы к «творчеству на местах» дополнялись жёсткими директивными указаниями. В результате нарастала дезорганизация всей хозяйственной системы, а «плановая» социалистическая экономика становилась в полном смысле «застойной».
Механизм социально – экономического торможения быль столь сильным, что в 1979 – 1982 гг. по сравнению с 1978 г. объём произведённой продукции оказался абсолютно ниже примерно на 40% всех видов. Поставки на экспорт энергоносителей и ценного сырья уже не могли спасти положение, а лишь усугубляли экологический кризис, вызванный бездумным «освоением» природных богатств. Снижение уровня жизни десятков миллионов людей, отсутствие стимулов к труду вызвали процессы физической и социальной деградации. Страна вплотную подошла к кризису всей социально – экономической системы.
Конец 60-х – начало 70-х гг. становиться временем «разрядки» международной напряжённости (суть её состояла в снижении уровня международной напряжённости и нормализации отношении со странами Запада), закреплённой рядом важных договоров – о космосе (1967), запретившем использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968); о морском дне, запретившем размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971), договором ОСВ – 1 с США (1972), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ – 2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.
Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973) ликвидировали очаг напряжённости в Юго-Восточной Азии. В 1975 г. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания закреплял послевоенные границы в Европе и был призван сыграть важную роль в налаживании отношении между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.
Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооружённым вторжением стран – участниц ОВД по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968) с целью остановить процесс демократических преобразовании и построения социализма с «человеческим лицом», предпринятый тогдашним чехословацким руководством и его лидером – А. Дубчеком. С начала 70-х гг. начинается война между двумя социалистическими странами – Китаем и Вьетнамом. Начало 80-х гг. было отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом в Польше.
Принятие комплексной программы экономического сотрудничества в рамках СЭВ (1971) приводит к некоторому росту экономического потенциала стран – участниц, однако в перспективе всё более изолирует их от экономики от мировой системы разделения труда. В отношениях с развивающимися странами наибольший приоритет остаётся за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи «дружественным режимам» начинает серьёзно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося острого кризиса в стране.
Конец 70-х – начало 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьёзным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. В декабре 1979 г. оно приняло решение о введении войск на территорию Афганистана с целью сохранения там просоветского режима. Начавшаяся в результате этого десятилетняя афганская война стала национальным позором для государства и обернулась трагедией миллионов советских и афганских семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества и стала политическим и нравственным приговором «брежневщине» и всему прочему «застойному» режиму.
Международная атмосфера резко 3«похолодала»: в начале 80-х гг. США приступают к осуществлению широкой программы размещения оружия в космосе (система СОИ), а СССР – к размещению нового класса ракет (СС – 20) на территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений приводит к усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего разрешения принципиально новыми политическими методами.
Главный (хотя и не вполне официальный) лозунг эпохи Леонида Брежнева, начавшейся в 1964 г., - «стабильность», отсутствие резких перемен. «Советские люди с уверенностью смотрят в завтрашний день», - неоднократно повторял Леонид Ильич. В то же время именно в эпоху Брежнева в обществе назревали будущие перемены.
Государственная идеология в 60-70-гг. почти утратила своё былое значение, оставшись чем-то вроде внешнего фасада. Как ни странно, это положение почти ни кого не устраивало. Высшие слои общества раздражала необходимость как-то скрывать свой достаток, который противоречил официальным идеям равенства. Большая часть населения, наоборот, возмущалась неравенствам и привилегиям. Часто они расценивались как «воровство», «взяточничество» и т. п.
В ноябре 1982 г. Л. Брежнев скончался.
Итак, Советское государство, выполнив задачи диктатуры пролетариата, стала общенародным и в стране построено развитое социалистическое общество, в котором сложилось новое историческая мощность людей – советский народ, общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся (Конституция СССР 1979 г.). В стране провозглашались демократические свободы: совести, слова, собраний, демонстраций.
Но наряду с этим ужесточилась цензура, идеологический контроль над творческой и научной интеллигенцией. Происходило всё более серьёзное отставание от требований времени, научно-технического прогресса.
История, И. Ф. Фирсов, Тюмень 1997.
История Советской России, Э. Карр, М., 1990.
История Советского Союза, Д. Боффа, М., 1990.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………1
«Оттепель»…………………………………………………………………….3
СССР в годы «коллективного руководства»………………………………...9
Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг………………………………… ..14
Заключение……………………………………………………………………16
6. Список литературы……………………………………………………………17
1 Карр Э. История Советской России. М., 1990.
2 Боффа Д. История Советского Союза. М., 1990.
3 Фирсов И. Ф. История, Т., 1997.
1