Народный фронт во Франции
2
План
Введение
Заключение Список литературы |
стр. 3 стр. 4 стр. 4 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 10 стр. 11 |
Введение
Тема этой контрольной работы —«Законодательство народного фронта во Франции». Для написания этой работы были использованы учебники по новейшей истории, истории государства и права зарубежных стран, а также хрестоматия по всеобщей истории государства и права.
Сначала мною был прочитан материал учебника «История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945» под ред. Е.Ф.Язькова, изданная в 1989г. Эта книга в целом написана неплохо, содержит обширный материал по вопросу. Она позволила понять суть проблемы, составить план, выявить такие основные направления работы, как пакт о единстве Народного фронта, его программа, законы.
Учебное пособие Александрова В.В. «Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.»,1986г.издания имело недостаток, общий для книг Советского периода—написано с коммунистической идеологией. Хотя он содержит интересные данные, в частности, была использована в качестве цитаты клятва Народного фронта. Учебник «История государства и права зарубежных стран»: под общ. ред. О.А. Жидкова издан в 1998 г. и раскрывает тему с точки зрения демократических преобразований.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. З.М.Черниловского, 1996г.предоставила источники документов, принятых Народным фронтом. Хочется посетовать на то, что их количество мало. Остальные учебники были использованы как дополнительный материал.
1. Движение за создание Народного фронта
Народный фронт во Франции возник как реакция демократических сил на фашистский мятеж, поводом к которому стало дело Стависского, организовавшего мошенническую операцию — выпуск фальшивых облигаций на сумму свыше 200 млн. франков! Фашисты, выдвинув лозунг «Долой воров!», призывали покончить с продажными парламентариями и министрами, ликвидировать парламент и вообще «прогнивший режим» Третьей республики. 6 февраля 1934 г. фашисты попытались захватить парламент, организовав мятеж. Лишь ночью 6 февраля полицейские открыли огонь, и фашисты отступили. Правые обвинили правительство, возглавляемое радикал-социалистом Даладье, в расправе с демонстрантами, и оно решило уйти в отставку. В новое правительство, возглавленное правым радикалом Думергом, вошли не только радикалы, но и лидеры правых партий, в том числе Тардье, Лаваль и маршал Петэн.
Попытка фашистского мятежа всколыхнула всю Францию, вызвав мощный подъем антифашистского движения и пробудив тягу к единству. 9 февраля 1934 г. в Париже под руководством Центрального Комитета ФКП и руководства УВКТ была проведена антифашистская демонстрация, в которой приняли участие 50 тыс. человек. призвали трудящихся провести массовую антифашистскую демонстрацию. 12 февраля 1934г. состоялась всеобщая стачка протеста. против фашизма, организованная Коммунистической партией, Социалистической партией, ВКТ и УВКТ. В основных отраслях производства бастовало 80— 90 % рабочих. К ним примкнули многие мелкие торговцы и ремесленники. В общей сложности прекратили работу 4,5 млн. человек. Всеобщая стачка сопровождалась многочисленными митингами и демонстрациями почти во всех крупных городах Франции. Впервые в демонстрациях и забастовках совместно участвовали коммунисты, социалисты, члены профсоюзов, беспартийные. Успех демонстрации и всеобщей стачки 12 февраля 1934 г. показал, что во Франции происходит серьезная перегруппировка классовых сил. Французские антифашисты, встревоженные трагическим опытом Германии и угрозой фашистского переворота, встретили массовую поддержку французского народа. Фашисты не добились содействия армии и полиции. Против них выступила значительная часть населения.
2. Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. 27 июля 1934 г. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали пакт о единстве действий, в котором говорилось, что их целью является:
«а) Мобилизовать всех трудящихся против фашистских организаций с целью добиться их разоружения и роспуска.
б) Защитить демократические свободы и потребовать пропорционального представительства и роспуска палаты.
в) Выступать против военных приготовлений…
е) Выступать против фашистского террора в Германии и Австрии…»1
От имени ФКП М.Торез предложил создать вперед лицом фронта реакции и фашизма «Народный фронт свободы, труда и мира». В оргкомитет по созданию Народного фронта вошли наряду с ФКП и СФИО радикалы, другие левые группировки, профсоюзы, Лига прав человека и т. д. Так осенью 1934 г. впервые родился термин «Народный фронт» для обозначения широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных платформой антивоенной и антифашистской борьбы, борьбы за улучшение условий жизни трудящихся.
Дальнейшему сближению коммунистов, социалистов и радикалов способствовало подписание 2 мая 1935г. франко-советского договора о взаимной помощи. 14 июля 1935 г. была организована демонстрация, в которой впервые официально согласились участвовать все три главные левые партии — коммунисты, социалисты и радикалы, оба основных профсоюзных центра — ВКТ и УВКТ, а также многие другие антифашистские группировки. Она завершилась грандиозным митингом, участники которого дали торжественную клятву: «От имени всех партий и свободных группировок, от имени народа Франции на всей его территории уполномоченные, представители или члены народного собрания 14 июля 1935г., воодушевленные одной и той же волей дать хлеб трудящимся, рабочим, молодежи и мир всему миру, дали торжественную клятву единодушно добиваться разоружения и роспуска фашистских союзов, защиты, развития демократических свобод и обеспечения мира»2. Клятва Народного фронта послужила базой для его программы. Организационный комитет по подготовке демонстрации был преобразован в Национальный комитет Народного фронта. На местах стали создаваться комитеты Народного фронта.
3. Программа Народного фронта.
В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта, в разработке которой участвовали все его группировки. В политическом разделе программы выдвигались требования всеобщей амнистии, разоружить и распустить фашистские организации, соблюдать профсоюзные свободы и свободу печати, соблюдение права женщин на труд, продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести.
В разделе «Зашита мира» предусматривались установление международного сотрудничества в рамках Лиги Нации с целью обеспечить коллективную безопасность, а также ограничение вооружений и национализация военной промышленности. Программа выступала за распространение пактов о взаимной помощи, открытых для всех «согласно принципам франко-советского договора».
В экономическом разделе программы содержались требования:
«Против безработицы и промышленного кризиса
Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты. Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достаточном для жизни размере.
Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ресурсы.»3 Учитывая тяжелое положение средних слоев населения, страдавших от кризиса, программа Народного фронта предлагала не допускать снижения жизненного уровня пенсионеров и служащих, снизить плату за торговые помещения, запретить распродажу имущества за долги. Чтобы облегчить положение крестьян, намечалось введение твердых цен на продукты сельского хозяйства и создание государственного посреднического бюро но продаже зерна.
Программа Народного фронта по оздоровлению финансов содержала требования:
«Преследование расточительной траты средств гражданскими и военными административными органами.
Создание военной пенсионной кассы.
Демократическая реформа системы налогов, предусматривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при помощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (высокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превышающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство— обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).демократическую налоговую реформу, которая облегчила бы бремя налогов для трудящихся и увеличила налоговое обложение богачей. Она предлагала установить государственный контроль над Французским банком.»4
Программа Народного фронта не содержала социалистических требовании. Она носила демократический, антифашистский характер и была осуществима в рамках капиталистического строя. Выдвигая на первый план общедемократические задачи, она позволяла объединить всех противников фашизма, войны и крупного капитала. В марте 1936 г. в Тулузе состоялся объединительный съезд профсоюзов, оформивший слияние ВКТ и УВКТ в единую организацию, принявшую старое название: Всеобщая конфедерация труда.
4. Законодательство Народного фронта.
Весной 1936 г. в результате выборов Народный фронт одержал победу, собрав голоса 57 % избирателей. В соответствии с итогами выборов формирование правительства было поручено лидеру самой крупной парламентской фракции — социалисту Леону Блюму. Блюм предложил войти в правительство всем трем главным партиям Народного фронта: коммунистам, социалистам и радикалам. Социалисты и радикалы согласились принять участие в правительстве Блюма, а коммунисты отказались, так как считали, что их вхождение в правительство может быть использовано реакцией для запугивания избирателен «красной опасностью». Не участвуя в правительстве Блюма, коммунисты тем не менее решили поддержать его при условии выполнения им программы Народного фронта.
Победа Народного фронта вызвала огромный энтузиазм трудящихся, которые ожидали скорейшего выполнения предвыборных обещаний. Через несколько дней после выборов на многих предприятиях стихийно начались забастовки. Их участники требовали повышения заработной платы, введения оплачиваемых отпусков, сокращения рабочего дня. Стачечное движение приобрело невиданный размах. В начале июня 1936 г. бастовало около 2 млн. человек. Рабочие заняли крупнейшие предприятия и взяли их под охрану.
Буржуазия, напуганная небывалым размахом забастовочного движения, поспешила пойти на уступки. 7 июня 1936 г. в правительственной резиденции — дворце Матиньон — были подписаны соглашения между представителями профсоюзов и предпринимателями. По условиям Матиньонского соглашения, заработная плата повышалась в среднем на 7—15 %, а особо низкая заработная плата увеличивалась в 2--3 раза.
Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, тоговле,свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1936 г. ):
«Ст. 54f. Всякий рабочий, служащий или ученик…имеют право после одного года непрерывной службы в предприятии на оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 14 дней, включая 12 рабочих дней.
Ст. 54d. При установлении вознаграждения должны быть учтены пособия многосемейным, а также дополнительные и натуральные выплаты, которыми невозможно пользоваться в продолжении отпуска.»5
Закон, устанавливающий сорокачасовую рабочую неделю в индустриальных и торговых организациях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках(27 июня 1936 г. ):
«Ст 6. В промышленных, торговых и ремесленных предприятиях и кооперативах… продолжительность…труда рабочих и служащих, обоего пола и любого возраста не может превышать 40 часов в неделю.
Ст.8 В подземных рудниках продолжительность пребывания каждого рабочего в руднике не может превышать 38 часов 40 минут в неделю.»6
5. Разногласия в Народном фронте. Конец Народного фронта.
Мероприятия Народного фронта, направленные на улучшение материального положения трудящихся, естественно, потребовали дополнительных расходов и, следовательно, увеличили бюджетный дефицит. Компартия считала, что для покрытия бюджетного дефицита нужно в первую очередь «заставить платить богачей», обложить их чрезвычайным налогом, запретить вывоз капиталов за границу. В ответ финансовая олигархия пошла на саботаж экономики страны: только в 1936—37 за границу было переведено свыше 100 млрд. фр. «Бегство капиталов» подрывало устойчивость валюты. Пришедшее к власти правительство Л. Блюма (июнь 1936 — июнь 1937) не приняло должных мер по пресечению саботажа. Проведя девальвацию франка на 30%, Блюм в феврале 1937 заявил о необходимости «паузы» в осуществлении программы Народного фронта. В области внешней политики правительство Блюма в ответ на развязывание франкистами с помощью фашистских держав гражданской войны в Испании (1936—39) объявило о «нейтралитете» Франции, запретив законным властям Испанской республики ввоз через франко-испанскую границу закупленного ими оружия.
Преемники Блюма радикалы Шотан (июнь 1937 — март 1938) и Э. Да-ладье (апрель 1938 — март 1940, до октября 1938 формально правительство, опиравшееся на Народный фронт) всё более отходили от его программы. В октябре— ноябре 1938 радикалы, а в мае 1939 социалисты открыто порвали с Народным фронтом. Подписав позорное Мюнхенское соглашение 1938, выдававшее Чехословакию на произвол гитлеровской Германии, издав 13 ноября 1938 серию антинародных декретов и жестоко подавив движение протеста против этих декретов, правительство Даладье открыло путь возврату правых к власти. Вскоре в Париже была подписана франко-германская декларация 1938, фактически перечеркнувшая франко-советский пакт 1935.
Мюнхенское соглашение привело к окончательному распаду Народного фронта. Коммунистическая партия осудила мюнхенский сговор и голосовала против него в парламенте. Однако все остальные партии, включая социалистов и радикалов, одобрили Мюнхенское соглашение. Ссылаясь на голосование коммунистов против Мюнхена, руководство радикальной партии официально объявило о выходе и.) Народного фронта. Это был конец Народного фронта.
Заключение
Народный фронт существовал недолго, но имел большое историческое значение. Его главной заслугой была успешная борьба против фашизма. Народный фронт преградил путь фашизму, обеспечил сохранение и расширение демократических свобод, принес реальное улучшение жизни французским трудящимся. Огромное значение имело социально-экономическое законодательство Народного фронта, которое тогда было лучшим из всех крупных промышленно-развитых стран. В годы Народного фронта значительно возросло влияние рабочего класса, его политических и профсоюзных организаций. Однако закрепить и развить влияние рабочего класса не удалось из-за бегства капиталов за границу. Правительство было вынуждено пойти на поводу за предпринимателями, обесценив франк и свернув социально-экономические преобразования.
Список литературы.
Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.: Учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «История».—М.:Высш. шк.,1986.—591с.
История государства и права зарубежных стран: Учеб. для студ. юрид. вузов и фак. Ч.2 /Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой.—М.:Норма-Инфра-М,1998.—712с.
История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945: Учеб пособ. /Под ред. Е.Ф.Язькова.—М.:Просвещение,1989.—447с.
Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка.1917-1939. Учеб. пособ. для студ. ист. фак. пед. ин-тов.—М.:Просвещение,1975.—368с.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб пособ. /Под ред. З.М.Черниловского.—М.:Гардарика,1996.—413с.
1Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: /Под ред. З.М.Черниловского.—М.,1996.—374с.
Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки 1918-1945 гг.—М.,1986.—96с.
2
33. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: /Под ред. З.М.Черниловского.—М.,1996.—377с.
44. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: /Под ред. З.М.Черниловского.—М.,1996.—378с.
5Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: /Под ред. З.М.Черниловского.—М.,1996.—393с.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: /Под ред. З.М.Черниловского.—М.,1996.—394с.
6