История отечественного права (задания)
Задание № 1.
Исходя из статьи 35 Русской Правды следует, что если кто опознает свою вещь, потерянную или украденную у него, а именно коня, одежду или скотину, то ему не следует говорить ''это мое'', но пусть скажет так ''пойди на свод, выясним, где ты взял ее''. Если на своде выявится тот, кто виновен в присвоении чужой вещи, то на него и падет ответственность за воровство; тогда он, то есть истец возьмет свою вещь, ему же будет платить виновный и за то, что пропало вместе с обнаруженной вещью; если будет обыкновенный вор, то ему платить три гривны.
Смерд Семен объявил о пропаже коровы и узнал, что она находится у посадского человека Тришки. В данном случае, Тришка, как ответчик, должен был указать у кого эта корова приобретена.
Поскольку он заявил, что корова куплена на торгах, то применению подлежит статья 37 Русской Правды, согласно которой если же кто купил на торгу что-нибудь краденное, а именно коня, одежду или скотину, то пусть выставит двух свободных человек или мытника; если не знает, у кого купил краденное, то эти свидетели должны присягнуть в его пользу, а истец – взять обнаруженную вещь; а с тем, что пропало вместе с ней, пусть простится, ответчик же пусть простится со своими деньгами, заплаченными за краденное, ибо сам виноват, что не знает у кого покупал; если опознает впоследствии того, у кого покупал это краденное, то пусть возьмет свои деньги у него, а тот пусть платит и за пропавшее вместе с обнаруженной вещью и штраф князю.
Таким образом, возможный приговор суда будет основан на том, что смерд Семен получит назад свою корову, а посадский человек Тришка, предоставив свидетелей покупки скотины на торгах, не понесет ответственности, кроме потери уплаченной суммы за животное.
В случае же непредставления свидетелей, Тришка все равно должен возвратить украденную корову хозяину. Кроме этого, он понесет ответственность в виде уплаты трех гривен.
Задание № 2.
Согласно статьи 94 Псковской судной грамоты, если старший брат живет одним хозяйством с младшим братом и от них потребуют уплаты отцовского долга, причем не будет предъявлено записи, подтверждающей долговое обязательство их отца, то следует привести к присяге старшего брата, и если он подтвердит отцовские обязательства, то пусть заплатит из совместного с братом имущества и произведет с ним раздел остатков этого имущества.
Исходя из этого, указанная ситуация имеет два варианта решения. Первый заключается в том, что если старший брат без документального подтверждения отцовского долга присягнет о его признании, то братья должны уплатить его и после этого разделить между собой оставшееся имущество отца.
Второй вариант решения состоит в том, что если старший брат не признает этого долга, то соответственно никаких обязательств по его уплате у братьев не возникнет.
Иная ситуация складывается при наличии у истцов документов, подтверждающих отцовский долг, так как статья 14 Псковской судной грамоты указывает, что при наличии у истцов документов, фиксирующих обязательства покойного, они, ссылаясь на эти документы, имеют право предъявить иск к наследникам. В данном случае братья также должны уплатить отцовский долг, а после этого разделить между собой оставшееся имущество отца.
Задание № 3.
В соответствии со статьей 85 Судебника 1550 года тот, кто заложит вотчину за деньги, и захочет впоследствии эту вотчину вернуть, это можно сделать путем уплаты соответствующей суммы, полученной в качестве залога за вотчину.
Таким образом, племянник Степан Коробьин, являясь единственным наследником, предъявляя в суд иск о возвращении вотчины, может рассчитывать на ее возврат только после уплаты боярину Шереметьеву соответствующей суммы, полученной покойным в качестве залога за вотчину.
Задание № 4.
В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного периода с начала XIX века до 1861 года. Вся власть в этот период была сосредоточена в руках одного лица – императора всероссийского.
До 1801 года в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 года. В 1810 году в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, утверждаемые императором, был создан Государственный совет. В ''Образовании Государственного совета'' подчеркивалось, что на него возлагались обязанности по финансовому управлению.
Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от 40 до 80 членов, которые назначались императором или входили в него по должности (министры).
Государственный совет состоял из пяти департаментов — департамент законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроектов), дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского (созданный после восстания в Польше 1830— 1831 гг.).
В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредоточивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.
После создания новых центральных органов управления окончательно определилась роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, на него возлагались функции «конституционного суда» — подготовка представлений императору о несоответствии тех или иных издаваемых указов другим существующим правовым актам. Сенат ревизовал деятельность местных органов, передавая собранные материалы компетентным органам. С 20-х г. XIX в., однако, за Сенатом закрепилась единственная роль высшего судебного учреждения.
В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств», положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.
В 1811 г. издается «Общее учреждение министерств» — документ, подготовленный М.М. Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.
Министры и товарищи министров (заместители) назначались императором, высшие чиновники министерств — императором по представлению министра, низшие — министром. Аппарат министерств подразделялся на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось все делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами. В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи министра и директора департаментов (министерская совещательная коллегия).
Число министерств и приравненных к ним учреждений возросло: появились Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (Государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции.
Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров. В Манифесте 1802 г. деятельность и организация таких совещаний не были конституированы, в 1812 г. они получают законодательное оформление в лице Комитета министров, который рассматривал законопроекты, отчеты министерств, различные вопросы, связанные с управлением страной и подбором кадров чиновников. Все решения кабинета должны были утверждаться императором.
Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовали временные комитеты (секретные органы). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов. Большую работу провели негласный комитет, подготавливавший реформу органов государственного управления в 1801—1803 гг., комитеты по борьбе с голодом 1840 г., комитеты, управлявшие страной в период отсутствия императора в 1828 и 1849 гг. В результате работы комитетов по упорядочению управления государственными крестьянами (1837—1838 гг.) в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ, в уездах — окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные управления.
После декабрьских событий 1825 г. правительство принимает ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасности. В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 г. было создано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов. В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наделенное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) оно вновь было включено в состав Министерства внутренних дел.
В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии — именно тогда возникает Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии, в задачи которго входили руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение «подозрительных людей», управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.
В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято «Положение о корпусе жандармов». Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах существовали губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).
В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов. Полицейская сеть распространяется в сельские районы страны.
В первой половине ХIХ в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», принятый в 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц, относящихся к разным сословиям, предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них.
Кроме того, были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, рассматривавшие вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и пр. Действовали другие ведомственные суды — военные, морские, горные, лесные, духовные, путей сообщения, волостные крестьянские суды. В столицах действовали надворные суды по делам сословий. Судебное управление осуществляло образованное в 1802 г. Министерство юстиции.
Задание № 5.
19 февраля 1861 года царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.
Революционная ситуация 1859-1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития.
С момента обнародования манифеста крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в другие местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиками сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.
Изменились также и имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись по существу прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.
В целях урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечаниям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.
В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до сих пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, так как самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями—барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.
Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив крестьянам, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временно-обязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.
Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт — сельская община с ее круговой порукой.
Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.
Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.
На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.
Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ним действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.
В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.
Задание № 6.
В общем плане проблема нового судоустройства была решена Декретом о суде № 1, который был принят 22 ноября 1917 г. Совнаркомом. Декрет о суде № 1 упразднял весь аппарат буржуазно-помещичьей юстиции: окружные суды, царскую прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей. Во исполнение декрета в ноябре 1917 г. закрыли Правительствующий сенат, Главный военный суд с военно-прокурорским надзором, институт военных следователей и Петроградский коммерческий суд. На смену им пришли новые суды, образованные на основе демократических выборов.
В соответствии с Декретом о суде № 1 началась организация местных судов и революционных трибуналов. Судей должно было избирать непосредственно население, а пока временно это делали Советы. Ими же составлялись списки заседателей и устанавливалась очередность их участия в сессиях местного суда. В армии суды избирались полковыми Советами, а где таковых не было — полковыми комитетами. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах — столичные съезды местных судей.
Согласно статье 8 Декрета № 1 для борьбы против контрреволюционных сил и защиты от них революции и ее завоеваний, а «равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц» учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами, что обеспечивало при тогдашних условиях классово выдержанный состав.
Предварительное следствие по постановлению возлагалось на сам трибунал, а декрет для этих целей предусматривал создание уже специальной следственной комиссии (статья 8).
По Инструкции Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. при ревтрибунале учреждалась коллегия лиц, посвящавших себя правозаступничеству как в форме общественной защиты, так и в форме общественного обвинения. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Таким образом, Декретом о суде № 1 формировались две системы судов – общих и особых. Реализация декрета проходила не гладко: не сразу установились правильные отношения между Советами и судами. С одной стороны, наблюдалась тенденция к отрыву судов от Советов, с другой — незаконное вмешательство Советов в дела судов. Не везде на местах соглашались и с созданием ревтрибуналов.
Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную регламентацию в Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, согласно статье 1 Декрета № 2, были учреждены окружные народные суды, охватывающие несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Право отзыва членов окружного суда принадлежало избравшим их Советам. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также были образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.
Что касается трибуналов, то наряду с общими стали создаваться некоторые специальные трибуналы, и в первую очередь по делам печати.
13 июля 1918 года был принят Декрет о суде № 3, которым на местные народные суды было возложено рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, кроме особо тяжких преступлений, рассмотрение которых относилось к ведению народных окружных судов.
В соответствии со статьей 8 Декрета № 3 для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов по гражданским и уголовным делам вместо судебного контроля временно учреждался Кассационный суд в городе Москве из двух отделений – гражданского и уголовного, в составе председателя и его товарища, утверждаемых Центральным Исполнительным Комитетом по представлению Народного комиссариата юстиции и 8 членов, избираемых Центральным Исполнительным Комитетом из кандидатов, представленных народными окружными судами и советами местных судей.
Таким образом, развивалась судебная система на основе Декретов о суде № 1, 2, 3.
Задание № 7.
Порядок производства выборов закреплен в главе четырнадцатой Конституции 1918 года. Согласно статье 66 Конституции выборы производятся согласно установившимся обычаями, в дни, устанавливаемые местными Советами.
Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета. В тех случаях, когда присутствие представителя Совета оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания.
О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определется местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Случаи отмены результатов выборов закреплялись Конституцией 1918 года в главе 15 ''О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов''.
Весь материал по производсвту выборов поступает в соответствующий Совет. Совет для, проверки выборов назначает мандатную комиссию. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов, а в случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.
В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Последней инстанцией по кассации советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.
Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время, отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.
Задание № 8.
Конституция 1924 года содержит специальную главу 2, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних.
Статья 3 Конституции 1924 года предусматривала, что ''Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно''.
Статья 4 конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Провозглашение права свободного выхода было показателем силы Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от Союза.
Исходя из важности права выхода Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения статьи 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, не как другие положения Основного закона, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.
Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики.
Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7 Конституции 1924 года). Это означает, с одной стороны, что гражданин каждой республики может чувствовать себя на территории любой иной советской республики, как дома – он равноправен с ее гражданами. С другой стороны, если он, например, находился за границей, то за его спиной стоял авторитет не только своей республики, может быть, – небольшого государства, — но и мощь всего громадного Советского Союза, заботящегося о законных интересах каждого своего гражданина.
Таким образом, Конституция исходила из идеи ограниченности суверенитета как Союзного государства в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания.
Задание № 9.
Сравнив нормы, касающиеся прав и обязанностей граждан, закрепленные в Конституциях СССР 1936 года и 1977 года, отмечаем, что в Конституции 1977 года этот перечень значительно расширен.
Так, в Конституции СССР 1977 года впервые, по сравнению с Конституцией 1936 года, закреплены такие права как:
право на охрану здоровья (статья 42);
право на жилище (статья 44);
право на пользование достижениями культуры (статья 46);
право на свободу научного, технического и художественного творчества (статья 47);
право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48);
право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе (статья 49);
право на личную жизнь граждан, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (статья 56);
право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов (статья 58).
Кроме того, впервые указано, что семья находится под защитой государства (статья 53), а также предусмотрено, что граждане имеют право на материальное обеспечение в случае потери кормильца (статья 43).
В Конституции СССР 1977 года расширение коснулось и перечня обязанностей. Это:
обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины (статья 60). Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества;
обязанность граждан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (статья 62);
обязанность уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка (статья 65);
обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества (статья 66);
обязанность беречь природу, охранять ее богатства (статья 67);
обязанность заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей (статья 68);
обязанность содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира (статья 69).
Список использованной литературы:
Верхотуров Ю.И., Харьковская Г.З. История государства и права России. Учебно-методическое пособие. Часть 1.-Краснодар.-1995.
Верхотуров Ю.И. История государства и права России. Учебно-методическое пособие. Часть 2.-Лабинск.-1995.
Верхотуров Ю.И. История государства и права России. Учебно-методическое пособие. Часть 2 (продолжение).-Лабинск.-1995.
Исаев И.А. История государства и права России. Учебник для юридических вузов.-М.-1996.
История Отечества: учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.В. Линько.-Краснодар.-1993.
История отечественного государства и права. Часть 1 / Под ред. О.И. Чистякова.-М.-1999.
История отечественного государства и права. Часть 2 / Под ред. О.И. Чистякова.-М.-1999.