Геополитические интересы РФ и НАТО (работа 1)
Геополитические интересы России и НАТО.
Понятие геополитических интересов. {Вместо введения}
Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать
следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться качественного и необратимого успеха во всех в этих
направлениях с полным контролем подчинением ситуации.
Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав и некоторыми другими механизмами.
I.Геостратегическое положение России.
Белоруссия и Украина
Оба славянских государства рассматриваются как «ключевые» для будущего развития страны.
Ситуация в этих государствах и их влияние на политику РФ, на протяжении всего 10 -летия после распада СССР остается непростой и таит множество проблем для Российской политики, которые ей придется решать не одно десятилетие.
Белоруссия.
Украина.
Программа партнерства на 1999-2000 гг. между Украиной и НАТО, принятая в августе 1999 г. Постоянным советом НАТО.
Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:
обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем связи и управления войсками;
развитие военно-технического сотрудничества;
обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;
содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного
планирования и финансирования, стандартизации систем военного
планирования и финансирования, разработка оборонной политики;
развитие сотрудничества в области планирования и деятельности гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.
В
стратегической перспективе дрейф
Украины в сторону Запада, стремление
дистанцироваться от России не только
не укрепляют ее безопасность, но и ведут
к фатальному ослаблению и наносят удар
по ее национально-государственным
интересам.
Украина обладает
промежуточным, "окраинным"
геополитическим положением между
европейской, переднеазиатской, российской
геополитическими суперструктурами. В
этом ее постоянная геополитическая
"несамодостаточность". Это
исторический факт, и в нем нет ничего
злокозненного по отношению к Украине.
Сегодня
Украина пытается связать свои прошлые
и настоящие проблемы с "кознями
Москвы". Эта карта еще долго будет
разыгрываться частью украинской
политической элиты и "друзьями"
Украины со стороны.
В краткосрочной
перспективе такая позиция противовеса
России приносит Украине некоторые
экономические и политические дивиденды.
Однако в долгосрочной перспективе,
избавившись от "опеки" Москвы,
Украина столкнется с рядом вызовов,
исходящих отнюдь не из России.
Никогда
сельскохозяйственный, промышленный и
научно-культурный потенциал Украины
не будет востребован мировым сообществом
в той мере, как это может сделать Россия.
Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом. Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России, нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент нового санитарного кордона между Россией и Европой.
Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа".
Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ.
Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией.
Европа
Место и роль Грузии в стратегии НАТО на Кавказе
Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско-грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, активного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).
Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.
Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.
Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе.
Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и блокирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.
В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран Содружества.
Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям:
Продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую программу «Партнерство ради мира»
Заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно-техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО
В ходе различных учений и тренировок, проводимых на территории Грузии в рамках ПРМ осуществляется активное и целенаправленное освоение кавказского сухопутного, а также каспийского и черноморского морских театров военных действий.
Создание военно-политических и военных структур антироссийской направленности типа ГУУАМ и противопоставление их оборонным структурам безопасности стран Содружества.
Сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной безопасности стран Содружества.
Цель НАТО взять под свой контроль систему региональной безопасности на Кавказе.
Политика расширения НАТО.
За политикой расширения кроется ряд разнородных интересов:
Попытка сохранения жизнеспособности альянса за счет поиска ему нового применения, новых целей, а главное - это восстановление базового элемента блока - образа "нового старого" врага в виде "угрозы с Востока.
Стремление утвердить основы общей западной политики обороны путем упрочения своих позиций на периферии и закрепления приобретенных в результате победы в "холодной войне" геополитических преимуществ.
Желание США и других государств сохранить контроль за действиями Германии
Ддля самой же Германии расширение НАТО - идеальная форма расширения германской зоны влияния.
В США обязательства по Североатлантическому договору считаются важнейшим основанием для американского военно-политического присутствия в Европе и расцениваются как главный инструмент поддержания американского влияния на континенте при росте других центров силы, прежде всего Германии.
Стремление западноевропейских стран сэкономить на дорогостоящей модернизации экономик бывших членов социалистического содружества в случае их включения в ЕС, предложив в качестве "компенсации" восточным соседям членство в НАТО.
В целом политика Запада в отношении России в последние годы дает основания предполагать, что наша страна всерьез не рассматривается ими как равноправный партнер. Это, возможно, происходит потому, что Россия, по выражению В.О.Ключевского, - переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа дала ей те особенности, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию. И для России Западная Европа всегда была чужой, и для Запада Россия оставалась и остается "не своей". Этим объясняется, в частности, появление планов расширения НАТО на Восток, неприятие США реинтеграции в рамках СНГ, новое издание "дифференцированной политики" в отношении стран СНГ, объявление Украины сферой американских военных гарантий. В этом же ключе может рассматриваться и последняя стратегическая концепция НАТО. В российском обществе складывается обоснованное мнение, что Запад отнюдь не исключает возможности изолировать Россию, противопоставить ее не только странам ближнего зарубежья, но и Восточной Европы, установить новый европейский порядок без нее и против нее.
Что должна делать Россия.
Обзор геополитической обстановки позволяет сделать вывод о том, что по совокупной геополитической мощи Россия уступает всем глобальным центрам силы.
Учитывая, что во всех ключевых международных структурах руководящая роль принадлежит "заклятым друзьям" России, ей надо прежде всего стремиться к созданию широкой системы двусторонних отношений с различными политическими субъектами и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя многосторонние отношения по совпадающим интересам.
Отношения с бывшими советскими республиками должны строиться в первую очередь с учетом того, насколько близка интересам нашей страны их позиция.
В международных отношениях акцент должен быть сделан на реинтеграцию бывших советских республик. Россия должна строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь разрабатывать некоей единой для всех стратегии; определяющим должны стать национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственной сферы влияния. Необходимо руководствоваться долгосрочными геополитическими интересами, а не сиюминутной политической конъюнктурой.
Главный российский геополитический интерес на пространстве бывшего СССР состоит в том, чтобы новые независимые государства были благополучными, процветающими и дружественными соседями России, с их территорий не возникала бы угроза российской безопасности.
Необходимо признать и следующее: Запад консолидирован, и отдельные его страны включены в определенную систему иерархии. Оторвать Европу от США и тем более разрушить евроатлантическую солидарность в ближайшей перспективе утопично. Невозможен и союз с Вашингтоном против единой Европы. Следует также принять как очевидную реальность, что укрепление и расширение НАТО, распространение его влияния на другие регионы в будущем может привести к напряженности в отношениях с Россией. Для защиты своих жизненных интересов в нестабильном мире наша страна может опираться на свой военный потенциал и потенциал союзников в рамках права военной силы. Желательно четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества принципы невмешательства в российское геополитическое пространство, нарушение которых повлечет за собой адекватный ответ. Безусловно, речь не может идти о применении военной силы, кроме как для отражения агрессии или иных военных акций против российских интересов. В связи с этим перспективным направлением является формирование и расширение единого российского информационного пространства.
Список использованной литературы:
А. Дугин «Основы геополитики» М.1997
Бычков Д.А. Геополитические конструкции и равновесие информационных систем
«Это будет ядерная анархия» «Коммерсантъ-Daily» 03.06.2000
Советская Чувашия Ценный совет Збигнева Бжезинского Леонид Николаев, "АПИ"
Россия и ПрибалтикаI и II ч. Совет по внешней и оборонной политике М.1999 г.
Современные войны и национальная безопастность России В. Потехин
Центральная и восточная Европа: погода на завтра Институт национальной безопасности и стратегических исследований 1998 г.
Актуальные проблемы современного мира КОСОЛАПОВ Н.А. Института мировой экономики и международных отношений РАН , 1998
Хантингтон. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, N 1, сс. 33-48
С. Королев Поглощение пространства 1996.
Военная доктрина РФ (проект) НГ 23.10.99
Почему бы России не вступить в НАТО НГ 02.06.2000
Россия и НАТО открывают новую страницу сотрудничества НГ 02.06.2000
У России и США должно быть по триста боеголовок НГ 02.06.2000
Пентагону тоже надо ужиматься НГ 26.05.2000
Альтернативы возобновлению сотрудничества с НАТО нет. НГ 19.10.1999
Слабость геополитического мышления НГ 19.11.1999
О войне НАТО против Югославии НГ 16.04.1999
Союзник или геополитический соперник? НГ 29.10.1999
Стратегия России в ХXI веке : анализ ситуации и некоторые предложения НГ 18.06.1998
РОССИЯ И НАТО. Тезисы Совета по внешней и оборонной политике
Центральная и Восточная Европа и интересы России. Тезисы Совета по внешней и оборонной политике
В какое будущее дрейфует Украина? Институт национальной безопасности и стратегических исследований 1998
Геополитическая ситуация в постсоветском пространстве и проблемы военной безопасности России. Институт национальной безопасности и стратегических исследований 1997
Потенциальный союзник Москвы НГ 03.12.1999
Ван Шуньчоу "Влияние новой стратегии НАТО на региональную безопасность. Пекинский институт международных сравнительных исследований
«Быть ли Литве в НАТО» Русская мысль Париж 18.05.2000
НАТО у границ Белоруссии. Русская мысль Париж 01.04.1999
Появились желающие вступить в НАТО НГ 28.03.2000
Проверка боеготовности НГ 09.06.2000
Ближе к Вашингтону, дальше от Пекина? НГ 09.06.2000
Збигнев Бжезинский. Формирование карты Европы продолжается: проблема расширения НАТО
Вашингтонская стратегия НАТО Генерал-полковник Л.Г.ИВАШОВ
А.Г.Иванов Европейский Союз, Россия и новая структура безопасности в Европе: проблемы и перспективы
Белорусский журнал ’99 ЕС, ЗЕС, НАТО И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.Г. Арбатов Русская национальная идея и внешняя политика
Имперские амбиции и национальные интересы С.В. Кортунов
Есть ли у России интересы на Балканах ГУСЬКОВА Е.Ю.Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН
www.nns.ru Национальная электронная библиотека.
www.nato.int -офицальный сайт НАТО.