Механическое рыхление
МЕХАНИЧЕСКОЕ РЫХЛЕНИЕ
Механическое рыхление - послойное отделение породы от массива и разделение ее на куски при помощи механических рыхлителей. Размеры кусков породы, отделенных от массива, должны обеспечивать высокую производительность выемочно-погрузочного и транспортного оборудования при разработке пластов различной мощности.
Применяемые рыхлители по способу крепления рабочего органа разделяются на навесные и прицепные. Основным преимуществом навесных рыхлителей по сравнению с прицепными является возможность использования массы тягача для заглубления рабочего органа рыхлителя. Прицепные рыхлители осуществляют рыхление на глубину не более 0,5 м, а навесные - на глубину до 2 м.
Техническая характеристика рыхлителей приведена в табл. 1, а бульдозерно-рыхлительных агрегатов (тракторы, комплектно поставляемые с навесным оборудованием бульдозеров и рыхлителей) - в табл. 2.
Техническая характеристика отечественных рыхлителей.
Таблица 1
Показатели |
ДП- |
ДП- |
ДП- |
ДП- |
ДП- |
ДП- |
ДП- |
26С |
22С |
9ВХЛ |
10С |
29АХ |
141ХЛ |
35УХ |
|
Л |
Л |
||||||
Базовый трактор |
Т-130 |
Т- 180КС |
ДЭТ- 250М |
ТТ-330 |
ТТ-330 |
Т-500 |
Т-50.01 |
Мощность |
118 |
133 |
243 |
250 |
250 |
353 |
523 |
двигателя, кВт |
|||||||
Тяговый |
100 |
150 |
250 |
250 |
250 |
350 |
750 |
класс, кН |
|||||||
Число зубьев |
1 |
1;3 |
1 |
1;3 |
1 |
1 |
1 |
Расстояние между осями зубьев, мм |
- |
795 |
- |
700 |
- |
- |
- |
Ширина наконечника зуба, мм |
66 |
86 |
105 |
114 |
114 |
120-125 |
125-130 |
Глубина рыхления, мм |
450 |
500 |
1200 |
700 |
700 |
1300 |
1780 |
Угол рыхления, градус |
45 |
48 |
45 |
45 |
45-50 |
25-50 |
30-83 |
Масса рыхлительного оборудования, т |
1,4 |
3,1 |
3,9 |
5,4 |
6,6 |
7 |
12,7 |
Конструктивная схема навесного рыхлителя показана на рис. 1.
Основными параметрами, характеризующими рабочий угол рыхлителя, являются угол резания γ, угол заострения ω, задний угол φ, толщина и длина зуба и расстояние между зубьями (рис. 2).
Угол резания оказывает существенное влияние на силу резания. Увеличение угла резания (рыхления) с 40 до 60° повышает лобовое сопротивление режущему органу (зубу) в 2 раза. Чрезмерное уменьшение угла резания (до 30° и менее) может сопровождаться увеличением сопротивления породы рыхлению (особенно при резании вдоль напластования). Рациональные значения угла рыхления при разработке скальных, полускальных и мерзлых пород находятся в пределах 30 - 45°. При разработке глин с включением валунов угол рыхления несколько увеличивается.
Угол заострения наконечников находится в пределах 20 - 30°. Во всех случаях угол заострения должен быть таким, чтобы при любом заглублении зубьев задний угол Ф был не менее 5° при рыхлении полускальных и скальных пород. При меньшем значении заднего угла ф происходит смятие породы задней гранью наконечника, в результате чего возрастает сопротивление породы рыхлению и повышается износ наконечника.
Техническая характеристика бульдозерно-рыхлительных агрегатов отечественного производства.
Таблица 2
Показатели |
ДЗ-116А; ДЗ-116В |
ДЗ-117; ДЗ-117А |
ДЗ-35С; ДЗ-22С |
ДЗ-126; ДЗ-126А |
ДЗ-94С; ДЗ-95С |
ДЗ- 129ХЛ |
ДЗ- 141ХЛ |
ДЗ- 159УХЛ; ДП-35УХЛ |
Базовый трактор Тяговый |
Т-130.1 Г-1; Т-130.1 МГ-1; 100 |
T-I80KC |
ДЭТ- 250М |
Т-ЗЗО |
ТТ-ЗЗОР- 1-01 |
Т-500Р-1 |
Т-50.01 |
|
150 |
250 |
350 |
750 |
|||||
класс, кН |
||||||||
Бульдозер |
ДЗ-110А ДЗ-110B |
ДЗ-109; ДЗ-109Б |
ДЗ-35С |
ДЗ-118 |
ДЗ-59С; ДЗ-59ХЛ |
ДЗ- 124ХЛ |
ДЗ- 141ХЛ |
ДЗ- 159УХЛ |
Рыхлитель |
ДП-26С |
ДП-22С |
ДП- 9ВХЛ |
59ХЛ ДП-10С |
ДП- 29АХЛ |
ДЗ- 141ХЛ |
ДП- 35УХЛ |
|
Габариты, мм: длина ширина высота |
6400 |
6570 |
8350 |
9215 |
8740 |
9290 |
10305 |
11200 |
3220 |
4120 |
3640 |
4310 |
4730 |
4730 |
4800 |
6050 |
|
3087 |
3087 |
2825 |
3240 |
3450 |
4230 |
4295 |
4785 |
|
Масса, т |
17,8 |
17,9 |
27 |
42 |
52,8 |
50,5 |
59,5 |
90,1 |
Рис. 1 - Конструктивная схема навесного рыхлителя: 1 - наконечник зуба: 2 - стопорное устройство; 3 - стойка: 4 - поворотная скоба; 5 - тяга; 6 - рабочая рама: 7 - гидроцилиндр привода; -V - опорный кронштейн: 9 - болты крепления на базовом тракторе: 10 – тягач
Рис. 2 - Параметры рыхления при заглублении прямого наконечника
Толщина стоек рыхлителя должна быть минимальной при достаточной прочности. У рыхлителей она составляет 60-100 мм.
Длина стоек должна быть на 250 - 300 мм больше максимального заглубления зуба рыхлителя, что обеспечивает беспрепятственный проход рамы рыхлителя над разрыхленной породой.
Вынос стоек относительно гусениц тягача L>c> = (1,5-2)h>3>, где h>з> - максимальное заглубление зуба рыхлителя.
Механическое рыхление пород осуществляется при движении тягача с заглубленным зубом. При создании значительных усилий на режущей кромке зуба происходит отрыв кусков породы от массива и разрушение породы в пределах трапециевидной прорези (рис. 3). Разрушение породы происходит в результате развития в ней сложного напряженного состояния. В разных частях прорези разрушение идет разными путями. Порода разрушается преимущественно путем сжатия и сдвига перед лобовой гранью зуба, отрыва и сдвига - в боковых расширениях прорези и среза - у боковых ребер зуба возле режущей кромки. Кроме того, затупленной режущей кромкой или изношенным наконечником осуществляется смятие породы.
Рис. 3 - Сечения одиночных борозд рыхления: а, б - соответственно фактическое и теоретическое для монолитного массива; в, г – соответственно фактическое и теоретическое для трещиноватого массива.
Удельное сопротивление породы разрушению при рыхлении K ' изменяется в зависимости от свойств породы и формы наконечника. Его значение близко к пределу сопротивления пород растяжению, т.е. К' = (1,3- 1,5)σ>р>, что свидетельствует о том, что данный способ разрушения наименее энергоемкий.
При рыхлении монолитного массива в нижней его части образуется щель (рис. 4), ширина которой соответствует ширине применяемого наконечника, а глубина составляет 15-20 % от заглубления зуба. Угол наклона боковых стенок борозды α изменяется в зависимости от состояния рыхлимого массива в пределах 30 - 80°. При рыхлении сложнотрещиноватого массива (см. рис. 4) разрушение происходит по плоскостям ослабления его трещинами. Внедрение зуба в массив при этом сопровождается интенсивным разрушением стенок по всей глубине борозды.
Рыхление массива производится параллельными смежными проходами рыхлителя. Расстояние между двумя смежными проходами С>с.п> выбирается из условия обеспечения требуемой кусковатости и глубины рыхления массива. При параллельных проходах рыхлителя между двумя смежными бороздами в нижней части последних образуются целики, которые затрудняют выемку породы на полную глубину внедрения (см. рис. 4). Поэтому глубина эффективного рыхления массива h>э> меньше заглубления зуба h>з>. Разрушение целиков может производиться перекрестными проходами рыхлителя, перпендикулярными (диагональными) к первоначальным (параллельным смежным) проходам.
Рис. 4 - Сечения борозд рыхления при параллельных проходах рыхлителя: α – в монолитном массиве; б - в трещиноватом массиве; 1 - целики
Расчёт параметров механического рыхления
Эффективность рыхления горных пород зависит от тяговых характеристик трактора, параметров рыхлителя, физико-механических свойств пород и структуры массива. Существенное влияние на производительность рыхлителя оказывают глубина погружения зуба и скорость движения рыхлителя. Эти параметры не могут приниматься произвольно, а должны рассчитываться по тяговой характеристики тяговой машины с учётом свойств рыхлимых пород.
Область применения и эффективность механического рыхления определяются степенью рыхлимости массива. Быстрое и сравнительно недорогостоящее получение необходимой информации о свойствах разрабатываемого массива дают сейсмоакустические методы исследований, основанные на изучении характера распространения упругих колебаний в массиве. Установлено, что скорость распространения упругих волн достаточно полно коррелируется с прочностью и трещиноватостью массива и может служить в качестве обобщенного показателя, учитывающего изменение этих факторов. С увеличением прочности породы скорость распространения упругих волн увеличивается, а с увеличением трещиноватости - уменьшается. Скорость распространения упругих волн в массиве горных пород и в образцах существенно различается. Это различие обусловлено структурой массива, и, прежде всего, трещиноватостью. Учитывать структурную характеристику массива рекомендуется через параметр, называемый акустическим показателем:
где υ>с> – скорость распространения продольных упругих волн в массиве, м/с;
υ>у> – скорость распространения продольных упругих волн в монолитном образце рыхлимой породы, м/с.
По величине акустического показателя и тягового класса трактора оптимальное заглубление зуба можно определить по предлагаемой номограмме (рис. 5) [1].
Породы вскрыши Зашуланского каменноугольного месторождения представлены четвертичными отложениями, включающими в себя почвенно-растительный слой мощностью от 0,2 до 0,6 м, суглинками мощностью от 15 до 18 метров, песчано-галечниковыми образованиями мощностью от 0,5 до 15 метров и коренными породами, состоящих из аргиллитов и алевролитов. Удельный вес вскрышных пород составляет 2,2 т/м3. Согласно геологического отчёта породы вскрыши в талом состоянии хорошо поддаются прямой экскавации и не требуют предварительного рыхления. Породы вскрыши находящиеся в мёрзлом состоянии и уголь могут разрабатываться только после предварительного рыхления. Коэффициент крепости мёрзлых пород находится в пределах 3-5 и данные породы можно отнести к классу средне- и труднорыхлимых, характеризуемых скоростью распространения продольных упругих волн в массиве в среднем 3000 м/с при акустическом показателе 0,4.
С целью оптимизации параметров подготовки пород к выемке механическим рыхлением рассмотрим три типоразмера бульдозерно-рыхлительных агрегатов различного тягового класса, в том числе ДЗ-35С (150 кН), ДЗ-94С (250 кН), ДЗ-141ХЛ (350 кН). Характеристики базовых тракторов приведены в таблице 1.
По данным номограммы величина заглубления зуба рыхлителя соответственно будет составлять 0,35; 0,51; 0,69 м.
Рис. 5 - Номограмма для определения возможного заглубления h>з> зуба рыхлителя в зависимости от акустических характеристик массива υ>у> и R, мощности тягача N и силы тяги F рыхлителя: 1,2,3,4 - при значениях υ>у> соответственно 1000, 2000, 3000 и 4000 м/с
Выполним расчёт основных параметров рыхления для бульдозера-рыхлителя ДЗ-35С.
Определим ширину прорези понизу
в = К>з>× в>з>, м;
где в>з> – ширина коронки, м;
К>з> – (1 - 1,1) – коэффициент
в = 1,05×0,086 =0,09 м.
Определим ширину прорези поверху
В= в+2×К>т>×h>з>×ctgα, м;
где К>т> = 0,85 коэффициент трещиноватости;
α=500 – угол наклона стенок прорези;
h>з> – возможное заглубление зуба рыхлителя, м.
В=0,09+2×0,85×0,35×ctg50=0,59 м.
Определим глубину эффективного рыхления
h>э>=0,6 × h>з>, м;
h>э>=0,6 × 0,35 = 0,21 м.
Определим расстояние между соседними проходами рыхлителя
С=в+[(h>з>-h>э>)×2ctgα]×К>т>, м;
С=0,09+[(0,35-0,21)×2ctg50]×0,85=0,29 м;
Для других бульдозеров-рыхлителей расчёт параметров механического рыхления выполнен аналогично, результаты расчётов приведены в таблице 3.
Расчёт параметров механического рыхления
Таблица 3
Наименование показателя |
ед. изм |
Тип бульдозерно-рыхлительного агрегата |
||
ДЗ-35С (150 кН) |
ДЗ-94С (250 кН) |
ДЗ-141ХЛ (350 кН) |
||
Ширина прорези понизу, (в) |
м |
0,09 |
0,12 |
0,13 |
Ширина прорези поверху, (В) |
м |
0,59 |
0,85 |
1,11 |
Глубина эффективного рыхления, (h>э>) |
м |
0,21 |
0,31 |
0,41 |
Расстояние между проходами рыхлителя, (С) |
м |
0,29 |
0,40 |
0,53 |
Технология отработки уступа
Необходимость разработки уступов слоями небольшой мощности и, как следствие этого, незначительная высота забоя погрузочного механизма несколько ограничивают область применения рыхлителей и оказывают существенное влияние на выбор рациональных средств комплексной механизации и технологии добычных работ. С одной стороны, незначительная высота забоя затрудняет непосредственную выемку разрыхленной горной массы механическими лопатами, так как для производительной их работы в данном случае требуется предварительное ее штабелирование. С другой стороны, механическое рыхление, обеспечивая высокое качество подготовки скальных и полускальных пород, позволяет повысить эффективность работы и расширить область применения таких выемочно-погрузочных механизмов, как скреперы, бульдозеры, одноковшовые погрузчики, многочерпаковые и роторные экскаваторы, погрузочные машины непрерывного действия и др.
Рыхление массива навесными рыхлителями можно вести горизонтальными или наклонными слоями. При работе горизонтальными слоями по мере рыхления и погрузки породы высота уступа в зоне погрузки постоянно уменьшается, что приводит к снижению производительности экскаватора и требует дополнительных объёмов бульдозерных работ. Поэтому наиболее рациональной при рыхлении горизонтальными слоями является подъуступная схема, при которой разрыхленная порода сталкивается бульдозером по выположенному откосу на подошву уступа, где и производится её погрузка в транспортные средства (рис 6).
При рыхлении наклонными слоями откос уступа выполаживается до 20-25о, что позволяет значительно увеличить производительность рыхлителей и бульдозеров.
Объём готовых к выемке запасов (V>з>) в зимний период должен соответствовать 7-10 дневной производительности выемочно-погрузочной машины. Для условий Зашуланского разреза, при суточной производительности экскаватора 3900 м3/сут, этот объём будет составлять 39 тыс.м3. Параметры блока определяются исходя из высоты уступа, ширины заходки и нормативного объёма готовых к выемке запасов. В соответствие с этим, размеры блока принимаются равными: высота (H>у>) – 10 м; ширина (B) – 27 м; длина (L) - м.
Рис. 6 - Схема производства добычных работ с применением рыхлителей: а - разработка уступа наклонными слоями; б - разработка уступа горизонтальными слоями с нормальным откосом уступа; в - то же, с выположенным откосом; 1 - экскаватор; 2 – бульдозер; 3 - погрузчик
Для рыхления мёрзлых откосов уступов необходимо провести их выполаживание до угла 20о. Рыхление верхней площадки уступа производится поперечными ходами с предварительным созданием вдоль фронта работ зоны ослабления мёрзлого массива, которая выполняется заездами рыхлителя продольными параллельными полосами и служит для снижения усилия при заглублении зуба. Рыхление откосов осуществляется в направлении уклона по мере понижения уступа. Разрыхленная порода очередного слоя бульдозером транспортируется к забою экскаватора. На работах по рыхления и транспортированию пород применяем бульдозерно-рыхлительный агрегат. Схема ведения работ приведена на рисунке 7.
Расчёт производительности рыхлителя
Выполним расчёт производительности бульдозерно-рыхлительного агрегата ДЗ-35С.
Определим время на рыхление мёрзлых пород в пределах одного заезда
, мин;
где t>з>, t>в> – время заглубления и выглубления зуба рыхлителя, мин (принимается равным соответственно 0,15 и 0,1);
t>р> – время рыхления пород в пределах одного заезда, мин:
,мин;
где В – ширина верхней площадки уступа, м;
H>у> – высота уступа, м;
α – угол откоса уступа, град;
υ>р> – скорость движения рыхлителя, м/мин;
мин.
мин.
Рассчитаем время заезда рыхлителя на новую борозду
, мин;
где t>м>, t>п> – время на маневры рыхлителя и переключение передач, мин, соответственно принимаются равными 0,3 и 0,15 мин;
t>д> – время движения холостым ходом, мин
, мин;
где υ>ХХ> – скорость движения рыхлителя на холостом ходу, м/мин;
мин.
мин.
Определим часовую производительность рыхлителя
, м3/час;
где k>и> – коэффициент использования рыхлителя в течение смены.
м3/час;
В пределах подготавливаемого блока объём рыхления мёрзлых пород равен
,м3;
где H>м> – мощность слоя мёрзлых пород, м.
тыс.м3.
Определим время необходимое для рыхления мёрзлых пород в блоке
ч.
Расчёт производительности бульдозера
Определим время цикла бульдозера
где L>н> – расстояние набора породы бульдозером, м;
L>г> – расстояние на которое перемещается порода, м;
υ>н> – скорость движения бульдозера при наборе породы, м/с;
υ>г> и υ>п> – установленная скорость хода соответственно гружёного и порожнего бульдозера, м/с;
t>п> – время на переключение скорости, с.
с.
Определим объём призмы волочения перемещаемой бульдозером
где h>о> и l – соответственно высота и длинна отвала бульдозера, м;
a – угол откоса развала, град.
м3.
Определим часовую производительность бульдозера по формуле
где Т>ц> – время цикла бульдозера, с;
V – объём призмы волочения, м3;
k>в> – коэффициент использования машины во времени в смену;
k>р> – коэффициент разрыхления породы.
м3/час.
Определим время необходимое для перемещения мёрзлых пород в блоке
ч.
Время необходимое для подготовки пород к выемке в границах рассматриваемого блока составит
ч.
Для других бульдозеров-рыхлителей расчёт производительности выполнен аналогично, результаты расчётов приведены в таблице 4.
Расчёт производительности бульдозеров-рыхлителей
Таблица 4
Наименование показателя |
ед. изм |
Тип бульдозерно-рыхлительного агрегата |
||
ДЗ-35С (150 кН) |
ДЗ-94С (250 кН) |
ДЗ-141ХЛ (350 кН) |
||
Рыхление блока |
||||
T>рз> |
мин |
1,71 |
1,57 |
1,16 |
t>р> |
мин |
1,46 |
1,32 |
0,91 |
T>ХХ> |
мин |
1,62 |
1,51 |
1,18 |
t>д> |
мин |
1,17 |
1,05 |
0,73 |
Q>р> |
м3/ч |
59,8 |
131,6 |
303,5 |
V>р> |
м3 |
29 400 |
||
T>бр> |
ч |
492 |
223,4 |
96,7 |
Сталкивание пород |
||||
T>ц> |
с |
449 |
336 |
285,6 |
V |
м3 |
6,9 |
12,5 |
16,7 |
Q>б> |
м3/ч |
31,9 |
77,2 |
121,4 |
T>бб> |
ч |
921,6 |
380,1 |
242,2 |
Т>П> |
ч |
1413,6 |
603,5 |
338,9 |
Расчёт затрат на механическое рыхление пород
Затраты на механическое рыхление мёрзлых пород выполним на основании расчёта стоимости одного машино-часа работы бульдозера. В общем случае в данном расчёте рассматриваются следующие статьи затрат:
- оплата труда (З>ОТ>);
- амортизация (А);
- стоимость ГСМ (З>ГСМ>);
- затраты на текущий ремонт (З>ТР>);
- стоимость запасных частей (З>ЗЧ>);
- стоимость малоценных предметов (З>МЛ>);
- прочие неучтённые затраты (З>ПР>), т.е.
, руб/ч
Базовую часовую ставку (С>Б>) оплаты труда машиниста бульдозера назначаем в зависимости от мощности и производительности оборудования для принятых типоразмеров соответственно 68,2; 85,2; 102,3 руб. Определим часовую ставку оплаты труда машиниста бульдозера с учётом дополнительных выплат:
- районный коэффициент (к>Р> = 1,2);
- надбавка за выслугу лет (к>л> = 1,3);
- дополнительные выплаты за работу в ночное время и праздничные дни (к>Д> = 1,4);
- стимулирующая надбавка за выполнение плановых объёмов работ (к>П> = 1,4);
- единый социальный налог (к>с> = 1,268)
;
руб/ч.
Амортизационные отчисления рассчитаем исходя из нормативного срока окупаемости оборудования (T>ОК> = 7 лет) и годовой наработке бульдозерно-рыхлительного агрегата (Т>Н> = 4320 ч), при балансовой стоимости машин (Ц>Б>) соответственно 4,2; 9,0; 11,9 млн.р.
руб/час.
Стоимость дизельного топлива (Ц>ДТ>) при цене за 1 килограмм 29,4 руб определим из нормативного удельного расхода топлива (g>УД>)отечественными бульдозерами 3,24 грамма на 1 кВт мощности двигателя (N) в минуту. Расходы на моторное, трансмиссионное и гидравлическое масла и густые смазочные материалы принимаем в размере 20% от затрат на дизельное топливо, что учтём через коэффициент дополнительных затрат (к>ДЗ> = 1,2).
руб/ч.
Затраты на текущий ремонт для гусеничной техники в среднем составляют 20% от величины амортизационных отчислений, т.е
руб/ч.
Стоимость запасных частей в среднем составляет 30% от величины затрат на текущий ремонт оборудования, т.е
руб/ч.
Стоимость малоценных предметов принимается в размере 10% от величины затрат на текущий ремонт оборудования, т.е
руб/ч.
Величина неучтённых затрат принимается в размере 20% от суммы затрат на эксплуатацию оборудования
руб/ч.
Определим сумму затрат на рыхление мёрзлых пород бульдозером-рыхлителем ДЗ-35С
руб/ч