Техническое нивелирование железнодорожной трассы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования.
"Петербургский государственный университет путей сообщения министерства путей сообщения Российской Федерации"
(ПГУПС)
Кафедра "Инженерная геодезия"
Контрольная работа
По дисциплине "Инженерная геодезия"
Техническое нивелирование железнодорожной трассы
Выполнил: студент III курса,
Шифр 08 - СЖДц - 602
Бобров Евгений Викторович
Проверил:
Санкт - Петербург 2010.
Задание:
В журнале нивелирования вычислить превышения, используя отсчёты по чёрным и красным сторонам реек, вычислить средние превышения и отметки связующих точек, выполнить постраничный контроль.
Определить невязку нивелирного хода и уровнять его. Вычислить отметки горизонта инструмента для станций, имеющих промежуточные точки и по ним найти отметки этих точек.
Вычислить элементы железнодорожной кривой и пикетажные значения главных её точек.
Построить продольный профиль оси железнодорожной трассы, используя отметки земли из журнала нивелирования. Нанести на него проектную линию, вычислить проектные отметки бровки земляного полотна и рабочие отметки. Нанести на продольный профиль железнодорожную кривую и подписать её численные характеристики.
Нарисовать схему железнодорожной кривой.
Исходные данные:
Из таблицы 2.1 по первой букве фамилии и последней цифре шифра выбираем индивидуальные исходные данные (Бобров Е.В.08-СЖДц-602):
Отметки начального и конечного реперов Н>Рп16>=22,775м., Н>Рп37>=24,387м.
Номера начального и конечного пикетов трассы ПК>нач>=ПК1, ПК>кон>=ПК11;
Угол поворота трассы У = 12°26′ поворот влево;
Радиус кривой R =1200 м.;
Длина переходной кривой l = 120 м.;
Пикетажное положение вершины угла поворота ПК>ву> = 6 + 15, 20;
Дирекционный угол начального направления трассы α>нач> = 48°05′;
Поперечник на ПК16.
Журнал технического нивелирования
Номера станций |
Номера точек |
Отсчёты по рейкам, мм. |
Превышения, мм. |
Средние превышения, мм. |
Отметки горизонта инструмента, м. |
Отметки, м. |
Примечания |
|||||
Задние |
Передние |
Проме-жуточные |
+ |
- |
+ |
- |
Вычис-ленные |
Уравнен-ные |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Рп16ПК1 |
05865369 |
20056790 |
14191421 |
1420 |
22,775+321,355 |
22,77521,358 |
Рп16ПК1 |
||||
2 |
ПК1ПК2 |
06525432 |
27887572 |
21362140 |
2138 |
+619,217 |
19,223 |
ПК1ПК2 |
||||
3 |
ПК2ПК3 |
05155298 |
28787661 |
23632363 |
2363 |
+916,854 |
16,863 |
ПК2ПК3 |
||||
4 |
ПК3ПК4 |
09515735 |
27267507 |
17751772 |
1774 |
+1215,081 |
15,092 |
ПК3ПК4 |
||||
5 |
ПК4+75ПК5 |
17496532 |
14366219 |
0518 |
313313 |
313 |
16,841 |
+1515,384 |
16,32315,408 |
ПК4+75ПК5 |
||
6 |
ПК5ПК6 |
27607543 |
05735355 |
21872188 |
2188 |
+1817,581 |
17,599 |
ПК5ПК6 |
||||
Постраничный контроль |
43122 |
53510 |
5001 |
15389 |
2501 |
7695 |
17,581 - 22,775 = - 5, 194 |
|||||
-5194 |
-5194 |
-5194 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
7 |
ПК6 +65 ПК7 |
2653 7436 |
1011 5796 |
2890 |
1642 1640 |
1641 |
20,252 |
+21 19,222 |
17,599 17,362 19,243 |
ПК6 ПК7 |
||
8 |
ПК7 +40 ПК8 |
2780 7562 |
0390 5171 |
0632 |
2390 2391 |
2391 |
22,023 |
+24 21,613 |
21,391 21,637 |
ПК7 ПК8 |
||
9 |
ПК8 ПК9 |
2688 7469 |
0743 5526 |
1945 1943 |
1944 |
+27 23,557 |
23,584 |
ПК8 ПК9 |
||||
10 |
ПК9 +60 ПК10 |
1693 6477 |
1320 6103 |
2704 |
373 374 |
374 |
25,277 |
+30 23,930 |
22,573 23,961 |
ПК9 +60 ПК10 |
||
11 |
ПК10 ПК11 |
1935 6717 |
1403 6185 |
532 532 |
532 |
+33 23,462 |
24,496 |
ПК10 ПК11 |
||||
12 |
ПК11 Рп37 |
1775 6558 |
1886 6670 |
111 112 |
112 |
+36 24,351 |
24,387 |
ПК11 Рп37 |
||||
Постраничный контроль |
55743 |
42204 |
13762 |
223 |
6881 |
112 |
24,351-19,222 = |
Постраничный контроль |
||||
6770 |
6770 |
6770 |
6770 |
|||||||||
Общий контроль |
98865 |
95714 |
18763 |
15612 |
9382 |
7806 |
22,775-24,351 = 1,576 |
Общий контроль |
||||
1576 |
1576 |
1576 |
Обработка журнала технического нивелирования трассы
Вычисление превышений между связующими точками [6], [7]:
h>ч> = a>ч> - b>ч>; h>кр> = a>кр> - b>кр>,
где а>ч,> а>кр> - отсчёты по чёрной и красной сторонам задней рейки;
b>ч,> b>кр> - отсчёты по чёрной и красной сторонам передней рейки.
1.0586 - 2005 = - 1419
2.5369 - 6790 = - 1421
3.0652 - 2788 = - 2136
4.5432 - 7572 = - 2140
5.0515 - 2878 = - 2363
6.5298 - 7661 = - 2363
7.0951 - 2726 = - 1775
8.5735 - 7507 = - 1772
9.1749 - 1436 = 0313
10.6532 - 6219 = 0313
11.2760 - 0573 = 2187
12.7543 - 5355 = 2188
13.2653 - 1011 = 1642
14.7436 - 5796 = 1640
15.2780 - 0390 = 2390
16.7562 - 5171 = 2391
17.2688 - 0743 = 1945
18.7469 - 5526 = 1943
19.1693 - 1320 = 0373
20.6477 - 6103 = 0374
21.1935 - 1403 = 0532
22.6717 - 6185 = 0532
23.1775 - 1886 = - 0111
24.6558 - 6670 = - 0112
Из превышений h>ч >и h>кр> вычисляем средние превышения h>ср> [8], [9]:
h>ср>= (h>ч> + h>кр>) /2
1. (-1419 + (-1421)) /2 = - 1420
2. (-2136 + (-2140)) /2 = - 2138
3. (-2363 + (-2363)) /2 = - 2363
4. (-1775 + (-1772)) /2 = - 1774
5. (0313 +0313) /2 = 0313
6. (2187 +2188) /2 = 2188
7. (1642 +1640) /2 = 1641
8. (2390 +2391) /2 = 2391
9. (1642 +1640) /2 = 1641
10. (1945 +1943) /2 = 1944
11. (373 +374) /2 = 374
12. (-111 + (-112)) /2 = - 112
Вычисляем последовательно отметки связующих точек [11]:
H>i> = H>i-1> + h>ср>,
где H>i> - отметка последующей связующей точки;
H>i-1> - отметка предыдущей связующей точки;
h>ср> - среднее превышение между связующими точками, м.
1.22,775 + (-1,420) = 21,355
2.21,355 + (-2,138) = 19,217
3.19,217 + (-2,363) = 16,854
4.16,854 + (-1,774) = 15,080
5.15,080 + 0,313 = 15,393
6.15,393 + 2,188 = 17,581
7.17,581 + 1,641 = 19,222
8.19,222 + 2,391 = 21,613
9.21,613 + 1,944 = 23,557
10.23,557 + 0,374 = 23,931
11.23,931 + 0,532 = 24,463
12.24,463 + (-0,112) = 24,351
Приступаем к постраничному контролю вычислений, используя формулу:
(∑а - ∑b) /2 = ∑h/2 ∑h>ср> = Н>к> - Н>н>,
где ∑а - сумма всех задних отсчётов [3];
∑b - сумма всех передних отсчётов [4];
∑h - алгебраическая сумма вычисленных превышений [6], [7];
∑h>ср> - сумма всех средних превышений [8], [9];
Н>к>, Н>н>, - отметки конечной и начальной точек на данной странице журнала [11]. Первая страница:
(43122 - 53510) /2 = (5001 - (-15389)) /2 ≡ 2501 + (-7695) = 17,581 - 22,775 = - 5194 мм = - 5194 мм - 5194 мм = - 5, 194 м;
Вторая страница:
(55743 - 42204) /2 = (13762 + (-223)) /2 6882 + (-112) = 24,351 - 17,581 = 6770 мм = 6770 мм 6770 мм = 6,770 м;
Определяем невязку нивелирного хода:
f>h> = H>Рп кон> выч - H>Рп кон> исх,
где H>Рп кон> выч - отметка конечного репера, полученная из вычислений;
H>Рп кон> исх - исходная отметка этого репера [12] (из исходных данных);
f>h> = ∑h>ср> - (H>Рп кон >исх - H>Рп нач> исх),
где ∑h>ср> - сумма средних превышений по всему ходу,
H>Рп нач> исх - исходная отметка начального репера.
f>h> = ∑h>ср> - (H>Рп кон >исх - H>Рп нач> исх) = 1,576 - (24,387 - 22,775)
= - 0,036,H>Рп кон> выч = H>Рп кон> исх + f>h> = - 0,036 + 24,387 = 24,351 м
Сравниваем фактическую невязку нивелирного хода с допустимой невязкой, мм, │f>h>│ ≤ f>h доп> = 50√L, где L - длина хода км.
│f>h>│ = │-36мм│ < f>h доп> = 50√1 = 50мм,
Вычисляем поправки в отметки связующих точек:
δH>i> = - (f>h>/n),
где n - число станций в нивелирном ходе,
i - порядковый номер станции.
δH>1 (ПК1) >= - (-36/12) ·1 = +3 мм; δH>2 (ПК2) >= - (-36/12) ·2 = +6 мм;
δH>3 (ПК3) >= - (-36/12) ·3 = +9 мм; δH>4 (ПК4) >= - (-36/12) ·4 = +12 мм;
δH>5 (ПК5) >= - (-36/12) ·5 = +15 мм; δH>6 (ПК6) >= - (-36/12) ·6 = +18 мм;
δH>7 (ПК7) >= - (-36/12) ·7 = +21 мм; δH>8 (ПК8) >= - (-36/12) ·8 = +24 мм;
δH>9 (ПК9) >= - (-36/12) ·9 = +27 мм; δH>10 (ПК10) >= - (-36/12) ·10 = +30 мм;
δH>11 (ПК11) >= - (-36/12) ·11 = +33 мм;
δH>12 (ПК12) >= - (-36/12) ·12 = +36 мм.
Уравненные отметки точек:
H>i>урав = H>i>выч + δH>i>
Н>ПК1>уравн = 21,355 + 0,003 = 21,358 м;
Н>ПК2>уравн = 19,217 + 0,006 = 19,223 м;
Н>ПК3>уравн = 16,854 + 0,009 = 16,863 м;
Н>ПК4>уравн = 15,081 + 0,012 = 15,092 м;
Н>ПК5>уравн = 15,384 + 0,015 = 15,408 м;
Н>ПК6>уравн = 17,581 + 0,018 = 17,599 м;
Н>ПК7>уравн = 19,222 + 0,021 = 19,243 м;
Н>ПК8>уравн = 21,613 + 0,024 = 21,637 м;
Н>ПК9>уравн = 23,557 + 0,027 = 23,584 м;
Н>ПК10>уравн = 23,931 + 0,030 = 23,961 м;
Н>ПК11>уравн = 24,463 + 0,033 = 24,496 м;
Н>ПК12>уравн = 24,351 + 0,036 = 24,387 м;
Вычисляем отметки горизонта инструмента для всех станций, где есть промежуточные точки:
H>ГИ> = H>i>уравн + а>i>ч
И для контроля:
H>ГИ> = H>i+1>уравн + b>i+1>ч,
где H>i>уравн, H>i+1>уравн - уравненные отметки соответственно задней и передней точек на данной станции,
а>i>ч, b>i+1>ч - отсчёты на заднюю и переднюю точки по чёрным сторонам реек.
Результаты записываем в журнал [10].
Отметки промежуточных точек:
H>i> = H>ГИ> - С>i,>
где С>i - >отсчёт по рейке на промежуточной точке.
№5.H>ГИ> = H>4>уравн + а>4 >ч = 15,092 + 1,749 = 16,841 м.
Контроль: H>ГИ> = H>5>уравн + b>5>ч = 15,408 + 1,436 = 16,844 м.
Отметка промежуточной точки ПК4 + 75
H>ПК4+75> = H>ГИ - >С>ПК4+75> = 16,841 - 0,518 = 16,323 м.
№7.H>ГИ> = H>6>уравн + а>6 >ч = 17,599 + 2,653 = 20,252 м.
Контроль: H>ГИ> = H>7>уравн + b>7>ч = 19,243 + 1,011 = 20,254 м.
Отметка промежуточной точки ПК6 + 65
H>ПК6+65> = H>ГИ - >С>ПК6+65> = 20,252 - 2,890 = 17,362 м.
№8.H>ГИ> = H>7>уравн + а>7 >ч = 19,243 + 2,780 = 22,023 м.
Контроль: H>ГИ> = H>8>уравн + b>8>ч = 21,637 + 0,390 = 22,027 м.
Отметка промежуточной точки ПК7 + 40
H>ПК7+40> = H>ГИ - >С>ПК7+40> = 22,023 - 0,632 = 21,391 м.
№10.H>ГИ> = H>9>уравн + а>9 >ч = 23,584 + 1,693 = 25,277 м.
Контроль: H>ГИ> = H>10>уравн + b>10>ч = 23,961 + 1,320 = 25,281 м.
Отметка промежуточной точки ПК7 + 40
H>ПК9+60> = H>ГИ - >С>ПК9+60> = 25,277 - 2,704 = 22,573 м.
Расчёт железнодорожной кривой
Элементы круговой и переходной кривой рассчитывают по формулам:
T = R∙tg (У/2)
К = π∙R∙У˚/180˚
Б = R (sec (У/2) - 1)
Д = 2Т - К
m = ½ l (1 - l2/120R2)
p = l2/24R (1 - l2/112R2)
T>p> = p∙tg (У/2)
Б>р> = р∙sec (У/2)
Д>р> = 2Т>р> - 2 (0,5l - m)
Ведомость расчёта кривой (кривая (поворот влево))
Исходные данные:
Угол поворота трассы У = 12°26′ поворот влево;
Радиус кривой R =1200 м.;
Длина переходной кривой l = 120 м.;
Пикетажное положение вершины угла поворота ПК>ВУ> = 6+15, 20
Элементы кривых:
Круговой:
Т = 1200∙tg (12°26′/2) = 130,71 м,
K = 3.14∙1200∙12,4333°/180° = 260,40 м,
Д = 2∙130.71 - 260,4 = 1,02м,
Б = 1200 (sec (12°26′/2) - 1) = 7,098 м;
Переходной:
m= ½120· (1-1202/ (120·12002)) =60м, (сдвижка начала кривой по оси абсцисс)
Т>р> = p·tg (У/2) = 0,5·tg (12°26′/2) = 0,054 м,
Б>р> = p·sec (У/2) = 0,5·sec (12°26′/2) = 0,50 м,
Д>р> = 2Т>р> - 2 (0,5l - m) = 2·0,054 - 2· (0,5·120 - 60) = 0,108 м;
Сдвижка по оси ординат Т>с>:
p = 1202/ (24·1200) · (1 - 1202/ (112·12002)) = 0,50 м
*Полученные значения элементов кривой совпадают со значениями из таблиц для разбивки кривых на железных дорогах [Д.И. Власова, В.Н. Логинова (стр. 191)].
Суммированные значения Т>с>, К>с>, Д>с>, Б>с>:
Тангенс суммированный:
Т>с> = Т + Т>р> + m = 130,71 + 0,054 + 60 = 190,764 м
Длина железнодорожной кривой:
К>с> = К + l = 260,40 + 120 = 380,4 м
Домер суммированный:
Д>с> = Д + Д>р> = 1,02 + 0,108 = 1,128 м
Биссектриса суммированная:
Б>с> = Б + Б>р> = 7,098 + 0,50 = 7,598 м
Контроль:
2Т>с> - К>с> = Д>с>; 2·190,764 - 380,40 = 1,128 м
Вычисление пикетажного положения главных точек кривой:
ВУ |
ПК6 + 15, 20 |
-Т>с> |
1 90,764 |
НК |
4 + 24,436 |
+К>с> |
3 80,40 |
КК |
8 + 04,836 |
НК |
4 + 24,436 |
+К>с>/2 |
1 90, 20 |
СК |
6 + 14,636 |
Вычисление пикетажа. Контроль:
ВУ |
ПК6 + 15, 20 |
+Т>с> |
1 90,764 |
8 05,964 |
|
-Д>с> |
1,128 |
КК |
4 + 23,308 |
ВУ |
ПК6 + 15, 20 |
-Д>с>/2 |
0,564 |
СК |
6 + 14,636 |
Вычисление пикетажа:
ПК>нк> = ПК>ву> - Т>с> = 615,20 - 190,764 = 424,436 м
ПК>кк> = ПК>нк> + К>с> = 424,436 + 380,40 = 804,836 м
ПК>ск> = ПК>нк> + К>с>/2 = 424,436 +190,20 = 614,636 м
Контроль:
ПК>нк> = ПК>ву> + Т>с> = 615,20 + 190,764 = 805,964 м
ПК>кк> = ПК>нк> - Д>с> = 424,436 - 1,128 = 423,308 м
ПК>ск> = ВУ + Д>с>/2 = 615,20 - 0,564 = 614,636 м
Вычисление уклонов каждого участка проектной линии:
i = h/d,
где h - превышение между конечными точками этого участка, отсчитываемое по шкале высот; d - длина участка проектной линии.
i>I> = h>I>/d>I> = 3м/300м = - 0,01 = - 10 ‰, i>II> = h>II>/d>II> = 0м/300м = 0 ‰,
i>III> = h>III>/d>III> = 4,8м/400м = 0,012 = +12 ‰;
Проектные отметки бровки земляного полотна для всех пикетов и плюсовых точек трассы.
H′>i> = H′>i-1> + i + d,
где H′>i - >проектная отметка последующей точки трассы;
H′>i - 1> - проектная отметка предыдущей точки трассы;
i - уклон; d - горизонтальное расстояние между точками.
H′>ПК>>1> = 21,00 м; H′>ПК>>4> = H′>ПК>>1> + i·d = 21,00 - 0,01·300 = 18,00 м;
H′>ПК>>7> = 18,00 м; H′>ПК>>11> = H′>ПК>>7> + i·d = 18,00 + 0,012·400 = 22,80 м;
H′>ПК>>2> = H′>ПК>>1> + i·d = 21,00 - 0,01·100 = 20,00 м;
H′>ПК>>3> = H′>ПК>>2> + i·d = 20,00 - 0,01·100 = 19,00 м;
H′>ПК>>4> = H′>ПК>>2> + i·d = 19,00 - 0,01·100 = 18,00 м; => H′>ПК>>5,6,7> = 18,00 м;
H′>ПК>>6+65> = H′>ПК>>6> + i·d = 18,00 + 0,012·65 = 18,78 м;
H′>ПК>>7+40> = H′>ПК>>7> + i·d = 18,00 + 0,012·40 = 18,48 м
H′>ПК8> = H′>ПК7> + i·d = 18,00 + 0,012·100 = 19,20 м, или
H′>ПК>>8> = H′>ПК>>7+65> + i·d = 18,78 + 0,012·35 = 19,20 м;
H′>ПК>>9> = H′>ПК>>8> + i·d = 19,20 + 0,012·100 = 20,40 м;
H′>ПК>>9+60> = H′>ПК>>8> + i·d = 21,60 + 0,012·60 = 22,32 м;
H′>ПК>>10> = H′>ПК>>9> + i·d = 20,40 + 0,012·100 = 21,60 м;
H′>ПК11> = H′>ПК10> + i·d = 20,60 + 0,012·100 = 22,80 м;
Общий контроль:
Н'>кон> - Н'>нач> = ∑ i∙d = ∑ h = 22,80 - 21,00 = - 0,01∙300 + 0∙300 + 0,012∙400
1,8 м = 1,8 м
Рабочие отметки (высоты насыпей и глубины выемок):
НР>i> = Н'>I> - H>i>,
где Н'>I>, H>i> - проектная отметка и отметка земли в данной точке.
Н>ПК1> = 21,00 - 21,36 = - 0,64 м;
Н>ПК2> = 20,00 - 19,22 = 0,78 м;
Н>ПК3> = 19,00 - 16,86 = 2,14 м;
Н>ПК4> = 18,00 - 15,92 = 2,08 м;
Н>ПК4+75> = 18,00 - 16,32 = 1,68 м;
Н>ПК5> = 18,00 - 15,41 = 2,59 м;
Н>ПК6> = 18,00 - 17,60 = 0,40 м;
Н>ПК6+65> = 18,78 - 17,36 = 1,42 м;
Н>ПК7> = 18,00 - 19,24 = - 1,24 м;
Н>ПК7+40> = 18,48 - 21,39 = - 2,91 м;
Н>ПК8> = 19,20 - 21,64 = - 2,44 м;
Н>ПК9> = 20,40 - 23,58 = - 3,18 м;
Н>ПК9+60> = 22,32 - 22,57 = - 0,25 м;
Н>ПК10> = 21,60 - 23,96 = - 2,36 м;
Н>ПК11> = 22,80 - 24,50 = - 1,7 м;
Вычисление и контроль элементов участка трассы и профиля.
Направление |
α |
Контроль |
|
Углы поворота |
|||
У>прав> |
У>лев> |
||
α>н> |
48°05′ |
- |
|
±У>1> |
-12°26′ |
- |
12°26′ |
α>пр> |
35°39′ |
- |
|
±У>2> |
- |
||
α>к> |
35°39′ |
- |
∑У>прав> = - ∑У>лев> = 12°26′α>к> - α>н> = - 12°26′∑У>прав> - ∑У>лев> = - 12°26′
Проверка общей длины трассы.
Длины участков трассы, м |
|||
прямых |
кривых |
площадок |
уклонов |
424,436 |
380,4 |
300 |
300 |
195,164 |
400 |
||
∑>пр> = 619,60 |
∑>кр> =380,4 |
∑>пл> =300 |
∑>укл> =700 |
∑>пр> + ∑>кр> = 1000,00 м∑>пл> + ∑>укл> = 1000,00 м
Длина участка трассы: S>общ> = ПК>кон> - ПК>нач> = 1000,00 м
Проверка разности проектных отметок
Длина уклонов d, м |
Уклоны i, ‰ |
Превышения h, м |
Отметки Н, м |
||
+ |
- |
+ |
- |
||
300 |
0,01 |
3,00 |
|||
400 |
0,012 |
4,80 |
|||
Н>к>=22,80 |
|||||
Н>н>=21,00 |
|||||
∑ (+h) =4,80 |
∑ (-h) =3,00 |
Н>к> - Н>н>= =1,80 |
|||
∑h = 1,80 |