Центральный район. Московская железная дорога
Курсовая работа
по дисциплине: "Экономическая география транспорта"
Тема: "Центральный район. Московская железная дорога"
Санкт-Петербург2008
Содержание
Введение
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги
1.1 Особенности ЭГП Центрального района и его административно-территориальный состав
1.2 Характеристика населения Центрального района
1.3 Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района
1.4 Лесные и водные ресурсы Центрального района
1.5 Особенности энергетики Центрального района
1.6 Отрасли специализации Центрального района
1.7 Сельское хозяйство Центрального района
1.8 Развитие Центрального экономического района в перспективе
2. Характеристика транспортной сети района тяготения Московской железной дороги
2.1 Железнодорожный транспорт
2.1.1 Границы и общая характеристика Московской железной дороги
2.1.2 Влияние экономико-географических особенностей Центрального района на формирование и развитие железнодорожной сети
2.1.3 Особенности направлений и конфигурации железнодорожных линий
2.1.4 Техническая реконструкция транспорта
2.1.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением
2.1.6 Взаимодействие железной дороги с другими видами транспорта
2.1.7 Важнейшие транспортные узлы района
2.1.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта
2.2 Речной транспорт
2.2.1 География речных путей
2.2.2 Навигационные условия рек
2.2.3 Создание и реконструкция гидроузлов
2.2.4 Структура перевозок грузов на речном транспорте
2.2.5 Основные направления грузовых потоков
2.2.6 Взаимодействие речного транспорта с другими видами
2.2.7 Крупнейшие порты и перевалочные пункты
2.2.8 Перспективы развития речного транспорта
2.3 Автомобильный транспорт
2.3.1 Основные направления автомагистралей
2.3.2 Участки главных межрайонных магистралей РФ
2.3.3 Крупнейшие железнодорожно-автомобильные узлы
2.3.4 Перспективы развития автомобильного транспорта
2.4 Трубопроводный транспорт
2.4.1 Значение трубопроводного транспорта в экономике Центрального района
2.4.2 География газо- и нефтепроводов и их взаимодействие с другими видами транспорта
2.4.3 Перспективы развития трубопроводного транспорта
2.5. Воздушный транспорт
2.5.1 География важнейших внутренних и международных авиалиний
2.5.2 Перспективы развития воздушного транспорта
3. Расчёт густоты железнодорожной сети по областям и по району тяготения Московской железной дороги в целом
Литература
железный дорога воздушный автомобильный
Введение
В современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а эффективность производства обусловливается уровнем специализации и кооперации, едва ли ни наиболее важным элементом экономического развития становится адекватное состояние инфраструктуры, которая включает в том числе и транспортные сети.
Сегодня нередки случаи, когда поставщики и потребители отстоят на значительные расстояния от производителя продукции, в связи с чем в организации их взаимодействия важно использование транспорта, который, будучи своеобразной кровеносной системой экономики, обеспечивает их. Железнодорожный транспорт традиционно считается одним из основных, когда речь идёт о перевозке различных грузов, поскольку интенсивно используется как во внутренних, так и в международных перевозках из-за своей дешевизны и из-за более коротких по сравнению с морским сроков доставки.
Тем не менее, сегодня для России актуально развитие железнодорожного транспорта, который во многих регионах не обеспечивает необходимой интенсивности грузоперевозок. Это касается в том числе и такого развитого в этом отношении региона, как Центральный экономический регион, где многие субъекты характеризуются недостаточной густотой железных дорог. Цель данной работы – рассмотреть особенности развития железнодорожного транспорта в Центральном экономическом районе. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1) Дать общую экономико-географическую характеристику района;
Провести анализ транспортной системы района;
Рассчитать густоту железнодорожной сети района;
Составить карту и картосхему района.
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной дороги
1.1 Особенности ЭГП Центрального района и его административно-территориальный состав
Центральный экономический район Российской Федерации является историческим ядром страны. Расположенный компактно в самом центре Европейской России район оказался в узле всех транспортных путей, пересекающих его в различных направлениях. Удобство транспортно-географического положения и длительное историческое развитие способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России территориально-хозяйственного комплекса, который стал основной экономической опорой государства.
В структуру района входят следующие субъекты Федерации:
Брянская область,
Владимирская область,
Ивановская область,
Калужская область,
Костромская область,
Московская область,
Орловская область,
Рязанская область,
Смоленская область,
Тверская область,
Тульская область,
Ярославская область,
Г.Москва.
Крупнейшим городом, расположенным в районе, является Москва. Являясь крупнейшим индустриальным узлом, Москва одновременно выступает важнейшим центром подготовки высококвалифицированных специалистов, городом науки и техники, торгово-финансовой деятельности, культуры и искусства. Здесь размещаются правления многих крупных банков и фирм, представительства иностранных компаний.
Остальные города, являющиеся центрами субъектов Федерации, не являются крупными.
1.2 Характеристика населения Центрального района
Численность населения в Центральном районе РФ на сегодняшний день имеет тенденцию к снижению, что проиллюстрировано следующим графиком.
Рисунок 1. Численность населения Центрального экономического района РФ
При этом важно, что 84,8% населения района проживает в городах, что свидетельствует о высоком уровне урбанизации района и является хорошим качественным показателем. Этнический состав населения достаточно однороден, так как около 94% населения составляют русские. Плотность населения разнится: является очень высокой в Москве и невысокой в таких субъектах, как Костромская, Смоленская и Тверская области.
Таблица 1. Плотность населения в Центральном экономическом районе РФ
Административно-территориальная единица |
Территория, кв.км |
Численность населения, чел. |
В том числе население |
Плотность населения, тыс.чел. На 1 кв.км |
|
Городское |
Сельское |
||||
Москва |
1009 |
10470318 |
10470318 |
10380,0 |
|
Брянская область |
34893 |
1308479 |
895719 |
412760 |
37,5 |
Владимирская область |
28990 |
1449475 |
1126621 |
322854 |
50,0 |
Ивановская область |
21421 |
1079605 |
872304 |
207301 |
50,4 |
Калужская область |
29841 |
1005648 |
765759 |
239889 |
33,7 |
Костромская область |
60090 |
697043 |
476738 |
220305 |
11,6 |
Московская область |
45798 |
6672773 |
5367339 |
1305434 |
145,7 |
Орловская область |
24104 |
821934 |
528461 |
293473 |
34,1 |
Рязанская область |
39610 |
1164530 |
817322 |
347208 |
29,4 |
Смоленская область |
49408 |
983227 |
703548 |
279679 |
19,9 |
Тверская область |
84118 |
1379542 |
1021737 |
357805 |
16,4 |
Тульская область |
25677 |
1566295 |
1253521 |
312774 |
61,0 |
Ярославская область |
36427 |
1315005 |
1074700 |
240305 |
36,1 |
ИТОГО по району |
481385 |
29913874 |
25374087 |
4539787 |
62,1 |
1.3 Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района
Природно-ресурсный потенциал Центрального экономического района скромен и несопоставим с экономической мощью. Климат умеренно континентальный с относительно мягкой зимой и тёплым летним периодом. Большая часть района принадлежит бассейну Волги и находится в основном в лесной зоне (хвойно-широколиственные леса), и только южные окраины (в Тульской и Рязанской областях) заходят в лесостепную зону.
Минерально-сырьевые ресурсы представлены залежами бурых углей Подмосковного бассейна, торфа, фосфоритов (Московская обл.), железных руд (Тульская область), а также известняков, огнеупорных и кирпичных глин, строительных, стекольных и формовочных песков. Однако данные минеральные и топливные ресурсы имеют исключительно местное значение.
Почвенные ресурсы района достаточно бедны: исключение в данном смысле представляют только плодородные серые лесные почвы и чернозёмы на юге территории района.
Климатические ресурсы позволяют возделывать большую часть зерновых, картофель, овощи, кормовые травы, лён.
Отдельного внимания заслуживают рекреационные ресурсы района – живописные ландшафты среднерусской полосы.
1.4 Лесные и водные ресурсы Центрального района
Поверхностные водные источники района представлены разветвленной речной сетью, относящейся к бассейнам Каспийского, Черного и Балтийского морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района — Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет особенно крупных водостоков — все значительные реки протекают здесь своими верховьями, набирая полную силу уже за пределами района. Судоходные реки — Волга, Ока, Москва. Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения. Озера многочисленны, но не велики. Северная половина района отличается значительной заболоченностью. Почти повсеместно здесь встречаются тысячи больших и малых болот.
Учитывая плотность населения и давность освоения территорий Центрального экономического района, сегодня нельзя говорить о значительных лесных ресурсах: на обширных пространствах леса вырублены и заменены пашнями и лугами. Поскольку в результате рубок и других видов воздействия человека состав лесов сильно изменился, в Центральном экономическом районе преобладают вторичные леса, образовавшиеся на месте коренных хвойных, хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. Очень много лесов погибло во время Великой отечественной войны, так что на западе Центра сейчас много молодых рощ и перелесков. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольшей лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области. Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Некондиционное лесное местное сырье и отходы используются слабо. Покрытая лесом площадь Центрального экономического района составляет 40% его территории, или менее 2% государственного лесного фонда России. Костромская область относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области — к зоне малолесных районов. Почти 2/5 лесопокрытой площади района имеет главным образом водоохранное, защитное и рекреационное значение.
1.5 Особенности энергетики Центрального района
Развитое электроэнергетическое хозяйство обеспечивает Центральному району первое место в России по производству электроэнергии. Её вырабатывают в подавляющей массе крупные тепловые станции (Черепетская, Щекинская, Тверская, Костромская, Конаковская и т.д.), работающие на местном угле или торфе, а также на газе и мазуте.
Важным источником энергии являются гидроэлектростанции, построенные на Волге и канале им.Москвы. Крупнейшей является Рыбинская ГЭС с установленной мощностью в 330 тыс.квт.
Среди АЭС можно выделить Тверскую и Смоленскую, после ввода которых энергоснабжение района значительно улучшилось.
1.6 Отрасли специализации Центрального района
Промышленность района представлена многоотраслевой обрабатывающей индустрией. В её структуре резко выделяются машиностроение и лёгкая промышленность, а также химическая промышленность, которая, тем не менее, в последнее время теряет своё значение в рамках страны.
Промышленность не отличается материало- и энергоёмкостью производства, так как работает преимущественно на привозном сырье, полуфабрикатах и топливе.
Первой по значению отраслью является машиностроение. В сложнейшей структуре этого комплекса выделяются станкостроение, приборостроение, электронное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность, автомобилестроение, производство тепловозов, вагонов, сельскохозяйственной техники. Одной из важнейших причин развития мощного и диверсифицированного машиностроения стало наличие кадров с высокой научной и профессиональной подготовкой, наличие многих научно-технических и проектных организаций.
Среди центров машиностроения выделяются, естественно, Москва, а также Ярославль, Тула, Тверь, Брянск, Иваново, Владимир, Рязань, Коломна, Королёв, Рыбинск и др.
Продукция машиностроения потребляется по всей России и даже вывозится на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье. Именно машиностроение, в особенности высокотехнологичные его ответвления, будут определять экономическое развитие региона в будущем.
Второй отраслью специализации является химическая промышленность. В пределах Центрального экономического района выпускается почти 1/5 продукции российского химико-лесного комплекса. Здесь развиты и производства основной химии, и отрасли химии органического синтеза. Несмотря на незначительную сырьевую базу, создание мощной химической промышленности диктовалось объективной необходимостью обеспечить многочисленные потребляющие отрасли и производства района качественными химикатами. В связи с этим здесь развиваются пионерные отрасли и внедряются новейшие технологии: химические волокна, автомобильные шины, пластмассы, удобрения, красители, продукты химико-фармацевтической промышленности. Крупные предприятия отрасли расположены в Москве, Московской и Тульской областях.
Дальнейшее развитие химической промышленности в районе связно с решением экологических проблем и уходом от энергоёмких производств.
Старейшей отраслью специализации является лёгкая промышленность, которая занимает первое место в России и ближнем зарубежье по производственным мощностям. Только Москва и Московская область изготовляют более 1/7 общероссийской продукции лёгкой промышленности.
Самой крупной отраслью является текстильная промышленность, почти все предприятия которой работают на привозном сырье. Исторически районами особой концентрации являются Ивановская, Москвоская, Тверская, Ярославская и Владимирская области. Также развита кожевенно-обувная промышленность: Москва, Ярославль, Тверь, Кимры (Тверская область). Продукция данных отраслей потребляется на всей территории РФ. Большую роль играют также пищевая и полиграфическая промышленность, которые постепенно развиваются и выходят на общефедеральный уровень.
1.7 Сельское хозяйство Центрального района
Сельское хозяйство Центрального экономического района занимает скромное место. В Московской области его доля составляет лишь 10% ВРП, в других областях – не намного выше. Однако значение сельскохозяйственной базы района велико (1/6 российского производства). Центр обеспечивает себя картофелем и многими видами овощей. Он находится на первом в России месте по производству рыночных культур – льноволокна и картофеля. Огромную роль в сельском хозяйстве играют пригородные формы сельскохозяйственного производства, действуют агрофирмы и агрообъединения, земледелие сочетается с животноводством. Однако производительность сельского хозяйства в некоторых районах недостаточно высока, в связи с чем существует потенциал её роста. Возможно развитие отрасли за счёт осушения заболоченных территорий, химизации производства.
1.8 Развитие Центрального экономического района в перспективе
К важнейшим конкурентным преимуществам Центрального экономического района относятся:
Выгодное транспортно-географическое положение по отношению к основным рынкам сбыта товаров районной специализации;
Значительная ёмкость внутреннего и сопредельных рынков по продукции профилирующих отраслей;
Высокий уровень экономического, научно-технического и инфраструктурного развития;
Относительно глубокие институциональные преобразования, сравнительно высокий уровень развития рыночной инфраструктуры и накопления капитала, доминирование в сфере кредитно-финансовых, страховых, консалтинговых, информационных, транспортных, образовательных и других услуг.
Данные особенности предопределяют приоритетные направления развития экономики района:
Сохранение и приумножение производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала;
Экологическое оздоровление крупных городов и промышленных зон;
Возрождение малых городов и сельских поселений;
Ограничение развития крупных энерго-водо-землеёмких промышленных комплексов;
Развитие широких кооперационных и снабженческо-сбытовых производственных связей с республиками ближнего зарубежья (прежде всего, с Украиной и Беларусью);
Расселение и обустройство в малозаселённых областях (Смоленская, Костромская, Тверская);
Организация взаимодействия депрессивных областей (Тверская, Рязанская, Ивановская, Владимирская, Брянская) с более развитыми (Московская, Тульская, Ярославская);
Развитие крупных корпоративных производственных структур.
2. Характеристика транспортной сети района тяготения Московской железной дороги
2.1 Железнодорожный транспорт
2.1.1 Границы и общая характеристика Московской железной дороги
Адрес Московской железной дороги: 107140, Россия, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 20.
Московская железная дорога - это 13 тысяч км развернутой длины, 8.6 тыс. Км эксплуатационной длины, которые обслуживает 92,8 тысячи человек.
Столичная магистраль проходит по территории 11 субъектов Российской Федерации, где находятся 7 отделений дороги: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское.
В районе функционирования дороги проживает около 30 млн.человек - почти пятая часть населения страны.
Характерная особенность дороги – это ее разветвленность. В самом напряженном регионе – Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.
Московская железнаядорога – это высоко оснащенная, динамично развивающаяся магистраль. Свой вклад в развитие компании «Российские железные дороги» вносит каждое из структурных подразделений, а их на дороге более 700.
Сегодня на дороге расположено 635 станции, из них грузовые операции осуществляются на 468. МЖД осуществляет 94,8 млн тонн погрузки в год.
Московская железная дорога сегодня включает:
7 отделений железной дороги,
20 локомотивных депо,
11 моторвагонных депо,
9 эксплуатационных вагонных депо,
35 дистанций пути,
4 структурных подразделений по ремонту путевой техники,
5 механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций,
14 дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения,
18 дистанций электроснабжения,
20 дистанций сигнализации, централизации и блокировки,
5 дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.
Московская железная дорога по праву называется пассажирской. Она осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 22% в поездах дальнего следования. Столичная магистраль отправляет 370 пассажирских поездов в сутки.
Существенная особенность Московской железной дороги - колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно здесь курсирует около 2920 пригородных поездов.
2.1.2 Влияние экономико-географических особенностей Центрального района на формирование и развитие железнодорожной сети
Железнодорожному транспорту принадлежит ведущая роль в транспортной системе Центрального экономического района РФ. Протяжённость железных дорог составляет почти 20 тыс.км. Тот факт, что Центральный экономический район является наиболее освоенным и наиболее развитым на сегодняшний день, обусловливает и уровень развития железнодорожной сети, предопределяя её густоту, уровень электрификации (все железные дороги района сегодня электрифицированы).
Интенсивному формированию железнодорожной сети района способствовал тот факт, что большая часть предприятий района работала на привозном сырье с Юга, Урала, Поволжья. Развитие железных дорог района было обусловлено и необходимостью поставки продукции района в другие районы страны.
2.1.3 Особенности направлений и конфигурации железнодорожных линий
Железнодорожная сеть района имеет радиальное строение, что обусловлено центральным положением Москвы как основного транспортного узла как по отношению к другим транспортным узлам района, так и по отношению к другим районам.
2.1.4 Техническая реконструкция транспорта
Как было отмечено выше, все железные дороги района являются электрифицированными, в связи с чем удельный вес протяжённости дорог с электровозной тягой к общей протяжённости железных дорог составляет 100%. Данный показатель свидетельствует о высоком уровне развития железнодорожной сети района.
2.1.5 Участки дороги с интенсивным грузовым движением
Основные грузопотоки по железным дорогам Центрального экономического района приходятся на магистрали в направлении Юга, Урала и Поволжья: по ним перевозятся массовые грузы (лес, нефтетопливо, уголь, продукция сельского хозяйства и др.).
2.1.6 Взаимодействие железной дороги с другими видами транспорта
Железные дороги выполняют роль ключевых магистралей, когда речь идёт о транспортных связях Центрального экономического района с другими регионами. Одновременно с этим, внутри района большая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом, в связи с чем налажено тесное взаимодействие железнодорожного и автомобильного транспорта в рамках района. Также следует отметить, что значительную роль играет связка железнодорожный-воздушный транспорт, когда речь идёт о пассажирских перевозках, поскольку Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России, обеспечивая широкую географию внутренних и международных авиаперевозок.
2.1.7 Важнейшие транспортные узлы района
Безусловно, важнейшим транспортным узлом района является Москва, замыкающая на себе 11 железнодорожных линий, которые на периферии расходятся до 25 выходов. Данный узел важен как в стыковке автомобильного и железнодорожного, так и в стыковке воздушного и железнодорожного транспорта.
2.1.8 Перспективы развития железнодорожного транспорта
Перспективы развития железнодорожного транспорта в Центральном экономическом районе связаны с реализацией следующих направлений:
Реконструкция и развитие движения по окружным железным дорогам вокруг Москвы;
Организация интермодального пригородного городского движения электропоездов, связывающего столичные аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево;
Вывод транзитного грузового движения за пределы Москвы;
Использование пространства, занимаемого линией Московской Окружной железной дороги (надпутевое строительство автомобильных дорог).
2.2 Речной транспорт
2.2.1 География речных путей
Основные речные пути Центрального экономического района представлены такими реками, как Волга, Ока, Москва.
2.2.2 Навигационные условия рек
Естественный режим основных речных магистралей Центрального района характеризуется весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь).
Замерзание рек происходит в конце ноября-начале декабря, вскрытие ото льда – в первой половине апреля. Свободными от льда основныех речные магистрали остаются приблизительно в течение 200 дней.
2.2.3 Создание и реконструкция гидроузлов
К основным гидроузлам района относятся Москва, Ярославль, Кострома, Калуга, Рыбинск. Роль последнего велика в обеспечении функционирования Рыбинского водохранилища. В целом по району можно отметить недостаточную развитость транспортных терминалов на реках.
2.2.4 Структура перевозок грузов на речном транспорте
В структуре грузооборота речного транспорта традиционно преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля.
2.2.5 Основные направления грузовых потоков
Основные направления грузовых потоков речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны с внутрирайонными перевозками и включают следующие:
Перевозка по Волге до Ярославля, Костромы и далее по Волге в смежные районы;
Перевозка по Оке по направлению к Серпухову, Калуге, Центрально-Чернозёмному району.
2.2.6 Взаимодействие речного транспорта с другими видами
Поскольку в основном речной транспорт используется для перевозки грузов из Москвы на периферию района, обеспечено его взаимодействие с железнодорожным транспортом (преобладание данной связки обусловлено спецификой перевозимых речным транспортом грузов).
2.2.7 Крупнейшие порты и перевалочные пункты
Крупнейшими речными портами на территории Центрального экономического района являются Москва, Ярославль, Кострома, Серпухов, Калуга, Коломна.
2.2.8 Перспективы развития речного транспорта
Перспективы развития речного транспорта в Центральном экономическом районе связаны со следующими возможностями:
Частичный перевод грузовых перевозок с железнодорожного и автомобильного транспорта на речной (в частности, активизация речного транспорта в бассейне Оки);
Решение экологических проблем, связанных с интенсивным судоходством;
2.3 Автомобильный транспорт
2.3.1 Основные направления автомагистралей
От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр города. Высокой плотностью автодорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Ярославская области. По протяженности дорог с твердым покрытием (147 км на 100 км территории) Центральный район занимает первое место в России.
Для автомагистралей также свойственно радиальное размещение. От Москвы автомобильные дороги расходятся по направлению к всем областным центрам региона.
2.3.2 Участки главных межрайонных магистралей РФ
Среди межрайонных автомагистралей приоритетное значение для Центрального экономического района имеют дороги следующих направлений:
Санкт-Петербург;
Калининград;
Белоруссия;
Украина;
Воронеж-Ростов-на-Дону;
Волгоград;
Нижний Новгород-Казань;
Архангельск.
2.3.3 Крупнейшие железнодорожно-автомобильные узлы
Крупнейшим железнодорожно-автомобильным узлом является Москва, поскольку она является центром радиального размещения железных дорог и автомобильных дорог.
2.3.4 Перспективы развития автомобильного транспорта
Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с увеличением густоты автомобильных дорог, поскольку на сегодняшний день они достаточно загружены в районе Москвы. Также здесь следует отметить актуальность развития интермодальных перевозок, связанных с движением по железным дорогам в пределах загруженной Московской области и с дальнейшей перегрузкой развозимых грузов на автомобильный транспорт.
2.4 Трубопроводный транспорт
2.4.1 Значение трубопроводного транспорта в экономике Центрального района
По нефте- и газопроводам в Центральный экономический район перекачиваются нефть и газ Западной Сибири, Поволжья и Европейского Севера.
Учитывая факт отсутствия данных природных ресурсов на территории района, можно говорить об исключительной важности трубопроводного транспорта для обеспечения жизнедеятельности и развития данного региона.
2.4.2 География газо- и нефтепроводов и их взаимодействие с другими видами транспорта
Газопроводы подведены к основным городам района от следующих направлений:
С Урала;
С Юга России.
Нефтепроводы подведены со следующих направлений:
Из Перми;
Из Уренгоя.
К газопроводам подключены все значительные центры района, к нефтепроводам следующие промышленные центры: Москва, Ярославль, Ковров, Рязань, Коломна.
2.4.3 Перспективы развития трубопроводного транспорта
Учитывая тот факт, что в перспективе предполагается сворачивание энергоёмких производств в Центральном районе, в дальнейшем он будет выполнять транзитную функцию, что не требует развития трубопроводного транспорта в регионе.
2.5 Воздушный транспорт
2.5.1 География важнейших внутренних и международных авиалиний
Москва является крупнейшим центром воздушного транспорта в России: в ней расположено 4 аэропорта (Домодедово, Шереметьево, Внуково, Быково), 3 из которых также являются международными. География основных направлений авиаперевозок представлена на следующих рисунках.
2.5.2 Перспективы развития воздушного транспорта
Воздушный транспорт сегодня активно развивается, однако следует отметить, что наибольший потенциал находится в развитии пассажирских перевозок.
Так, сегодня недостаточно развиты внутренние авиаперевозки, что требует целенаправленной комплексной совместной работы авиакомпаний и государства по снижению тарифов, обеспечению безопасности полётов и их популяризации среди пассажиров.
3. Расчёт густоты железнодорожной сети по областям и по району тяготения Московской железной дороги в целом
Показатель густоты железнодорожной сети в Центральном экономическом районе можно рассчитать следующим образом.
Таблица 2. Расчёт густоты железнодорожной сети Центрального экономического района
Административно-территориальная единица |
Территория S, тыс.кв.км |
Численность населения N, тыс.чел. |
Эксплуатационная длина железных дорог L, км |
Густота железных дорог D |
||
Dl |
Dn |
Dln |
||||
Москва |
1,009 |
10470 |
782 |
775,3 |
0,1 |
27,8 |
Брянская область |
34,893 |
1308 |
979 |
28,1 |
0,7 |
5,4 |
Владимирская область |
28,990 |
1449 |
1650 |
56,9 |
1,1 |
7,6 |
Ивановская область |
21,421 |
1080 |
590 |
27,5 |
0,5 |
5,3 |
Калужская область |
29,841 |
1006 |
872 |
29,2 |
0,9 |
5,5 |
Костромская область |
60,090 |
697 |
592 |
9,9 |
0,8 |
3,3 |
Московская область |
45,798 |
6673 |
3787 |
82,7 |
0,6 |
9,1 |
Орловская область |
24,104 |
822 |
3100 |
128,6 |
3,8 |
11,5 |
Рязанская область |
39,610 |
1165 |
2178 |
55,0 |
1,9 |
7,5 |
Смоленская область |
49,408 |
983 |
1259 |
25,5 |
1,3 |
5,2 |
Тверская область |
84,118 |
1380 |
1806 |
21,5 |
1,3 |
4,8 |
Тульская область |
25,677 |
1566 |
1107 |
43,1 |
0,7 |
6,6 |
Ярославская область |
36,427 |
1315 |
650 |
17,8 |
0,5 |
4,3 |
ИТОГО по району |
481,385 |
29914 |
19352 |
40,2 |
0,6 |
6,4 |
Литература
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. – М.: Гардарика, 2002.
Казанский Н.Н. Центральный экономический район.// http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00088/03800.htm.
Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2004.
Природные ресурсы Центрального экономического района.// http://ms45.edu.ru/ms45/create/2005_06/9/9v/center/pri.html.
Региональная экономика./Под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 2001.
Http://www.gks.ru.
Http://www.mzd.ru/wps/portal/mzd?STRUCTURE_ID=4084.
Волга.// http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0#.D0.A4.D0.B8.D0.B7.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F.