Северо-Западная и Центральная Россия
Реферат
на тему: «Северо-западная и центральная Россия»
СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ
Северо-Запад — крупный по экономическому потенциалу и самый небольшой по территории район Российской Федерации (212 тыс. км2), помимо Ленинградской, Новгородской, Псковской областей включает российский полуанклав — Калининградскую область. Современные интеграционные связи с Центральным (Московским) районом позволяют считать его частью межрайонного комплекса — Центральной России. Население района (9,2 млн чел.) составляет 6,2% от числа жителей России. В городах проживает 86% населения района, а в Санкт-Петербурге — 65% городского населения района.
Выгодное ЭГП на Балтийском море и водных путях «из варяг в греки» определило раннее заселение района. Выгоды ЭГП определяются наличием двух крупнейших на Балтике российских портов: Санкт-Петербургского и Калининградского. Помимо границы с Финляндией, Северо-Запад имеет теперь новые участки государственной границы с Эстонией и Латвией.
Северо-Западный район, омываемый на севере Финским заливом Балтийского моря, представляет собой всхолмленную низменную равнину со следами деятельности ледника. В пределах района расположена Валдайская возвышенность. Климат умеренный континентальный, с повышенной влажностью, сравнительно теплой зимой и прохладным летом. Северо-Запад — озерно-речной край (многоводные реки, 7 тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское). Район находится в зоне смешанных лесов. Значительные площади заняты хвойными лесами. Полезными ископаемыми Северо-Запад небогат: торф, горючие сланцы, бокситы, фосфориты, кварцевые пески, соляные источники.
В структуре промышленности ведущими отраслями являются машиностроение (энергетическое, приборостроение, электротехника, судостроение, станкостроение), целлюлозно-бумажная промышленность, химия, цветная металлургия.
Добыча сланцев ведется в Ленинградской области, торфа — практически повсеместно. Северо-Западный район — крупный потребитель электроэнергии. Сооружение Ленинградской АЭС повысило обеспеченность района электроэнергией, основная часть которой производится на крупных ГРЭС и ТЭС, размещенных в Санкт-
Петербурге и других центрах. ГЭС малой и средней мощности сооружены на Волхове.
Большая часть промышленных предприятий машиностроения сконцентрирована в Санкт-Петербурге. Лидеры отрасли — заводы Металлический, Ижорский, «Электросила», Ленинградская^ судоверфь. Для успешного развития машиностроения необходимо широкое использование принципиально новых технологий, автоматизированных систем, особо сложного оборудования, прежде всего в энергетическом машиностроении (оборудование для АЭС), станкостроении, ВПК.
Химическая промышленность представлена производством смол, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, удобрений, фармацевтической и парфюмерной промышленностью: Центры химической промышленности: Санкт-Петербург и его пригороды, Новгород (азотные удобрения), Кингисепп (фосфорные удобрения). В условиях дефицита привозного сырья, высоких затрат на энергию и транспорт отрасль находится в состоянии кризиса. Развиты также цветная металлургия: Волхов (алюминий), Пикалево (глинозем), производство железобетонных изделий и конструкционных материалов.
Целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая отрасли лесной промышленности получают сырье из соседних северных областей. Целлюлозно-бумажная промышленность сосредоточена в Ленинградской области, развито производство фанеры и мебели.
Северо-Западный район является крупным производителем товаров народного потребления: различных тканей, трикотажных и швейных изделий, обуви, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
В окрестностях Санкт-Петербурга находится много живописных городов — мест отдыха. В прекрасных парках Петродворца, Пушкина, Павловска, Ломоносова много ценнейших архитектурных памятников. Все это привлекает туристов, как и древние Новгород, Псков, а также Пушкинские Горы, расположенные к югу от Пскова.
Сельское хозяйство района специализируется на молочно-мясном животноводстве и льноводстве, развиты свиноводство и птицеводство. Растениеводство специализируется на выращивании овощей и картофеля. В структуре посевных площадей ведущее место занимает лен (Новгородская область). Сельскохозяйственные продукты предназначены для внутреннего потребления. Льноволокно и льняные ткани вывозятся за пределы района.
Северо-Западный район обладает развитой транспортной сетью. Санкт-Петербург — самый северный из крупнейших городов мира. Построен в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речного путей; в нем сформировалась радиально-дуговая структура транспортной сети. Наибольшее значение имеет морской транспорт, развит также трубопроводный, благодаря которому в район поступают газ и нефть. В Санкт-Петербурге находится один из крупнейших аэропортов страны — Пулково.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ
Состав территории и ЭГП Центральной России. Центральная Россия — это огромный межрайонный комплекс в составе нескольких районов. Традиционно Центральной Россией считали территорию, тяготеющую к Москве, на которой сформировалось Московское, а затем Русское государство (в границах Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского районов). Но к ней также можно отнести и Северо-Западный район.
Площадь Центральной России (в границах 3 районов) составляет 916 тыс. км2, население 46,7 млн чел. Центральная Россия занимает срединную часть Русской равнины, простираясь от верхней Волги до границ с Украиной на юге и Белоруссией на западе. На ее территории находится столица России — город Москва. Центральная Россия — самая густонаселенная часть страны: занимая всего 3% территории, она сосредоточивает около 25% населения. Еще выше ее доля в промышленном производстве, науке, подготовке кадров.
Возникший в XII в. (первое упоминание в летописи — 1147 г.) как небольшая крепость на окраине Владимиро-Суздальской Руси, город Москва уже через столетие претендует на роль общерусского центра, а затем и столицы России. Какие факторы определили стремительный рост города, его роль среди центров русских княжеств?
Первый фактор — географическое положение. По мнению известного географа И. М. Ма-ергойза, географическое положение Москвы на раннем этапе трудно назвать уникальным, скорее оно было типичным для старейших русских центров, тяготевших к излучинам рек и компактным полосам природных зон, что способствовало развитию обмена.
1. Вместе с тем Подмосковье, подобно Киев-щине, Владимирщине, районам Нижнего Новгорода и Казани, находится в полосе стыка хвойных и широколиственных лесов, подзолистых и серых лесных почв — самых удобных для раннеземледельческого освоения. Ось этой полосы к тому же служила линией направления колонизации славян с запада и с юга на Волго-Окское междуречье, в центре которого лежала Москва. На северо-восток от этой оси смещался географический центр Русского государства.
2. Чрезвычайно удачным было микро- и ме-зоположение Москвы в узловом районе, особенно транспортно-географическое положение. Москва была связана водными путями с бассейнами рек Оки и Волги. Сама река Москва, на которой возник город, является левым притоком Оки. Ее собственные притоки (р. Яуза, впадающая в Москву в черте города) через волоки были связаны с Клязьмой, текущей во Владимиро-Суздальскую землю, с Волгой и бассейном Днепра. Водные пути дополнялись пересечением в районе Москвы сухопутных дорог, идущих от нее в разных направлениях.
3. Центральным было положение Москвы на макроуровне: по отношению к великокняжескому Владимиру, крупным центрам княжеств — Рязани, Твери, Ростову, а также более отдаленным и крупнейшим — Киеву, Новгороду, Булгару (на Волге).
4. Центральным было положение Москвы по отношению к потокам переселенцев-славян, уходивших с юга, северо-запада, востока в относительно безопасный район междуречья Оки и Волги. Это привело к развитию ремесел и торговли в малопригодном для сельского хозяйства лесном районе. Именно здесь постепенно сформировалось ядро русского народа.
Второй важный фактор — исторический — был связан с ослаблением конкурентов Москвы, особенно Твери, в результате нашествия монголо-татар. Тверь не имела поблизости собственных житниц, ее коммуникации при конфликтах легко перехватывались, у Владимира были затруднены связи с теми землями, которые нужно было освобождать от захватчиков. Рязань и Смоленск страдали от чрезвычайной выдвинутости на опасных направлениях.
Москва, расположенная в центре Русской равнины, была защищена лесами и реками, имела поблизости житницы, удобный выход к торговым путям, возможность использовать волоки на реках.
После усиления роли Москвы она сама подавляет и завоевывает конкурентов — Новгород, Казань, Смоленск.
Среди причин усиления роли Москвы часто отмечают правильную политику московских князей, но и она была географически детерминирована. Рязань долго сковывал страх перед Ордой, Тверь, напротив, слишком рано пыталась поднять против нее восстание. На северо-западе находился Великий Новгород, на юго-востоке — Астрахань. Вдоль этой оси складывается область поселения славян, в центре которой находилась Москва.
Третий фактор — превращение Москвы в центр Русской православной церкви — резко усилил воздействие Москвы на многие русские земли.
Устойчивость ЭГП Москвы многократно подтверждалась историей, но особенно ярко в тот период, когда северная столица — Санкт-Петербург — на два века обратила Москву в положение «порфироносной вдовы», но даже тогда последняя не утратила значения роли главного внутреннего центра. В конечном итоге преимущества военно-стратегического и экономико-географического положения Москвы перед Петроградом определили выбор столицы Советской России в 1918 г. В советское время положение Москвы усилилось за счет концентрации здесь научных и административных кадров, а в послевоенный период — созданием системы ПРО.
Своеобразное транспортно-географическое положение имеет также и Нижний Новгород, в месте слияния Оки с Волгой, что определило его важное торговое и транспортное значение (здесь проводились всероссийские ярмарки). На юге Центральной России наряду с древними городами создавались крепости для защиты от набегов кочевников.
Транспортно-географическое положение. В экономике Центральной России получили развитие многие виды транспорта. Занимая центральное положение относительно Украины, Прибалтики, Белоруссии, Урала, Европейского Севера, она объединяла их благодаря развитым транспортным системам.
Транспортными магистралями Центральная Россия связана с основными внешнеторговыми портами Балтийского и Черного морей, приграничными железнодорожными узлами. С распадом Советского Союза экономические связи региона с новыми независимыми государствами во многом нарушились. Резко усложнилось геополитическое положение Центральной России, которая «вышла» к государственной границе на протяжении более 3 тыс. км.
Преимущество экономико-географического положения Центральной России — наличие в ней Москвы — крупнейшего транспортного узла.
Как и все старинные города-крепости, Москва имеет радиально-кольцевую структуру. Растущую Москву опоясывали все новые и новые кольца: крепостные каменные стены Кремля, Китай-города, Белого города. Дальше от центра их сменяли земляные валы и рвы. От Кремля радиусами расходились дороги, связывающие Москву с окружавшими ее городами. Эта структура сохранилась и до наших дней. Только теперь на месте кольцевых стен и валов проходят широкие улицы.
С 1830 по 1850 г. по трассам прежних гужевых трактов были проложены шоссе с твердым покрытием, а параллельно им в 60-е годы XIX в. — железные дороги Ярославль—Вологда—Нижний Новгород, Рязань—Воронеж—Курск—Харьков, Смоленск—Минск—Варшава. Впоследствии в обход Москвы создаются железные дороги для соединения портов Балтики и Волги. Более 90% всей железнодорожной сети было создано к началу XX в. С 1901 по 1985 г. были построены лишь дорога Москва—Казань, малое и большое московское железнодорожное кольцо. В 30-е годы XX в. началась электрификация Московского транспортного узла и лишь в 50-е годы — ЦЭР.
В пределах только одной Московской области перевозится 50% всех пригородных пассажиров России. Непосредственно из Москвы отправляется более 350 пассажирских поездов, огромен поток транзитных пассажиров (30—35%), с преобладанием потоков из северо-западных и северо-восточных, а также южных и юго-восточных районов. Наиболее перегружены Ярославское, Курское, Рязанское и Ленинградское направления — 50% всех отправлений; Горъковское, Киевское, Западное и Павелецкое — 34%, наименее загружены — Казанское, Савеловское и Рижское направления пригородных перевозок.
В 30-е годы отмечено и бурное строительство автомобильных дорог: реконструируются старые и строятся новые шоссе — Минское, Егорьвеское, Каширское, на Муром—Горький, Ярославль—Рыбинск. В послевоенное время реконструкцию претерпели Рязанское, Минское, Ленинградское и Горьковское шоссе, строятся новые — Симферопольское (50-е годы), Волгоградское (60-е годы), Киевское и МКАД (70-е годы). Из столицы отправляются 1400 пригородных и 170 межобластных автобусных маршрутов.
Исторически сложился водный путь по Волге, Оке, Москве. Уже в петровские времена Центр был оснащен системой каналов, превративших его в единственный район с развитой кольцевой системой речных путей, связавший его с Северо-Западным, Волго-Вятским и Поволжским районами, превратив столицу в порт пяти морей.
Практически все население Центральной России использует возможности аэропортов Москвы, из которых Внуково и Домодедово отправляют 70% всех пассажиров внутри страны, а Шереметьево обеспечивает значительную часть международных пассажироперевозок страны.
Формировавшаяся система нефте- и газопроводов на расстоянии 70—90 км от Москвы также полностью повторила радиально-кольцевую структуру.
В системе грузопотоков Москва выступает как крупный их генератор и транзитный узел по их передаче — обе московские кольцевые дороги перегружены транзитом. Центральность Москвы по мере совершенствования систем и средств транспорта усиливается.
Природно-ресурсный потенциал. По сравнению с другими частями страны Центральная Россия не столь богата природными ресурсами. На раннем этапе зарождения промышленности природные ресурсы сыграли важную роль в развитии хозяйства. На собственном сырье и топливе здесь раньше, чем в других местах страны, зародилась черная металлургия, металлообработка, солеварение, деревообрабатывающая, текстильная, стекольная и керамическая промышленность. В дальнейшем природных ресурсов стало не хватать, поэтому недостающее сырье и топливо привозили из других мест. Бурый уголь (Подмосковный бассейн), торф, строительные материалы (известняки, глина, пески), фосфориты, бокситы, соль начали активно использовать лишь в советское время. Однако они лишь частично удовлетворяют потребности районов.
Важное природное богатство Центральной России — железная руда Курской магнитной аномалии (КМА). Она позволяет создать собственную металлургическую базу. Водные же ресурсы значительны только на северо-западе, в целом они невелики.
В период индустриализации отмечалось стремление Центральной России к максимальному использованию нескольких многопрофильных баз, близких по географическому положению: энергоресурсов (Мосбасс, месторождения торфа, гидроресурсы Верхней Волги), нефти Поволжья (вместо Баку), металла КМА (вместо Урала и Украины).
Центральная Россия имеет значительные земельные ресурсы, а равнинная территория удобна для сельского хозяйства.
Рекреационно-географическое положение Центральной России отличается многогранностью и большой емкостью как собственных рекреационных ресурсов, так и ресурсов сопредельных территорий. Велика роль Москвы как распределителя основных туристических потоков из различных районов страны практически во все страны мира.
Население. Центральная Россия — территория, где сформировался русский народ, русских и сейчас здесь большинство. Лишь на востоке в автономных республиках Волго-Вятского района живут марийцы, чуваши, мордва.
В Центральной России резко преобладает городское население. Важнейшее место среди городов занимают города-миллионеры: Москва, Нижний Новгород. Вокруг них формируются городские агломерации.
Золотое кольцо Центральной России составляют более 40 древних городов, среди них Муром, Ростов, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Рязань, Курск, Владимир, Москва, позднее возникли Нижний Новгород, города-крепости на юге Центральной России.
Положение Центральной России в системе расселения чрезвычайно выгодно: окружающие территории обладают мощным демографическим потенциалом. Большая часть населения была вовлечена в кустарные промыслы еще накануне капиталистической эпохи, что позволило ему быстро перейти к крупной машинной индустрии. В период промышленного переворота рост Москвы привлек к себе трудовые ресурсы густонаселенных соседних территорий, основная часть которых не была активно занята в сельском хозяйстве, и занятость в промышленности для него являлась приоритетной. В этих районах формировались кадры для тяжелой, а затем — для текстильной промышленности.
Большое число городов в Центральном районе возникло из бывших фабричных сел (Иваново, Орехово-Зуево). Много городов создано в советское время: центры промышленности (Электросталь, Железногорск, Новомосковск) и науки (Дубна, Обнинск, Троицк, Протвино, Пушкино), центры военной науки и оборонной промышленности в Подмосковье, Нижегородской области.
В Центральной России в настоящее время около 1200 городских поселений, в том числе более 420 городов. В последние годы во всех крупных городах ощущается нехватка рабочей силы. И это несмотря на то, что они быстро растут.
По отношению к ареалу высокой плотности (свыше 25 чел./км2) Центральная Россия занимает северное приграничное положение, т. е. находится на рубеже, разделяющем территории с существенно разной плотностью, — малонаселенные Север и Северо-Запад и плотнозаселен-ные Северный Кавказ и Урало-Поволжье.
Города с численностью населения свыше 100 тыс. чел. достаточно равномерно размещены по территории Центральной России, а города с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей находятся гораздо восточнее Москвы.
Сельское расселение имеет свои географические особенности. В северных частях Центральной России селения небольшие, на юге — крупные села. Раньше преобладала миграция сельского населения из Центральной России, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области Центральной России. Характерен приток населения из горячих точек России.
Хозяйство. Промышленность Центральной России специализируется на сложной и немате-риалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. Главные отрасли специализации района — машиностроение, химическая и легкая промышленность.
Для Центральной России, где значительна концентрация промышленных предприятий, городских поселений, важно рациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами производства.
В советское время в Москве и Московской агломерации сформировался научный, промышленно-транспортный узел. Изменилась отраслевая и территориальная структура экономики. Вместо преобладавших в «ситцевой» Москве легкой и пищевой промышленности ведущим стало машиностроение, в том числе оборонное. Расширение площади государства привело к появлению отраслей, обслуживающих окружающие территории, ставшие его сырьевыми придатками. Навыки населения в разных промыслах и ремеслах, сложившихся на обслуживании внутренней торговли по рекам, улучшение транспортных связей с другими частями страны, особенно строительство железных дорог, вызвали быстрое промышленное развитие этого района.
Машиностроение специализируется на производстве станков, инструментов, приборов, электротехнического и электронного оборудования, автомобилей и самолетов. Особенно велика роль аэрокосмического оборонного комплекса и радиоэлектроники. В машиностроении занято около 60% работающих в промышленности.
Машиностроительные заводы образуют кольцо вокруг старой территории города, границей которого была окружная железная дорога. Больше их — в южной и восточной частях.
Среди других центров выделяются: Ярославль и Иваново (краны, станкостроение, оборудование для торфоразработок), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника) и др.
Ведущим ПО в автомобилестроении района является Московский автозавод (ЗИЛ). Предприятие специализируется на выпуске грузовых и легковых автомобилей высшего класса. Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Ярославле, Ярцево (Смоленская область), Мценске (Орловская область) и других городах; создано производство самосвалов (Мытищи), автобусов (Ликино-Дулево).
Московский завод им. Ленинского комсомола — головное предприятие ПО АЗЛК; есть предприятия в Ивановской и Тверской областях. Ярославский завод, в прошлом автомобильный, сегодня специализируется на производстве двигателей — производственное объединение «Автодизель».
Ведущая отрасль машиностроения Нижнего Новгорода — автомобилестроение, ведущее место среди машиностроительных предприятий занимает ГАЗ, производящий грузовые и легковые автомобили.
Центральный район — родина отечественного железнодорожного машиностроения. Локомотивы производят в Коломне, Брянске, Калуге, Людинове, Муроме, вагоны — в Брянске, Твери, Демихово.
Высокой степенью концентрации отличается авиационная промышленность района, прежде всего в Москве и ее пригородах (Жуковский), а также Смоленске, Нижнем Новгороде.
Машиностроение специализировано также на производстве станков (Москва, Нижний Новгород, Иваново, Воронеж, Липецк), экскаваторов, горно-обогатительных машин (Воронеж, Курск) и химического оборудования (Тамбов), электроаппаратуры (Москва, Нижний Новгород, Курск), телевизоров и радиоприемников (Москва, Воронеж), оборудования для трубопроводов (Воронеж, Курск) и тепловых электростанций (Белгород).
Машиностроение района ориентировано на крупнейшую в Центральной России базу минерального сырья — железных руд КМА, а на их основе обогащение железной руды, производство чугуна, стали, готового проката черных металлов (Белгород, Липецк, Старый Оскол, Курск).
Химические предприятия расположены на юге Москвы. Центральная Россия выделяется высокоразвитой химической промышленностью, специализирующейся на производстве азотных, фосфорных удобрений, смол, химических волокон, синтетического каучука и резинотехнических изделий, и лакокрасочной промышленностью. Основные центры химической промышленности: Новомосковск, Щекино, Москва, Орехово-Зуево, Рязань, Тверь. Особое значение в районе имеет производство шин (Воронеж), резинотехнических изделий (Курск, Тамбов), синтетических волокон, кислот, спиртов, моющих средств (Щекино), витаминных препаратов (Белгород), фосфорных удобрений (Липецк). Имеются благоприятные условия для добычи и переработки вятско-камских фосфоритов, имеющих большое значение для России. В настоящее время на их базе выпускается только фосфорная мука. Район занимает видное место в стране по производству аммиака, каустической соды, пластмасс, синтетических смол (Дзержинск); в Йошкар-Оле и Кирове вырабатывают искусственную кожу, применяемую в автомобилестроении .
Полиграфическая база Центральной России представлена типографиями Москвы, Твери, Чехова, Смоленска, выпускающими более половины газет и книг, издаваемых в России.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность сконцентрирована в Волго-Вятском районе, где развито лесопиление, домостроение, производство фанеры, спичек, ДСП (Нововятск). Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности расположены в Балахне и Волжске.
Промышленность Москвы, особенно предприятия металлургии и химической промышленности, являются мощными загрязнителями воздуха и воды Москвы-реки. Но самый большой загрязнитель — автомобильный транспорт.
Москва — важнейший торгово-финансовый центр страны, здесь находятся крупнейшие банки, правления российских и иностранных фирм, Российская Академия наук и целый ряд отраслевых академий, 1000 научно-исследовательских институтов, 80 вузов, в том числе 13 университетов и 19 учебных академий.
Легкая промышленность имеет в районе исторические корни. Район занимает ведущее место по производству хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных тканей, трикотажных, швейных изделий. Крупные центры текстильной промышленности — Москва, Иваново, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Дмитров и другие центры «ситцевого пояса». Хлопчатобумажное производство складывалось на территории Центральной России, так как торговые пути проходили именно через него. Легкая промышленность включает в себя текстильную, швейную, меховую и кожевенно-обувную. Текстильная промышленность размещена по долине Москвы-реки.
Агропромышленный комплекс включает три района. Первый связан с черноземными почвами на юге. Центрально-Черноземный район — основной сельскохозяйственный район Центральной России. Здесь произрастают зерновые (пшеница, рожь, просо, ячмень, гречиха), технические (сахарная свекла, подсолнечник) и плодоовощные культуры, картофель. Он дает 50% сахарной свеклы, 20% подсолнечника, 10% зерна и картофеля, 8—9% животноводческой продукции (мяса, молока, яиц) России. В районе сформировалось коневодство, овцеводство, пчеловодство. На базе сельского хозяйства создана мощная пищевая промышленность: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная.
Второй — междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное сельское хозяйство со специализацией на картофеле-овощном хозяйстве, а также свиноводство, молочно-мясное животноводство и птицеводство. Вокруг Москвы и многих областных центров развита мощная пищевая промышленность. Значительная часть посевных площадей района занята под зерновые (пшеница, гречиха) и технические культуры (свекла, лен-долгунец).
Третий занимает север и запад Центральной России, хозяйство специализируется на выращивании зерновых (озимая рожь, яровая пшеница), льноводстве и молочно-мясном животноводстве. Важным фактором является развитие пригородного хозяйства в окрестностях крупных городов, где развиты овощеводство и молочно-мясное животноводство. Насущной проблемой является необходимость значительного увеличения объема сельскохозяйственной продукции, особенно кормов, зерна, усиления специализации отраслей животноводства.