Города-мегаполисы и их развитие
Содержание
Введение
1. Типы городов. Мегаполисы
1.1 Типы городов, их функции
1.2 Проблемы городов
1.3 Развитие мегаполиса: проблемы и возможности
2. Приоритетные направления развития столичного мегаполиса
2.1 Стратегическое планирование
2.2 Генеральный план
2.3 Инновации
2.4 Доходная политика столичного мегаполиса и социальные аспекты
Заключение
Список литературы
Введение
Все населенные пункты принято классифицировать на два больших типа - городские и сельские. Явно различаются крайние варианты этих типов - крупнейшие многомиллионные города и самые мелкие сельские поселения, иногда состоящие лишь из одного дома. Но между ними имеется непрерывная цепочка поселений (сельско-городской континуум), в которой провести четкую границу между городскими и сельскими поселениями практически невозможно.
Конкретные критерии подразделения поселений на городские и сельские свои в разных странах. При этом наиболее часто используются следующие разновидности критериев: преобладающая экономическая функция поселения; размер поселения; административное значение; плотность населения; степень благоустройства; историческое значение, закрепленное юридическими актами. В России используется сочетание преобладающих экономических функций и размера. В городских поселениях сельским хозяйством должно быть занято не более 15% работников. При этом разновидностями являются:
1) города, в которых должно проживать не менее 12 тыс. чел.;
2) поселки городского типа, в которых должно проживать не менее 3 тыс. чел. Учитывается в России также историческое значение населенных пунктов - городские поселения, которым был присвоен такой статус в прошлом, хотя сегодня они не удовлетворяют критериям размера или функций, могут оставаться городскими в течение многих десятилетий. В прошлом использовались также критерии административного значения и степени благоустройства.
Целью данной работы является рассмотрение поселений городского типа, в частности мегаполисов, с их многочисленными проблемами и перспективами развития.
1) рассмотреть типы городов и их функции;
2) выявить проблемы городов;
3) рассмотреть проблемы и возможности мегаполисов.
1. Типы городов. Мегаполисы
1.1 Типы городов, их функции
Го́род - крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Классификация городских поселений может быть проведена по многим основаниям, главным из которых являются размер (численность населения) и функции. При этом в каждом городском поселении есть функции градообслуживающие (виды деятельности и отрасли, продукция которых предназначена для населения города, - внутренний транспорт, хлебопекарная промышленность и т.п.) и градообразующие, которые имеют внешнее относительно поселения значение. Возникают новые города и ПГТ из-за потребности страны или ее отдельных частей в тех или иных градообразующих видах деятельности. И классифицируются городские поселения по градообразующим функциям.
Градообразующие функции можно разделить на две группы - центральные и специальные. Центральные функции заключаются в разнообразном обслуживании населения и хозяйства прилегающих территорий. Городские поселения - центральные места образуют довольно строгую иерархию в пределах страны. На верхнем уровне этой иерархии находится столица Москва, обслуживающая всю территорию страны. Следующий уровень образуют города - крупнейшие центры экономических районов (Новосибирск, Екатеринбург и др.). Обслуживание территорий субъектов Российской Федерации осуществляют региональные центры (Псков, Орел, Астрахань и др.). Внутри каждого региона обычно можно выделить уровень межрайонных центров, обслуживающих несколько низовых административных районов (например, Орск и Бузулук в Оренбургской области). Следующий уровень образуют поселения - райцентры (например, Выборг, Приозерск и другие в Ленинградской области). Низший уровень иерархии образуют поселения - внутрирайонные центры, которые обслуживают часть административного района (Апрелевка и Верея в Наро-Фоминском районе Московской области). 1
Специальные функции, часто в масштабах всей страны выполняют отраслевые центры. В России наибольшее количество городских поселений - промышленных центров (Магнитогорск, Новокузнецк, Комсомольск-на-Амуре и др.). Наиболее яркими представителями транспортных центров являются крупные морские порты (Новороссийск, Находка). Относительно редко встречаются в нашей стране научные центры (Обнинск в Калужской области, Дубна в Московской области и др.), туристические центры (Суздаль во Владимирской области) и курортные центры (Сочи в Краснодарском крае, Пятигорск в Ставропольском крае и др.). 2
По степени урбанизации регионы Российской федерации существенно различаются как на уровне крупных экономических районов, так и на уровне административно-территориальных образований.
Урбаниза́ция - процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации - рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр).
Процесс урбанизации идёт за счёт:
естественного прироста городского населения;
преобразования сельских населённых пунктов в городские;
формирования широких пригородных зон;
миграции из сельской местности в городскую.
Современная урбанизация значительно изменила ход развития поселений. Усиливается процесс укрупнения городов, который сопровождается их стремительным пространственным расширением и рассредоточением производства и населения на смежные территории. Возрастает значение укрупненных городов как центров экономического и культурного влияния на прилегающие поселения. Большой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он стал играть роль главного центра. Образуется городская агломерация - одна из качественно новых форм современного городского расселения. 1
Среди поселков городского типа встречаются также несколько особых функциональных типов. Во-первых, это строительные центры, связанные с сооружением крупных промышленных объектов, как правило, атомных и гидравлических электростанций (Шилово в воронежской области, Чистые Боры в Костромской области и др.). Во-вторых, это пригородные (дачные) поселки, имеющие исключительно жилые функции (Фирсановка, Семхоз, Родники в Московской области и др.). В-третьих, это поселки городского типа, уже лишившиеся каких-либо городских функций, поскольку все крупные несельскохозяйственные предприятия в них закрыты, а трудовых связей с другими городскими поселениями они не имеют. Такие поселки довольно часто встречаются в северных и восточных районах страны около выработанных месторождений полезных ископаемых или закрывшихся из-за исчерпания ресурсов лесоразработок, но некоторое время (иногда на протяжении десятилетий) они еще продолжают числиться городскими поселениями. Причем некоторые из них полностью лишились населения. Сочетание различных функций в одном поселении приводит, как правило, к его быстрому развитию. Поэтому большие города являются многофункциональными. И наоборот, небольшие города и ПГТ, как правило, являются монофункциональными.
По размеру городские поселения делятся следующим образом:
самые малые (до 5 тыс. жителей);
малые (от 5 до 20 тыс. жителей);
полусредние (от 20 до 50 тыс. жителей);
средние (от 50 до 100 тыс. жителей);
крупные (от 100 до 500 тыс. жителей);
крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн жителей);
города-миллионеры (свыше 1 млн жителей).
Наиболее важны и интересны города-миллионеры, которых всего 13. Это города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь. Кроме того, более 1 млн. жителей насчитывают городские агломерации - Воронежская, Саратовская, Красноярская. Поскольку строгих статистических критериев выделения агломераций в России не существует, назвать точную численность их населения нельзя. 1
В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной. Природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся: системообразующая база; системообслуживающий комплекс; экология; население; инфраструктура рынка. 2
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производственных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность. 1
1.2 Проблемы городов
В целом развитие городского расселения в стране можно считать недостаточным для такого огромного по масштабам государства, как Россия. Достаточно густая сеть городских поселений сформировалась лишь примерно на 1/3 территории страны - в Главной полосе расселения. Развитию городского расселения на остальной площади страны препятствуют суровые природные условия и недостаточный демографический потенциал. В последнее десятилетие эта проблема обострилась, так как сотни небольших городских поселений исчезли, а образование новых городских населенных пунктов практически прекратилось. 2
Крупные города России, будучи важными промышленными, научными и культурными центрами, создают вместе с тем немало трудностей для своих жителей и ухудшают экологическую обстановку. Несмотря на преимущества крупных городов, их рост не может быть беспредельным, так как возникают трудности в обеспечении людей водой, продуктами питания, в сохранении зеленых массивов, чистого воздуха, усиливаются социальные проблемы: растет преступность, осложняется работа транспорта и т.п. Примерно 35 городов России имеют совершенно недопустимые показатели загрязнения воздушной среды. Острая экологическая ситуация сложилась в Новокузнецке, нижнем Новгороде, Самаре, Омске, Никеле и др. В этой связи необходимы срочные меры для ограничения роста крупных и развития малых и средних городов России. 1
На основе ресурсосберегающего подхода к развитию экономики обоснована эффективность использования инструментов государственного регулирования в модели адаптивного управления устойчивым развитием эколого-экономических систем. Не маловажную роль здесь играет и социально-демографическая подсистема, которая включает в себя подсистемы изменения количества и качества жизни сельского населения. Темп миграции населения сельских регионов в города, темп гражданского строительства приводит к росту качества жизни, а через него - к росту населения региона и, соответственно, к изменению плотности населения. 2
Каждый из типов заселений имеет свои проблемы, обострившиеся в период становления рыночной экономики. В городских агломерациях, больших городах с высокой концентрацией промышленного производства и населения негативные процессы связаны с ухудшением санитарно-гигиенических условий проживания, возрастанием затрат времени на передвижение к месту работы ли учебы от места жительства, перегрузками пассажирского транспорта, ухудшением социальной сферы обслуживания, жилищных условий и состояния здоровья населения. Для средних и малых городов проблемой является занятость населения, в зависимости от профиля их развития. В городах и поселках городского типа, ориентирующихся на развитие отдельных отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности (европейский центр, южные регионы страны), возрастает степень сложности трудоустройства мужской части населения. В городских поселениях с преобладанием добывающих и перерабатывающих отраслей хозяйства (европейский Север, Сибирь и Дальний восток) остро стоит проблема трудоустройства женщин. Развитие рыночных отношений требует значительных изменений в социальной направленности трансформации общества и более комплексного развития хозяйства городских поселений различного типа. 1
В отличие от городского населения, размещение которого находится в большей зависимости от уровня экономического развития и технической оснащенности государства, на размещение сельских населенных пунктов большое влияние оказывают природно-географические факторы.
Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Она характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и ряду других. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций.
Численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества.
В условиях постсоциалистического общества люди с их производственным опытом и трудовыми навыками рассматривались только в качестве главной производительной силы, создателей материальных и духовных благ общества. Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения заставляет рассматривать население не только как активного участника производства и основную производительную силу общества, но и как главного потребителя, завершающего процесс производства и воспроизводителя самого населения. 2
1.3 Развитие мегаполиса: проблемы и возможности
Мегалополис - крайне урбанизированная, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде высокоразвитых стран. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии.
Более распространенное определение: Мегаполис (гр) - единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов.
Основные черты мегалополиса: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль транспортных магистралей; общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.
Впервые термин был применён для обозначения сплошной городской застройки (протяжённостью свыше 1000 км и шириной местами до 200 км) вдоль Атлантического побережья США - связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (население 40 млн. человек).
Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:
Токайдо (Токио и Осака) в Японии
Рейнско-Рурский (в месте слияния Рейна и Рура) в Германии.
Чипитс Район Великих озёр в США и Канаде
Лондон-Ливерпуль в Великобритании
Сансан или южнокалифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США
Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США
Дельта Янцзы в Китае
Дельта Жемчужной реки в Китае
Прежде чем обратиться к проблемам собственно Москвы, хотелось бы несколькими штрихами охарактеризовать её положение в ряду основных мировых мегаполисов. В настоящее время половина из шести миллиардов людей, населяющих нашу планету, проживает в крупных городах. В индустриально развитых странах доля городского населения значительно выше. Уровень урбанизации в ближайшие 25 лет, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будет только повышаться. В связи с этим проблемы развития крупных городов попадают в разряд важнейших, и именно от успешности их решения в значительной степени будет зависеть динамичность и устойчивость социально-экономического развития, как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.
Для России проблема мегаполисов имеет особое значение, хотя может показаться, что как раз в России с её пространствами говорить о мегаполисах преждевременно. Однако уже сейчас становится очевидным, что проблема мегаполисов - это не только проблема отдельных крупных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. Эта проблематика напрямую связана со стратегией развития России, ростом её конкурентоспособности в процессе глобализации.
Мировые города находятся в центре глобальной информационной сети и так называемой экономики знаний, их иерархия строится с учётом организационных структур транснациональных компаний в сфере передовых услуг. Это оплоты постиндустриальной экономики: в них сконцентрирован бизнес, связанный с финансами, СМИ, образованием, здравоохранением, туризмом.
В современных условиях мегаполисы вносят существенный вклад в развитие национальных экономик. Согласно международной статистике на мегаполисы стран ОЭСР приходится 10-50% ВВП соответствующих стран:
Копенгаген обеспечивает 49,6% датского ВВП;
Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт - 42-47% ВВП их стран;
Вена, Лондон, Парижа, Стокгольм и Токио - 28-34% ВВП их стран.
Для сравнения отметим, что на Москву приходится более 21% суммарного ВРП всех субъектов РФ (причём за годы экономического роста эта доля увеличилась), а на Петербург - менее 4%. Москва - единственный в стране крупный город постиндустриальной экономики, в структуре её ВРП 84% составляют услуги (в Петербурге - только 63%).
Такая экономическая концентрация объясняется не только количественными факторами. В подавляющем большинстве мегаполисов производительность труда выше, чем в остальной части страны (особенно в американских, в Европе разница меньше). Жители мегаполисов больше работают и обладают более высокой квалификацией, а темп роста городского валового продукта обгоняет национальный ВВП.
Мегаполисы притягивают человеческий капитал, финансы, инновации. Вместе с тем интересно отметить, что по расчётам экспертов ОЭСР существует экономически оправданный предел роста мегаполиса - 7 млн. человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП, а также качеством жизни становится отрицательной.
Москва на грани техногенной и цивилизационной катастрофы
Все эти соображения я привёл для того, чтобы лучше понять, что происходит в Москве. Однако обратимся непосредственно к ситуации в нашем городе. Это ситуация такова, что Москва уже вступила в фазу системного кризиса, который в ближайшей перспективе может привести к полномасштабной техногенной и социальной катастрофе.
Парадокс состоит в том, что мало кто сможет ответить на, казалось бы, простой вопрос: что понадобится столице в ближайшие 20-25 лет? Какой, к примеру, должна стать её социальная и производственная инфраструктура, каким должен стать исторический облик города, сможет ли столица стать центром европейского и мирового экономического и политического влияния в развивающемся геополитическом пространстве.
К сожалению, необходимо признать, что такое видение у городских властей отсутствует напрочь. Лишь в июне прошлого года Мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке Стратегии развития Москвы до 2030 года, осуществление которой поручено в спешке созданному Комитету по реформированию городского хозяйства города Москвы. Это говорит о том, что до сих пор никакой стратегии не было.
В результате развитие города на протяжении последних 15-ти лет носило хаотический и спонтанный характер. Власти города очень гордятся тем, что лицо Москвы преобразилось практически до неузнаваемости. Однако в том, что эти преобразования пошли на пользу городу, возникает всё больше сомнений. Ведь основными мотивами, которые двигали сросшийся в единый организм чиновничий корпус и стройкомплекс столицы, была максимизация прибыли. Причём большая часть жилья вместо инструмента решения жилищных проблем москвичей превратилась в инструмент наживы, в финансовую пирамиду, на которой наживаются спекулянты. Новые квартиры ввиду недоступных для рядовых горожан цен либо остаются незаселёнными, либо заселяются приезжими, что вызывает массовое социальное недовольство. Однако любое свободное пространство, да и несвободное пространство оказалось пущено под застройку, без всякого представления об её полезности.
Первой жертвой такой политики стал историко-культурный облик столицы. В результате варварского освоения застройщиками центра города под предлогом реконструкции были фактически уничтожены тысячи уникальных памятников истории и архитектуры. На их месте появились либо муляжи, используемые в коммерческих целях, либо новые постройки, даже внешне не имеющие ничего общего с оригиналом. Нет смысла приводить примеры - они собраны в книге "Москва, которой нет", с которой вы можете ознакомиться.
Другая проблема, которую породила бездумная застройка с подземным строительством - ущерб для инженерной инфраструктуры и несоответствие между инфраструктурой и уровнем застройки. Провалы грунта, аварии систем коммуникаций стали повсеместным явлением. Развитие города не обеспечено энергетически, в результате чего постоянно возникают перебои с электроснабжением и настоящие блэкауты.
Так называемая уплотняющая, или "точечная" застройка разрушает экологический баланс и социальную среду, к которой привыкли москвичи, делает город не только некомфортным, но зачастую невозможным для проживания. Ради новых жилых, офисных и торгово-развлекательных сооружений вырубаются парки, застраиваются зоны отдыха москвичей, что пагубно сказывается на их здоровье и психологическом состоянии.
Наконец, именно застройка является причиной надвигающегося транспортного коллапса. По признанию начальника управления градостроительных программ правительства Москвы Алексея Шепеля, "при заключении большинства инвестконтрактов вопросы транспортной доступности не обсуждались". Иными словами, застройщики даже не задумываются о том, как люди будут пользоваться результатами их деятельности. В результате очень скоро москвичи окажутся заперты, не имея возможности ни использовать личный автотранспорт, ни пересесть на общественный, так как ситуация в московском метро в часы пик уже близка к катастрофической.
В сложившихся условиях реализация дальнейших планов властей по застройке города, особенно в сфере высотного строительства (т. н. программа "Новое кольцо Москвы") может сделать столицу России городом, непригодным для проживания и вызвать серию техногенных катастроф с многочисленными человеческими жертвами. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо остановиться и одуматься. Необходимо провести ревизию всей градостроительной политики. И начать с правильного стратегического планирования развития города. Только при обеспечении тесной взаимосвязи градостроительной, экономической и научно-технической политики возможно выработать и успешно реализовать эффективную стратегию развития столичного мегаполиса, отвечающую современным запросам и требованиям динамичного и стабильного развития крупного города.
2. Приоритетные направления развития столичного мегаполиса
2.1 Стратегическое планирование
По оценкам международных экспертов, приведённым на Всемирном форуме ООН по проблемам городов, из 2300 крупных поселений мира лишь 22 отвечают современным требованиям. В их числе нет ни одного российского мегаполиса. Между тем опыт планирования комплексного социально-экономического развития городов появился именно в нашей стране в советские годы, был на какое-то время забыт и сейчас вновь возвращается в Россию, обогащённый рыночным содержанием.
В связи с этим следует выделить ряд существенных, на наш взгляд, проблем, непосредственно воздействующих на уровень эффективности современной практикой планирования перспективного развития мегаполисов.
Во-первых, следует признать, что планирование развития крупных городов не может не затрагивать прилегающих к мегаполисам территорий, де-факто связанных с городами общей инфраструктурой, миграцией населения, проблемами экологии, необходимостью для мегаполиса развиваться. Достаточно не просто решаются эти вопросы на стыке интересов двух соседствующих субъектов Федерации - Москвы и Московской области, Петербурга и Ленинградской области. Поэтому всё более очевидной становится необходимость разработки совместных планов развития, а согласование позиций предпочтительно проводить ещё на дальних подступах к планам.
Обычно стратегические планы у нас не носят директивного характера, а скорее - это протокол о намерениях, концепция, одобренная органами власти. Между тем без правовых гарантий, утверждённых законодательными актами, субъекты рынка, инвесторы не будут идти на риск в реализации проектов. Для этого должно быть сформировано единое правовое поле на уровне государственной власти субъекта РФ и муниципального образования, а также, в идеале, обеспечено согласие всех политических сил.
Во-вторых, неотъемлемая черта стратегического планирования - его вариативность, учёт разнообразных политических, экономических и социальных факторов как внутри страны, так и вне её пределов. Должны быть установлены некие контрольные точки, от которых идёт разветвление сценариев и при достижении которых возможна коррекция принятых органами власти прежних решений.
В-третьих, при подготовке стратегических планов городов важно как можно полнее задействовать потенциал частного бизнеса в интересах развития мегаполиса. Стимулами этому может выступать предоставление налоговых льгот, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, причём не только на развитие городской инфраструктуры, но и для реализации других социально значимых для мегаполиса проектов, помогающих обеспечивать профессиональную занятость населения, решать проблемы образования, медицинского обслуживания, отдыха и развлечений. Эти направления в стратегическом планировании особенно важны с учётом начавшегося формирования в крупных городах зон раздельного проживания лиц с высокими доходами и районов городской бедноты с присущими им обостренными социальными проблемами. Если не принять их во внимание сегодня, то проблемы этих районов могут породить в перспективе социальные бури.
2.2 Генеральный план
Гармоничная застройка и рациональное развитие городов, особенно крупных мегаполисов, немыслимы без централизованной градостроительной политики, определяющей приоритетные задачи социально-экономического развития города в целом и создающей предпосылки для их реализации, а также позволяющей максимально эффективно сочетать интересы частных инвесторов с общественными интересами.
Стержнем градостроительной политики является генеральный план, представляющий собой основной документ застройки, на базе которого определяются тактические инструменты его реализации - детальные планы территорий и схемы развития всех элементов городской инфраструктуры.
Как показывает мировая практика, даже незначительные просчёты, допущенные при разработке генплана, оборачиваются огромными проблемами в развитии города - проблемами, разрешение которых (если оно возможно) сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами. Именно в этом аспекте стоит подчеркнуть значимость градостроительства, а также масштабность и долгосрочность негативных последствий допущенных ошибок.
Требуются знания не только и не столько архитектурных и строительных норм и принципов, сколько концептуальных принципов развития города, умения спрогнозировать общие социально-экономические тенденции и разработать концепцию застройки, позволяющую максимально эффективно удовлетворять динамичные требования города и управлять ими.
В целом, эффективность градостроительной политики зависит от следующих факторов:
наличие продуманного генерального плана и детальных планов территорий;
создание чёткого алгоритма и механизма их реализации на практике;
обеспечение условий для гибкой адаптации градостроительной политики к динамично изменяющимся потребностям города.
Только при соблюдении этих условий градостроительная политика будет эффективной и принесёт позитивный результат. В противном случае, при отсутствии или ненадлежащем выполнении хотя бы одного из приведённых условий, появляются огромные проблемы, которые имеют существенное влияние не только на экономическую и инвестиционную привлекательность города, но и на уровень жизни населения.
Следствием стремительного роста населения планеты и его концентрации в городах, появления агломераций и мегаполисов является поглощение земельных ресурсов и рост дефицита территорий для дальнейшего развития. Сегодняшние темпы урбанизации наряду с существенными положительными сторонами концентрации материальных и духовных ценностей как никогда ранее обнажают отрицательные стороны формирования и развития большого города. Жилая застройка, составляющая его "основную ткань", активно потребляет территориальные ресурсы. Кроме того, массовое типовое строительство жилья лишает современные города своего "лица", а постоянный рост количества размещённых по всей их территории построек со стандартной архитектурой создаёт проблемы психологического порядка.
Одной из основных тенденций развития крупных мегаполисов во всём мире является усложнение транспортной доступности к местам приложения труда, объектам культуры и отдыха, повышение шумового фона и загазованности воздуха, а также потребления энергоресурсов, необходимых для эксплуатации городской инфраструктуры.
В таких условиях именно городские органы управления посредством имеющихся в его распоряжении инструментов воздействия призвано упорядочить или хотя бы минимизировать негативные тенденции территориального развития и застройки городов. Проведение градостроительной политики, основанной на четком определении комплексных приоритетов и прогнозов развития во всех секторах экономической и социальной сфер, позволяет достичь максимально эффективного и сбалансированного архитектурно-градостроительного результата для города в целом и каждого его жителя.
Кроме этого, градостроительная политика, а вернее ее детальность и гармоничность, в значительной мере влияет на привлекательность города с точки зрения реализации различного рода проектов для инвесторов.
Известно, что градостроительная деятельность представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сферах:
градостроительного планирования развития территорий;
определения концепции использования земельных участков;
проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.
Основными задачами градостроительной политики эксперты называют:
обеспечение условий для надлежащего социально-экономического развития города;
создание города, имеющего индивидуальный облик;
решение городских экологических проблем;
преодоление монотонности типовой застройки;
сохранение и научно обоснованная реконструкция существующих городских центров;
бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.
Многие города мира столкнулись на том или ином этапе своей истории с проблемами градостроительства. При этом наиболее распространённым решением стала разработка и соблюдение ключевого элемента градостроительной политики, обеспечивающего её целостность и долгосрочность - генерального плана развития города. Генеральный план - это один из основных законов города, базирующегося на стратегии его развития и создаваемый на базе всего спектра его жизнедеятельности, начиная от исторических корней до современной социально-экологической, экономической, инвестиционной, правовой и прочих ситуаций.
Стратегия социально-экономического развития такого крупного мегаполиса как Москва, конечно, не может разрабатываться без учёта необходимости развития интеграционных процессов между столицей и областью. Задача будущего периода состоит в разработке совместных среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Московского региона, формировании схем развития и размещения производительных сил, совместных отраслевых и территориальных целевых комплексных программ.
2.3 Инновации
Очевидно, что достижение успешных результатов в реализации градостроительной и экономической политики города Москвы невозможно без активного проведения научно-технической политики и широкого использования новейших достижений и передовых технологий. Высокие технологии, НИОКР, СМИ, специальное машиностроение, финансовые услуги, управляющие структуры крупных компаний стремятся в мегаполисы, и между ними складывается относительная специализация - в одних преобладает высокая технология, в других - услуги в области финансов и мировых экспортных рынков и т.д. Здесь процессы более сложные. Например, крупные города с развитой социальной сферой могут привлекать мигрантов, особенно в кризисные времена. Низкоквалифицированные и низкооплачиваемые, они являются привлекательной рабочей силой для производителей одежды, заинтересованных и в крупном местном рынке, и в дешёвом труде.
Размещение производства новых продуктов в мегаполисах, в центрах информационного обмена ускоряет их развитие, и если эти предприятия становятся самодостаточными с точки зрения информации, они могут перемещаться в города-спутники, где земля и стоимость труда ниже. Технологии радио, телевидения и персональных компьютеров обычно развиваются в мегаполисе (например, в Токио); по мере продвижения от экспериментальной фазы к стандартизации эти производства распространяются по территории страны или за рубеж. "Развитие нового продукта и НИОКР требуют насыщенной информационной среды, складывающейся в мегаполисах, в то время как стандартизованное производство требует низких земельных и трудовых издержек, которые они находят в малых городах и менее развитых странах".
2.4 Доходная политика столичного мегаполиса и социальные аспекты
По закону о московском бюджете на 2006 год 77% всех доходов принесли столичной казне всего два налога: на прибыль ($8,3 млрд) и на доходы физических лиц ($6,4 млрд.). В 2007 году их доля достигнет почти 90%. Для сравнения, в прошлогоднем бюджете Нью-Йорка доля налогов (на имущество, подоходного и с продаж) в общих доходах равнялась 60,3%. Ещё 10% город зарабатывал на выдаче лицензий и оказании услуг, и почти 30% ему доплачивали штат и федеральное правительство. В Лос-Анджелесе на основной налог, имущественный, приходится 19% доходов бюджета, на налог с продаж - 5,2%. 19,4% доходов Нью-Йорка обеспечил в прошлом году налог на доходы физических лиц.
В Москве подоходный налог составил 33,5% всех бюджетных поступлений. Ничего удивительного: доходы москвичей составляют одну пятую всех доходов россиян. Сдача в аренду муниципальной земли и недвижимости в 2006 году принесла ей почти 30 млрд. рублей (6,5% доходов бюджета). По оценкам экспертов доходы по данной статье могли бы быть и больше.
По расходам городского бюджета на душу населения Москва находится на уровне гораздо менее населённых столиц "старой Европы" - в одном ряду с Римом, Парижем, Мадридом. И намного опережает не только бывших союзников по социалистическому блоку и СССР (Будапешт, Бухарест, Киев), но и мегаполисы стран, которые вместе с Россией входят в группу BRIC: китайские Пекин и Шанхай, бразильский Сан-Паулу, индийский Дели.
Пока большая часть средств расходуется на текущее потребление. Треть всех ассигнований тратится на социальные нужды, четверть - на содержание жилищно-коммунального хозяйства, 9% - на субсидии городскому транспорту. На образование Москва расходует 13,6% бюджета. Для сравнения, в Нью-Йорке расходы на образование - главная статья городского бюджета (31%), при том, что на социальную сферу приходится 30% расходов. Чтобы конкурировать с такими центрами, как Лондон, Токио, Нью-Йорк, Москве предстоит наращивать свою финансовую мощь и доходную базу.
В жизни современного мегаполиса встаёт и та центральная проблема, от которой будет зависеть не только судьба мегаполиса, но и будущность всего человечества - проблема воспитания и образования. Сегодня мы сосредотачиваем внимание на элитных школах, обеспеченных хорошими учителями. Это очень важно: элитные школы - маяки для выбора правильного пути. Но этого, одновременно, и бесконечно мало: нужно перестраивать массовую школу. Организация массовой школы, её качество, может быть, труднейшая задача стоящая перед обществом обречённым жить в мегаполисах. Человек должен научиться жить в мегаполисах, использовать мегаполисы во благо человека, не разрушая собственного будущего. Для этого необходима специальная программа. И у нас есть все возможности её составить и реализовать.
Заключение
Двадцатый век породил такое явление как мегаполисы - города с численностью населения миллион человек и более. Процесс этот начался еще в девятнадцатом веке, но массовый характер приобрел именно в двадцатом, с расцветом капитализма и индустриализации. Именно крупные промышленные производства служили основой для возникновения и развития мегаполисов.
Экономическая основа процесса состоит в том, что для эффективного производства большая часть его должна быть сконцентрирована на небольшой территории, что снижает транспортные издержки, позволяет экономить на развитии инфраструктуры: автомобильные и железные дороги, средства связи, электро-, тепло- и водоснабжения и т.д. Поскольку производство требовало большого количества рабочих рук, то рядом с заводами возникали рабочие поселки. Со временем они разрастались, поскольку у рабочих появлялась потребность во врачах, учителях, торговле и прочих услугах. Наличие большого количества людей в таких населенных пунктах приводило к тому, что при выборе места строительства нового завода или фабрики выбор обычно падал именно на них. С одной стороны наличие рабочей силы, с другой, рынок сбыта готовой продукции. Таким образом, возникал кумулятивный эффект, что привело к тому, что города начинали расти стремительно. Причем, чем крупнее город, тем быстрее он разрастался.
Сегодня уже можно утверждать, что эпоха мегаполисов подходит к концу. В основе этого процесса лежат технологии, разработанные в 80-х годах двадцатого века и получившие широкое распространение в 90-х. Название им микропроцессор, автоматизированное производство и Интернет. Все эти достижения человеческой мысли привели к изменению основ экономики, что коренным образом решает проблему размещения производств, офисов и жилья как можно ближе друг к другу.
Появление микропроцессора и автоматизация производства сняли проблему с рабочей силой и необходимостью расселять ее рядом с производством. Если раньше на автозаводе в смену работало несколько десятков тысяч человек, то сегодня необходимо всего несколько сот человек при том же объеме производства. Сокращение численности персонала практически на два порядка. Это приводит к тому, что люди высвобождаются из сферы производства. Начинает развиваться сфера услуг и предприятия, занимающиеся интеллектуальной и научной деятельностью.
Появление и бурное развитие интернета приводит к тому, что отпадает необходимость в последнем образующем элементе мегаполиса - деловом центре. С появлением глобальной информационной сети и возможности совершать с ее помощью сделки и операции на бирже приводит к тому, что все шире распространяется идеология "домашнего офиса".
Сейчас все больше фирм на западе начинают осознавать, что для ведения эффективного бизнеса им нет необходимости снимать дорогостоящий офис в центре Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. Достаточно иметь подключение к интернету, свой сайт с возможностью оформить заказ или заключить сделку и службу доставки товара (возможно не собственную). В принципе, Вы можете реально находится за тысячи километров от клиента.
В России этот процесс еще только начинается. Одна из сдерживающих причин в том, что население еще не в состоянии повсеместно пользоваться Интернетом, как пользуется телевидением. Но, как показывает практика, тот путь, на который странам запада понадобились десятилетия мы проходим за несколько лет. Так что через два-три года домашний офис и "виртуальные" компании станут и у нас делом обычным.
Все это означает, что мегаполисы в двадцать первом веке прекратят свой бурный рост и начнется постепенная их деградация. Основа этого процесса в том, что экономические причины, которые привели к их возникновению и бурному росту исчезли. Да и большая часть населения уже не желает жить в бетонных многоэтажных конурах, а мечтает о собственном "домике в деревне", то есть о коттедже и, пусть маленьком, но своем кусочке земли.
Список литературы
Баранов А.В. Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник - 2008. - № 3. - С.82-84.
Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. - СПб.: Питер, 205. - 288 с.: ил.
Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 472 с.
Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф.В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2006. - 384 с.
Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2001. - 533 с.
1 Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2006. - с.117.
2 Там же.- с.118.
1 Региональная экономика: учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - с.82.
1 Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2006. - с.119.
2 Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление: учебное пособие. - СПб.: Питер, 205. - с.44.
1 Там же.- с.45.
2 Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства / Под общ. ред. д-ра геогр. наук, проф. В.Г. Глушковой. - М.: КНОРУС, 2006. - с.121.
1 Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2001. - с.64.
2 Баранов А.В. Управление развитием региональных эколого-экономических систем. // Экологический вестник - 2008. - № 3. - С. 83.
1 Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - с.82.
2 Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под. ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - с.73.