География нефти

ГЛАВА I. Основные места размещения предприятий по российской федерации

1.1. Экономико-географическая характеристика размещения месторождений нефти Российской Федерации

   До революции почти вся добыча нефти в нашей стране была сконцентрирована на Кавказе,  где добывалось 97%  нефти. В 30-е годы были открыты новые нефтяные месторождения - в Поволжье и на Урале, но вплоть до Великой Отечественной войны основным нефтедобывающим  районом  был Кавказ.  В 1940-1950-е гг.  добыча нефти на Кавказе вследствие истощения месторождений сократилась (ее добыча там в настоящее время имеет локальное значение, на территории России это район Северного Кавказа). Добыча нефти в Волго-уральском районе наоборот сильно возросла, в результате чего этот район выдвинулся на первое место в нефтяной  промышленности  СССР. До недавнего  времени  это был важнейший по разведанным запасам нефти район.  Здесь были открыты такие известные  месторождения, как Ромашкинское, Бавлинское, Арланское, Туймазинское, Ишимбаевское, Мухановское, Китель-Черкасское, Бугурусланское, Коробковское.  Добыча  нефти  в этом районе обходится недорого,  но нефть Башкирии содержит много серы (до 3%),  парафина и смол,  что осложняет ее переработку и снижает качество продукции. На севере и на юге к ним прилегают Пермское и Оренбургское.

   В 1960г.  было открыто первое нефтяное месторождение в Западной Сибири, а с начала 60-ых около 300 месторождений нефти и газа,  расположенных  на  обширной территории Западной Сибири,  от Урала до Енисея. Оконтурены Шаимский, Сургутский и Нижневартовский нефтеносные районы,  где находятся такие месторождения,  как Самотлорское,  Усть-Балыкское,  Федоровское, Мегионское, Сосницко - Советское,  Александровское и др. В 1964 г. там началась промышленная добыча нефти.  В последующие годы нефтяная  промышленность  Западной  Сибири росла очень быстрыми темпами и в 1974 г. опередила по добыче нефти все другие районы СССР. Нефть Западной Сибири  отличается хорошим качеством,  высокой экономической эффективностью добычи. В настоящее время Западная Сибирь - главный нефтедобывающий район страны.

   На северо-востоке европейской части России расположен Ухтинский нефтяной район (месторождения Тибугское и Вайваш).  Он обеспечивает нефтью север европейской части страны.  Недалеко от него,  у места впадения реки Усы в Печору,  разрабатывается группа месторождений нефти (Тимано - Печерская нефтегазоносная  провинция).  Часть  добываемой здесь нефти по трубопроводу поступает в Ярославль. Кроме основных нефтедобывающих районов нефть добывают на севере острова Сахалин (месторождение Оха). С Сахалина нефть по нефтепроводам поступает на материк - в Комсомольск-на-Амуре.  В Калининградской области находится месторождение  нефти  локального значения. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории  Севера,

Восточной Сибири и Дальнего Востока.  Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную станцию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем поисково – разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно –технической базы. Начата добыча нефти в Арктике, шельфе у о.Кологуев (Песчаноозерское месторождение).

1.2. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче

   К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти.  В разработке находится 840 месторождений, расположенных  во многих регионах страны:  от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге.  Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье,  где  добывается  27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.

   Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается.  Степень  выработанности  текущих  запасов нефти превысила 50%,  в том числе более 30%  в Тюменской  области,  70%  в  Волго-Уральской  провинции  и 80%  - на Северном Кавказе.  Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных  и  высокопродуктивных  месторождениях,  обеспечивающих основную часть добычи нефти в России.  В этой связи одна из важнейших проблем - сохранение высокой производительности старых районов.

   Наблюдается "старение" Волго-Уральского  района.  Его  технико-экономические  стали  ниже по сравнению с прежним уровнем,  а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась. При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз.  Среди них резко выделяются  Западно - Сибирская низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно - Сибирской нефти возрастала стремительными  темпами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне.  Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).

   Произошли изменения в структуре добычи нефти по способам эксплуатации месторождений. В 1965г почти 2/3 всей нефти добывалось наиболее дешевым фонтанным способом.  Теперь  его  доля  заметно сократилась, наоборот резко возросло значение насосного способа, с помощью которого в 1987г было добыто свыше 2/3 всей нефти. Оценивая в  целом  сырьевую базу нефтяной промышленности России,  можно сделать вывод,  что в количественном  отношении  она достаточна для решения текущих и прогнозных задач по добыче нефти.  Однако качественные изменения в структуре разрабатываемых и прогнозных запасов нефти будут негативно отражаться на эффективности процессов нефтеотдачи.  Разработка таких запасов потребует применения  более  сложных и дорогостоящих технических средств и технологических процессов, а также применение новых более эффективных методов повышения нефтеотдачи продуктивных пластов. В условиях  непрерывного  ухудшения  качественного  состояния сырьевой базы отрасли увеличение нефтеотдачи приобретает стратегическое значение для стабилизации и развития процессов нефтедобычи.

1.3. Особенности размещения нефтеперерабатывающей промышленности. Главные места размещения предприятий

   Размещение предприятий  нефтеперерабатывающей  промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива. Добытая из  недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие  заводы,  которые строятся в районах потребления нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая промышленность  вырабатывает  нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла),  которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей  промышленности  от нефтедобывающей.  Переработка нефти чаще сосредотачивается  в  районах  массового  потребления нефтепродуктов.

   Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности  к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

    транспортировка нефти  всегда экономичнее перевозки ее много­численных производных;

    для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые,  помимо сырой нефти,  осуществляют  перекачку светлых продуктов;

    хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает  возможность  одновременно  использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

   Размещение переработки  нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в  разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти,  но и от того, какие  виды  топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

   Нефтеперерабатывающие заводы  разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород,  Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск,  Ангарск),  на водных путях (Волгоград,  Саратов, Сызрань, Самара,  Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы.  Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается.  В них сосредоточена  еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават,  Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят.  Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В  настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске,  куда поступает небольшая часть  добываемого  в  районе жидкого топлива.

Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % к итогу

Экономические районы

Нефтепереработка

Север 

1,9       

Северо-Запад          

--

ЦЭР                   

16,6      

Волго-Вятский         

7,7

ЦЧР 

--

Поволжье  

17,5      

Северный Кавказ       

7,1       

Урал 

24,3      

Западная Сибирь       

9,9       

Восточная Сибирь      

11,1      

Дальний Восток        

3,9       

Калининградская область

--

ИТОГО 

100  

1.4. Магистральные нефтепроводы как одна из составляющих нефтяной промышленности. Транспорт нефти

   В настоящее время география нефтеперерабатывающей  промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети  нефтепроводов.  По  размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в  части  перевозок  нефти  и нефтепродуктов.  Транспортировка  нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже,  чем перевозка по воде,  но  значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

   На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири  и Поволжье.  Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток,  Южный Урал и  страны  центральной Азии.  Из Урала нефть везут на Запад,  Северный Кавказ и Новороссийск.

   Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало,  в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.

   Трубопроводы - наиболее эффективное средство  транспортировки нефти (исключая морские перевозки танкерами). Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн.  т  в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку более 95%  всей  добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.  В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и условиям управления группами объектов: внутререгиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов.  Первые  обеспечивают  индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца.  Связывая очень большое число нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют технологически связную сеть - единый объект экономического  и режимного управления,  которая получила название системы дальних транзитных нефтепроводов и в которую входят такие  трубопроводы, как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа ­Альметьевск;  Сургут - Полоцк;  Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая;  система  нефтепроводов  "Дружба" и другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

Всего по России 

По России

Показатель  

и странам СНГ 

(АК "Транснефть")

Протяженность нефтепроводов тыс. км    

62,3          

48,1

Суммарная Вместимость резервуаров  м3  

16530,0    

13759,0

   В свое  время  создание  нефтяной  базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных  районов страны.  Занимая выгодное транспортно-географическое положение,  Волго-Уральский район вызвал появление целой  системы  магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям:

На восток - Туймазы - Омск - Ангарск;  Туймазы - Омск;  Уфа - Новосибирск (нефтепродукты);  Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);

На запад  - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря  (Белоруссия),  откуда  в  Польшу,  Германию, Венгрию,  Чехию,  а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вентспилс;  Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты);  Альметьевск  ­Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в  Западной  Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти.  Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад.  Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к  Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям:

На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Ново­полоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;

На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар – Чимкент -Чарджоу;

На восток - Александровское - Анжеро-Судженск.  Для транспортировки  нефти на запад,  так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других  магистральных направлений,  возникших под влиянием добычи нефти в разных районах,  выделяются Волгоград -  Новороссийск;  Грозный  - Армавир -Туапсе;  Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

1.5. Задачи перспективного развития отрасли

   В настоящее время нефтяная промышленность России находится  в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти.  Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн.т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности  Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с дополнительными государственными инвестициями,  а  с последовательным  развитием рыночных отношений.  Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их  отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.

   В указанном направлении уже предприняты крупные меры. Задания по поставкам нефти для государственных нужд сокращены до 20%  ее добычи, остальные 80% предприятия имеют право реализовать самостоятельно.  Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень  рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности  функционирования нефтяного  комплекса  России  имеет проводимая в настоящее время работа по его акционированию и приватизации. В процессе акционирования  принципиальные  изменения  происходят в организационных формах.  Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти,  ее  переработке  и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа.  При этом 38% акций указанных  обществ остается в государственной собственности.  Для коммерческого управления пакетами акций,  находящихся  в  государственной  собственности,  образовано  специальное Государственное предприятие "Роснефть", которому передаются пакеты государственных  акций около 240 акционерных обществ,  в том числе по добыче нефти и газа - 26,  по нефтепереработке - 22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также по производству масел и смазок, переработке газа,  бурению скважин, геофизике, машиностроению, науке и

другим видам обслуживающих производств. В состав "Роснефти" вошли также различные ассоциации,  банки,  биржи и другие организации.

Для управления акционерными обществами по транспорту нефти  и нефтепродуктов   созданы  акционерные  компании  "Транснефть"  и "Транснефтепродукт",  которым передается 51%  акций  акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их  приватизация  в  настоящее время запрещена.

   Перспективы развития нефтяной промышленности России на предстоящий  период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой базы.  Россия обладает  крупными  неразведанными  ресурсами нефти,  объем  которых кратно превышает разведанные запасы.  Результаты анализа качественной структуры  неразведанных  ресурсов нефти  в России свидетельствует об их неидентичности разведанным запасам.  Ожидается,  что открытие новых  крупных  месторождений возможно главным образом в регионах с низкой разведанностью - на шельфах северных и восточных морей,  в Восточной Сибири. Не исключена  вероятность  открытия  подобных месторождений в Западной Сибири.  В этом регионе прогнозируется открытие  еще  нескольких тысяч нефтяных месторождений.

   Внедрение новых методов и  технологий  повышения  нефтеотдачи пластов сдерживается высокими капитальными вложениями и удельными эксплуатационными затратами на их применение по  сравнению  с традиционными способами добычи нефти. В связи с этим Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения  о принятии  в  законодательном  порядке ряда мер,  направленных на экономическое стимулирование применения новых эффективных  методов  повышения  нефтеотдачи пластов.  Эти меры позволят улучшить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых технологий и технических средств, активнее развивать материально-техническую базу институтов,  занимающихся разработкой новых методов, а главное - более динамично наращивать добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми  запасами. Сотрудничество с иностранными фирмами в области  нефтегазодо ­ бывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения  в  создавшихся  экономических условиях иностранного капитала,  так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений,  которые не по­лучили должного развития в отечественной промышленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Трубопроводный транспорт нефти"  Москва, ВНИИОЭНГ N1 1993г

2. "Топливно-энергетический комплекс" Москва, Менатеп N4-9 1993г 4. Байков, Берлин "Нефть СССР" Москва, Недра 1987г

3. "Нефтяная промышленность" Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г

4. "Народное хозяйство Российской Федерации" Москва 1993г