Дания (работа 4)

Дания

Федоров Г.М., Корнеевец В.С.

Дания являет собой пример страны, высокий уровень развития которой достигнут в большой мере благодаря использованию выгод географического положения и активному участию в международном разделении труда. Она не обладает уникальными природными ресурсами. Правда, агроклиматические условия довольно благоприятны для развития сельского хозяйства, однако они требуют мелиорации земель и внесения большого количества удобрений. Протяженная береговая линия благоприятствует развитию рыболовства. Но главным фактором ее развития является ключевое положение страны на морских путях из Балтийского моря в Северное. Посредническая торговля, “датские пошлины” за проход судов через проливы, их портовое обслуживание стали предпосылкой успешного экономического развития страны в прошлом. Удобство географического положения, способствующего осуществлению внешнеэкономических связей как основы развития народного хозяйства, является важным фактором, определяющим динамизм датской экономики в настоящем.

С 1973 г. Дания (без Гренландии и Фарерских островов) является членом ЕС, участвуя в его рамках в процессе европейской интеграции (до этого она входила в ЕАСТ – Европейскую ассоциацию свободной торговли, созданную в 1960 г. в противовес ЕС; в настоящее время все ее члены, кроме Швейцарии, вошли в ЕС). Однако процесс интеграции осуществляется Данией с учетом интересов страны. Так, она пока не вошла в число стран, введших в 1999 г. в безналичное обращение общую валюту стран ЕС – евро.

С 1949 г. Дания входит в НАТО. На ее территории, в том числе в Гренландии, размещаются базы НАТО.

Сейчас Дания имеет один из самых высоких в мире уровень жизни населения. Душевое производство ВНП по официальному курсу валют составило в 1996 году более 32 тыс. долларов (пятое место в мире после Люксембурга, Швейцарии, Японии и Норвегии). По паритету покупательной способности валют это составило более 22 тыс. долларов (9 место).

Удельный вес аграрного сектора в структуре экономики несколько выше, чем в наиболее развитых странах Европы. Его доля в структуре занятых составляет 5%, в ВВП – 4%. На промышленность и строительство приходится 25% занятых и 27% ВВП, причем значительную часть индустриального сектора связано с переработкой сельскохозяйственной и рыбной продукции. Как и в других развитых странах с экономикой постиндустриального типа, основная часть занятых (70%) сконцентрирована в сфере услуг. На нее падает и 69% ВВП.

Дания расположена на полуострове Ютландия и островах Датского архипелага, на которые приходится 40% территории страны. Крупнейший остров – Зеландия имеет площадь 7 тыс. км2. На нем и близлежащем небольшом острове Амагер расположена столица Дании – Копенгаген.

Природный потенциал представлен почти исключительно агроклиматическими ресурсами. Климат в Дании морской, с теплой зимой (среднеянварская температура около 0°) и прохладным летом (средняя температура июля +16, +17°). Годовое количество осадков составляет 500-800 мм. Продолжительный вегетационный период и достаточное количество осадков позволяют выращивать кормовые и зерновые культуры, овощи и корнеплоды. Но в условиях плоской низменности (максимальные высоты не превышают 200 м) и при недостаточно высокой испаряемости выпадающие осадки вызывают переувлажнение и заболачиваемость территории. Поэтому для получения высоких урожаев требуются ирригационные работы. Сеть осушительных систем покрывает 1/10 часть всей территории страны. Значительную часть осушенных земель составляют марши – прибрежные низменности, затопляемые в период высоких приливов и нагонов воды.

Низменная равнинная поверхность в сочетании с мягким морским климатом благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Сельскохозяйственными угодьями, в основном пашней, занято 2/3 земель. Продуктивность естественных кормовых угодий очень высокая, особенно в восточной части Ютландии и на островах, где она достигает 10-15 т сухого вещества на гектар. Это один из самых высоких показателей в Европе. На западе Ютландии, где почвы хуже, этот показатель ниже – всего 4-6 т/га (что примерно соответствует средним показателям для Польши).

Дания – одна из наименее лесистых стран Европы. Лесная площадь составляет только 10% территории. Большинство лесов имеют искусственное происхождение: распространенные в древности лиственные леса были вырублены, и в ХVIII-ХIХ веках были посажены преимущественно еловые леса, занимающие сейчас половину лесной площади. Имеются также грабовые и буковые рощи. Лесозаготовки незначительны, и леса имеют преимущественно природоохранное значение.

Водные ресурсы представлены многочисленными мелкими реками, содержащими довольно большие запасы пресной воды. Обеспеченность ресурсами полного стока на одного жителя составляет 2,2 тыс. кубометров – в полтора раза больше, чем в Германии и Польше, но в 10 раз меньше, чем в Швеции. Благодаря развитию водосберегающих технологий, потребление воды составляет только 8% ее запасов, тогда как в Германии – более половины.

Полезные ископаемые имеют местное значение. Ведется добыча минеральных вод, диатомита, мела и известняка, каолиновых глин. Добывается поваренная соль, для нужд сельского хозяйства – торф. В Северном море, на датском участке шельфа, с начала 1970-х годов ведется добыча нефти и газа. Запасы нефти составляют около 300 млн. т, природного газа – 200 млрд. кубометров. Нефть добывается также на Балтике – у острова Борнхольм. В 1992 г. добыто 7,5 млн. т нефти и 4 млрд. кубометров газа. Это удовлетворяет не более трети потребности страны в топливе; остальная часть покрывается за счет импорта.

Дания обладает квалифицированными кадрами, обеспечивающими высокий уровень производительности труда. Общее число занятых в народном хозяйстве составляет 2,9 млн. человек. Их подготовка и повышение квалификации ведется широкой сетью образовательных учреждений. По числу студентов в расчете на 10 тыс. жителей Дания занимает одно из первых мест в мире. Она активно участвует в образовательных программах стран Балтийского региона, в том числе в постсоциалистических странах. На острове Борнхольм создан крупный центр переподготовки кадров.

Население Дании до начала 1980-х годов было весьма однородно в национальном отношении: 99% жителей основной части страны составляли датчане. Проживало также около 30 тыс. немцев, 10 тыс. шведов, норвежцы и несколько тысяч фризов (коренных жителей Северо-Фризских островов у западного побережья страны). Коренными жителями Фарерских островов являются фарерцы (40 тыс. человек), Гренландии – эскимосы (45 тыс. человек). Дания не была в числе стран, привлекавших в больших количествах иностранных рабочих в 1950-е и 1960-е годы. Однако в 1980 – 1990-е годы Дания приняла более 150 тыс. иммигрантов, преимущественно из стран “третьего мира”, из районов военных действий и из стран, где осуществлялись политические репрессии. До 50 тыс. человек возросло число проживающих в стране немцев. Однако и сейчас более 95% населения страны (не считая Фарерских островов и Гренландии) составляют датчане.

Согласно статистическим данным, 85% населения Дании проживают в городах, так что она по уровню урбанизации уступает в Балтийском регионе только ФРГ. Однако к городам в Дании относятся все населенные пункты с числом жителей более 200 человек, которые ни в одной другой стране городами не считаются. Так что статистическая урбанизированность страны несколько отличается от фактической, которая оценивается специалистами в 70%. Больших городов в Дании, кроме ее столицы Копенгагена, нет. Зато Копенгаген уступает в Балтийском регионе по числу жителей только Санкт-Петербургу. В нем проживает 1,4 млн. жителей – свыше четверти населения страны. Остальные города намного уступают ему по численности населения: Орхус – около 300 тыс. жителей, Оденсе – до 200 тыс., Ольборг – 160 тыс. жителей. Прочие городские центры не достигают людности 100 тыс. человек.

Наиболее плотно заселены острова и восточная часть полуострова Ютландия, где проживает 50-100 человек в расчете на квадратный километр, а на острове Зеландия, где расположен Копенгаген – более 200 человек. В восточной части страны плотность населения составляет 20-50 чел. на кв. километр, а в некоторых сельских районах – и менее.

Аграрная до второй мировой войны, Дания в послевоенные годы прошла путь индустриализации и перехода к постиндустриальному обществу. Хотя агропродовольственный сектор продолжает оставаться очень важным в экономике и внешнеэкономических связях страны, на первый план выдвигается машиностроение в промышленности, телекоммуникации, здравоохранение и экология, образование – в сфере услуг.

В экономике страны видное место принадлежит иностранному капиталу. В промышленности около трети предприятий являются иностранными. Преобладают американский, британский, германский и шведский капиталы.

Не обладающая достаточными собственными топливными ресурсами, Дания создала мощную электроэнергетику преимущественно на привозном топливе. Производство электроэнергии достигло 35 млрд. кВт·часов; в расчете на душу населения Дания на 1/10 превысила уровень ФРГ. Это обеспечило высокую энерговооруженность народного хозяйства и его перевод на передовую технологическую основу, а также широкое применение электроэнергии в жилищно-коммунальном хозяйстве и в бытовых целях.

Наиболее динамичная отрасль промышленности – машиностроение. Относительно давно получило развитие судостроение. Крупные верфи расположены в портовых городах на островах и восточном побережье Ютландии – Копенгагене, Хельсингере, Оденсе, Ольборге, Фредериксхавне. На нужды агропродовольственного сектора ориентировано производство сельскохозяйственных машин и оборудования для пищевой промышленности. Центрами новых отраслей – электротехники и электроники являются Копенгаген, Оденсе, Хавнбьерг, точной механики – Копенгаген, Орхус, Сеннерборг.

Металл используется большей частью привозной. Собственное производство стали и проката размещается в Фредериксверке недалеко от Копенгагена и Ольборге.

К числу новых отраслей относится химическая промышленность, использующая привозное сырье. Производятся синтетические смолы и волокна, пластмассы, каучук, лакокрасочные материалы. Развита химико-фармацевтическая промышленность. Производятся азотные и фосфорные удобрения.

В городах Фредерисия, Калунборг, Скельскер размещаются нефтеперерабатывающие предприятия. Во Фредерисию ведет нефтепровод с месторождений на шельфе Северного моря.

На импортной целлюлозе работают бумажные фабрики в Оденсе, Нестведе, Рандерсе. Центром мебельной промышленности является Копенгаген. Местное сырье используют цементные заводы в Ольборге, Нестведе, Копенгагене, предприятия стекольной, керамической и фарфоро-фаянсовой промышленности (Копенгаген, Ренне, Корсер). Экспортное значение имеют изоляторы для линий высокого напряжения, и особенно высококачественный датский фарфор.

Во многих городах размещаются предприятия легкой промышленности, особенно текстильной и швейной.

Пищевая промышленность, перерабатывающая местное сырье, не только удовлетворяет потребности населения страны, но и имеет важное экспортное значение. По всей территории страны размещены молоко- и мясоперерабатывающие предприятия. На юге островов – сахарные заводы. Имеется большое число пивоваренных заводов, использующих в качестве сырья местный ячмень.

Рыбопереработка расположена в рыболовных портах на полуострове Ютландия (крупнейшие – Эсбьерг на западе, Хирстхальс, Скаген и Фридериксхавн на севере, Орхус на востоке). Рыболовный флот, ведущий промысел в Северном море, на Балтике и в Атлантическом океане (вблизи датских Гренландии и Фарерских островов), насчитывает 2,2 тыс. судов, на которых ведут лов рыбы 8 тыс. рыбаков. Экспортируется 90% улова рыбы.

Производство важнейших видов продукции агоропродовольственного сектора в 1993 г. в Дании составило: мяса (в убойном весе) – 1,9 млн. т, молока – 4,7 млн. т, яиц – 1,6 млрд. штук, сахара – почти 0,5 млн. т, улов рыбы – 2 млн. т. По душевым показателям производства продовольствия она занимает ведущие места в мире.

Традиционная земледельческая специализация сельского хозяйства в конце ХIХ века сменилась животноводческой после того, как датское зерно было вытеснено с европейского рынка более дешевой и качественной американской и российской пшеницей. Теперь сельское хозяйство имеет молочно-беконную специализацию, обеспечивающую до 90% производства товарной продукции аграрного сектора. Развито птицеводство и звероводство (разведение норок – Дания дает 40% мирового производства норковых шкурок). Земледелие имеет в основном вспомогательное значение, обеспечивая животноводство кормами. Выращиваются кормовые и зернофуражные культуры, особенно ячмень. В восточных районах распространены посевы пшеницы, в западных – овса и ржи. Из технических культур выращивается сахарная свекла, главным образом в южной части островов. Развито картофелеводство, овощеводство и плодоводство.

Благодаря естественным предпосылкам, высокой культуре земледелия, мелиорации и химизации сельского хозяйства, обеспечивается очень высокая урожайность. Количество вносимых на гектар удобрений составляет 190-200 кг и находится на пределе допустимого по экологическим соображениям уровня. Урожайность пшеницы составляет 60-70 ц/га, картофеля около 350 ц/га, сахарной свеклы – 550 ц/га. Скот находится на стойловом содержании, и достигнута высокая плотность в расчете на 100 га сельхозугодий: 80 голов крупного рогатого скота, 400 свиней. Благодаря рациональному кормлению и развитому племенному хозяйству, продуктивность скота также очень высокая. Например, годовые надои от одной коровы составляют в среднем свыше 6000 кг. Разводятся датская красная и ютландская черно-пестрая породы крупного рогатого скота, ландрасская беконная порода свиней.

По показателям внутреннего потребления животноводческой продукции Дания занимает ведущие места в мире. В начале 1990-х годов годовое потребление мяса на душу населения составляло 98 кг, молока и молочных продуктов в пересчете на молоко – 380 кг, яиц – 274 штуки, рыбы и рыбопродуктов – 31 кг. Эти показатели – самые высокие в Европе.

Благодаря общей сельскохозяйственной политике внутри ЕС и определенным мерам по защите общего рынка стран Евросоюза, датская продукция относительно защищена от импорта дешевой животноводческой продукции из других регионов мира. А внутри ЕС ее животноводческая продукция, благодаря как благоприятным естественным предпосылкам, так и достигнутому уровню развития агропродовольственного сектора, оказывается вне конкуренции. Поэтому датский экспорт продовольственных товаров – мясопродуктов, сыров, животного масла и рыбопродукции, главным образом в страны ЕС, – достигает больших размеров.

В связи с особенностями географического положения Дании половина внутренних и 4/5 внешних грузоперевозок осуществляется морским транспортом. Торговый флот насчитывает более 300 судов общей грузоподъемностью свыше 5 млн. т. Он обслуживает внутренние и внешние перевозки не только Дании, но и других стран. Грузооборот морских портов Дании превышает 50 млн. т. Из них около трети приходится на Копенгаген. Другие крупные порты – Орхус, Ольборг, Фредерисия, Калунборг.

Важную роль играет железнодорожный транспорт. Из 2850 км железных дорог свыше 300 км электрифицированы, 760 км имеют двойную колею. Острова связаны с материковой частью железнодорожными паромами; во многих случаях между островами насыпаны дамбы, по которым проложены железные и автомобильные дороги. Сначала с полуостровом Ютландия был таким образом соединен второй по величине остров Фюн, а с островом Зеландия – расположенные к югу от него острова Фальстер и Лолланн. В 1997 году пассажирские поезда пошли по самому протяженному 18-километровому комбинированному мосту и тоннелю через пролив Большой Бельт между островами Фюн и Зеландия; позднее началось движение автомобилей. Тем самым все основные острова оказались соединенными между собой и с материком мостами и тоннелями. В 2000 году должно завершиться сооружение моста длиной 3,3 км через пролив Эресунн (Зунд), который соединит Данию с Швецией. Паромное сообщение организовано с Германией, Швецией и Норвегией.

Автодороги с твердым покрытием имеют протяженность более 71 тыс. км. Ведется строительство скоростных автодорог – их длина уже достигла 760 км. После сооружения моста через Зундский пролив и завершения постройки ведущих через территорию Дании скоростных дорог возрастет их значение в транзитных перевозках между Германией и Швецией.

Велико значение и авиационного транспорта. В Дании насчитывается более 100 аэродромов, обслуживающих внутреннее сообщение. Международный аэропорт в Каструпе близ Копенгагена относится к числу крупнейших в Европе. Ежедневное количество взлетов и посадок здесь – 740, в том числе международных – 565.

Внешнеэкономические связи играют исключительно важную роль для Дании, не имеющей своего промышленного сырья и нуждающейся в рынках сбыта продукции. По душевым показателям экспорта и импорта она занимает одно из первых мест в мире. Объем экспорта в 1996 г. составил 48 млрд. долларов, импорта – 42 млрд. долларов. Положительное сальдо торгового баланса показывает эффективность ее народнохозяйственной специализации, сложившейся в последние годы. В 1970-е годы для нее был характерен отрицательный торговый баланс. Одновременно это отражает успехи в проведении Данией внешнеторговой политики, в частности, вхождение в ЕС.

Четверть датского экспорта падает на продукцию машиностроения – оборудование для пищевой промышленности, суда, электронику, бытовые приборы. Несколько более четверти приходится на продовольственные товары. Видное место в экспорте занимает продукция химической и легкой промышленности. Машины и оборудование составляют 30% импорта. Другая важная статья импорта – топливо. Нефть и нефтепродукты составляют 25% ввозимой продукции. Значительный удельный вес – у древесины, сырья для химической промышленности. Ввозятся химические продукты, потребительские товары, продовольствие.

Основные торговые партнеры Дании – страны ЕС. Первое место занимает Германия – 22%, второе – Швеция (11%). Затем идут Великобритания, Нидерланды, Франция. Из стран, не являющихся членами ЕС, первое место занимает Норвегия (5%). Значима торговля с США, Японией. Страны Балтийского региона, помимо ФРГ и Швеции, занимают во внешнеторговых связях Дании небольшое место. На Финляндию приходится 2% экспорта и 3% импорта, примерно 1,5% оборота – на Польшу, 1% – на Российскую Федерацию, менее 0,5% – на Прибалтийские страны.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа