Бесермяне
Бесермяне
Бесермяне, бесерман (самоназв.), народ в России на северо-западе Удмуртии, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 составляла 10034 чел. (в последующих переписях Бесермяне не выделялись и включались в состав удмуртов). Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть.
Чисто бесермянских деревень - 10. Язык Бесермян - наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфичных черт, характерных для тюркских языков. Верующие Бесермяне - православные, сохраняются элементы мусульманских и традиционных представлений. Русские летописные источники 13-15 вв. фиксируют народ под названием Бесермяне на Волге и в нижнем течении р. Камы, письменные документы 17 в. отмечают Бесермян в бассейне р. Чепцы, часто называя их "чуваш", позднее за ними окончательно закрепляется этноним Бесермяне.
Видимо, Бесермяне - это группа южных удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние. В состав Бесермян, возможно, влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам. Очевидно, в Волжской Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса и получила название "бесермян" (возможно, восходящее к "мусульман"). Бесермяне бежали от монголо-татар в вятские леса и оказались в бассейне р. Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, но сохранили свою южноудмуртскую речь.
Основное традиционное занятие Бесермян - пашенное земледелие, они возделывали озимую рожь, ячмень, овeс, лeн, коноплю; выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Основным социальным институтом сельских Бесермян вплоть до 30-х гг. 20 в. была соседская община. До перв. четв. 20 в. у Бесермян наряду с малой семьей существовали большие неразделeнные семьи.
Основа традиционного женского костюма Бесермян - рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой па подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелeного, жeлтого; чeрный служил для выделения контура. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без на грудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда в виде халата.
Характерны нагрудные украшения, шейные, черссплсч-ные из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты, кольца. Девичий головной убор - небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Женский головной убор: головное полотенце из тонкого белого холста; шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный или кашемировый платок. В женской одежде Бесермян выделяются чувашские элементы.
Мужской костюм имел много общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и сукна. Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с разл. начинкой, каши, супы. Развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. Сохраняются элементы традиционной свадебной обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник плуга. В июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru