Этническое взаимодействие русских с северными народами (на примере народа коми)

Этническое взаимодействие русских с северными народами (на примере народа коми)

Балина Светлана

Природные условия Коми края.

Географическое положение региона.

Республика Коми находится на крайнем северо-востоке Европейской части РФ в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал). Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (между 59° 12' и 68°25' с.ш.), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела рр. Печоры и Оби по Уральскому хребту на востоке (между 45°25' и 66° 10' в.д.). Площадь республики составляет 416,8 тыс. км2. На западе, северо-западе и севере Республика Коми граничит с Архангельской областью и Ненецким АО, на востоке - с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским АО Тюменской области, на юго-востоке - со Свердловской областью, на юге - с Пермской областью и Коми-Пермяцким АО, на юго-западе - с Кировской областью. Республика делится на 12 административно-территориальных районов. На территории РК расположено 10 городов, 45 ПГТ и 150 сельских населенных пунктов. Столица – г.Сыктывкар.

Структура земельного фонда Республики:

72,7 % занимают леса и кустарники, 9,8 % - болота, 9,5 % - безлесные оленьи пастбища (тундра), 1,5 % - воды, 1,1% -сельскохозяйственные угодья, 5,7 % - прочие земли (включая городские). На долю лесхозов приходится 65% земель, сельскохозяйственных предприятий - 30,9%, промышленности, транспорта, курортов и заповедников - 5,1 %, государственных пастбищ - 0,9 %, населенных пунктов - 0.1 %земель.

Климатические характеристики.

Климат Республики очень неоднороден из-за обширных размеров и континентальной протяженности ее территории, из-за влияния Северного Ледовитого океана на севере, Атлантического на северо-западе, природного барьера Уральских гор на востоке. Часто попеременное вторжение холодных арктических и теплых атлантических воздушных масс вызывает повышенную циркуляцию атмосферы, доминирование циклонов, резкие перепады давления и температуры воздуха, быструю смену направления и скорости ветров, обилие осадков (дождя и снега). Республика расположена в субарктическом (на крайнем севере и северо-востоке) и умеренном (на большей части территории) климатических поясах, поэтому здесь продолжительная суровая зима и короткое прохладное лето. Среднегодовая температура воздуха на большей части республики ниже нуля (на юге +1ОС, на северо-востоке -6,3ОС). Среднегодовое количество осадков 625 мм, из них 60-70 % выпадает в теплый сезон. Природные условия жизни – от экстремальных (в тундре) и дискомфортных (лесотундра, крайнесеверная тайга) до гипокомфортных (южная часть Коми края, средняя тайга).

Природные ресурсы.

А) Минеральные ресурсы.

Республика располагает уникальными запасами минерально-сырьевых ресурсов (угля, нефти, газа, бокситов, титановых руд, солей, золота, алмазов, руд цветных и редких металлов, флюорита, горючих сланцев, минеральных вод и стройматериалов) общей ценностью 11 трлн.$ (8% прогнозного потенциала России). 97% потенциала составляет топливно-энергетическое сырье (останется доминирующим в ближайшей перспективе). Хорошо освоены Печорский угольный бассейн, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция; будут освоены рудные месторождения Тиманского кряжа и Полярного Урала.

Б) Биоклиматические ресурсы

территории позволяют вести интенсивное полевое земледелие на юге республики, оленеводство и промысловое хозяйства на севере. На большей части территории ведутся лесозаготовки (запасы леса 2,8 млрд.м3). Экономическое развитие ограничивает низкая экологическая емкость природных комплексов (особенно на севере). ½ территории республики вовлечена в активную экономическую деятельность, ½ является экологическим резерватом генофонда тайги и тундры. Особо охраняемые природные территории составляют 15% площади республики (Печоро-Илычский Биосферный заповедник, Национальный парк «Югыд-ва», сеть флористических, рыбных, охотничьих заказников). Природные комплексы республики представляют интерес для рекреационного использования - отдыха, лечения, туризма.

Динамика населения республики Коми

Половозрастная структура населения региона. По данным на 1 января 2005 г. в Республике Коми проживает 987,9 тыс.чел. (0,8% населения России), из них 52% женщин и 48% мужчин. В городах проживает ¾ населения. Плотность населения - 2,4 чел./км2. Средний возраст жителей - 33 года. Наблюдается старение населения: в 2006 г. численность старшего поколения в Коми превысит численность молодого. За последний год население РК уменьшилось на 8,5 тыс.чел. (число, сопоставимое с населением целого административного района республики), за счет естественной смертности(38% убыли) и миграции за пределы региона (62% убыли).

Естественное движение населения.

Во всех городах и районах республики (кроме экономически благополучного «нефтяного» города Усинска) людей умирает больше на 3,2 тыс. чел. в год, чем рождается. В некоторых районах (Прилузском, Сысольском) смертность вдвое превышает рождаемость. В городах естественная убыль населения - 2,6; в сельской местности – 9,5 чел. на 1000 чел. Процесс депопуляции продолжается: к 2015 г. население Коми может сократиться на несколько сотен тыс.чел. и стать меньше миллиона, а без мероприятий по улучшению демографической ситуации через 150 лет вообще исчезнет (как и население России вообще!).

Причины кризисной ситуации - высокая смертность и низкая рождаемость, обусловленные социально-экономическими условиями. В последние годы повысилась младенческая смертность (9,4 и 13,4 на 1000 родившихся в городах и селах сооответственно). Большинство родившихся малышей - первенцы, очень болезненные дети, поэтому общее здоровье населения республики зависит от количества детей в каждой семье

Единственный путь выхода из кризиса - концепция улучшения демографической ситуации: строительство жилья и льготы для молодых семей, материальное стимулирование повышения рождаемости. Количество браков в Коми выросло на 16%, количество разводов сократилось на 6%; в нынешнем году распадалось 3/5 образованных семей (против 7/10 в прошлом году). Демографическая ситуация в 2005 г. складывается особенно неблагоприятно из-за значительного превышения смертности над рождаемостью. Причины смерти: сердечно-сосудистые заболевания, онкология, неестественные причины. Остро стоит проблема смертельных отравлений алкоголем (число случаев выросло на 8%).

Миграция населения за пределы Коми.

Во всех городах и районах республики наблюдается отрицательное сальдо миграции: в 2005 г. из республики прибыло 10,4 тыс., выехало 15,7 тыс. чел., чаще всего в другие регионы России (48% миграционного оборота), страны СНГ (Украину и Белоруссию) и страны Балтии; реже в страны дальнего зарубежья (обычно в Германию, 50 чел.). Основные причины переселения – личные и семейные мотивы (50%), возвращение на прежнее место жительства (18%), производственная необходимость (13%), учеба (12%). Особенно интенсивен отток населения из г.Воркуты (уехало 2,5% населения), Инты (2,4%) – из-за упадка угольной отрасли и обветшания жилищного фонда; из Княжпогостского и Койгородского районов (1,5%) – из-за упадка сельского хозяйства. Потеря наиболее мобильного населения трудоспособного возраста (60-70% всех мигрантов) становится острой проблемой для экономики РФ. За последние 10 лет потери трудового потенциала Коми превысили 70 тыс.чел.

Социально-экономические показатели

Уровень жизни.

По официальной информации Госкомстата РК, Республика Коми в 2004 г. заняла II место в рейтинге благосостояния населения среди 11 регионов Северо-Западного федерального округа (первое место занял Санкт-Петербург). Коэффициент благосостояния рассчитывался как отношение среднедушевого денежного дохода к величине прожиточного минимума (3,2 тыс. руб). В Республике Коми он выше, чем в целом по Северо-Западу и России. В 2005 г. коэффициент слегка упал (3,01).

Регион

Коэф-т благосостояния

1.Санкт-Петербург

3,25

2.Республика Коми

3,04

3.Весь Северо-Запад

2,49

4.Вся Россия

2,31

В прожиточный минимум входят стоимость потребительской корзины и расходы по обязательным (коммунальным) платежам на 1 человека. В северной природно-климатической зоне РК прожиточный минимум выше, чем в южнойСредняя зарплата 2005 г. (при прожиточном минимуме 3,8 тыс.руб.) составила 11,4 тыс. руб. Среднедушевой денежный доход ежегодно увеличивается на ¼ у обеспеченных жителей и на 17% у бедных. За чертой бедности живет относительно мало жителей: 1/5 населения (191 тыс.чел.), в крайней нищете 4% (40 тыс.чел.); среднемесячный доход малообеспеченных = 2,2 тыс. руб.

<2,2 тыс.руб.

2,2 тыс.руб.

3,2-6,5 тыс.руб

6,5-9,7 тыс.руб.

9,7–19 тыс.руб.

19-32 тыс.руб.

>32 тыс.руб.

4%

19%

31%

20%

17%

7%

2%

<1 минимума

<1 минимума

1-2 минимума

2-3 минимума

3-5 минимумов

5-10 минимумов

10 минимумов

Расслоение населения. «Коэффициент благосостояния» – это усредненный показатель. В действительности, 50% населения имеет среднедушевой денежный доход ниже 2 прожиточных минимумов, 20% жителей 2-3 минимума, 17% жителей 3-5 минимумов, и лишь1,5% жителей - 10 минимумов. Расхождение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составило 16,2 раза (в среднем по России 14,6 раза). Наблюдается «сезонное расхождение» доходов: В II-III квартале (когда прожиточный минимум растет, а зарплата не повышается), 65% населения республики Коми живут в бедности (имеют доход ниже прожиточного минимума).

Социальные проблемы.

В Коми, как и во всей России, остро стоит жилищная проблема. Более ½ населения Коми сможет в ближайшие годы улучшить жилищные условия благодаря действующим и готовящимся региональным программам ипотечного кредитования. Активно сносится ветхое жилье. Решаются жилищные вопросы на селе.

У русских более значительна доля лиц трудоспособного возраста - у них больше возможностей обеспечить себе существование. Сильная разница в оплате труда: зарплата растет в северных городах (русских), падает в селах (коми) (Вячеславов, Ковалев, Шабаев, 1997). В селах втрое выше уровень безработицы, чем в городах; в результате уровень доходов коми вдесятеро меньше русских. Резкая дифференциация доходов влечет рост недовольства титульного этноса.

Основные направления социальной работы: на первом месте стоит борьба с бедностью. Министерство по социальным вопросам РК старается поддерживать население, часто опережая федеральное законодательство. Ещё в 1997 г. в Коми был принят Закон о прожиточном минимуме. Республика вошла в число трех регионов, где отрабатывалась методика оказания помощи нуждающимся семьям; разработанные в Коми подходы адресной социальной помощи были затем переняты другими регионами. В 2000 г. более 80 тыс. семей в РК получали разные пособия.

Проблема суицида: в последние годы самоубийства составляют 15% всех жертв несчастных случаев, отравлений и травм (ок. 500 чел.); чаще гибнут только от отравлений алкоголем. Республика Коми отличается высоким уровнем суицида (на 38% больше, чем в среднем по России; 48 чел. на 100 тыс.).В сельских районах (где в основном проживает коренное население – коми), этот показатель вдвое выше (80 чел. на 100 тыс.). На самоубийство сельчан толкает безработица, отсутствие перемен к лучшему, нищета, ощущение собственной ненужности. Самый низкий уровень самоубийств - в городах Сыктывкаре и Усинске, где меньше безработицы и выше уровень жизни. 81% покончивших с собой - люди трудоспособного возраста; отмечены случаи суицида среди детей и пенсионеров. Из 500 чел. только 7 покончили жизнь самоубийством в состоянии алкогольного опьянения. По статистике, на 1 удавшийся суицид приходится 7 неудавшихся.

Хозяйственное освоение Коми края

Хозяйственное освоение Коми края в начале ХХ в.

До середины ХХ в. Коми край оставался одним из самых малонаселенных мест Европы. Сохранилось линейное расселение населения: относительно плотно были заселены только долины рек (Вычегды, Сысолы, Лузы и Выми), ставшие зоной сплошного освоения. Долины Вашки, Мезени, Печоры с притоками входили в зону дискретного (очагового) освоения.

Основными транспортными путями между зонами заселения служили реки. Дорожная сеть была развита слабо до 1941 г. Железную дорогу построили только в 1937 г. Это затрудняло миграцию, способствовало изоляции районов и сохранению этнической специфики коми. В 1920-е гг. Коми край оставался сельским, существовал единственный город Усть-Сысольск (с 1930 г. - Сыктывкар) с преобладанием коми населения и заводские поселки Кажим и Нювчим (с русским населением). В этих трех поселениях жило всего 3,2% жителей Коми края; их образ жизни мало отличался от сельского.

Хозяйство Коми в послереволюционные годы.

В 1917-18 гг. экономика Коми края была существенно преобразована: национализированы промышленные предприятия, ликвидировано частное предпринимательства в лесной промышленности, земли перераспределены за счет конфискации частных, церковных и монастырских наделов (переданы безземельным крестьянам).

В 1920-е гг. сохранялось традиционное хозяйство: доминировало было многокомпонентным сельское семейно-индивидуальное производство (за счет одного занятия не прожить): кроме земледелия и скотоводства, крестьяне занимались охотой, рыбной ловлей, домашними ремеслами и отхожими промыслами, доля фабрично-заводской и кустарно-ремесленной промышленности составляла всего 6,7%. Интенсивно велись только лесозаготовки с использованием труда крестьян-сезонников.

В 1930-х гг. меняется социально-экономическая жизнь, серьезные перемены в демографической и этнической ситуации. В 1929-30 гг. начата массовая коллективизация крестьянских хозяйств (в колхозы объединено 90% всех хозяйств) (История Коми, 1981), она сломала традиционную систему крестьянского хозяйства, колхозники лишились права свободного передвижения, что повлияло на интенсивность миграции. В 1930-е гг. начинается интенсивное освоение природных богатств Коми АССР: угля, нефти, газа. Расширяются объемы лесозаготовок - базовой отрасли промышленности.

В конце 1930-х значение Коми АССР как сырьевой базы многократно возросло; добывающие отрасли промышленности стали основными. К 1937 г. промышленность давала 75% валовой продукции народного хозяйства. В 1940 г. объем промышленной продукции превзошел уровень 1928 г. в 7,4 раза. Промышленное освоения Коми АССР во многом осуществлялось силами заключенных и спецпоселенцев. Вся мощная горнодобывающая промышленность Коми и связанная с нею сеть поселений были созданы без участия коренного населения.

Расширение хозяйственно-освоенной и заселенной территории не расширило этнической территории коми. Лесозаготовки также велись силами спецпоселенцев; их поселки размещались на этнической территории коми. Процесс урбанизации мало затронул Коми край, ориентированный на добывающие отрасли и лагерный труд. Доля городского населения составляла всего 9,1% (Сыктывкар оставался единственным городом).

В Коми формируются постоянные кадры лесной промышленности (путем оргнабора в других регионах России). В 1939 г. население выросло в 1,6 раза (по сравнению с 1926 г.) до 319 тыс. чел. Доля коми сократилась с 92,2% до 72,5%, а русских возросла до 22%.

Развивалась культурная жизнь. Грамотными были 90% населения Коми. В республике были открыты национальные театры, пединституты, местные издательства. Одновременно в 1930-е гг. было разгромлено краеведческое движение, свернуты исследования по истории и этнографии, развернулась борьба с фольклором и религиозными традициями, были репрессированы деятели национальной культуры.

В послевоенные годы (1939 - 1959 гг.) население республики, несмотря на значительные потери в войну, возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел). Рост населения обусловлен миграцией (вдвое больше естественного прироста). Интенсивный приток мигрантов снижает долю коми: в 1939 г. - 72,5%, в 1959 г. - 30,4%, в 1989 г. - 23,3%.

В 1940-50-е гг. коми оказались в меньшинстве на своей этнической территории, идет их ассимиляция. Республика Коми превратилась в высокоурбанизированный регион: за 20 лет численность горожан увеличилась в 6,5 раз, его доля возросла до 60%, число городов достигло 6 (многие из них имели "лагерное прошлое"), еще 20 поселений преобразованы в ПГТ. Интенсивно развивалась экономика (резко возросла потребность в печорских углях и ухтинской нефти); сооружена Северная железная дорога Котлас - Воркута. Дан мощный импульс внешней миграции и урбанизации. В 1939 - 1959 гг. население Коми возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел.)

В 1970-е гг. в городских поселениях проживало 598 тыс. чел. (62% населения), в 1989 г. – уже 954 тыс.чел. (75%). Процесс урбанизации затронул прежде всего русских, но и коми перестали быть чисто сельским этносом (50% коми – горожане). В 1959 - 1980 г. число сельских поселений сократилось вдвое, но увеличилась их людность. Половина сельского населения проживает в очень крупных поселениях (>1000 жителей). Возникли поселки лесозаготовителей.

Современность: население северных городов оказалось заложником реформ, утратило веру в будущее, усилилась миграция в другие регионы (67 тыс.чел. в 1992-1996 гг.). Основная часть горожан - русские, именно они преобладали в потоке мигрантов. Начаты крупные инвестиционные проекты: газопровод Ямал-Европа, ж/д магистраль Архангельск-Пермь (Белкомур), разработка марганца и бокситов.

Этнические процессы Коми народа

Состав населения Коми края в XIX в.

В исторических источниках очень мало сведений о национальном составе населения Российского Севера XIV--XVIII вв.; лишь с XVIII в. российские ученые начинают изучение народов Севера, их численности и расселения (Кабузан, 1990; Горская, 1994). В I пол. XIX в. интерес к изучению этих вопросов заметно усилился, поскольку изменения в общественно-политической и экономической жизни страны требовали ясного понимания демографических процессов и этнической ситуации.

Создание Статистического отделения по инициативе Императорского Русского географического общества способствовало сбору и обобщению данных об этническом составе населения России (Кабузан, 1992) и, в частности, Коми края.

В 1826 г. Министерство внутренних дел собрало сведения о числе и размещении коми-зырян по сводкам губернаторов. В то время коми проживали на северо-востоке Вологодской губернии (бассейны рр.Вычегды, Выми, Сысоле, Виледи, Лузе, Мезени, Вашки, Печоры – Яренский и Усть-Сысольский уезды), в Архангельской губернии (Мезенский уезд) и Вятской; в Пермской губернии их не было (Архив РГО, 1926). Всего в Коми крае проживало около 60 тыс.чел. (50 тыс. коми и 10 тыс. русских), в основном казенные (государственные) крестьяне, за исключением небольшого числа мещан и купцов.

В 1840-44 г. предпринята новая попытка собрать сведения о численности населения в регионе. Коми-зырян к тому времени было уже 60 тыс.чел. В 1846 г. в Усть-Сысольском уезде числилось 318 зырянских деревень, в Яренском - 105 деревень. Коми-зыряне составляли 91% населения Усть-Сысольского, 64,2% - Яренского уезда и 8,6% - Вологодской губернии. Однако у власти не было ясного представления об этническом составе селений остальных уездов, поэтому даже исконно русские деревни были зачислены в коми селения.

«Русификаторство» или упрочение связей?

Архивные материалы говорят об «отсутствии инородческих селений нерусских обитателей в Вологодской губернии», поскольку власти не считали коми-зырян иным (нерусским) народом. Главным для государства была общность вероисповедания и хозяйственных занятий; православные крестьяне не воспринимались как «инородцы», несмотря на языковые различия, которые отступали на второй план: «коми - финского происхождения народ, хотя любит говорить своим особым языком, но был обращен в православную веру и причислен издавна к сословию казенных крестьян без отличия от прочих» (Архивы РГО).

Коми настолько ассимилировались, что «их различие состоит только в языке, многие зыряне знают по-русски, они почти не отличаются от коренных русских» (отчет Вологодского губернатора); «живут деревнями наподобие русских крестьян, к коим они причислены, исповедуют Греко-российскую веру, имеют те же занятия, что и русские, потому и сведений о их числе не имеется» (отчет Архангельского губернатора); «в образе жизни, обычаях и хозяйстве похожи на русских крестьян» (отчет Вятского губернатора).

В условиях обширного Российского государства такой подход был обоснован: для упрочения связей между отдаленными регионами с сильно различающимися природными условиями общность веры и хозяйственной деятельности населения были крайне важны; именно этим аспектам власти уделяли главное внимание. Поэтому традиционная характеристика культурно-просветительской и образовательной политики российских властей той эпохи в национальных регионах как «русификаторской» нуждается в комментарии: такая политика объективно вела к русификации, но не из-за произвола властей.

Власти не ставили задачи обрусения коми, удмуртов, карел и других народов, просто не придавали значения языковым различиям и не видели необходимости использования нерусских языков при просвещении населения Севера. Лишь позднее российские просветители осознали важность лингвистического аспекта и стали корректировать просветительскую и образовательную политики в национальных регионах государства.

Этнические процессы в Коми крае в ХХ в.

Важнейшим фактором развития этнических процессов у коми в ХХ в. стало создание автономий, объединивших большинство этносов. Возникшее у коми в 1917 г. движение за национальную автономию привело к созданию Коми Автономной области в 1921 г., объединившей Усть-Сысольский, часть Яренского и Печорского уездов (население 181 тыс.чел).

В 1920-е гг. границы области неоднократно менялись (был исключен заселенный ненцами район Большеземельской тундры, включены традиционно русские районы на Печоре). Население в 1929 г. составило 235 тыс.чел. (выросло на 30%), из них 92,2% коми (после присоединения «русских» районов доля коми снизилась до 85,0%).

1930-е гг. В рамках автономий создавались лучшие условия для развития коми языка и культуры. В 1936 г. Коми АО преобразована в Коми АССР; но повышение статуса было чисто формальным; лишь с 1994 г. (образование Республики Коми) вновь созданы реальные условия для развития национальной государственности. Доля коми сократилась с 92,2% до 72,5%, а русских возросла до 22%. Численность горожан выросла втрое; доля коми среди горожан упала с 92% до 62%.

Послевоенные годы - один из наиболее трагичных этапов истории Коми края. Хотя этот период достаточно хорошо изучен, оценка событий тех лет страдает идеологическим уклоном, не всегда объективна.. В 1939 - 1959 гг. население Коми возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел.) из-за внешней миграции. Меняется состав горожан: коми 14%, русских 60%.

Современный этнический состав населения республики.

В Республике Коми проживает более 100 наций и народностей. Доля коренного населения – коми-зырян – составляет 25% (в Ижемском и Усть-Куломском районах > 75%). Коми относится к финно-угорской языковой группе (кроме них, группа включает венгров, водь, вепсов, ингерманландцев, ижорцев, карелов, коми-пермяков). В настоящее время только в 6 из 20 районов коми составляют >50% населения, причем все эти районы сельские. Процесс урбанизации затронул прежде всего русских, но и коми не остались в стороне: они перестали быть чисто сельским этносом. Сейчас 50% коми – горожане.

Кроме традиционных коми сельских поселений (сел и деревень), на основной этнической территории коми (юг и центр Республики) появились поселки лесозаготовителей (из поселений спецпереселенцев), сейчас это самая большая категория сельских пунктов (30%), в них живет 40% сельского населения. Поселки отличаются от сел и деревень инфраструктурой, своеобразным образом жизни и особенностями труда; во многом они выключены из традиционного образа жизни.

В 85% сел и деревень основное население – коми, в 75% поселков преобладают русские. То есть, на основной этнической территории коми существует развитая сеть инонациональных (русских) поселений, существенно влияющая на этническую ситуацию (напр., рост числа межнациональных браков). Несмотря на многонациональность, село все же более благоприятно для сохранения стабильности коми этноса, чем город. Тенденции изменения этнической ситуации в 1920-1980-е гг. (национальный состав населения, его размещение, доминирование добывающих отраслей промышленности, связанное с промышленным развитием экологическое неблагополучие, разрушение традиционной среды обитания) создают неблагоприятный фон для развития коми этноса.

Будущее основных народов Республики Коми.

Республика Коми относится к национально-государственным образованиям, где титульная национальность составляет меньшинство населения; в обозримом будущем изменений не предвидится. Отсутствие межнациональных конфликтов способствует стабильности некоренного (русского) населения. Русские не намерены ни уезжать из республики, ни осваивать коми культуру, чтобы стать «своими» для коми этноса. Коми, наоборот стремятся покинуть республику (9,5% населения – потенциальные мигранты).

Русские выступают ни за, ни против расширения прав коми народа в РК; оба народа не хотят принимать коми язык в качестве государственного. Мнения расходятся лишь насчет пользования недрами: с тем, чтобы богатства Коми земли принадлежали исключительно коми народу, согласились 19% коми и лишь 5% русских и 19,3% коми согласились с тем, что земля и недра в республике должны принадлежать только коми народу. Необходимость представления приоритетных прав титульной национальности подчеркивают 30% коми и 10% русских.

Отношение к кавказским народам нейтральное (30% русских и коми желает, чтобы они уехали; 45% равнодушны, 32% настроены гостеприимно).

Традиционные обычаи (свадьба, похороны, праздники) практически исчезли из жизни современных горожан. Актуальный автостереотип коми (распространенные представления о собственном народе) явно негативен (прежде всего у молодежи и горожан), активно разрушается позитивный образ собственного этноса.

Культурные ориентации коми смещены в сторону русскоязычной культуры и наднациональных культурных ценностей (Шабаев, 1990). В Республике Коми существует профессиональная художественная культура, пользующаяся определенным влиянием в обществе, но не способная играть роли "цементирующего ядра" этноса.

Замедлено этническое развитие (численность коми не растет последние 30 лет). Этничность сохраняет сельское население, а город является «ловушкой» для коми, где национальная культура быстро разрушается. Но именно городская коми интеллигенция озабочена проблемами национального развития; у остальных национальное самосознание размыто. Многие коми являются носителями «колонизированного сознания» (Тишков, 1993), перенимая от русского большинства пренебрежение к родному языку и культуре.

Язык важен как средство общения и этнический признак; но 30% коми считают родным русский язык (50 лет назад – только 3%). 89% коми-сельчан и 68% коми-горожан знают коми язык; русский язык знают все поголовно. В городе большинство коми (особенно молодое поколение) говорят дома по-русски, в сельской местности (и старшее поколение) - на коми языке.

Коми-горожане – это 2 поколения (раньше - сугубо сельский этнос). В третьем поколении коми-горожане становятся полностью русскоязычными, забывают язык. Семья не передает языковые традиции в городе, в отличие от села.

Хотя 50% коми умеют читать и писать на родном языке, они предпочитают читать и писать по-русски. В 1950-х гг. национальные школы сворачивались (последние ликвидированы в 1974 г.), в так называемых напозднее язык преподавался как факультатив, но посещали мало. В конце 1980-х (движение за национальное возрождение) возросло число изучающих коми язык, созданы Национальная гимназия искусств и Коми гимназия.

Даже в начальных школах комиязычных сел учебный процесс идет на русском (т.к. учебники, пособия – русские). Русский язык часто воспринимается как язык более высокого уровня (язык высшей школы, СМИ, делопроиводство). Однако, в Республике Коми принят "Закон о языках", дающий русскому и коми статус государственного.

Этнические процессы русского населения Коми края

Активное "национальное возрождение" в национальных республиках России приводит не только к повышению интереса к культуре титульных этносов, актуализации их этнического самосознания, но иногда ведет к проявлению русофобии и националистических идей (принцип приоритетных прав титульных национальностей в республиках). Русские общины стали защищать свои интересы. Важно изучать особенности русского населения в разных регионах России, его взаимодействие с другими национальностями в конкретных регионах.

Население формируется путем естественного и миграционного движений населения, что в свою очередь определяет его демографическую и социально-профессиональную структуру. В истории формирования русского населения в Коми крае условно выделяются 2 периода (с доминантой того или иного движения).

Период естественного прироста (XI в. – 1920-е).

С ХI в. (особенно интенсивно в XII-XV вв.) древние пермяне контактируют с русскими. Постоянные русские поселения в Коми крае появились в XII в. В этнических взаимосвязях в средние века доминировал процесс ассимиляции коми, растворения их в массовых потоках русских переселенцев на Север.

В XVI-XIX вв. этнические границы стабилизировались, поскольку приток русских крестьян на Север резко сократился; наоборот, отдельные русские переселенцы растворялись в преобладающей коми среде. Там, где возникали государственные промыслы (соколиные, соляные, железные, медные), основывались русские поселения (деревни, слободки, поселки).

К концу XIX в. коми стали понемногу нанимать на заводы; русские рабочие часто брали жен из коми селений. В заводских поселках господствовал русский язык, временные рабочие-коми коми-невесты быстро забывали коми язык (Котов, Рогачев, Шабаев, 1996). Постепенно семьи рабочих вообще стали считать себя русскими.

Еще раньше русское население появилось в нижнем и среднем течении Печоры (на рубеже XV и XVI вв. основали Пустозерский острог, в 1544 г. - Усть-Цилемскую слободу). На рубеже XVII-XVIII вв. туда усиленно мигрировало русское население (беглые старообрядцы) из северо-западной и центральной России. Основаны новые поселения по глухим притокам Печоры.

Русское городское население стало формироваться с конца XVIII в., когда указом Екатерины II Усть-Сысольск получил статус города. Горожане составляли незначительную часть населения, русских горожан было мало. Хотя делопроизводство и торговля в городе велись на русском языке; образ жизни мало отличался от окрестных сельских поселений. На Европейском Севере России все города были русскими, коми город Усть-Сысольск был исключением (Коми вчера и сегодня, 1991) Даже в начале ХХ в. русские составляли лишь 9,1% горожан. Русские не сформировали городской культуры.

Период принудительных миграций (с 1930-х).

Коми край стал объектом промышленного освоения: ведутся геологоразведочные работы, строятся производства на базе природных сырьевых ресурсов. Промышленное освоение края в основном ведется силами заключенных и спецпереселенцев (7 крупных исправительно-трудовых лагерей, специализировавшихся на лесоразработках, угле- и нефтедобыче, железнодорожном строительстве). Общее число заключенных – ок. 100 тыс. чел. Общее число ссыльных > 50 тыс. чел. (в основном раскулаченные). Среди живших в спецпоселках 64,3% составляли русские.

С 1930-х гг. в Коми формируются постоянные кадры лесной промышленности путем оргнабора в других регионах России. В 1939 г. население республики выросло в 1,6 раза (по сравнению с 1926) и составило 319 тыс. чел. Доля коми сократилась с 92,2% до 72,5%, а русских возросла до 22%. Численность горожан выросла втрое; доля коми среди горожан упала с 92% до 62%.

В военные и послевоенные годы интенсивно развивалась экономика (резко возросла потребность в печорских углях и ухтинской нефти); сооружена Северная железная дорога Котлас - Воркута. Дан мощный импульс внешней миграции и урбанизации. В 1939 - 1959 гг. население Коми возросло в 2,5 раза (до 815 тыс. чел.). Меняется состав горожан: коми 14%, русских 60%.

«Годы застоя». Население растет, но не столь интенсивно (1979 г. - 1,1 млн., 1989 г. – 1,2 млн.), в основном за счет внешней миграции (русских). Доля русских растет: 1959 г. - 48%, 1979 г. - 57%, 1989 г. - 58%. Урбанизация (10 городов и 47 ПГТ), доля горожан 76%, почти все русские. Сельские русские - это жители лесных поселков (нетрадиционных поселений), по культурным ориентациям ближе к горожанам.

С конца 80-х гг. - глубокий структурный кризис экономики Севера России; промышленное производство в Коми в 1990-1995 гг. сократилось на 40% (в России – на 50%) (Социально-экономическое…, 1996). Новые экономические условия потребовали реструктуризации производства в Печорском угольном бассейне и в нефтегазовом комплексе республики (закртыие нерентабельных шахт, ликвидация целых поселков).

Современность: население северных городов - заложники реформ, миграция горожан (в основном русских) в другие регионы. Этническая ситуация в республике изменилась не сильно, и не изменится в будущем. 80% миграционной убыли населения приходится на города Крайнего Севера (подавляющее большинство русских) (Штрихи этнополитического…, 1994). Сейчас русские доминируют на севере и в городах, коми – на юге и в селах.

Демографические процессы русского населения.

До начала 1970-х рождаемость у русских в Коми уменьшалась, затем медленно росла до конца 1980-х, сейчас интенсивно снижается (на 10% ниже, чем у коми). Снижается возраст матери при рождении первого ребенка. В основном рожают женщины 20-24 лет. Смертность была стабильна, с 1970-х медленно увеличивается. Естественный прирост русских неуклонно сокращается (в 1959 - 1979 гг. уменьшился в 1,5 раза).

У всех жителей Коми в последние 20 лет поменялись установки на число детей в семье. На селе (где живут коми) семьи всегда более многодетны. Средняя семья в Республике Коми имеет 2 детей (в городах – 1).

Половозрастной состав русских.

Соотношение мужчин/женщин длительное время неблагоприятно: 100 : 96 у русских, 100 : 124 у коми. Диспропорция полов в возрастных группах: мужчины преобладают в возрасте моложе трудоспособного (т.к. рождается больше мальчиков) и в трудоспособном возрасте 20-29 и 30-39 лет (т.к. в потоке внешних мигрантов больше мужчин). Средний возраст русских 28,4 года, коми 33,7 лет.

Трудовой потенциал русских уменьшился (уменьшение группы населения трудоспособного возраста с 64,5% (1979) до 60% (1989). Среди русских мужчин меньше женатых, чем у остальных национальностей, больше разведенных и одиноких.

Социально-профессиональная структура русского населения.

Особенности социально-профессиональной структуры во многом определяют этнокультурные ориентации и другие формы внепроизводственной деятельности. Русские составляют большинство работников промышленности Коми (рабочие разной квалификации) и специалистов новых промышленных предприятий (по нефтедобыче, геологоразведке, строительству и машиностроению). Коми главным образом заняты в сельском и лесном хозяйстве.

Образовательный уровень коми и русских существенно не отличается, у коми растет быстрее. У русских более значительна доля лиц трудоспособного возраста - у них больше возможностей обеспечить себе существование. Сильная разница в оплате труда: зарплата растет в северных городах (русских), падает в селах (коми) (Вячеславов, Ковалев, Шабаев, 1997). В селах втрое выше уровень безработицы, чем в городах; в результате уровень доходов коми вдесятеро меньше русских. Резкая дифференциация доходов влечет рост недовольства титульного этноса.

Этническая и гражданская идентичность русских.

Этническое сознание - итог воздействия социально-экономических и культурных факторов; в его ориентациях, предпочтениях и стереотипах отражается стиль жизни народа, представление о национальной принадлежности. Показателем степени самоидентификации русских в республике служит отношение к самому понятию «национальность». 73% русских в Коми считают, что национальность дана человеку с рождения, ею надо гордиться; 25% русских считают, что понятие национальности давно устарело и не имеет смысла в сегодняшнем мире (Бызова, 1996).

Русские гораздо сильнее интегрированы в собственный этнос, чем другие этнические группы населения республики. У русских чувство общности и этнической солидарности выше, чем у коми (полное отсутствие связей со своим народом декларируют 9% русских и 12% коми); открыто заявляют о своей национальной принадлежности 73% русских и 60% коми. Очень много людей с двойной идентичностью (русский-коми) из-за тесных межэтнических контактов на личностном уровне и высокой доли межнациональных браков (Жеребцов, 2003).

Авто- и гетеростереотипы составляют значимую часть традиционных алгоритмов мышления, поведения и деятельности человека. Исследование «Я-образа» важно для понимания этнического образа этносов. Самооценка русских выше, чем коми; на взгляд всех жителей Коми, "типичный русский" более добросердечен, отзывчив, альтруистичен, коммуникативен и активен, "типичный коми" малообщителен, недостаточно уверен в себе, склонен к подчинению (Бызова, 1996).

Представление русских о собственном этносе позитивно; обобщенный социальный портрет весьма привлекателен (по самооценке русских, это народ жизнерадостный, упорный, уважающий чужие обычаи, культурный, упрямый и трудолюбивый; такой же портрет сложился в общественном сознании коми, сельские коми подчеркивают хозяйственность, трудолюбие, культурность русских, городские –жизнерадостность и уважение к окружающим) (Тишков, 1993).

И русские, и коми высоко оценивают роль русского народа в истории и культурном развитии России и Республики Коми; причем большинство русских и коми (по 40%) считают, что русские и коми являются единым, неделимым населением республики и вместе играют ведущую роль в жизни республики. Это опровергает миф о том, что русские якобы являются носителями «имперского сознания и идеологии».

Проблема гражданства и суверенитета оценивается в Коми по-разному, 50% населения Коми вовсе к ней безразлична. После принятия Декларации о государственном суверенитете Коми ССР (29 августа 1990 г.) изменений в регионе не произошло (так считают 22% русских), либо стало хуже (22% русских), либо лучше (6% русских).

Межэтнические контакты.

Межэтнические контакты влияют на социально-политический и культурный климат республики. Для русских характерен тип «национального диалога» (выраженная самоидентификация при отсутствии этнических предубеждений, этносоциальная открытость) (Штрихи этнополитического…, 1994). Межэтнические контакты проявляются в дружеском и родственном общении, национально-смешанных браков как микросреде интенсивной межэтнической интеграции и естественной ассимиляции.

Доля межнациональных браков в Коми выше, чем в целом по стране – 1/3 браков (во-первых, это историческая традиция; во-вторых, этнические культуры близки друг другу), особенно на селе (Жеребцов, Рогачев, 1985). Чаще всего это русско-украинские браки (жена – русская) и коми-русские (жена – коми) браки; динамика таких браков зависит от численности этнических групп и диспропорции полов. Наоборот, этническая структура браков влияет на национальный состав республики (в смешанных семьях дети чаще выбирают национальность по отцу).

При межличностных взаимодействиях (выборе друзей, знакомых) фактор национальности не имеет никакого значения для 82% русских. В Республике Коми нет национальной напряженности и межнациональных конфликтов. При общей положительной оценке межнационального взаимодействия, между коми и русскими существует скрытое межнациональное противостояние, прежде всего конфликт общественных настроений: большая доля коми ожидает стремления русских к культурной адаптации, а русские не хотят осваивать язык и культуру коми.

Национальные предубеждения ослабевают с возрастом (по мере взросления радикально настроенных подростков) и по интеграции, «врастания» мигрантов в местный социум. Сейчас в городах и селах действуют национально-культурные объединения коми, создаются коми классы в школах, повышается интерес к коми культуре. Для большинства жителей не имеет значения национальность руководителя (даже Главы Республики).

Этнокультурные ориентации.

Важно выяснить, насколько люди информированы об истории и культуре своего этноса, интересуются ли они историей и традиционными обычаями своего народа. Опрос 1996 г. показал, что в Республики Коми интересуются историей своего народа 76,3% русских и 71,8% коми; в общих чертах знают и стараются соблюдать свои народные обычаи 56,7% и 58,3%; очень хорошо знают и всегда соблюдают традиции 28,3% и 27,4% коми; не знают своих обычаев и не требуют этого от детей 11,3% и 10,7% русских и коми соответственно.

Чем лучше и больше человек знает об обычаях, традициях и языке другого народа, тем реже формируются негативные этностереотипы. Интересуются коми культурой 56,2% русских. О собственных правозащитных организациях (русских и коми национальных общинах) знают лишь 7 –10% жителей; в Коми нет национальных конфликтов, нет необходимости их улаживать.

За введение коми языка в качестве обязательного предмета в школах высказываются 15,4% русских и 34,9% коми. Все жители предпочитают русский язык, охватывающий все сферы общения; предпочитают русские песни (современные эстрадные); русскую прозу и поэзию.

Заключение

Особенности формирования населения Республики Коми определили его этнодемографическую и социально-профессиональную структуру. Русские гораздо сильнее интегрированы в собственный этнос, имеют более сильное чувство этнической солидарности, чем коми. Для русского народа характерна национально-диалогической направленность в межэтнических отношениях (этносоциальная открытость). Несмотря на положительный климат межэтнических отношений в Республике Коми, наблюдается скрытое противостояние русских и коми, выражающееся в общественных настроениях населения. В целом население Коми края ориентировано на интернациональную, профессиональную и современную формы культуры.

До начала 30-х гг. население Коми края было практически однонациональным и росло за сет естественного прироста. Развитие горнодобывающей и лесной промышленности в 1920-х гг. потребовало привлечения в малонаселенную область дополнительных трудовых ресурсов. Был выбран традиционный для советской системы путь привлечения труда ссыльных (спецпоселенцев) и заключенных. Коми АССР стала основным местом расположения лагерей. "Лагерное прошлое" до сих пор отражается на всех сторонах жизни республики.

После войны усиливается поток прибывших на северные стройки по оргнабору, в результате внешней миграции доля населения коми в республике резко сократилась. В настоящее время их мене ¼ жителей. Их мало в северных промышленных районах (2,2 - 11,5%), зато много в южных сельских. В столице г.Сыктывкаре 1/3 коми.

Численность коми в ХХ в. возросла в 2,5 раз (с 153,6 тыс. до 344,5 тыс. чел.). Доля городского населения возросла у коми с 1,5% до 50% (хотя доля коми среди горожан всего 15%). Для РК характерны интенсивные процессы урбанизации, 70% жителей республики – горожане. Индустриализация изменила социально-профессиональную структуру коми. В промышленности занято 21,7%, строительстве, связи, на транспорте - 20,2%, в сельском хозяйстве - 16,7%, в образовании, науке, культуре и искусстве - 14,8% коми. Среди местных русских выше доля занятых в промышленности (32,2%), и ниже - в сельском хозяйстве (3,2%) (Коми земля…, 1995).

Среда обитания большинства жителей Коми (русских) генетически не связана с традиционной (сельской) культурой коми. Причем коми-горожане оказались в русской среде; тем самым создались предпосылки для забывания родного языка и традиций и в конечном итоге привело к ассимиляции.

Национальное самосознание коми стабильно (разрушается только у коми-горожан). Коми проявляют национальную лояльность (гордятся своей национальностью только 30%). У коми-горожан наблюдается явный дефицит национальной идентичности (лишь 22% ощущают себя настоящими коми, 18% чувствуют себя русскими, 31% ощущает двойную идентичность; 24% считают себя «просто россиянами»). Последние два определения относятся к маргинальному, «размытому» самосознанию.

Список литературы

Архив Русского географического общества. Ф. 2, оп. 1, д. 19, л. 24-25.

Бутырева Г.В., Конюхов А.К., Марков В.П. Республика Коми: национальный аспект стратегии развития //Республика Коми: эконом. стратегия вхождения в ХХI век. Сыктывкар, 1996. С. 82-83.

Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания. Автореферат докт. диссертации. С.-Петербург, 1996.

Вячеславов В., Ковалев В., Шабаев Ю., Ярошенко С. Бремя и время кризиса. Республика Коми осенью 1996 года. (По материалам социологического опроса) //Вестник Государственного Совета Республики Коми. 1997. N 1. С. 25.

Горская Н. А. Историческая демография России эпохи феодализма. М.: Наука, 1994. С. 22-40.

Жеребцов И.Л. // Мат-лы IV конф. «Материальная и духовная культура населения

Европейского Севера России в XIX-XX вв.», Яренск, 2003.

Жеребцов И.Л., Рогачев М.Б. Этнодемо-графическая ситуация в Коми крае (конец XIX в. - 1980-е гг.)// Научные доклады КНЦ УрО РАН.- Вып.326.- Сыктывкар, 1993. С.23-24.

Жеребцов Л.Н., Рогачев М.Б. Межнациональные браки в городах Коми АССР в 30-70-е годы ХХ в. //Вопросы этнографии народа коми. Сыктывкар,1985. С. 51-60.

История Коми 1981, С. 258

Кабузан В. М. Народы России в I пол. XIX в. Численность и этнический состав. М,1992. С. 4-16.

Кабузан В. М. Народы России в XVIII в. Численность и этнический состав. М.: Наука, 1990. С. 9.

Коми вчера и сегодня. Статистический сборник. Сыктывкар, 1991. С. 5-6.

Коми земля в цифрах. Статистический сборник. Сыктывкар, 1995. С. 54.

Котов О.В., Рогачев М.Б., Шабаев Ю.П. Современные коми. Екатеринбург, 1996. С.15.

Рогачев М.Б., Цой А.В. Усть-Сысольск. Страницы истории. Сыктывкар, 1989. С. 9.

Социально-экономическое положение Республики Коми в 1996 году. Сыктывкар, 1997. С. 25.

Тишков В.А. Стратегия и механизмы национальной политики //Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993. С. 60.

Шабаев Ю.П. Современное этническое развитие народов коми (коми-пермяков и коми-зырян)// Congressus septimus internationalis feuno-ugristarum. Sessiones sec. Vol.4B. Debrecen, 1990.

Штрихи этнополитического развития Республики Коми. Очерки. Документы. Т.1. М., 1994

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mnepu.ru/