Восточно – Сибирский экономический район
Министерство высшего образования Российской Федерации.
Институт управления и экономики Санкт-Петербурга.
Новосибирский филиал.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
ПО КУРСУ
«РЕГИОНОВЕДЕНИЕ».
НА ТЕМУ:
«ВОСТОЧНО – СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
РАЙОН».
ВЫПОЛНИЛА:
студентка IV курса
специальность
«Социально – культурный
сервис и туризм»
группа СОЦ 43
Воробьева Е.А.
ПРОВЕРИЛ:
Преподаватель
Шестоков Ю.И.
НОВОСИБИРСК 2004
Содержание.
Введение ………………………………………………………………………………… 2
1. Общие сведения ……………………………………………………………………… 3
2. Природные условия и ресурсы ……………………………………………………… 3
3. Население и трудовые ресурсы ……………………………………………………... 6
4. Особенности хозяйства ………………………………………………………………. 7
5. Территориальная организация хозяйства …………………………………………… 7
6. Транспорт и связь …………………………………………………………………….. 8
7. Природные рекреационные ресурсы ……………………………………………… 11
8. Туризм ………………………………………………………………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………………. 14
Список используемой литературы …………………………………………………… 15
Введение.
На современном этапе экономического развития в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Россия и др., получила популярность «региональная наука». О возникновении и характере развития экономических районов в экономической и географической литературе долгое время ведутся научные дискуссии.
Понятие «экономические районы» трактуется многими учеными по-разному. Но наиболее правомерным представляется следующее определение: «Экономический район – это хозяйственная территория, выделяющаяся внутри страны специализацией и структурой производства, природными и людскими ресурсами, а также экономико-географическим положением».
Экономическое районирование в России впервые образовал Семенов-Тян - шанский. Он разделил Россию на четырнадцать экономических районов. В годы советской власти проводилось неоднократное преобразование районов России. В настоящее время на территории России имеется 11 крупных экономических районов.
В условиях становления и развития рыночных отношений каждый экономический район развивается с учетом сложившихся закономерностей: рационального, наиболее эффективного размещения производства; рыночной специализации и комплексного развития, а также рационального территориального разделения труда, как между районами России, так и в пределах своей территории.
В своей контрольной работе я посчитала целесообразным написать о таком крупном (по территории занимает второе место в Росси – 23,7%) экономическом районе как – Восточно-Сибирский экономический район, т.к. здесь сосредоточены основные природные ресурсы страны, а также имеется большая база для развития туристско-рекреационной деятельности.
Общие сведения.
Состав: Красноярский край, Иркутская и Читинская области; Республика Бурятия, Тува, Хакасия.
Территория – 4.1 млн. кв. км.
Население – 9,2 млн. чел.
Восточно-Сибирский экономический район по территории занимает второе место в России (23,7%), уступая Дальневосточному экономическому району, по промышленному потенциалу – пятое место. На его территории проживает 33,9% населения, сосредоточено 33% основных производственных фондов, производится 25% товарной промышленной продукции, 20% валовой продукции сельского хозяйства всей восточной зоны.
Природные условия и ресурсы.
Восточная Сибирь – один из наиболее богатых природных ресурсов районов страны. В нем сосредоточено:
30% балансовых запасов угля;
40% общих запасов древесины;
44% экономически эффективных гидроэнергоресурсов;
25% стока рек;
- значительная часть запасов золота, залежей меди, никеля, кобальта, алюминиевого сырья, горно-химического сырья, графита, железных руд и т.д.
Огромны и разнообразны его рекреационные, сельскохозяйственные и территориальные ресурсы.
Большое значение для экономики страны имеют освоения следующих угольных бассейнов:
- Канско-Ачинского угольного бассейна, расположенного вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на протяжении 700 км, ширина которого 50 –
300 км; годовая добыча угля до 1 млрд. т;
- Минусинского угольного бассейна, расположенного в Республике Хакасия; общегеологические запасы углей оцениваются в 32,5 млрд. т;
- Улугхемского каменноугольного бассейна (Тува), который сосредотачивает 17,9 млрд. т общегеологических запасов углей; разведанные запасы составляют свыше 1 млрд. т;
- Тунгусского угольного бассейна, общегеологические запасы которого достигают 2345 млрд. т;
Иркутского бассейна, общегеологические запасы которого составляют
76 млрд. т;
- Забайкальский бассейн, общегеологические запасы которого исчисляются в 23,8 млрд. т, мощность может достигать 40 млн. т угля в год.
Особое место в Восточной Сибири занимают гидроэнергетические ресурсы, потенциал которых оценивается в 997 млрд. кВт/ч. Среди энергетических баз страны по эффективности использования этих ресурсов регион занимает первое место. В Ангаро-Енисейском районе имеется возможность сооружения гидроэлектростанций суммарной мощностью свыше 60 млн. кВт. Средняя мощность гидроэлектростанций бассейна Енисея в 12 раз больше мощности гидроэлектростанций в стране (3,6 млн. кВт по сравнению с 0,3 млн. кВт). Это достигается за счет природных условий: большая водность рек и строение речных долин, благоприятствующее сооружению высоких плотин и созданию емких водохранилищ. Речные долины характеризуются глубоким врезом в поверхность, скальными берегами и наличием скал в основании сооружений. В итоге гидроэлектростанции Ангаро-Енисейского региона относительно дешевы по сравнению с другими гидрокаскадами страны.
В настоящее время на долю Восточной Сибири приходится 8,5% общероссийских промышленных запасов железных руд. В Красноярском крае девять железорудных районов. Из них выделяются по запасам и эффективности использования Ангаро-Илимский и Ангаро-Питский районы.
К числу важнейших задач относится дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы алюминиевой промышленности Восточной Сибири. Алюминиевые заводы до сих пор используют привозное сырье, хотя в Восточной Сибири оно имеется в большом количестве. Оно представлено пятью группами, объединяющими девять видов минерального сырья. Наиболее распространены месторождения нефелиновых пород, которые являются основным сырьем для алюминиевого производства. Эти породы известны в 20 месторождениях. Они сосредоточены в: Енисейском кряже, Восточных Саянах и Сангиленском хребте.
Норильский район обладает уникальными запасами комплексных медно-никелевых руд. Здесь сосредоточено 38% российских запасов меди, около 80% запасов никеля. На их базе функционирует один из крупнейших в Российской Федерации Норильский горно-металлургический комбинат. Помимо набора основных компонентов (никель, медь, кобальт) норильские руды содержат золото, железо, серебро, теллур, селен, серу. Руды представлены тремя типами: богатые, медистые, вкрапленные.
Крупными полиметаллическими рудными месторождениями в районе являются также Кызыл–Таштыгское, Озерное, Ново–Широкинское и Холоднинское (в близи озера Байкал).
На севере Читинской области ведется разработка крупнейшего Удоканского месторождения меди.
В Восточной Сибири имеются значительные запасы золота, хотя эксплуатируются они уже 150 лет.
Район располагает большими запасами древесного сырья. Общий запас древесины исчисляется в 27,5 млрд. куб.м (40% общероссийского фонда).
На территории района разведаны большие запасы торфа (4,8 млрд. т), химического сырья и строительных материалов. Торф может использоваться как химическое сырье, топливо, органическое удобрение, подстилочный материал в животноводстве и упаковочный материал.
Площадь сельскохозяйственных угодий в Восточной Сибири составляет
23 млн. га, из них пашня- 9 млн. га. Структура сельскохозяйственных угодий выглядит следующим образом: пашня – 39,9%, сенокосы – 12,7, пастбища – 46,9, многолетние насаждения – 0,5%.
Восточная Сибирь располагает благоприятными условиями для развития животноводства.
Население и трудовые ресурсы.
За период 1965 – 1995 гг. население Восточной Сибири увеличилось с 7,2 до 9,2 млн. чел. (на 27,7%), что на начало 1996 г. составило 6% от общероссийской численности населения. Плотность населения – более 2 чел./ кв. км. Большая часть населения и трудовых ресурсов сосредоточена в Красноярском крае (40 и 40,7%). На территории района расположен 71 город, большинство из них – на трассе Транссибирской магистрали и южнее от нее. Удельный вес городского населения в 1995 г. составил 71,7% (в целом по России – 72%). В районе выделяются два крупнейших города – Красноярск (916 тыс. чел.) и Иркутск (635 тыс. чел.). Они являются ведущими промышленными, культурными и научными центрами.
Около 85% населения района русские. Здесь проживают также тувинцы (4%), буряты (6%), хакасы (2%), латыши (0,5%) и народности Севера.
В народном хозяйстве Восточной Сибири занято около 5 млн. чел. (72%), в непроизводственной сфере – 1,4 млн. чел. (28%). В 1995 г. в промышленности региона было занято 45% рабочих и служащих, в сельском хозяйстве – 5%, на транспорте и связи – 7,5%, В строительстве – 12%. Переход к рыночным отношениям привел к безработице. По официальным данным, численность безработных в 1995 г. достигла 175 тыс. чел, но если учитывать скрытую безработицу, то 250 тыс. чел.
В Восточной Сибири высокая текучесть кадров. Она выше, чем в среднем по стране, на 15%. Основные причины текучести кадров – слабое развитие социально-экономической инфраструктуры и развал хозяйства северных территорий.
4. Особенности хозяйства.
Восточно – Сибирский экономический район по промышленному потенциалу занимает пятое место в Российской Федерации. Он выделяется на общероссийском фоне производством элекроэнергии, цветных металлов, автопокрышек, деловой древесины, целлюлозы, зерновых комбайнов, оборудования для золотодобывающей промышленности, грузовых вагонов, стального литья, электротехнического оборудования и др.
Удельный вес всей промышленности района в общероссийском промышленном производстве за 30 лет вырос в 1,8 раза. Это произошло главным образом за счет ускоренного роста добывающих отраслей. Обрабатывающие отрасли развивались более медленными темпами, особенно машиностроение и металлообработка. Эта отрасль снизила свой удельный вес на 20%. Повышение роли района произошло за счет ускоренного развития пяти отраслей: электроэнергетики, топливной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. За период 1965 – 1995 гг. в Восточной Сибири усилились диспропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. Если в 1965 г. удельное значение добывающей отрасли составило около 28%, то в 1995 г. - 45% от общего объема промышленной продукции. Следовательно, Восточная Сибирь является поставщиком сырья и полуфабрикатов в другие регионы страны.
Территориальная организация хозяйства.
Территория Восточно-Сибирского экономического района, равная почти ¼ страны, имеет большие внутренние различия в направлении и уровне хозяйственного развития. В настоящее время можно выделить два крупных экономических района - Ангаро-Енисейский (Красноярский край и Иркутская область), где специализирующими отраслями являются: угледобыча, электроэнергетика, производства алюминия, нефтехимических продуктов, лесозаготовки, выпуск целлюлозы, бумаги;
- Забайкальский (Бурятия, Тува, Читинская область), специализирующийся профиль: добыча и первичная переработка руд цветных металлов, отдельные отрасли машиностроения, асбестовая, легкая и пищевая промышленности.
Транспорт и связь.
Красноярский край по показателю стоимости основных фондов транспорта и связи в расчете на одного жителя занимает 39-е место в России. Значительно лучше обеспечена транспортом южная часть края, намного хуже – северная. Показатели плотности железнодорожных и автомобильных путей общего пользования самые низкие в Сибири. Показатель удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием (94,4%) относительно высок, однако они в основном расположены в центральной и южной частях края. Транспортная сеть Красноярского Севера представлена морским и речным транспортом, а также воздушным и автомобильным. Небольшая железнодорожная линия связывает только города Дудинку и Норильск.
Показатель доходов от услуг связи населения в расчете на одного жителя в 1996 г. в Красноярском крае был на 22% выше средней по России величины (в Сибири впереди только Тюменская область). При этом обеспеченность телефонами одна из самых низких в Сибири.
Транспортная освоенность территории Хакасии довольно высокая. В республике действуют все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный. Плотность железнодорожных путей общего пользования в два раза превышает среднероссийский уровень. Железные дороги общего пользования характеризуются повышенным уровнем электрификации и автоматизации (электрифицировано 45%, в России – 37%). Плотность дорог в Республике на 17% превышает средний оп России показатель. При этом дороге находятся в хорошем состоянии, удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог составляет 100%. Столица Хакасии – Абакан имеет железнодорожный выход в западном, северном и восточном направлении, через нее проходит маршрут автомобильных и авиационных связей с Республикой Тыва (Тува) и Монголией.
Хуже положение в развитие средств связи. Доходы от услуг связи населению в расчете на одного жителя в 1996 г. были на 15% ниже среднего по России показателя. Объясняется это тем, что хуже среднего по РФ уровня обеспечено домашними телефонами городское население (35 аппаратов на 100 семей). В республике осуществляется строительство новых АТС и линейных сооружений связи.
Одной из основных причин, сдерживающих экономическое развитие Республике Тыва (Тува) в советский период, являлось отсутствие устойчивой транспортной связи круглогодичного действия с остальной территорией страны (прежде всего железнодорожной). Только через «автомобильное кольцо», с выходами на республику Хакасия и юг Красноярского края, эта территория связана с РФ. Автомобильный транспорт является основным и в пределах республики. Однако плотность автомобильных дорог не высока – 14 км на 1000кв. км территории (средний показатель по РФ – 29 км на 1000 кв. км). Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования – 82, 7%, а среднее по РФ значение этого показателя – 89,5%
Очень невысока обеспеченность населения республике телефонами. В 1995 г. в расчете на 100 городских семей было установлено 40,3 аппарата. Этот показатель ниже средних значений по стране и самые низкие в Сибири.
В Иркутской области получили развитие все виды современного транспорта – железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной. Относительно развита система связи. По стоимости основных фондов транспорта и связи в расчете на одного жителя в 1996 г. область занимала 21-е место в РФ. Однако плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, а также удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог – ниже средних по России значений. Внутрирегиональная сеть транспортных путей еще далека до рациональной организации, в первую очередь, территорий северных и центральных районов области. В последнее время автомобильный транспорт играет все большую роль в развитие области, т.к. тарифы на железнодорожном транспорте все время повышаются. Обеспеченность автобусами стала сокращаться с 1991 г., а легковыми автомобилями непрерывно растет (113 автомобилей на 1000 человек, что выше среднего по России).
Хуже, чем население страны в среднем, обеспечено городское и сельское население области телефонными аппаратами сети общего пользования.
Транспортная обеспеченность Республики Бурятия невысокая. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 34 км на 10000 кв. км (в среднем по России 51 км). Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 17 км на 1000 кв. км (в среднем по России 29 км). Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог составляет 92, 1%, что выше среднего по стране показателя. Имеются внутренние судоходные пути. Территорию Бурятии пересекают две железнодорожные магистрали. На севере проходит участок Байкало-Амурской магистрали (553 км), почти посередине – Транссибирская магистраль (663). От нее отходит железнодорожная ветка на Кяхту с выходом в Республику Монголия (247 км). Она позволяет сократить расстояние от Москвы до Пекина на 1000 км, по сравнению с маршрутом через Читинскую область. Главный центр концентрации грузов – город Улан-Уде. Имеется два автомобильных тракта на юге, с выходом в Республику Монголия: Кяхтинский (от Улан-Уде до Кяхты, длиной 237 км) и Тункинский (от станции Культук до поселка Монды и далее в Монголию). Обеспеченность населения автобусами общего пользования составляет 71 шт. на 100 тыс. человек (по России – 88 шт.) и автомобилями в личной собственности – 81,9 шт. на 1000 чел. (по России – 92,7 шт.).
Обеспеченность домашними телефонами ниже среднего по России.
Территорию Читинской области пересекают две железнодорожные магистрали федерального значения. На севере по территории области проходит 330-километровый участок Байкало-Амурской магистрали. На юге территория пересечена Транссибирской магистралью. Дорога имеет выход в Китай (ст. Забайкальск, через которую обеспечивается до 60% внешнеэкономического грузооборота России с Китаем) и Монголию (ст. Соловьевск). Плотность железнодорожных дорог составляет 56 км на 10000 кв. км, что выше среднего по РФ показателя и Бурятии. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 22 км на 1000 кв. км, что ниже средней по России величины (29). В то же время выше среднего показателя по стране удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог (97,9%).
Главный аэропорт «Чита» приобрел в 1992 г. статус международного.
Длина внутриобластных судоходных путей – 471 км.
Обеспеченность населения собственными автомобилями ниже среднего по России показателя и ниже, чем в среднем по Восточной Сибири. Ниже среднего по стране и по Сибири уровней обеспечено городское и сельское население Читинской области домашними телефонными аппаратами.
Природные рекреационные ресурсы.
Понятие «рекреация» (от латинского слова, означающего «восстановление») соответствует понятиям «отдых», «восстановление сил человека».
Почти все элементы природной среды прямо или косвенно связаны с рекреационными ресурсами. Некоторые из них (климат, растительность, животный мир) имеют зональный характер, другие (гидрографическая сеть, рельеф, минеральные воды, лечебные грязи, привлекательность ландшафта) мало зависят от зональных факторов, поэтому получили название – рекреационные ресурсы с азональным характером.
Из рекреационных ресурсов с азональным характером распространения большое значение имеют минеральные воды и лечебные грязи.
Наиболее ценные типы минеральных вод – углекислые с их многочисленными разновидностями по ионному составу и минерализации – распространены на ограниченной территории Читинской и Иркутской областей. Азотные термальные воды распространены в районах Байкала. Радоновые и кислородно-азотные воды массивов кристаллических пород распространены в Читинской области. В Восточной Сибири также имеются большие запасы сульфидных, сульфидно-хлоридных и хлоридных вод, а на больших глубинах – хлоридно-кальциевых и магниево-кальциевых с высоким содержанием брома и сероводорода. В южной части Восточной Сибири известны месторождения углекислых сульфатно-гидрокарбонатных, магниево-кальциевых, а также кремнистых термальных вод. В Туве имеются углекислые азотные термальные и радоновые воды. Много минеральных вод в Забайкалье.
Лечебные грязи широко используют на курортах и во внекурортных условиях. Наибольшее значение имеют иловые сульфидные, затем торфяные и сапропелевые грязи. В Красноярском крае имеется месторождение сапропелевых грязей. В Иркутской области имеется месторождение торфяных грязей. В Восточной Сибири также имеется месторождение иловых сульфидных грязей.
Туризм.
Восточная Сибирь еще больше, чем Западная, удалена от районов европейской части страны. Основные железнодорожные магистрали здесь Транссибирская, а также Новокузнецк – Абакан – Тайшет и Ачинск – Абакан. В горных районах проложены автомобильные дороги – Усинский тракт (Абакан – Кызыл), а также Абакан – Абаза – Ак-Довурак – Кызыл, Иркутск – Орлик.
Главные природные рекреационные ресурсы района – оз. Байкал (самое глубокое озеро в мире), горы и горные реки, минеральные воды, грязи.
Важнейшие историко-культурные достопримечательности связаны с историческими местами (Красноярск, Минусинск, Шушенское, Нерчинск, Акатуй, Горный Зерентуй и др.). Привлекательны для туристов молодые города Сибири Ангарск, Братск, Усть-Илимск, а также Лимнологический институт в Листвянке.
Основные курорты расположены в южной части района. Курорт Усолье (Иркутская область) функционирует на минерализованном сероводородном торфе, слабосульфидной хлоридной натриевой минеральной воде, иловой слабосульфидной низкоминерализованной грязи и сульфатно-хлоридной натриевой рапе озера. Бальнеологический низкогорный курорт Дарасун (Читинская область) базируется на водах источника с высоким газонасыщением (для ванн и питьевого лечения). Эти воды сходны по составу с кисловодскими нарзанами, ессентукскими водами и боржоми. Аналогичные по составу вод источники используют курорты Молоковка, Урчуган и Ямкун.
Главные туристские базы в районе сконцентрированы на Байкале («Прибайкальская», «Бухта Песчаная», «Маломорская», «Байкал», «Байкальский прибой», «Максимиха», «Котокель»). Крупная турбаза «Енисей» расположена в Красноярске, «Минеральная» и «Арей» – в Читинской области. Турбазы и гостигницы для туристов имеются в Шушенском, в районе Минусинска, в Красноярске, Иркутске, Братске, Улан-Уде и других городах.
Наиболее известные туристические маршруты района связаны с Байкалом. Большой интерес представляет автобусный маршрут «Саянское кольцо» (Абакан – Минусинск – Шушенское – Кызыл – Ак-Довурак – Абаза – Абакан). Популярный общероссийский железнодорожно-теплоходный маршрут «От Саян до Байкала» (Шушенское – Красноярск – Братск – Иркутск – Байкал), а также маршрут на плотах по р. Мане и на лодках по Тоджинским озерам. Интересны теплоходные маршруты по Енисею, Лене, а также маршрут «Красноярские столбы».
Восточная Сибирь пользуется большим успехом у самодеятельных туристов. Особенно их привлекают хребет Хамар-Дабан, Тункинские и Китейские гольцы (пешеходный туризм), оз. Байкал (на лыжах и буераках), реки Иркут, Китой, Уда, Ия и др. (водный туризм), саянские пещеры (спелеологи).
Заключение.
Таким образом, Восточная Сибирь является основной ресурсно-энергетичской базой страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, цветной металлургией, разработкой лесных ресурсов, энерго - и водоемкими отраслями промышленности. Развивается также разнообразная химическая и строительная промышленность. Восточная Сибирь – один из важных животноводческих районов России.
Помимо этого, в Восточной Сибири имеется огромный потенциал для развития туристско-рекреационной деятельности, роль которой с каждым годом возрастает для Сибири и страны в целом. Это объясняется усилившимися процессами урбанизации, нарушением экологического равновесия, сравнительно широким распространением различного рода заболеваний, стрессов и т.п. Поэтому население крупных городов, где проживает основная часть горожан, особенно нуждается в туристско-рекреационном отдыхе для восстановления своих сил и здоровья.
Также в условиях рыночной экономики туристско-рекреационная деятельность может стать одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства. Поэтому очень важно здесь создать сеть местных курортов: это сделает курортное лечение более доступным для населения этого и близлежащих регионов, избавит его от отрицательной реакции на акклиматизацию и от обострения хронических заболеваний, неизбежных при дальних поездках на отдых и лечение.
Список используемой литературы.
1. И.И. Курицын, А.В. Волгин, В.Н. Юпатова Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов / Под общей ред. А.В.Волгина. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 432 с.
2. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая акадкмия, 2002. – 533 с.
3. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 424 с.
4. Экономика Сибири: субъекты Федерации: Учеб. пос. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – 338 с.