Направления и перспективы работы
Д.В. Николаенко – Кафедра страноведения и международного туризма СпбГУ
НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ
КАФЕДРЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Санкт-Петербург - 2000
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа есть набор методических замечаний, различного рода записок для университетского начальства, набросков к не состоявшимся выступлениям, которые рассматривались на протяжении 2000 года в связи со становлением кафедры страноведения и международного туризма в СПбГУ. В связи с уходом с данной кафедры, работа в этом направлении прекратилась. Тем не менее, есть определенное количество практически значимых текстов. Мы хотим их предоставить вниманию коллег. Чтобы ни происходило на отдельно взятом факультете, мы занимаемся одним делом, связанным с развитием географической науки.
Работа не носит завершенного характера и не претендует на него. По сути, данная работа может быть завершена только после того как будет создана стабильная кафедра и стабильная специальность по страноведению и международному туризму. Дело не в приведении в строгий и логичный вид предварительных методических замечаний, а в том чтобы создать полноценную специализацию, согласованный набор учебных предметов.
ЗНАЧИМОСТЬ КАФЕДРЫ
СТРАНОВЕДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Нам представляется, что положение с развитием кафедры страноведения и международного туризма в СПбГУ не вполне рутинное дело. Отметим наиболее важные моменты.
Первое. После весьма долгого периода, связанного с экспериментами в области высшего образования и в основном платными формами образования, делается шаг в создании более стабильной и фундаментальной формы обучения. В 1990-е годы появилось гигантское количество новых специализаций. Но они в основном связаны с платными формами обучения и часто есть не более как имитация. Преобразование кулинарного техникума в Академию (чего-то) стало самым тривиальным делом. В данном же случае, речь идет о весьма консервативной форме (госуниверситеты) и, следовательно, новой форме более стабильного и обоснованного образования.
Второе. Положение в географической науке и высшем географическом образовании в высшей степени сложное. Не беремся судить относительно многочисленных физико-географических дисциплин. Относительно общественной географии можно сказать однозначно, – несмотря на невероятные перемены в 1990-е годы, связанные с реальностью, никаких принципиальных перемен связанных с общественной географией и соответствующим высшим географическим образованием не произошло. Коллеги-географы во многом проигнорировали перемены. Остались те же теоретические и методологические построения. Единственное и очень важное отличие от советского прошлого в том, что доминирующие построения утратили свою категоричность. Это скорее связано с тем, что они в той или иной мере базировались на марксизме-ленинизме, который перестал быть государственной идеологией.
Перемены, связанные с добавлением новых учебных предметов, таких как политическая география и геополитика, принципиально положения не меняют.
Очень сложная проблема в том, что старые принципы географической науки не в состоянии объяснить новые реалии. Мы имеем в виду, прежде всего российскую социо-культурную систему (СКС). В других СКС положение существенно иное. Но географическая наука во многом связана со своей СКС и служит именно ей.
Кафедра страноведения и международного туризма во многом является примером создания новой специальности. Она создается уже в новых условиях. Нет принципиальной необходимости переносить старое и во многом неадекватное теоретическое и методологическое содержание в новые условия.
Новый подход к созданию специальности связан и с такими новациями как полные тексты лекций в электронном виде. Мы не стали долго пропагандировать данную идею и провели ее в жизнь на примере своих курсов, читаемых в первом семестре учебного года 2000 / 2001. Это курсы по рекреационной географии и исторической географии мира. Данные курсы представлены студентам на дискетах и также размещены на сайте www.geography.net.ru.
Это представляется весьма важным в виду того, что издание учебной литературы сталкивается с серьезными проблемами.
НАЗВАНИЕ КАФЕДРЫ
Стоит начать с того, что название кафедры не вполне тривиально. Возможны различные варианты. Можно предложить несколько вариантов:
"Страноведение и международный туризм"
Это скорее наиболее оптимальное название. Термин "Страноведение" четко определяет направленность деятельности кафедры. При этом не особенно важны бесконечные детали, которые могут часто меняться. Понимание страноведения может быть различным. Но для названия кафедры уточнять этот термин не стоит. Важно, что он соответствует классическому варианту географической специализации.
Недостаток названия связан с термином "международный туризм". Недостаток отчасти в том, что акцентируется внимание на именно международном туризме. Между тем международный туризм - небольшая часть туризма в целом. Но это, с другой стороны, делает название кафедры более привлекательным. Повышает ее престижность. Кроме того, область приложения труда именно по иностранному туризму в Петербурге очень велика. В таком варианте объяснимо и внимание к иностранным языкам.
Введение в название термина "международный туризм" позволяет на перспективу трудоустраивать выпускников и по направлениям связанным с туризмом в пределах постсоветского пространства, которое не вполне ассоциируется с иностранным туризмом. Например, перемещение туристов из Украины в Россию не есть иностранный туризм. Но это различные государства. Пересекается государственная граница. Следовательно, имеет место международный туризм.
"Страноведение и туризм".
Термин "туризм" в данном случае обозначает область более широкую, чем иностранный туризм. В пользу этого термина говорит то, что иностранный туризм в реальности есть только небольшая часть туризма в целом.
Недостаток термина "туризм", без указания на его международность или на определенное предметное наполнение в том, что, в таком варианте, он слишком расплывчатый. Нужно будет пояснять, что именно имелось в виду. Для названия кафедры такое положение не вполне подходит.
Кроме того, теряется важная привлекательность связанная именно с международным характером будущей активности.
"География мирового хозяйства и международного туризма"
Подобное название кафедры более точно, чем остальные обозначает направленность работы кафедры. Ей придается определенная цельность. Но суть в том, что введение термина "мировое хозяйство" опять же не вполне корректно определяет зацикленость кафедры на чисто экономические аспекты. Есть множество аспектов выходящих далеко за пределы рассмотрения именно хозяйства. В таком варианте сочетание географии мирового хозяйства и международного туризма будет вполне противоречиво.
Наше мнение следующее: наиболее предпочтительное название - "Кафедра страноведения и международного туризма". Второе по предпочтительности - "Страноведение и туризма". Третье - "Географии мирового хозяйства и международного туризма".
Сложное название вводить не стоит. Суть в том, что в коммерческих вузах есть большое количество кафедр со сложно произносимыми названиями. Это утомительно и сильно скомпрометировано. Часто такие кафедры просто пустышки. В данном случае речь идет о кафедре в госуниверситете. К тому же, о кафедре с классической специализацией. Поэтому названием может быть простым и уверенным.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ “СТРАНОВЕДЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ”
Сущность специализации и проблемы трудоустройства
выпускников кафедры в Санкт-Петербурге
Страноведение - классическая географическая специализация. Но, настолько можно понять из литературы, вместе с этим, всегда были проблемы четкого определения его статуса и предметной области. Очень долгое время не могла решиться и проблема подготовки специалистов по страноведению. Фактически специалисты формировались сами по себе. Они всегда приходили из других дисциплин. Целенаправленной подготовки не было.
Подобное положение наблюдается во многих странах мира, где развита географическая наука. Положение в СССР и СНГ не исключение. Страноведение есть больная и большая тема и в США и во многом иных странах. Скорее исключение - Франция, где региональная школа была доминирующей сильной на протяжении длительного периода времени.
Основная проблема развития страноведения как самостоятельной области исследований и учебного предмета, вероятно, в его междисциплинарном характере. Оно явно не укладывается в существующие научные классификации. Но то, что оно выживает даже в таких условиях, есть показатель важности страноведения как области практической деятельности специалистов высокой квалификации и как учебной дисциплины. Какие бы ни были научные классификации, но реальность имеет свое видение ситуации. Потребность в комплексном описании стран мира есть. Важно, что на перспективу количество стран мира будет возрастать. Это создает условия, при которых, есть объективные основания говорить относительно возрастания и значимости страноведения и практического увеличения рабочих мест в данной области.
Проблемы развития страноведения, и в том, что оно носит во многом изменчивый характер и меняется адекватно потребностям текущего времени. Стандарты недавнего прошлого быстро устаревают и заменяются на нечто новое, что часто может не идентифицироваться как страноведение. Такие изменения связаны с процессами освоения территорий.
Страноведение изменчиво не только во времени, но и в пространстве. Итогом становится то, что оно имеет различные формы в разных странах мира. Часто эти формы с трудом сопоставимы. В зависимости от государства, страноведение может играть более или менее значимую роль и соответственно этому иметь или не иметь развитие в качестве учебной и научной дисциплины.
Во многих странах мира, страноведение отсутствует. Это не показатель примитивности стран или ненужности страноведения, а показатель определенных социо-культурных процессов освоения территорий. Потребность в страноведческой литературе возникает только при строго определенных условиях.
Многое говорит о том, что страноведение есть область отчасти создаваемая искусственно и под определенные задачи освоения территорий. Эти задачи всегда очень конкретны. Они соответствуют определенному стандарту социо-культурного пространства и времени.
Из этого вытекает и то, что страноведение не есть научная дисциплина в буквальном смысле. Оно существует определенное время в качестве проблемной области, со своими специализациями, системой знания, экспертов, порой даже организаций. Но, после того как решается основная задача, страноведение начинает весьма быстро менять форму и терять значимость. Это не деградация в буквальном смысле. Это действительно изменение формы данной области научной и научно-практической деятельности.
С нашей точки зрения, страноведения не столько научная дисциплина, сколько проблемная междисциплинарная область. Она выделяется в определенную дисциплину только по мере потребности в ней. Например, нет науки о гриппе, но есть наука о раке. Все связано с различной важностью данных заболеваний, хотя оба заболевания общеизвестны. Аналогичная ситуация и со страноведением. Оно никогда не забывается. Но в отдельную научную и учебную специализацию определяется только по мере практической значимости. Все зависит от конкретных запросов конкретного государства.
В рамках Российской империи - СССР - СНГ страноведение прошло большой путь. Сейчас наступает время нового витка развития. Нужен новый дизайн специализации, новые стандарты страноведческих описаний. Они должны соответствовать текущим особенностям освоения постсоветского пространства. Повторение прошлых стандартов категорически невозможно. Оно не даст реального ответа на современные проблемы связанные со странами мира. Дело в том, что реальность меняется. И дело не только в увеличении количества стран. Дело в том, что меняется процесс освоения пространства. Дело отчасти и в онтологии процессов, а не только в устаревании наших гносеологических построений.
Без преувеличения, можно сказать, что современное состояние страноведения как научной и учебной области катастрофическое. Причины следующие:
Первая. В течение долгого времени доминировал советский образ страноведения. В этом направлении было сделано много важного и ценного. Но большинство работ носило идеологизированный характер, и было связано с решением задач, если не построения “мировой коммунистической системы”, то информационно-идеологического обеспечения внешней политики СССР. Это было разумное и естественное положение. Иным оно не могло и не должно было быть.
С начала 1990-х годов положение драматически изменилось. Исчезновение СССР повело к исчезновению прежнего образа страноведения. Разом испарились старые задачи. Новые не появились. В современном виде страноведение не имеет идеологической основы. По факту оно не может развиваться без четкой государственной идеологии. Это можно оценивать различно, но оспаривать сложно. В современных условиях оказалось, что многие научные (теоретические и методологические) стандарты советского страноведения были во многом спонтанными. Они никогда четко не отражались в методологии и, тем более, конкретных методиках. С прекращением, и без того достаточно вялой активности в данной области, эти стандарты стали утрачиваться. Результатом является то, что на современном российском книжном рынке масса страноведческой дилетантской литературы. Совершенно примитивные работы, которые не стыдятся публиковать и по поводу которых никто из профессионалов не высказывается.
Вторая. В СССР сложился стандарт, при котором страноведением занимались немногочисленные и видные специалисты. Основная масса страноведов параллельно работала в различных направлениях экономической и социальной географии. В редких случаях, это были и представители физико-географических дисциплин. Важная особенность спонтанно сводившейся системы была и в том, что страноведением занимались люди, как правило, немолодые.
Одним из следствий такого положения стало то, что с начала 1990-х годов, после того как реально нарушилась сложившаяся в СССР система воспроизводства научных кадров по географической науке, количество страноведов в постсоветском пространстве оказалось ничтожно мало. Есть реальная проблема, но по ней некому работать. Вся же система подготовки кандидатов и докторов наук по географическим наукам также ни в коей мере не способствует подготовке специалистов по страноведению. Оно не имеет научного статуса. Это принципиально “не диссертабельное” направление.
В современном виде страноведение можно определить как область научной и научно-практической деятельности, связанной с анализом освоенных территорий в рамках существующих политико-географических единиц. То есть, ведется комплексный анализ процессов освоения территорий в рамках современных государств.
Страноведение не геополитика, которая рассматривает достаточно узкий аспект связанный с границами, пространственно-временной динамикой государственных образований и т.п. Страноведение ориентировано на комплексное описание территории страны или района, при котором дается систематическое и соответствующее определенному принятому стандарту описание, позволяющее делать сравнения для сторонних читателей.
По нашему мнению, эволюция страноведения неизбежно должна идти в сторону написания не столько в сторону монографических описаний, сколько создания аналитических записок относительно состояния различных стран. Здесь свои требования к стилистике текстов, степени обоснованности высказываемых суждений, направленности работ.
Очень важно, что эволюция идет и в сторону систематического использования электронных форм публикации материалов по страноведению. Дело в том, что значительная часть страноведческого материала стареет очень быстро. Это нужно учитывать и в научной работе кафедры, а также в подготовке специалистов. Акцент на электронных формах публикации и циркуляции информации исключительно важен и с точки зрения чисто финансовой. Бумажные издания обходятся примерно в 10 - 15 раз дороже, по сравнению с электронными.
Важный аргумент в пользу развития страноведения как научной и учебной дисциплины и ее профессионализации, говорит то, что количество стран постоянно растет. Яркий пример связан с СССР и СФРЮ. Вместо 2-х государств, появилось 21 (15 + 6). Есть основания считать, что появится еще большее количество государств или территорий с самостоятельным управлением. Например, Косово, Новопасарский санджак (расположен между Черногорией и Сербией) на Балканах. Появились и такие юридические неопределенности в пространстве как Приднестровская республика.
Социо-культурный анализ показывает, что таких образований как данная республика на территории постсоветского пространства, может быть достаточно много. Например, Буджак, Закарпатская область современной Украины и так далее. По прошествии 35 - 40 лет, вместо 2-х государств их может быть более 30. Со всеми нужно развивать отношения. За всеми нужно наблюдать. Для этого нужны специалисты.
Похоже, что процессы, связанные с увеличением количества государств есть доминирующая современная тенденция в освоении территорий. Они связаны не только с постсоветским пространством. Совершенно аналогичные тенденции прослеживаются в черной Африке, где идеи интенсивный развал государств официально декларированных после развала колониальной системы. Аналогичные процессы идут во многих иных регионах мира.
Яркий пример связан с ЮАР. Государство готово развалиться на 8-10 малосвязанных территорий. Современные границы ЮАР есть наследие Британской колониальной империи и категорически не соответствуют местным реалиям. Примеров такого рода можно привести десятки.
То есть, потенциально, рынок приложения труда страноведов очень большой. Но проблема в том, чтобы вывести их подготовку на профессиональный уровень, отойти от примитивного журналистского стандарта освещения событий. Это сделать не так просто. Дело не только сложностях теоретического и методологического характера. Дело и в том, что процессы связанные с формированием новых стран воспринимаются в высшей степени политизировано. Журналистские примитивные подходы явно доминируют.
Страноведов нужно говорить с уклоном в фундаментальное освещение процессов. Нужно брать большие промежутки времени и скорее отслеживать ритмику процессов преобразований государственных территорий, а не только выискивать наши собственные государственные интересы в соответствующих геополитических процессах. Последнее можно сделать в рамках геополитики как особой научной и прикладной дисциплины.
По нашему мнению, для успешной подготовки специалистов и повышения престижности данной специализации именно в рамках географического факультета СПбГУ, целесообразно изначально начинать целевую подготовку именно на коммерческое страноведение. Его суть в том, что оценка территорий делается из расчета работы российских компаний в различных странах мира. Советский вариант страноведения и географии мирового хозяйства был достаточно политизирован. Коммерческий аспект был несущественным. На современном уровне именно последний становится основным.
Социо-культурная проходимость территории постсоветского пространства и в целом проходимость территорий начинает снижаться. Есть масса фактов, которые говорят, что нет никакой “глобализации”. Есть тенденция усиления региональных различий и деградации десятки лет существовавших связей. Они воспринимаются в каждом конкретном случае, как нечто случайное и малосущественное. Но в реальности это устойчивая тенденция. От псевдо глобализации идете переход к сложно определимой регионализации. Это все имеет большой выход на практические проблемы. Экономические связи все более и более становятся внешнеэкономическими. Нужна постоянная и очень нетривиальная оценка территорий. Это нужно делать по строго определенной научной системе. Новая версия страноведения как раз должна быть ориентирована на решение задач такого рода.
С этим связано и появление большого количества новых государств и псевдо-государственных образований (пример - Приднестровская республика с конфигурацией до нескольких километров в ширину и сотен километров в длину, разделяющая Украину и Молдову). Количество примеров подобного типа будет устойчиво расти.
ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТРАНОВЕДОВ
Государственные и частные организации, связанные с внешнеторговой деятельностью. Страноведческие характеристики есть важная составная часть оценки инвестиционных проектов. Особое направление поддержки внешнеторговой деятельности связано с оперативными сводками, по различным странах и регионам. На современном уровне в РФ это делает откровенно слабо.
Политические партии и “аналитические” компании / организации, связанные с разработкой и анализом внешней и внутренней политической активности. В современном виде этими проблемами занимаются все. На перспективу нужно выходить на реально профессиональный уровень.
Издательская деятельность. Страноведческая литература практически всегда пользуется спросом. Выпускники кафедры могут без особых проблем найти работу и, что особенно важно, сделать ее для себя. Издание книг весьма прибыльное дело. При наличии профессиональных знаний, включение в этом бизнес может быть очень успешным. Например, множество раз переиздали труды по истории Карамзина и ни разу страноведческие работы 19 - начала 20 веков. Хотя потенциально это очень выгодное издание.
Туристические компании. В основном, стоит ориентировать выпускников кафедра на туроператорскую работу.
СТРУКТУРА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ
Структура специализации по страноведению не сложилась. Старые варианты подготовки страноведов откровенно не соответствуют новым реалиям. После завершения ряда учебных курсов в 2000 году (по проблемам туризма и отдыха), мы планируем начать подготовку ряда систематических курсов по проблемам страноведения.
Это будет возможно после выполнения основного объема работ, связанного с постановкой рекреационной специализации. Среди таких курсов планируется следующее:
Эволюция страноведения как научной и учебной дисциплины
Методология страноведческих исследований
Стилистика страноведческих географических работ (Основы редактирования научных страноведческих текстов).
Типы границ мира и их пространственно-временная динамика
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - “ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА”
В развитой форме страноведения и развитой форме подготовки специалистов по нему в вузе, порой вводится и специализация, связанная с географией мирового хозяйства. Она идет во многом как дополнение страноведения. Насколько мы можем судить, по общению с работниками различных практических организаций, страноведение многими воспринимается как синоним географии мирового хозяйства.
Выделение новой специализации по мировому хозяйству, во многом связано с проблемами трудоустройства специалистов, заканчивающих вуз. Думается, определение это специализации на формальном уровне, реально помогает в трудоустройстве будущих выпускников СПбГУ. На современном уровне для новой кафедры в СпбГУ, это пока не является существенной проблемой. Но на перспективу нужно учитывать потребность в разделении страноведения и иностранного туризма и географии мирового хозяйства. Соображения чисто прагматические. Это престиж кафедры, факультета и легкость решения некоторых практических дел (трудоустройство выпускников).
Суть специализации на географии мирового хозяйства, с точки зрения практических организаций, во многом определяется комплексной оценкой территорий. В основном стран и их отдельных регионов, в случае, крупных размеров страны, с позиции определенной коммерческой операции.
Например, организации типа “Зарубежцветмет”, которые устойчиво работают в различных странах мира и имеют реально серьезные и устойчивые интересы за пределами постсоветского пространства, периодически нуждаются в оценках такого рода. Специалисты данного направления также наверняка будут работать по оценке инвестиционных проектов и в пределах постсоветского пространства.
Думается, в основном это направление будет развиваться в рамках таких крупных компаний как “Газпром”, “Лукойл” и т.п. Потребность в такого рода специалистах есть. Нужно постоянно отслеживать тенденции на рынках стран СНГ. Есть масса рутинной высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работы, например связанной с анализом положения на Украине. Постоянно генерируемый и реструктурируемый долг этого государства РФ дает массу работы специалистам.
Нормой становится и погашение долгов за газ посредством передаче РФ отдельных объектов инфраструктуры. Например, передача здравниц в Крыму в счет погашения долгов. Помимо всего прочего, это ставит проблему эффективного использования данных объектов. Как раз нужны специалисты по географии мирового хозяйства и международному туризму. Такого рода тенденция носит очень устойчивый характер.
Коммерческое страноведение / регионоведение скорее основное направление работы специалистов по географии мирового хозяйства.
Трудоустройство специалистов по географии мирового хозяйства не должно составить труда. Основные потенциальные работодатели следующие:
крупные банки, которые занимаются инвестиционными проектами. Примером в Санкт-Петербурге может быть банк “Петровский”, “Балтийский” и т.п.
инвестиционные и торговые компании.
Ситуация на рынке труда в Санкт-Петербурге весьма сложна и динамичная. В этой связи четкое количество студентов на специализации должно определяться в зависимости от текущих потребностей. В рамках данной кафедры есть счастливая возможность начать целенаправленную подготовку специалистов под определенные организации Санкт-Петербурга. Это связано с тем, что в Петербурге большое количество организаций готовых брать специалистов такого профиля.
Для практической реализации этой возможности с сентября 2000 года целесообразно начать налаживать систематические контакты с банками, инвестиционными компаниями, государственными организациями различного типа и уровня. Смысл в том, чтобы определяться с практическими потребностями организаций принимающих студентов и определить их предпочтения. От этого во многом будет зависеть и будущий выбор дисциплин для изучения. Нам представляется, что такой вариант определения предлагаемого набора “дисциплин по выбору” будет наиболее разумен.
ПРАКТИЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Положение с подготовкой специалистов по страноведению и международному туризму в Петербурге не простое, но и не трагическое. Чтобы его постепенно исправить предлагаем сделать следующее:
Создать сайт для кафедры страноведения и международного туризма. Дело в том, что практически все кафедры, связанные с международным туризмом, во всех вузах Петербурга и Москвы имеют такие сайты. Отсутствие его в отношении кафедры, хотя бы частично связанной с коммерческим обучением, выглядит странно. Это приводят к прямым потерям потенциальных клиентов, снижает престиж обучения именно в рамках данной кафедры.
Начать комплектовать библиотеку изданий связанных с международным туризмом. Это очень важно для подготовки студентов, введения их в курс реального туристического бизнеса. Это необходимо и для престижа кафедры. Начинать можно со сбора информации по консульствам различных стран. Она должна быть систематической. Для корректного выполнения нужно несколько человек. Это скорее будут студенты и аспиранты кафедры. Также нужно обеспечить хранение материалов.
Выступить с инициативой создания постоянно действующего школы-семинара, посвященного специализациям “География мирового хозяйства” и “Страноведение и международный туризм”. Начинать можно с того, что наладить кооперацию с соответствующей кафедрой МГУ. Проводить семинары можно три - четыре раза в год в Москве и Петербурге поочередно. Думается, к такой школе-семинару с удовольствием подключиться большое количество специалистов из других вузов. Основные задачи школы-семинары в обмене опытом, систематическом обсуждении новых курсов, обмене информацией по подготовке специалистов связанных с данной специализацией, обсуждение научных новинок так или иначе связанных с данной областью. Материалы школ-семинаров должны помешаться на сайт. Инициатором должен быть СпбГУ. По факту, никто на себя эту работу не возьмет самостоятельно, хотя многие готовы подключиться к ней.
Выпустить серию учебных пособий на 5 п.л. каждое по основным курсам новой кафедры страноведения. Рукописи четырех пособий, которые готовятся нами, будут завершены не позднее 31 августа 2000 г. Нужен единый дизайн работ. Все курсы будут согласованы. Работы целесообразно распространить среди студентов, представителей туристических компаний.
№1. “РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ”
№2. “ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ”
№3. “ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА И ОТДЫХА”
№4. “ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА”
5. В 2001 году включить в программу кафедры такие курсы как “Разработка и вывод на рынок новых туристических продуктов”, “Анализ и прогноз туристических потоков”, “Рекреационный потенциал Северо-западного района РФ”. Этим курсам надо дать хорошую рекламу. О них должны знать потенциальные работодатели. Это реальный шаг к подготовке аналитиков в области туристического бизнеса. Данные курсы будут подготовлены Д.В. Николаенко. Включение таких курсов в систематическую подготовку специалистов и их реклама позволят значительно улучшить положение с трудоустройством специалистов.
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ
510813 - ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
510820 - СТРАНОВЕДЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
При подготовке магистров по рассматриваемым специализациям важно провести следующие идеи:
в изучении гуманитарных предметов отойти от общего подхода, не имеющего отношения к географической науке. На уровне подготовки магистров, все должно быть ориентировано именно на научную и научно-прикладную работу как основное направление активности выпускников, данной кафедры географического факультета. В противном случае, будет очередное повторение ранее изученного материала, не имеющего непосредственного отношения к получаемой научной специальности и уровню квалификации.
Не делать общий объем подготовки более 2100 - 2200 часов за два года обучения. В большем объеме он будет просто невыполним. Дело не только в загрузке студентов, но и практических возможностях преподавателей. Будет дублирование прошлых материалов. Или невозможность корректной разработки новых курсов по причине слишком большой перегруженности.
В разработке курсов, ориентироваться на кооперацию не только с преподавателями из соседних вузов Петербурга, но и на представителей российского географического сообщества в целом, независимо от их места работы. Нужно переводить задачу разработки магистров по страноведению и международному туризму с уровня факультетской проблемы на уровень общегеографической задачи. Думается, аналогичные проблемы во многих вузах. Нужно налаживать кооперацию с коллегами.
Изначально ориентироваться на серию учебных пособий по подготовке магистров. Сделать своего рода "Магистерскую серию". Это работы по 5 п.л., для написания, которых привлекать специалистов из различных организаций РФ.
БЛОК 1. ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология и социология научной работы (Всего – 110 часов, лекции - 50, практические работы - нет, семинары - 10, самостоятельная работа - 50)
Перевод научных и коммерческих текстов с русского на английский язык. (Всего – 110 часов, лекции - 20, практические работы - 30, семинары - 10, самостоятельная работа - 50)
Нагрузка по блоку №1.
Всего – 220 часов, лекции - 70, практические работы - 30, семинары - 20, самостоятельная работа - 100.
Отмеченные предметы станут реальным отличием подготовки магистров от бакалавров. В таком варианте магистратура будет более привлекательна. Нужно учитывать проблему того, что многие студенты действительно не понимают в чем различие уровней подготовки. Это гарантирует положение, при котором в магистратуру будут идти и те, кто скрывается от армии или просто не может устроиться на работу. Неизбежны и последствия для качества обучения, при подобном варианте.
Вероятно, имеет смысл отойти от просто анонимного “английского” или “иностранного” языка. Нужны такие курсы, которые реально отличат подготовку магистров от бакалавров. С нашей точки зрения, это курс, связанный с переводами научных и коммерческих текстов с русского на иностранный (английский) язык. Подобные переводы есть самое слабое и исключительно значимое место в подготовке специалистов со знанием иностранного языка. Магистры должны специально обучаться такой работе. Выпускники данной кафедры будут в основном работать в организациях связанных с зарубежьем. Умение заниматься переводами научных и коммерческих текстов очень важно в такой ситуации. Это гарантирует будущую успешность выпускников кафедры в их продвижении по работе.
Такой курс дает и реальное отличие подготовки магистра от более низких уровней подготовки.
БЛОК №2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Философия и методология географической науки. (Всего - 140, лекции - 40, практические работы - нет, семинары - 20, самостоятельная работа - 80)
Географические информационные системы (ГИС). (Всего - 58, лекции - 36 практические работы - нет, семинары - нет, самостоятельная работа - 22)
Подходы к исследованию человека и общества в западной географической науке ХХ века. (Всего - 120, лекции - 40, практические работы - нет, семинары - 20, самостоятельная работа - 60)
Историческая география мира. (Всего - 100, лекции - 40, практические работы - нет, семинары - нет, самостоятельная работа - 60)
Теоретические основы страноведения. (Всего - 120, лекции - 40, практические работы - нет, семинары - 20, самостоятельная работа - 60)
Методология и методика страноведческих исследований. (Всего - 100, лекции - 30, практические работы - 20, семинары - 10, самостоятельная работа - 40)
Типы границ мира и их пространственно-временная динамика. (Всего - 100, лекции - 30, практические работы - нет, семинары - 10, самостоятельная работа - 60)
Геоконфликтология. (Всего - 100, лекции - 30, практические работы - нет, семинары - 10, самостоятельная работа - 60)
Пространственно-временная динамика процессов освоения территорий. (Всего - 100, лекции - 40, практические работы - нет, семинары - 16, самостоятельная работа - 44)
Экономика туризма и непроизводственной сферы. (Всего - 100, лекции - 30, практические работы - 8, семинары - 12, самостоятельная работа - 50)
Научно-исследовательская работа - 616 часов. Из них 56 семинары и 560 самостоятельная работа.
Курсы магистерских программ (по выбору) - по 300 часов на каждую специализацию. Из них 210 лекции и 90 самостоятельная работа.
БЛОК №3. ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ ДЛЯ КАЖДОЙ ИЗ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
В случае реального введения двух специализаций можно будет подготовить дисциплины данного блока. Фактически он будет определяться не только выбором студентов, но и реальными возможностями преподавателей. С нашей точки рения, разработка многих курсов не составляет труда. Многое сделано в этом направлении. По некоторым курсам проделана практически вся работа. Дело только в общей редакции текстов и подготовке окончательных программ.
Специализация "География мирового хозяйства".
Объем - 300 часов (210 часов - лекции + 90 часов самостоятельная работа)
Региональная политика
Международное коммерческое дело
История мирового хозяйства
География хозяйства Северной и Центральной Европы
Международное разделение труда
Методика географических отраслевых исследований мирового хозяйства
Проблемы геополитики и политической географии
Специализация "Страноведение и международный туризм".
Объем - 300 часов (210 - лекции + 90 самостоятельная работа)
Эволюция страноведения как научной и учебной дисциплины
Коммерческое страноведение
Стилистика и редактирование страноведческих текстов
Бухучет в туристической фирме
Проблемы международного туристического права
География мировых туристических потоков
Анализ и прогноз туристических потоков
Создание и продвижение новых туристических продуктов
Общая нагрузка и ее распределение по видам занятий:
Всего 2180 часов
Лекции - 692 часа
Практические работы - 58 часов
Семинары - 138 часов
Самостоятельная работа - 1292 часа
НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
ПО КАФЕДРЕ СТРАНОВЕДЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
Коротко о некоторых курсах, которые будут готовы в 2000 / 2001 годах и на ближайшую перспективу. Работа в данном направлении ведется д.г.н., профессором Д.В. Николаенко.
КУРС №1. “РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ”
Систематический курс, дающий представление о рекреационной географии как научной и учебной дисциплине. Упрощенное понимание феномена туризма и отдыха приводит к его недооценке и некомпетентности даже специалистов, работающих в этой области деятельности. В курсе дается представление о процессах освоения территорий, туризме и отдыхе как составной части фундаментальных процессов в обществе. Данный курс является основой корректного и глубокого изучения массы частных вопросов как теоретического, так и сугубо практического характера, связанных с туристическим бизнесом.
Данный курс рекомендуется читать первым.
Курс - теоретический. Объем - 40 - 50 часов.
КУРС №2. “ИСТОРИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА”
Курс дает систематическое представление о развитии туристического бизнеса. Знание эволюции туризма в высшей степени важно для понимания современных тенденций, стабильности и изменчивости рекреационных потоков.
Данный курс важен в том случае, если есть ориентация на более фундаментальную подготовку специалистов по рекреации. В случае кратковременных курсов подготовки специалистов, он скорее, не вполне нужен.
Курс - теоретический. Объем - 20 - 30 часов.
КУРС №3. “ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА РОССИИ И СТРАН СНГ”
Систематический курс, дающий представление о рекреационной географии России и стран СНГ, показывающий тенденции в изменении туристических продуктов и туристических потоков за период времени с конца 19 века до последних дней. По сути, курс о рекреационном потенциале регионов и его эволюции, а также о рекреационных потоках.
Особое внимание может быть уделено наиболее привлекательным и важным регионам. В частности Северо-Западному региону России
Курс - отчасти теоретический, но основной объем связан с фактологической частью. Объем - от 40 до 50 часов.
КУРС №4. “ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ТУРИЗМА И ОТДЫХА”
Систематический курс, дающий представление о мировой географии туризма и отдыха. Рассматривается мировой туристический рынок за послевоенный период времени. Дается обзор различных регионов мира. Также анализируются различные направления туристического бизнеса, их эволюция.
В случае необходимости может быть сделан акцент на определенных странах и направлениях туристического бизнеса. Например, ФРГ и Скандинавских странах и на круизном туризме. Выбор может быть сделан по различным критериям. Он полностью определяется спецификой региона и задачами данного курса.
Также как и прошлый курс во многом связан с анализом процессов освоения рекреационных регионов и динамики рекреационных потоков.
Курс - отчасти теоретический, но основной объем связан с фактологической частью. Как правило, слушается с очень большим интересом. Объем - от 40 до 60 часов.
КУРС №5. “СОЗДАНИЕ НОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА И ЕГО ВЫВОД НА РЫНОК”
Оригинальная авторская разработка. Процедура создания нового туристического продукта и его вывода на рынок вполне поддается четкому изложению и обучению. На основании теоретических работ и собственного практического опыта работы, разработан курс, позволяющий с минимальными затратами средств и времени создавать новый туристический продукт, с учетом специфики региона, и выводить его на рынок в минимальные сроки.
Курс - носит прикладной характер. Рекомендуется для студентов четвертого или пятого года обучения. Объем - 20 - 30 часов.
КУРС №6. “ОЦЕНКА ПРОШЕДШЕГО ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕЗОНА И ПРОГНОЗ БУДУЩЕГО СЕЗОНА”
Оригинальная авторская разработка. Классическая, и часто дурно выполняемая, работа связана с корректной оценкой прошедшего туристического сезона, прогнозом на будущий сезон и подготовкой к нему. Просчеты в этой области скорее стоят наиболее дорого для туристических компаний. Излагается методология аналитической и прогностической работы, связанной с туристическим рынком.
Проводятся семинарские и практические занятия, которые позволяют освоить все необходимые знания и практические навыки.
Курс - носит прикладной характер. Рекомендуется для студентов четвертого или пятого года обучения. Объем - 20 - 30 часов.
КУРС №7. “МЕТОДЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ”
Стандартная задача в туристическом бизнесе связана с проведением маркетинговых исследований. Для стабильно и успешно работающей туристической компании, собственные маркетинговые исследования являются нормой. Даются систематические знания по данному вопросу. Проводятся необходимые семинарские и практические занятия.
Итогом курса станет теоретическое и практическое знание, достаточное для проведения экспресс исследований по наиболее важным практическим вопросам в рамках небольшой туристической компании.
Курс - носит прикладной характер. Рекомендуется для студентов четвертого или пятого года обучения. Объем - 20 - 30 часов.
Объем всех предложенных курсов может быть различным. Он во многом определяется особенностями подготовки специалистов, спецификой целей и задач подготовки специалистов.
Могут быть оперативно подготовлены учебные пособия по всем предложенным курсам объемом до 5 печатных листов. Их издание может быть отличной рекламой СпбГУ на беспокойном санкт-петербургском рынке подготовки специалистов по туристическому бизнесу.
По некоторым курсам есть учебники. Два опубликованы. Их структура не вполне соответствует российскому стандарту подготовки специалистов по рекреации. По некоторым есть наброски и не вполне законченные материалы. Завершенные учебные пособия могут быть подготовлены в сроки от 4 до 5 недель на курс.
Все материалы будут подготовлены в электронном виде и доступны, в том числе и для дистанционного обучения. Есть возможность использовать большой западный опыт дистанционного обучения. На российском рынке это пионерная форма. Она сталкивается с многочисленными проблемами. Но они во многом генерируются за счет неумелого маркетинга и слабости содержательных материалов.
В заключение отметим, что большая часть этих идей именно в СпбГУ не была реализована. Причины связаны с переходом на новую кафедру и соответственным удалением от дел именно кафедры страноведения и международного туризма. Но это не означает отказа от идеи последовательной реализации высоко квалифицированной подготовки специалистов по страноведению и международному туризму.
Автор Д.В. Николаенко
1