История открытия и освоения северного морского пути
История открытия и освоения северного морского пути
Перед
посетителями отдела разворачивается
насыщенная выдающимися событиями
история арктического мореплавания.
Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану были отважные русские поморы. На небольших парусных судах - кочах они плавали к Шпицбергену и Новой Земле, постепенно продвигались на восток вдоль северных берегов Евразии, приближая открытие Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. Служилый человек Семен Дежнев в 1648 г. впервые прошел через пролив между Евразией и Северной Америкой, доказав, что это два обособленных континента.
В экспозиции отдела
можно познакомиться с фрагментом
наружной обшивки и частью форштевня
древнего коча, реконструированной
одеждой полярного морехода XVI-XVII
веков и другими реликвиями первопроходцев
северных морей.
Диорама "Мангазея" рассказывает об одном из самых крупных торгово-ремесленных и промысловых центров на крайнем северо-востоке средневековой Руси. Морские походы в Мангазею занимают видное место в истории русской арктической культуры XVI- XVII в.
Огромный вклад в
изучение Арктики и развитие арктического
мореплавания внесли представленные в
отделе Великая Северная Экспедиция под
руководством В. Беринга (1733-1745 гг.), первая
русская морская высокоширотная экспедиция
под командованием капитана 1-го ранга
В.
Чичагова (1766-1767 гг.),экспедиции на Новую
Землю (1821-1824 гг) и северо-восток Азии
(1820-1824 гг.) под руководством Ф. Литке и
Ф. Врангеля, шведско-русская экспедиция
на судне "Вега", возглавляемая А.
Норденшельдом (1878-1879 гг.), русская полярная
экспедиция на шхуне "Заря" под
руководством Э. Толля (1900-1902 гг.),
Гидрографическая экспедиция Северного
Ледовитого океана на судах "Таймыр"
и "Вайгач" под командованием
полковника И. Сергеева и капитана 2-го
ранга Б. Вилькицкого (1910-1915 гг.), экспедиции
под руководством Г. Седова, В. Русанова,
Г. Брусилова (1911 - 1914 гг.).
Особое место в экспозиции отдела занимает штурвал первого в мире арктического ледокола "Ермак", созданного в 1899 г. по чертежам вице-адмирала С. О. Макарова, нактоус (магнитный судовой компас) и буквы надписи названия знаменитого корабля.
Организация в 20 - 30-е
гг Карских товарообменных экспедиций.,
исследования, проводившиеся Северной
научно-промысловой экспедицией и
Плавучим морским институтом положили
начало комплексному изучению и освоению
Арктики. В 1932 г. ледокольный пароход "А.
Сибиряков" впервые прошел Северным
морским путем за одну навигацию, показав
тем самым возможность его коммерческой
эксплуатации.
Значительное место в
экспозиции отведено "Челюскинской
эпопее" 1933-34 гг. Полярные летчики,
принявшие участие в спасении челюскинцев
со льдов Чукотского моря стали первыми
Героями Советского Союза. Первым
экспонатом музея является настоящий
самолет-амфибия "Ш-2" конструкции
инженера В. Б. Шаврова, построенный в
1931 г. в Ленинграде и использовавшийся
для ведения ледовой разведки в Арктике
в 30 - 60-е гг. В 1937 г. первая воздушная
высокоширотная экспедиция, возглавляемая
О. Шмидтом, доставила на льдину в район
Северного полюса группу исследователей
под руководством И. Папанина. Палатка
первой дрейфующей научной станции
"Северный полюс" занимает одно из
центральных мест в экспозиции музея.
Большой интерес представляют экспонаты, относящиеся к первому в истории авиации трансарктическому перелету Москва - Северный полюс - Сиэтл на самолете АНТ-25, пилотируемом В. Чкаловым, Г. Байдуковым и А. Беляковым и высокоширотному дрейфу ледокольного парохода "Г. Седов" (1938-1940 гг.). Комплексное исследование Северного Ледовитого океана и его морей- одна из главнейших задач ученых - полярников.
Труды папанинцев
положили начало проведению научных
работ в океане с дрейфующего льда. С
1950 г. на льдах Арктики ежегодно работали
научные станции "Северный полюс",
с 1948 г. проводились воздушные высокоширотные
экспедиции "Север".
В экспозиции отдела
представлены подлинные предметы
дрейфующих станций - одежда, бытовые
вещи полярников, научные приборы.
Показано внутреннее убранство деревянного
передвижного
разборного домика дрейфующей станции
"Северный полюс-3".
Специфика арктических исследований потребовала создания специальной аппаратуры. Экспозиция знакомит с подлинными приборами, которые были разработаны отечественными учеными: электрический самописец течений, дистанционная метеостанция, фототермограф с годовой автономностью и возможностью функционирования в морях, покрытых льдом в течение большой части года. Для арктических исследований, создана автоматическая радиометеостанция, которая устанавливалась на льду в Северном Ледовитом океане и в течении года передавала по радиоканалу метеоинформацию. В экспозиции отдела можно увидеть макет дрейфующей автоматической радиометеостанции в 1:10 натуральной величины. Большая карта-схема наглядно иллюстрирует работу Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали России и роль ледокольного флота в современных арктических перевозках.
В музее хранится
богатый документальный материал по
арктическому мореплаванию, личные
фонды полярных капитанов: В.И. Воронина,
Н.М. Николаева, Н.И. Храмцова, К.П. Эгге,
первого капитана первого в мире атомного
ледокола "Ленин" П. А. Пономарева.
Привлекают внимание модели первого в
мире атомного ледокола "Ленин",
созданного рабочими Адмиралтейского
завода в Ленинграде в 1959 г и атомного
ледокола "Арктика" из серии самых
мощных в мире атомных ледоколов, в 1977 г
впервые в истории совершившего плавание
к точке географического Северного
полюса.
Плавание по трассе Северного морского пути обеспечивается сегодня десятками полярных гидрометеорологических станций, специальной ледовой воздушная разведкой и искусственными спутниками Земли.
Завершает экспозицию отдела действующий макет "Полярное сияние", дающий посетителям музея представление об этом удивительном природном явлении.