Лесная стратегия ВТО и ее воздействие на дальневосточную и сибирскую тайгу
ЛЕСНАЯ СТРАТЕГИЯ ВТО И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДАЛЬНЕВОСТОЧНУЮ И СИБИРСКУЮ ТАЙГУ
Любая лесопромышленная компания, даже та, что выглядит цивилизованной и внимательной к вопросам сохранения лесов и развитию местной экономики, прежде всего стремится к повышению своих доходов любой ценой. Так было в советские времена, когда Центр интересовали в первую очередь объемы круглой древесины, вывозимой из региона, и очень мало волновало развитие местной инфраструктуры и лесовосстановление. Однако никогда до середины 80-х годов лесные поселки и сами леса, пройденные рубками, не бывали столь заброшены и забыты властями, как теперь. Положение резко ухудшилось со времени открытия дальневосточных границ в начале 90-х годов, когда жесткие правила мирового лесного рынка принесли еще более серьезную угрозу лесам и экономике региона.
"Лесные активисты достигли немалого успеха в защите лесов планеты - говорит В. Хенсон Мур, Президент Лесобумажной Ассоциации США. - Поэтому лесопромышленная индустрия вынуждена искать свои способы для защиты своих интересов. И она их находит в серии готовящихся международных торговых соглашений. Их суть заключается в трех ключевых принципах:
устранение любых ограничений, связанных с местом, временем и методом рубки леса для увеличения уровня прибыли;
открытие мирового рынка для лесных продуктов, чтобы большее число продаж вело к большему уровню прибылей;
устранение экологических, социальных и других ограничений на торговлю лесом, которые снижают прибыль.
Лесопромышленные компании утверждают, что природоохранное законодательство снижает их конкурентоспособность, и эта точка зрения, к сожалению, полностью совпадает с идеологией свободной мировой торговли, являющейся основным принципом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Созданная в 1995 году в результате многолетних попыток принять Генеральное Соглашение по Торговле и Тарифам (GATT), ВТО начала активное наступление на существующие в мире экспортно-импортные тарифы на древесные материалы, считая их главным препятствием другому Соглашению о Свободе Лесозаготовок (FLA). Однако ни на форуме АПЕК в Куала-Лумпуре в 1998 году, ни на сессии ВТО в Сиэттле в декабре 1999-го не удалось склонить представителей всех 137 стран-членов ВТО принять опасные для судеб человечества документы.
По убеждению экологов PERC, Центра по глобализации и других организаций США, принятие FLA приведет к резкому увеличению объемов разорительных рубок по всему миру (примерно на 3-4 %) в период, когда последние неосвоенные леса планеты находятся под угрозой уничтожения. FLA предполагает:
отмену экспортных тарифов на древесину по всему миру, что приведет к
увеличению объемов потребления лесопродукции, что приведет к
устранению нетарифных торговых барьеров, что приведет к
нарушению природоохранных законов, обеспечивающих неистощительное лесопользование, что приведет к
блокированию инициатив, направленных на оптимизацию лесопользования, что приведет к
дальнейшему разорению последних неосвоенных лесов, что приведет к
дальнейшему глобальному обезлесению, деградации лесов и потере биоразнообразия.
Не меньшую тревогу вызывает еще одно - Многостороннее Соглашение об Инвестициях (MAI), готовящееся в недрах ВТО и открывающее свободный доступ крупному мировому капиталу в лесной комплекс развивающихся стран, обрекая их на вечное лесосырьевое рабство. Опасность этого документа тем более, чем сильнее страны типа Китая и России стремятся войти в ВТО полноправными членами. Пока им это не удалось, но стремление оттого ничуть не меньше. При этом характерно, что для китайского рынка дальневосточной и сибирской древесины это стремление обеих стран мало что меняет , поскольку главная угроза лесам здесь исходит от криминальной торговли, неподвластной никаким ограничениям и тарифам. Для России членство в ВТО вряд ли тоже будет более разрушительным, чем уже предпринятые ранее шаги по отмене института спецэкспортеров и экспортных пошлин на лес в 1996 году, когда правительство страны изо всех сил старалось "понравиться" МВФ и получить его кредиты, изобразив из себя страну с уже свободным лесным рынком. Все, что является содержанием настоящего доклада, есть прямое следствие этого шага навстречу мировому капиталу, губительного для экономики РДВ и его лесов.Членство обеих стран в ВТО закрепит нынешнее положение навечно, обессмыслив любые попытки исправить его.
Китай является одним из ведущих членов АПЕК (Организация по эконмическому сотрудничеству в АТР). В целях выполнения графика мероприятий АПЕК по либерализации торговли, китайское правительство в мае 1998 г. приняло односторонрий план постадийной либерализации торговли с выходом на нулевые импортные тарифы и опережением официального графика АПЕК. Этот план включает лесные продукты. В его рамках с 1 января 1999 года правительство КНР снизило привилегированные тарифы на 49 видов лесопродукции, включая круглый лес и целлюлозу, от 1-3 % до 0, и для 4 видов продукции - от 20 % до 10 %.
Из таблицы импортных тарифов, НДС и интегрированного налога на лесоматериалы, приведенной в Приложении, очевидно, что на большинство круглых лесоматериалов и пиломатериалов льготный импортный тариф равен 0. В то же время для круглого необработанного леса, рассматриваемого как сырье, НДС равен 13 %, для пиломатериала -17 %, что в сущности равно интегрированному налогу.
А.Лебедев, Д.Ньюэл, Д.Гордон