Хозяин Босфора
Хозяин Босфора
За время существования Стамбула, величественно раскинувшегося на берегах бухты Золотой Рог, этот древний город сменил немало имен и не раз играл роль столицы великих империй. Его стены оглашали слова молитв представителей различных конфессий, они не только видели роскошный блеск золотых одежд базилевсов и султанов, но и содрогались во времена осад и разграблений. И тем не менее этот город неизменно вызывал к себе особое уважение со стороны окружающего мира.
Как нередко случается со столь древними городами, история возникновения здешнего первого поселения овеяна многочисленными легендами. Согласно одной из них несчастная возлюбленная Зевса Ио, обращенная Герой в корову, нашла себе приют в окрестностях бухты Золотой Рог, где и произвела на свет дочь Кероэссу, та же в свою очередь родила от повелителя морей Посейдона сына Византа, который и стал легендарным основателем города. С именем Ио связывают и фракийское название пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря, — Босфор, что означает «Коровья крепость». Позднейшая легенда рассказывает о том, как некий Визант из греческого полиса Мегары получил у Дельфийского оракула указание о месте основания новой колонии в Малой Азии. Пророчество гласило, что город должен быть заложен «напротив слепых». Так оно и получилось — Византий возник на противоположном берегу Босфора, лицом к поселению Халкедон, основанному эмигрантами из Милета. А жители этого поселения впоследствии были названы персидским полководцем Мегабазом слепцами за то, что в свое время не сумели разглядеть у себя под носом настоящее сокровище.
Первые достоверные свидетельства об истории возникновения города приводит Плиний Старший, который в качестве первого поселения в этих местах называет Лигос. Византий же, по мнению ученых, стал всего лишь очередным греческим городом, основанным на европейском берегу Босфора в 660 году до н.э. Место оказалось крайне удачным и для жизни, и для торговли, и это обстоятельство не замедлило сказаться на благосостоянии горожан, к тому же Византий взимал немалую плату за проход судов из Средиземного моря в Черное и обратно. В 73 году город вошел в состав римской провинции Вифиния и Понт, а 100 лет спустя одряхлевший Рим начали раздирать внутренние противоречия. В ответ на провозглашение императором Септимия Севера восточные легионы выбрали своим императором Песценния Нигера. В той междоусобной борьбе должен был победить сильнейший. Несколько лет осаждал Семптимий Север Византий, за стенами которого скрывался его противник. Наконец, в 196 году изнемогшие от ран и голода горожане сдались на милость победителю. Но гневу императора не было предела — он буквально стер с лица земли городские стены и даже лишил мятежный Византий статуса города, значительно сократив его площадь. Только сыну Септимия Севера Аврелию Антонию Каракалле удалось выпросить прощение для города. Он не только восстановил разрушенное, но и расширил границы Византия на запад. Он даже дал городу свое имя — Антония, однако это название ему суждено было носить немногим более ста лет.
От Константина Великого до Константина Палеолога
11 мая 330 года в Антонию (Византий) официально была перенесена столица Римской империи, и город, который безуспешно попытались было именовать Новым Римом, со временем сменил свое название на Константинополь, в память о первом христианском императоре Константине Великом. Именно он 26 ноября 326 года начал грандиозную реконструкцию столицы на Босфоре. Городские стены были отодвинуты еще дальше к западу, а сам город — поделен на 14 районов. Здесь были построены гигантский форум (рыночная площадь), императорский дворец Буколеон, цирк, театр, множество общественных бань и многоэтажных зданий с аркадами. Подобный строительный размах городу еще раз суждено было пережить в V веке при императоре Феодосии II, после чего он уже долгое время оставался в пределах старых крепостных стен. Общая протяженность этих стен, возведенных в 3 ряда, составляла 16 км, они имели 7 ворот, в том числе и знаменитые Золотые врата, и 96 башен. Между стенами был вырыт крепостной ров глубиной 10 м и шириной 20 м. Помимо прочего, новой столице были предоставлены такие же привилегии, как и Риму, а ее правитель получил титул проконсула. И в результате благодаря крайне выгодному расположению города как с военной, так и с экономической и внутриполитической точек зрения судьба его вскоре изменилась еще больше.
С 395 года после распада Римской империи на две части Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, более известной как Византийская, и потому его жители называли себя ромеями, или римлянами (хотя для славян они были греками, а для арабов — румами).
При ромейских императорах Константинополь стал средоточием несметных богатств огромной империи, владения которой простирались от Палестины и Сирии до Кавказа и Балкан. Правда, за роскошь и богатство приходилось платить немалую цену — блеск золота привлекал к городским стенам полчища захватчиков — авар, гуннов, русов, персов и арабов. И от них Константинополь защищали не только крепостные сооружения и «греческий огонь», для его жителей, славившихся своим благочестием, особое значение играло покровительство Пресвятой Богородицы, чья нетленная Риза, перевезенная в Константинополь из Назарета в V веке, согласно легенде спасла его в 626 году от нашествия аваров, избавила от беды в 677 году во время осады персами, в 717 году — арабами и в 860 году — русами под предводительством Аскольда. А в 910 году, во время арабской осады, монахам Влахернской церкви, где хранилась Риза, было видение Богородицы, распростершей над городом свой покров. Именно в память об этих чудесных избавлениях в XII веке на Руси Андрей Боголюбский установил праздник Покрова Богоматери (14 октября).
В то время как прежний имперский Рим лежал в руинах, в Константинополе, сохранившем культуру и знания античных времен, процветали науки и искусства. В 425 году здесь был открыт первый в Европе университет. При константинопольском дворе царили лесть и подкуп, а для устранения политических противников, как правило, лучшими средствами считались яд или шелковая удавка. Тем же неугодным, кому везло больше, в удел доставалась ссылка в северные земли новообращенных варваров-русов, служившие своеобразной Сибирью для константинопольских придворных.
Ну а сам город жил кипучей жизнью. В городских банях обсуждали торговые дела и политические новости, на ипподроме, как и в римские времена, делались огромные ставки, на рынках всевозможные товары предлагали сирийские, итальянские, арабские, армянские, еврейские купцы, здесь же велись и горячие богословские споры. Улицы Константинополя украшали стройные колоннады, за которыми скрывались торговые лавочки, а в пригороде — на полях и в садах вызревал богатый урожай. И в то же время, по воспоминаниям французского путешественника середины XII века Одона де Дейля, несмотря на богатство прекрасных зданий, город утопал в грязи и зловонии.
Конец процветанию Константинополя был положен в апреле 1204 года, когда участники Четвертого крестового похода осадили город. После того как он, впервые в своей истории взятый штурмом, оказался в руках крестоносцев, то подвергся такому разрушению и разграблению, которого можно было ожидать лишь от диких варварских орд. Бесчинства, грабежи, пожары быстро превратили блестящую столицу империи в жалкие руины. Императору была милостиво выделена четверть его прежних владений, в том числе и четверть Константинополя, который вошел в состав созданной крестоносцами Латинской империи. Полностью вернуть город под власть императора удалось лишь в 1261 году. А пока Костантинополю еще долгое время было суждено пребывать в разрушении, жители, несмотря на призывы императора Михаила VIII, не спешили в него возвращаться. Причем злодеяния крестоносцев настолько сильно врезались в память горожан, что, когда им пришлось выбирать между правлением католиков и мусульман, многие из них высказывали мнение, что для них чалма предпочтительнее власти латинян.
Падение Второго Рима
Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которого мысль об обладании Константинополем превратилась в наваждение, подступили турки. Это была не первая турецкая осада — за 60 лет до этого события султан Баязид I уже пытался взять город приступом, но тогда его замыслы не осуществились, однако на европейском берегу Босфора, почти напротив Константинополя, ими была выстроена крепость Румелихисары и жители города были вынуждены наблюдать за ее строительством, будучи не в силах вмешаться.
Тем временем император Константин XI Палеолог тщетно взывал к христианским государям Европы о военной помощи, главная же беда заключалась в том, что в победу византийского войска не верили сами жители Константинополя, безучастно готовившиеся принять вторжение мусульман как божественную кару. Турецкая армия насчитывала 150 000 человек, а обреченному городу едва удалось собрать небольшой отряд из 10 000 воинов. Константин, сознавая, что дни его империи практически сочтены, обратился к своим приближенным со словами, полными грусти и благородства. По свидетельству очевидца, речь императора произвела такой эффект, что многие из слышавших ее едва сдерживали рыдания, прекрасно понимая, что это — прощальный момент как в их собственной жизни, так и в жизни государства. 27 мая 1453 года Мехмед II Фатих (Завоеватель) предпринял решительный штурм города. Атаки турецкого войска во время осады свидетели сравнивали с морскими волнами, которые мощно накатывают на берег во время прилива. Немногочисленные защитники отчаянно сопротивлялись еще двое суток, и лишь ранение предводителя генуэзцев Джустиниани подорвало боевой дух его войска, многие сражавшиеся в панике отступили и турки быстро наводнили город, неся смерть и разрушение. Тысячу лет спустя после разорения варварами имперской столицы на западе столица Восточной Римской империи пала под натиском мусульман.
На несколько дней город был отдан на разграбление солдатам. Жителей убивали на улицах и в церквях, святыни осквернялись и даже собор Св. Софии не защищал несчастных. Согласно одной из легенд турки ворвались в храм, когда там шла служба. Мало кому удалось избежать гибели, лишь священник чудесным образом обрел спасение, шагнув вместе со Святыми дарами сквозь стену и исчезнув в ее толще. Сам же Константин Палеолог, увидев агонию своей столицы, взял в руки оружие и ринулся в последний бой, в котором ему было суждено погибнуть. Позже среди греков, боровшихся с турецким владычеством, была популярна легенда о том, что в той схватке Константин не погиб, а всего лишь уснул, чтобы очнуться от своего волшебного сна для решающего сражения.
Османский Ренессанс
И все же Провидению, видимо, было угодно, чтобы этот древний город вновь обрел и столичный блеск, и былое могущество — несколько лет спустя Мехмед II перенес сюда из Адрианополя (Эдирн) центр своей империи. И вскоре город приобрел и новое лицо, и новое название — Стамбул (считается, что это искаженное звучание греческого слова «полис», то есть «город», так его сокращенно называли сами константинопольцы еще в XII веке).
В Стамбул были приглашены строители, которые во многом изменили его облик, придав ему восточный колорит. Здесь появились мечети, медресе, турецкие бани (хамам), казармы для янычар, прохладные фонтаны и многолюдные караван-сараи — словом, весь тот комплекс сооружений, без которых трудно представить мусульманский город. Крупные мечети с более чем одним минаретом именовались султанскими, а те, что поскромнее, — визирскими. При мечетях строились школы-медресе, гостиницы для паломников и имареты (бесплатные столовые).
В 1459 году по приказу Мехмеда II за крепостными стенами на берегу бухты Золотой Рог архитектором Атиком Синаном была построена первая в Стамбуле мечеть — Эйюб, названная так в честь погибшего во время осады Константинополя арабами в 668 году знаменосца пророка Мухаммеда — Эйюба Ансари. Здесь же находится и тюрбе (гробница) Эйюба, почитающаяся как святыня. Именно в этой мечети проходила символическая церемония, во время которой новому султану передавался легендарный клинок основателя династии Османа Гази (1258—1324 годы) по прозвищу Черный. Этот цвет согласно турецкой традиции символизировал смелость и доблесть.
При османах городу уже нечего было бояться осад и разрушений, он стал центром могущественной военной империи, в которой сам султан, подавая пример мужества, шел в бой во главе войска. Самый же большой страх наводила на врагов пехота, состоявшая из янычар (от турецкого — «новое войско»). Их набирали из покоренных турками народов, которые обязаны были платить так называемый «налог кровью», иначе говоря, отдавать на воспитание мусульманам мальчиков из своих семей. С самых малых лет они, не знающие родителей, да к тому же не имеющие права вступать в брак, были целиком преданы султану и своему долгу. Их лучшим другом был ятаган — «меч, укладывающий врага на месте», а семьей — товарищи по казарме.
Благосостояние рядовых сипахов (вооруженный всадник) напрямую зависело от того, сколько земель они завоюют, а потому пределы империи постоянно расширялись, город же неизменно богател, наслаждаясь плодами мира и изобилия. Единственным бичом Стамбула были пожары. Жители, опасаясь землетрясений, несмотря на строгие указы султанов, предпочитали строить деревянные жилища, а не каменные. А потому стоило одному из них загореться, и выгорал целый район. Так, пожар, произошедший в 1782 году, превратил в пепел половину города.
Турецкие правители, обратившиеся к мудрости римских императоров, для привлечения в новую столицу купцов и ремесленников обещали им множество льгот. Со временем Стамбул вновь обрел свой многонациональный состав — кроме турок, составлявших около половины населения, здесь жили греки, армяне, генуэзцы и евреи, бежавшие от европейской инквизиции. Сто лет спустя после завоевания число живущих в Стамбуле достигло полумиллиона, и их количество продолжало неуклонно расти.
Турецкое население предпочитало селиться в центральной части города, вблизи от административных и религиозных центров. Кроме мусульман здесь еще жили немногочисленные потомки благородных византийцев, называемых фанариотами по имени района Фенер, где в 1941 году произошел последний крупный пожар в истории города. Остальное немусульманское население оседало в районе Галаты, где еще при византийских императорах жили венецианцы и генуэзцы.
Своего расцвета город достиг во времена правления Сулеймана 1 Кануни (Законодатель), известного также под прозвищем Великолепный. Этот султан был не только гениальным полководцем, но и блестяще образованным человеком, ценящим ум и талант своих приближенных. В историю он также вошел и своими необычными для правителя романтическими отношениями с женой — славянкой Анастасией Лисовской, легендарной Роксоланой. В угоду ей он не только отказался от гарема в несколько сот наложниц, но даже безжалостно расправился со старшим сыном и наследником Мустафой, который был задушен у него на глазах. Умело управляя волей могущественного владыки, Роксолана, перебравшаяся в личные покои Сулеймана, до самой смерти оставалась для него самой прекрасной и желанной женщиной. Потеряв ее, султан приказал построить для любимой жены усыпальницу в том же месте, где предстояло покоиться и ему самому, — в саду мечети Сулеймание.
Эта мечеть явилась одним из шедевров, созданных архитектором Мимаром (Строитель) Синаном (1489—1588 годы), построившим в Стамбуле множество прекрасных зданий. В XVI веке в городе насчитывалось несколько сот мечетей и не менее ста общественных бань, множество больниц, дворики частных домов были окружены вечнозелеными деревьями — кипарисами и соснами, но в то же время его улочки оставались узкими, а грязные дороги были в многочисленных выбоинах.
Со временем лицо Стамбула начинало постепенно меняться и приобретать европейские черты. Это произошло благодаря последовательной политике султанов Селима III и особенно Махмуда II, в годы правления которого Османская империя была признана на Венском конгрессе (1814—1815 годы) европейской державой. Приблизительно в то же время в городе были открыты Технический университет и Медицинский институт.
В конце XIX века Стамбулу пришлось стать свидетелем краха еще одной великой империи. Бездарные правители, огромные неуправляемые территории, бесконечные войны и коррупция чиновников привели к тому, что государственная казна была практически опустошена. А потому в 1875 году, несмотря на ущемленное в государственном масштабе самолюбие, правители страны были вынуждены объявить ее банкротом. А еще 33 года спустя после позорного поражения в Первой мировой войне Стамбулу вновь пришлось пережить горечь оккупации. На этот раз европейцами — войсками Антанты. Последний султан, носивший имя легендарного Завоевателя, — Мехмед VI продержался на троне всего пять лет — с 1918 по 1923 год.
После провозглашения о создании на территории Османской империи нового государства — Республики Турция, 29 октября 1923 года столица была перенесена из Стамбула в Анкару. Но даже лишившись этого официального титула, город, подобно старому аристократу, к счастью, не утратил ни своего благородства, ни величия. И сегодня ежедневная стамбульская базарная толчея, крики уличных разносчиков воды и характерный для Востока пряный запах — лишь обманчивая декорация, за которой скрывается подлинная жизнь этого древнего мегаполиса.
Мост через Босфор
Босфорский пролив имеет длину 32 км, ширину от 650 до 3 300 км и глубину от 30 до 120 км. Сейчас через Босфор построено два подвесных моста. Первый, длиной 1074 м и открытый в 1973 году, носит название Богазики (по-турецки — «пролив»). Второй, открытый в 1988-м, длиной 1 090 м, назван в честь султана Мехмеда II Завоевателя. Третий мост находится сейчас в процессе строительства. Его открытие планируется произвести в 2005 году.
Обелиск Тутмоса
В 203 году будущий император Каракалла заложил на западе города огромный ипподром, вмещавший 100 000 зрителей, бронзовая квадрига лошадей, украшавшая его стену напротив императорский ложи, впоследствии была вывезена крестоносцами в Венецию и ныне является жемчужиной площади Св. Марка.
Знаменитый египетский обелиск фараона Тутмоса III (на фото), возраст которого составляет 4,5 тысячи лет, в 330 году привез в город Константин Великий. Почти 60 лет ему не могли найти достойного места, и все это время он лежал на земле, пока не был установлен по приказу императора Феодосия I на ипподроме. Когда город захватили турки, ипподром, разоренный еще крестоносцами, был снесен. Этот район был назван на турецком Атмейданы, обелиск же и сейчас продолжает стоять на месте бывшего ипподрома напротив мечети Ахмеда.
Царьград И Русь
На Руси Константинополь был известен под именем Царьград. Шесть раз русы пытались взять его силой и разграбить. В легенду вошел поход князя Олега, который якобы прибил свой щит к Золотым воротам города. После принятия в 988 году христианства на Руси Константинополь стал для русских князей примером для подражания. В первой половине XI века по образцу собора Св. Софии были возведены огромные соборы в Киеве, Полоцке и Новгороде.
После захвата города турками его духовное наследие перешло к Москве. Великий князь Иван III (1440—1505 годы) женился на племяннице погибшего Константина XI Софье (Зое) Палеолог и принял герб Византийской империи — двуглавого орла, который стал впоследствии гербом государства Российского. В XVI веке на Руси активно разрабатывалась концепция «Москва — Третий Рим», хотя точнее надо было бы сказать — «Второй Константинополь». А еще спустя 400 лет город, уже ставший Стамбулом, принял корабли, на которых русские после революции покидали родину.
Водохранилище Базилика
Частые осады Константинополя варварами требовали больших запасов воды, и потому по всему городу возводились водохранилища. Вода доставлялась сюда по нескольким акведукам, среди которых был и знаменитый акведук императора Валента (364—378 годы правления), другим источником воды был ее сбор во время дождя.
Самым знаменитым стамбульским водохранилищем, вмещавшим до 80 000 кубических метров пресной воды, является так называемая Базилика, получившая свое название от торговой базилики, выстроенной над ним.
Турки дали этому сооружению более романтическое название — Еребатан-сарай, что означает «Провалившийся под землю дворец». Здание было заложено при Константине и расширено в 542 году при императоре Юстиниане. Сумрачные влажные своды перекрывают огромное пространство шириной 70 м и длиной 140 м. Для охлаждения воды из языческих храмов сюда были завезены 336 мраморных колонн. Поскольку все они были скрыты под водой до самых капителей, то их разнобой, чуждый античному вкусу, в глаза не бросался. Это причудливое сочетание разных стилей дополняют огромные каменные головы двух Медуз, использованные в качестве постаментов. Турки, предпочитавшие проточную воду, не использовали водохранилища по прямому назначению, а потому многие из них были осушены и превращены в базары. В заброшенном же Еребатан-сарае со временем развелась рыба и местные жители даже пробовали плавать здесь на лодках. В 1985—1988 годах соорудили деревянные настилы для прохода и провели реставрацию, после чего открыли водохранилище для посещений.
Бани — Хамам
Любовь к баням, состоящим из комнат с разной температурой (от прохладной до горячей), турки переняли от арабов, а те, в свою очередь, от римлян. Поэтому в новой турецкой столице, где еще с римских времен существовало не меньше сотни общественных бань, они пользовались огромной популярностью. Главным же восточным нововведением стало появление в горячей парной банщиков, которые, искусно взбивая кружевную мыльную пену на теле клиента, одновременно массировали и очищали его.
Капалы-Чарши
Капалы-Чарши (Крытый рынок) был построен по приказу Мехмеда Завоевателя на месте старого византийского рынка. В XV веке в его центре Старом Бедестане торговали оружием и коврами, изысканной керамикой и специями. Рынок рос быстро. Сегодня это огромный «город» с торговыми улочками, на территории которого несколько тысяч лавок предлагают товары на любой вкус — от электроники до традиционных восточных сладостей.
Танец живота
Танец живота недавно был запрещен министром культуры Турции для исполнения в общественных местах. Но костюмы для этого традиционного восточного танца по-прежнему можно купить у стамбульских уличных торговцев.
Собор Св. Софии
Еще при императоре Константине в 326 году была построена первая церковь, посвященная Софии Божьей Премудрости, олицетворявшей вторую ипостась Троицы, Иисуса Христа. Этот храм был призван стать наглядным символом Нового Завета и наступления новой эпохи в истории человечества. Первый построенный храм несколько раз разрушался и восстанавливался, пока император Юстиниан не вознамерился возвести здание, которое своим богатством и красотой превосходило бы все существовавшие ранее. Оно должно было затмить собой не только величие языческих святынь Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.
Строительство огромной купольной базилики было завершено к 537 году, и взору очевидцев предстало небывалое зрелище. На серебряных столбах крепились иконы, внутреннее пространство храма было украшено колоннами из порфира и зеленого мрамора. В основании огромного купола было прорезано 40 окон, струящийся свет из которых создавал впечатление, что купол просто парит в воздухе, «спущенный с неба на золотой цепи». В течение веков стены базилики украшались фресками и драгоценными мозаиками.
И даже когда храм достался туркам, они отдали дань уважения этой святыне — ее превратили в мечеть. Собор Святой Софии не был разрушен, однако прекрасные златофонные мозаики были замазаны известью. С четырех сторон фасада вверх устремились стрелы минаретов, а внутри, под парусами, разместились огромные медальоны с цитатами из Корана. Турки же дали храму новое название — Айя-София (лунная). В 1934 году по приказу Ататюрка он был превращен в музей.
Ататюрк
Мустафа Кемаль, получивший от своего народа имя Ататюрк, или «Отец турков», полностью изменил судьбу государства. Будучи профессиональным военным, свои реформы он проводил в жизнь порой безжалостно, но с уверенностью хирурга, истребляющего смертельную болезнь. Он отделил религию от государства, отказался от арабского алфавита, заменив его на латиницу, переодел турков в европейские костюмы, запретив носить феску как символ реакционного прошлого, и даже наделил женщин правом голоса на выборах. Для своих современников он был и жестоким диктатором, и спасителем нации в одном лице. В современной Турции Ататюрк по-прежнему остается лидером страны, а его многочисленные изображения окружены неизменным уважением.
Голубая мечеть, или мечеть Ахмеда
Настоящим вызовом византийскому величию стало строительство огромной мечети напротив храма Св. Софии, возведенной с 1609 по 1617 год Седефкаром Мехмедом, архитектором султана Ахмеда I. Она получила название Ахмедие в честь султана, но приобрела также широкую известность под именем Голубая мечеть. Огромное внутреннее пространство мечети перекрыто гигантским куполом диаметром 23,5 м, который опирается еще на четыре полукупола. Свет, попадающий внутрь мечети через 260 окон с цветными витражами, создает мистическое молитвенное настроение. Уникальной особенностью мечети является и наличие 6 минаретов.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа