Двигатель УТД-10
СИСТЕМА СМАЗКИ
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ СМАЗКИ
Система смазки циркуляционная, комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, предназначена для очистки масла от механических примесей, смазки трущихся поверхностей и отвода от них тепла.
В систему смазки входят масляный бак 6 (рис. 1), сверху которого закреплены маслозаправочный бачок 13, масляный насос 1, масло-закачивающий насос МЗН-3, центробежный масляный фильтр 25, масляный радиатор 19 и маслопроводы.
Масляный бак расположен в силовом отделении и крепится стяжной лентой к правому борту машины. Заправочная емкость бака 48 л. Внутрь масляного бака входит котел 30 подогревателя и крепится к его стенке на шпильках. К передней стенке бака на шпильках крепится маслозака-чилзающий насос 5. На верху бака имеется две горловины, одна из которых связана дюритовым шлангом с маелозалравочмым бачком 13, а к другой подсоединяется трубопровод 20, по которому отводится масло из радиаторов в бак. На днище бака расположен клапан 32 для слива масла. Внутри бак разделен перегородками, уменьшающими плескание масла на ходу машины.
Внутри бака перегородки образуют компенсационный бачок, который служит для ускорения прогрева масла в зимних условиях. Из этого бачка осуществляется забор масла через перфорированную трубку.
На машинах выпуска до 1968 г. компенсационного бачка и трубки
нет.
В нижней части бака имеется штуцер, к которому 'подсоединен обогреваемый маслопровод 2, подводящий масло к масляному насосу двигателя.
В заправочном бачке 7 (рис. 2) имеется два штуцера, один из них заправочный, закрыт пробкой 4, а в другой установлен маслоиз-мерительный щуп 8. Накидная гайка щупа навинчивается на резьбу штуцера бачка. В заправочной горловине установлен сетчатый фильтр б.
В пробку 4 заправочной горловины вмонтирована набивка 3 из проволочной канители, предназначенная для задержания масла при выходе воздуха через дренажное отверстие. Кроме того, набивка предотвращает попадание пыли в масло снаружи вместе с воздухом.
Из масляного бака осуществляется отсос газов. Для этой цели к баку подсоединен трубопровод, сообщающий его с коробом 16 (рис. 1) эжектора. Конец этого трубопровода соединен с обратным (дренажным) клапаном 17, закрепленным на коробе эжектора.
Дренажный клапан предотвращает попадание газов сгорания из короба эжектора в бак. Он состоит из штуцера 33, сообщающегося с коробом эжектора, соединительной трубки 34, корпуса 39, в котором смонтирован клапан 37, поджимаемый к седлу пружиной 36.
При возрастании давления в баке клапан 37 открывается и под действием разрежения в коробе эжектора газы отсасываются из бака.
Масляный насос (рис. 3) двухсекционный, шестеренчатого типа, служит для подачи масла из масляного бака в главную магистраль двигателя и для откачки масла из блок-картера в бак. Насос крепится на шпильках к блок-картеру двигателя. Он состоит из корпуса, шестерен нагнетательной и откачивающей секций, шестерни 12 привода, редукционного клапана, обратного клапана 8 и двух крышек.
Корпус состоит из трех частей, стянутых болтами 18; стыки между частями корпуса и крышками уплотняются паронитовыми прокладками.
Нагнетающая секция состоит из двух цилиндрических шестерен 9 и 10. На хвостовике ведущей шестерни 9 сидит на шлицах шестерня 12 привода масляного насоса. В ступицу шестерни 10 входит рессорка 16, которая приводит во вращение ведущую шестерню 1 откачивающей секции.
Откачивающая секция состоит из трех шестерен 1, 3 и 4, работающих попарно. Одна пара шестерен откачивает масло из картера, а вторая откачивает масло, слившееся из сопел форсунок центробежного фильтра и из муфты опережения впрыска топлива.
Выход масла из обеих секций общий.
Редукционный клапан обеспечивает поддержание давления в нагнетательной магистрали двигателя 6—10 кгс/см2. Корпус 17 клапана ввернут в штуцер корпуса насоса. Во внутреннюю резьбу пробки корпуса клапана ввернут винт 20, на конце которого жестко закреплен тарельчатый клапан 22. Винт 20 контрится гайкой и проволокой и пломбируется.
Для регулировки клапана необходимо расшплинтовать болт и ослабить контргайку 24 и проворачивать винт 20 за шестигранную головку.
Обратный клапан 8 установлен на выходе из нагнетательной полости. Он предназначен для предотвращения перетекания масла из магистрали через масляный насос в бак при неработающем двигателе. Клапан состоит из корпуса, шарика и пружины.
При работе двигателя
вращение от коленчатого вала через
про
межуточную шестерню 6 механизма
передач передается на
шестерню 12
(рис. 3) и от нее на шестерни нагнетательной
и откачи-
' вающей секций насоса.
Масло из бака самотеком поступает в приемную полость нагнетающей секции через штуцер /3. Вращаясь, зубья шестерен 9 и 10 захватывают масло и перегоняют его в полость нагнетания, где создается давление, под действием которого открывается обратный клапан 8 и масло поступает в магистраль.
Рис. 3. Масляный насос:
1 — ведущая шестерня откачивающей секции; 2 — кольцо; 3 и 4 — ведомые шестерни откачивающей секции; 5 — крышка-фланец; 6 — корпус откачивающей секции; 7 — корпус нагнетающей секции; 8 — обратный клапан; 9 — ведущая шестерня нагнетающей секции; 10 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 11 - задняя крышка; 12 — шестерня привода масляного насоса; 13 — штуцер; 14 — самоподжимной сальник; 15 — заглушка; 16 — рес-сорка привода; /7 —корпус редукционного клапана; 18 — стяжной болт; 19 — шайба; 20 — винт; 21 — пружина; 22 — клапан; 23 — седло клапана; 24 — контргайка винта; а — отверстие для подвода масла из картера; б — отверстие для подвода масла из центробежного фильтра; в —канал выхода масла из откачивающих секций радиатора; г — осевой канал; д —радиальный канал
При возрастании оборотов коленчатого вала двигателя производительность насоса повышается и давление в полости нагнетания увеличивается. Когда давление выходит за пределы допустимого, отжимает ся тарель редукционного клапана 22 и часть масла через осевой канал г и радиальный канал д перепускается в приемную полость нагнетательной секции. Одновременно масло из блок-картера двигателя и из сопел центробежного фильтра поступает через отверстия а и б в при* емяые полости откачивающей секции, откуда оно подается в масляный радиатор.
Масляный фильтр предназначен для очистки масла от смол и механических примесей. Фильтр сдвоенный, включает последовательно соединенные фильтр грубой очистки и центробежный фильтр.
Фильтр установлен в развале блок-картера на четырех шпильках. Фильтр состоит из корпуса 23 (рис. 4) с двумя раздельными крышка-ми 6 и 20, центробежного фильтра, фильтра грубой очистки и шарикового обратного клапана.
Корпус алюминиевый, разделен «а две полости. В меньшей полости размещается фильтр грубой очистки, состоящий из полого стержня 21, ввернутого в днище корпуса, фильтрующего сетчатого цилиндра 18, надетого на стержень и прижимаемого сверху пружиной 19.
: 56 78 9 10 11 12 13 а 14 15 16 б 171819 20 21
Рис. 4. Масляный фильтр:
/ — бронзовая втулка; 2 — форсунка; 3 — крышка ротора; 4 — маслозаборная трубка; 8, 14 и 22 — гайки; 6 — крышка фильтра; 7—«корпус ротора; 8 — сетка; 9 — стержень ротора; 10 — втулка; 11— пробка смотрового отверстия; 12 — стопорное кольцо; 13 — бронзовая втулка стержня ротора; 15 — шпилька; 16 — щиток; 17 — резиновое кольцо; 18 — сетчатый цилиндр; 19 — пружина; 20 — крышка фильтра грубой очистки; 21 — стержень; 23 — корпус; 24 — маслоотражательный щиток; 25 — опорный подшипник; 26 — штуцер; 27 — трубка отвода очищенного масла; 28 — заглушка; 29 — шарик обратного клапана; а — отверстие стержня ротора; б — канал; в — верхнее отверстие; г — нижнее отверстие; д — нижнее отверстие стержня
Центробежный фильтр
состоит из стержня 9, вставленного
в ра-
сточку корпуса и опирающегося
сверху в расточку крышки 6, ротора
и
маслоотражательного щитка 24.
Ротор состоит из корпуса 7 и крышки 3, стянутых друг с другом: двумя шпильками 15. В крышке ротора установлены две маслозабор-; ные трубки 4 с защитными сетками 8 и щиток 16, который прижимается к крышке буртиками шпилек 15. Ротор опирается на подшипник 25 и вращается вокруг стержня 9 на двух бронзовых втулках (подшипниках) 1 и 13, запрессованных в крышку и корпус ротора.
Внутренняя полость стержня 9 закрывается снизу резьбовой заглушкой 28, а сверху пробкой 11. Пробка от выпадания зафиксирована стопорным кольцом 12. Внутрь стержня завальцована медная трубка 27 для отвода очищенного масла. Вторым концом трубка выходит в полость обратного клапана, который (Предотвращает перетекание масла из центрального масляного канала блок-картера в фильтр при прокачке масла перед запуском.
В нижней части корпуса фильтра установлен сваренный из двух половин маслоотражателыный щиток 24.
При работе двигателя масло насосом подается через штуцер, фильтрующую сетку и радиальные отверстия В в полость стержня 21. Из полости стержня по каналу в днище корпуса масло идет в нижнюю полость стержня 9 «ротора и через отверстия д заполняет внутренний объем ротора. Часть масла из ротора поступает в две маслозаборные трубки 4, установленные в крышке 3 ротора.
В нижней части трубок 4 установлены форсунки 2, сопла которых натравлены по касательной к образующей трубок. Масло из трубок под давлением с большой скоростью вытекает через сопла, и под действием реактивных сил, создаваемых струями масла, ротор вращается с большой скоростью. В зависимости от величины давления масла ротор вращается со скоростью 6000—9000 об/мин. Под действием центробежных сил тяжелые частицы примесей, попавших в масло, устремляются к периферии ротора и откладываются на его внутренних стенках, а в полости, близкой к оси ротора, образуется зона чистого масла. Чистое масло проходит через отверстия а в полость стержня 9, откуда по трубке 27, отжав шарик 29 обратного клапана, проходит через выходной штуцер в масляную магистраль двигателя и на смазку муфты опережения подачи топлива. Другая часть масла из полости ротора непосредственно поступает через отверстия а, минуя трубки 4.
Маслозакачивающий насос МЗН-3 предназначен для подачи масла в двигатель перед пуском. Он крепится на шпильках к фланцу масляного бака с левой стороны.
Насос шестеренчатый, с приводом от электродвигателя МН-1, состоит из корпуса с крышкой. В корпусе установлены две шестерни 7 и 9. Ведущая шестерня 9 выполнена заодно с валиком, который муфтой 3 связан с валом 5 электродвигателя 4.
В насосе смонтирован шариковый перепускной клапан с пружиной 12, отрегулированной на давление 12±2 кгс/см2. Масло из бака самотеком по каналам в корпусе насоса попадает в приемную полость, где захватывается зубьями шестерен 7 и 9 и подается в нагнетательную полость и из нее в магистраль двигателя. Если давление в магистрали становится выше допустимого, отжимается шарик 11 перепускного клапана и масло из нагнетательной полости перепускается через канал а обратно в приемную полость.
Масляный радиатор трубчато-пластинчатый, предназначен для охлаждения масла, выходящего из двигателя. Он установлен в коробке эжектора под броневыми жалюзи крыши. Радиатор 19 (рис. 1) состоит из пакетов латунных трубок овального сечения, на которые надеты охлаждающие пластины, трубных досок и коллекторов.
При работе двигателя масло из масляного насоса подается к коллектору радиатора и, проходя по трубкам, охлаждается в них потоком воздуха, засасываемого в эжектор системы охлаждения двигателя. Для лучшего охлаждения входной коллектор выполнен раздельным, и масло проходит вначале по одной половине пакетов трубок, затем по второй, чем удлиняется его путь и время нахождения под воздействием потока воздуха.
РАБОТА СИСТЕМЫ СМАЗКИ
При включении маслозакачивающего насоса 8 (рис. 1) масло из бака 6 проходит через сетчатый фильтр 10 и по трубопроводу 11 подается к двигателю. После запуска двигателя сразу же начинает работать масляный насос У, который подает масло из бака к центробежному фильтру 25.
Масло из бака
Масло к коленчатому валу двигателя
Рис. 185. Маслозакачивающий
насос МЗН-3:
/ — корпус насоса; 2 — самоподжимной сальник; 3 — соединительная муфта; 4 — электродвигатель; 5 — вал электродвигателя; 6 — крышка насоса; 7 —ведомая шестерня; 8 — пробки корпуса; 9 — ведущая шестерня; 10 — пробка клапана; // — шарик клапана; 12 — пружина; а — канал перепускного клапана; б — канал
Очищенное масло из фильтра по каналу масляной магистрали блок-картера подводится к сверлениям коленчатого вала двигателя. Выдавливаясь из зазоров шатунных подшипников, масло разбрызгивается и смазывает поршни, поршневые пальцы, верхние головки шатунов, гильзы и подшипники качения коленчатого вала.
Часть масла из главной магистрали поступает В коробку муфты опережения впрыска топлива, из которой оно по трубкам подводится к торцам головок блоков. Здесь масло смазывает под давлением упорные подшипники распределительных валов и через радиальные отверстия в шейках и кулачках смазывает подшипники валов, кулачки и тарелки клапанов. Из головок масло стекает в полость картера механизма передач, где оно разбрызгивается вращающимися шестернями и смазывает зубья шестерен и подшипники.
У места подвода масла к левой головке блока ввернут двойной зажим, от которого по трубке масло поступает к воздухораспределителю.
Из коробки муфты опережения подачи топлива масло по трубке подается к топливному насосу, откуда по двум трубкам перепуска сливается в блок-картер.
Масло после смазки трущихся деталей двигателя сливается в блок-картер, где собирается в маслоотстойнике. Из маслоотстойника масло забирается откачивающей секцией насоса и подается по трубопроводу 29 в радиатор 19, откуда по трубопроводу 20 стекает в бак 6.
Подшипники водяного насоса смазываются масляным туманом, который образуется при выдавливании масла из опоры центральной шестерни откачивающей секции масляного насоса.
Пары масла и газа из масляного бака отсасываются через дренажную систему под действием разрежения в эжекторе.
Для контроля за работой системы смазки имеется манометр и термометр.
ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
При контрольном о с м о т р е проверить:
уровень масла в баке;
работу контрольных приборов;
нет ли течи масла из трубопроводов и соединений.
При ежедневном техническом обслуживании:
—дозаправить систему смазки;
—проверить уровень
масла в регуляторе топливного насоса.
При
техническом обслуживании № 1
выполнить ра
боты ежедневного
технического обслуживания и дополнительно:
заменить масло
в системе смазки двигателя (через
каждые
5000 км пробега);
промыть масляный центробежный фильтр;
—проверить крепление фильтра и трубопроводов.
При техническом обслуживании №2 выполнить все работы технического обслуживания № 1 и, кроме того, заменить масло в регуляторе (при необходимости), очистить радиатор от пыли (грязи), промыть фильтр МЗН и проверить крепление радиатора.
Для проверки уровня масла в системе смазки необходимо:
очистить от пыли и грязи броневую пробку на крыше машины, расшплинтовать и вывернуть ее;
вывернуть щуп 15
(рис. 1), протереть его и вновь
установить
на место, затем снова
вынуть его и проверить уровень масла;
прове
рять не раньше чем через 15
мин после остановки двигателя.
Уровень
масла должен быть выше нижней
метки щупа.
Для дозаправки системы смазки необходимо:
расшплинтовать и
вывернуть пробку заправочной
горловины
масляного бака;
вынуть сетчатый
фильтр 6 ; - установить в заправочную
горловину раздаточный пистолет
маслозаправщика и дозаправить бак
маслом до верхней метки щупа.
При
отсутствии маслозаправщика дозаправлять
маслом, нагретым до
70—90° С, с помощью
ведра через воронку с фильтром, при
этом сет
чатый фильтр из заправочной
горловины масляного бака не вынимать;
—установить щуп на место и завернуть пробки.
Порядок замены масла в системе смазки. Замена масла производится через 5000 км пробега, но не реже чем через 200 ч работы двигателя.
Для замены масла необходимо:
—очистить от пыли
и грязи броневую пробку на кры
ше
машины, расшплинтовать и вывернуть ее;
расшплинтовать и
вывернуть пробку 4 (рис. 2)
масляного
бака;
очистить от пыли
и грязи броневые пробки и
вывернуть
их;
расшплинтовать и
вывернуть пробку сливного клапана
32
(рис. 1) масляного бака;
ввернуть ключ для
слива масла в корпус сливного
клапана,
предварительно присоединив
к ключу шланг, и слить масло в чистую
тару;
сливать масло сразу же после остановки
двигателя;
вывернуть ключ для слива;
завернуть пробку сливного клапана и зашплинтовать ее;
расшплинтовать и
вывернуть пробку сливного от
верстия
из картера двигателя и слить масло в
тару;
завернуть пробку
в отверстие картера двигателя и
зашплинто
вать ее;
завернуть броневые пробки в днище машины;
промыть фильтры грубой и тонкой очистки масла;
—заправить масляный бак маслом до верхней метки щупа;
включить МЗН и
создать давление в системе смазки не
менее
2 кгс/см2;
запустить двигатель,
установить обороты коленчатого
вала
800—1000 в минуту и через 3—5 мин
остановить двигатель;
проверить через
15 мин после остановки двигателя уровень
мас
ла в масляном баке;
поставить на место щуп и пробки.
Масляные фильтры промываются через 2500 км пробега, но не реже чем через 120 ч работы двигателя. Для промывки необходимо:
вывернуть болты
крепления крышки люка над двигателем
и от
крыть ее;
отвернуть болты
крепления лобового ребристого листа
корпуса
и поднять его до установки
на стопор;
отсоединить тягу)
привода подачи топлива от дву
плечего
рычага 9;
отвернуть три гайки
5 (рис. 4) крепления крышки 6
центро
бежного масляного фильтра;
снять крышку и извлечь ротор из корпуса фильтра;
удерживая ротор
ключом для разборки центрифуги,
отвернуть
поочередно две гайки 14
на пять оборотов каждую;
попеременными
легкими ударами молотком по торцам
гаек 14
отделить корпус 7 ротора
от крышки 3 ротора;
отвернуть гайки 14 полностью и разобрать ротор;
снять с маслозаборных трубок 4 защитные сетки 8;
удалить деревянным
скребком с внутренней поверхности
кор
пуса 7 ротора отложения и
промыть его чистым дизельным топливом;
промыть в чистом
дизельном топливе маслозаборные трубки
и
защитные сетки; проверить чистоту
сопловых отверстий форсунок 2,
осторожно
прочистив их мягкой (медной или
алюминиевой) проволо
кой, после
чего продуть сжатым воздухом;
надеть защитные
сетки на маслозаборные трубки так,
чтобы
шов сетки не совпадал с отверстием
в трубке;
соединить корпус
ротора с крышкой так, чтобы
контрольный
штифт в крышке ротора
вошел в паз корпуса ротора (если
контроль
ного штифта нет, то
соединить так, чтобы совпали метки на
боковой
поверхности корпуса ротора
и крышки);
навернуть гайки
14 на шпильки, «имеющие те же номера,
что и
номер гайки;
удерживая ротор
ключом для разборки, затянуть гайки 14
так,
чтобы риски на гайке и роторе
совпали;
вставить ротор в
корпус фильтра и проверить легкость
его
вращения; ротор должен свободно,
без заеданий, вращаться от толчка
руки;
установить на
корпус фильтра крышку 6 (проверить
целость
прокладки);
затянуть гайки 5
крепления крышки центробежного
масляного
фильтра, установив под
гайки пружинные шайбы;
вывернуть пробку
11 смотрового отверстия «а крышке
6 и про
верить легкость (вращения
ротора;
завернуть и зашплинтовать пробку смотрового отверстия;
отвернуть две гайки
22 крепления крышки 20 масляного
фильт
ра грубой очистки и снять
крышку с пружиной 19;
вынуть сетчатый
цилиндр 18, промыть его в чистом
дизельном
топливе и продуть сжатым
воздухом;
вставить фильтрующий
элемент в корпус фильтра и собрать
фильтр;
соединить тягу
привода подачи топлива с дву
плечим
рычагом;
запустить двигатель,
прогреть его и проверить, нет ли течи
из
фильтра;
остановить двигатель и поставить на место ребристый лист.
Для проверки уровня масла и дозаправки регулятора топливного насоса необходимо:
открыть крышку люка над двигателем;
расшплинтовать и
вывернуть пробку из корпуса
регулятора
топливного насоса; протереть щуп и
ввернуть обратно;
вынуть щуп и
проверить уровень; уровень должен быть
между
верхней и нижней метками;
при необходимости дозаправить масло с помощью шприца.
В случае загрязнения или сильного разжижения масла его необходимо заменить, для чего:
шприцем отсосать
масло из корпуса регулятора, надев на
но
сок шприца резиновую трубку
диаметром 8 мм, длиной 150—200 мм;
залить через воронку с сеткой чистое масло примерно 250 см8;
проверить уровень
по щупу, поставить пробку 20 на место
и за
шплинтовать.
Для промывки фильтрующей сетки маслозакачивающего насоса необходимо:
снять крышку люка под двигателем;
вывернуть накидную
гайку заборного патрубка МЗН из штуце
ра
бака;
отвести в сторону
отсоединенный патрубок с трубопроводом
11
(рис. 1) от МЗН в сторону двигателя;
вывернуть фильтр
10 МЗН из масляного бака,
предварительно
расшплинтовав его;
промыть фильтр в чистом дизельном топливе;
установить фильтр МЗН на место и зашплинтовать его;
присоединить к
корпусу фильтра патрубок с
трубопроводом,
навернув на корпус
фильтра накидную гайку;
зашплинтовать накидную гайку;
запустить двигатель, прогреть и проверить, нет ли течи;
установить на место крышку люка.