Комерческие банки их структура и виды

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

на тему: «Коммерческие банки, их виды и структура »

Выполнил:

____________________________

____________________________

Проверил:

____________________________

____________________________

Дата защиты________________

Оценка_____________________

Кемерово 2007

Содержание

Введение 2

1. Возникновение и структура коммерческих банков 4

1.1 Нормативно-правовая база деятельности коммерческих банков 10

1.2 Организационно правовые аспекты 21

2. Виды коммерческих банков 24

3. Уровни кредитной системы 25

4. Принципы деятельности коммерческих банков 27

5. Функции коммерческих банков 30

Заключение 33

Список используемой литературы 35

Введение

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающее их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга, перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений).

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и видов коммерческих банков Российской Федерации

1. Возникновение и структура коммерческих банков

Коммерческий банк является деловым предприятием, которое оказывает услуги своим клиентам, т.е. вкладчикам и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков за предоставляемые денежные средства. Прообразом первых коммерческих банков являлись древние ювелирные мастерские, хозяева которых – золотых дел мастера – начали принимать золото на хранение и устанавливать на него пробу.

Поскольку до возникновения бумажных денег в качестве денег использовались преимущественно золото и другие драгоценные металлы, торговцы при покупке и продаже расплачивались золотыми монетами и слитками. Но хранить, перевозить и расплачиваться золотом было делом рискованным, не говоря уже о многочисленных случаях фальсификации и подмены золота другими сплавами. Все это вынуждало торговцев обращаться за советом и помощью к ювелирам, которые могли установить пробу золота, а также хранить его в своих кладовых. Купцы вскоре убедились, что вместо того, чтобы платить за товары золотом, можно предъявить продавцу расписку или квитанцию золотых дел мастера, удостоверяющую наличие на хранении у него соответствующего количества золота определенной пробы.

Такая практика купли-продажи товаров по распискам ювелиров получила настолько широкое распространение, что эти расписки по сути дела стали обращаться как бумажные деньги, и такие расписки появились даже раньше коммерческих векселей. В самом начале, когда некоторые ювелирные мастера стали заниматься преимущественно хранением и обменом золота на свои расписки, их деятельность по существу не отличались от камер хранения или обычных ломбардов. На каждый кусок золота они ставили пробу, определяли его вес и давали соответствующую расписку. Постепенно золотых дел мастера убедились, что нет необходимости, хранить эти порции золота отдельно, так как они всегда могли по предъявленной расписке отвесить соответствующее количество золота определенной пробы. Здесь уже сравнение с ломбардом или камерой хранения заканчивается, ибо в них по предъявленной квитанции вы получаете не собственную, сданную на хранение вещь, а один кусок золота, который ничем не отличается от другого, если он того же самого веса и пробы.

Первоначально количество расписок, фигурировавших как бумажные деньги, строго равнялись количеству золота, которое хранилось в кладовых ювелиров. Постепенно некоторым, наиболее изобретательным из них, пришла в голову мысль, что количество таких расписок, или денег, может быть увеличено. На современном языке мы бы могли назвать это выпуском не обеспеченных золотом денег. Такого рода деньги ювелиры давали за определенный процент кредиторам, т.е. в принципе поступали так, как поступают коммерческие банки, когда принимают вклады от предприятий и частных лиц. Ведь они также не располагают такой суммой наличных денег, чтобы сразу, скажем, в один день рассчитаться со всеми вкладчиками одновременно. Но такая ситуация, как показывает практика и доказывает закон больших чисел, крайне маловероятна. В устойчиво функционирующей и развивающейся экономике количество людей, делающих вклады, превышает количество людей, изымающих свои вклады. Поэтому чем больше клиентов банка, чем больше сумма их вкладов, тем менее вероятна ситуация одновременного изъятия вкладов в нормально работающей экономике.

Банки ювелиров, разумеется, отличаются от современных коммерческих, прежде всего двумя характерными особенностями. Отдавая в ссуду деньги в форме расписок, ювелиры часто не располагали достаточными резервами для создания подобных денег, и поэтому подвергали риску своих клиентов. Очевидно, что в случае банковской паники банк ювелира не может обратить все расписки в золото, если к нему сразу обратиться большое количество клиентов. Такого рода паника и крах происходили и с коммерческими банками в неблагоприятных экономических ситуациях, например, в период Великой депрессии 30-х годов. Но сейчас установленная банковская система обязана законодательством создать лишь такое количество банковских денег, которые обеспечены соответствующим резервом, а именно наличными, хранящимися в самом банке, и дополнительными резервами в вышестоящем банке.

В отличие от прежних банков ювелиров, которые практиковали выдачу ссуд, современные коммерческие банки в значительной мере инвестируют денежные вклады, или, как говорят экономисты, депозиты, полученные от своих клиентов. Если некоторые клиенты выразят недовольство такими действами, то банкиры могут им ответить, что они могут в любое время получить свои депозиты, надежность которых гарантированна резервами. В то же время инвестиции помогают подъему экономики, увеличивают число рабочих мест и тем самым способствуют улучшению благосостояния людей. Поэтому при благоприятной экономической конъюнктуре, если руководители банка достаточно осторожны в выборе предприятий, которым можно давать ссуды или куда без особого риска можно делать инвестиции, то вполне достаточно располагать резервами, составляющими 2% наличных денег, или, как принято говорить, кассовых остатков, по отношению к сумме хранящихся депозитов вкладчиков.

Однако, что произойдет, если банкиры допустят ошибку и инвестируют свой капитал в ненадежные предприятия? От этого, конечно, могут пострадать вкладчики, доверие к банку будет утрачено и он даже может обанкротиться. Чтобы этого не случилось, существует ряд мер, максимально снижающих степень риска от краха. Хорошо известен способ разделения инвестиций: вклады делаются в разные предприятия, благодаря чему риск уменьшается, так как, когда одни из них несут убытки, другие – получают прибыль. Таким же образом у нас поступают разные фонды, принимающие приватизационные чеки. В просторечии такое помещение капитала и иных ценностей характеризуют как предостережение: «не кладите все яйца в одну корзину».

Западные коммерческие банки нередко прибегают также к привлечению акционерного капитала, сумма которого обычно покрывает величину вложенных инвестиций в надежное дело (например, в государственные облигации, под закладные и т.п.). Наконец, руководство банка должно следить за движением депозитов. Если выявилась тенденция к изъятию вкладов из банка вследствие неблагоприятно складывающейся экономической ситуации в той местности, где расположен банк, то банковские инвестиции следует превратить в ценные бумаги и надежные краткосрочные ссуды, которые можно в свою очередь превратить в наличные деньги, чтобы обеспечить ими тех, кто намерен изъять свои вклады. Разумеется, держать для этого наличные деньги невыгодно, так как они не приносят дохода. Поэтому даже процветающие банки ради уменьшения риска держат в своих портфелях надежные ценные бумаги, в частности выпущенные правительством, которые можно быстро превратить в наличные деньги на финансовом рынке. В этих целях используются, например, краткосрочные облигации государства.

Какие бы, однако, частичные резервы для выплаты вкладов и гарантии возможного риска ни создавались, в принципе всегда допустимо возникновение банковской паники, ибо никакой банк не может хранить наличные деньги в размере, равном величине вкладов клиентов. Но именно здесь на помощь банкам приходит правительство со своим центральным банком. Такие банки всегда могут прийти на помощь частным, коммерческим банкам, выделив соответствующий резерв наличных денег. В конце концов, правительство может распорядиться напечатать столько денег, сколько необходимо для выплаты вкладов.

Кроме того, во избежание банковских крахов после Великой депрессии 30-х годов во всех развитых странах с рыночной экономикой был осуществлен ряд мер, способствующих укреплению всей кредитной системы: контроль местных банков со стороны вышестоящих и центрального банка; проверки их платежеспособности; страхование банковских депозитов, не превышающих определенной суммы. Все эти меры, несомненно, возымели действие.

Возможности коммерческого банка осуществлять финансовые операции определяются основными его функциями и структурой деятельности. Главными функциями такого банка являются: прием вкладов и предоставление кредитов предприятиям и населению за определенный процент, превышающий процент, который банк платит вкладчикам. Что касается структуры деятельности, то она находит точное выражение в балансовых отчетах коммерческого банка. С одной стороны, в активах банка фиксируются собственность, наличные деньги, полученные по вкладам, резервы и выданные ссуды, а с другой, - в пассиве отражаются обязательства банка по вкладам, акциям, за счет которых был собран первоначальный капитал и приобретена собственность банка (здания и конторское оборудование). Такая собственность необходима для того, чтобы начать дело и открыть банк. Второй шаг в деятельности банка связан с привлечением вкладчиков, без чего невозможно иметь наличные деньги, необходимые для кредитования. Очевидно, что не все эти деньги можно отдавать в долг заемщикам, определенная их часть должна быть оставлена в качестве резерва. Кроме того, каждый банк обладает кассовой наличностью для того, чтобы оплатить изымаемые из него вклады.

В разных странах и в различных банках существуют определенные нормы резервов. Они определяются как отношение обязательных резервов, например, коммерческого банка, к его обязательствам по вкладам.

Долгое время главной функцией коммерческих банков считалась выдача коммерческих ссуд, в связи с чем такие банки и получили свое название. Наиболее приемлемыми признавались лишь краткосрочные ссуды, поскольку по ним сам банк устанавливает приемлемые сроки погашения, обеспечивая тем самым постоянный приток денежных средств. Ограничение банковских операций выдачей краткосрочных ссуд должно было способствовать усилению стабильности и безопасности банковской системы.
В настоящее время такие взгляды на роль коммерческих банков и структуру их деятельности считаются устаревшими, ибо они не учитывают значительных изменений, происшедших в финансовой системе и современной экономике в целом. Сейчас эти банки на Западе выдают ссуды под залог недвижимости, на приобретение товаров длительного пользования, открывают сберегательные и срочные счета наряду с чековыми и т.п. С предоставлением ссуд и кредитованием связана деятельность банков по созданию дополнительных, так называемых банковских денег.

1.1 Нормативно-правовая база деятельности коммерческих банков

Коммерческие банки Российской Федерации являются юридически­ми лицами и подлежат обязательной государственной регистрации. Ее осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государ­ственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Также он выдает коммерческим банкам лицензию (специ­альное разрешение на осуществление банковских операций), без полу­чения которой они не имеют право начинать банковскую деятельность. Деятельность коммерческих банков в России регламентируют Гражданский Кодекс РФ и федеральные законы от 2 декабря 1990 г. Ns 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в ред. от 6 августа 2001 г.), от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О бан­ках и банковской деятельности» (в ред. от 7 августа 2001 г.), от 25 фев­раля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 7 августа 2001 г.), и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30 декабря 2001 г.) и др.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение банков как хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательс­кую деятельность, устанавливает порядок осуществления ими права собственности, регулирует их договорные и иные обязательства.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кре­дитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также его полномо­чия по применению к кредитным организациям санкций за наруше­ние требований законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Последние являются для кредитных организаций обязатель­ными документами, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Нормативные акты Центрального банка РФ доводятся до сведения кредитных организаций в форме инструкций, положений и указаний, содержащих установление, изменения или отмену посто­янных или временных предписаний Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» опре­деляет понятие банковской системы Российской Федерации и ее со­ставляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполне­ние которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и операций, которые кредитные организации могут осуществлять в рамках своей деятельности без лицензии. В этом законе также содержатся основные требования к учредительным до­кументам кредитных организаций, регламентируется порядок их ре­гистрации и лицензирования, устанавливаются формы отчетности кредитных организаций перед Центральным банком РФ. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» дополняет и развивает положения Федерально­го закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банк­ротстве)» (в ред. от 12 марта 2001 г.) применительно к деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Этот закон устанав­ливает порядок и условия принятия мер по предупреждению несостоя­тельности кредитных организаций, особенности оснований призна­ния их банкротами и осуществления этой процедуры.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» на­деляет коммерческие банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, полномочиями агентов валютного регулирования и валютного контроля и устанавливает по­рядок ведения ими валютных операций.

В Российской Федерации коммерческие банки (и иные кредитные организации) могут быть образованы в форме хозяйственных об­ществ, т.е. в форме открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) акционерных обществ, обществ с ограниченной (ООО) и дополнительной (ОДО) ответственностью. Таким образом, регламентация деятельности ком­мерческих банков дополняется также положениями федеральных за­конов от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 21 марта 2002 г.) или от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об об­ществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21 марта 2002 г.). Уставный капитал (УК) коммерческого банка, образованного в форме акционерного общества, формируется за счет размещения его акций.

Акционеры несут ответственность по обязательствам банка только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Среди акционеров банка следует различать учредителей и прочих участников. Учредите­лями считаются юридические и физические лица, принявшие реше­ния об учреждении банка, занимающиеся его организацией и распо­лагающие необходимыми средствами для формирования его уставного капитала.

Если банк представляет собой открытое акционерное общество, то число его акционеров не ограничено; если же он является закрытым акционерным обществом, то число его акционеров не может быть больше 50.

Банки, образованные в форме открытого акционерного общества, вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции (т.е. осуществлять их размещение среди любых желающих лиц), а акционеры вправе перепродать принадлежащие им акции другим лицам без согласия учредителей и прочих акционеров. Отметим, однако, что бан­кам в форме ОАО разрешается проводить и закрытую подписку (такая возможность должна быть предусмотрена в его уставе). В этом случае вновь выпущенные акции распределяют только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц.

Банки, образованные в форме закрытого акционерного общества, не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Их всегда распределяют только среди учредителей ЗАО или заранее опре­деленного круга лиц, а акционеры могут перепродать принадлежащие им акции преимущественно только другим акционерам. Продать же эти акции лицу, не являющемуся участником банка, можно лишь при согла­сии других акционеров и отказе банка самому выкупить их.

Банки, создаваемые в форме обществ с ограниченной ответствен­ностью и дополнительной ответственностью, не могут выпускать свои акции. Их уставный капитал формируется одним или несколькими лицами путем внесения вкладов (паев) в денежной или натуральной форме (в виде зданий, помещений и т.п.). Доля каждого лица в устав­ном капитале определена в учредительных документах. Ответствен­ность лиц, внесших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ООО, по его обязательствам ограничивается стоимостью вне­сенных вкладов. Ответственность лиц, осуществивших вклад в устав­ный капитал банка, образованного в форме ОДО, по его обязательствам несколько выше. Они несут ответственность не только стоимостью сво­их вкладов, но и своим имуществом в одинаковом для всех вкладчиков кратном размере к стоимости своих вкладов. Организационно-право­вая форма ОДО больше подходит таким кредитным организациям, как кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.

Среди участников (пайщиков) банков, образованных в форме ООО и ОДО, следует различать учредителей и прочих участников (т.е. про­чих пайщиков). Общее число участников таких банков (т.е. и учреди­телей, и прочих пайщиков) не должно превышать 50 человек. Продать свою долю в уставном капитале они могут только другим участникам, а сторонним лицам только при согласии других участников.

При формировании уставного капитала банка, который создается в любой организационно-правовой форме, использование средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средств, находящихся в ведении федеральных органов государствен­ной власти, допускается только на основании специальных законода­тельных актов.

Решение об учреждении банка принимает общее собрание его уч­редителей. Там же избирают совет директоров (наблюдательный со­вет), утверждают кандидатуры на должности руководителей исполни­тельных органов банка и главного бухгалтера, а также бизнес-план и план доходов и расходов сроком на 3—5 лет и принимают основной учредительный документ банка — устав. В уставе определяется орга-низационно правовая форма создаваемого банка, его официальное наи­менование и местонахождение, порядок формирования УК и порядок управления деятельностью банка, перечень операций, которые банк предполагает осуществлять, порядок его ликвидации и реорганизации. Если банк создается в форме ОАО и ЗАО, то, помимо устава, при­нимают решение о выпуске его акций (порядок регистрации выпуска акций кредитных организаций установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 7 авгу­ста 2001 г.) и нормативными актами Центрального банка РФ).

Если же банк создается в форме ООО или ОДО, то, помимо уста­ва, принимают учредительский договор, в котором определяют состав учредителей, размер УК, долю каждого учредителя в УК, порядок и сроки внесения вкладов в УК, порядок распределения прибыли меж­ду учредителями и прочими участниками, порядок их выхода из кре­дитной организации.

После проведения общего собрания учредители направляют в Цен­тральный банк РФ заявление с ходатайством о государственной реги­страции банка и выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций, к которому прилагают протокол общего собрания учредите­лей, все принятые на этом собрании документы, заключение аудитор­ской организации об устойчивом финансовом положении учредителей и свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации.

Рассмотрев представленные документы, Центральный банк РФ принимает решение о возможности государственной регистрации бан­ка. При принятии положительного решения он вносит сведения о но­вом банке в Книгу государственной регистрации кредитных организа­ций, выдает учредителям свидетельство о регистрации и открывает банку корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала. Оплата 100% заявленного уставного капитала должна быть проведена в течение одного месяца после получения свидетельства о регистрации.

После оплаты уставного капитала Центральный банк РФ выдает банку лицензию на осуществление банковской деятельности, в которой указываются банковские операции, которые данный банк имеет право проводить, и валюта, в которой эти операции могут выполняться. Вновь созданному банку может быть выдана лицензия на осуще­ствление банковских операций только в рублях или и в рублях, и в иностранной валюте, но в любом случае без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц.

Получение лицензии на привлечение во вклады средств физичес­ких лиц в рублях и иностранной валюте возможно только по истече­нии двух лет с даты государственной регистрации.

В дальнейшем банки могут получать лицензии, расширяющие круг выполняемых ими операций, и, наконец, — генеральную лицензию. Генеральная лицензия выдается банкам, имеющим лицензии на вы­полнение всех банковских операций в рублях и иностранной валюте. Банки, получившие генеральную лицензию, имеют право в установ­ленном порядке открывать за рубежом филиалы и приобретать доли в уставном капитале банков-нерезидентов.

Прекращение деятельности банка происходит путем его реоргани­зации или ликвидации. Под реорганизацией понимают слияние, присо­единение, выделение, разделение или преобразование банка. Его права и обязанности после реорганизации переходят к правопреемникам. При этом в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и в устав реорганизованного банка вносят необходимые уточнения.

Ликвидация банка может быть проведена в добровольном и при­нудительном порядках. Добровольную ликвидацию осуществляют по решению общего собрания учредителей и только после выполнения банком всех обязательств перед вкладчиками.

Принудительную ликвидацию осуществляют по решению Цент­рального банка РФ об отзыве у банка лицензии за нарушение им бан­ковского законодательства или в связи с его неплатежеспособностью и решением арбитражного суда о признании его банкротом.

Высшим органом управления банком (вне зависимости от его орга­низационно-правовой формы) является общее собрание участников (т.е. акционеров или пайщиков), которое созывают не реже 1 раза в год. На этом собрании решают следующие вопросы:

вносят изменения и дополнения в устав банка;

уточняют размер уставного капитала банка (т.е. фиксируют его
уменьшение или увеличение);

принимают решение о реорганизации или ликвидации банка;

избирают ревизионную комиссию банка и утверждают аудитора
банка;

избирают совет директоров (наблюдательный совет) банка;

рассматривают предоставленную советом директоров отчет­ность: годовой отчет банка, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях
и убытках;

• принимают решение о распределении прибыли банка.

Совет директоров (наблюдательный совет) банка — это орган, уполномоченный общим собранием участников осуществлять страте­гическое руководство деятельностью банка. Совет директоров уста­навливает приоритетные направления в деятельности банка, его кре­дитную и инвестиционную политику (для этого им может быть создан специальный кредитный комитет); планирует доходы, расходы и при­быль банка; утверждает его внутренние документы; принимает реше­ние об открытии и закрытии филиалов и представительств банка, его участии в других организациях; определяет структуру и численность работников, нормативы по оплате их труда и расходы на содержание и развитие банка. Совет директоров заседает не реже 1 раза в квартал; в его состав должно входить не менее семи членов. Именно совет дирек­торов обеспечивает созыв очередных и внеочередных общих собраний участников (акционеров, пайщиков), утверждает повестку и готовит ма­териалы для их проведения. Работу совета директоров организует его председатель, выбранный из числа членов совета директоров.

Для осуществления текущего руководства деятельностью банка в соответствии с уставом и положениями совета директоров формируют исполнительный коллегиальный орган — правление банка, возглав­ляемое генеральным директором (президентом, председателем прав­ления). Этот орган, заседания которого проводят регулярно, призван выполнять решения общего собрания участников и совета директо­ров, совершать от его имени сделки, издавать приказы и давать указа­ния, обязательные для исполнения всеми

работниками банка, утверж­дать штаты, решать все прочие вопросы, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участни­ков или совета директоров.

Генеральный директор (президент) банка может осуществлять ру­ководство текущей деятельностью банка и единолично (т.е. при отсут­ствии коллегиального правления) на основе договора, заключенного с ним председателем совета директоров.

Руководство текущей деятельностью филиала банка осуществляет управляющий филиалом. Открытие всех филиалов должно быть от­ражено в уставе банка с указанием их юридических адресов.

Дальнейшая организационная структура коммерческого банка представлена, с одной стороны, его службами, а с другой — управле­ниями, в состав которых включается несколько отделов. К службам банка относят:

S отдел кадров (осуществляет подбор и расстановку персонала, организует его обучение, повышение квалификации и т.п.);

•S юридический отдел (разрабатывает и вносит изменения в нор­мативные документы, составляет договоры, ведет дела банка в судеб­ных и административных учреждениях и т.п.);

•S административно-хозяйственный отдел (занимается приобре­тением, ремонтом и продажей зданий, сооружений и оборудования банка);

•S отдел автоматизации (организует компьютерные системы бан­ка и выполнение электронных расчетов, разрабатывает и организует программы оснащения банка электронно-вычислительной и оргтех­никой, разрабатывает программное обеспечение для отделов и управ­лений банка);

•S служба безопасности (обеспечивает безопасность деятельнос­ти банка и его сотрудников, осуществляет проверку крупных вкладчи­ков и заемщиков).

Количество управлений и включаемых в них отделов зависит от ве­личины банка и разнообразия осуществляемых им операций и услуг. В крупных банках обычно функционируют следующие управления:

S управление планирования и развития деятельности банка;

•S управление депозитных операций;

S управление ценных бумаг;

•S кредитное управление;

•S валютное управление;

S управление комиссионных операций;

•S учетно-операционное управление;

•" управление депозитарных операций.

Управление планирования и развития деятельности банка при­звано обеспечивать ликвидность, рентабельность и надежность бан­ка. Это управление занимается определением конкретных задач для прочих управлений банка и путей совершенствования его деятельнос­ти, разработкой балансов, накоплением и анализом статистической информации, учетом различных показателей его деятельности и т.п. В состав этого управления включаются отдел организации банковской деятельности и управления банковской ликвидностью, отдел эко­номического анализа и отдел маркетинга и связей с клиентурой.

Управление депозитных, операций предназначено для привлече­ния, учета и анализа средств юридических и физических лиц в депо­зиты. В его состав могут входить отдел депозитных операций с юри­дическими лицами, занимающийся заключением договоров на депонирование средств юридических лиц и учетом таких депозитов по видам и срочности, а также отдел депозитных операций с физичес­кими лицами. Может быть и другое разграничение — отдел депозит­ных операций в рублях и отдел депозитных операций в валюте.

Управление ценных бумаг предназначено для привлечения ресур­сов путем размещения собственных ценных бумаг банка, инвестиро­вания банковских ресурсов в ценные бумаги других эмитентов, учета и переучета векселей. Размещением и выкупом собственных ценных бумаг банка занимается фондовый отдел, покупкой-продажей ценных бумаг других эмитентов — инвестиционный отдел, учет и переучет векселей осуществляет отдел по работе с векселями.

Кредитное управление является центральным звеном в осуществ­лении активных операций банка и предназначено для организации кредитования предприятий, других банков и населения. В силу широ­кого спектра выдаваемых кредитов в это управление могут включать­ся следующие отделы: краткосрочного кредитования, долгосрочного кредитования, кредитования населения, лизинга и т.п.

Валютное управление предназначено для осуществления и анали­за валютных операций. В его состав могут входить отдел ведения ва­лютных счетов и международных расчетов, отдел неторговых валют­ных операций, отдел иностранных корреспондентских счетов («ЛОРО», «НОСТРО»).

Управление комиссионных операций включает в себя трастовый отдел, занимающийся доверительным управлением вверенного банку имущества, а также оказывающий посредничество в покупке-прода­же каких-либо ценностей клиентов, отдел гарантийных операций и банковских услуг, консалтинговый отдел.

Учетно-операционное управление занимается организацией расчетно-налоговой деятельности банка. В него включаются операцион­ный отдел, отдел налоговых операций, расчетный отдел, а также бух­галтерия банка и инкассация.

Управление депозитарных операций выполняет функции депози­тария для акционерных обществ.

1.2 Организационно правовые аспекты

Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков

Успех деятельности коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора.

1. Высокая доходность (прибыльность), создающая возмож­ность для выплаты дивидендов акционерам банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых резервов, фон­дов развития и проч.

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий), т.е. воз­можность быстрого (без больших потерь доходности или допол­нительных затрат) превращения его активов в платежные средст­ва для своевременного погашения своих долговых обязательств.

Платежеспособность, т.е. способность в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам перед креди­торами — государством, банками, вкладчиками и др.

В отечественной экономической литературе подчас смеши­ваются два понятия — ликвидность и платежеспособность ком­мерческого банка, что на практике приводит к отождествлению методов и способов управления ими.

В международной практике банкиры рассматривают плате­жеспособность приблизительно с тех же позиций, с какой врачи изучают сердцебиение своего пациента. В основе «жизнедея­тельности» коммерческого банка лежит прежде всего его ликвид­ность. В отсутствие ликвидности банк вряд ли может быть пла­тежеспособным. Как показывает практика, потеря банком лик­видности приводит в итоге к его неплатежеспособности, после чего, как следствие, наступает банкротство. Таким образом, в обеспечении высокого уровня стабильности, устойчивости и на­дежности коммерческого банка ликвидность — первична, плате­жеспособность — вторична.

Особенно важно учитывать данное положение при формиро­вании перспектив банковской политики, определении целей и стратегии его деятельности в условиях рыночной неопределен­ности спроса на банковские ресурсы и поступлений в банк де­нежных средств.

На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса: баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их реализа­ции покрыть срочные обязательства по пассиву.

Чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность, и наоборот.

Активные операции по своей экономической значимости в деятельности банка можно охарактеризовать следующим образом.

1. По уровню доходности — это операции, приносящие наи­больший доход.

2. По уровню ликвидности — это операции, обеспечивающие
и возможность использования некоего актива в качестве платежного средства либо быстрое его превращение в таковое. В ба­лансе банка размещение видов активов сверху вниз построено на принципах убывающего уровня ликвидности каждого из них.

3. По степени риска — это операции, по которым имеется потенциальная возможность невозврата размещенных с целью получения прибыли банковских ресурсов.

Исходя из этого, оценивая ликвидность конкретного банка, следует учитывать ликвидность какого-либо актива, его потен­циально возможную доходность и степень риска, который свя­зан с вероятностью невозврата банковских средств по соответст­вующей активной операции.

В России для оценки состояния активов коммерческого банка и расчета показателей ликвидности активы подразделяются на пять групп с учетом степени риска банковских вложений, возможности потери ими части своей стоимости при невозвратности.

На основе вышеизложенного можно вывести следующую за­висимость между основными качественными свойствами активов банка, с учетом которой формируются его политика и стратегиче­ская цель: чем выше доходность активов банка, тем больше риск операций по ним, но тем ниже уровень ликвидности баланса, а сле­довательно, и платежеспособность банка в целом, и наоборот.

Таким образом, обеспечение ликвидности банка — это слож­ная и многофакторная задача, успех решения которой определя­ет суть и содержание политики и деятельности любого коммер­ческого банка как предпринимательской структуры в системе банковского дела.

Обеспечение ликвидности — задача весьма сложная и про­блематичная как для самих банков, так и для всей банковской системы в целом.

Для коммерческих банков сложность заключается прежде всего в том, что ликвидность банка и его доходность сопряжены обратно пропорциональной зависимостью: чем выше ликвид­ность, тем ниже доходность банка, и наоборот, а это противоре­чит основному предпринимательскому интересу банка — полу­чению прибыли.

Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих бан­ков заключается в том, чтобы с помощью регулирующих функ­ций Центрального банка РФ обеспечить:

стабильность функционирования банковской системы в целом;

защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов;

• осуществление государственной денежно-кредитной и фи­нансовой политики.

2. Виды коммерческих банков

Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на:

а) национальные

б) штатные.

Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС. Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков.

Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд до 255,1 млрд долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г.

Эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков. В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов — «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен бэнк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранти траст К°». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.

В конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд долл., 9,3 тыс. штатных банков — членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.

В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть — до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% — это депозиты до востребования и 56% —срочные депозиты.

3. Уровни кредитной системы

На данный момент в России Сформирована двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России2, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая таким образом кредитором последней инстанции.
Второй уровень банковской системы представляется прежде всего широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.

Наряду с коммерческими банками в России функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечить исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе в институциональном плане можно выделить также союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
Активно развивается также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

4. Принципы деятельности коммерческих банков

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства, на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены.
Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфики мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций. Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов. В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов), т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.
Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акцепты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли. Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддерживание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.
Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.
Банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

5. Функции коммерческих банков

Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночный экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.
Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредиторов средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в народном хозяйстве и в нашей стране.

Заключение

В Российской Федерации все кредитные организации банковского типа подразделяются на два вида: собственно банки и кредитные учреждения. Под банком понимается коммерческая организация, которая на основании лицензии ЦБР предоставляет право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами. В названии кредитных учреждений не может использоваться термин «банк» и производные от этого термина.

Банки имеют право создавать дочерние банки и дочерние кредитные учреждения. Дочерним банком (кредитным учреждением) в Российской Федерации считается банк (кредитное учреждение), в котором головным банком за счет своей прибыли приобретено более 50% уставного капитала, и этот факт отражен в его уставе. Взаимоотношения с головным банком регулируются учредительным договором и уставом дочернего банка (кредитного учреждения). При этом дочерний банк (кредитное учреждение) является юридическим лицом и действует как самостоятельная коммерческая организация. Он обладает обособленным имуществом, в том числе и собственным капиталом, несет ответственность по своим обязательствам и имеет свой корреспондентский счет в РКЦ ЦБР по месту его нахождения.
Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБР. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.
Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.

Список используемой литературы

1. Воронин В.П., Федосова С.Н. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002г. 269 с.

2 Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки Учебник для Вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА 2003. 600 с.

3. “О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций” инструкция ЦБ №63 от 2.07.97 г.

4. “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ” Постановление Правительства №752 от 27.06.02 г.

5.” Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями” № 490 от 16.05.97

6. С. А. Мицек “Экономика финансовых институтов” учебное пособие, Екатеринбург 2001 г.

7. Г. С. Панова “Кредитная политика коммерческого банка” Москва 2003 г.

8. Е. Б. Ширинская “Операции КБ: российский и зарубежный опыт” М: ФиС, 1999 г.

9. “Банковская система РФ” 10. Ю. А. Бабичева “Банковское дело” М, 1999 г.

11. “Анализ качества функционирования коммерческого банка” //Банковское дело, 1997, №12

12. “Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики” //Бизнес и банки 1997, №29

13. “Достаточность собственного капитала коммерческих банков” //Финансовый бизнес 2005, №11