Правовые основы гражданской обороны

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>7


Утверждаю

Начальник ГО МЗ______________

7 мая 1997 года

План-конспект

проведения занятий по Гражданской обороне

    Тема: Правовые основы ГО

    Учебная цель: Изучить федеральный закон о Гражданской обороне

    Время: 90 минут

    Метод: классно-групповое занятие

    Место: кабинет ГО

    Учебные вопросы и расчет времени на их обработку: см. Пункт 9

    Материальное обеспечение

    Литература (руководства и пособия): Федеральный закон о защите населения и территорий

    Ход и содержание занятия

а) Вводная часть: 5 минут (проверка посещаемости, готовности к занятиям,

доведение темы)

б) Основная часть:

глава 1 - 12 минут

глава 2 - 12 минут

глава 3 - 14 минут

глава 4 - 10 минут

глава 5 - 8 минут

глава 6 - 8 минут

глава 7 - 8 минут

главы 8 и 9 - 8 минут

в) Заключительная часть: 5 минут (подведение итогов, ответы на вопросы,

задания к следующему занятию)

Руководитель

занятия

- - - - - - - - - -

Подпись 7 мая 1997 года

Федеральный закон

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные положения

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория на которой сложилась ЧС.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона.

- предупреждение возникновения и развития ЧС

- снижение размеров ущерба и потерь от ЧС

- ликвидация ЧС

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Она объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются:

· разработка и реализация правовых норм (и экономических) по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.

· осуществление целевых программ, направленных на предупреждение ЧС.

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.

· подготовка населения к действиям в ЧС

· ликвидация ЧС

· социальная защита населения, пострадавшего от ЧС

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Глава II. Полномочия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 8. Полномочия Президента РФ.

· Определяет основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС.

· Вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

· Вводит чрезвычайное положение.

· Принимает решения о привлечении при необходимости и ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ.

Статья 9. Полномочия Федерального собрания РФ

· Обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС.

· Утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области.

· Проводит параллельные слушания по вышеуказанным вопросам

Статья 10. Полномочия Правительства РФ.

· Издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение.

· Обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в указанной области.

· Осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС.

· Обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

· Устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Органы государственной власти субъектов РФ.

· принимают законы и нормативные акты в области защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты.

· принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий.

· обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС.

· организуют финансовые мероприятия в указанной области и т.д.

    Органы местного самоуправления:

· осуществляют подготовку и содержание в готовности средств для защиты от ЧС: обучение населения способам защиты

· организуют проведение эвакуационных мероприятий, а также выполняют другие функции аналогично, перечисленным в пункте I

Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к ведомственным организациям: - разрабатывают осуществляют организационные инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;

· утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями определенные нормы и правила безопасности производства, защиты работников от ЧС.

· обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, взрывной и т.д. безопасности.

· финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению ЧС и проведение аварийно-спасательных и других работ.

· организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно -конструкторских и проектных работ по проблемам безопасности.

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли;

· осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от ЧС.

· разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач.

    Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований штатной численности подразделений.

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.

Организации обязаны:

· планировать и осуществлять необходимые меры в отрасли защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.

· планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС.

· обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований.

· создать и поддерживать в полной боевой готовности локальные системы оповещения о ЧС.

· обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС.

· финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.

· создавать финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

· представлять в установленном порядке информацию в области защиты и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Глава IV. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших.

Статья 18. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Граждане РФ имеют право:

· на защиту жизни, здоровья, личного имущества в случае возникновения ЧС.

· использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предназначенное для защиты населения от ЧС.

· быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах безопасности.

· участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

· на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в следствие ЧС.

· на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.

· на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС.

· на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности, полученном при ЧС.

· на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

Статья 19. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Граждане РФ обязаны:

· соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской федерации, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

· соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС.

· изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

· выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС.

· при необходимости оказать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава V. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Статья ГО.

Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется правительством РФ.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС.

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.

Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

Статья 22. Финансирование целевых программ.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 24. Финансирование мероприятий о ликвидации ЧС.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ.

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Резервы финансовых материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от ЧС.

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводится в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС.

Статья 29.

Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то применяются правила международных договоров РФ.

Глава IX. Заключительные положения.

Статья 30. Вступление Федерального закона в силу.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 31. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Нормативные акты президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствии в настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Правительство РФ в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального собрания РФ предложения о приведении законодательства РФ в соответствие с настоящим Федеральным законом.