Порядок применения органами ФПС РФ норм административного законодательства при охране государственной границы на участке Дальневосточного пограничного округа

ХАБАРОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФПС РФ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

НАУЧНЫЙ ДОКЛАД

ТЕМА: Порядок применения органами ФПС РФ норм административного законодательства при охране государственной границы на участке Дальневосточного пограничного округа.

выполнил: курсант 1 Дивизиона 1-го курса

Коваленко А.В.

научный руководитель: доцент кафедры

СЮД

Коваленко В.А.

ХАБАРОВСК - 1999

Порядок применения органами ФПС РФ норм административного законодательства при охране государственной границы на участке Дальневосточного пограничного округа.

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам охраны государственной проблемам охраны государственной границы . Постоянно ведется работа по совершенствованию правовой базы и расширению полномочий П.В. в их административно правовой деятельности на Государственной границе ( в дальнейшем Г.Г.). Тесная взаимодействия пограничных застав с органами местной власти позволяют приспособить основные нормативные документы регулирующие охрану Г.Г и особенностям данного региона. Но так , как наше законодательство не идеально и местные нормативные акты не всегда успевают за Федеральными поэтому существуют некоторые проблемы.

Об одной из таких проблем существующих в Дальневосточном регионе я расскажу в своем сообщении так как мое сообщение вплотную связанно с Г.Г то Российская Федерация как и любое государство в мире, имеет свою Государственную границу. Охрана границы является неотъемлемой составной частью системы обеспечения безопасности государства и заключается осуществлению политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, санитарных и других мер по обеспечению режима Государственной границы, пограничного режима, защиты на границы интересов личности, общества и государства. Принятый в 1993 году Закон “О государственной границы” определяют Государственную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность определяющие пределы Государственной территории Российской Федерации. Охрана границы подразделяется на политическую, экономическую санитарную и предполагает функционирование трех режимов:

1. Режима государственной границы;

2. Пограничного режима;

3. Режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Охрана Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и других водоемах возложена на пограничные войска ФПС РФ. Организация охраны Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ возложена ФПС РФ. Положение о которой утверждено Указом Президиума РФ от 2 марта 1995 года. Являясь федеральным органом исполнительной власти, она возглавляет тему органов пограничной службы РФ, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам своей компетенции. Выполняя возложенные на неё задачи, ФПС участвует в разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных программ РФ, подготовке законодательных органов и других правовых актов по вопросам охраны государственной границы. Основная нагрузка по охране государственной границы ложится на пограничные войска. На них возложен непосредственный контроль за соблюдением правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу. Пограничные войска наделены широким кругом полномочий. В частности они в праве проверять документы у граждан, а также документы транспортных средств, в случае необходимости осуществлять задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств и перевозимых грузов на них, осуществлять в пределах своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях.

Осуществляя производство по делам об административных правонарушениях пограничные войска руководствуются КоАП РФ и инструкцией о порядке применения пограничными войсками норм административного законодательства РФ. При осуществлении охраны Государственной границы. Пограничным войскам представлены полномочия: осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; рассматривать дела об административных правонарушениях; исполнять постановление о наложении административных взысканий.

Осуществляя производство по делам о нарушении пограничного режима пограничные войска также руководствуются правилами пограничного режима действующими на территории данного субъекта федерации. Согласно ст.16 Закона “О Государственной границе” конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия правил пограничного режима, круг лиц в отношении которых не (? 2) из указанных правил действуют, устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию со старшими должностными лицами пограничных войск РФ на территориях субъектов РФ. Также правила разработали все субъекты РФ имеющиеся отношение к Государственной границе. Исходя из того, что пограничный режим представляет собой совокупность правил въезда, временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной зоне, осуществление в её пределах хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых мероприятий, содержание и выпас скота у государственной границе, учет, содержание и использование российских маломерных судов, ведение исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных водах РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ корректирует данные правила исходя из климатических, территориальных, экономических, политических особенностей субъекта РФ. До принятия Закона “О государственной границе” возникла необходимость принятия новых правил. В декабре 1993 года было опубликовано постановление главы администрации края № 577 “О пограничном режиме в пограничной полосе”, согласно данного постановления, в интересах создания необходимых условий для охраны границы с учетом местных условий хозяйственной, промысловой и иной деятельности население края, пограничная полоса устанавливается вдоль Государственной границы РФ шириной в 5 (пять) тысяч метров, исчисляемых от коренного российского берега рек Амур, Уссурийской протоки «Казачевичей», на их притоках от устьев. Карантийная полоса устанавливается шириной 500 метров исчисляемых от коренного российского берега рек Амур, Уссури протоки Козакевичи. Пограничные войска имеют право выполнять свои задачи в Бикинском, Вяземском, районе им.Лазо и Хабаровском районе. Установлен перечень населенных пунктов включаемых в пограничную полосу на территории края, установлены правила пограничного режима в пограничной полосе и на акватории российской части вод пограничных войск, их притоках. Главам районных, поселковых и сельских администраций, по согласованию с пограничными войсками в пределах своей территории в пограничной полосе предписывалось самостоятельно определять места массового отдыха, любительского лова рыбы, памятные места и места отправления религиозных обрядов граждан и обозначить границу пограничной полосы и указанные места предупреждающими знаками. В августе 1994 года были внесен изменения и дополнения в Закон “О государственной границе”, в частности понятие “пограничная полоса”, было заменено на понятие “пограничная зона”. Под пограничной зоной понимается часть территории РФ, непосредственно прилегающей к Государственной границе на всем её протяжении. Ширина зоны устанавливается до 5-ти км. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, учреждения культуры, а также места массового отдыха и иные места традиционного пребывания граждан. Исходя из характера отношений РФ с сопредельными государствами на отдельных участках Государственной границы, пограничная зона может не устанавливаться.

Исходя из этого возникла необходимость издания нового правового акта определяющего прохождение пограничной зоны в Хабаровском крае и принятия новых правил пограничного режима в пограничной зоне. В настоящее время пограничные войска и администрации пограничных районов продолжают руководствоваться постановлением главы администрации Хабаровского края 1993 года. Это значительно затрудняет их административно-служебную деятельность на государственной границе. Невозможно стало привлекать граждан к административной ответственности по ст.183 КоАП РФ за нарушение пограничного режима в пограничной зоне так как в Хабаровском крае пограничная зона юридически не оформлена и правил пограничного режима в пограничной зоне не существует.

Таким образом в целях создания необходимых условий для охраны государственной границы в Дальневосточном регионе нужно:

Конструктивное законодательное решение в части наделения региональных субъектов Российской Федерации прав и полномочий в соответствии с Постановлением Главы администрации края «О пограничной зоне в Хабаровском крае, с утверждением и упорядочением правил пограничного режима в пограничной зоне на территории Хабаровского края.

1. Постановление Главы Администрации Хабаровского края “О пограничной зоне в Хабаровском крае”

2.Утвердить правила пограничного режима в пограничной зоне (перечень) на территории Хабаровского края.

ХАБАРОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФПС РФ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

НАУЧНЫЙ ДОКЛАД

ТЕМА: Совершенствование административного законодательства в юрисдикционной деятельности органов ФПС РФ

выполнил: курсант 1 Дивизиона 1-го курса

Коваленко А.В.

научный руководитель: доцент кафедры

СЮД

Коваленко В.А.

ХАБАРОВСК - 1999

Совершенствование административного законодательства в юрисдикционной деятельности органов ФПС РФ

выполнил: курсант 1 Дивизиона 4 курс

Бочинин С.А.

научный руководитель доцент кафедры

Коваленко В.А.

Как известно 10 декабря 1996 года было принято несколько поправок к Закону “О Государственной границе Российской Федерации”. В Государственной Думе, когда эти поправки принимались в окончательном (третьем) чтении, ЗА Закон было было подано 327 голосов из 450. Почти все фракции и депутатские объединения : “ЛДПР”, “Российские регионы”, “Нородовластие”, “Аграрии”, “КПРФ”, “Наш дом Россия”, и т.д. большенством голосов проголосовали - ЗА. Единственная депутатская фракция “Яблоко” категорично отнеслось к данным поправкам. Что же эти за поправки, вокруг которых сейчас столько шума ? Наибольшее разногласие вызыает ст.11 (1) - Взымание сбора за пограничное оформление. Сущность её заключается в следующем: - При осуществлении пограничного контроля взымается сбор за пограничное

оформление. Сбор за пограничное оформление взымается в следующих размерах: С лиц следующих через Государственную границу - 0,8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); С владельцев транспортных средств и грузов - за досмотр пассажирского автотранспорта с числом сидячих мест, включая место водителя - до 10 МРОТ - 2 МРОТ; С числом сидячих мест включая место водителя, - десяти и более - 3 МРОТ; - за досмотр грузового автотранспорта грузоподъемностью до 5 тонн - 3 МРОТ; - грузоподъемностью от 5 до 20 тонн - 7 МРОТ; - грузоподъемностью от 20 тонн и более - 30МРОТ; При досмотре автопоездов, состоящих из 2-х и более прицепов, каждый прицеп считается как самостоятельное транспортное средство; - за досмотр пассажирских и грузопассажирских воздушных судов с числом пассажирских мест до 10 - 7 МРОТ; - с числом пассажирских мест от 10 до 50 - 13 МРОТ; - с числом пассажирских мест от 50 до 100 - 20 МРОТ; с числом пассажирских мест от 100 до 200 - 26 МРОТ; с числом пассажирских мест от 200 и более - 33 МРОТ; за каждое полные 100 кг. перевозимого груза следующего по самостоятельным товарно-транспортным документам взымается дополнительный сбор, равный 1,3 МРОТ; за досмотр грузовых воздушных судов за каждые полные 100 кг. перевозимого груза 0,3 минимальных размеров оплаты труда. За досмотр морских пассажирских судов за каждое пассажирское место 0,1 МРОТ; - за каждые полные 100 кг. груза следующего по самостоятельным документам - 0,1 МРОТ; за досмотр морских грузовых судов дедвейтом - до 100 тонн - 3 МРОТ; дедвейтом от 100 до 1000 тонн - 7 МРОТ; дедвейтом 1000 и более тонн - 7 минимальных размеров оплаты труда плюс 0,1 МРОТ; за каждую тонну груза, погруженного на судно сверх 1000 тонн; за досмотр груза перевозимого железнодорожным транспортом, за каждый вагон (цыстерну) - 0,3 МРОТ; за каждый иной вагон -1,3 МРОТ.

Порядок взымания сбора за пограничное оформление определяется правительством РФ. Все эти сборы должны взыматься за каждое пересечение границы.

Этот документ вызвал настоящий шквал эмоций в официальных кругах и в народе. Известны рецензии почти всех служб и ведомств: в министерстве финансов, оценок пагранналогу нет, но предлагается в ст.11 (1) сбор за пограничное оформление сохранить, но средства от него у пограничников отнять и зачислить в доход Федерального бюджета, разработать систему льготников и наделить правом формирование льготных списков правительство.

Федеральная авиационная служба в своем документе отмечает грубое противоречие погранналога международным обязательтствам России и соглашениям со 132 государствами мира, прогнозируют негативную реакцию и ответные меры со стороны зарубежных партнеров, предрекает увеличению стоимости воздушных перевозок на 10 % тарифа и спад объема этих перевозок, ухудшение финансового положения Российских авиакомпаний. Предлагается в связи с этим исключить из ст.11 Положения, касающееся взымания пограничного сбора за досмотр воздушных судов, авиапассажиров и грузов и вообще исключить упоминание ФАС из сопутствующих подзаконных актов.

Министерство путей сообщения отмечает, что ведение погранналога приведет к снижению конкурентоспособности Российских товаро и сырья на мировом рынке, вызовет поаение на 10-15 % объема российского сырьевого экспорта (уголь, руда, металы, нефте-газо продукты), и потерю доходов железнодорожного транспорта в сумме 1 трлн. Рублей ежегодно, вызовет дополнительный простой подвижного состава, замедлит движение грузов, сократит численность пассажиров, перевозимых ЖД транспртом на 30-35 %, с потерей ещё 230 млрд. Рублей при расчете на текущий год, будет припятствовать вступлению России во Всемирную торговую организацию. В связи с этим Министерство путей сообщения предлогает отменить сбор за пограничное оформление грузов и пассажиров при перевозке ЖД транспортом.

Министерством транспорта представлена самая объемная рецензия на ст.11 (1), в которой отмечается, что ущерб от введения погранналога сотсавит по автомобильному транспорту смму вдвое превышающему доходы от него, по морскому транспорту убыток от погранналога перекроет доходы в почти 5 раз. Такая убойная перспектива делает Минтранс едва ли не самым исренним и последовательным в дискусси - это ведомство предлогает отменить ст.11 вообще и вычеунуть все упоминания о погранналоге из других статей закона “О границе”.

Министертсво внешних экономических связей подчеркивает, что введение пограничного сбора окажет нежелательные последствия в международно-правовом плане и отрицательно скажется на торговых и экономических связях РФ, негативно повлияет на деятельность Российских внешнеторговых организаций и внешнеэкономических объединений, не будет способствовать укреплению авторитета и престижа России на международной арене, создаст дополнительные трудности в привлечении иностранных инвестиций. Это побуждает Министерство внешне экономических связей требовать, чтобы введение ст.11 в части определения льготников полностью учитывало интересы Федеральных органов исполнительной власти исубъектов внешне торговой деятельности.

Госналог служба указывает на то, что погранналог нарушает международные обязательства РФ и может нанести ощютимый ущерб нашим внешне политическим и экономическим интересам. С учетом этого предлогается исключить ст.11 из закона “о границе”.

Гостаможенный комитет в отношении ст.11 пишет, что введение сборов за пограничное оформление осложнит обстановку в пунктах пропуска через Государственную границу, приведет к снижению их пропускной способности и росту очередей, может повлечь за собой и другие негативные последствия экономического и политического характера. Ввиду этого предлогается рассмотреть вопрос об исключении ст.11 из Закона “О государственной границе”

Министерство иностранных дел извещает, что погранналог вызвал резко негативное отношение зарубежных партнеров и официальные протесты в адрес МИДа, что эта новация не соответствует международно-правовым документам, не согласуется с мировой практикой и нарушает международные обязательства России, влечет за собой негативные политические последствия и экономические потери. Исходя из этого, предлогается отложить принятие нармативных документов, необходимых для применения на практике ст.11, до окончательной ивсесторонней оценке, последствий реализации упомянутого закона и отмены его отдельных статей. В итоге однозначно ЗА погранналог высказались только два ведомства Минфин и ФПС РФ, одназначно против четыре: Минтранс, Минстрой, ГТК, Налоговое ведомство, резкую принципиальность в приамбуле высказали МПС РФ, ФАС, МВЭС, МИД также рекомендовало отложить принятие данной поправки. Юрий Примаков заявил, что пограничный налог не только поделит границу на “доходную” и “недоходную”, но и создаст сеть спецслужб по сбору, учету и перераспределению новых доходов, на их содержание и уйдет большая част новых денежных поступлений. Ослабеют связи со странам СНГ после неизбежного введения ими такого же налога. На этом фоне продолжающиеся разговоры российских политиков, обещающих защищать интересы русских в ближнем зарубежье, выглядят провокационными. Отсутствие нормативных контактов между соседями, осложненное территориальными требованиями и посягательством на часть населения этих стран (этнические русские).

Для Дальневосточников введение погранналога особо ощутимо. Например, для Дальневосточного морскогопароходства с учетом произведенной в 1995 году работы по перевозкам из-за границы введение новых пограничных сборов означает выплату 15-16 млрд.рублей. Это дополнительно к тем 36 млрд. Рублей, которые ДВМП выплачивае в федеральную азну по портовым сборам. Расчеты показывают, что для судна-балкера, перевозящего 18000 тонн груза с экипажем 25 человек, новый сбор за закрытие границы составит 25 тысяч долларов США, а при открытии и закрытии границы во время одного судохода - 50 тыс $. Нетрудно догодаться к каким экономическим последствиям приведет моряков взымание сборов за пограничное оформление. От пограничных поборов изрядно пострадали бы практически все территории Дальнего Востока - ведь Приморский край, Сахалин, Магадан, Камчатка, Чита, Бурятия, Чукотка имеют границы с сопредельными странами протяженностью в десятки тысяч километров. В минувшем году только через 14 пунктов погранпропуска Дальневосточного пограничного округа, прошло свыше 700000 человек. Это примерно каждый четвертый,живущий в Хабаровском крае, Амурской и Еврейской автономных областях - зоне ответственности ДПО. В наше тяжелое время, когда федеральное правительство неразумно взвентило транспортные и энергетические тарифы, восточным окраинам России стало куда как выгоднее поставлять свою продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, нежели отправлять её в западные районы собственной страны. И ввозить товары, увы также выгоднее из-за рубежа.

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев обратился с запросом в Конституционный суд РФ о проверке конституционности ст.11 (1), Закона “О границе”. Уже на стадии подготовки юристы хорошо порабтаи над этим документом и у конституционного суда вряд ли вызовет несогласие утверждение о том, что данная норма противоречит Конституции РФ, в частности ст.ст.15,25 о свободе передвижения граждан и о преимущественной значимости международного законодательств.

Таким образом Закон есть, но нет Постановления правительства о порядке реализации новой законодательной нормы, т.е. попросту нет механизма реализации этого закона. Неизвестно ещё также решение Конституционного суда по поводу погранналога. Будем надеяться, что это решение не заставит себя долго ждать.