Учет основных средств (работа 31)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Финансово-экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Бухгалтерский учет и аудит

Тема: Учет основных средств

Выполнила: студентка гр. МР-61

Сергиякова Я.В.

Проверила: преподаватель

Устинович О.В.

Красноярск 2009



Содержание

Введение

1. Классификация основных средств

2. Учет поступления основных средств

3. Учет выбытия основных средств

4. Оценка основных средств. Виды оценки

5. Переоценка основных средств

Заключение

Список используемой литературы



ВВЕДЕНИЕ

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

Целью данной курсовой работы является изучение учета основных средств на предприятии. Это позволит обеспечить правильную организацию учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Подробно рассматривается классификация основных средств, учет поступления и выбытия основных средств и их оценка и переоценка.

Задачи:

    контролировать сохранность и наличие основных средств по местам их использования;

    правильно документально оформлять и своевременно отражать в учете поступление основных средств, выбытие и перемещение;

    правильно исчислять долю стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;

    контролировать эффективность использования основных средств;

    точно определять результаты от списания, выбытия объектов основных средств.



1. Классификация основных средств

Для учета и планирования воспроизводства основные фонды делятся на группы и виды в соответствии со сроком службы и назначением в производственном процессе. Согласно типовой классификации основных фондов в настоящее время имеются следующие их группы.

1. Здания – здания и строения, в которых происходят процессы основных, вспомогательных и подсобных производств; административные здания; хозяйственные строения.

2. Сооружения – инженерно-строительные объекты, которые необходимы для осуществления процесса производства: дороги, эстакады, тоннели, мосты и др.

3. Передаточные хозяйства – водопроводная и электрическая сеть, теплосеть, газовые сети, паропроводы, т.е. объекты, осуществляющие передачу различных видов энергии от машин-двигателей к рабочим машинам.

4. Машины и оборудование:

    силовые машины и оборудование, включающие все виды энергетических агрегатов и двигателей;

    рабочие машины и оборудование, которые непосредственно воздействуют на предмет труда или его перемещение в процессе создания продукции;

    вычислительная техника: электронно-вычислительная, управляющие аналоговые машины.

5. Транспортные средства - принадлежащий предприятию подвижный состав железных дорог, водный и автомобильный транспорт.

6. Инструменты и приспособления – инструменты всех видов со сроком службы свыше одного года.

7. Производственный инвентарь и принадлежности, предназначенный для хранения материалов, инструментов и облегчения труда - верстаки, столы, стеллажи, контейнеры и др.

8. Хозяйственный инвентарь – предметы конторского и хозяйского назначения.

9. Рабочий и продуктивный скот.

10. Многолетние насаждения.

11. Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений).

12. Прочие основные фонды.

В приведённой классификации одни из элементов основных фондов (машины и оборудование) принимают непосредственное участие в производственном процессе и поэтому относятся к активной части основных фондов; другие (производственные здания и сооружения) обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса и являются пассивной частью основных фондов.

В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, инструменты, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесса (связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), или здания складов, резервуары, транспортные средства, используемые для перемещения и хранения предметов и продуктов труда.

Основные средства непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют для культурно-бытовых нужд работников предприятия (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, медицинских пунктов, клубов, стадионов, детских садов и т.п.).

По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации) основные средства. Это необходимо, потому что начисление амортизации происходит внутри групп различно. Так, по основным фондам, находящимся в запасе, амортизация начисляется в части полного восстановления; по основным средствам в эксплуатации амортизация начисляется не только на полное восстановление, но и при необходимости создается ремонтный фонд; по основным фондам, находящимся на консервации (по решению правительства), амортизация не начисляется.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства предприятия числятся у него на балансе, а арендованные принадлежат другому предприятию, эксплуатируются временно за определенную плату, учитываются за балансом без начисления на данном предприятии амортизации и износа.

2. Учет поступления основных средств

Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1). В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям и др. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту, оформляющему приемку нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковой стоимости и приняты одновременно. К акту (накладной) приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.п.).

Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер. Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской, насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе, и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Инвентарным номером объектов железных транспортных средств (электровозов, тепловозов, локомотивов) обычно служат номера, полученные на заводах-изготовителях, а у объектов автомобильного транспорта, тракторов и прицепов – знаки, присвоенные им Госавтоинспекцией. Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение 5 лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибкам в учете.

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОС-6), где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем (первоначальная и восстановительная стоимость, срок полезного использования, норма амортизационных отчислений, сумма износа на момент оприходования и т.п.).

На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства унитарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем (лизингодателем) к акту сдачи объекта основных средств в аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройке или дооборудования объектов открывается новая карточка.

Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам, а внутри этих групп - по местам эксплуатации и по видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка из карточек изымается.

В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также, если они представляют собой сложные инвентарные объекты, имеется много крупных составных приспособлений и устройств (электромоторов, трансмиссий и т.п.), пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров отпадает необходимость инвентарных карточек и все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), используемых для управления основными средствами.

Учет наличия и движения основных средств, принятых на баланс организации, ведется на счете 01 «Основные средства». Здания, машины и оборудование арендованные учитывают на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

В коммерческих организациях (товариществах и обществах) основные средства могут поступить в порядке оплаты акций и/или вклада учредителей (акционеров). В этом случае их регистрируют в учете бухгалтерской записью Д 01 «Основные средства» К 75 «Расчеты с учредителями».

Оценка таких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качестве вклада должна быть согласована с другими учредителями и отражена в протоколе собрания акционеров (пайщиков).

Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах бухгалтерского учета отражают записью Д 01 «Основные средства» К 83 «Добавочный капитал» - по рыночной стоимости оприходованных объектов основных средств.

Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, за исключением НДС и других возмещаемых налогов, отражаются по дебету капитальных вложений, а корреспонденции со счетами расчетов.

Основные средства, приобретенные за плату, приходуются по договорной или рыночной цене покупки с добавлением расходов на доставку и установку (включая процент на кредит, полученный для приобретения основных средств) - до момента ввода объекта в эксплуатацию. На стоимость приобретенного объекта, с учетом расходов на его монтаж и ввод в эксплуатацию, делается бухгалтерская запись Д 01 «Основные средства» К 08 «Вложения во внеоборотные активы»/»Капитальные вложения».

Предварительно отражаются перечисленные выше затраты по приобретению (кредиторская задолженность и другие расходы) до их оплаты:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а затем их погашение:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К 51 «Расчетный счет».

В случае, когда организация приобрела основные средства, не требующие установки и монтажа, достаточно записи по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Капитальные вложения», чтобы отразить увеличение стоимости объектов основных средств в балансе и погасить кредиторскую задолженность в момент оплаты с записью по дебету счетов расчеты в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет».

Если основные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых источников финансирования или для выпуска продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость, то уплаченный при приобретении НДС включается в первоначальную стоимость объектов. В первоначальную стоимость служебных легковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог на приобретение автотранспортных средств.

Оприходование основных средств, поступивших в виде вклада в совместную деятельность (по договору простого товарищества), отражается по дебету счета Основных средств (01) и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (субсчет 1 «Расчеты по выделенному имуществу»).

Неучтенные объекты основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью Д 01 «Основные средства» К 99 «Прибыль и убытки».

Бухгалтерии необходимо установить причину возникновения излишка и виновных в этом лиц.

Пример:

ЗАО «Актив» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначено стоимость составных частей компьютера:

    Системный блок – 12 000 руб. (в том числе НДС – 2 160 руб.)

    Монитор – 4 200 руб. (в том числе НДС - 756 руб.)

    Клавиатура – 300 руб. (в том числе НДС – 54 руб.)

    Мышь – 180 руб. (в том числе НДС – 32,4 руб.)

Итого стоимость компьютера – 16 680 руб. (в том числе НДС – 3 002,4 руб.).

Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому бухгалтер «Актива» принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки:

Д 60 К 51 – 16 680руб. – оплачен счет продавца

Д 08 К 60 – 13 677,6 руб. (16 680-3 002,4) – оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС)

Д 19 К 60 – 3 002,4руб. – учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца

Доставку компьютера (300 руб., в том числе НДС – 54 руб.) «Актив» дополнительно оплатил начисленный из кассы через подотчетное лицо:

Д 71 К 50 - 300 руб. – выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера

Д 08 К 71 - 246 руб. (300-54) – плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица)

Д 19 К 71 - 54 руб. – учтен НДС по расходам на доставку (на основание счета-фактуры транспортной организации)

Когда ввели в эксплуатацию, бухгалтер «Актива» сделал проводки:

Д 01 К 08 – 14 266 руб. (14 020+246) - компьютер зачислен в состав основных средств организации

Д 68 К 19 – 3 056,4 руб. (3 002,4+54) - произведен налоговый вычет.

Есть имущество, амортизация которого в бухгалтерском учете не начисляется, но учитывается при расчете налога на прибыль. Это:

- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;

- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.);

- имущество некоммерческих организаций, используемое в предпринимательской деятельности.

Кроме того, есть основные средства, амортизация которых в бухгалтерском учете начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. К ним относятся:

- яки, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

- имущество, приобретенное за счет бюджетных и иных аналогичных средств (или часть его стоимости, если финансирование было частичным);

- основные средства, полученные организацией в рамках целевого финансирования;

- мелиоративные и иные объекты сельскохозяйственного назначения, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями, если они построены за счет бюджетных средств;

- имущество, безвозмездно полученное атомными станциями в соответствии с международными договорами РФ для повышения их безопасности;

- основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование;

- произведения искусства.

Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения.

основной средство учет выбытие

3. Учет выбытия основных средств

Основные средства выбывают из организации в результате:

    продажи;

    списания или ликвидации;

    передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

    безвозмездной передачи;

    списания в случае морального и физического износа;

    ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

    по другим причинам.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет 99 «Прибыли и убытки» в качестве операционных доходов и расходов.

В соответствии с МСФО 16 прибыли и убытки, возникающие от выбытия или реализации объекта основных средств, должны определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью актива и признаваться как доход или расход в отчете о прибылях и убытках.

В ПБУ 6/01 уточнен порядок отражения доходов и расходов от списания объектов основных средств на счете прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

С введением в действие с 1 января 2000 года Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации», а также с применением с 1 января 2001 года Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, затраты, связанные с выбытием, продажей и прочим списанием объектов основных средств, к которым относятся такие затраты, как:

    начисленная оплата труда и отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств;

    налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств (демонтаж, упаковка, разборка металлолома и др.);

    стоимость услуг вспомогательных производств, участвующих в операциях по выбытию основных средств;

    задолженность другим организациям за услуги, например транспортные, комиссионные;

    оплата услуг экспертов;

    плата за оформление документов

могут предварительно аккумулироваться на счете учета вспомогательного производства (сч. 23) или прямо относиться в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если выбытие актива связано с его продажей, выручка должна быть согласована сторонами договора. Причем доходы и расходы в этом случае являются операционными.

В пункте 15 ПБУ 6/01 установлено, что сумму дооценки актива нужно перенести из добавочного капитала (сч. 83) в нераспределенную прибыль (сч. 84) организации.

В бухгалтерском учете при этом делается проводка.

Д 83 К 84 - списана дооценка по выбывшему объекту основных средств.

Пример:

В мае 2001 года ООО «Лагуна» демонтировало станок. В результате переоценки его первоначальная стоимость была увеличена на 5 000 руб. и составила 100 000 руб. Амортизация, начисленная по станку к этому времени, равна 60 000 руб., а демонтаж обошелся в 10 000 руб.

Но после него у организации появились материалы, которые стоят 20 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Лагуна» данная ситуация отражается так.

Д 01 субсчет «Выбытие основных средств» К 01 100 000 руб. - списана стоимость демонтированного станка;

Д 02 К 01 субсчет «Выбытие основных средств» 60 000 руб. - списана амортизация по демонтированному станку;

Д 91 К 01 субсчет «Выбытие основных средств» 40 000 руб. (100 000 - 60 000) - списана остаточная стоимость станка;

Д 23 К 10 10 000 руб. - отражены расходы по демонтажу станка;

Д 91 К 23 10 000 руб. - списаны расходы по демонтажу станка;

Д 10 К 91 20 000 руб. - учтены материалы, оставшиеся после демонтажа станка;

Д 99 К 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» 30 000 руб. (40 000 + 10 000 - 20 000) - отражен убыток от демонтажа станка;

Д 83 К 84 - 5000 руб. - списана дооценка по выбывшему станку.

Выбытие основных средств производится учреждением в установленном действующим законодательством порядке.

Основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.

Для оформления списания пришедших в негодность основных средств применяются:

    акты о списании основных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4 бюдж.;

    акты о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях ф.ОС-4а бюдж.;

    акты о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях ф.444.

Указанные акты составляются постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения.

Для определения пригодности имущества к дальнейшему использованию, возможности его восстановления, а также для оформления документации на списание пришедшего в негодность имущества в кредитной организации создается комиссия из соответствующих должностных лиц. При этом в комиссию должны быть включены заместитель руководителя кредитной организации, главный бухгалтер (бухгалтер), представитель юридической службы, другие специалисты (по решению руководителя) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества.

В компетенцию комиссии входит:

    осмотр объекта (предмета) имущества, подлежащего списанию, с использованием технической документации, данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

    установление причин списания объекта;

    выявление лиц, по вине которых произошло выбытие объекта (предмета), внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;

    определение возможности использования или реализации (в т.ч. как вторсырья, лома, утиля) отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка, контроль за изъятием из списываемых объектов отдельных узлов, деталей, материалов, состоящих или содержащих цветные и драгоценные металлы, определение веса, стоимости и сдача на склад;

    составление акта на списание объекта основных средств, акта на списание автотранспортных средств с приложением актов об авариях, если они имели место. В актах должны быть указаны данные, характеризующие объект, - дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, приобретения или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации (износа), проведенные ремонты, причины выбытия, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акты утверждаются руководителем кредитной организации.

Бухгалтерские записи по лицевому счету осуществляются на основании первичных документов (актов, накладных и т.п.). На дату реализации либо выбытия (списания) лицевой счет подлежит закрытию с отнесением остатка, отражающего финансовый результат, на соответствующие счета по учету доходов/расходов.

По дебету счета отражаются:

- балансовая стоимость выбывающего имущества в корреспонденции со счетами по учету основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;

- затраты, связанные с выбытием (реализацией) в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

- сумма, подлежащая доплате в случае неравноценного обмена по договору мены, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями или уплаченная сумма в корреспонденции со счетом по учету денежных средств.

По кредиту счета отражаются:

- выручка от реализации объекта, определенная договором купли-продажи, в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

- рыночная цена имущества, получаемого по договорам мены, в корреспонденции со счетом по учету капитальных вложений (если получаемое имущество - основные средства, нематериальные активы), счетами по учету материальных запасов, а также сумма, подлежащая получению при неравноценном обмене в корреспонденции со счетами по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями;

- амортизация, начисленная на выбывающий объект, в корреспонденции со счетами по учету амортизации;

- невыплачиваемые арендодателю/лизингодателю платежи (при досрочном возврате в установленных договором случаях лизингового имущества лизингодателю) в корреспонденции со счетом по учету арендных обязательств.

При списании имущества вследствие его непригодности к дальнейшему использованию по кредиту лицевого счета также отражаются:

- переоценка, на сумму разницы между балансовой стоимостью и фактически начисленной амортизацией (при списании не полностью амортизированных основных средств) в корреспонденции со счетом по учету прироста имущества при переоценке, в пределах суммы остатка на лицевом счете выбывающего объекта;

- стоимость оприходованных по цене возможного использования (реализации) узлов, деталей, материалов в корреспонденции со счетами по учету материальных запасов;

- суммы возмещения материального ущерба от недостач или порчи ценностей, взыскиваемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях с виновных лиц, в корреспонденции со счетом по учету расчетов с работниками по оплате труда либо со счетом по учету расчетов с прочими дебиторами.

4. Оценка основных средств

Оценка основных средств - это определение стоимости основных фондов предприятия для целей учета и анализа, экономических расчетов и прогнозов, формирования обобщающих отраслевых и народно-хозяйственных показателей.

Оценка основных средств осуществляется для:

    для сделок купли-продажи, обмена;

    при выдаче кредита под залог имущества;

    при разрешении имущественных споров;

    при реструктуризации задолженности предприятия;

    при определении вклада в уставной капитал;

    при определении величин страховых сумм;

    при проведении процедур банкротства;

    при возникновении имущественных споров.

Виды оценки основных средств

В управлении основными средствами используется дифференцированная система стоимостных оценок, которая определяется целевой установкой измерения стоимости основного капитала: для внутрипроизводственной деятельности и оценки результатов, для начисления амортизации и расчета налогов, для продажи и сдачи в аренду, залоговых операций и др. Базовыми видами оценок основных фондов являются: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость.

Полная первоначальная стоимость основных фондов предприятия представляет собой сумму фактических затрат в действующих ценах на: приобретение или создание средств труда, возведение зданий и сооружений, покупку, транспортировку, установку и монтаж машин и оборудования и др. По полной первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс предприятия, и она остается неизменной в течение всего срока службы средств труда и пересматривается при переоценке основных фондов предприятия или уточняется при модернизации или капитальном ремонте.

Амортизация основных фондов также начисляется с полной первоначальной стоимости нормативов, действующих на установленную дату.

Полная восстановительная стоимость – это сумма расчетных затрат на приобретение или возведение новых средств труда, аналогичных переоцениваемым.

Остаточная экономическая стоимость основных фондов представляет собой разницу между полной первоначальной или полной восстановительной стоимостью и начисленным износом, т.е. это денежное выражение стоимости средств труда, не перенесенной на изготовляемую продукцию, на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать их обновление и ремонт. При проводимых переоценках фондов одновременно уточняется размер начисленного износа по каждой единице средств труда. Также определяется восстановительная стоимость с учетом износа. Она рассчитывается в процентах к полной восстановительной стоимости на основе данных бухгалтерского учета.

Балансовая стоимость – стоимость, по которой, основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении. На балансе предприятия стоимость основных фондов числится в смешанной оценке: объекты, по которым производилась переоценка, учитываются по восстановительной стоимости на установленную дату, а новые средства труда, приобретенные (или возведенные) после переоценки, – по первоначальной стоимости. В практике работы предприятий и в методических материалах балансовая стоимость нередко рассматривается как первоначальная, так как восстановительная стоимость на момент последней переоценки совпадает с первоначальной стоимостью на эту дату.

Оценка и улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: увеличение объема выпуска продукции, рост производительности труда, снижение себестоимости, экономию капитальных вложений, увеличение прибыли и рентабельности капитала и, в конечном счете, повышение уровня жизни общества.

5. Переоценка основных средств

Переоценка основных средств - это регулярно проводимая переоценка основных фондов с целью приведения их фактически сложившейся стоимости к ее реальному рыночному уровню.

Неравномерная динамика рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к недостоверному определению суммы амортизационных отчислений, себестоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции вследствие роста цен.

Стоимость непереоцененных основных средств не дает представление о реальной стоимости основного капитала предприятия.

Предприятия вправе проводить переоценку основных средств один раз в год по состоянию на начало года, при этом, изменение балансовой стоимости имущества не окажет влияния на величину налогооблагаемой прибыли предприятия, также, не изменяется его стоимость в налоговом учете, следовательно, амортизация начисляется в том же порядке и в тех же суммах.

Предметом переоценки основных фондов являются:

    здания, сооружения;

    рабочие силовые машины и оборудование;

    измерительные и регулирующие приборы и устройства;

    вычислительная техника;

    транспортные средства;

    инструмент;

    производственный и хозяйственный инвентарь;

    другие виды основных фондов, которые действуют, находятся на консервации, в резерве;

    подготовлены к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами;

    незавершенное строительство;

    оборудование, предназначенное к установке.

Переоценка основных средств позволяет приблизить балансовую стоимость имущества к рыночной и оптимизировать налогообложение, поскольку при переоценке основных фондов может быть достигнуто оптимальное соотношение между налогом на прибыль и налогом на имущество. Для убыточных предприятий это шанс сократить налог на имущество за счет снижения, после переоценки, балансовой стоимости основных средств. У высокорентабельных компаний появляется возможность уменьшить базу налога на прибыль за счет повышения амортизационных отчислений при увеличении балансовой стоимости основных средств после переоценки основных средств.

Переоценка основных средств также может быть использована для:

    привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);

    при планируемой продаже отдельных объектов (минимизируется налог на прибыль);

    при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска облигаций и т.д.);

    при планируемой реструктуризации;

    в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

При переоценке основных фондов определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, т. е. стоимость новых аналогичных объектов по рыночным ценам и тарифам на дату переоценки основных фондов, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, монтаж объектов, таможенные платежи и др.

Сегодня переоценка основных средств представляет собой не только пересчет стоимости, а является процессом, в ходе которого квалифицированные эксперты оказывают услуги по инвентаризации, порядку ведения бухгалтерского учета основных средств, выработке оптимальных моделей с точки зрения финансов и налогообложения.

Недооценка основного капитала (равно как и завышенная его оценка) искажает финансовые показатели предприятия, ограничивает потребность в инвестициях на обновление основных средств. При обесценении основных средств в результате инфляции амортизация, не может обеспечить полное возмещение выбывающего амортизируемого имущества. Проведение переоценки основных средств по рыночной стоимости дает возможность предприятию накапливать финансовые ресурсы, достаточные для реновации основного капитала.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе были рассмотрены следующие вопросы:

Классификация основных средств. Одни элементы, которой относятся к активной части основных фондов, другие к пассивной. В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на: производственные и непроизводственные; действующие и бездействующие; собственные и арендованные.

Если основные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых источников финансирования или для выпуска продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость, то уплаченный при приобретении НДС включается в первоначальную стоимость объектов.

На такое имущество, как многолетние насаждения, объекты жилищного фонда и т.д. амортизация в бухгалтерском учете не начисляется. Кроме того, есть основные средства, амортизация которых начисляется, но в целях налогообложения не учитывается. Это – имущество, безвозмездно полученное атомными станциями, произведения искусства.

Таким образом, покупая имущество, надо определить, можно ли начислять по нему амортизацию как в бухгалтерском учете, так и в целях налогообложения.

Выбытие основных средств производится учреждением в установленном действующим законодательством порядке. Основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости.

Базовыми видами оценок основных фондов являются: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость. По первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс предприятия. Амортизация основных фондов так же начисляется с полной первоначальной стоимости нормативов. Остаточная стоимость представляет собой разницу между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленным износом. Также есть балансовая стоимость – стоимость, по которой, основные фонды учитываются в балансе предприятия по данным бухгалтерского учета об их наличии и движении. Оценка и улучшение использования основных фондов решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности производства: увеличение объема выпуска продукции, рост производительности труда и т.д.

Неравномерная динамика рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к недостоверному определению суммы амортизационных отчислений, себестоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции вследствие роста цен.

Предприятия вправе проводить переоценку основных средств один раз в год по состоянию на начало года, при этом, изменение балансовой стоимости имущества не окажет влияния на величину налогооблагаемой прибыли предприятия, также, не изменяется его стоимость в налоговом учете, следовательно, амортизация начисляется в том же порядке и в тех же суммах.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Макальская М.Л., Фельдман И.А. Бухгалтерский учет. Учебник. -М: ООО «Высшее образование», 2007г.

    2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М: 2007 г.

    3. Чечевицына Л. Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник. -М: «Дашков и К». 2006г.

4. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и налогообложение основных средств. Ростов н/Д, издательский центр «Март», 2004.

5. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. «Финансы и статистика», 2005.

6. www.bk-arkadia.ru/servicecost3_2.htm - Оценка основных средств

www.cko-info.ru/revaluationfund2/ - переоценка основных средств

8. www.active-consult.ru/pereocosnsredstv.htm - переоценка основных средств.