Бухгалтерский учет основных средств (работа 17)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Группировка основных средств
Учет литературы для нужд предприятий (организаций)
2. ПОСТУПЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Приобретение объектов основных средств за плату
2.2 Учет поступлений объектов основных средств
2.3 Внесение в уставный капитал объектов основных средств
2.4 Безвозмездное поступление
2.5 Приобретение объекта основного средства в обмен на другое основное средство и по договору мены
2.6 Строительство объектов основных средств
3. АМОРТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Основными нормативными документами, регламентирующими бухгалтерский учет основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001г. № 26н (далее ПБУ 6/01) и «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003г. № 91н».
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организаций;
2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п.4 ПБУ 6/01).
К основным средствам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.
К основным средствам не относятся: машины, оборудование и другие предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций – изготовителей, как товары – на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути; капитальные и финансовые вложения.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:
1) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
2) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
3) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
4) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и другое);
5) обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
6) проведения анализа использования основных средств;
7) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Группировка основных средств
На основе данных бухгалтерского учета и технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.
К числу показателей, характеризующих использование основных средств, могут относиться, в частности:
1) данные о наличии основных средств с подразделением их на:
а) собственные или арендованные;
б) действующие и неиспользуемые;
2) данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств;
3) данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разряде объектов основных средств и др.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
в эксплуатации;
в ремонте;
в запасе (резерве);
в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
на консервации.
Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:
1) основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в доверительное управление);
2)основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в доверительное управление);
3)основные средства, полученные организацией в аренду;
4) основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
5) основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
1.2 Учет литературы для нужд предприятий (организаций)
В бухгалтерском учете приобретаемая организацией литература подлежит учету как объект основных средств, поскольку срок ее полезного использования чаще всего выше, чем 12 месяцев.
Стоимость купленных изданий, брошюр и книг разрешается списывать на расходы организации в момент их отпуска в эксплуатацию (согласно п.18 ПБУ 6/01). В организации необходимо установить жесткий контроль за движением этих расходов с целью их сохранности.
Основанием для списания стоимости книг – передача их в библиотеки или работникам, которые будут нести ответственность за их сохранность и выдачу на руки.
Стоимость приобретенной литературы необходимо списывать на расходы в то же время и в той же сумме, что и в бухгалтерском учете.
И когда нужная организации литература закуплена, затраты списаны на расходы и она передана в библиотеку (либо какому-то ответственному лицу), ее необходимо каким-то образом хранить, учитывать и выдавать.
Основные единицы учета библиотечного фонда:
1)название – каждое новое либо повторное издание, иной документ, имеющий отличия от остальных – заглавие, выходные данные и т.д.
2) экземпляр – каждая отдельная единица документа, входящая в фонд либо выбывающая из него.
Общая величина библиотечного фонда учитывается в экземплярах.
Единицы учета журналов:
1)экземпляр – том, номер, выпуск;
2) наименование издания за все года его поступления в фонд библиотеки, независимо от изменений заглавий журнала и полноты набора (комплекта).
Единицы учета газет:
годовой комплект;
название газеты за все годы ее поступления в библиотечный фонд, независимо от изменения заглавия газеты и полноты комплекта.
Единицы учета однодневных газет:
1)экземпляр – номер, выпуск;
2) название газеты.
При помощи методов инвентаризации с присвоением документу номера или регистрации документа без присвоения ему номера производится индивидуальный учет каждого вида (экземпляра) документа или каждого названия документа. Данный номер присваивается каждому документу на все время его существования в библиотечном фонде.
Форма индивидуального учета документов должна обязательно включать в себя следующую информацию:
дата и номер записи;
инвентарный номер;
автор и заглавие;
год издания;
цена;
отметка о проверке и номер акта выбытия.
Вся эта информация должна обеспечить качественный учет литературы, при выдаче ее работникам организации и создать полный контроль за сохранностью и своевременностью возврата в библиотечный фонд.
2. ПОСТУПЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Приобретение объектов основных средств за плату
Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организации; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; получение государственными и муниципальными унитарными предприятиями при формировании уставного фонда; поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации, поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществам и др.); в других случаях. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
2.2 Учет поступлений объектов основных средств
Поступившие в организацию объекты основных средств должны быть оприходованы по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации) для целей бухгалтерского учета, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение основных средств являются6
1) суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;
2) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
3) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
4) таможенные пошлины, таможенные сборы;
5) не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
6) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и другим лицам, через которые приобретен объект основных средств;
7) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (затраты на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования).
Оценка основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета сумм в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия основных средств к бухгалтерскому учету. Возникающая при этом разница между оценкой основных средств, отраженной на счете учета вложений во внеоборотные активы, списывается на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов (расходов). Указанная разница в состав курсовых разниц не включается.
Фактические затраты, связанные с приобретением за плату основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетами учета расчетов.
При приобретении основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, следует учесть ряд особенностей. В соответствии с п.8 ПБУ 6/01 фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Если объект основных средств введен в эксплуатацию и учитывается на счете 01 « Основные средства», его первоначальная стоимость не изменяется (за исключением достройки, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки). При этом суммовая разница, возникающая при оплате задолженности поставщику, выраженной в иностранной валюте, относится на затраты организации.
В случае оплаты приобретенного объекта основных средств после ввода в эксплуатацию, возникшие суммовые разницы не увеличивают затраты на приобретение объекта основных средств, а относятся на затраты организации.
2.3 Внесение в уставный капитал объектов основных средств
В соответствии с действующим законодательством оплата своей доли уставного капитала общества с ограниченной ответственностью либо оплата стоимости акций участником акционерного общества может быть произведена денежными средствами, ценными бумагами, товарно-материальными ценностями, имущественными правами либо иными правами, имеющими оценку.
Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Первичными документами, являющимися основанием для принятия к учету объекта основных средств, внесенного в счет вклада в уставный капитал организации, служат:
решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в денежной форме;
акт независимого оценщика об оценке объекта основных средств;
акт (накладная) приемки – передачи объекта основных средств по форме ОС – 1.
При поступлении вклада в уставный (складочный) капитал организации в виде основных средств производится запись по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетом учета расчетов с учредителями.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших в счет вклада в уставный (складочный) капитал, отражается по дебету счета учета основных средств, в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.
В аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных при формировании уставного фонда, паевого фонда.
2.4 Безвозмездное поступление
В соответствии с п.1 ст.572 ГК РФ безвозмездная передача в собственность какой-либо вещи от одной стороны другой является дарением. Статья 575 ГК РФ гласит, что в отношениях между коммерческими организациями дарения запрещено (за исключением подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда). В связи с этим организация может безвозмездно получить основные средства, не нарушая Гражданский кодекс, от физического лица, от некоммерческой организации и по другим законным основаниям.
Первоначальная стоимость основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций – изготовителей. Сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств публикуются в средствах массовой информации и специальной литературе.
Затраты по доставке указанных объектов основных средств, полученных по договору дарения или в иных случаях безвозмездного получения, учитываются как затраты капитального характера и относятся организациями – получателями на увеличение первоначальной стоимости объекта. Указанные расходы отражаются на счете учета капитальных вложений в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Основанием для принятия к учету объекта основных средств, переданного безвозмездно, служит акт приема – передачи по форме ОС – 1.
2.5 Приобретение объекта основного средства в обмен на другое основное средство и по договору мены
В соответствии с действующим законодательством по договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п.1 ст.567 ГК РФ). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п.2 ст.567 ГК РФ). Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, признаются равноценными (п.1 ст.568 ГК РФ).
Оценка объектов основных средств, которые приобретаются по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами (например по договору мены), определяется положением по бухгалтерскому учету « У чет основных средств» ПБУ 6/01.
Первоначальной стоимостью таких основных средств признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Последняя величина устанавливается исходя из цены, по которой в сравненных обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.
Если стоимость этих ценностей установить невозможно, то стоимость приобретенных основных средств определяется исходя из стоимости, по которой в сравненных обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
В первоначальную стоимость объектов основных средств включаются фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, поступивших по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета вложений во внеоборотные активы.
2.6 Строительство объектов основных средств
При организации бухгалтерского учета строительства и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов следует иметь в виду, что имеются существенные различия при строительстве, осуществленном подрядным и хозяйственным способом. Причем в первом случае первоочередное значение имеет то обстоятельство, в чьих интересах производится строительство, т.е. является ли организация – заказчик (учитывающая капитальные вложения) одновременно и инвестором или она осуществляет капитальные вложения в интересах другой организации (других организаций).
К строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.
Затраты на строительство объекта учитываются на балансовом счете 08 « Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и ввода объекта в эксплуатацию затраты, собранные на счете 08 « Вложения во внеоборотные активы», формируют первоначальную стоимость данного объекта и подлежат учету на счете 01 «Основные средства».
Согласно подп.3 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления подлежит обложению НДС.
Налоговая база при этом определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов организации на их выполнение.
Дата возникновения обязанности по уплате налога по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления, определяется как день принятия к учету завершенного капитальным строительством объекта (п.10 ст.167 Налогового кодекса РФ).
В гл. 21 Налогового кодекса РФ определен порядок применения сумм НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. В настоящее время налогоплательщик имеет право на два вычета по НДС:
1) вычеты сумм НДС, исчисленные при выполнении строительно – монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации. При этом указанные вычеты производятся по мере уплаты налога в бюджет;
2) вычеты сумм НДС, предъявленные по товарам (работам), услугам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, при соблюдении одного из следующих условий:
а) по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию;
б) при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Особенности бухгалтерского учета при строительстве, которое ведется подрядным способом.
В том случае, когда строительство осуществляется исключительно для нужд организации, ведущей учет капитальных вложений и формирование капитальных вложений, производится по той же схеме, что и при приобретении объектов основных средств. При этом необходимо иметь в виду следующие особенности:
1) если для осуществления функций заказчика – застройщика в организации создается обособленное структурное подразделение (с собственным расчетным счетом или без него), то расходы по содержанию такого подразделения (заработная плата с начислениями, амортизация используемых объектов основных средств или часть арендной платы, общехозяйственные расходы и т.п.) должны списываться на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» и увеличивать инвентарную стоимость строящихся объектов. Нормирование этих расходов осуществляется при заключении договора строительного подряда и разработке проектно – сметной документации;
2) при осуществлении капитальных вложений подрядным способом нередки расходы, которые не подлежат включению в инвентарную стоимость законченных строительством объектов (и, разумеется, не учитываются при расчете нормы амортизационных отчислений). Эти суммы учитываются на субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимости основных средств», открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», и списываются по вводу объекта в эксплуатацию со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом учета источника финансирования;
3) в процессе деятельности заказчика могут образовываться прибыли и убытки. В том случае, когда заказчик не является специализированной организацией, а представляет собой структурное подразделение коммерческой организации, финансовый результат деятельности формируется на общих основаниях. При этом в состав прибыли не включаются суммы экономии средств, выделенных для осуществления строительства, но не в составе результата от обычной деятельности, а в составе операционных доходов и расходов.
В соответствии с п.2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Обязанность по обеспечению строительства материалами, конструкциями и оборудованием несет подрядчик, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (п.1 ст. 745 ГК РФ).
Особенности бухгалтерского учета при строительстве, которое осуществляется на условиях долевого участия.
В последнее время широкое распространение получила практика осуществления строительства на условиях долевого участия. В этом случае две или несколько организаций заключают договор о совместном финансировании капитального строительства, а одна из организаций принимает на себя функции заказчика строительства.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций:
1) застройщики, передающие средства на строительство объектов в порядке долевого участия основному застройщику, списывают их при перечислении за счет установленного источника финансирования;
2) в случае зачисления по окончании строительства построенных объектов в состав основных средств застройщика средства, перечисленные основному застройщику, отражаются у него на расчетах до окончания строительства и зачисления построенных объектов в состав основных средств;
3) основной застройщик, получивший эти средства, отражает их в учете как дополнительные целевые средства для финансирования капитального строительства.
3. АМОРТИЗАЦИЯ ОБЪУКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1 Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете
основной средство учет амортизация
Стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету. Учет основных средств ПБУ 6/01.
По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним производится начисление износа в конце отчетного года исходя из установленного организацией срока их полезного использования. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданных в аренду, производится арендодателем.
Начисление амортизации по объектам основных средств, являющимися предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды.
По объектам жилищного фонда, которые используются организацией для извлечения дохода и учитываются на счете учета доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформляются соответствующие первичные учетные документы по приемке – передаче, затем документы передаются на государственную регистрацию. По фактически эксплуатируемым объектам амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке – передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
В соответствии с п.23 ПБУ 6/01 амортизация по объектам основных средств начисляется все время по мере его использования, но кроме восстановительного периода, продолжительностью более года или в случаях консервации объектов сроком более 90 дней.
Порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации.
При этом могут быть переведены на консервацию объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.
Амортизация на объекты основных средств может производиться следующими способами:
1)линейным способом;
2)способом уменьшаемого остатка;
3)списанием стоимости по сумме лет срока полезного пользования;
4)способом списания стоимости в пропорции к объему продукции (работ, услуг).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Для погашения стоимости объектов основных средств определяется годовая сумма амортизационных отчислений.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется одним из способов.
При линейном способе – исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения, в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При применении начисления амортизации по объектам основных средств способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натуральных показателей объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы. В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.
По объектам основных средств, используемым в организации с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этих объектов либо до их выбытия. Прекращается начисление амортизационных начислений с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или выбытия объекта.
Наличие амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации.
С введением в действие гл 25 Налогового кодекса РФ появилось понятие « начисление амортизации для целей налогообложения прибыли». Введение новых правил исчисления сумм амортизации в целях налогообложения никак не влияет на порядок ее исчисления в бухгалтерском учете, поскольку требования Налогового кодекса на порядок ведения бухгалтерского учета не распространяются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными нормативными документами, регламентирующими бухгалтерский учет основных средств, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001г. № 26н(далее ПБУ 6/01) и «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003г. № 91н».
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организаций;
2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п.4 ПБУ 6/01).
К основным средствам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: земельные участки; объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы); капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.
К основным средствам не относятся: машины, оборудование и другие предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций – изготовителей, как товары – на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность; предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути; капитальные и финансовые вложения.
Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:
1) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
2) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
3) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
4) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и другое);
5) обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
6) проведения анализа использования основных средств;
7) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2011 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету « Учет основных средств» ПБУ 6/01».
3. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» от 13.10.2003 г. № 91н.
4. Справочник для бухгалтера «Основные средства. Бухгалтерский и налоговый учет» под ред. Ю.Е. Коротковой.2009 год.