Аудиторская проверка расчётов по оплате труда. Проверка соблюдения трудового законодательства



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА, АНАЛИЗА И АУДИТА

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ АУДИТ

На тему: «Аудиторская проверка расчётов по оплате труда. Проверка соблюдения трудового законодательства»

Студентки БГУЭП,

специальности «Бухучёт, анализ и аудит»,

группы УУБВ/2-08

Софроновой Е.В.

Иркутск – 2010 г

Содержание

Введение

1. Теоретические основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда

      Правовое регулирование оплаты труда в организации

      Цели и задачи, информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплате труда

1.3 План проведения и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда

1.4 Аудит соблюдения трудового законодательства

1.5 Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда

1.6 Типичные ошибки

2. Практическое задание

2.1 Аудит операций с основными средствами

2.2 Аудит операций с материально-производственными запасами

2.3 Аудит расчетов по оплате труда

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Заработная плата – один из сложнейших участков бухгалтерского учета и налогообложения. Причем сложность состоит в том, что российское законодательство – налоговое, бухгалтерское и трудовое – очень часто меняется.

Заработная плата играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его оплате.

Изменения и перемены, которые происходят с исчислением оплаты труда, определяют ответственность и значимость этого участка, а значит и необходимость его аудита.

Цель данной курсовой работы – углубить теоретические знания и закрепить практические навыки по проведению аудита расчетов с персоналом по оплате труда.

Для успешного выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита;

- рассмотреть план проведения и программу аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

- изучить законодательные основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

- изложить этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

- раскрыть типичные ошибки при осуществлении расчетов с персоналом по оплате труда;

- показать на практических примерах возможные нарушения, выявленные по результатам аудита.

Предметом курсовой работы является аудит расчетов с персоналом по оплате труда.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы, учебники и периодика.

1. Теоретические основы аудита расчетов с персоналом по оплате труда

1.1 Правовое регулирование оплаты труда в организации

Оплата труда регулируется трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами, содержащие нормы трудового права, это:

- федеральные законы;

- указы Президента Российской Федерации;

- постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ;

- акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

Трудовой кодекс – это тоже федеральный закон, однако он имеет приоритет во всем этом списке. Это означает, что все иные правовые акты не могут вступать в противоречие с его положениями.

Трудовой кодекс РФ действует на территории Российской Федерации с 1 февраля 2002г (ред. от 25.11.2009). Вместе с тем не отменены многие нормативные акты, принятые ранее, в том числе и нормативные акты бывшего СССР, содержащие нормы трудового права. Применять все эти неотмененные акты следует с осторожностью: только в той части, в какой они не противоречат Трудовому кодексу РФ.

Правовое регулирование оплаты труда характеризуется сочетанием централизованного, договорного и локального регулирования.

В централизованном порядке определяется минимальный размер оплаты труда, тарифные ставки и должностные оклады в бюджетной сфере, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий труда, порядок исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.

Договорное регулирование оплаты труда осуществляется в двух формах – коллективно-договорной и индивидуально-договорной. Коллективно-договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений, здесь могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий и компенсаций, дополнительные льготы.

Индивидуально-договорное регулирование осуществляется на уровне работник-работодатель. Трудовой кодекс определяет трудовой договор как соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Локальными актами организации, как правило, устанавливаются системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов, доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам), система премирования. Эти условия могут закрепляться в положении об оплате труда, положении о премировании и других локальных актах.

Нужно отметить, что условия оплаты труда, закрепленные в коллективных договорах или локальных актах, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными законами и иными нормативными актами.

Если говорить об условиях оплаты труда работников бюджетных учреждений, то они регулируются положениями ст. 135 и 144 Трудового кодекса РФ, введенными с 1 октября 2006 года.

Как правило, при определении объемов финансирования учреждений бюджетной сферы на оплату труда, при разработке законов и иных нормативных правовых актов органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны учитывать положения ежегодно издаваемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Особое значение таких Рекомендаций заключается в том, что они определяют единые подходы к регулированию систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, а также направления совершенствования оплаты труда, включая параметры индексации заработной платы.

Единые рекомендации также закрепляют основные принципы при формировании размеров и условий оплаты труда работников органами местного самоуправления, это:

- верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных норм международного права на всей территории России;

- размеры и условия оплаты труда работников бюджетной сферы не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами;

- самостоятельное определение органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий;

- осуществление регулирования оплаты труда работников на основе тарифной системы дифференциации заработной платы;

- обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

- повышение уровня реальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы.

Построение системы оплаты труда бюджетных учреждений зависит от норм уровня финансирования, а также некоторых других аспектов.

В частности, здесь можно выделить два уровня регулирования оплаты труда:

    во-первых, это локальные нормативные акты, они призваны определить системы и формы оплаты труда в конкретной организации. В любом случае глава обязан ознакомить работников при их приеме на работу с действующими локальными актами, а также при внесении в эти акты изменений.

    во-вторых, это трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем. На практике, в договоре фиксируется размер установленного должностного оклада, а также виды производимых дополнительных и поощрительных выплат с указанием их размеров, также в нем определяется права и обязанности сторон, режим труда и отдыха.

1.2 Цель, задачи и информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом по оплате труда

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

При этом решается комплекс задач:

    подтверждение системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов по оплате труда;

    подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

    установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

    проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

    проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Цель аудитора при проверке оплаты труда – определение сильных сторон контроля, для того чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

Основные направления законодательного регулирования расчетов по оплате труда с персоналом можно сгруппировать по следующим направлениям:

прием на работу,

увольнение с работы работника,

начисление и выплата заработной платы,

удержания из заработной платы,

депонирование невыплаченной своевременно заработной платы,

предоставление отпуска,

оплата пособий по временной нетрудоспособности,

прочие вопросы по начислениям и выплатам, приравненным к заработной плате

Государством установлены нормы, обязательные для всех экономических субъектов независимо от форм собственности. К таким нормам относятся:

    минимальный размер месячной заработной платы и продолжительность трудового отпуска;

    максимальная продолжительность рабочего дня;

    различного рода доплаты при выполнении работ в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни.

В качестве источников информации используются нормативные и правовые акты, локальные документы организации по труду и его оплате, регистры синтетического и аналитического учета по счетам, бухгалтерская и налоговая отчетность, документы неучётного характера.

Задачами аудитора при проверке оплаты труда являются:

    проверка наличия и соответствие законодательству первичных документов по учету расчётов с персоналом по оплате труда,

    соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату.

Информационная база аудита делится на следующие группы:

1) нормативно-правовые документы:

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009);

-Налоговый кодекс Российской Федерации часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010);

- Налоговый кодекс Российской Федерации часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.05.2010);

- «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255 –ФЗ (с изм. и доп.);

-Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

- «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 183-ФЗ (ред. от 22.07.2008 N 154-ФЗ);

- Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (ред. от 19.10.2009);

- Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (ред. от 11.11.2009);

- «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1;

2) локальные документы организации, регулирующие вопросы трудовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка, оплаты труда и материального поощрения. К ним относятся коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании и материальном стимулировании, правила внутреннего распорядка, штатное расписание;

3) первичные учетные документы:

- по учету кадров: №Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;

№ Т-2 «Личная карточка работника»; № Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»; № Т-3 «Штатное расписание»; № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; № Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»; № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.

3) регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по заработной плате, журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

4) бухгалтерская и налоговая отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), налоговые карточки по учету налога на доходы физических лиц (форма № 1-НДФЛ), справки о доходах физического лица (форма № 2-НДФЛ), индивидуальные карточки по учету ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование;

5) прочая документация: приказы, распоряжения руководителя, договоры о материальной ответственности, договоры займа, заявления работников, акты проверок ревизионных и налоговых органов, аудиторские заключения.

Проверка расчетов с работниками по оплате труда может осуществляться как в сплошном, так и в выборочном порядке.

1.3 План и программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Планирование и разработка программы аудита играет важную роль в процессе аудита. Аудиторская организация при планировании должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Планирование аудита». В последнем, в п. 2.2 предусмотрено, что планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита (таблица 1), а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения (приложение 1).

Таблица 1 Общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

Аудит оформления первичных документов

10.02.2010-11.02.2010

Белкин Е.В.

Аудит системы начислений заработной платы

10.02.2010-16.02.2010

Жукова А.И.

Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы

11.02.2010-13.02.2010

Белкин Е.В.

Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

13.02.2010-15.02.2010

Белкин Е.В.

Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

16.02.2010-17.02.2010

Жукова А.И.

При разработке плана и программы необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:

-общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

-особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

-общий уровень компетентности руководства;

-организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

-влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

-количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга.

1.4 Аудит соблюдения трудового законодательства

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить наличие внутренних нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в организации, и их соответствие требованиям действующего Трудового кодекса РФ.

Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства состоит из следующих этапов.

На первом этапе осуществляется проверка внутренних локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между работниками и организацией регулируются коллективным договором – правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трёх лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.

В коллективный договор рекомендуется включить дополнительные положения по локальному нормативному регулированию расчетов с персоналом по оплате труда:

- порядок и размеры начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и другие показатели;

- порядок и размеры стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, за работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, предусмотренные в коллективном договоре, являются экономически обоснованными в целях признания расходов на оплату труда в налоговом учете.

В организации должны быть разработаны: Положение об оплате труда, Положение о премировании, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, график отпусков, должностные инструкции, которые являются локальными нормативными актами. Эти документы содержат нормы трудового права, обязательные только для конкретной организации или предпринимателя. Принимаются они работодателем самостоятельно по различным вопросам в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ).

Положения регулируют права и обязанности работников и работодателя, рабочее время и время отдыха, формы поощрения работников и правила соблюдения трудовой дисциплины, условия выплаты заработной платы.

Все внутренние нормативные документы должны быть подвергнуты контролю с использованием следующих методов аудита:

    наличие внутренних нормативных документов по заработной плате: а) документы, оформляющие прием на работу сотрудников (приказы, заявления о приеме на работу, трудовые договоры) – на предмет соответствия их действующему законодательству, устанавливается наличие всех реквизитов при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников;

б) договоры гражданско-правого характера (оказания услуг), заключаемые организацией – наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет и актов выполненных работ;

в) табели учета использования рабочего времени – проверяется количество отработанных дней для каждого работника, причины неявок на работу и наличие документов, подтверждающих неявки;

    контроль на соответствие действующему Трудовому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ;

    полнота отражения положений, регулирующих вопросы организации учета заработной платы, выплат, режима работы, соблюдения трудовой дисциплины.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, правильности заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений.

На основании табеля выборочно или по каждому работнику проверяется количество отработанных конкретным работником дней и рассчитывается причитающееся ему вознаграждение. Полученная сумма сверяется с суммой, отраженной в расчетно-платежной ведомости.

Необходимо также выяснить, нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц, нет ли повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам.

На втором этапе изучается штатное расписание организации на соответствие типовой форме, наличию изменений, вносимых в течение отчетного года, и соответствию списочного состава работников. Штатное расписание организации проверяется на соответствие унифицированной форме, осуществляется контроль по существу, в том числе арифметический контроль. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом руководителя организации.

Контроль штатного расписания по существу включает: оформление структуры, штатный состав, численность, перечень должностей, должностные оклады, наличие надбавок, сведения о месячном фонде заработной платы.

На третьем этапе аудита проводится проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника на работу и трудовых договоров. Проверка приказов о приеме работника на работу осуществляется с использованием следующих процедур: соответствие типовой форме, указание профессии (должности), наличие испытательного срока, условия приема на работу и характер предстоящей работы, указание оклада.

Основанием для издания приказа о приеме на работу является трудовой договор, который заключается с каждым работником при приеме его на работу. Аудит трудовых договоров осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ.

Трудовые договоры должны учитывать особенности осуществления трудовой деятельности в данной организации. Указание в трудовых договорах доплат, надбавок и прочих поощрительных выплат является обязательным экономическим обоснованием включения данных расходов в состав расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения налога на прибыль. В противном случае, расходы могут быть признаны налоговыми органами экономически необоснованными (п.1 ст. 252, ст. 255 НК РФ).

1.5 Этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Заработная плата работника складывается из следующих составляющих:

    вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

    компенсационных выплат, а именно за вредность труда, за труд на особых территориях и т.п.;

    стимулирующих выплат, а именно премий, надбавок и иных поощрительных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Компенсационные выплаты предоставляются за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных:

    выходные и праздничные дни,

    сверхурочная работа,

    ночное время,

    при переводе на нижеоплачиваемую работу,

    в тяжёлых и вредных условиях труда,

    в многосменном режиме,

    несовершеннолетним в связи с сокращением их рабочего дня,

    при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника,

    за разъездной характер работы,

    компенсация за невыплаченную в срок зарплату.

Стимулирующие доплаты предоставляются за:

    совмещение профессий (должностей),

    увеличение объёма выполняемых работ,

    профмастерство,

    высокий уровень квалификации,

    выслугу лет,

    классность.

Вознаграждение за труд и стимулирующие выплаты устанавливаются на договорном или локальном уровнях – трудовым и (или) коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

Основания для компенсационных выплат и их минимальные размеры устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами, а конкретные размеры фиксируются в локальных документах организации. При этом они не могут быть ниже нормативно установленных размеров.

Проверка внутренних нормативных документов организации подтверждает соблюдение действующих норм и правил трудового законодательства, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Однако для подтверждения правильности документального оформления расчетов, ведения аналитического и синтетического учета, достоверности задолженности по расчетам с персоналом по оплате труда необходимо проведение детального исследования системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетных операций. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда включает ряд последовательных этапов.

Аудитор осуществляет контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. Он заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Такой учет бухгалтер осуществляет в табеле учета рабочего времени (форма № Т-13). Проверяют табели на соответствие типовой форме, отметки о причинах неявок на работу или о работе в режиме неполного рабочего дня, о работе в сверхурочное время, отметки о фактически отработанном времени и днях в месяце.

Далее необходимо проверить правильность начисления заработной платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом, помимо подтверждения основного заработка, аудитор должен подтвердить обоснованность выплат работнику и проверить наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам, например, наличие справки-расчета бухгалтерии на доплаты при отклонении от нормальных условий труда, приказов руководителя о премировании, заявлений и приказов руководителя о выдаче материальной помощи и т.д.

Правильность начисления заработной платы за отработанное время аудитор устраняет при взаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени. Все документы по начислению заработной платы проверяются следующим образом: наличие необходимых форм и видов документов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнения документов, обоснованность начислений заработка, правильность арифметических расчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработной платы осуществляется как по каждому работнику, так и общему фонду оплаты труда за месяц.

На следующем этапе аудита проводится контроль за правильностью начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется выборочным способом. Аудитор проводит следующие процедуры:

    наличие документального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, больничные листы);

    соблюдение законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и Трудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);

    документальная проверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (наличие листков нетрудоспособности, расчет отпускных и их оформление);

    арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).

В процессе аудита расчетов по оплате труда осуществляется проверка удержаний из заработной платы:

- обязательных удержаний из заработной платы (начисление налога на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам);

- удержания по инициативе работника (профсоюзные взносы, удержания сумм по кредитам, ссудам, удержание материального ущерба и т.д.).

При проверке обязательных удержаний из заработной платы, в частности НДФЛ, аудитор должен руководствоваться главой 23 Налогового кодекса РФ, обращая внимание на точность взыскания и полного перечисления налогов в целом и по каждому работнику, устанавливая обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а так же является ли работник штатным работником или работает по совместительству. Определяются наличие других удержаний из заработной платы и правильность расчета суммы налога на доходы физических лиц с дохода работника. При этом следует помнить: другие удержания из дохода работника не уменьшают налогооблагаемую базу по НДФЛ.

Аудитор проверяет соблюдение исчисления налогооблагаемого дохода, в соответствии с которым работник имеет право на налоговые вычеты, а также устанавливает своевременность перечисления НДФЛ. В соответствии с действующим законодательством налог должен быть уплачен в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов организации в банке на счета работников.

Следующим этапом аудита является проверка правильности расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний. Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путем аудитор рассчитывает суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний. Сумма в расчетно-платежной ведомости сопоставляется с суммами к выдаче в платежной ведомости. Для выплаты заработной платы могут оформляться расходные кассовые ордера.

Проводя проверку расчетов, аудитор путем документальной проверки должен установить правильность и обоснованность сумм депонентской задолженности, имеющейся на счетах организации, причины ее невыплат, а также обратить внимание на наличие сумм задолженности, по которой истек срок исковой давности. Такие суммы списываются на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

На заключительном этапе аудита осуществляется проверка организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Далее осуществляется общая проверка реальности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.

Необходимо проверить выборочно на одну и ту же дату:

- сальдо по счетам по заработной плате в Главной книге с соответствующими статьями в балансе;

- установить соответствие данных журнала операций расчетов по заработной плате и данных расчетно-платежной ведомости;

- сверить суммы заработной, выданные работникам из кассы, путем сопоставления данных журнала по счету «Касса» и дебетовых оборотов Главной книги за каждый месяц.

Аудит расчетов по страховым взносам в фонды проводится на основании ФЗ № 212 от 24.07.09 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ» и включает в себя проверку правильности начисления страховых взносов с выплат, осуществляющихся организацией в пользу своих работников, отражения на счетах бухгалтерского учета начисленных сумм. Аудитору необходимо проверить:

- правильность определения фонда оплаты труда для начисления стра-ховых взносов;

- правильность применения ставок страховых взносов;

- своевременность и полноту перечисления взносов;

- правильность и обоснованность использования льгот;

- правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению страховых взносов в фонды;

- соответствие записей аналитического и синтетического учета записям в Главной книге и балансе;

- правильность и своевременность составления форм отчетности по страховым взносам в фонды и своевременность их представления.

1.6 Типичные ошибки

Для аудитора очень важно знать наиболее распространенные ошибки и нарушения, которые встречаются при расчетах по оплате труда.

Типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:

    отсутствие обязательных системных документов, связанных с оплатой труда (Положения по оплате труда, Положения по премированию, штатного расписания, приказов, трудовых договоров, трудовых книжек, табелей учета рабочего времени и пр.)

    не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда;

    несоблюдение условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (непредоставление отпуска или предоставление его менее установленной продолжительности, принуждение к сверхурочной работе, невыплата заработной платы в установленные сроки),

    несоответствие начисленной заработной платы или стимулирующих выплат условиям трудовых договоров, действующих в организации положениям,

- неправильное начисление доплат, установленных Трудовым кодексом,

- неправильное исчисление среднего заработка,

- неправильное исчисление причитающихся работнику компенсаций (в частности за неиспользованный отпуск),

- отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;

- допущены ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

- ненадлежаще ведется учет (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.).

аудит оплата труд

2. Практическое занятие

2.1 Аудит операций с основными средствами

Задание:

    проверить правильность оформления актов приемки-передачи основных средств и акта на списание основных средств;

    провести сверку данных первичных документов и бухгалтерских регистров;

    проверить правильность начисления амортизации объектов основных средств, а также определения финансового результата от их реализации (данные по сч.91 и 99 взять из задания 11);

    сформулировать выводы для отчета аудитора.

Решение

В счете-фактуре не указаны реквизиты платежно-расчетного документа и его дата.

В акте на списание сварочного аппарата нет записей подтверждающих затраты и оценку.

В акте приемки-передачи указана первоначальная стоимость ВАЗ-2108 в 124 474,58 руб., а в оборотно-сальдовой ведомости -128 135 руб. расхождение между данными суммами составляет 3 660,42 руб.

В счете- фактуре указана стоимость автомобиля ВАЗ-2108 в сумме 124 474,58 руб., что соответствует стоимости, указанной в акте приемки-передачи.

Аудитору необходимо выяснить причину расхождения сумм.

Нет документов на списание здания инв. № 002 в сумме 50 000 руб.

Это нарушение. Сумму взыскать в бюджет и оштрафовать руководителя предприятия и главного бухгалтера.

По сальдовой ведомости проходит сумма обслуживания выбытия объектов ОС в сумме 151 330 руб., а по счету 91 указана сумма 35 344,13 руб. расхождение составляет 115 985,87 руб.

Согласно акту приемки-передачи первоначальная стоимость домкрата составляла 35 000 руб., а норма амортизации – 14%. Таким образом при линейном способе начисления амортизации износ составил 4900 руб. (35000*14/100). В документе же указана сумма амортизации в 7 344 руб.

Расхождение составляет 2 444 руб.

Причем, во всех документах указана сумма амортизации в размере именно 7 344 руб.

Невозможно проверить правильность начисления амортизации по сварочному аппарату, т.к. отсутствуют данные по ее начислению. Аудитор обязан запросить данные сведения у руководства ООО «Вымпел».

Заключение аудитора

В ходе проверки операций с основными средствами ООО «Вымпел» были выявлены следующие нарушения:

- в счетах-фактурах отсутствует дата и номер платежного документа по расчетам за проданные основные средства;

- по ведомости проходит ВАЗ – 2108 стоимостью 128 135 руб., а по акту и счету- фактуре по стоимости 124 474,58, что завышает стоимость автомобиля на 3 660,42 руб.

- нет документов на реализацию здания в размере 50 000руб.

- необоснованно начисление амортизации по сварочному аппарату;

- нет подтверждающих записей по начислению амортизации гидравлического пресса. Поставлена сумма 7 344, а по расчетам она должна составлять 4 900 руб.

Необходимо составить письмо руководству предприятия с просьбой о письменном разъяснении данных фактов.

Выявленные нарушения должны быть ликвидированы в течение двух недель с даты обнаружения.

При отказе от объяснений и исправлений по выявленным нарушениям Руководителю грозит штраф в размере 5 000 руб. Виновным лицам – выговор вплоть до увольнения. Главному бухгалтеру штраф до 5 000 руб.

Выявленные суммы подлежат изъятию в бюджет и штраф в размере ошибки учетных записей.

2.2 Аудит операций с материально-производственными запасами

Задание:

    провести сверку данных первичных документов, материального отчета и бухгалтерских регистров; проверить правильность расчета фактической себестоимости отпущенных в производство и реализованных МПЗ (данные по сч.91 и 99 взять из задания 11);

    сформулировать выводы для отчета аудитора.

Решение

По данным сверки первичных документов с отчетными записями аудитором выявлены следующие нарушения:

- Сталь листовая по документам (требованиям и счету-фактуре) имеет стоимость 34 250,85 руб. (9600 + 21 600 + 3050,85), по отчету бухгалтера отражено лишь 33 705 руб. расхождение составляет 545,85 руб.;

- По требованиям отпущено в производство материалов общей стоимостью 41 341,38 руб. (По первому требованию-накладной № 6 – 14 982,50 руб., по требованию-накладной № 7- 39 485,50 руб.), а по отчету – 41 981,40 руб. расхождение составляет 640,02 руб. в сторону удорожания отпущенных в производство материалов. Необходимо выяснить откуда взялась и куда пошла данная сумма.

- По счету-фактуре и накладной №8 продали материалы на 5 247,46 руб. без НДС (3050,85 + 2196,61), а по счету 10 показана сумма в размере 4 305 руб. расхождение составляет 942,46 руб.

По счету же 91 прошла сумма реализации 5 249,54 руб., а фактически 5 247,46 руб., расхождение на 2,08 руб.

Стоимость проданного уголка 40*40 в счете – фактуре и накладной отражено в сумме 2 196,61 руб. без НДС, а по отчету бухгалтера – 1 800 руб. Расхождение составляет 3 96,61 руб. Выяснить причину расхождения.

2.3 Аудит расчетов по оплате труда

Задание:

    проверить правильность начисления и выплаты заработной платы, расчета удержаний из заработной платы;

    проверить правильность начисления и уплаты НДФЛ, а также ЕСН;

    провести сверку данных расчетной ведомости, платежной ведомости и РКО (данные взять из задания 2) и бухгалтерских регистров;

    сформулировать выводы для отчета аудитора.

Решение

При начислении НДФЛ Иванову Д.С. сумма налога составила по документам 2 366 руб., а по расчету аудитора 2 496 руб. ((15 300 + 4900) – 300*2 - 400) = (20 200 - 1000*13/100)). Недоначислен налог в сумме 130 руб.(2 496 – 2 366 руб.).

На данную сумму необходимо сделать дополнительную проводку Д-т 20 К-т 68/1 – 130 руб.

При этом к выдаче Иванову Д.С. положено не 17 834 руб., а 17 704 руб.

На сумму 130 руб. необходимо сделать сторнирующую запись Д20 К70.

По расчетной ведомости Иванову Д.С. начислено 4 900 руб. по больничному листу. Согласно действующего законодательства по среднемесячной фактической зарплате исходя из календарных дней Ливановой Т.П. положено 5 832,72 руб. (18000+18300+18300+18300+ 18700+18700+18940+18940+18940+19200+19200+19800+5000)/366=732,84 руб.

Сумма по больничному листу = 732,84*8 = 5 832, 72 руб.

Недоначислено 932,72 руб.

Доначисление оформляется проводкой Д-т 69 К-т 70 932,72 руб.

Отпускные Ливановой Т.П. по ведомости составили 14 000 руб.

Среднемесячная заработная плата для начисления отпускных за 2008г. составила 15 000 + 15000 + 15400 + 15400 + 15700 + 15700 + 15700 + 15840 + +15840 + 15840+ 16200 +16200 +7000 = 210660 /347,5 рабочих дней в 2008г. = 606,22руб.

Отпускные за февраль = 606,22*28 = 16 974,16 руб.

Недоначисленно 16 974,16 – 14 000 = 2 974,16 руб.

Доначисление необходимо оформить проводкой Д-т 20 К-т 70- 2 974,16 руб.

По расходному ордеру № 34 отпускные выплачены в сумме 3 752 руб.

Сумма отпускных прописью в расходном ордере записана в две тысячи рублей.

Расхождение между начисленной и выплаченной по расходному ордеру суммой в 3752 руб. составляет 10 248 руб.

Нет расчета отпускных для проверки правильности их начисления.

Необходимо запросить по этому поводу разъяснения руководства ООО «Вымпел».

За нарушение порядка ведения учетных записей руководителю предприятия выписать штраф в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Также и главному бухгалтеру.

Исправление в учетных записях и отчетности необходимо сделать в течение 2-х недель.

Заключение

Исходя из поставленной в начале работы цели и сформулированных задач, первая глава курсовой работы посвящена изучению теоретических основ аудита расчетов с персоналом по оплате труда. При этом были изучены цель и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда, а также информационное обеспечение аудита.

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

Основным нормативным документом, регулирующим учет расчетов с персоналом по оплате труда, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он определяет отношения по организации труда, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, социальному партнерству, материальной ответственности работодателей и работников, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также разрешению трудовых споров.

В первой главе был также рассмотрен порядок планирования аудита расчетов с персоналом по оплате труда. Планирование и разработка программы аудита играет важную роль в процессе аудита. Насколько правильно будет поставлено начало аудита, настолько меньше будет аудиторский риск.

Далее были рассмотрены этапы проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда. На первом этапе аудитор осуществляет контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. На втором этапе аудитор проверяет правильность начисления заработной платы по расчетно-платежной ведомости, расчетным листкам, лицевым счетам. При этом помимо подтверждения основного заработка, аудитор должен подтвердить обоснованность выплат работнику и проверить наличие оправдательных документов, подтверждающих прочие выплаты работникам.

На следующем этапе аудита проводится контроль за правильностью начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется выборочным способом.

Далее в процессе аудита расчетов по оплате труда осуществляется проверка удержаний из заработной платы. Аудитор устанавливает обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а так же является ли работник штатным работником или работает по совместительству, определяются наличие других удержаний.

На заключительном этапе проверяется правильность расчета суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику после удержаний. Для этого в расчетно-платежной ведомости выборочным путем аудитор рассчитывает суммы к выдаче путем вычитания из начисленного заработка общей суммы удержаний. Далее осуществляется проверка организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», реальности сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в бухгалтерском учете, Главной книге и бухгалтерском балансе.

На завершающем этапе написания теоретической части курсовой работы были описаны типичные ошибки, выявленные при аудите расчетов с персоналом по оплате труда.

Список использованных источников

    Российская Федерация. Закон. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

    Налоговый кодекс Российской Федерации: часть I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010); часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 19.05.2010).

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009).

4. Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (ред. от 11.11.2009);

5. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1

6. Российская Федерация. Закон. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: федер.закон: подписанный Президентом России 29 декабря 2006 г.- № 255-ФЗ.

7. Положение «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 (ред. от 19.10.2009).

8. Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г.№ 865.

9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

10. Масленникова, Л.А. Расчеты с персоналом в примерах / Л.А. Масленникова Л.А.- М.: ООО ИИА «Налог Инфо», 2008.

11. Парушина, Н.В. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие / Н.В. Парушина, Е.А. Кыштымова. – М.: ФОРУМ, 2009.

12. Панкова С.И. Международные стандарты аудита. м.: Экономистъ, 2008.

14. Чаннов С.Е., Пресняков В.М. Оплата труда. Гарантии и компенсации. Новые правила. – М.: Изд. «ГроссМедиа», - 2008.

15. Подольский, В.И. Аудит: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2008.

16. Филина, Ф.Н. Трудовой кодекс для бухгалтера / под ред. Ф.Н. Филиной.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009.

Приложение

Программа аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человек- часов

Руководитель аудиторской группы

Иванов А.А.

Состав аудиторской группы

Петров Е.П.

1

Анализ учетной политики

001

2

Проверка обоснованности начислений за особые условия труда:

а) сверхурочные работы и работу в ночное время;

б) работу в выходные и праздничные дни;

в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда;

г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями

002

3

Проверка правильности документирования и оплаты простоев

003

4

Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака

004

5

Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей

005

6

Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ

006

7

Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц

007

8

Проверка правильности образования и корректировки резервов:

на предстоящую оплату отпусков работников;

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

на выплату вознаграждений по итогам года

008

9

Проверка правомерности применения исчисления НДФЛ

009

10

Определение соответствия применяемых ставок НДФЛ действующему законодательству

010

11

Проверка правильности удержаний по исполнительным листам

011

12

Проверка обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров и правильности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг)

012

13

Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению

013

14

Проверка правильности удержаний по исполнительным листам

014

15

Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета

015

16

Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат, начисленных персоналу организации

016

17

Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг)

017

Руководитель аудиторской фирмы Иванов А.А.