Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

Содержание

Введение

1. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

1.1 Планирование аудита

1.2 Проверка расчетов с персоналом по оплате труда

1.3 Проверка расчетов с подотчетными лицами

Выводы

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.

Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Именно от ее величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой и др.) являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Он должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, направляемых на потребление.

Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.

Интересы сторон, участвующих в заключение соглашений и коллективных договоров, являются противоречивыми и разнонаправленными. Работники заинтересованы в заработной плате, достаточной для обеспечения достойного уровня жизни, а также отражающей их социальный статус и ценность для предприятия и общества. Работодатель ориентирован на такой уровень зарплаты и издержек и на оплату рабочей силы, при которой обеспечивается норма прибыли на инвестированный капитал. Органы государственной власти во время переговоров по вопросам оплаты труда ориентируются на ее взаимосвязь с такими социально-экономическими величинами, как прожиточный минимум, уровень инфляции и безработицы, дефицит государственного бюджета, изменения уровня развития производства.

Актуальна проблема задолженности по оплате труда, которая остается одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.

Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, т.е. при внедрении гибкой оплаты труда, от конкурентоспособности и качества выполняемых работ и от финансового положения общества в котором он работает.

Целью при написании данной работы ставится изучение и осуществление аудиторской проверки расчетов с персоналом предприятия.

1. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

Целью аудита расчетов с персоналом является проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 68,69,70,73,76,91,94 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность. Положение об учетной политике предприятия и др.

Задачами аудита расчетов с персоналом являются:

- Подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;

- Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

- Установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

- Проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

- Проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудиторы должны выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии, имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др.). На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.

Достоверность произведенных работником начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т.д.) проверяется, как правило, выборочно. Для этого в выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих и др.), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5% от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартала). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения и соответствие требованиям нормативных документов.

При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов.

При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учет выполненных работ, нет ли в документах подчисток, не оговоренных исправлений.

Следует обратить внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам.

К ним относятся: выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), выплаты за не проработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.) и др. Эти выплаты должны быть подтверждены правильно оформленными первичными документами. Аудиторы осуществляют взаимную сверку показателей, указанных в первичных документах, с показателями, используемыми для расчета конкретных выплат; определяют соответствие произведенных начислений требованиям законодательства и положению об оплате труда, действовавшему на предприятии; выполняют арифметический контроль показателей.

Аудиторы изучают также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы налога на доходы физических лиц, взносов в пенсионный фонд РФ, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, по исполнительным листам и др.

Удержания по исполнительным листам должны производиться только при наличии этих листов или на основании личного заявления работника.

Далее устанавливается соответствие указанных в учетных регистрах схем корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее схемам корреспонденции счетов, предусмотренных Планом счетов. Подтверждается соответствие данных аналитического и синтетического учета по начисленное, выплаченной и депонированной заработной плате. Для этого осуществляется арифметический контроль в разрезе табельных номеров и итоговых записей по расчетным ведомостям показателя «К выдаче», который определяется как разница между показателями «Итого начислено» и «Итого удержано». Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Анализируя расчеты по возмещению работниками материального ущерба, аудиторы должны выяснить: причины возникновения ущерба (несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, отсутствие контроль за их сохранностью, несвоевременное или формальное проведение инвентаризаций и др.); полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам; соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения информации о фактах недостач, хищений, порчи ценностей. По распоряжению руководителя предприятия в целях предотвращения хищений и злоупотреблений взыскание сумм недостачи товарно-материальных ценностей с виновных лиц может производиться не по учетным ценам, а по рыночным ценам с отнесением разницы на финансовые результаты по мере погашения недостачи. Но в любом случае в соответствии с действующим порядком недостача и порча ценностей сверх норм естественной убыли должна возмещаться виновными лицами. На издержки производства могут относиться только суммы недостачи в пределах норм естественной убыли, а недостачи сверх норм должны относиться на убытки только тогда, если виновные не установлены, или во взыскании с них отказано судом. Следует рассматривать как неправомерное списание сумм выявленных недостач и порчи ценностей сверх норм, по распоряжению руководителя за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц.

Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, являются следующие:

- отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений и др.);

- ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

- ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождение между данными аналитического и синтетического учета и т. п.);

- неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц.

1.1 Планирование аудита

До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, использующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным.

Далее со стороны аудитора составляется письмо-обязательство о его согласии на проведение аудиторских услуг. После составления письма, с согласия двух сторон заключается договор на оказание аудиторских услуг.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Расшифровка общего плана аудита:

    Устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.

    Проверка соответствия итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию.

    Ознакомление с расчетами по налогам. Проверка налогооблагаемой базы для расчетов по единому социальному налогу. Проверка соответствия всех сумм, указанных в них, данным бухгалтерского учета;

    Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.,

    Расценка правильности ведения бухгалтерского учета по налогам;

    Проверка своевременности представления расчетов (деклараций) по налогам в налоговую инспекцию; своевременности уплаты налогов и в полном объеме;

    Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны.

Расшифровка программы аудита:

1) Проверка соответствия организации синтетического и аналитического учета требованиям налогового законодательства по начислению и удержанию заработной платы;

2) Рассмотрение всех налогов, плательщиком которых является проверяемая организация, с уделением особого внимания тем удельный вес, которых наибольший в общей величине уплачиваемых организацией налогов;

3) Уточняют базу налогообложения для определения единого социального налога (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию). Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ № 116 от 24 ноября 2000 г. «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» и инструкциями соответствующих фондов.

4) Ознакомление с актами по результатам проверок организации со стороны налоговой инспекции и перепиской организации с налоговой инспекцией (инспекциями);

5) Проверка полноты и правильности определения облагаемого оборота;

6) Оценка правильности применения ставок налогов и других платежей;

7) Проверка обоснованности применения налоговых льгот;

8) Проверка соответствия организации синтетического и аналитического учета требованиям налогового законодательства.

1.2 Проверка расчетов с персоналом по оплате труда

При подготовке бухгалтерской отчетности могут быть выявлены и исправлены ранее допущенные ошибки.

При выявлении ошибок текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам учета в том месяце, когда ошибка выявлена. Если ошибка выявлена после отчетной даты, но до утверждения отчетности, порядок исправления зависит от ее существенности. Существенные ошибки исправляются в текущем периоде. Несущественные — в периоде их обнаружения.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ суммы, излишне выплаченные работнику в результате счетной ошибки, могут быть с него удержаны. Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее 1-го месяца со дня окончания срока, установленного для погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Следует учитывать, что ст. 138 ТК РФ устанавливает ограничения на общий размер всех удержаний. При каждой выплате заработной платы он не может превышать 20%.

Суммы пособий по нетрудоспособности, излишне выплаченные в результате счетной (арифметической) ошибки, могут быть удержаны с получателя. Данная норма установлена п. 51 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.84 № 191, действующего и в настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Так же как и в случае с излишне выплаченной заработной платой, размер удержания за излишне оплаченное пособие по нетрудоспособности не может превышать 20 % (ст. 138 ТК РФ) заработной платы.

При выявлении фактов недоначисления (недовыплаты) сумм заработной платы следует незамедлительно произвести необходимые начисления (довыплаты).

Необходимо учесть, что в соответствии со ст. 236 ТК РФ для работодателей, задерживающих заработную плату работникам, предусмотрена материальная ответственность. Работодатель, задерживающий выплаты, обязан уплатить работникам денежную компенсацию (проценты).

Конкретный размер выплачиваемой денежной компенсации определяется коллективным трудовым договором. Если сумма денежной компенсации не предусмотрена в коллективном (трудовом) договоре, проценты должны выплачиваться в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Сумма компенсации, установленная коллективным (трудовым) договором, не может быть ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Расходы на уплату процентов за задержку выплаты заработной платы не связаны с оплатой труда работников и являются санкциями за нарушение договорных обязательств организации (нарушение условий трудовых договоров о выплате заработной платы). Поэтому указанные расходы отражаются в бухгалтерском учете в составе внереализационных (п. 12 ПБУ 10/99) на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".

Выплата процентов производится одновременно с погашением задолженности перед работником (ст. 236 ТК РФ).

Расходы на выплату процентов включаются в показатель внереализационных расходов и отражаются в соответствующей одноименной строке отчета о прибылях и убытках (ф. № 2). При этом расходы на выплату заработной платы отражаются в ф. № 2 в составе расходов по обычным видам деятельности (включаются в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие или управленческие расходы).

000 «Жилпромстрой» подлежит обязательной аудиторской проверке.

Лицо, осуществляющее аудит: 000 «ФинВест - Аудит» Юридический адрес: 450005, г. Уфа ул. 8 марта, 12.

На проверку были представлены следующие документы: коллективный договор, штатное расписание, положение об оплате труда работников, положение о премировании, лицевые счета работников, своды начислений и удержаний заработной платы, больничные листы, справки, расчеты оплаты отпускных, главная книга и бухгалтерский баланс (форма №1). По результатам аудиторской проверки выявлены нарушения по расчету отпускных у сотрудницы Никифоровой Л.В., за базу взято два месяца вместо трех, правильный расчет представлен в пункте 1.5. делается вывод о том, что необходимо проверить начисление отпускных у других сотрудников. По другим первичным документам нарушений не обнаружено.

В процессе проверки была подтверждена тождественность данных, содержащихся в лицевых счетах работников, сводах начислений и удержаний заработной платы, главной книге и бухгалтерском балансе (форма № 1).

Единый социальный налог и страховые взносы в пенсионный фонд исчисляются согласно ст. ст. 236, 237 главы 24 Налогового кодекса РФ, принятого Федеральным законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ. Учет осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др. Главная книга, "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчет о прибылях и убытках" (ф. № 2), расчеты (декларации) по отдельным налогам и платежам, Положение об учетной политике предприятия и др.

По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторами было проверено:

- правильность определения налогооблагаемой базы;

- правильность применения налоговых ставок;

- правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, мною учитывалось, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде наверняка изменялись, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными документами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

Выясняя правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, были изучены записи в учетных регистрах по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих субсчетах указанных счетов. Особое внимание было уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, заработной платы персонала. При этом могут использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета и др.

В соответствии с действующим налоговым законодательством учет реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может осуществляться одним из следующих методов: "по отгрузке" или "по оплате". В положении об учетной политике предприятия установлен второй метод, выяснилась точность исчисления (корректировки) налогооблагаемой базы в соответствующем отчетном периоде по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым "с оборота" (НДС и др.), поскольку бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия не совпадают. При этом сумма начисленного, но не оплаченного, НДС учитывается на отдельном субсчете счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При поступлении оплаты от покупателей, в том числе путем зачета взаимных требований, соответствующая сумма НДС относится на расчеты с бюджетом, то есть на счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Доходы от операционных, внереализационных и чрезвычайных операций подлежат включению в налогооблагаемую базу преимущественно по моменту их начисления (признания), независимо от поступления денежных средств. Расходы по этим операциям учитываются для целей налогообложения, как правило, при условии фактической.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, проверяют наличие в ней всех установленных форм, полноту их заполнения, производят пересчет отдельных показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, мною установлено соответствие данных аналитического учета по счетам 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" данным синтетического учета в Главной книге и показателям отчетности. Взаимоувязка показателей форм бухгалтерской и налоговой отчетности для предприятий, исчисляющих и уплачивающих НДС с полной суммы выручки, отражаемой на счете 90 "Продажи" отражена в таблице, в главе про бухгалтерскую отчетность.

Выявленные в ходе проверки нарушения регистрируются в рабочей документации и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

В процессе проверки страхования от несчастных случаев на производстве нарушений выявлено не было.

Акт сверки с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев на проверку был предоставлен. Данные главной книги и бухгалтерского баланса (формы №1) по бухгалтерскому счету 69 тождественны.

Организация предоставила работнику Кормильцеву Е.А. по его заявлению материальную помощь в связи со смертью отца его жены (тестя).

С данной суммы материальной помощи организацией не был исчислен, удержан и перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Организация ссылалась на то, что материальная помощь была выплачена работнику в связи со смертью члена его семьи и поэтому она не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 8 ст. 217 НК РФ.

Порядок исчисления НДФЛ регулируется гл. 23 НК РФ. Согласно данной главе суммы единовременной материальной помощи, оказываемой, в частности, работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не подлежат обложению НДФЛ (НК РФ п.8 ст. 217).

В рассматриваемом случае материальная помощь выплачена работнику в связи со смертью тестя (отца его жены).

Глава 23 НК РФ не содержит собственного определения термина «члены семьи». Институты, понятия и термины гражданского, семейного права и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (НК РФ п. 1 ст. 11). Следовательно, для целей обложения НДФЛ должно применяться определение данного термина, предусмотренное семейным законодательством. Для целей регулирования имущественных и неимущественных взаимоотношений членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные) (Семейный кодекс РФ ст. 2).

Таким образом, для целей обложения НДФЛ тесть не входит в число членов семьи непосредственно по отношению к упомянутому работнику. В результате, поскольку материальная помощь была выдана работнику в связи со смертью его тестя (а не его отца, матери, жены либо ребенка), не являющегося для него членом семьи, сумма данной помощи подлежит обложению НДФЛ в общем порядке.

В результате того, что сумма материальной помощи, выплаченная работнику, не была включена организацией в налоговую базу по НДФЛ, была занижена сумма налога, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет в установленный срок.

Если ошибка будет выявлена налоговым органом, то с организации помимо неуплаченной суммы НДФЛ (НК РФ ст. 46) и пени (НК РФ ст. 75) может быть взыскан штраф в размере 20% суммы налога, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет (НК РФ ст. 123).

Исходя из содержания обязанностей налогового агента, зафиксированных в ст. 24 ПК РФ можно говорить, что ответственность по ст. 123 НК РФ наступает, только если налоговый агент имел реальную возможность удержать из дохода, выплачиваемого налогоплательщику, и перечислить налог в полном объеме, но не удержал и не перечислил либо удержал, но не перечислил налог в бюджет полностью или частично.

При этом следует отметить, что вопрос об обязанности налогового агента по перечислению неудержанной суммы НДФЛ и уплате пеней в случае неудержания у налогоплательщика сумм налога является спорным. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.06.2004 № А13-1213/04-08 и ФАС Уральского округа в Постановлении от 23.06.2004 № Ф09-2508/04-АК указали, что лишь в случае удержания сумм налога с налогоплательщика налоговый агент становится обязанным уплатить суммы пени в соответствии со ст. 75 НК РФ. А поскольку налоговыми агентом налог не был удержан, то и начисление соответствующих пеней является неправомерным.

Помимо этого на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (КоАП РФ ст. 15.11).

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

С суммы данной выплаты не был исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ на основании п. 8 ст. 217 НК РФ. Срок выплаты заработной платы, установленный в организации, — 7-е число месяца, следующего за отработанным.

В результате того, что с данной суммы не исчислен НДФЛ, организацией была занижена сумма налога, подлежащая удержанию и перечислению в бюджет, в размере 650 руб. ((7000 руб. - 2000 руб.) х 13%).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты (НК РФ п. 4 ст. 226).

В данном случае организация должна была исчислить и удержать НДФЛ при выплате денежных средств, то есть 15.09.2004

Налоговые агенты перечисляют суммы НДФЛ, исчисленные и удержанные с доходов, выплачиваемых в денежной форме, не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога (НК РФ п. 6 ст. 226). Следовательно, организация обязана была перечислить удержанный НДФЛ не позднее 16.09.2004.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц, взыскиваются налоговыми агентами с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ (НК РФ п. 2 ст. 231).

Таким образом, обязанность по взысканию НДФЛ с физического лица — налогоплательщика возлагается гл. 23 НК РФ на налогового агента. При этом согласно ст. 46 НК РФ сумма неперечисленного налога, а также пени могут быть взысканы с налогового агента в бесспорном порядке. Поэтому, поскольку работник состоит в штате организации и ему выплачивается заработная плата, организации следует удержать сумму налога при выплате заработной платы за следующий месяц либо предложить внести сумму налога в кассу, а затем организация должна перечислить налог в бюджет.

1.3 Проверка расчетов с подотчетными лицами

аудит персонал оплата подотчетный

На проверку были представлены следующие документы: авансовые отчеты с приложенными первичными документами, журнал-ордер (машинограмма по счету 71 «Расчет с подотчетными лицами» с указанием субсчетов по фамилиям сотрудников), главная книга и бухгалтерский баланс (форма №1).

В процессе проверки было выявлено, что на основании авансовых отчетов предъявлялись к возмещению суммы налога на добавленную стоимость с наличием надлежащим образом оформленных счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату сумм налога на добавленную стоимость по расходам на проезд к месту командировки и обратно и по найму жилого помещения.

Согласно п.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур. На основании иных документов, в которых выделен налог на добавленную стоимость, разрешается вычет сумм налога, уплаченного по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения).

Согласно п. 7 ст. 168 НК РФ кассовый чек или иные документы (квитанции, оформленные на бланках строгой отчетности) приравниваются к счетам-фактурам, но только при расчетах за наличный расчет за выполненные работы и оказанные платные услуги непосредственно населению, следовательно, при расчетах за наличный расчет с юридическими лицами принятие этих документов взамен счетов-фактур не предусмотрено.

С 28 июня 2003 года вступает в действие Федеральный закон от 22.05.2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Данным Законом вменена обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении любых наличных денежных расчетов, то есть не только при расчетах с населением, но и при расчетах с юридическими лицами. При этом предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять, наличные денежные расчеты и (или) расчеты, с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Выводы

Задача оплаты труда состоит в том, чтобы обнаружить изменения в использовании труда, определить их характер и в последующем либо содействовать, либо противодействовать их развитию. Решение этих задач позволит более эффективно управлять предприятием в условиях рынка.

При проведении аудиторской проверки расчетов с персоналом предприятия применяемые на 000 «Жилпромстрой».выявлены ошибки при учете материальной помощи и порядке ее отражения в учете. Также обнаружено неверное отражение порядок оформления хозяйственных операций по подотчетным лицам. Главному бухгалтеру необходимо обратить внимание на методику ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Для усовершенствования организации заработной платы работников необходимо:

- пересмотреть системное премирование, а именно: некоторые виды премий выплачивать за счет прибыли, оставшейся после налогообложения. В данном случае предприятие выигрывает разницу между единым социальным налогом (26,1 %) и налогом на прибыль (24%);

- упростить систему начисления заработной платы, объединяя многие виды доплат, с целью облегчения труда бухгалтера по начислению заработной платы, не ущемляя материальные интересы работников;

- предложена передача данных через локальную сеть от кадровика к бухгалтеру расчету стола, что позволит улучшить качественный уровень производимых работ и ускорит документооборот на предприятии, также сократится срок исполнения отчетов для предоставления в соответствующие органы.

Список использованной литературы

1. ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2 и 3)-Официальный текст. - М.: «Издательство ЭЛИТ», 2004 г., 384с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004.- 192с.

3. НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации, по состоянию на 15 апреля 2003 г. Части 1 и 2.

4. "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 г. № 10.

5. "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. №32н.

6. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. приказом Минфина СССР от 1.11.91 № 56, с изменениями от 28.12.94, 27.03.96, 17.02.97).

7. Комментарии к НК РФ по состоянию на 15 апреля 2003г.

8. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина России от 28 июля 2000 г. № 60н

9. План счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ №94н от 31.10.2000г

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34-н.

11. "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом, Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.Закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете » в редакции изменений и дополнений.

12. "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина PФ от 09.12.98г.№60н.

13. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от07.08.2001 г. № 119-ФЗ.

14. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИГИ-ДАНА, 2004.-655 с.

15. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита. Составитель В.В. Калинин. - М.: 000 "ИКФ Омега-Л", 2003. -384 с.

16. Бриттон Э., Ватерстон К. Вводный курс по бухгалтерскому учету, аудиту, анализу. Самоучитель: Пер. с англ. И.А. Смирновой / Под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 328 с.