Аудит труда и заработной платы (работа 1)
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний момент исследование темы: “Аудит труда и заработной платы” представляется особенно актуальным. Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок. В условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений. Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами - специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг. Рассматривая проблемы аудита учета труда и заработной платы, можно заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Для большинства людей заработная плата является основным источником доходов и зачастую именно она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место. Поэтому важно не только правильно организовать учет труда и заработной платы на предприятии, но и осуществлять контроль за этой областью бухгалтерского учета.
Цель данной курсовой работы – изучить методику аудита по учету труда и заработной платы и разработать рекомендации по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Основными задачами курсовой работы являются:
определить цель, задачи, объекты аудита расчетов по заработной плате и источники аудиторских доказательств;
раскрыть методику аудита наличия и движения личного состава, использования рабочего времени и выработки;
рассмотреть методику аудита расчетов по заработной плате;
изложить методику проверки удержаний и вычетов из заработной платы;
перечислить основные типичные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе аудиторской проверки.
1 Цель, задачи и источники аудиторской проверки
Аудит представляет собой проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям. Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Целью аудита расчетов с персоналом по оплате труда является выражение аудитором мнения о достоверности, а также ведении бухгалтерского учета в области труда и заработной платы в соответствии с порядком установленным законодательством Российской Федерации.
Основными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда являются:
подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, других юридических и физических лиц;
проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению;
оценка мер, принимаемых администрацией по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, по фактам недостач и порчи ценностей, возврату ссуд и др.);
проверка расчетов по депонированной заработной плате.
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом по оплате труда служат документы по зачислению, увольнению и переводу работников организации, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации. По учету личного состава используются: штатное расписание, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и др. Также к первичной документации относят: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка (ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) (ф. № Т-8). По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени с расчетом зарплаты и без расчета (ф. № Т-12, 13), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-51), платежная ведомость (ф. № Т-53) лицевой счет (ф. № Т-54), листки временной нетрудоспособности, путевые листы, налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, исполнительные листы. Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы. К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера по счетам 68, 69, 70, 71, 73, 76, 84 и др. (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеются ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризован ли данный участок учета); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции.
2 Аудит наличия и движения личного состава, использования рабочего времени и выработки
На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита (Приложения). Планирование состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков, сроков проведения аудита, исполнителей, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур и включающая рабочую документацию аудитора.
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда аудитор использует следующие аудиторские процедуры по существу для получения аудиторских доказательств:
проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций (подтверждение);
устный опрос персонала, руководства аудируемого лица и независимой (третьей) стороны;
проверка документов, наблюдение, аналитические процедуры.
На первом этапе аудиторской проверки, аудитор должен проверить, как ведется учет личного состава и использования рабочего времени сотрудников, организацию и документальное оформление учета выработки. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации организации, который объявляется работнику под расписку. Приказ издается на основании письменного трудового договора (контракта). Согласно ТК РФ основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка. Учет численности в организациях ведется в личных карточках. Личная карточка заполняется в одном экземпляре на основании соответствующих документов: паспорта, военного билета, трудовой книжки, диплома об окончании образовательного учреждения. На руководящих работников и ИТР (инженерно-технические работники) заполняется личный листок по учету кадров. Учет личного состава ведется в отделе кадров организации с использованием следующих первичных учетных документов: приказы (распоряжения) о приеме на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении действия трудового договора. Каждому работнику присваивается табельный номер, по которому он числится в табеле учета рабочего времени и во всех документах на зарплату. В каждой организации установлен определенный трудовой режим. Контроль за его соблюдением ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом и уходом с работы, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени. Табель представляет собой именной список бригады, смены, цеха, отдела, где указывается табельный номер работников, фамилия, имя, отчество, количество отработанных часов, в том числе ночных, выходные дни, неявки на работу по болезни, в связи с командировкой, отпуском и т.д. Учет явок и использования рабочего времени осуществляется методом сплошной регистрации или по отклонениям, т.е. отметок только неявок, опозданий, сверхурочных часов, прогулов. По окончании месяца табель закрывается, т.е. в нем подсчитывается по каждому работающему: количество дней явок на работу, неявок по причинам, ночные, переработка. Табель составляется в одном экземпляре. Документ подписывается и сдается в бухгалтерию. В бухгалтерии составляются сводные данные об отработанном времени, и начисляется заработная плата. Для начисления зарплаты бухгалтерия открывает лицевые счета на каждого работника, в том числе и совместителей, кроме лиц, работающих по договору подряда. На основе лицевых счетов заполняется расчетно-платежная ведомость. Лицевые счета открываются на год с разбивкой по месяцам, где указывается каждый вид начислений и удержаний. Аудитор проверяет правильность составления, оформления и расчетов в расчетных и платежных ведомостях, в лицевых счетах работников, а также правильность заполнения табелей учета использования рабочего времени. Кроме этого, аудитор проверяет наличие всех необходимых приказов (распоряжений), связанных с учетом личного состава. Особое внимание обращается на правильность заполнения документов, т.е. наличие всех реквизитов, подписей ответственных лиц, отсутствие подчисток и не оговоренных исправлений, и на соответствие требованиям нормативных документов. На этом этапе осуществляется также проверка организации учета и контроля выработки. Учет выполнения работ и выработки продукции осуществляют мастера, начальники участков и другие работники, на которых возложены эти обязанности. Основными первичными документами по учету выработки являются: наряды на сдельные работы, наряды-задания, маршрутные листы, рапорты о выработке, листки на доплату, акты о браке, список лиц, работающих сверхурочно, листки о простое. В них заранее проставляются данные об установленных нормах времени, объемах работ, расценках. Выписанные рапорты о выработке и наряды регистрируются в реестре нарядов, нумеруются по порядку и выдаются работникам и бригадирам под расписку в реестре. По окончании задания или месяца мастер производит приемку продукции, ее качества и закрывает наряд. Нормировщики проверяют правильность норм и расценок, после этого наряды подписываются начальником цеха. Из отдела труда и заработной платы наряды и рапорты вместе с табелями-расчетами передаются в бухгалтерию в установленные сроки. Аудитор проверяет оформление первичных документов (нарядов, рапортов, маршрутных листов и др.), правильность применения и норм расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления [1].
3 Аудит расчетов по заработной плате
На втором этапе аудиторской проверки аудитор определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Проверка начинается с того, что аудитор сверяет сальдо по счету 70, отраженное в журнале-ордере (обороты по кредиту этого счета - начисление заработной платы проверяют по данным журналов-ордеров № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 - выдача заработной платы, удержания и др. – по данным журналов-ордеров № 1 «Касса» и № 2 «Расчетный счет») с данными Главной книги и бухгалтерского баланса. Если установлены расхождения, то выясняются причины и даются рекомендации. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно за один месяц каждого квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы. При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях. Как известно, различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п. К дополнительной заработной плате относятся выплаты за неотработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др. При проверке начисления заработной платы аудитору необходимо знать, что основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые две формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная. При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. В этом случае заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. При использовании повременно премиальной системы оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате труда являются табели [2].
При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака). При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы. При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.
Аккордная форма оплаты труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции. Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке [3].
Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отклонений от нормальных условий труда, которые оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Доплаты оформляют следующими документами:
дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, - нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак (например, яркая черта по диагонали);
отклонения от нормальных условий работы – листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего. В нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, содержание дополнительной операции, причину, работника, получающего доплату и расценку.
Таким образом, аудитор проверяет наличие вышеуказанных документов и производит аудит доплат, размеры и условия выплаты которых, предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством.
Простои не по вине рабочего подтверждается листком о простое с указанием причин и виновников простоя, его продолжительности, тарифной ставки рабочего, размера оплаты и суммы. Согласно ст. 157 ТК РФ, время простоя не по вине рабочего оплачивается в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) установленного работнику разряда. Время простоя по вине работника не оплачивается. На обнаруженный брак продукции должен быть составлен акт, в котором отражаются затраты на брак и сумма потерь. Браком в производстве считаются изделия, детали и узлы, не отвечающие требованиям стандартов или техническим условиям, которые не могут быть использованы по прямому назначению. На основании ст. 156 ТК РФ брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями, но не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада) установленного работнику разряда. Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции. Полный брак по вине работника оплате не подлежит [4].
Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст. 96 и 154 ТК РФ. Ночным считается время с 22 часов до 6 утра (продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час). Оплата такого времени производится:
рабочим повременщикам – не ниже 7/6 дневного часа при 7-часовом рабочем дне и не ниже 6/5 – при 6-часовом рабочем дне;
рабочим сдельщикам – сверх сдельной заработной платы доплата за каждый час производится не ниже 1/6 или 1/5 тарифной ставки рабочего.
Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными табеля. Согласно ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Оплата работы в праздничные дни должна подтверждаться приказом на работу в праздничные дни и табелем учета рабочего времени. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ):
сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в выходной или праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит [5].
Согласно ст. 114 ТК РФ штатным работникам ежегодно предоставляются очередные отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Последующие очередные отпуска – по графику, утвержденному администрацией предприятия. Основанием для расчета суммы отпускных является приказ, в котором указывается, кому предоставляется отпуск, с какого числа, продолжительность отпуска. Минимальная продолжительность отпуска – 28 календарных дней. При проверке данного объекта аудита необходимо проконтролировать правильность исчисления отпускного пособия. Расчет оплаты за отпуск производится исходя из средней заработной платы и количества дней предоставляемого отпуска. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев), на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время, а также начисленные за это время суммы, когда:
за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, за исключением перерывов для кормления ребенка;
работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
по другим причинам, предусмотренным законодательством РФ,
то средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количество календарных дней в неполных календарных месяцах. Сумма отпускных определяется умножением среднего дневного заработка на количество дней отпуска. Необходимо отметить, что замена отпуска компенсацией за него не допускается. Лишь часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Если работник увольняется или переводится на другое предприятие и не использовал очередной отпуск, то ему начисляется компенсация (ст. 127 ТК РФ). Кроме того, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем и регламентируется ст. 128 ТК РФ. Аудитор проверяет правильность расчета среднего дневного заработка, суммы отпускных, а также правильность предоставления отпусков работникам в соответствии с графиком отпусков [7].
Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование. Основанием для выплаты пособий являются больничные листки (листки временной нетрудоспособности), выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работы сотрудника и среднего заработка:
при непрерывном стаже работы до 5 лет – 60% заработка;
от 5 до 8 лет – 80% заработка;
более 8 лет – 100% заработка.
Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100% вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; лицам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет; по беременности и родам и в других случаях. Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются за первые два дня болезни – за счет работодателя, начиная с третьего дня – за счет средств ФСС РФ. Пособия исчисляются исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором человек заболел. При проверке правильности расчета среднего заработка аудитор должен помнить, что в его сумму включаются все виды оплат, кроме оплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству, за неотработанное время, премии, не входящих в фонд оплаты труда, и других выплат, носящих единовременный характер. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». В настоящее время максимальный размер пособий за полный календарный месяц не может превышать 18720 руб. В соответствии с законом № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009) с 1 января 2010 года при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно учитывать их предельные размеры, которые зависят от предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. В 2010 году база составит 415000 руб., в дальнейшем эта сумма будет ежегодно индексироваться. Аудитор должен проверить правильность расчета пособия по нетрудоспособности, т.е. правильно ли определен расчетный период в календарных месяцах, размер среднего дневного заработка исходя из фактического заработка, размер среднего дневного заработка исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов, размер дневного пособия исходя из страхового стажа работника и сумма самого пособия по нетрудоспособности, равная произведению суммы дневного пособия и количества календарных дней нетрудоспособности [9].
Кроме этого, аудитор должен проверить правильность расчетов по депонированной заработной плате. Согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. № 40) на выплату заработной платы в кассе предприятия отводится три дня, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – пять дней. В том случае, если работник не получил причитающуюся ему заработную плату в установленном порядке, ее следует депонировать. Депонирование – это передача денежных средств или ценных бумаг на хранение в банк, депозитарий или другое аналогичное учреждение. Кассир в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилии лиц, не получивших заработную плату в графе «Подпись в получении» делает отметку «Депонировано». Деньги сдаются в банк и зачисляются на расчетный счет организации. Из банка их получают при обращении работника в бухгалтерию. Работник имеет право на получение депонированной заработной платы в течение 3 лет. По истечении этого срока невостребованные суммы присоединяются к прибыли в качестве прочих доходов. В бухгалтерии учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы. В ней для каждого депонента отводится отдельная строка, в которой указывают фамилию, имя, отчество и депонированную сумму, отмечается ее выдача (дата и сумма). В книге ежемесячно подсчитывается общая депонированная сумма и сумма выданная, выводится остаток. Выдача депонированных сумм оформляется расходным кассовым ордером. Для учета депонированных сумм предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам» [10].
В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют следующие источники:
За счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг, в этом случае, дебетуются счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» и кредитуется счет 70;
Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств отражают по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 70;
За счет собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 70. Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 70.
Начисление отпуска оформляется следующими проводками: дебетуются счета 20, 23, 25, 26, а кредитуется счет 70. Если организация создает резерв на предстоящие отпуска, то сначала создается резерв проводкой: дебет счетов 20, 23, 25, 26, кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов», а затем начисленные суммы отпускных равномерно списывают на уменьшение созданного резерва следующей проводкой: дебет счета 96, кредит 70 счета. Начисление пособия по временной нетрудоспособности оформляют следующими бухгалтерскими записями: дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, кредит счета 70 – за первые два дня болезни за счет средств предприятия и дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредит счета 70 – начиная с третьего дня болезни за счет средств ФСС РФ. Депонирование заработной платы отражают по дебету счета 70, кредиту счета 76.4.
4 Аудит удержаний и вычетов из заработной платы
На третьем этапе аудиторской проверки, аудитор проверяет законность и полноту удержаний из заработной платы и из других выплат, правильность применения налоговых вычетов, соблюдение законодательства при расчетах с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению. Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на три группы:
1) обязательные удержания:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- по исполнительным документам;
2) удержания по инициативе работодателя:
- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
- для погашения неизрасходованного и своевременно невозвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, а также при выдаче денежных средств под отчет на хозяйственные нужды;
- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в соответствии со ст.155 и 157 ТК РФ;
- при увольнении работника до окончания рабочего года, в счет которого он получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска;
- для возмещения ущерба, причиненного по вине работника предприятию (ст.238 ТК РФ);
3) удержания, производимые по согласованию между работником и работодателем:
- алиментов по письменному заявлению работника;
- сумм в погашение займов, кредитов, выданных работнику;
- профсоюзных взносов;
- на благотворительные цели.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, в случаях, предусмотренных ФЗ, а также при удержании по нескольким исполнительным - 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст.138 ТК РФ). При удержании из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на детей, возмещении вреда здоровью другого лица и др. размер удержаний из заработной платы не может превышать 70%. Проверка правильности удержаний из заработной платы осуществляется аудитором выборочно.
Основным видом удержания, которому при проверке уделяется главное внимание, является налог на доходы физических лиц. Этот налог регулируется главой 23 НК РФ. Приступая к проверке правильности удержания НДФЛ, аудитору сначала необходимо выявить суммы, которые подлежат обложению данным налогом. Плательщиками НДФЛ являются физические лица, получившие доходы. Доходами признаются заработная плата, дивиденды, проценты, арендная плата. Физические лица делятся на резидентов – пребывающих на территории РФ не менее 183-х календарных дней и нерезидентов – остальные. Резидент обязан уплачивать налог на доходы вне зависимости от места их получения (ст.209 НК РФ). Нерезиденты должны платить НДФЛ только с доходов, полученных на территории РФ. Обязанность по уплате НДФЛ возложена ст.226 НК РФ на работодателей (налоговых агентов). Налоговые агенты обязаны удерживать налог со всех видов доходов физических лиц, кроме следующих:
- доходы, не подлежащие налогообложению по ст.217 НК РФ (государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности) и пенсии, алименты, гранты, стипендии и др.);
- доходы, полученные индивидуальными предпринимателями, которые уплачивают НДФЛ самостоятельно в соответствии со ст.227 НК РФ;
- выигрыши в лотерею, на тотализаторах (физические лица самостоятельно уплачивают налог с суммы выигрыша) [11].
Кроме того, самостоятельно физические лица уплачивают НДФЛ в случае получения следующих доходов: по договорам гражданско-правового характера, найма или аренды с другими физическими лицами, доходы за пределами РФ (только для резидентов), доходы от налогового агента без удержания им НДФЛ.
При определении размера налогооблагаемой базы налогоплательщик имеет право на следующие налоговые вычеты: стандартные (ст.218 НК РФ), социальные (ст.219 НК РФ), имущественные (ст.220 НК РФ) и профессиональные (ст.221 НК РФ) налоговые вычеты. Наиболее распространенной группой вычетов являются стандартные вычеты, т.к. их производят непосредственно сами организации, в то время как право на остальные группы вычетов налогоплательщики, как правило, подтверждают самостоятельно. Стандартные налоговые вычеты включают: вычет в размере 3000 руб. – инвалидам ВОВ, инвалидам, перенесшим лучевую болезнь; 500 руб. – инвалиды I, II группы, афганцы, чернобыльцы; 400 руб. – всем остальным сотрудникам, пока их совокупный доход не достиг 40000 руб.; 1000 руб. – на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, если учится на дневном отделении, то до 24 лет, пока совокупный доход не достигнет 280000 руб. На получение социальных налоговых вычетов налогоплательщик имеет право в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения; в сумме, уплаченной налогоплательщиком за свое обучение в образовательных учреждениях; за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также услуги по лечению супругов, родителей, детей. Право на получение имущественных налоговых вычетов имеет налогоплательщик в суммах, полученных им от продажи жилых домов, квартир, садовых или земельных участков; в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры. Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики – физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы, адвокаты; налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера и авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение и использование произведений науки, литературы, искусства. Аудитор должен проверить имеет ли право налогоплательщик на получение налоговых вычетов.
После проверки исчисления налоговой базы аудитор проверяет правильность применения налоговых ставок. Ст.224 НК РФ предусматривает четыре вида ставок НДФЛ – 13, 30, 35 и 9%. Для доходов, облагаемых 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных). Также ставка 13% применяется к следующим доходам: доходы в виде материальной выгоды, доходы, полученные по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения (в случае вноса взносов организацией). Налоговая ставка 35% устанавливается для следующих доходов: выигрыши в лотерею, выигрыши и призы в конкурсах в части превышения 2000 руб. в течение налогового периода, страховые выплаты по договорам добровольного страхования на срок менее 5-ти лет в части превышения сумм взносов, процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы и др. Согласно ст.224 НК РФ налоговая ставка 30% устанавливается для доходов, получаемых нерезидентами. Ст.217 НК РФ устанавливает налоговую ставку в размере 9% для доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Для расчета НДФЛ используют расчетно-платежную или расчетную ведомость. Также сведения об удержаниях и вычетах работников отражаются в лицевом счете. Аудитор проверяет правильность заполнения этих документов и расчетов сумм удержанных из заработной платы.
Другим видом удержаний является удержание по исполнительным листам. По исполнительным листам судов производятся удержания алиментов (штрафов). Они могут удерживаться и по заявлению работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета. Размер алиментов на несовершеннолетних детей устанавливается в следующем размере: на 1 ребенка – 1/4, на 2 детей – 1/3, на 3 детей и более – 1/2 заработка (дохода) за вычетом налога на доходы. Причем аудитору необходимо знать, что удержание алиментов происходит со всех видов дохода как по основной, так и по совмещенной работе, со всех видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий по временной нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итоги работы. Исключением являются суммы разовых единовременных премий, компенсационных выплат за работу во вредных условиях, не носящих постоянный характер, разовой материальной помощи. Удержанные из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со дня выдачи зарплаты выданы взыскателю из кассы или переведены по почте. Здесь аудитор проверяет правильность расчета и удержания алиментов.
Наиболее распространенный вид удержания – это удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается ТК РФ, а именно главой 39 «Материальная ответственность работника». Существуют полная и частичная материальная ответственность. Полная материальная ответственность, возникает при заключении договора о полной материальной ответственности между организацией и работником, который отвечает за сохранность имущества. При такой форме ответственности работник обязан возместить прямой действительный ущерб в полном размере. Договор заключают в двух экземплярах: один хранится в организации, другой – у работника. Частичную материальную ответственность несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, инструментов, если ущерб причинен в ходе трудового процесса. Эта ответственность не может превышать среднего месячного заработка виновного работника на день выявления ущерба. Если работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Аудитор проверяет, заключены ли договоры с работниками о полной материальной ответственности. [14]
Кроме этого, выделяют и другие виды удержаний: удержания из заработной платы, производимые работодателем; удержания подотчетных сумм; удержания по договорам займа. Трудовое законодательство предоставляет право работодателю производить удержания из заработной платы работника, только в случаях предусмотренных законодательством:
возмещение неотработанного аванса, выданного работнику в счет зарплаты;
погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность;
возврат сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок;
при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику, не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
счетной ошибки;
если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;
если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Необходимость производить удержание подотчетных сумм из зарплаты работника может возникнуть в том случае, когда работником не был своевременно представлен авансовый отчет и не возвращен выданный аванс на командировочные расходы или на приобретение материальных ценностей. В такой ситуации работодатель вправе удержать авансированную подотчетную сумму из заработной платы работника. По общему правилу, для осуществления удержания необходимо соблюдать два условия:
приказ об удержании подотчетной суммы должен быть составлен не позднее месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса;
необходимо письменное согласие работника на удержание подотчетной суммы.
В том случае, когда и если указанные условия соблюдены, выписывается приходный кассовый ордер на сумму или часть суммы невозвращенного аванса, по которому и взыскивается (удерживается) подотчетная сумма. Ситуация с удержанием из зарплаты работника денежных средств по договорам займа во многом сходна с удержаниями по исполнительным листам. В любом случае, договор займа является гражданско-правовым договором, и взыскание денежных средств по нему осуществляется в четвертую очередь. Многое зависит от того, кто именно предоставил работнику кредит и на каких условиях. Возможна ситуация, при которой организация перечислила работнику по договору беспроцентного займа денежные средства на приобретение жилья. В этом случае в гражданско-правовом договоре может быть прямо предусмотрена возможность ежемесячного удержания определенной фиксированной суммы из заработной платы работника в счет погашения задолженности. Такое удержание будет совершенно обоснованным, так как, с одной стороны оно предусмотрено гражданско-правовым договором, а с другой стороны имеется согласие работника на это удержание. В том случае, если заем взят в сторонней организации, например, в банке, удержания из зарплаты могут производиться только на основании исполнительного документа, оформленного уполномоченным на то органом [15].
Также аудитор должен проверить правильность расчетов по ЕСН (единому социальному налогу). С 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог (ЕСН), который предназначен для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Он объединяет в себе страховые взносы, направляемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также Фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому при проверке расчетов по ЕСН аудитору необходимо проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их документальное обоснование и проверить правильность отражения соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Как было отмечено выше, Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и т.д. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов. Социальное страхование распространяется на все категории работников независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ). Средства ФСС РФ расходуются на оплату больничных листов по болезни, беременности и родам, пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия на погребение, на оплату путевок в санатории и дома отдыха и другие выплаты. Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ). Так как медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения [17].
Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского учета, аудитор сначала устанавливает правильность определения налоговой базы, которая регламентируется главой 24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ. При этом аудитору необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ (государственные пособия, пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, беременности и родам, компенсационные выплаты и др.). Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Далее аудитором проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. Согласно данной статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются друг от друга. Кроме того, внутри каждой группы они подразделяются на работодателей, производящих выплаты физическим лицам, и работодателей, выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемный труд, и адвокатов соответственно. Таким образом, аудитору при определении правильности применения налоговой ставки необходимо установить категорию налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового тарифа. Аудитору следует помнить, что работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Т.е. часть налога, которую они уплачивали в ПФР, теперь, уплачивается в федеральный бюджет. Таким образом, страховой тариф разделен на две части. За счет первой части финансируется страховая, а за счет второй – накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста работников (родившихся до 1966 г. и с 1967 г.). Также аудитор проверяет порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налог уплачивается не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата. В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Расчеты по единому социальному налогу ведутся на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открываются 3 субсчета: 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию», 69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». По кредиту счета 69 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, ФСС РФ, ФОМС. При этом записи производятся в корреспонденции со:
счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69);
счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69);
счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69);
счетом 51 «Расчетный счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69).
По дебету счета 69 должны отражаться перечисленные суммы платежей (Дт 69 Кт 51).
С 1 января 2010 года вместо единого социального налога вводятся страховые взносы: в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонды (федеральный и территориальные) обязательного медицинского страхования. Общий порядок расчета и уплаты страховых взносов будет регулироваться Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС»
По окончании проверки аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет отчет о проделанной работе и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю аудиторской группы.
5 Типичные нарушения при расчетах по заработной плате
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов по заработной плате, являются следующие:
отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров подряда);
неприменение отдельных унифицированных форм первичных документов по оплате труда;
неверное начисление и расчет налога на доходы физических лиц;
неверный расчет сумм по прочим видам оплат;
ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности);
ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными синтетического и аналитического учета);
несоблюдение порядка выдачи денежных средств в подотчет и возврата неиспользованной суммы (нарушение сроков возврата, не предоставлен авансовый отчет, работник не отчитался по ранее полученным авансам);
неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли на издержки (или за счет фондов предприятия) вместо отнесения их на виновных лиц;
сальдо по счету 70 отраженное в журнале-ордере не соответствует данным Главной книги и бухгалтерского баланса;
невключение в совокупный доход работающих премий и выданных подарков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита. После разработки плана и программы аудитор приступает к аудиторской проверке. В курсовой работе были определены и рассмотрены цель, задачи, объекты аудита труда и заработной платы, а также приведены основные источники информации для получения аудиторских доказательств. Были раскрыты особенности учета и аудита наличия и движения личного состава работников, использования рабочего времени и выработки. Также в курсовой работе была изложена методика проведения аудита расчетов по заработной плате, т.е. рассмотрены виды заработной платы, формы и системы оплаты труда, особенности учета и аудита отработанного и неотработанного времени. Кроме этого, были отражены особенности и порядок удержаний и вычетов из заработной платы. При этом особое внимание уделялось налогу на доходы физических лиц, как одному из основных видов удержаний. В данной работе были рассмотрены типичные нарушения, которые наиболее часто встречаются в ходе аудиторской проверки расчетов по заработной плате. После проведенной аудиторской проверки, аудитор составляет аудиторское заключение, где выражает мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов по заработной плате. К основным рекомендациям по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы можно отнести следующие: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим.
Приложения
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации
Аудируемое лицо Аудируемый период Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности |
ОАО «Надежда» с 01.01.2008 по 31.12.2008 10 Белова М.В. 8% 3% |
|
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
1. Аудит оформления первичных документов по начислению заработной платы |
10.01.2008-13.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
2. Аудит системы начисления заработной платы |
14.01.2008-19.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
05.05.2008-10.05.2008 |
Белова М.В. |
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
15.07.2008-23.07.2008 |
Петров А.П. |
5. Аудит расчетов по начислению платежей по единому социальному налогу и страхованию профессионального риска |
27.12.2008-30.12.2008 |
Белова М.В. |
Руководитель аудиторской фирмы__________Иванова Е.Н. Руководитель аудиторской группы__________Белова М.В. |
Программа аудита
Аудируемое лицо Аудируемый период Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности |
ОАО «Надежда» с 01.01.2008 по 31.12.2008 10 Белова М.В. 5 8% 3% |
||
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Проверяемые документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Аудит оформления первичных документов |
|||
1.1 Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени |
10.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки |
1.2 Проверка правильности учета рабочего времени |
11.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
Табели учета использования рабочего времени, график-календарь |
1.3 Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов |
12.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
Расчетно-платежные ведомости, расчетные и платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
1.4 Проверка правильности учета депонированной заработной платы |
13.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
Книга учета депонированной заработной платы, депонентские карточки, расходные кассовые ордера |
2. Аудит системы начислений заработной платы |
|||
2.1 Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: |
14.01.2008 |
Белова М.В. |
Приказы руководителя, табели учета использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, личные карточки |
а) сверхурочные работы и работу в ночное время |
14.01.2008 |
Белова М.В. |
|
б) работу в выходные и праздничные дни |
14.01.2008 |
Белова М.В. |
|
в) выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда |
14.01.2008 |
Белова М.В. |
|
г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями |
14.01.2008 |
Белова М.В. |
|
2.2 Проверка правильности документирования и оплаты простоев |
15.01.2008 |
Петров А.П. |
Табель учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости |
2.3 Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака |
16.01.2008 |
Петров А.П. |
Акты о браке, приказы руководителя, личные карточки |
2.4 Проверка правильности расчета среднего заработка |
17.01.2008 |
Петров А.П. |
Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости |
2.5 Проверка правильности расчета пособий |
18.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
Листки нетрудоспособности, счета организаций, личные карточки |
2.6 Проверка правильности образования и корректировки резервов |
19.01.2008 |
Петров А.П. Белова М.В. |
Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, 12, ведомости № 12, 13, 15, 18 |
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из зарплаты |
|||
3.1 Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления НДФЛ |
05.05.2008-07.05.2008 |
Белова М.В. |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах |
3.2 Определение соответствия применяемых ставок НДФЛ действующему законодательству |
08.05.2008-09.05.2008 |
Белова М.В. |
Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, сведения о полученных доходах |
3.3 Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
10.05.2008 |
Белова М.В. |
Исполнительные листы, расчетно-платежные и расчетные ведомости |
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
|||
4.1 Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с показателями регистров учета |
15.07.2008-19.07.2008 |
Петров А.П. |
Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, 18, Главная книга |
4.2 Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции выплат, начисленных работникам |
20.07.2008-22.07.2008 |
Петров А.П. |
Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, 18, Главная книга, приказы |
4.3 Проверка правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции |
23.07.2008 |
Петров А.П. |
Журналы-ордера № 9, 10, 10/1, 10а, Главная книга |
5. Аудит расчетов по начислению платежей по единому социальному налогу, расчетам с ПФР, расчетам по обязательному страхованию |
|||
5.1 Проверка правильности исчисления страховых взносов по единому социальному налогу и своевременности их перечисления по назначению |
27.12.2008-30.12.2008 |
Белова М.В. |
Журналы-ордера № 10, 10/1, 10а, ведомости № 12, 13, 15, отчетные декларации по расчетам с органами социального страхования и обеспечения |