Аудит оплаты труда на предприятии ООО "Ливик"
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда
1.1 Нормативно-правовое регулирование расчетов по оплате труда. Первичная документация
1.2 Методические приемы и способы проведения аудита
1.3 Составление плана и программы аудита
Глава 2. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда (на примере ООО «Ливик»)
2.1 Краткая характеристика ООО «Ливик»
2.2 Проверка расчетов с персоналом по оплате труда. Аудиторское заключение
Заключение
Список литературы
Введение
В системе бухгалтерского учета любого учреждения учет труда и его оплаты по праву занимает одно из центральных мест. Аудиторская проверка данного участка позволяет выявить правильность начислений и выплат работникам организации по всем основаниям и их учета; установить законность и полноту удержаний из заработной платы и других выплат в пользу организации, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц; проверить соблюдение организацией законодательства.
Проведение аудита расчетов с персоналом и установление их соответствия нормативной базе позволяет аудитору сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации во всех существенных аспектах.
Аудит финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта должен сопровождаться документированием в соответствии с требованиями Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 2 « Документирование аудита (далее – Стандарт № 2), утвержденного постановлением Правительства Российском Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»
Целью написания данной работы является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
- оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
- оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
- проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Предметом исследования является оплата труда исследуемой организации.
Объектом исследования является процесс организации учета расчетов по оплате труда в ООО «Ливик»
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные документы по организации бухгалтерского учета и отчетности по оплате труда.
Глава 1. Теоретические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда
1.1 Нормативно-правовое регулирование расчетов по оплате труда. Первичная документация
Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Для проведения аудиторской проверки операций по расчетам с персоналом по оплате труда и прочим операциям аудитору необходимо руководствоваться такими нормативными документами, как:
1) Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете»;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации;
4) Трудовой кодекс Российской Федерации;
5) Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99;
6) Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99;
7) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 31 октября 200 г. № 94-н)
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня:
- первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 30 декабря 2008 г.;
- к документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты);
- третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств;
- четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы применяются к учету если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" утверждены стандартизированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", N Т-13 "Табель учета рабочего времени", N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость", N Т-51 "Расчетная ведомость", N Т-53 "Платежная ведомость", N Т-53а "Журнал регистрации платежных ведомостей", N Т-54 "Лицевой счет", N Т-54а "Лицевой счет (свт)", N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику", N Т-61 "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)", N Т-73 "Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы".
Проверенные первичные учетные документы организации аудитор записывает в свои рабочие документы. Основными направлениями законодательного регулирования расчетов с персоналом по оплате труда являются:
- прием на работу;
- увольнение сотрудников;
- начисление и выплата заработной платы;
- удержания из заработной платы;
- депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
- предоставление отпуска;
- оплата пособий по временной нетрудоспособности.
1.2 Методические приемы и способы проведения аудита
Проверку расчетов с персоналом можно разбить на несколько этапов. В начале аудиторской проверки аудитору необходимо обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками предприятия, которые регулируются двумя основными нормативными актами: ТК РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно Методике проверки расчетов с персоналом по оплате труда и начислений во внебюджетные фонды следует выявить наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также наличие первичных документов.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда начинают с ознакомления аудитора с внутренними распорядительными документами предприятия, регулирующими правовые отношения работников предприятия и администрации. Такими документами являются штатное расписание, трудовые договора с работниками предприятия, положения по оплате труда, положение о премировании и стимулировании работников, коллективный договор и т.д. При аудите расчетов по оплате труда проверяются следующие позиции:
- учет и начисления повременных и прочих видов оплат;
- расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
- аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
- сводные расчеты по заработной плате;
- расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;
- расчеты по депонированной заработной плате.
Затем изучают достоверность первичных документов, правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов. При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.
Основанием для начисления заработной платы работникам предприятия является штатное расписание, составленное по унифицированной форме № Т-3. В штатном расписании указывают:
1) перечень структурных подразделений;
2) наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации работников;
3) сведения о количестве штатных единиц;
4) размер окладов, тарифных ставок;
5) размер надбавок по должностям.
Штатное расписание утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица. Кроме того, штатное расписание должно быть подписано главным бухгалтером и руководителями структурных подразделений. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица.
Проверка локальных документов по учету труда и заработной платы. Трудовые отношения между организацией и работниками регулируются коллективным договором. Аудит законности регулирования трудовых взаимоотношений между работниками и организацией осуществляется на соответствие Трудовому кодексу РФ с использованием следующих аудиторских процедур:
- изучение содержания и структуры коллективного договора;
- определение порядка разработки проекта договора и его заключения;
- установление срока действия коллективного договора;
- определение порядка изменения и дополнения коллективного договора. Проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме на работу и трудовых договоров осуществляется в отношении:
- соответствия типовой форме;
- указания профессии (должности);
- наличия испытательного срока;
- условий приема на работу и характера предстоящей работы;
- наличия суммы оклада (сдельной расценки).
Приказы о приеме работников на работу оформляются по форме № Т-1 или № Т-1а на основании Постановления Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу является трудовой договор, который заключается с каждым работником при приеме его на работу.
Контроль трудовой дисциплины и учета отработанного времени на основании ведения табельного учета. Такой контроль заключается в ежедневной регистрации явок на работу, ухода с нее, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы ведется ежемесячно лицами, назначенными приказом руководителя учреждения. В конце месяца по Табелю определяется количество отработанных дней (часов) и производятся расчеты их оплаты. Записи в табель и исключение из него работников производятся на основании документов по учету личного состава: приказов о приеме на работу, переводе, увольнении.
Правильность начисления заработной платы за отработанное время аудитор устанавливает при взаимной сверке данных с табелем учета рабочего времени. Все документы по начислению заработной платы проверяются на наличие необходимых форм и видов документов, соответствие их унифицированным формам и правильность заполнения, обоснованность начисления заработка, правильность арифметических расчетов. При этом арифметическая проверка правильности начисления заработной платы осуществляется как по каждому работнику, так и по общему фонду оплаты труда за месяц.
Контроль правильности начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных работникам. Аудит осуществляется, как правило, выборочным способом. Аудитор проводит следующие процедуры:
- проверка наличия документального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (заявления, приказы, больничные листки);
- проверка соблюдения законности начисления выплат в соответствии с действующим законодательством и Трудовым кодексом РФ (стаж работы, соблюдение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, количество дней отпуска);
- документальная проверка начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (оформление листков временной нетрудоспособности, расчетов отпуска);
- арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных (пересчитываются суммы, указанные бухгалтером).
Начисление оплаты отпуска, выплаты компенсации за неиспользованный отпуск производятся на основании расчета среднего заработка (ст. 139 ТК РФ).Средняя заработная плата исчисляется в порядке, установленным Правительством РФ.
При определении среднего заработка учитываются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда. Для расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и удержания по инициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания согласно письменного заявления (согласие) самого работника (например, в оплату стоимости предоставленных им товаров, работ и услуг; в погашение стоимости выданного займа и т.п.).
Проверка правильности удержаний из заработной платы осуществляется аудитором выборочно. Причем размеры выборки определяются теми же методами, что и при проверке начислений. Затем по данным свода удержаний определяются виды удержаний из заработной платы, осуществляемые на конкретном экономическом субъекте.
Приступая к проверке правильности удержания налога на доходы, аудитору сначала необходимо выявить суммы, которые подлежат обложению данным налогом. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные ими как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у них возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Кроме того, при определении размера налогооблагаемой базы налогоплательщик имеет право на следующие налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Удержание и уплата налога на доходы с физических лиц (НДФЛ), осуществляется по ставке 13% (п.1 ст.224 НК РФ).
В заключение проверки данного объекта аудита, аудитору необходимо удостовериться в правильности составления бухгалтерских записей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом».
После того как из заработной платы произведено удержание налога на доходы физических лиц, из оставшейся суммы производятся следующие удержания (в случае наличия в бухгалтерии соответствующих документов):
- по исполнительным листам;
- по документам штрафного содержания;
- по кредитам и займам.
Поступившие в бухгалтерию исполнительные листы и заявления плательщика регистрируются в специальном журнале или картотеке и хранятся как бланки строгой отчетности. О поступлении исполнительных документов бухгалтерия сообщает судебному исполнителю.
В письменных заявлениях работников организации о добровольной уплате алиментов, должно быть указано: фамилия, имя, отчество заявителя и получателя алиментов; дата рождения детей и других лиц, на содержание которых взыскиваются суммы; адрес лица, которое будет получать алименты; размер алиментов, но не менее суммы, установленной законодательством (на одного ребенка – 25 %, на 2 детей – 33 %, на 3 и более детей – 50 % заработка.
Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
Причем аудитору необходимо знать, что удержание алиментов происходит со всех видов дохода как по основной, так и по совместительству, со всех видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий по временной нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итоги работы.
Удержанные суммы алиментов бухгалтерия обязана в течение 3 дней со дня выплаты заработной платы выплатить взыскателю лично из кассы или перевести по почте.
На сумму удержаний по исполнительным листам в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -- на сумму удержанных алиментов;
Дт 76 Кт 50 «Касса» -- на сумму выданных алиментов;
Дт 76 Кт 51 «Расчетный счет» -- на сумму перечисленных алиментов почтовым переводом.
Перед тем как приступить к проверке сводных расчетов по оплате труда, аудитору необходимо проверить сводную ведомость по заработной плате, которая представляет собой сводный расчет по начислению заработной платы и удержаний из нее. При проверке расчетно-платежной ведомости аудитор построчно проверяет расписки в получении денег и суммирует выданную заработную плату. Против фамилий тех, кто не получил заработную плату, в графе «Расписка в получении» должен быть проставлен штамп или надпись от руки «депонировано». Расчетно-платежная ведомость в этом случае должна закрываться двумя суммами – выданной наличными и депонированной. Остаток денег из кассы должен быть сдан на расчетный счет, поскольку наличные деньги, взятые из банка, расходуются строго по целевому назначению.
Кроме того, аудитору необходимо проконтролировать ведение аналитического учета депонированной заработной платы по каждой невостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы.
При проверке расчетов по ЕСН аудитору необходимо проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их документальное обоснование и проверить правильность отражения соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
При аудите расчетов по социальному страхованию и обеспечению необходимо установить:
- правильность определения ФОТ для начисления страховых взносов;
- правильность применения тарифов страховых взносов;
- правильность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;
- правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;
- соответствие записей аналитического и синтетического учетов по счету 69 записям в Главной книге и балансе;
- правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.
В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 – «Расчеты по социальному страхованию».
1.3 Составление плана и программы аудита
Общий план проверки аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Ливик» (см.таблицу 1)
Таблица 1
Общий план аудита операций по оплате труда в ООО «Ливик»
Проверяемая организация |
ООО «Ливик» |
|
Период аудита |
с 01.01.09 по 31.12.09 |
|
Количество человеко–часов |
74 |
|
Руководитель аудиторской группы |
Петрова Н.И. |
|
Состав аудиторской группы |
Петрова Н.И., Соловьев М.Б. |
|
Планируемый аудиторский риск |
3% |
|
Планируемый уровень существенности |
22 тыс. руб. (2%) |
|
1 |
2 |
3 |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнители |
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. |
06.02.10-07.02.10 |
Петрова Н.И. |
2. Аудит системы начислений заработной платы |
08.02.10-10.02.10 |
Соловьев М.Б. |
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы |
13.02.10-14.02.10 |
Соловьев М.Б. Петрова Н.И. |
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда. |
14.02.10-16.02.10 |
Соловьев М.Б. |
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды |
17.02.10 |
Петрова Н.И. |
6. Оформление результатов проверки |
20.02.10-21.02.10 |
Петрова Н.И. Соловьев М.Б. |
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (см. приложение 2).
Приложение 2
Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Ливик»
Проверяемая организация |
ООО «Ливик» |
||
Период аудита |
с 01.01.09 по 31.12.09 |
||
Количество человеко–часов |
74 |
||
Руководитель аудиторской группы |
Петрова Н.И. |
||
Состав аудиторской группы |
Петрова Н.И., Соловьев М.Б. |
||
Планируемый аудиторский риск |
3% |
||
Планируемый уровень существенности |
22 тыс. руб. (2%) |
||
Перечень аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Проверяемые документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде |
|||
1.1. Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение) |
06.02.10 |
Петрова Н.И. |
Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки |
1.2. Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате |
06.02.10 |
Петрова Н.И. |
Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Ливик» |
1.3. Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы |
07.02.10 |
Петрова Н.И |
Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) |
2. Аудит системы начислений заработной платы |
|||
2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы |
08.02.10 |
Соловьев М.Б. |
Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание |
2.2. Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат |
09.02.10 |
Соловьев М.Б. |
Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы |
2.3 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей |
10.02.10 |
Соловьев М.Б. |
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени |
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы |
|||
3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц |
13.02.10 |
Соловьев М.Б. |
Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ |
3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
13.02.10 |
Петрова Н.И. |
Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета |
3.4. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц |
14.02.10 |
Соловьев М.Б. |
Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ) |
3.5. Проверка депонированных сумм по заработной плате |
14.02.10 |
Петрова Н.И. |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса |
4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда |
|||
4.1. Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе ООО «Ливик» по всем видам оплат |
14.02.10 |
Петрова Н.И. |
Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника |
4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета |
15.02.10 – 16.02.10 |
Соловьев М.Б |
Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате |
5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды |
|||
5.1. Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды |
17.02.10 |
Петрова Н.И. |
Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок |
6. Оформление результатов проверки |
|||
6.1. Оформление результатов проверки |
20.02.10 – 21.02.10 |
Соловьев М.Б Петрова Н.И. |
Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Глава 2. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда (на примере ООО «Ливик»)
2.1 Краткая характеристика ООО «Ливик»
ООО «Ливик» создано 2 сентября 2005 года в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Общество образовано на основании решения общего собрания учредителей в г. Омске. Организация находится по адресу: 644089, г. Омск, ул. Коммунальная, 15.
ООО «Ливик» представляет собой коммерческую организацию, занимающейся швейным производством.
ООО «Ливик» является юридическим лицом с момента государственной регистрации и:
имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе;
может быть истцом и ответчиком в суде;
несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом;
может заниматься лицензируемыми видами деятельности при наличии лицензии;
вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами;
имеет круглую печать;
имеет штампы, бланки, эмблему.
Общество самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Учетная политика организации соответствует нормативным актам РФ в области бухгалтерского учета и закреплена отдельным приказом по предприятию. С целью равномерного формирования издержек в течении отчетного периода организация может создавать резервы: на ремонт основных фондов, на выплату вознаграждений по итогам года и другие аналогичные резервы в соответствии с действующим законодательством.
Основной целью деятельности ООО «Ливик», так же как и целью любого коммерческого предприятия, является получение прибыли. Основная деятельность организации направлена на швейное производство. ООО «Ливик» изготавливает одежду, постельные принадлежности, полотенца, скатерти и т.д.
Количество работающих в Обществе с Ограниченной Ответственностью "Ливик" составляет 74 человек. Ниже приведено количество единиц персонала:
директор ООО (1), гл. менеджер (1), гл. инженер (1), гл. бухгалтер (1), бухгалтер расчетной группы (2), бухгалтер материальной группы (2), бухгалтер-кассир (1), работник отдела кадров (2), экономист (2), начальник отдела кадров(1), инженер по сбыту(1), инженер по снабжению(2), технолог (2), рабочие(51), водители(2), уборщица (3).
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные документы и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства.
На предприятии используется автоматизированная система бухгалтерского учета и отчетности, в том числе заработной платы и кадров – соответственно «1С: Предприятие 8.1» и «1С: Зарплата + Кадры».
2.2 Проверка расчетов с персоналом по оплате труда. Аудиторское заключение
Контроль за тем, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства – дело первостепенное. Здесь, на первом этапе работы, проверяем правильность оформления первичных документов по оплате труда в ООО «Ливик». При проверке первичных документов аудитором был обнаружен следующий недостаток: отсутствует подписи на многих документах работника кадровой службы (форма Т-2) и руководителя учреждения на приказах о предоставлении отпуска (форма Т-6).
Далее проверим расчеты с рабочими по оплате труда в ООО «Ливик» на соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Сверим сальдо по счету 70 на первое января 2009 года в Главной книге и в балансе предприятия.
В балансе по счету 70 развернутое сальдо дебетовое, показывающее задолженность рабочих по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается). Сумма по дебету баланса равна 1620 руб.
Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах (все исправления подписаны бухгалтером).
Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравним данные Главной книги со сводом начислений и удержаний за 2 квартал 2009 года (см. таблицу 5).
Таблица 5
Соответствие задолженности по оплате труда, значащейся в расчетно-платежных ведомостях и Главной книге
Месяцы |
Числится по своду начисления и удержания, руб. |
Числится по Главной книге, руб. |
Отклонения, руб. |
апрель |
183370.89 |
183371.00 |
-0.11 |
май |
223507.93 |
223507.93 |
----- |
июнь |
125459.25 |
125460.25 |
-1 |
Данные несоответствия бухгалтер объяснить не может (говорит, что просто описалась).
В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, профсоюзные взносы и НДФЛ(льготы по НДФЛ определены верно); проценты отчислений рассчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику.
Платежные ведомости на аванс оформлены, верно, замечаний нет.
Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.
При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление и выплата заработной платы производится своевременно.
В ходе аудиторской проверки установлено, что в книге аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий ведется учет депонированных сумм раздельно по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям. Записи производятся по каждому депоненту, при необходимости с указанием структурного подразделения предприятия. В соответствующих графах "Кредит" указаны месяц и год, в котором образовалась депонентская задолженность, номера платежных (расчетно-платежных) ведомостей и суммы, а в графах "Дебет" - против фамилии депонента записывается номер расходного кассового ордера и выплаченная сумма.
В конце месяца в книге подсчитываются итоги по графам "Кредит" и "Дебет" и выводится кредитовый остаток на начало следующего месяца.
Выданные суммы депонированной заработной платы оформляются следующими записями: Д 76-4 - К 50 - выданы депонированные суммы из кассы организации или Д 76-4 - К 51 - перечислены депонированные суммы на лицевые счета работников в кредитных учреждениях (при наличии соответствующего соглашения между работником и работодателем).
По истечении сроков исковой давности невостребованные суммы депонированной заработной платы списываются на основании данных проведенной инвентаризации и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты деятельности организации. При этом в бухгалтерском учете оформляется запись: Д 76-4 - К 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".
Итоги проверки учета оформляются в рабочем документе аудитора (см.таблицу 3).
Таблица 3
Дата проведения проверки |
Объект проверки |
Наименование проверяемого объекта |
Дата (период) составления документа |
№ документов |
Заключение аудитора об отсутствии нарушений или о характере выявленных нарушений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
06.02.2010 |
Первичные документы по учету персонала |
Приказы о приеме на работу сотрудника |
01.05.09 – 30.09.09 г. |
№11, 14, 18, 21/09-02 |
Нарушений не выявлено |
Приказы о прекращении трудового договора |
01.02.09 – 30.04.09 г. |
№4, 8, 10\09-02 |
|||
Договора подряда и трудовые соглашения |
01.01.09 – 31.12.09 г. |
№ 1 – 6 |
|||
Личные карточки (ф. №Т-2) |
01.01.09 – 31.12.09 г. |
Не все приказы разнесены в карточки сотрудников |
|||
06.02.2010 |
Документы по учету рабочего времени |
Табеля учета рабочего времени |
июнь 2009г. и декабрь 2009г. |
Не указываются командировки |
|
Наряды, бригадные подряды |
январь 2009г. и сентябрь 2009г. |
№1-4 и №23-27 |
Отсутствие подписей, не полностью заполнены реквизиты |
||
07.02.2010 г. |
Расчетно-платежные документы по оплате труда |
Платежная ведомость |
Март, июнь, декабрь 2009г. |
№ 30-45, 71-82, 126-140 |
Нет подписей руководителя, не везде проставлены штампы «Депонент» и «Не выдано» |
Расчетно-платежная ведомость |
01.02.09 – 28.02.09г. |
№8-19 |
Нарушений не выявлено |
||
Лицевые счета |
2009г. |
Нарушений не выявлено |
|||
14.02.2010 |
Документы по учету депонирования заработной платы |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы |
2009г. |
Нарушений не выявлено |
Выявленные на данном этапе аудиторской проверки нарушения отражаются в отчетных документах аудитора (см. таблицу 4).
Таблица 4
Отчетный документ: Сводка нарушений, выявленных в результате формальной проверки.
Виды нарушений, выявленных в документах |
Наименование документа, по которому выявлено нарушение |
Дата (период) составления документа |
№ документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
Отсутствует подпись работника технолога Петрова И.И. |
Наряд на уборку снега снегоочистителем |
27.01.2009г. |
1 |
Неверно указано количество отработанных дней водителю Харченко А.В. |
- табель учета рабочего времени, - приказ об отпуске |
22.06.2009г. 15.06.2009г. |
№17 |
Имеются неоговоренные исправления. Корнев Леонид Петрович. Изначально было указано: Корнев Леонид Павлович |
Договор подряда |
01.03.2009 |
б\н |
Отсутствует ксерокопия справки подтверждающей инвалидность 2-й группы Ипаткин В.Ф. |
Регистратор и подшивка документов по инвалидам |
2009г. |
|
В договоре подряда указано, что работы будет проводить бригада из 2 человек: Пушина Л.Д. Пушин Ю.И. Денежные средства из кассы организации выданы бригадиру Пушиной Л.Д. Сумма оплаты составила 9025 руб.00 коп. |
Договор подряда Платежная ведомость |
01.02.2009 04.03.2009 |
30 |
Здесь установим, что случаев включения в табеля учета рабочего времени вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.
Расчет авансовых платежей по ЕСН исчисляется в порядке, установленном ст.243 НК, и отражается в бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов. Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Замечаний по начислению ЕСН не выявлено.
После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторы оценивают полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы аудита. По окончании аудиторской проверки в ООО «Ливик» можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. Проверка проводилась на выборочной основе с использованием следующих документов: Главная книга, расчетные ведомости по начислению заработной платы своды по заработной плате, табеля учета рабочего времени, наряды, договора на оказанные услуг, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50,51,69,70,71,76,88 и т.д.), «Баланс» (ф. №1), «Отчет о прибылях и убытках» (ф. №2) и др.
«Аудиторское заключение по расчетам с персоналом по оплате труда»
г. Омск 21.02.2010
Аудитор:
Общество с ограниченной ответственностью « Аудит-Информ»,
Место нахождения:644070 г.Омск, ул. 50 лет Профсоюзов д.109 /1
Государственная регистрация: № 00550100 от 29.07.2000 г.
Аудируемое лицо:
Общество с ограниченной ответственностью «Ливик»
Место нахождения: 644089 г.Омск. ул. Коммунальная 15
Государственная регистрация: № 01550232 от 02.09.2005г.
Мы провели аудит учета труда и заработной платы в ООО «Ливик» за период с 01 января по 31декабря 2009 года включительно. Финансовая (бухгалтерская отчетность) предприятия ООО «Ливик» состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
-приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
- пояснительной записки.
Ответственность за организацию и состояния внутреннего контроля несет исполнительный орган ООО «Ливик».
Мы провели аудит в соответствии с:
- Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
- правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
- нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.
Аудит проводился на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда. В результате проверки были случаи небольших погрешностей в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных).Нами в процессе проверки выявлены следующие типовые замечания:
1) за время нахождения в командировке зарплата начисляется работникам исходя из оклада, что не оговорено в трудовом договоре с работником. В табеле учета рабочего времени не указано, что в эти дни он не был на рабочем месте, а находился в командировке;
2) в договоре подряда и акте выполненных работ имеются неоговоренные исправления. Договор б\н от 01.03.2009г. Корнев Леонид Петрович. В договоре изначально было указано Корнев Леонид Павлович. В акте выполненных работ за июнь 2009 года сумма по договору была указана цифрами 1110 руб., прописью 1120 руб. Затем исправлено на сумму 1120, 00 руб.;
3) в договоре подряда № 6 от 01.02.2009г. указано, что работы будет выполнять бригада из 2 человек: Пушина Л.Д.,Пушин Ю.И.. Денежные средства из кассы организации выданы бригадиру Пушиной Л.Д.,сумма оплаты по договору составила 8025,00 руб.
Результаты проведенной нами проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ООО «Ливик», во всех существенных отношениях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21 февраля 2010 г.
Руководитель ООО « Аудит-Информ» Л.И. Новоселова
Руководитель аудиторской группы Н.И. Петрова
(место печати аудитора)
Заключение
В результате выполнения курсовой работы был изучен порядок проведения аудиторской проверки учета заработной платы в конкретной организации – ООО «Ливик». Состоялось практическое ознакомление с деятельностью объекта исследования, приобретен опыт работы с хозяйственной документацией. Проработан значительный объем специальной литературы по исследуемой тематике.
Рассмотрены общие положения об организации проведения аудиторской проверки экономического субъекта, продемонстрирован порядок проведения проверки с указанием конкретных аудиторских доказательств, источников и методов их получения. Изучены способы и порядок документирования проверки, оформления её результатов, полученная информация систематизирована и подвергнута анализу. Выработаны конкретные рекомендации для возможного применения в деятельности исследуемого предприятия ООО «Ливик».
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Бухгалтерский учет в ООО «Ливик» организован на основе Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, по журнально-ордерной форме учета.
В оформлении первичных документов имеют место недостатки. Недооформленные бланки договоров, нарядов и табелей.
Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется по каждому работнику.
Синтетический учет оплаты труда осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
В качестве рекомендаций руководству организации ООО «Ливик» было предложено усилить внутренний контроль учета финансовой деятельности организации, отслеживать изменения законодательства регулирующего налогообложения.
Список литературы
Нормативные и правовые акты
1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 N 307-ФЗ
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
4. Налоговый кодекс Российской Федерации
5. Трудовой кодекс Российской Федерации
6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863)
Литература
7. Аудит: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.И. Подольского - М.: ЮНИТИ, 2009.
8. Аудит в России. 2-е изд., с доп. и изм. / Под ред. Крикунова А.В. - М.: Маркет ДС, 2007.
9. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2001.
10. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие. - М.: Экономика, 2004.
11. Алборов Р.А., Хоружий Л.И., Концевая С.М. Основы аудита: Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2001.
12. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. Часть 2. Основы аудита. - М.: 2006.
13. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-Пресс, 2006.
14. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. Учебное пособие - М.: «Издательство ПРИОР», 2005.
15. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: Инфра-М, 2006.
16. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Учебное пособие - М.: "Информационное агентство ИПБ-БИНФА", 2009.
17. Суйц В.П., Ситникова В.А. Аудит - М.: КноРус, 2008.
18. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.