Аудит операций по учету расчетов с подотчетными лицами
Оглавление
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и содержание учета расчетов с подотчетными лицами
1.1 Выдача и учет подотчетных сумм
1.2 Нормативно – законодательное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами
1.3 Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами
Глава 2. Методика проведения аудита расчетов с подотчетными лицами
2.1 Проверка расчетов с подотчетными лицами
2.2 Основные нарушения при аудите расчетов с подотчетными лицами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций часто возникает необходимость командировки сотрудника в другую местность или приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. Подотчетными лицами являются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы или непосредственно из банка на мелкие административно-хозяйственные расходы, расходы по приобретению материалов по мелкому опту в розничной торговле, а также средства для предстоящих командировочных расходов.
Практика аудиторских проверок показывает, что наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета, а также недостаточного контроля за расчетами с работниками. Нередко ошибки допускают руководители организаций. Это связано с некоторыми особенностями учета данных операций, в частности с многообразием первичных документов, которые работник представляет в бухгалтерию для оправдания произведенных расходов, и сложностью и изменчивостью законодательства, особенно по учету зарубежных командировок.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически в каждой организации. Существуют различные их виды:
приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярских товаров, оплата почтово-телеграфных расходов;
оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
оплата расходов на командировки по территории Российской Федерации и за рубеж, представительских расходов и др.
Цель аудита расчетных операций в целом и расчетов с подотчетными лицами в частности заключается в проверке достоверности статей дебиторской и кредиторской задолженности и законности ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами. В процессе аудита решаются следующие задачи:
инспектирование документального оформления расчетов с подотчетными лицами;
оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
установление целевого использования подотчетных сумм;
соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов;
выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;
контроль организации аналитического учета расчетов, своевременности выявления срочной и просроченной задолженности;
сверка данных аналитического и синтетического учета по расчетным операциям;
сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе;
анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности с целью принятия эффективных управленческих решений.
Цель исследования – провести анализ стадий, этапов и методик проведения аудита операций по учету расчетов с подотчетными лицами.
Задачи исследования:
Рассмотреть экономическую сущность и содержание учета расчетов с подотчетными лицами.
Охарактеризовать цели и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами.
Раскрыть особенности методики проведения аудита расчетов с подотчетными лицами.
Проанализировать основные нарушения при аудите расчетов с подотчетными лицами.
Объект исследования – основополагающие характеристики аудита. Предмет исследования - определение стадий, этапов и методик проведения аудита операций по учету расчетов с подотчетными лицами.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Виноградов Е.В., Юдина Г.А., Грищенко А.В., Горожанкина Е.А. и других.
Глава 1. Экономическая сущность и содержание учета расчетов с подотчетными лицами
1.1 Выдача и учет подотчетных сумм
Определенные виды хозяйственных и других расходов организации не могут быть оплачены с расчетного счета или непосредственно из кассы организации. В этих случаях допускается расход наличных денежных средств через подотчетных лиц, которые являются сотрудниками организации. Круг должностных лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, определяется и утверждается руководителем организации в учетной политике (приложение). Денежные средства, выдаваемые под отчет, классифицируются по направлениям расходования: административно-хозяйственные и операционные расходы.
Денежные средства могут выдаваться под отчет на командировочные расходы, на представительские цели, для покупки за наличный расчет в других организациях и физических лиц товаров, на приобретение ГСМ, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, на иные хозяйственно-операционные цели – в соответствии с приказом руководителя. Обязательными условиями выдачи денежных средств под отчет является: наличие утвержденного руководителем организации списка подотчетных лиц; расходование денег строго по целевому назначению; полный расчет по ранее выданным суммам.
Выдача денежных средств под отчет оформляется расходным кассовым ордером (форма №КО-2). Бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер на основании заявления работника, подписанного руководителем. В заявлении работник указывает необходимую сумму аванса, а также цель, на которую испрашивается подотчетная сумма. Передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается.
Наличные деньги под отчет выдаются конкретному работнику только при условии, что он полностью отчитался по предыдущему авансу. Если за работником числится дебиторская задолженность по подотчетным суммам, то он не имеет права получить новый аванс.
Согласно Порядку ведения кассовых операций лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, устанавливаются руководителем организации. Эти сроки могут быть установлены единым приказом по организации. При этом в приказе может быть установлен как единый срок для всех подотчетных лиц, так и разные сроки для разных подотчетных лиц.
Порядок выдачи подотчетных сумм и определения сроков, на которые они выдаются, необходимо предусмотреть в приказе по учетной политике организации.
Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту – суммы, использованные, согласно авансовым отчетам и сданные в кассу по приходным кассовым ордерам.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы на срок не более 40 дней, не считая времени нахождения в пути.
Во время командировки (в том числе за время нахождения в пути) за командированным работником сохраняется средний заработок за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы.
Предприятия, как правило, ведут специальные журналы – "Журнал учета работников, прибывших из командировки" и "Журнал учета работников, выбывающих в командировки", в которых работник, отбывающий в командировку, должен своей подписью подтвердить факт получения командировочного удостоверения. Работники ответственные за ведение этих журналов, назначаются приказом руководителя предприятия.
Фактическое время нахождения в командировке при расчете суточных определяется по отметкам в командировочном удостоверении (форма №Т-10), которое выписывается отделом кадров на основании приказа руководителя. В нем указывается фамилия, имя, отчество работника, срок, место и цель командировки. Также должны проставляться отметки о выбытии в командировку, прибытии в пункт назначения, выбытии из них и прибытии на место постоянной работы. После возвращения из командировки работник сдает в бухгалтерию организации командировочное удостоверение и составляет авансовый отчет (форма №АО-1), который подтверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. К отчету прилагаются все документы, подтверждающие произведенные им расходы.
Командированному работнику возмещаются следующие расходы по командировке, при наличии приложенных оправдательных документов:
расходы по найму жилого помещения, в т.ч. плата за бронирование мест в гостиницах;
расходы по проезду к месту командировки и обратно, в т.ч. плата за пользование в поездах постельными принадлежностями;
расходы по проезду транспортом общего пользования к месту командировки;
суточные за время пребывания в командировке, в т.ч. и за время нахождения в пути;
различные страховые и комиссионные сборы;
сборы за услуги аэропортов, вокзалов;
расходы на провоз багажа.
На приобретенные подотчетным лицом материальные ценности к авансовому отчету должны быть приложены накладная или приходный ордер на оприходование средств.
Суточные выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке. Согласно статьи 168 Трудового Кодекса РФ их размер определяется руководителем организации самостоятельно. Однако для целей налогообложения суточные учитываются в размерах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ суточные освобождаются от налогообложения НДФЛ в размере 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ.
Для целей налогообложения прибыли размер суточных по-прежнему составляет 100 рублей за один день пребывания в командировке.
Нормы расходов организаций на выплату суточных в пределах в целях налогообложения прибыли, расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. №93.
Поэтому в учетной политике для целей бухгалтерского учета может быть лишь уточнена схема бухгалтерских записей для случаев, когда выплата суточных производится в размерах, превышающих необлагаемые суммы.
Организация, выполняя функции налогового агента, обязана начислить НДФЛ на сумму превышения фактических суточных над необлагаемой этим налогом суммы суточных. Удержание НДФЛ производится непосредственно из доходов налогоплательщика, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику.
Если подотчетное лицо рассчитывается наличными денежными средствами с другой организацией, то необходимо помнить, что в настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 000 рублей.
Если работник не полностью израсходовал выданную подотчетную сумму, то в день сдачи в бухгалтерию авансового отчета он должен вернуть в кассу организации неиспользованную сумму аванса. При этом работнику выдают квитанцию к приходному кассовому ордеру (форма №КО-1). Копию этой квитанции следует приложить к авансовому отчету для подтверждения полного расчета по полученной подотчетной сумме.
Учет операций по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, является несложным, но с другой, именно здесь допускается большое количество ошибок, так как данные расчеты затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета.
1.2 Нормативно – законодательное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами
Ведение бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-ый уровень (законодательный) – определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
2-ой уровень (нормативный) – устанавливает базовые правила формирования полной и достоверной информации по отдельным разделам бухгалтерского учета и представления информации в бухгалтерской отчетности.
3-ий уровень (методический) – документы этого уровня носят рекомендательный характер, в них изложены методические указания, разъяснения по вопросам постановки бухгалтерского учета.
4-ий уровень (организационный) – организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику.
В силу того, что расчеты с подотчетными лицами затрагивают несколько разделов как бухгалтерского, так и налогового учета перечень законодательных актов достаточно велик.
Основные положения по отражению расходов с подотчетными лицами в бухгалтерском учете регламентированы в Федеральном Законе "О бухгалтерском учете" (1-ый уровень).
Порядок выдачи средств на хозяйственные нужды и правила оформления выдачи оговорены в "Порядке о ведении кассовых операций".
В связи с тем, что расчеты с подответными лицами осуществляются в наличной форме, то размер расчетов подотчетного лица при оплате наличными должен отвечать нормам Указания Центрального Банка РФ, в соответствие с которым предельный размер расчетов наличными по одной сделке с одним юридическим лицом не должен превышать 100 000 руб. (3-ий уровень).
Расчеты с подотчетными лицами оказывают влияние на налогообложение предприятия в разрезе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и единого социального налога, т.е. они находят свое отражение в следующих главах Налогового Кодекса РФ. Глава 21 "Налог на добавленную стоимость", регламентирует правила списания НДС при осуществлении расходов за счет подотчетных средств. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" и глава 24 "Единый социальный налог" регламентирует порядок обложения НДФЛ и ЕСН сумм, полученных работником под отчет. Глава 25 "Налог на прибыль организаций" оговаривает порядок учета расходов, произведенных за счет средств, выданных под отчет, при расчете налогооблагаемой прибыли (1-ый уровень).
Кроме того, расчеты с подотчетными лицами находят свое отражение в Положении по бухгалтерскому учету №10/99 "Расходы организации" (3-ий уровень).
При оформлении командировочных расходов учитывают нормы Трудового Кодекса РФ, который оговаривает перечень лиц, которые могут быть направлены в командировку (1-ый уровень).
Размер суточных устанавливается Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. №93 (1-ый уровень).
Основными документами четвертого уровня по расчетам с подотчетными лицами являются:
Учетная политика, формируемая главным бухгалтером организации и утверждаемая руководителем организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60н.
Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов по учету расчетов с подотчетными лицами:
приходный кассовый ордер (форма КО-1) - выписывается в случае, когда работник возвращает в кассу неизрасходованную подотчетную сумму;
расходный кассовый ордер (форма КО-2) – выписывается при выдаче денежных средств под отчет;
командировочное удостоверение (форма №Т-10) – определяет фактическое время нахождения работника в командировке;
авансовый отчет с приложением подтверждающих документов (счетов, квитанций, проездных билетов, накладных и т.д.).
Утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета – содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.
1.3 Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами
Цель аудита расчетных операций определяется федеральным стандартом № 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности". Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности в части задолженности по расчетам с подотчетными лицами и персоналом по оплате труда. Кроме того, аудитор должен высказать мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству Российской Федерации.
Основные задачи аудита расчетных операций:
проверка документального подтверждения расчетных операций;
контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа;
проверка организации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, по каждой сумме, выданной под отчет;
сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов;
проверка организации синтетического учета в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов;
сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе;
проверка соблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности;
проверка инвентаризационной работы, подтверждение достоверности остатков по счетам расчетов.
В качестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база:
нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с подотчетными лицами и работниками, в том числе:
Трудовой кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 08.02.02 г. № 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией";
Постановление Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет";
Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" и др.;
локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;
учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ведомость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.;
учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, обороты по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.;
бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 "Бухгалтерский баланс", форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу";
прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые договоры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр.
Проверка расчетных операций может иметь сплошной или выборочный характер.
Аудит заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами. При этом осуществляются следующие процедуры:
оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;
подтверждается достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;
устанавливается законность и полнота возврата подотчетных сумм;
проверяется организация аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;
проверяется соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами.
Результаты оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с подотчетными лицами основываются на содержании вопросов и документах, которые подвергаются исследованию (таблица).
Таблица 1 Вопросы и аудиторские доказательства для проверки расчетов с подотчетными лицами
Содержание вопроса |
Аудиторские доказательства |
Имеется ли приказ руководителя об определении круга подотчетных лиц , сроков отчетности и подотчетных сумм ? |
Приказы руководителя , учетная политика организации для целей бухгалтерского учета |
Соответствует ли порядок расчетов с подотчетными лицами Порядку ведения кассовых операций в РФ и другим нормативным документам ? |
Авансовые отчеты , приказы руководителя , учетная политика организации для целей бухгалтерского учета |
Своевременно ли сдаются авансовые отчеты в бухгалтерию организации ? |
Авансовые отчеты |
Проверяются ли авансовые отчеты по формальным признакам и по существу отраженных операций , осуществляется ли арифметическая проверка авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов ? |
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета , положение о документах и документообороте организации , должностные инструкции работников бухгалтерии |
Используются ли унифицированные формы первичных документов ? |
Авансовые отчеты |
Применяются ли компьютерные программы для расчетов с подотчетными лицами ? |
Учетная политика организации , авансовые отчеты , ведомости аналитического учета расчетов с подотчетными лицами |
Осуществляется ли контроль лимита расчетов наличными между юридическими лицами ? |
Авансовые отчеты |
Какие документы применяются для организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами ? |
Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами |
Соблюдается ли своевременность расчетов с подотчетными лицами по выданным суммам ? |
Авансовые отчеты , отчеты кассира |
Правильно ли отражаются на счетах бухгалтерского учета операции с подотчетными лицами ? |
Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами , журналы - ордера , анализы счетов , оборотно - сапьдовые ведомости |
Сверяются ли записи аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" , а также записи в Главной книге ? |
Ведомости , карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами , журналы - ордера , анализы счетов , оборотно - сальдовые ведомости , Главная книга организации |
Аудит расчетов с подотчетными лицами включает следующие направления.
Проверка наличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах.
Проверка документального оформления авансовых отчетов. В ходе работы аудитор проверяет:
оформление авансовых отчетов;
оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);
порядок передачи подотчетных сумм другому лицу;
своевременность возврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;
существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.
Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций.
Порядок документального оформления расчетов с подотчетными лицами регулируется Постановлением Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 "Авансовый отчет"".
При проверке авансовых отчетов по форме следует протестировать следующее:
соответствие типовой форме № АО-1 "Авансовый отчет";
наличие номера и даты составления;
указание подотчетного лица;
указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;
указание назначения аванса;
наличие подписей;
заполнение обратной стороны авансового отчета.
Методика документальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.
При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.
Вместе с тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, с данными, отраженными в авансовом отчете.
Детальная проверка отдельных расчетных операций с подотчетными лицами. Аудитор должен обратить внимание на учет поступления материально-производственных запасов через подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, представительских расходов.
При поступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц к авансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы (товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименования приобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечает производственный характер произведенных расходов.
В процессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежат командировочные расходы. При проверке командировочных расходов необходимо проконтролировать наличие документов, подтверждающих командировочные расходы: приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку по форме № Т-9 и командировочного удостоверения по форме № Т-10. Данные документы должны составляться по установленным Постановлением Госкомстата от 05.01.04 г. № 1 унифицированным формам. Аудитор должен обратить внимание на наличие подписей и печатей в командировочном удостоверении.
Важным внутренним первичным документом является служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме № Т-10а. Этот документ применяется для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также для отчета о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, а затем передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку по форме № Т-9. Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением (форма № Т-10) и авансовым отчетом.
Особую важность имеет форма № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении" с точки зрения определения источника финансирования расходов на командировку и признания данных расходов как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.
Проверяется наличие оправдательных документов, подтверждающих командировочные расходы (счет, счет-фактура гостиницы, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру об оплате услуг гостиницы; железнодорожные, автобусные или авиабилеты, талоны об оплате постельных принадлежностей, талоны об оплате стоянки автомобилей, талоны об оплате права въезда на территорию города и др.).
Пример. Аудитор установил, что сумма командировочных расходов за отчетный год составляет 50 000 рублей. Эта сумма была обоснована авансовыми отчетами по форме № АО-1, приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а и командировочными удостоверениями по форме № Т-10, а также прочими документами, подтверждающими произведенные расходы на проезд, проживание.
Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.04 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" командировочные расходы должны быть обоснованы следующими документами:
приказом (распоряжением) о направлении работников в командировку по форме № Т-9а;
командировочным удостоверением по форме № Т-10;
служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении по форме № Т-10а.
По прибытии из командировки отчет о выполнении служебного задания согласовывается с руководителем структурного подразделения организации и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом.
Служебное задание и отчет о его выполнении обосновывает производственный (служебный) характер командировки. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Бухгалтеру следует обратить внимание на оформление служебного задания и отчета о его выполнении в качестве приложения к авансовому отчету. Отсутствие служебного задания может являться основанием для того, чтобы признать командировочные расходы в сумме 50 000 руб. экономически неоправданными для целей налогового учета.
Отдельной проверке подвергаются операции по приобретению горюче-смазочных материалов через подотчетных лиц. По данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельного топлива и смазочных масел устанавливается производственный характер расходов на обслуживание автотранспорта, принадлежащего организации. Прямое отнесение стоимости приобретенных горюче-смазочных материалов на счета расходов в учете должно подтверждаться актами о расходе и путевыми листами автотранспорта.
Обращается внимание на правомерность и оформление представительских расходов. Представительские расходы могут быть признаны оправданными, если имеются в наличии: приказ руководителя о представительских расходах, отчет о представительских расходах, перечень участников мероприятия, программа мероприятия, авансовый отчет с прилагаемыми документами (товарным чеком, кассовым чеком, закупочным актом и др.). Представительские расходы должны быть обоснованы сметой затрат с учетом нормативного значения, принимаемого для целей бухгалтерского и налогового учета. При этом к представительским расходам можно отнести следующие затраты:
по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;
по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;
по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;
по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Проверка расчетов наличными денежными средствами. При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица. Аудитору следует контролировать не только лимит суммы платежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, но также и платежные условия договоров. Сумму платежа, кроме того, подтверждают кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовым отчетам подотчетных лиц. Проверка организации синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами. Проверка аналитического учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется по подотчетным лицам. При этом сверяются записи в ведомости аналитического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" в разрезе подотчетных лиц и в оборотной ведомости или журнале-ордере. Устанавливается наличие суммы сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" по данным Главной книги. Сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" на начало и конец месяца и обороты по счету в аналитическом и синтетическом учете сверяются с данными, указанными в Главной книге.
Глава 2. Методика проведения аудита расчетов с подотчетными лицами
2.1 Проверка расчетов с подотчетными лицами
Цель аудита расчетов с подотчетными лицами - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о состоянии расчетов с подотчетными лицами, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
Выполняя процедуру проверки расчетов с подотчетными лицами, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Порядок, размеры и условия возмещения расходов на командировки по территории РФ соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок, размеры и условия возмещения расходов на зарубежные командировки соответствуют положениям нормативных актов?
Налогообложение расходов на командировку соответствует положениям нормативных актов?
Порядок выдачи и расходования средств на хозяйственные нужды соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок выдачи и расходования средств на представительские расходы соответствуют положениям нормативных актов?
Порядок проведения проверки расчетов с подотчетными лицами, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов:
Проверка расходов на командировки
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке расчетов с командированными лицами.
В служебную командировку работник отправляется по распоряжению руководителя организации, чтобы выполнить какое-либо служебное поручение вне места постоянной работы. Так сказано в статье 166 Трудового кодекса РФ.
Работник, вернувшийся из командировки, не позднее трех дней после возвращения должен составить авансовый отчет (форма N АО-1) и представить его в бухгалтерию.
К авансовому отчету прилагаются все документы, подтверждающие расходы работника во время командировки (билеты на проезд, счета на оплату жилья и т.д.).
Бухгалтеру следует проверить целевое расходование средств, выданных командированному работнику, а также наличие всех оправдательных документов, подтверждающих его расходы.
Проверенный бухгалтером авансовый отчет утверждается руководителем организации.
Нормы суточных утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
Работнику возмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения.
Также работнику возмещаются расходы по оплате дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах и включаемых в счет за проживание.
Исключение из этого порядка предусмотрено для услуг по обслуживанию работника в баре, ресторане или номере и расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами (например, бассейном, сауной, тренажерным залом и т.д.). Такие расходы работнику не оплачиваются.
Расходы по бронированию жилого помещения возмещаются работникам в порядке и размерах определенных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Расходы на проживание, возмещаемые командированному работнику, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 12 ст. 264 НК РФ).
Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
стоимость билета на транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и т.д.);
оплату услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;
оплату за пользование в поездах постельными принадлежностями;
стоимость проезда транспортом общего пользования к станции (пристани, аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;
сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
Расходы, связанные с проездом к месту командировки и обратно, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 12 ст. 264 НК РФ).
Проверка представительских расходов
При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке отнесения расходов, к представительским.
Порядок отнесения представительских расходов на расходы организации при исчислении налога на прибыль установлен пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы организации согласно указанной статье квалифицируются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
К расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Анализ приведенных нормативных положений позволяет выделить несколько основных признаков, квалифицирующих определенные расходы организации как представительские:
данные расходы должны быть связаны с официальным приемом или обслуживанием представителей других организаций (участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика);
указанные лица должны прибыть для ведения переговоров (участия в заседании руководящего органа налогоплательщика);
цель переговоров - установление или поддержание сотрудничества (в частности, заключение контракта, предварительного договора и т.п.) либо решение определенных вопросов организации;
представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения переговоров (заседания совета директоров или иного руководящего органа налогоплательщика).
К представительским относятся расходы (п. 2 ст. 264 НК РФ):
на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
на буфетное обслуживание во время переговоров;
на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Иные (неперечисленные) расходы (например, оплата проезда железнодорожным или авиационным транспортом делегаций до места проведения переговоров, оплата их проживания во время проведения переговоров и другие аналогичные расходы), по мнению автора, не будут являться представительскими для целей исчисления и уплаты налога на прибыль, а значит, не должны учитываться при налогообложении прибыли.
Проверка хозяйственных расходов
Под расходами на хозяйственные нужды обычно понимаются затраты по приобретению в розничной торговой сети канцелярских или хозяйственных принадлежностей, материалов, бензина на АЗС, оплате мелкого ремонта и т.п.
Выдавая деньги под отчет, необходимо соблюдать условия, установленные Порядком ведения кассовых операций. Так, пункт 11 Порядка запрещает:
выдавать подотчетные суммы работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным деньгам;
передавать подотчетные суммы от одного работника другому.
Руководитель организации должен утвердить своим приказом список работников, которым могут выдаваться денежные средства под отчет.
Срок, на который можно выдать наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды, законодательно не ограничен.
Такой срок также может (но не обязан!) установить руководитель организации своим приказом. Если руководитель такой срок установил, работник должен отчитаться за потраченные деньги не позднее чем через три рабочих дня после истечения этого срока.
Каких-либо ограничений на суммы, выдаваемые работникам под отчет, законодательство не устанавливает.
Однако, оплачивая расходы, подотчетное лицо действует от имени организации.
Следовательно, работник, получивший деньги под отчет, должен соблюдать предельный размер расчетов наличными (100000 руб. по одной сделке с одним юридическим лицом). Это установлено указанием Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У.
Сверка данных аналитического учета расчетов с подотчетными лицами с оборотами и остатками по счетам синтетического учета
При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета расчетов с подотчетными лицами оборотам и остаткам по счету 71 синтетического учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Сверка данных бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами с данными бухгалтерской отчетности
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:
конечные сальдо по счетам синтетического учета расчетов с подотчетными лицами (71) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода, соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами.
Итоговым этапом аудита являются обобщение результатов, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.
Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние:
на правильность определения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг);
на правильность определения финансовых результатов;
на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль;
на правильность исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
на правильность исчисления и уплаты единого социального налога.
Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.
При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах.
2.2 Основные нарушения при аудите расчетов с подотчетными лицами
Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:
установление целесообразности и обоснованности использования подотчетных сумм;
соблюдение предусмотренного законодательством порядка возмещения и учета затрат, производимых через подотчетных лиц.
Наиболее часто встречающиеся нарушения при отражении в бухгалтерском и налоговом учете расчетов с подотчетными лицами описаны ниже.
Во-первых на принятых к учету авансовых отчетах очень часто отсутствуют подписи подотчетных лиц, подписи руководителя или лиц, его замещающих, подтверждающих целесообразность произведенных расходов, и иные случаи не заполнения отдельных реквизитов первичных документов.
Во-вторых при направлении предприятием в командировку работника в приказе не определятся конкретная цель командировки, отсутствуют отчеты подотчетного лица о проделанной работе при выполнении им задания, то есть производственный характер данной командировки не подтверждается.
Кроме того, на предприятиях существует практика направлять в командировку работника, с которым заключен гражданско-правовой договор.
Когда гражданин направляется в другую местность для выполнения работы организацией, с которой он в трудовых отношениях не состоит, то такая поездка командировкой не считается, а оплата стоимости поездки является компенсацией расходов гражданина, только при условии, если эта выплата оговорена в договоре на выполнение работ (оказание услуг). При этом компенсация включается в общую сумму вознаграждения, выплачиваемого по гражданско-правовому договору, и подлежит обложению подоходным налогом, на нее начисляются взносы в пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости и фонды обязательного медицинского страхования.
В том случае когда гражданско–правовым договором не предусмотрено возмещение расходов по данной поездке, затраты по ней возмещаются гражданину за счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов.
На предприятиях допускаются случаи передачи подотчетных сумм одним подотчетным лицом другому, что запрещено п.11 Порядка ведения кассовых операций в РФ. В связи с этим использование подотчетных сумм лицом, не получившим их в подотчете, не может быть зачтено в уменьшении задолженности подотчетного лица перед предприятием.
Нередко предприятия стоимость приобретенных за наличный расчет через подотчетных лиц материальных ценностей списывают на издержки производства и обращения, минуя счета учета имущества.
Не использование счетов учета имущества, при приобретении материальных ценностей может привести к занижению налога на имущество, искажению себестоимости, прибыли, подлежащей налогообложению.
Также нарушением является выдача денег подотчет лицам, не отчитавшимся в срок по ранее полученным авансам.
Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговле тоже является нарушением.
К нарушениям относятся выдача денежных средств лицам не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно операционные расходы.
При оформлении командировочных расходов зачастую отсутствуют приказы о направлении работников в командировку, командировочные удостоверения с отметками в месте пребывания в командировке, наблюдается несоблюдение установленных норм командировочных расходов, отсутствие приказов об оплате сверх установленных норм.
Иногда к авансовым отчетам прилагают не действительные документы (товарный чек без отметок, штампов магазина, различные квитанции, талоны, чеки без обязательных реквизитов).
Очень часто работникам организации выдают подотчет денежные средства на приобретение или возмещение стоимости проездных билетов для проезда в городском или пригородном транспорте, причем эти суммы списывают на себестоимость. При выявлении таких фактов нужно помнить, что организация вправе компенсировать своим работникам эти затраты, однако не за счет себестоимости, а за счет других собственных источников. Обоснованность представительских расходов очень часто не подтверждается наличием оправдательных документов (приказа о назначении лица, ответственного за проведение мероприятий; программы встречи с представителями других организаций, в том числе иностранных; сметы представительских расходов утвержденной руководителем организации в начале года), что является нарушением.
Ошибки допускаются зачастую также при поступлении выручки от реализации продукции (товаров) через подотчетное лицо, то есть поступления выручки в данном случае показывают на кредите счета 71 без предварительного отнесения этой суммы на кредит счета 90 "Продажи". При выявлении таких фактов необходимо определить размер сокрытого объекта налогообложения (выручки).
Таким образом, большое количество ошибок и нарушений из всех проверяемых объектов допускается именно при расчетах с подотчетными лицами.
Заключение
Хозяйственная деятельность предприятий сопряжена с расчетами с работниками по суммам денежных средств, выданных на выполнение операционно-хозяйственных задач (заключающихся в покупке за наличный расчет товаров у других организаций, оплате за выполненные работы, оказанные услуги) и для компенсации расходов на служебные командировки.
Кроме того, расчеты с подотчетными лицами возникают при расчетах за отпущенную им продукцию на реализацию, за полученные денежные документы, например, лимитированную чековую книжку, и т.п.
Практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается именно при расчетах с подотчетными лицами. Прежде всего, это связано с низким уровнем системы внутреннего контроля за использованием на предприятии денежных средств и неверным ведением бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
Расчет с подотчетными лицами возникают по суммам денежных средств, выданных работникам организации на выполнение операционных и хозяйственных задачи и для компенсации расходов на служебные командировки. Кроме того расчеты с подотчетными лицами возникают при расчетах за отпущенную им продукцию на реализацию за полученные денежные документы например лимитированную чековую книжку и т.п.
В связи с тем, что аудит расчетов с подотчетными лицами связан с проверкой порядка ведения кассовых операций, удобнее проводить их параллельно.
Контроль расчетов с подотчетными лицами осуществляется бухгалтером на основании приказов по учетной политике организации, о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о направлении работников организации в командировки, а также журнала регистрации авансовых отчетов.
В организациях, применяющих единую журнально-ордерную форму счетоводства, источником информации, используемой при проведении аудита расчетов с подотчетными лицами, являются учетные регистры.
В организациях, применяющих упрощенную журнально-ордерную форму учета, источником информации являются учетные регистры.
При проведении аудита необходимо сопоставить сальдо по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" на конец каждого месяца с данными, указанными в Главной книге. Одновременно следует сверить соответствие месячных оборотов по кредиту счета 71с дебетовыми оборотами по счетам учета материальных запасов, затрат, имущества и прибыли.
После указанных процедур проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах. В ходе аудита рассматриваются все авансовые отчеты и документы, подтверждающие произведенные расходы (счета-фактуры, товарные, кассовые чеки, накладные, акты закупок, командировочные удостоверения, проездные билеты, счета гостиниц и др.). Затем сравниваются данные аналитического учета по каждому подотчетному лицу с представленными авансовыми отчетами за конкретный период..
Проведение всех перечисленных действий поможет аудитору удостовериться в правильности оформления каждого авансового отчета и правильном распределении сумм по авансовым отчетам между соответствующими источниками финансирования (себестоимостью продукции или прибылью организации).
Одним из направлений получения аудиторских доказательств является инвентаризация расчетов с подотчетными лицами с целью выяснения соответствия выдачи наличных денег под отчет требованиям, указанным в п. 11 Положения о порядке ведения кассовых операций. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).
Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами должна проводиться чаще, чем с прочими дебиторами и кредиторами. Это объясняется тем, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который были выданы денежные средства (или со дня возвращения из командировки), предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах.
Список использованной литературы
Белоусова М.Б. Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 16. - С. 6-15
Виноградов Е.В., Матвейчук И.А. Аудит: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2006
Горожанкина Е.А. Аудит: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009
Грищенко А.В. Аудит расчетов с подотчетными лицами // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 2. - С. 46-56
Ендовицкий С.В. Аудит: Учебник. – М.: Ин-фолио, 2008
Парушина Н.В. Аудит расчетов с подотчетными лицами и персоналом организации по прочим операциям // Аудитор. - 2008. - № 2. - С. 11-17
Парушина Н.В., Суворова С.П. Аудит: Учебник. – М.: Форум, 2009
Подольский В.И. Савин А.А. Аудит: Учебник. – М.: Академия, 2009
Суйц В.П., Ситникова В.А. Аудит: Учебное поосбие. – М.: КноРус, 2009
Шиленко С.И. Основы аудита: Учебник. – М.: КноРус, 2009
Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009