Аудит и публичность бухгалтерской отчетности
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Курсовая работа
по дисциплине Бухгалтерская (финансовая) отчетность
на тему
Аудит и публичность бухгалтерской отчетности
Челябинск-2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Понятие и состав отчетности
1.2 Публичность бухгалтерской отчетности
1.3 Необходимость проведения аудита как условие для публикации отчетности
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА И ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОСТИ ОТЧЕТА НА ООО ТД «Комплект-Сервис»
2.1 Состав и техника составления бухгалтерской отчетности на ООО ТД «Комплект-Сервис»
2.2 Публичность бухгалтерской отчетности на ООО ТД «Комплект-Сервис»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета.
Бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации. Она служит информационной базой финансового анализа. Именно поэтому рассматриваемая тема так актуальна на сегодняшний день.
Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности. В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также внутренними пользователями для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, она необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней
должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Аудитор, дающий обязательное заключение, выполняет роль публичного органа, но действует за счет проверяемого лица. Обязательное аудиторское заключение носит признаки публичности, т.к. его основное назначение состоит в возникновении канала обратной связи в отношениях государства, общества и экономических хозяйствующих субъектов.
Предметом исследования является аудит и публичность бухгалтерской отчетности.
Объектом исследования является предприятие Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Комплект-Сервис». Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Комплект-Сервис» создано как коммерческое юридическое лицо для участия в гражданском обороте с целью получения прибыли и распространения её между участниками общества согласно требований законодательства РФ, в порядке и на условиях, определённых в уставе.
Для достижения поставленных целей ООО ТД «Комплект-Сервис» осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке оптовую торговлю прочими строительными материалами.
В ходе написания работы использовалась учебная литература, периодические издания и нормативная база.
ГЛАВА 1. ПУБЛИЧНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Понятие и состав отчетности
Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.96 г. №129-ФЗ. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно вышеназванного закона, представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как:
отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;
отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерскую отчетность делят на следующие группы:
по периодичности составления:
промежуточная;
годовая.
Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерской отчетностью.
Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Документом, определяющим состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), является Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99 г. №43н.
Состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности различен. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
-Бухгалтерский баланс (форма №1);
-Отчет о прибылях и убытках (форма №2).
(Организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности кроме вышеперечисленных и иные отчетные показатели: Отчет о движении денежных средств (форма №4), а также пояснительную записку).
Годовая бухгалтерская отчетность включает:
-Бухгалтерский баланс (форма №1);
-Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
-Отчет об изменениях капитала (форма №3);
-Отчет о движении денежных средств (форма №4);
-Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
-Пояснительная записка;
Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту [7 стр.28].
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма №4), а при отсутствии соответствующих данных не представлять Отчет об изменениях капитала (форма №3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5). Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов, промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется. Указанными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма №3),
Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительная записка.
По степени обобщения отчетных данных:
-первичная;
-сводная (консолидированная).
Первичную отчетность составляет и представляет каждое юридическое лицо самостоятельно. Сводную отчетность составляет материнская компания по данным, представленным организациями, входящими в холдинг.
Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета.
При формировании показателей бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается), Отчет о финансовых результатах деятельности. Для бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (при ведении учета на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства Финансов России от 26.08.2004 N 70н).
Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности.
Приказ № 67н состоит из указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности и общих правил по составлению и заполнению отчетных форм. Также выделены особые моменты, на которые должен обратить внимание бухгалтер при заполнении отчетных форм и формировании отдельных показателей. В качестве приложений к приказу № 67н приведены новые формы бухгалтерской отчетности, разработанные Минфином России.
Итак, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации служит основным источником информации широкому кругу пользователей без принятия ими экономически обоснованных решений. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности.
Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой для ее формирования, являются важными показателями как для оперативного управления, так и для контроля сохранности своего имущества.
В данном параграфе было рассмотрено понятие отчетности, ее состав и нормативное регулирование.
Публичность бухгалтерской отчетности
Под публичностью бухгалтерской отчетности понимаются донесение содержания бухгалтерской отчетности до ее заинтересованных пользователей
путем опубликования ее в газетах, журналах, брошюрах, буклетах и других специализированных изданиях, а также передача отчетности территориальным органам статистики по месту регистрации организации.
Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников [10 стр.28].
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства, и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность – статья 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ « О бухгалтерском учете».
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" указывает, что акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные учреждения, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Таким образом, из данного закона вытекает, что в категорию субъектов производственных предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность, в большинстве случаев попадают учреждения в форме открытого акционерного общества.
Отчетность публикуется после проверки и подтверждения ее аудиторской организацией, а также утверждения общим собранием акционеров.
Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Такой подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную компанию.
Допускается публикация бухгалтерской отчетности в сокращенной форме. Такой вид отчетности разрабатывается на основе ПБУ 4/99 при наличии одновременно следующих финансовых показателей деятельности:
-валюты бухгалтерского баланса на конец отчетного года в размере, не превышающем предела, установленного законодательством Российской Федерации;
-выручки от реализации товаров и услуг за год, не превышающей размера, установленного законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность должна отвечать требованиям, изложенным в ПБУ 4/99. Информация в отчетности должна быть полной, существенной, нейтральной и последовательной. В помощь бухгалтерам в приказе № 67н приведены разъяснения по поводу существенности показателей, раскрываемых в бухгалтерской отчетности. Они «списаны» с Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, которые, утрачивают силу
Публикация формы отчета о прибылях и убытках должна включать все показатели.
Отчет о прибылях и убытках должен включать в себя информацию о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества в том случае, когда такие данные не обнародованы отдельно (либо в составе иного документа, подлежащего опубликованию).
В публикуемой информации указываются также:
-полное наименование организации и его организационно-правовая форма;
-отчетная дата и отчетный период;
-валюта и формат числовых показателей;
-полные наименования должностей лиц, подписавших отчетность;
-местонахождение исполнительного органа общества, в котором заинтересованный пользователь может ознакомиться с бухгалтерской отчетностью и получить ее копию;
-сведения об органе государственной статистики, в которой представлен обязательный экземпляр отчетности.
В пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету нужно раскрывать все природоохранные мероприятия, проводимые данной организацией, а также отразить степень их влияния на уровень капиталовложений и прибыли в отчетном году и охарактеризовать финансовые последствия для будущих периодов. Также необходимо раскрыть информацию о произведенных платежах на экологические нужды и за пользование природными ресурсами, текущие расходы по охране окружающей среды и уровне их влияния на финансовые показатели.
Все организации, которые имеют структурные подразделения (дочерние и зависимые общества) должны приводить сведения об их наличии, местонахождении, наименовании и виде деятельности.
Расходы по публикации бухгалтерской отчетности включаются в себестоимость продукции как затраты, связанные с управлением производством.
Бухгалтерская отчетность публикуется в тысячах рублей, а при наличии значительных оборотов — в миллионах рублей с одним десятичным знаком.
Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность [9 стр.28].
Суммы возмещения расходов на копирование и пересылку бухгалтерской отчетности, поступающие от заинтересованных пользователей, зачисляются в отчет прибылей и убытков. Отчетность должна публиковаться не позднее 1 июня месяца следующего за отчетным.
В данном параграфе была рассмотрена сущность публикации бухгалтерской отчетности, а именно понятие, требования и какая информация должна указываться в публикации.
Необходимость проведения аудита как условие для публикации отчетности
Важнейшим средством оценки «качества» бухгалтерской отчетности перед ее представлением заинтересованным пользователям является аудит.
Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.
Организации, публикующие свою отчетность должны раскрывать принятые при формировании учетной политике способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Аудиторская деятельность имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны эта деятельность направлена на финансовый контроль в интересах предпринимателей - акционеров, инвесторов, учредителей и руководителей юридических лиц. Причем эти юридические лица могут быть созданы, как в целях извлечения прибыли, так и не имеющих целью своей
деятельности извлечение прибыли. С другой стороны аудиторская деятельность направлена на финансовый контроль в интересах государственных органов, использующих аудиторские заключения в качестве подтверждения отсутствия нарушений законодательства при ведении хозяйственной деятельности, и правильности начисления и уплаты налогов.
Государственный публичный административный аппарат (в Российской Федерации - это органы исполнительной власти) строится на совокупности органов, осуществляющих государственную публичную власть. В рамках этого аппарата происходит "разделение труда" по осуществлению государственных задач и функций.
Управление (администрирование) сводится к управляющему воздействию этой власти (субъекта) на управляемый элемент (объект), содержанием которого является упорядочение системы (в данном случае осуществления финансово- хозяйственной деятельности и проведения контроля над ней), обеспечении ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Управление реально только тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Управляющее воздействие - прерогатива субъекта управления.
Наряду с публикацией годовой бухгалтерской отчетности публикуется также аудиторское заключение, суть которого должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности.
Выделяют безоговорочно-положительное, модифицированное аудиторские заключения [8 стр.28]
Безоговорочно положительное мнение выражается тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.
Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли: факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности; факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда в связи с определенными обстоятельствами финансовая (бухгалтерская) отчетность подготовлена таким образом, что она не отражает во всех существенных аспектах активы и пассивы аудируемого лица на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.
Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.
Составление его влечет ответственность в виде аннулирования у лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи итоговая часть может подписываться и скрепляться полностью в отчетности. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности.
Аудитор, дающий обязательное заключение, выполняет роль публичного органа, но действует за счет проверяемого лица. Обязательное аудиторское заключение носит признаки публичности, так как его основное назначение состоит в возникновении канала обратной связи в отношениях государства, общества и экономических хозяйствующих субъектов.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в состав учетной политики входит аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами.
Исходя из ст. 7 «Обязательный аудит» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения
бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя [6 стр.28].
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержат сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аудиторская проверка в области общего аудита носит сейчас не только предпринимательский, но и публичный характер в виде обязательного аудита для определенных категорий экономических субъектов. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - официальный документ, имеющий юридическое значение для всех
юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Кроме того, по каждому аудиту проводятся повторные оценки, обычно в период 1-2 лет, для анализа мер, предпринятых после окончания программы. Такие исследования оценивают помимо прочего эффективность самих аудиторов.
Итак, на практике нередко возникает вопрос о том, какое печатное издание является печатном изданием, предназначенным для публикации данных о государственных юридических лиц, какими отличительными особенностями характеризуется такое издание. На этот вопрос отвечает Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. №БГ-3-09/431 «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц», в соответствии с которым сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии. Поэтому в случае уменьшения уставного капитала, реорганизации и ликвидации предприятия целесообразно заранее уточнить в регистрирующем органе наименование конкретного печатного издания.
В данном параграфе было рассмотрено понятие аудиторского заключения и публичность аудиторской отчетности.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА И ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНОСТИ ОТЧЕТА НА ООО ТД «Комплект-Сервис»
2.1 Состав и техника составления бухгалтерской отчетности на ООО ТД «Комплект-Сервис»
Отчетность – совокупность сведений о состоянии и движении имущества, обязательств и результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. На основании данных отчетности осуществляются управление, контроль и анализ деятельности субъекта как внутренними пользователями (руководителями, администрацией), так и внешними (учредителями, органами налоговых служб, статистики).
Важной особенностью отчетности является наличие оборотов по счетам нарастающим итогом с начала года до отчетного периода, что дает возможность учитывать спрос на продукцию, работы, услуги, определять их рентабельность, разрабатывать новые перспективные направления развития деятельности. Главный бухгалтер и руководитель отчитываются перед учредителями по данным годового отчета. Учредители выносят решения о результатах деятельности предприятия, решают вопросы о целевом распределении прибыли, размере фондов, резервов и дивидендов. Фактически учредители оценивают работу предприятия и его коллектива, судят о достаточности квалификационной подготовки руководителя и главного бухгалтера.
На предприятии различают периодическую и годовую отчетность: первая – ежемесячная и квартальная; вторая – годовая.
Отчетный год для всех организаций охватывает период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
Организация ООО ТД «Комплект-Сервис» при составлении отчетности руководствовалась инструкциями по заполнению форм отчетности, формой учета, данными инвентаризации, предшествующими составлению годового отчета.
В форме отчетности ООО ТД «Комплект-Сервис» указывается: наименование составляющей части, указание отчетного периода, за который составлена отчетность, полное наименование юридического лица, ИНН, вид деятельности, организационно-правовая форма, единица измерения, адрес, дата утверждения, дата отправки/принятия отчетности или дата фактической передачи по принадлежности.
Бухгалтерский баланс (Форма №1) является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату.
Разработанная ООО ТД «Комплект-Сервис» Форма №1 учитывает общепринятую кодировку строк. Данные по соответствующим строкам баланса формируются исходя из оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги.
Данные Формы №1 должны быть представляются с соблюдением следующих требований:
-нематериальные активы и основные средства показаны в нетто-оценке, т. е. по остаточной стоимости за вычетом начисленной амортизации;
-незавершенное строительство, приобретенное оборудование требующее монтажа, отражаются по фактическим затратам для застройщика, а также с учетом выданных авансов подрядчику на капитальное строительство;
-материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, комплектующие и запасные части, тара и другие) отражаются по стоимости, определяемой из стоимости оценки запасов. Материально-производственные запасы, которые морально устарели либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражаются на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
-готовая продукция отражается по фактической или нормативной производственной себестоимости;
-товары, занятые торговой деятельностью, отражаются по стоимости их приобретения;
-отгруженная продукция или товары отражаются по фактической или нормативной производственной себестоимости;
-дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, показывается за минусом образованного резерва;
-дебиторская и кредиторская задолженность представляется в зависимости от срока погашения на краткосрочную, если срок погашения не более 12 месяцев и на долгосрочную, если срок погашения более 12 месяцев после отчетной даты;
-не допускается предоставление информации по счетам расчетов в “свернутом” виде, данные по этим счетам проводятся в развернутом виде;
-Уставный капитал показывается в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке;
-займы и кредиты показываются с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода.
Также для выявления каких либо ошибок производится сверка данных. Проверка ведется так: итоги оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам сверяют с данными соответствующего синтетического счета в оборотно-сальдовой ведомости по синтетическим счетам. Равенство остатков и оборотов свидетельствует о правильности записей на счетах бухгалтерского учета. Данные Формы №1 используются для анализа имущественного и финансового положения организации.
В данной курсовой работе представлен бухгалтерский баланс
ООО ТД «Комплект-Сервис» на 31 марта 2007 г.
Отчет о прибылях и убытках (Форма №2) является основной отчетной формой и характеризует порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, принимая во внимание, что в бухгалтерском учете финансовый результат хозяйственной деятельности определяется подсчетом и балансированием всех прибылей и всех убытков за отчетный период. Для этого используется счет 99 «Прибыли и убытки». Сальдо на данном счете отражает финансовый результат хозяйственной деятельности по кумулятивному принципу на счете 99 «Прибыли и убытки» нарастающим итогом с начала отчетного года.
Основное назначение отчета о прибылях и убытках (форма №2) заключается в характеристике финансовых результатов деятельности
организации за отчетный период. При этом расширен состав таких показателей, как: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).
Данные отчета о прибылях и убытках используются для проведения анализа финансовых результатов.
При проверке годовой отчетности аудитор также проверяет и квартальную отчетность. Состав и содержание квартальной отчетности может отличаться от состава и содержания годовой отчетности. Поэтому в процессе работы аудитор пользуется инструкциями по заполнению форм годовой и квартальной отчетности.
Отчет о прибылях и убытках, так же как и баланс, подписывается руководителем организации и ее главным бухгалтером.
2.1 Публичность бухгалтерской отчетности на ООО ТД «Комплект-Сервис»
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую и итоговую.
Вводная часть включает в себя все необходимые сведения об аудиторской фирме (ООО «Аудит-Плюс») (организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица; место нахождения; номер и дата свидетельства о государственной регистрации; номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении).
Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы
ООО «Аудит-Плюс» экономическому субъекту ООО ТД «Комплект-Сервис» об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, а также соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Она содержит: организационно-правовую форму и наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации аудируемого лица; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; часть, содержащую мнение аудитора; дату аудиторского заключения; подпись аудитора.
Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы
ООО «Аудит-Плюс» о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта ООО ТД «Комплект-Сервис».
Аудиторское заключение имеет наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», для того чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров, адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и договором о проведении аудита.
Аудиторское заключение подписано руководителем аудитора (Директор ООО «Аудит-Плюс» Иванова Татьяна Михайловна) и лицами проводившими аудит (Уткина Валентина Анатольевна, Токарева Ирина Васильевна, Перчаткина Евгения Владимировна), указан номер и срок действия его квалификационного аттестата. Эти подписи скреплены печатью.
Данное аудиторское заключение ООО «Аудит-Плюс» является безоговорочно-положительное.
Безоговорочно положительное мнение выражается тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.
В курсовой работе представлено аудиторское заключение, составленное ООО «Аудит-Плюс» по результатам проверки бухгалтерской отчетности ООО ТД «Комплект-Сервис».
Также, ООО ТД «Комплект-Сервис» ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом.
Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в ООО ТД «Комплект-Сервис», своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие государственные органы, а также сведений о деятельности
Общества, представляемых учредителям Общества, кредиторам и в средства массовой информации, несет Генеральный директор ООО ТД «Комплект-Сервис» в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом.
Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете ООО ТД «Комплект-Сервис» годовой бухгалтерской отчетности, подтверждается Ревизионной комиссией и Аудитором ООО «Аудит-Плюс».
Организация обеспечивает предоставление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Также бухгалтерская отчетность предоставляется в органы государственной статистики.
Датой представления бухгалтерской отчетности для организации
ООО ТД «Комплект-Сервис» считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности.
Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Итак, в данной главе была рассмотрена техника составления бухгалтерской отчетности на ООО ТД «Комплект-Сервис», состав отчетности и публичность бухгалтерской отчетности на предприятии. Были представлены следующие документы: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Аудиторское заключение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении.
Результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта отражают: общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности; описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений порядка ведения учета и подготовки отчетности.
На аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя.
Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров. Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат Бухгалтерский баланс (форма № l) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Такой подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную компанию.
Рассматривая тему аудит и публичность бухгалтерской отчетности на примере проведения аудиторской проверки ООО «АУДИТ-ПЛЮС» финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО ТД «Комплект-Сервис» можно сделать следующие выводы.
Во-первых, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Во-вторых, бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
Фирма ООО «Аудит-Плюс» работает по внутрифирменным стандартам, соответствующим международным. Ее задачей является уменьшение степени риска, связанного с принятием решения на основе неверной или неточной информации, обеспечение одинаковых информационных прав для всех участников экономических отношений.
В ходе проверки отчетности ООО ТД «Комплект-Сервис» были сделаны выводы о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО ТД «Комплект-Сервис» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2007 г. и результаты финансово - хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно.
Это безусловно является положительным результатом и можно говорить о хорошей организации бухгалтерского учета, под которой понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации, обеспечение необходимой информацией руководство фирмы для принятия управленческих решений, построение эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
2. Налоговый кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.
4. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденные приказом Минфина России от 06.07.99 № 43 н;
5. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 29.07.98 № 34 н;
6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ
от 07.08.2001г.
7.Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
8. Бухгалтерская отчетность организации / под ред. А.С. Бакаева. – М.: ИПБР – БИНФА, 2006. – 598 с.
9. Аудит: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. Шеремет А.Д., Суйц В.П. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 448 с.
10. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Подольского В.И. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008.-744 с.
11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие /
Е.В Лупикова, Н.К. Пашук – М.: КНОРУС, 2005.-368 с.
12. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации, - М.: Бухгалтерский учет, 2005.
13. Подольский В.И. Представление результатов аудиторской проверки.- Аудиторские ведомости.-2006 № 10.
14.Морозова Ж.А. Внутрифирменный стандарт «Цели и основные принципы бухгалтерской отчетности» Аудиторские ведомости. – -2006 №3.
15. Консультант – плюс, справочное пособие – 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 3, 2003
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ СДАЧЕ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерскую отчетность организации составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отдельные приложения к указанным документам, пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.
Аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности организации в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
Обязательный аудит
Круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, определен ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой либо бухгалтерской отчетности осуществляется в отношении:
- организаций, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- кредитных организаций, страховых организаций или обществ взаимного страхования, товарных (фондовых) бирж, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фондов, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
- организаций или индивидуальных предпринимателей, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. (500 тыс. МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (200 тыс. МРОТ);
- государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.;
- организаций, обязательный аудит в отношении которых предусмотрен иными федеральными законами.
В частности, отдельными федеральными законами определено требование об обязательном аудите финансово-промышленных групп (ст.ст.16, 17 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"), сельскохозяйственных кооперативов (ст.32 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"), акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (ст.ст.49, 50 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"), профессиональных объединений страховщиков (ст.28 Федерального закона от 25.05.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
* * *
Пунктом 2 ст.7 Закона "Об аудиторской деятельности" установлено требование проведения обязательного аудита исключительно аудиторскими организациями. Аудиторской организацией признается коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги на основании соответствующей лицензии (ст.4 Закона "Об аудиторской деятельности").
Приведенное положение означает, что индивидуальные аудиторы (ст.3 Закона "Об аудиторской деятельности") не вправе осуществлять обязательные аудиторские проверки.
В соответствии со ст.1 Закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская проверка представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, по результатам которой аудиторской организацией выдается соответствующие заключение.
Согласно ст.10 Закона "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству. Форма и содержание аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
При проведении аудиторских проверок применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, а также ряд Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 N 80).
Необходимо отметить, что на основании п.41 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) к годовой отчетности организации прилагается итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам аудиторской проверки.
* * *
Согласно ст.21 Закона "Об аудиторской деятельности" неисполнение лицом требования об обязательном аудите влечет применение мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Напомним, что в первоначальной редакции ст.21 Закона "Об аудиторской деятельности" была установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обязательному аудиту, за уклонение от его проведения или воспрепятствование обязательному аудиту в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ. Однако с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ данные положения утратили силу (ст.2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).
В настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.
В случае непредставления в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в порядке, установленном пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, организация также может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ч.1 ст.126 НК РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Особенности проведения обязательного аудита отдельных организаций
На основании ст.97 Гражданского кодекса РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
С этой целью для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности открытое акционерное общество должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Как определено ст.86 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", аудитором (гражданином или аудиторской организацией) общества осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора. Аудитор общества утверждается на годовом общем собрании акционеров, которое проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (ст.ст.47, 48, 68 Закона "Об акционерных обществах").
Поскольку обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации, в целях обязательного подтверждения годовой финансовой отчетности открытых акционерных обществ должны привлекаться именно аудиторские организации, тогда как, например, аудиторская проверка ОАО, осуществляемая по требованию акционеров (ст.103 ГК РФ), может проводиться индивидуальным аудитором.
Специальные правила проведения обязательного аудита установлены в отношении организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%. Согласно п.2 ст.7 Закона "Об аудиторской деятельности" заключение договоров на оказание аудиторских услуг при осуществлении обязательного аудита таких организаций должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее - Правила проведения конкурса). Согласно указанным Правилам организатором конкурса является орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту, в обязанности которого входит осуществление мероприятий по извещению о проведении конкурса, разработка и утверждение положения о конкурсной комиссии на основе Типового положения, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2002 N 107н.
* * *
Государственные и муниципальные унитарные предприятия подлежат обязательному аудиту, только если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. При этом обязательный аудит федеральных государственных унитарных предприятий также осуществляется аудиторскими организациями, отобранными в результате проведения конкурса в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 (п.14 Правил проведения конкурса).
Собственник имущества унитарного предприятия может определить иные случаи, когда бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором (ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Решение вопроса о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг находится в компетенции собственника имущества унитарного предприятия.
* * *
Правила обязательного аудита негосударственных пенсионных фондов установлены ст.22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.
* * *
Отдельно следует обратить внимание на установление Законом "Об аудиторской деятельности" обязанности индивидуальных предпринимателей по обязательному аудиту. Проведение обязательного аудита индивидуальных предпринимателей поставлено в зависимость от объема их выручки от реализации продукции.
В соответствии со ст.1 Закона "Об аудиторской деятельности" под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Однако особенностью правового режима индивидуальных предпринимателей является то, что для них не установлено обязанности по ведению бухгалтерского учета. Требование об обязательном ведении бухгалтерского учета распространяется на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Пунктом 2 ст.4 Закона "О бухгалтерском учете" установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Согласно ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
Таким образом, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет и, следовательно, открытым остается вопрос относительно того, что может явиться предметом обязательной аудиторской проверки индивидуального предпринимателя.
Кроме того, важным обстоятельством является отсутствие прямого указания в законодательстве на обязанность индивидуального предпринимателя представлять в соответствующие органы вместе с отчетностью аудиторское заключение. Существующие формы отчетности индивидуальных предпринимателей (например, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц) не предусматривают включение в состав отчетности аудиторского заключения.
А. Музыченко
АКДИ "Экономика и жизнь"
Подписано в печать
10.03.2003
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ООО «АУДИТ – ПЛЮС» О БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ООО ТД « КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» ЗА 2007 ГОД
Нами ООО «Аудит-Плюс», на основании договора № 17 от 01 апреля 2007 г., заключенного с ООО ТД «Комплект- Сервис», проведен аудит бухгалтерского учета и отчетности в ООО ТД «Комплект-Сервис».
ООО «Аудит- Плюс» имеет лицензию на проведение общего аудита № Е- 001227, выданную Центральной Аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства Финансов Российской Федерации 24 июля 2007 года. Лицензия действительна по 24 июля 2009 года.
Свидетельство о государственной регистрации ООО «Аудит-Плюс» № 11996 серия ЧЛ выдано Управлением Государственной Регистрации Администрации города Челябинска на основании Постановления Главы города Челябинска № 616-п от 24 мая 1999 года регистрационный номер 13016. Номер и дата регистрационного свидетельства в едином государственном реестре серия 74 № 002061256 от 19 ноября 2004 г. Основной государственный регистрационный номер 1027402903285.
Расчетный счет № 40702810300010001710 в АКБ Челябинвестбанке г. Челябинска,
БИК 047501779, Корреспондентский счет 30101810400000000779.
ИНН 7451079454
ОКОНХ 84400
ОКПО 49143581
Юридический адрес 454092 г. Челябинск Свердловский проспект 86 тел. 778-15-50, 778-15-52, 778-15-53.
Аудит проводился за 2007 год:
с участием: директора ООО «Аудит-Плюс» Ивановой Татьяны Михайловны (квалификационный аттестат № 006476, выдан ЦАЛАК Минфина РФ – протокол № 25 от 26.10.1995 г., продлен протоколом № 104 от 28.03.2002г.)
В выполнении аудиторской проверки принимали участие аудиторы:
Уткина Валентина Анатольевна
Токарева Ирина Васильевна
Перчаткина Евгения Владимировна
Общество с Ограниченной Ответственностью Торговый Дом «Комплект-Сервис» (ООО ТД «Комплект-Сервис») зарегистрировано в ИМНС РФ по Калининскому району г. Челябинска. Номер и дата регистрационного свидетельства в едином государственном реестре серия 74 № 0185374 20.11.2002г. Основной государственный регистрационный номер 1027402548271.
Основным видом деятельности ООО ТД « Комплект-Сервис» является:
Оптовая торговля прочими потребительскими товарами
ООО ТД « Комплект-Сервис» осуществляет свою деятельность на основании лицензий:
Серия БА № 099836 рег. № ГСС- 74- 100579 от 14.06.02г. выдан Челябинским областным отделением Российской транспортной инспекции на перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Срок действия до 13.06.09г.
Валюта баланса на 31.12.2006 г. Составляет 517335 тыс. руб.
Расчетный счет № 40702810907110000467 в АКБ «Челиндбанк» г. Челябинска,
БИК 047501711,
Корреспондентский счет – 30101810400000000711
Идентификационный номер – 7447109272
Юридический адрес и фактическое место нахождения: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 47 корп.А
На момент проведения проверки ответственными лицами за ведение финансово-хозяйственной деятельности являлись:
Генеральный директор – Клегг Александр Владиславович;
Главный бухгалтер – Нагнич Людмила Николаевна.
1. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом ООО ТД «Комплект- сервис» за 2007 г., исходя из Федерального закона РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н, Положения по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ №43-н от 06.07.99г. (ПБУ 4/99).
Ответственность за составление представленных аудиторской организации документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение достоверности бухгалтерских записей, налоговых отчетов (деклараций) и данной отчетности несет исполнительный орган ООО ТД «Комплект- сервис».
Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.
3. Мы проводили аудит в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.
По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность за 2007 год, достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ООО ТД «Комплект- сервис» по состоянию на 31 декабря 2007 г. и финансовых результатов его деятельности за 2007 год, исходя из Федерального закона РФ от 21.11.96 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н, Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ №43-н от 06.07.99г. (ПБУ 4/99).
Директор ООО «АУДИТ-ПЛЮС»
(квалификационный аттестат № 006476
выдан ЦАЛАК Минфина РФ
пртокол № 25 от 26.10.95 г.
продлен протоколом № 104 от 28.03.02г.) Т.М. Иванова
31марта 2008 г.