Бухгалтерская финансовая отчетность (работа 3)
1. Влияние учетной политики на отчетность предприятия
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработка информации и иные соответствующие способы и приемы.
При этом утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями.
При формировании учетной политики предполагается, что:
допущение имущественной обособленности; допущение непрерывности деятельности; допущение последовательности применения учетной политики; допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту требование полноты; требование своевременности; требование осмотрительности; требование приоритета содержания перед формой; требование непротиворечивости; требование рациональности.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; существенного изменения условий деятельности – реорганизация, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
Пример:№1–213 строка если торговая фирма не вкл. транспортные расходы в с/с, если нет то 41 счет и строка 214 (по фактической или нормативной с/с). №2–020 строка (факт. или продажная с/с), -040 строка управ. расходы списываются 2 способами: сразу (90/26) или пропорционально ГП (счет20/26)№4.
2. Пояснительная записка как часть отчетности
Пояснительная записка – это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, ее важнейшая и наиболее объемная, составляется к годовому отчету (или промежуточная)
Пояснения к бухгалтерской отчетности (наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов (форма №5); наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств (форма №5); изменениях в капитале – уставном, резервном, добавочном и др. (форма №3); прибыли, приходящейся на одну акцию (форма №2).
– Общие сведения об организации (личные данные, основные направления деятельности, сведения о банковских счетах, сведения об акциях, сведения о филиалах и дочерних орг.,)
– Учетная политика (имущественной обособленности, непрерывности деятельности временной определенности фактов хозяйственной деятельности; основные положения применяемой учетной политики, последовательности применения учетной политики; изменения и учетной политики).
– Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли. краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой); основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации; оценку финансового состояния на краткосрочную перспективу.
– Пояснения к существенным статьям бухгалтерского баланса. В таком разделе могут быть представлены пояснения и расшифровки не только существенных показателей Бухгалтерского баланса, но и Отчета о прибылях и убытках. Расшифровки могут быть представлены в виде таблиц, дополнительных расчетов и текстовых пояснений.
– Информация о совместной деятельности если (выручка составляет не менее 10% от общей суммы выручки; финансовый результат деятельности (прибыль или убыток) данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли или убытка; активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов) Информация: об активах, используемых в совместном процессе; о своей доле в доходах и расходах; о принятых обязательствах, свою долю в совместно используемых активах; цель)
– Информация по сегментам. Бухгалтерская отчетность должна предоставлять пользователям не только обобщенную информацию, но и более детализированную – по видам продукции, географическим регионам и т.п.
– Информация о прекращаемой деятельности: описание прекращаемой деятельности; стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности; суммы доходов, расходов, прибылей или убытков; движение денежных средств.
– События после отчетной даты. Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных об активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации, а также путем раскрытия соответствующей информации в Пояснительной записке.
– Условные факты хозяйственной деятельности: (не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет, другие аналогичные факты.) Информация о резервах.
– Информация об аффилированных лицах. Информация об аффилированных лицах – это сведения о том, проводились ли между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и ее аффилированным лицом какие-либо операции по передаче активов и обязательств. Информация должна быть изложена ясно и полно, с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.
– Сведения о реорганизации (участники, дата, изменения обязательств, расходы, форм. УК)
– Иные данные: К примеру, может быть раскрыта информация о работе по охране труда и окружающей среды.
3. Раскрытие информации о прибыли, приходящейся на акцию
Акционерное общество раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, в двух величинах: базовой прибыли (убытка) на акцию, которая отражает часть прибыли (убытка) отчетного периода, причитающейся акционерам – владельцам обыкновенных акций, и прибыли (убытка) на акцию, которая отражает возможное снижение уровня базовой прибыли (увеличение убытка) на акцию в последующем отчетном периоде (далее – разводненная прибыль (убыток) на акцию)
Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.
Величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях: конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции (далее – конвертируемые ценные бумаги); при исполнении всех договоров купли – продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости. Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества,
Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
В бухгалтерской отчетности акционерного общества отражаются: а) базовая прибыль (убыток) на акцию, а также величины базовой прибыли (убытка) и средневзвешенного количества обыкновенных акций, находящихся в обращении, используемые при ее расчете; б) разводненная прибыль (убыток) на акцию, а также величины скорректированных базовой прибыли (убытка) и средневзвешенного количества обыкновенных акций в обращении, используемые при ее расчете. Показатели базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию должны быть представлены за отчетный год, а также по крайней мере за один предшествующий отчетный год, за исключением случаев, когда соответствующая информация представляется акционерным обществом впервые. Если акционерное общество не имеет конвертируемых ценных бумаг, то в бухгалтерской отчетности отражается только базовая прибыль (убыток) на акцию с обязательным раскрытием соответствующей информации в пояснительной записке.
В пояснительной записке раскрывается следующая информация: в результате какого события произошел выпуск дополнительных обыкновенных акций; дата выпуска дополнительных обыкновенных акций; основные условия выпуска дополнительных обыкновенных акций; количество выпущенных дополнительных обыкновенных акций; сумма средств, полученных от размещения дополнительных акций (при осуществлении акционерами прав на приобретение дополнительных обыкновенных акций с их частичной оплатой). Если после отчетной даты, но до даты подписания бухгалтерской отчетности происходит размещение обыкновенных акций, то величины базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию за представленные в бухгалтерской отчетности отчетный и предшествующие отчетные периоды также подлежат соответствующей корректировке. Информация о событиях, произошедших после отчетной даты, должна быть раскрыта в пояснительной записке. Если после отчетной даты состоялись сделки с обыкновенными акциями, конвертируемыми ценными бумагами и договорами, имеющие существенное значение для пользователей бухгалтерской отчетности, информация об этих сделках раскрывается в пояснительной записке. К таким сделкам относятся: значительные по объему выпуски обыкновенных акций; значительные по объему сделки по выкупу обыкновенных акций обществом; заключение обществом договора, в силу которого общество при выполнении некоторых условий обязано осуществить выпуск дополнительных обыкновенных акций; выполнение условий, необходимых для значительного по объему размещения обыкновенных акций (в случае, если такое размещение было обусловлено их выполнением); прочие аналогичные операции.
Подлежит дополнительно раскрытию любая существенная для пользователей бухгалтерской отчетности информация в отношении показателей базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию.
4. Отражение событий после отчетной даты и их последствий в бухгалтерской отчетности
Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Событием после отчетной даты признается также объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год.
К событиям после отчетной даты относятся:
события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность.
Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации.
Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности организации.
Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации, либо путем раскрытия соответствующей информации.
При составлении бухгалтерской отчетности организация оценивает последствия события после отчетной даты в денежном выражении. Для оценки в денежном выражении последствий события после отчетной даты организация делает соответствующий расчет. Организацией должно быть обеспечено подтверждение такого расчета.
При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, производится сторнировочная (или обратная) запись на сумму, отраженную в бухгалтерском учете отчетного периода в соответствии с настоящим пунктом. Одновременно в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие.
Событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом в отчетном периоде никакие записи в бухгалтерском (синтетическом и аналитическом) учете не производятся.
В таком же порядке отражаются в бухгалтерской отчетности годовые дивиденды, рекомендованные или объявленные в установленном порядке по результатам работы организации за отчетный год. (понижение рыночной стоимости приобретенных акций)
При наступлении события после отчетной даты в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в общем порядке делается запись, отражающая это событие.
Информация, раскрываемая в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должна включать краткое описание характера события после отчетной даты и оценку его последствий в денежном выражении. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.
Дебеторка просроченная – дебет 91 счета (№2 строка 100), расшифровка отдельных прибылей и убытков (строка 260)
5. Раскрытие информации об условных фактах хозяйственной деятельности
В соответствии с ПБУ 8/01 условными фактами хозяйственной деятельности являются такие факты по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которых в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.
К условным фактам относятся:
– не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения; – не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет; – выданные до отчетной даты гарантии, поручительства в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили; – учтенные (дисконтированные) до отчетной даты векселя, срок платежа по которым не наступил до отчетной даты; – другие
Неопределенность наступления последствий условного факта ПБУ 8/01 рассматривает в вероятностной оценке. В Положении приведено четыре степени вероятности наступления последствий условных фактов: – очень высокая – 95–100%; – высокая – 50–95%; – средняя – 5–50%; – малая – 0–5%.
При этом ПБУ 8/01 и его нормы распространяются только на те условные факты хозяйственной деятельности, последствия которых проявятся с очень высокой или высокой степенью вероятности, т.е. с вероятностью 50–100%.
Последствиями условных фактов хозяйственной деятельности могут быть условные обязательства или условные активы.
Условные обязательства являются последствиями таких условных фактов, при наступлении которых уменьшаются экономические выгоды организации, некий «проигрыш».
Условные активы являются последствиями таких условных фактов, при наступлении которых увеличиваются экономические выгоды организации.
Оценка последствий условных фактов.
Оценке в денежном выражении подлежат лишь условные обязательства. Для этого производят соответствующий расчет на основе информации, доступной на отчетную дату. Если после отчетной даты организация получает дополнительную информацию, свидетельствующую об изменении сделанной ранее оценки, то руководствуются ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».
При оценке величины условных обязательств применяют три способа оценки:
– выбор из некоторого набора значений (средневзвешенная величина, которая рассчитывается как среднее из произведений каждого значения на вероятность); – выбор из интервала значений (среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала); – выбор из набора интервала значений (сначала определяют средние арифметические величины из наибольшего и наименьшего значений каждого интервала, а затем эти средние величины оценивают с учетом степени вероятности проявления соответствующего интервала значений).
Отражаются все существенные последствия, независимо от того, благоприятны они для организации или нет. Последствия условных фактов признаются существенными, если без знания о них пользователи бухгалтерской отчетности не имеют возможности достоверно оценить финансовое состояние организации, движения денежных средств или результатов деятельности организации на отчетную дату. Существенность последствий условного факта определяется исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности. Существенной признается также сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.
По каждому условному обязательству раскрывается следующая информация:
– краткое описание обязательства и ожидаемый срок его исполнения; – краткая характеристика неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства.
По каждому резерву, созданному под условные обязательства, дополнительно раскрывается информация. Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный период в случае высокой или очень высокой вероятности их получения.
Организацией, являющейся участником договора о совместной деятельности, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация об участии в совместной деятельности: а) цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) и вклад в нее; б) способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность); в) классификация отчетного сегмента (операционный или географический); г) стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности; д) суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.
Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности организации об участии в совместной деятельности осуществляется в пояснительной записке в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000. Для формирования достоверной информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности каждым участником обеспечивается достоверность представляемой другим участникам договора информации о выполнении договора о совместной деятельности.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6). Некоммерческая организация при принятии формы Бухгалтерского баланса (форма №1) в разделе «Капитал и резервы» вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) включает группу статей «Целевое финансирование».
Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляется Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и пояснительная записка.
6. Раскрытие информации о сделках с аффилированными лицами
Информация об аффилированных лицах призвана способствовать своевременному выявлению тенденций монополизации товарных рынков, выявлению расчетов между взаимозависимыми лицами по демпинговым или монопольно высоким ценам, наполнению бюджета финансовыми источниками.
Под аффилированными лицами, в соответствии с п. 4 ПБУ 11/2000, понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность того или иного лица.
Аффилированными лицами юридического лица являются: (член Совета директоров; лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо; лица имеющие 20% голосов)
При составлении акционерными обществами сводной бухгалтерской отчетности, в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ, они обязаны применять ПБУ 11/2000.
К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.
Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.
Если в отчетном периоде организация проводила операции с аффилированными лицами, то в бухгалтерской отчетности по каждому аффилированному лицу раскрывается, как минимум, следующая информация.
ПБУ 11/2000 ограничивает круг информации о сделках с аффилированных лицах, раскрываемой в бухгалтерской отчетности организации, только самые значительные.
Перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, а так же в пояснительную записку.
Ключевой информацией для внешних пользователей и для целей налогообложения являются сведения о ценовой политике во взаимоотношениях между аффилированными лицами. Ведь, как правило, обмен товарами (работами, услугами) проводится между аффилированными лицами по ценам, существенно отличающимся от рыночных. Это так называемые внутрифирменные цены.
При раскрытии в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности информации о сделках с аффилированными лицами, организации необходимо помнить, что согласно федеральному правилу (стандарту) №9 «Аффилированные лица, если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно аффилированных лиц и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в бухгалтерской отчетности неясно или неполно, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования (86 счет) в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» (98) либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства» (76)
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно. (91.1)
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году. (91.2)
В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году; назначение и величина бюджетных кредитов; характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды; не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
В бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств). Цели: 1-капит. строительство, 2 – средства на финансирование текущих расходов. Условие помощи: целенаправленность средств использования, подтверждение договора и т.д.
Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
В бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация: о сумме расходов, отнесенных в отчетном периоде на расходы по обычным видам деятельности и на внереализационные расходы по видам работ; о сумме расходов по научно – исследовательским, опытно – конструкторским и технологическим работам, не списанным на расходы по обычным видам деятельности и (или) на внереализационные расходы; о сумме расходов по незаконченным научно – исследовательским, опытно – конструкторским и технологическим работам.
В случае существенности информация о расходах по научно – исследовательским, опытно – конструкторским и технологическим работам отражается в бухгалтерском балансе по статье
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
о способах списания расходов по научно – исследовательским, опытно – конструкторским и технологическим работам; о принятых организацией сроках применения результатов научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ.
Расходы по научно – исследовательским, опытно – конструкторским и технологическим работам признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: сумма расхода может быть определена и подтверждена; имеется документальное подтверждение выполнения работ (акт приемки выполненных работ и т.п.); использование результатов работ для производственных и (или) управленческих нужд приведет к получению будущих экономических выгод (дохода); использование результатов научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ может быть продемонстрировано.
В форме №1 «Бухгалтерский баланс» отражается следующая информация:
дебетовое сальдо по субсчету учета расходов на НИОКР счета 04 в случае существенности отражается по отдельной дополнительной строке 115 или в составе показателя строки 150 – в случае несущественности суммы;
итоговое дебетовое сальдо по субсчету счета 08 в части расходов на НИОКиТР отражается по строке 150.
В форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» отражается следующая информация:
сальдо по состоянию на 1 января отчетного года по субсчету учета НИОКР счета 04 отражается в графе 3 строки 310 раздела «Расходы на НИОКиТР» (возможно представление информации по отдельным объектам учета);
сальдо по состояния на 1 января года следующего за отчетным по субсчету учета НИОКР счета 04 отражается в графе 6 строки 310 раздела «Расходы на НИОКиТР» (возможно представление информации по отдельным объектам учета);
дебетовые обороты за 2004 г. по субсчету учета НИОКР счета 04 отражаются в графе 4 строки 310 раздела «Расходы на НИОКиТР» (возможно представление информации по отдельным объектам учета);
кредитовые обороты за год по субсчету учета НИОКР счета 04 отражаются в графе 5 строки 310 раздела «Расходы на НИОКиТР» (возможно представление информации по отдельным объектам учета);
сальдо по состоянию на дату по субсчету учета НИОКР счета 08 отражается соответственно в графах 3, 4 строки 320 раздела «Расходы на НИОКиТР»;
кредитовые обороты года по субсчету учета НИОКР счета 08 в корреспонденции со счетом 91 отражаются в графе 3 строки «Сумма не давших положительного результатов расходов на НИОКиТР, отнесенных на внереализационные расходы раздела «Расходы на НИОКиТР».
В бухгалтерской отчетности отражаются первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по видам нематериальных активов на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи движения нематериальных активов.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам);
о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации по кредиту 04, уменьшая первоначальную стоимость НМА (строка 110).Счет 05 в этом случае не применяется.
Амортизационные отчисления по организационным расходам организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).
Доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации.
Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится организацией – правообладателем.
Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются организацией – пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре.
При этом платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, включая авторские вознаграждения, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются организацией – пользователем в расходы отчетного периода, а платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией – пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.
Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на финансовые результаты организации как прочий доход.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
а) о порядке признания выручки организации;
б) о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.
В отчете о прибылях и убытках доходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на выручку и прочие доходы.
Выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности.
Прочие доходы могут показываться в отчете о прибылях и убытках за минусом расходов, относящихся к этим доходам, когда:
а) соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
б) доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности (например, предоставление во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов), не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
В отношении выручки, полученной в результате выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
а) общее количество организаций, с которыми осуществляются указанные договоры, с указанием организаций, на которые приходится основная часть такой выручки;
б) доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
в) способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Прочие доходы организации за отчетный период, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.
Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее – выручка).
Прочими доходами являются (арендные выплаты; за плату прав, возникающих из патентов на изобретения; участием в уставных капиталах других организаций; Ценные бумаги; совместная деятельность; продажа ОС;% от предоставленных займов; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов. 91.1 счет.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходами по обычным видам деятельности являются материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.
Прочими расходами являются: Прочими доходами являются (арендные выплаты; за плату прав, возникающих из патентов на изобретения; участием в уставных капиталах других организаций; Ценные бумаги; совместная деятельность; продажа ОС;% от предоставленных займов; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов. 91.2 счет.
Прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.
В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.
В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
Прочие расходы могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим доходам, когда:
соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;
расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.
В бухгалтерской отчетности также подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
изменение величины расходов, не имеющих отношения к исчислению себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном году;
расходы, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов (предстоящих расходов, оценочных резервов и др.).
Прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация: о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года; о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.); о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами; об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов); о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам); об объектах основных средств, стоимость которых не погашается; об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды; об объектах основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности; о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств; об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: (12 мес., использование в производстве, нет перепродажи, эконом. выгоды, спи 20 лет
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент и т.п.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (сумма фактических затрат)
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (83 счет) или 84 счет. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) или 83 счет.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (91.1, 91.2)
К расходам на приобретение материально-производственных запасов относятся следующие затраты предприятия:
а) на приобретение сырья или материалов, используемых в производстве.
б) стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, отпускаемых в производство. Критерий по включению стоимости этих материально-производственных запасов в материальные расходы установлен ст. 256 НК РФ, срок их полезного использования должен быть менее 12 мес., а стоимость ниже 10 000 руб.
Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).
Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
МПЗ отражаются в отчетности в соответствии с их классификацией, исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, услуг либо для управленческих нужд организации.
На конец отчетного года МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация: о способах оценки материально – производственных запасов по их группам (видам); о последствиях изменений способов оценки материально – производственных запасов; о стоимости материально – производственных запасов, переданных в залог; о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Записи в регистрах бухгалтерского учета по счетам учета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производятся организацией, осуществляющей деятельность как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в рублях.
Указанные записи по активам и обязательствам одновременно производятся в валюте расчетов и платежей.
Составление бухгалтерской отчетности производится в рублях.
В случаях когда законодательство или правила страны – места ведения организацией деятельности за пределами Российской Федерации требуют составления бухгалтерской отчетности в иной валюте, то бухгалтерская отчетность составляется также в этой иностранной валюте.
Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете отдельно от других видов доходов и расходов организации, в том числе финансовых результатов от операций с иностранной валютой.
В бухгалтерской отчетности раскрывается:
величина курсовых разниц, образовавшихся по операциям пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, подлежащих оплате в иностранной валюте;
величина курсовых разниц, образовавшихся по операциям пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, подлежащих оплате в рублях;
величина курсовых разниц, зачисленных на счета бухгалтерского учета, отличные от счета учета финансовых результатов организации;
официальный курс иностранной валюты к рублю, установленный Центральным банком Российской Федерации, на отчетную дату. В случае если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов или обязательств, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон установлен иной курс, то в бухгалтерской отчетности раскрывается такой курс.
Пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации.
Курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (кредитовые обороты 91,90 счета), строки 090,100 №2 прибыли и убытки. Курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе в уставный (складочный) капитал организации, подлежит зачислению в добавочный капитал этой организации (83 счет). В расшифровки отдельных прибылей и убытков по строке 240 указываются курсовые разницы.
В составе информации об учетной политике организации необходимо наличие как минимум следующих данных: о переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную; о составе и порядке списания дополнительных затрат по займам; о выборе способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам; о порядке учета доходов от временного вложения заемных средств.
В бухгалтерской отчетности организации должна отражаться информация:
о наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;
о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;
о сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;
о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в прочие расходы и в стоимость инвестиционных активов; о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов.
Строка 510,610 – сальдо счета 66,67, указывается не только сумма кредита, но сумма% по ним
Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно связанные с приобретением и (или) строительством инвестиционного актива, включаются в первоначальную стоимость этого актива при условии возможного получения организации в будущем экономических выгод или в случае, когда наличие инвестиционного актива необходимо для управленческих нужд организации.
Классификация: – по времени составления: Вступительные балансы составляются на момент создания организации. Текущие балансы составляются на заданные отрезки времени (день, месяц, квартал, год и т.д.). Разделительные балансы составляются в случае деления организации на несколько самостоятельных экономических субъектов, объединительные – при объединении двух или более организаций. Ликвидационные балансы составляются в случае ликвидации организации. В начале составляется промежуточный ликвидационный баланс, а потом ликвидационный баланс. Основная функция промежуточного ликвидационного баланса – дать достоверную информацию о том, какими ресурсами располагает ликвидируемое юридическое лицо и какие подлежащие удовлетворению требования кредиторов на них предъявлены на момент окончания срока (2 месяца). Эта информация позволяет правильно оценить масштаб продажи имущества для полного удовлетворения требований кредиторов в порядке очереди. После чего составляется ликвидационный баланс, по данным которого можно судить об имуществе, которое в чистом виде должно перейти к собственнику. Главное отличие промежуточного ликвидационного баланса – он составляется на основании операций, отражаемых в учете в режиме сферы деятельности организации, а ликвидационный баланс – в сфере ликвидации. – по источникам составления балансов: Инвентарные балансы составляются по результатам произведенной инвентаризации, подтвержденной описью. Итоговый результат инвентаризационной описи является величиной актива баланса. Если из этой величины вычесть кредиторскую задолженность, то можно определить собственный капитал. Книжные балансы составляются на основе сальдо счетов главной книги, т.е. на основании синтетических счетов, отраженных в главной книге. Генеральные балансы составляются на основе данных счетов бухгалтерского учета, подтвержденных инвентаризацией. Исключение составляют только основные средства, по которым инвентаризацию можно проводить 1 раз в 3 года, и по библиотечным фондам, которые подвергаются инвентаризации 1 раз в 5 лет. – по объему информации: Самостоятельные балансы составляет каждое юридическое лицо. Отдельные балансы составляют структурные подразделения юридических лиц, если администрация считает целесообразным вести там учет на отдельном балансе. В случае наличия у организации дочерних или зависимых обществ помимо самостоятельного баланса составляется сводных бухгалтерский баланс, в котором объединяются все активы и пассивы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования и использования единой учетной политики организации. Консолидированный баланс имеет цель – показать заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но являющихся единым хозяйственным организмом. – по характеру деятельности: Основной баланс составляется – деятельность соответствует профилю организации. Не основной баланс составляется в подразделениях. – в зависимости от полноты (способа очистки): БРУТТО баланс содержит регулирующие статьи, суммы по которым вычитаются из суммы других статей для определения остаточной стоимости. (Статей амортизации основных средств и нематериальных активов нет в балансе НЕТТО) Формы: вертикальный (а-о=к) – нетто активы, горизонтальный (а=к+о) активы.
Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные (по увеличению ликвидности).
Нематериальные активы Разница между дебетовым сальдо счета 04 и кредитовым сальдо счета 05 (либо сальдо счета 04 – если амортизация по нематериальным активам отражается без использования счета 05)
Основные средства Разница между дебетовым остатком счета 01 и кредитовым остатком счета 02 (в расчет не берется субсчет «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование»)
Незавершенное строительство Остатки по счетам 07, О8 (незаконченное сторит-во)
Доходные вложения в материальные ценности Сальдо счета 03 за минусом сальдо субсчета счета 02 (сдача в лизинг, аренда)
Долгосрочные финансовые вложения Сальдо счета 58 по долгосрочным финансовым вложениям минусом сальдо счета 59 в части созданных по ним резервов. Остаток по счету 55 субсчет «Депозитные счета» по депозит срок более года, если по ним%(акции)
Отложенные налоговые активы Сальдо счета 09 (расход раньше дохода – временная разница*24%).
Оборотные активы: запасы-10; 11; 20,21,23,29,44,46; 41,43–14,42; 45; 97. НДС-19. дальше я знаю.
Классификация: 1. По источникам формирования и принадлежности используемых фирмой капиталов:
– заемный капитал; – собственный капитал; 2. По продолжительности использования капитала в обороте: – капиталы краткосрочного пользования: краткосрочные обязательства, краткосрочная задолженность, текущие обязательства; – капиталы длительного пользования: долгосрочные обязательства, долгосрочная задолженность, долгосрочный заемный капитал, акционерный капитал, дополнительный капитал, резервный капитал.
В пассиве баланса содержится три раздела: III «Капитал и резервы» IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства».
Источники образования средств предприятия разделяются собственные и привлеченные.
Собственные средства предприятия – это капитал и резервы, представляющие собой вложения акционеров, учредителей, резервы, образованные в соответствии с законодательством, в том числе и за счет определенной прибыли и сама нераспределенная прибыль.
Привлеченные средства предприятия – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, то есть средства.
Таким образом, правую сторону баланса (пассив) можно рассматривать:
1) как источник информации о ресурсах предприятия: – представленных предприятию акционерами (учредителями) – образованных в соответствии с законодательством (в частности добавочный капитал), – нераспределенной прибыли;
2) как источник информации о величине обязательств предприятия (займах, кредитах, кредиторской задолженности).
Третий раздел баланса «Капитал и резервы» объединяет данные об уставном капитале организации; собственных акциях, выкупленных у пионеров; добавочном капитале; резервном капитале, нераспределенной прибыли (непокрытом убытке).
В разделе IV «Долгосрочные обязательства» обобщены показатели о долгосрочных займах и кредитах, отложенных налоговых обязательствах и прочих долгосрочных обязательствах.
А раздел V «Краткосрочные обязательства» содержит информацию о краткосрочных займах и кредитах, краткосрочной кредиторской задолженности по ее видам, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, доходах будущих периодов, резервах предстоящих расходов, прочих краткосрочных обязательствах.
Бухгалтерский баланс как способ группировки и обобщения информации об имуществе предприятия. Баланс (франц. balance, весы) – система показателей сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную работу. В основе своей термин «баланс» латинского происхождения. Буквально: bis – дважды, lans – чаша весов. К бухгалтерскому балансу предъявляются такие требования как: правдивость (вся документация по операциям-инвентаризация, точнее если; синтетический=аналитическому, качественно составлены документы, резервы, расчеты точны), реальность (реальность фактического и теоретического, ос переоценка,), единство (построение баланса по единым принципам), преемственность (единая учетная политика, балансы вытекают из друг друга), ясность (можно понять пользователям). Реальность баланса. «Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности». Теории балансовых оценок, существующие на данный момент можно свести к трем группам. «Теория объективных оценок основана на принципе рыночных цен, которые могли бы быть установлены при продаже имущества на момент составления баланса.» «Теория субъективных оценок базируется на оценке, по которой средства числятся в учете (в книгах).» Для товарно-материальных ценностей и основных средств это будут затраты на приобретение или строительство, для долгов – их номинальная оценка. Реальность баланса зависит от ликвидности средств организации. «Под ликвидностью понимается способность средств пройти кругооборот и в конечном итоге принять денежную форму.» Ликвидность дебиторской задолжности определяется возможностью получения денег от дебиторов. В активе баланса могут быть как ликвидные ценности, так и неликвидные. Преемственность баланса выражается в том, что каждый последующий баланс должен исходить из предыдущего. (преемственность должна распространяться на методы оценок и составления).
№2 позволяет определить вид, величину и источники формирования фин. результата на основе произведенных расчетов. Принципы построения: 1. начисление (допущение временной определенности фактов хоз. деятельности) 2. недопущение статей взаимозачета в статьях дохода и расхода (метод брутто) 3. детализация затрат по функциям управления (производство, управление, сбыт) 4. разделение фин. результатов на основные и прочие. Структура: 1-выручка (90.1., кредитовый оботот, поступления от продаж, услуг) ПБУ 9/99-имеет право на выручку из конкретного договора - сумма выручки определена - повышение экон. выгод - расходы определены - формы оплаты (денежна, натуральная) 2-с/с (учтены затраты на производство) ПБУ10/99-расходы по договоры или законадательству - умма орпеделена - понижение экон. выгод - прямые расходы и тт. п. по статьям
Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода. Величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях: конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции
При ведении учета по кассовому методу, доходы учитываются в момент получения денежных средств, а расходы – в момент выплаты. Такая система особенно удобна, когда необходимо сосредоточить внимание на движении
денежных средств от основной деятельности фирмы. Фактически, чистый результат движения денежных средств фирмы от основной деятельности равно ее прибыли, рассчитанной на основе кассового метода. Расчет чистого результата движения денежных средств от основной деятельности требует изменения базы расчета: с метода начислений на кассовый метод.
Прямой метод расчета: Прямой метод учитывает основные категории денежных поступлений и выплат от основной деятельности и, по сути, представляет собой отчет о прибылях и убытках, составленный на основе кассового метода. Используя прямой метод расчета, можно определить суммы денежных средств по различным
категориям, либо (1) путем анализа и классификации денежных операций фирмы, либо (2) путем пересчета доходов и расходов, рассчитанных на основе метода начислений, в соответствующие суммы, рассчитанные на основе кассового метода.
Согласно косвенному методу пересчета, неденежные расходы, такие как износ и амортизация, прибавляются к чистой прибыли, с тем чтобы устранить влияние, оказываемое ими на чистую прибыль. Кроме того, устраняется влияние на чистую прибыль прибылей и убытков от инвестиционной и финансовой деятельности. Изменения дебиторской задолженности, остатков товарно-материальных ценностей, расходов будущих периодов, кредиторской задолженности, задолженности по уплате процентов и налога на прибыль, происходящие в течение года, должны быть либо прибавлены к чистой прибыли, либо вычтены из нее, в зависимости от того, какой счет анализируется, и от того, происходило ли соответствующее изменение в сторону повышения или понижения. Ниже приводится таблица, представляющая порядок трансформирования сумм по косвенному методу, в которой вкратце излагается общий подход и сами корректировки.
Инфляция – это процесс повышения среднего уровня цен на все товары, работы и услуги, в результате которого деньги обесцениваются. В зависимости от темпов роста цен различают умеренную инфляцию, гиперинфляцию и галопирующую инфляцию.
Влияние инфляции на величину показателей бухгалтерской отчетности
Основными последствиями инфляции являются: • занижение стоимости имущества организации; • занижение расходов организации и себестоимости продукции, работ, услуг; • завышение прибыли, налога на прибыль, показателей рентабельности; • разновыгодность расчетных операций.
Занижение стоимости имущества организации. При постоянном повышении цен на товары, работы, услуги стоимость имущества на дату составления отчетности всегда будет выше, чем при его приобретении.
Занижение расходов организации и себестоимости продукции, работ, услуг. Занижение стоимости амортизируемого имущества приводит к снижению сумм начисленной амортизации, включаемой в себестоимость продукции и ведет к занижению себестоимости продукции, работ, услуг. Ее следствием является неполное возмещение текущих затрат из поступившей выручки, что не позволяет воспроизвести необходимые текущие затраты в последующих отчетных периодах.
Завышение прибыли, налога на прибыль, показателей рентабельности. Занижение себестоимости продукции, работ, услуг ведет к искусственному завышению показателей прибыли, налога на прибыль, показателей рентабельности, что не позволяет объективно оценить результаты деятельности организации и может ввести в заблуждение пользователей информации, в том числе из-за завышения рентбельной стоимости акции.
Разновыгодность расчетных операций. Однако даже умеренная инфляция влияет на деятельность организаций, значительно искажает данные отчетности, подготовленной традиционным способом и пользователи не могут получить достоверную информацию. Так, величина дебиторской задолженности теряет свою стоимость, что негативно сказывается на результатах деятельности организации. И, наоборот, организации, увеличивающие величину кредиторской задолженности, извлекают в период инфляции выгоду, так как могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной стоимостью.
В зависимости от уровня инфляцию можно подразделить на 3 уровня:
1. При уровне инфляции от 0 до 4% в год необходимость пересчета отсутствует, однако предлагается раз в несколько лет переоценивать находящиеся на балансе основные средства с длительным сроком полезного использования. Это позволит избежать занижения стоимости основных фондов и величины амортизационных отчислений. 2. При уровне инфляции от 4 до 21% в год предприятиям предлагается в зависимости от параметров их деятельности, а также качественных характеристик экономической среды применять различные методы корректировки. При этом данные о пересчете отдельных показателей финансовой отчетности предлагается приводить в пояснениях. 3. При уровне инфляции выше 21% в год рекомендуется применять системные методы корректирования отчетности. При этом скорректированную отчётность предлагается представлять в качестве основной отчётности. Нескорректированная отчётность может приводиться в пояснениях при наличии в ней полезной информации или не приводиться вовсе.
Методы учета влияния инфляции: • периодическая переоценка активов; • применение ускоренных методов начисления амортизации по амортизируемым активам (10% к списанию при поступлении);
Информация содержится в 1 форме отчетности разделе справка. В справке нужно отразить стоимость ценностей, право собственности на которые организации не принадлежит. Кроме того, здесь указывают те или иные факты хозяйственной деятельности организации, которые в соответствии с действующими нормативными документами отражаются на забалансовых счетах.
По строке 910 показывается стоимость основных средств, которые не принадлежат организации на праве собственности, а получены от других предприятий или физических лиц по договору безвозмездного пользования или аренды, в том числе лизинга.
По строке 920 отражается стоимость товарно-материальных ценностей, которые хотя и находятся в организации, но право собственности на них организации не принадлежит. Например, такая ситуация возникает, если организация продала товары, но временно они пока оставлены на складе организации-продавца на ответственном хранении, или в организацию поступили от поставщика. При поступлении такие материалы, товары учитываются по дебету счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Данные ценности учитываются на счете 002 по ценам, предусмотренным в первичных документах.
По строке 930 отражают стоимость товаров, полученных для продажи по договору комиссии (договору поручения или агентскому договору), право собственности на которые принадлежит комитенту (поручителю, принципалу). Эти товары учитываются на счете 004 «Товары, принятые на комиссию» по ценам, указанным в первичных документах.
строке 940 отражают суммы, учитываемые на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Задолженность неплатежеспособного дебитора списывается с баланса в следующих случаях: истек срок исковой давности (срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности); должник признан банкротом. При списании задолженности с забалансового учета по истечении пяти лет производится запись по кредиту счета 007.
По строке 950 отражают суммы гарантий, полученные организацией в обеспечение выполнения обязательств и платежей от других организаций, например, гарантии в обеспечение оплаты товаров, проданных покупателям, выполнения организацией определенных обязательств (оплаты полученных товаров, возврата кредита или займа)
По строке 970 отражают суммы износа, начисленные по объектам жилищного фонда.
Строка 980 В конце года по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам начисляют износ, для того чтобы определить степень изношенности данных объектов. Начисление износа производится по установленным нормам амортизационных отчислений основных средств.
По строке 990 " отражают стоимость нематериальных активов, полученных в пользование, если исключительные права на них не перешли к организации-получателю. Такие активы организация-получатель учитывает на забалансовом счете 012 в оценке, принятой в договоре.
1. Учет постоянных разниц, временных разниц и постоянных налоговых обязательств: Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. Постоянное налоговое обязательство равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. Временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.
2. Учет налога на прибыль.
3. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств. Постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) отражаются в отчете о прибылях и убытках.
Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном наличии следующих условий: а) наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств; б) отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.
Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.
Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов
При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убыток. Прибыль (убыток) – это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.
Отчет о прибылях и убытках как важнейший показатель финансового состояния предприятия. Важнейшей составляющей бухгалтерской отчетности является отчет о прибылях и убытках, который в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета, сформулированной в законе, должен дать «полную и достоверную информацию о деятельности организации». Такой подход к отчету о прибылях и убытках в полной мере соответствует Принципам подготовки и составления финансовой отчетности, предусмотренным Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Баланс является отражением имущества, обязательств и собственного капитала, отчет о прибылях и убытках как составная часть годовой и промежуточной отчетности позволяет определить вид, величину и источники формирования финансового результата на основе произведенных расходов.
Отчет о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, что позволяет анализировать составляющие финансового результата.
Разделы «Доходы и расходы по обычным видам деятельности». ПБУ 9/99 Если сумма выручки, полученной от какого-либо вида деятельности организации, составляет 5 процентов и более от общей суммы выручки, она отражается по строкам 011–013 Отчета. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.
Содержание раздела «Справочно». Согласно методических рекомендаций базовая прибыль (убыток) на акцию рассчитывается делением базовой прибыли (убытка) отчетного периода на средневзвешенное количество обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение этого периода. Средневзвешенное количество обыкновенных акций определяется суммированием количества акций на первое число каждого месяца отчетного периода и делением полученного результата на число месяцев. Под базовой прибылью (убытком) понимается прибыль (убыток) отчетного периода, оставшаяся в распоряжении акционерного общества после уплаты налога на прибыль и прочих аналогичных платежей. Эта величина берется из строки «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» формы №2.
Раздел «Расшифровка отдельных прибылей и убытков»
Сравнительный анализ российских стандартов с международными стандартами 1. В МСФО содержание финансовой отчетности важнее формы представления информации, а в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований к составлению документации. 2. Разница в сроках учета операций. 3. Момент реализации продукции. 4. отражение амортизации и расходов по оплате труда. Согласно МСФО, если компании раскрывают отчет о прибылях и убытках, используя метод «по назначению затрат», т.е. по функциональному признаку расходов, то они должны дополнительно раскрывать данные по расходам на амортизацию и оплату труда. В российской практике данные расходы раскрываются в Приложении к бухгалтерскому балансу (Форма 5). 5. Состав себестоимости продукции (управл. расходы и коммерческие не вкл. в с/с) 7.В соответствии с российскими стандартами доходы и расходы, полученные и понесенные по разным операциям, отражаются развернуто, а МСФО свернуто. 8. приоритет содержания над формой представления финансовой информации. 9. Различие оценки активов и обязательств 10. Различие в объемах раскрываемой информации 11. нет определений понятий 12. нет определенной формы. 13. В стандартной форме баланса российского предприятия активы сортируются в порядке возрастания ликвидности, а пассивы – в порядке возрастания срочности востребования. Предприятия, составляющие баланс по международным стандартам, показывают активы с сортировкой по убыванию ликвидности, обязательства – по убыванию уровня срочности, а собственный капитал – в порядке его постоянства. Капитал представляет собой разность между активами и обязательствами. С другой стороны, капитал можно охарактеризовать как сумму нераспределенной прибыли и уставного капитала. Согласно МСФО 1, кроме перечисленных выше обязательных статей, дополнительно в балансе или в примечаниях к отчетности, организация обязана раскрыть расшифровку акционерного капитала и описание резервов, созданных в рамках собственного капитала.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.
В случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.
В бухгалтерской отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом требования существенности, как минимум, следующая информация:
способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам);
последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;
стоимость финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;
разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;
по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, – разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, начисляемая в соответствии с порядком, установленным пунктом 22 настоящего Положения;
стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;
стоимость и виды выбывших ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи);
данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием: вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного прочим доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году;
по долговым ценным бумагам и предоставленным займам – данные об их оценке по дисконтированной стоимости, о величине их дисконтированной стоимости, о примененных способах дисконтирования (раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках).
Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов), а некоммерческая – за счет увеличения расходов.
Расходы, связанные с предоставлением организацией другим организациям займов, признаются прочими расходами организации.
При выбытии активов, принятых к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется организацией исходя из последней оценки.
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств.
Постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) отражаются в отчете о прибылях и убытках.
При наличии постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, корректирующих показатель условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, отдельно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются: условный расход (условный доход) по налогу на прибыль;
постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде и повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль в целях определения текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка); постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах, но повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль отчетного периода; суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства; причины изменений применяемых налоговых ставок по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
Для целей Положения сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.
Сумма начисленного условного дохода по налогу на прибыль за отчетный период отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов по налогам и сборам и кредиту счета учета прибылей и убытков (субсчет по учету условных доходов по налогу на прибыль).
Текущем налогом на прибыль (текущим налоговым убытком) признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.
При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход (условный доход) по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (текущему налоговому убытку).
Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) за каждый отчетный период должен признаваться в бухгалтерской отчетности в качестве обязательства, равного сумме неоплаченной величины налога.
Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах.
Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы.
Отложенные налоговые обязательства равняются величине, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства.
Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном наличии следующих условий:
а) наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
б) отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.