Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности (работа 1)
Содержание
1. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
2. Учет операций по покупке иностранной валюты
3. Практическое задание
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства, отдельных регионов, объединений, предприятий. В настоящее время Россия переживает период реформ, целью которых является постепенный отказ государства от монополии на внешнюю торговлю. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок. Происходит вовлечение российской экономики в международное разделение труда. В этих условиях первостепенное значение приобретают вопросы организации, регулирования и учета внешнеэкономической деятельности (ВЭД) организаций. Основные правила ведения и организации бухгалтерского учета в организациях установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", Планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными документами.
Экономическая политика Российской Федерации на современном этапе призвана открыть каждому субъекту предпринимательства возможность налаживания международных контрактов. Перед каждой российской организацией, решившей распространить свой бизнес за пределы страны, встает задача организации бухгалтерского учета на более высоком уровне.
Конец формы
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономических и административных методов регулирования ВЭД (использование импортных и экспортных тарифов и нетарифное регулирование - квотирование, лицензирование).
Основным принципом государственного регулирования ВЭД является принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в ВЭД, нанесения ущерба ее участникам и экономике страны в целом.
Экономическая политика государства должна быть направлена на совершенствование нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), усиление контроля внешнеэкономических операций.
В настоящее время действует концепция развития внешней торговли страны, установленная Федеральным законом РФ № 157-ФЗ от 13.10.95 (в ред. от 10.02.99 № 32-ФЗ)"О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Этим документом впервые разграничены полномочия (права, обязанность и ответственность) федеральных и региональных органов управления, определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и порядок ее осуществления российскими и иностранными экономическими субъектами. Основная цель данного документа - обеспечить экономические интересы и экономический суверенитет России, создать условия для ее успешной интеграции с мировой экономикой.
Закон дает четкие определения основных, применяемых во внешнеторговой деятельности:
внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);
товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются;
услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений;
исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом;
экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе;
импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. К субъектам внешнеторговой деятельности относятся резиденты и нерезиденты. Резидентами по законодательству РФ являются:
юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в соответствии с действующим законодательством;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами (представительства, филиалы), созданные согласно действующему законодательству на территории РФ;
дипломатические и иные представители РФ, находящиеся за пределами территориями РФ;
филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами территории РФ;
физические лица, постоянно проживающие на территории РФ, в том числе временно находящиеся за ее пределами.
Нерезидентами по законодательству являются:
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства, с местонахождением за пределами РФ;
иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их представительства и филиалы, осуществляющие свою деятельность на территории РФ;
физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ имеют право осуществлять координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц; а также предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, и др.
Во ВЭД организаций широко используется иностранная валюта. Ее обращение в РФ регулируется Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 № 615-1 (в ред.30.12.2001), в котором установлены единые основы регулирования валютных операций.
Помимо валютного регулирования в РФ осуществляется валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции (Министерство экономики и др.), а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (Минфин РФ).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, т.е. банки получившие лицензию ЦБ РФ на проведение валютных операций, подотчетные Центральному банку РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти.
ВЭД предполагает по товарным операциям перемещение ценностей через таможенную границу РФ, механизм оформления таких операций и порядок контроля устанавливают Таможенный кодекс РФ (ТК РФ), принятый Постановлением Верховного Совета РФ от 18.06.93 № 5223-1, Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 № 5003-1, признающий приоритет международного права по сравнению с национальным в области внешней торговли.
Согласно ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК).
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.
В настоящее время ТК РФ пересматривается с целью приведения таможенного законодательства в соответствие с новой редакцией Киотской конвенции.
На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня - от Правительства РФ до ГТК РФ, Минфина РФ, Министерства по налогам и сборам РФ и других органов - формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, валютного регулирования и контроля, процедуры их применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.
2. Учет операций по покупке иностранной валюты
Действующее валютное законодательство не предусматривает для резидентов - юридических лиц права свободного приобретения иностранной валюты. Резиденты покупают иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и только на цели, определяемые Центральным банком РФ.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.10.98 № 383-У, Инструкцией ЦБ РФ от 29.06.92 № 7 иностранная валюта может быть приобретена только в определенных целях:
для платежей по договорам об импорте товаров в РФ, как подпадающим, так и не подпадающим под систему таможенно-банковского валютного контроля;
для платежей по договорам об импорте в РФ работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
для погашения основного долга по финансовым кредитам, предоставленным на срок как менее, так и более 180 дней;
для выплаты процентов и прочих платежей по финансовым кредитам, предоставленным на срок более 180 дней;
для выплат доходов по вкладам и инвестициям;
для платежей по иным текущим валютным операциям;
для платежей по иным валютным операциям, связанным с движением капитала и осуществляемым как на основании разрешений (лицензий) и документов о регистрации Банка России, так и без них;
для оплаты командировочных расходов по заграничным командировкам;
для выплат комиссионного вознаграждения уполномоченному банку за осуществление операций в иностранной валюте.
Для совершения резидентом операций покупки иностранной валюты в уполномоченном банке открывается специальный транзитный валютный счет. На специальный транзитный валютный счет юридического лица зачисляются следующие поступления:
иностранная валюта, купленная резидентом за рубли на валютном рынке;
иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета и не израсходованная для целей оплаты командировочных расходов и др.
Уполномоченный банк, принимая поручение резидента на покупку валюты, сверяет копии предоставленных резидентом документов с их оригиналами и проставляет на них отметку банка, сверяет сумму поручения на покупку с суммой, указанной в оригиналах документов, проставляет на оригиналах документов отметку о сумме принятого к исполнению поручения.
Оформленные надлежащим образом документы передаются резидентом в банк-покупатель, который не позднее 3 рабочих дней со дня исполнения поручения на покупку переводит валюту со своего корреспондентского счета. Купленная на внутреннем валютном рынке иностранная валюта зачисляется на специальный транзитный валютный счет резидента в уполномоченном банке.
Приобретенная иностранная валюта должна быть переведена на валютные счета получателей по распоряжению резидента для исполнения своих обязательств по контрактам (договорам) в течение 7 календарных дней.
Получение наличной иностранной валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением снятия наличной иностранной валюты для оплаты командировочных расходов.
Если в течение 7 дней со дня зачисления валюты на специальный транзитный валютный счет валюта не была списана в соответствии с целями ее покупки, то указанная иностранная валюта подлежит обратной продаже на внутреннем валютном рынке. Обратной продаже также подлежит иностранная валюта, ранее списанная со специального транзитного валютного счета резидента, но поступившая в пользу резидента вновь в случаях:
возврата авансовых платежей (предварительной оплаты) по неисполненным импортным контрактам;
возврата сумм со счетов покрытия по открываемым уполномоченными банками покрытым (депонированным) аккредитивам;
возврата сумм в связи с ошибочно произведенными платежами.
Перечисленная иностранная валюта зачисляется уполномоченным банком на транзитный валютный счет резидента, а не на специальный транзитный валютный счет. В течение 7 дней с даты зачисления резидент представляет уполномоченному банку поручение на обратную продажу либо заявление об осуществленном ранее платеже иностранной валюты с его текущего валютного счета.
Депонированная банком валюта должна быть им продана в течение 3 рабочих дней от даты депонирования с зачислением полученных рублевых средств на расчетный счет резидента.
Есть некоторые особенности покупки валюты для осуществления платежей по договорам об импорте товаров в РФ. Порядок покупки иностранной валюты различен в зависимости от момента осуществления такой операции: производится она после ввоза товаров на территорию Российской Федерации (т.е. после таможенного оформления товаров) или до ввоза (т.е. до таможенного оформления).
В первом случае юридическое лицо - резидент одновременно с представлением в уполномоченный банк поручения на покупку валюты представляет копию грузовой таможенной декларации, подтверждающую ввоз товаров в РФ, заверенную нотариально либо самим юридическим лицом - резидентом.
Второй случай предполагает, что одновременно с перечислением уполномоченному банку суммы рублей, необходимой для покупки иностранной валюты, юридическое лицо - резидент открывает в уполномоченном банке депозит в размере средств, перечисленных на покупку иностранной валюты. Возврат суммы депозита производится только после предоставления в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз товаров в РФ.
Сумма, перечисляемая в депозит, может быть уменьшена в том случае, если предприятие имеет открытый уполномоченным банком безотзывный аккредитив, либо гарантию банка-нерезидента в качестве обеспечения исполнения обязательства импортера по поставке товаров или возврата уплаченного экспортером аванса (предварительной оплаты), либо специальное разрешение ЦБ РФ.
Возврат суммы депозита осуществляется в следующих случаях:
при возврате суммы платежа по договору об импорте товаров, для целей осуществления которого был открыт депозит;
при представлении в банк копии грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз товаров в Российскую Федерацию;
при обратной продаже юридическим лицом - резидентом купленной для осуществления платежа по договору иностранной валюты.
При частичном выполнении вышеперечисленных условий возврат депозита осуществляется пропорционально исполненным обязательствам, возвращенным или подлежащим обратной продаже суммам валюты.
При покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности в уполномоченный банк в сумме, превышающей 10 тыс. долл. США, одновременно с поручением на покупку иностранной валюты представляется заключение Минфина РФ об обоснованности платежей.
Расходы на оплату вознаграждения банку, связанные с приобретением иностранной валюты для оплаты контрактов по поставке сырья, товаров, материалов, могут включаться:
в затраты, связанные с приобретением ТМЦ в соответствии в п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина от 09.06.2001 № 44н, при условии выделения таких расходов отдельной позицией в документе или оформления самостоятельным документом, при условии отражения организацией в бухгалтерском учете использования валюты на приобретение конкретных ТМЦ;
операционные расходы согласно общему правилу в соответствии с п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н (ред. от 30.03.2001).
Аналогичным образом расходы на оплату вознаграждения банку, связанные с приобретением иностранной валюты для оплаты контрактов по поставке основных средств, в соответствии с п.8 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26н, могут быть включены в первоначальную стоимость приобретаемых основных средств либо в состав операционных расходов предприятия. В соответствии с пп.6 п.1 ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов организации включаются расходы в виде положительной разницы, образующейся вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ на дату совершения сделки покупки валюты. В соответствии с пп.16 п.1 ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов организации включаются расходы на оплату услуг банков. Порядок бухгалтерского учета операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке для оплаты импортных контрактов приведен в табл.1. Предположим, что организация приобретает 15 000 долл. США для оплаты контракта в порядке предварительной оплаты, для этого организация перечислила 458 500 руб. (с учетом комиссионного вознаграждения банка, которое составляет 2500 руб). Согласованный курс приобретения валюты банком составляет 30,4 руб. за 1 долл. США. Курс доллара США, установленный ЦБ РФ, на дату зачисления валюты на счет организации составляет 30,3 руб. за 1 долл. США.
Таблица 1
Бухгалтерский учет операций покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
Содержание операций |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, долл. США/ руб. |
Основание |
Перечислены денежные средства на приобретение иностранной валюты |
76 или 57 |
51 |
458 500 |
Поручение на покупку валюты |
Перечислены денежные средства на депозитный вклад |
55/3 |
51 |
458 500 |
Выписки банка по расчетному и специальному счетам |
Приобретенная валюта зачислена на специальный транзитный валютный счет (15 000 долл. США · 30,3) |
52 |
76 или 57 |
15 000 долл. США/ 454 500 |
Выписка банка по специальному транзитному валютному счету |
Отражена сумма комиссии банка за приобретение валюты |
08, 10, 15, 41, 91/2 |
76 или 57 |
2500 |
Отчет банка Бухгалтерская справка-счет |
Отражена сумма убытка от приобретения валюты по курсу, превышающему курс ЦБ РФ (15 000 долл. США · (30,4-30,3)) |
91/2 |
76 или 57 |
1500 |
Бухгалтерская справка-расчет |
3. Практическое задание
Задача 1
Остаток средств на специальном валютном счете организации на начало дня 20 июля составляет 20 339 долларов США. В бухгалтерском учете стоимость этих средств составляет 639 661, 55 рублей.
20 июля на счет были зачислены еще 10 000 долларов США, приобретенных банком по поручению клиента. Курс ЦБ РФ составляет 29,35.
Определить курсовую разницу, возникшую при пересчете стоимости остатка средств. Отразить данную ситуацию на счетах бухгалтерского учета.
Решение:
Определим курсовую разницу, возникшую при пересчете стоимости остатка средств:
(29,35 - 639 661,55/20 339) * 20 339 = - 42 711,9 руб.
Отрицательная курсовая разница отражается в бухгалтерском учете записью:
Дебет 91/2 "Прочие расходы" 42 711,9
Кредит счета 52 "Валютные счета", субсчет "Специальный
транзитный валютный счет" 42 711,9
Задача 2
Организация подала заявку на покупку 10 000 долларов США для возмещения расходов по командировке. Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на дату совершения покупки валюты и зачисления на специальный транзитный счет - 28,07 руб., коммерческий курс - 28,30 руб. Комиссионное вознаграждение банку за покупку валюты составляет 0,1% от суммы купленной валюты.
Отразить данную ситуация на счетах бухгалтерского учета. Определить и списать курсовые разницы. Перечислить документы, предоставляемые в банк для приобретения валюты.
Решение:
Дебет 52 Кредит 57
280 700 руб. (10 000 * 28,07) - зачислена на специальный транзитный валютный счет купленная валюта;
Дебет 91-2 Кредит 57
281 руб. - удержано банком комиссионное вознаграждение.
В бухгалтерском учете курсовые разницы отражаются как внереализационные доходы и расходы (п.8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", п.12 ПБУ 10/99 "Расходы организации"):
Дебет 91-2 Кредит 57
2 300 руб. (10 000 * (28,30 - 28,07)) - отражена разница между курсом покупки валюты и курсом ЦБ РФ на дату зачисления валюты на счет организации).
Отрицательная курсовая разница (2 300 руб), образовавшаяся из-за отклонения курса покупки валюты от курса, установленного Банком России на дату перехода права собственности, в налоговом учете отражается в составе внереализационных расходов (подп.6 п.1 ст.265 НК РФ).
Уполномоченный банк осуществляет покупку иностранной валюты для оплаты командировочных расходов на основании поручения Клиента на покупку иностранной валюты. В поручении на покупку иностранной валюты в обязательном порядке указывается назначение платежа: "Командировочные расходы".
Список использованной литературы
Закон Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (ред.30.12.2001) // Рос. газ. - 1992. - № 240.
Федеральный закон Российской Федерации от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ред.10.02.99) // Рос. газ. - 1995. - № 207.
Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования" // Рос. газ. - 2001. - № 153-154.
Указание ЦБ РФ от 20.10.98 № 383-У (ред. от 21.06.2000)"О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" // Вестн. Банка России. - 1998. - № 74.
Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 475 с.
Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. - М.: Проспект, 2004. - 672 с.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. - М.: ИЦ Академия, 2004. - 384 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 640 с.
Руденко В.И. Бухгалтерский учет. - М.: Дашков и К, 2002. - 224 с.
Тепляков А.Б. Бухгалтерский учет. - М: Книжный мир, 2002. - 183 с.
Шапигузов С.М., Склеймов Н.В., Табалина С.А., Бороденков О.С. Альбом типовых бухгалтерских проводок. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 184 с.
Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет. - М.: Дашков и К, 2002. - 376 с.