Бухгалтерский учет в процессе управления сбытом продукции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Бухгалтерский учет в процессе управления сбытом продукции
Бухгалтерский учет предназначен для обеспечения своевременного и полного учета поступающих в соответствующую организацию денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также отражения их движения; достоверного учета издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составления калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг; точного учета и экономического анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации; правильного начисления и своевременного перечисления платежей и т.д. В табл. 1 приведена выдержка из плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций.
Таблица 1
Основные средства социалистических предприятий включают в себя средства труда. По определению К. Маркса, "... средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет.
Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи. В более широком смысле к средствам процесса труда относятся все материальные условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться".
Особенность основных средств (фондов) заключается в том, что в процессе производства они сохраняют свою форму, а их стоимость передается на вновь создаваемый продукт по мере износа.
Основные средства (фонды) в отраслях народного хозяйства по вещественно-натуральному характеру и назначению подразделяют на следующие виды:
здания;
сооружения;
передаточные устройства (электросети, трубопроводы);
машины и оборудование;
транспортные средства;
инструмент;
производственный инвентарь и принадлежности;
хозяйственный инвентарь;
рабочий и продуктивный скот;
многолетние насаждения;
капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений);
прочие.
По функциональному назначению их подразделяют на производственные и непроизводственные.
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
Первоначальная стоимость складывается из затрат на проектно-изыскательские, строительные и монтажные работы; на приобретение, доставку и монтаж оборудования в соответствии со сметной стоимостью.
Остаточная стоимость представляет собой остаток от вычета из первоначальной стоимости начисленного износа.
Восстановительная стоимость определяется как сумма затрат, необходимых в современных условиях для приобретения или строительства данного объекта.
Производственные затраты включают в себя расходы на сырье и основные материалы, являющиеся продуктами сельского хозяйства или добывающей промышленности; вспомогательные материалы, способствующие процессу производства (смазка, краски и т.п.); топливо; тара; запасные части; молодняк животных и животные на откорме; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе или в эксплуатации.
Для правильного указания в документах по учету движения материалов применяют систематизированный перечень установленных наименований материалов и их единиц измерения, используемых на предприятии, называемый номенклатурой. Каждому наименованию, марке, сорту и размеру материалов присваивается номенклатурный номер (шифр), который в обязательном порядке указывается во всех документах по учету движения материалов. Полное наименование материалов часто бывает многословным, что неудобно для повседневного употребления. Введение номенклатурных номеров позволяет избежать или уменьшить число ошибок, связанных с произвольным сокращением таких наименований, перестановкой слов, заменой их кратким жаргонным названием. В современных АСУ, работающих в диалоговом режиме, номенклатурные номера имеют вспомогательную роль.
Материалы учитывают в затратах производства по их фактической себестоимости. Но в текущем учете при систематической обработке данных о движении материалов их фактическая себестоимость может быть еще неизвестна. В этом случае используют оптовые цены или плановую себестоимость, которые называют учетными ценами.
Затраты на производство группируют по элементам затрат и статьям калькуляции. Элементами затрат называют экономически однородные затраты независимо от того, где на производстве и на какие виды изделий они расходуются. Элементами затрат на производство являются: сырье и основные материалы, в том числе покупные изделия и полуфабрикаты; вспомогательные материалы; топливо; энергия; заработная плата; отчисления на социальное страхование; амортизация основных фондов; прочие расходы.
Для определения себестоимости изделий на каждый их вид составляют калькуляции по статьям затрат. Типовая группировка содержит следующие калькуляционные статьи затрат: сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); топливо и энергия на технологические цели; основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и освоение производства, на содержание и эксплуатацию оборудования; общезаводские, цеховые и прочие производственные расходы, а также потери от брака и внепроизводственные расходы.
Совокупность затрат по всем перечисленным калькуляционным статьям, кроме внепроизводственных расходов, составляет производственную себестоимость, а вместе с ними - полную себестоимость.
Готовая продукция представляет собой полностью законченные изделия. Она отражается в балансе по фактической себестоимости, а в текущем учете – по учетным ценам.
Денежные средства, предназначенные для расчетов с поставщиками и потребителями, содержатся на расчетном счете в Государственном банке. Каждое предприятие или организация имеет только один расчетный счет.
Остальные разделы плана счетов бухгалтерского учета понятны по их наименованиям из табл. 1. Остановимся лишь на расчетах с рабочими и служащими.
Исходными данными для бухгалтерского учета труда и заработной платы являются сведения о выработке и начислении заработной платы рабочим; данные табельного учета и листки нетрудоспособности; персональные данные по всему составу работающих; распределение сумм между членами бригады при бригадной оплате труда; сведения о премиях и доплатах и различного рода удержаниях.
Расчеты по заработной плате выполняются два раза в месяц. За первую половину месяца оформляется только платежная ведомость на выплату аванса. Размер аванса устанавливается коллективным договором предприятия. За вторую половину месяца проводятся полные расчеты, выдается платежная ведомость и различные сводные документы по начислению и распределению заработной платы. Все виды разовых оплат, автоматизация которых нецелесообразна, рассчитывают вручную и вводят в ЭВМ в виде готовых сумм по ведомости на разовые оплаты.
В память ЭВМ вводят условно-постоянные данные, корректируемые по мере необходимости, как правило, перед очередным циклом расчетов. Сведения о работающих, приведенные в табл. 2, вводятся с карточек личного состава работающих, заполняемых в отделе кадров, и дополняются данными для лицевых счетов, ведущихся бухгалтерией.
Таблица 2
Для ведения учета использования рабочего времени каждому работающему присваивается табельный номер, и его явка на работу фиксируется в табеле учета рабочего времени. В табеле указывается число часов работы по числам месяца и всего за месяц. По каждому полному или неполному дню неявок указывается причина – отпуск очередной, по беременности и родам, без оплаты; болезнь; командировка; прогул; работа в подшефной организации и т.д.
Доплаты к заработной плате могут быть определены в виде некоторых сумм или в процентах от оплаты. К первым относятся персональные надбавки, оплата за ночные смены и праздничные дни и др. Ко второй группе относятся доплата неосвобожденным бригадирам за руководство бригадой, шоферам за классность, оплата ученикам и пр.
После выдачи аванса заработной платы и закрытия платежной ведомости в ЭВМ вводят сведения о лицах, по тем или иным причинам не получившим аванс, чтобы при окончательном расчете заработной платы за месяц аванс не был удержан (если аванс не переводится на депоненты).
Основным документом, по которому начисляется заработная плата рабочим, является наряд. Для работающих повременно таким документом является табель учета рабочего времени. Кроме того, для разовых расчетов водятся различные листки на доплаты за непредусмотренные технологическим процессом работы с указанием причин и виновников доплат; листки о простое не по вине рабочего; листки нетрудоспособности. В последнем случае оплата проводится в зависимости от вида пособия: по общим заболеваниям; по профессиональным заболеваниям; по беременности и родам; по травмам бытовым и производственным.
Из заработной платы удерживаются налоги в установленных размерах, с соответствующими льготами инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и некоторым другим категориям граждан. Кроме того, из заработной платы удерживают суммы по исполнительным листам, за приобретенные в кредит товары, в случаях недостач и т.п.
Основными выходными документами являются платежные ведомости на выдачу заработной платы за первую и вторую половину месяца. Кроме того, выдаются различные сводные отчеты, содержание которых определяется конкретными условиями предприятия.
При проектировании подсистемы бухгалтерского учета и заработной платы следует учитывать основную ее особенность, заключающуюся в том, что на ЭВМ ведут расчеты финансовых и денежных средств. В связи с этим возникает ряд более жестких требований, чем в других подсистемах АСУ.
Прежде всего, это относится к необходимости обеспечения повышенной точности и достоверности выходных данных. Для этого помимо повышенной надежности технического и программного обеспечения надо свести к минимуму участие человека в процессе обработки данных, полностью исключить составление документов от руки. На ЭВМ следует выдавать в виде распечаток только такие внутрисистемные документы, которые связаны с физической передачей денежных сумм или материальных ценностей от одного лица другому, что необходимо сопровождать юридическим подтверждением этого факта личными подписями. Тем не менее полностью избежать ручного ввода данных невозможно, так как ряд документов поступает извне системы, а для их автоматического считывания пока не существует массовых надежных технических устройств. Поэтому правильность ввода контролируют несколькими методами одновременно.
Повышенного внимания требует алгоритмизация расчетов. Так, например, нельзя округлять результаты, отбрасывая дробные доли; следует строго следить, чтобы при переводе средств с одной статьи бухгалтерского баланса на другую не изменялись ни каждая переводимая сумма, ни общий их итог.
Манипулирование финансовыми и денежными средствами с помощью ЭВМ требует повышенных мер защиты от несанкционированного доступа, аналогичных системам повышенной секретности. При этом нельзя существенно усложнять работу пользователя в санкционированном режиме и в то же время следует обеспечить защиту от весьма квалифицированных лиц, в том числе персонала вычислительного центра.
Работа системы должна происходить в реальном времени. Одним из показателей успешности работы финансовой службы и бухгалтерии является ускорение оборачиваемости оборотных средств. Недопустимо, чтобы обработка документов на ЭВМ прямо или косвенно задерживала этот процесс.
Особое внимание должно быть уделено ведению протоколов работы системы и ее архивов. Для проверки возможных злоупотреблений или устранения недоразумений могут потребоваться достаточно детальные сведения за прошлые периоды.
В системе неизбежно возникает время от времени необходимость корректировки хранимых данных. Этот режим должен быть тщательно продуман и регламентирован, чтобы исключить возможность его использования в иных целях.
В современных условиях хозяйственной деятельности предприятий, когда одним из основных критериев является объем реализованной продукции и выполнение обязательств по договорам с потребителями как по объемам, так и по срокам и номенклатуре поставок, важное значение имеет эффективная деятельность сбытовых подразделений предприятий и объединений.
Функции отдела сбыта заключаются в следующем. Отдел получает планы выпуска и реализации товарной продукции. Согласно этим планам, а также заключенным договорам и разнарядкам составляются планы отгрузки готовых изделий собственного производства, покупных изделий, поставляемых в комплекте с изделиями своего производства, другой товарной продукции. Получая сведения о готовности продукции, наличии ее на складе, данные о сортности, отдел сбыта составляет график отгрузки, набирая в случае необходимости комплекты изделий для одного потребителя или набирая в один грузовой адрес продукцию по весу до нормы загрузки железнодорожного вагона. Одновременно оформляются необходимый документы и счета потребителям. В ходе этой работы ведется оперативный учет и прогнозирование выполнения планов реализации и прибыли, планов отгрузки и др.
Основой функционирования подсистемы сбыта является разработка оперативных календарных графиков отгрузки, обеспечивающих своевременное поступление сумм за реализованную продукцию. Исходными данными для решения комплекса задач управления сбытом являются следующие сведения: наименования, грузовые адреса, расчетные счета и другие реквизиты потребителей; план поставок на год с разбивкой по кварталам; данные, содержащиеся в договорах и нарядах, о том, когда, кому и что должно быть поставлено; текущие сведения о выполнении плана производства; справочники по ценам и др.
Важной функцией отдела сбыта является слежение за своевременным выполнением договорных обязательств. Для этого ведутся и непрерывно обновляются сведения о договорах и поставках. В первом случае данные группируются по договорам, во втором – по видам продукции. По каждому договору сообщается его номер и дата; шифр изделий с указанием планового и фактически отгруженного количества каждого изделия на год с разбивкой по кварталам. По фактически отгруженным изделиям вводятся данные, подтверждающие их оплату получателем. По каждому виду продукции сообщается его шифр, наименование, остаток за прошлые кварталы; планируемое количество на текущий квартал; количество изделий, фактически отгруженных за текущий квартал, в том числе в счет прошлых и будущих кварталов; остаток наличия и обязательств на текущий квартал.
Подсистема управления сбытом продукции тесно связана с другими подсистемами АСУ в соответствии с функциональными и логическими связями отдела сбыта с другими подразделениями предприятия. В первую очередь это связь с подсистемой оперативного управления основным производством, позволяющая прогнозировать выполнение плана отгрузки по мере хода изготовления соответствующих изделий; связь с отделами технического контроля для определения сорта продукции и выполнения особых условий (экспортное или северное исполнение и т.п.); с подсистемой управления транспортом для реализации отгрузки; подсистемой бухгалтерского учета в части отчетности о движении готовой продукции и оформления расчетов с потребителями и т.п.
Управление сбытом при массовом производстве имеет свои особенности, которые заключаются в следующем. На склад готовой продукции поступает большое количество изделий немногочисленных типов. В этом случае конкретизация количества, содержания и адресов отгрузки готовой продукции должна осуществляться практически ежедневно. Для этого следует иметь упорядоченные сведения о наличии изделий на складе на текущий день по типам. Это позволяет выяснить возможность удовлетворения требований на отгрузку каждого типа изделий; распределению подлежит наличие за вычетом нормативного остатка; разовая поставка должна удовлетворять установленным транзитным нормам, т.е. регламентированному объему партии; ассортимент поставки должен соответствовать заказам; при замене одних изделий другими должна соблюдаться их взаимозаменяемость или равноценность для потребителей и др. Кроме того, могут быть установлены ограничения на общее количество отгружаемых изделий за день, а также ограничения на количество платежных требований. В ряде случаев необходимо распределять отгружаемую продукцию по таре, для чего в памяти ЭВМ должны храниться по шифрам изделий и видов тары таблицы входимости, определяющие возможность помещения определенного количества готовых изделий или их наборов в каждый из типов тары.
Сбыт готовых изделий, реализация готовой продукции потребителям являются завершением производственного процесса, и качественное решение задач управления сбытом во многом определяет оценку деятельности предприятия в целом.