Бухгалтерский учет в банках (работа 3)
1. Принципы организации учетно-операционной работы в банках (Б)
Б - основная структурная единица сферы денеж-го обращения. Продуктом б-кой деят-сти являются услуги, связанные с орг-цией платежей и расчетов, ведением счетов юр и физ лиц, хранением денежных средств, кредитованием и выполнением прочих б-ских операций.
Орг-ция учетно-операц-й работы в Б включает:
- построение учетно-операционного аппарата;
- орг-цию рабочего дня и документооборота;
- внутрибанковский контроль.
В структуре учетно-операционного аппарата Б выделяют учетные группы, которые ведут счета, однородные по эконом-ому содержанию. Кол-во групп и их состав зависят от направлений деят-сти банка и ее масштабов.
Счета и операции распред-тся между ответственными исполнителями, регистрир-ся в спец книге и оформ-тся подписями главбуха и работников.
Орг-ция учетно-операционной работы в Б должна обеспечить выполнение следующих условий:
- все операции с док-тами, принятыми от клиентов в течение операц-ного времени отражаются в БУ в тот же день.
- передача обработанных док-тов на ВЦ Б производится в течение рабочего дня по графику, но не позднее чем за 1,5 - 2 часа до его окончания, для того чтобы ввести необходимую инфо, обработать ее для составления отч-сти текущего дня.
- бух ежедневный баланс сост-тся не позднее следующего рабочего дня (так как выписки с корреспондентских счетов Б поступают на след-й после проведенных операций день).
Орг-ция учетно-операц-ной работы требует установления в учреждении Б порядка прохождения док-тов по всем стадиям обработки. Для этого составляются график и схемы документооборота, утверждаемые руководителем. В графике предусматриваются:
- время, необходимое для обработки док-тов, поступивших в Б до начала обслуживания клиентов.
- график обслуживания клиентов для более равномерной нагрузки;
- время для прохождения и обработки док-тов, поступающих в Б после окончания операц-ого дня.
Все проведенные операции отражаются на счетах БУ, которые систематизируют их с различной степенью детализации. Наиболее общие счета - синтетические - определены планом счетов, который является экономически обоснованным систематизированным перечнем счетов БУ. Действующий план счетов приведен в приложении.
Наличие единого перечня счетов позволяет сделать инфо о деят-ти Б доступной для сторонних пользователей и обобщать ее в единой отчетности ЦБ России.
Детальную инфо дают аналитич счета, причем, степень детализации определяется потребностями управления банком.
Оперативное составление отчетности требует четкой организации бухгалтерского учета в банке.
2. Балансовые счета
Учет по балансовым счетам ведется способом двойной записи, которая обеспечивает получение баланса банка.
На А балансовых сч учитываются: денежная наличность в кассах банка, краткосрочные и долгосрочные кредиты, затраты на кап вложения, дебиторская задолженность.
На П балансовых сч отраж6фонды банка, средства орг-ций и граждан, депозиты, прибыль банка, привлеченные средства.
Все счета подразделятся на счета первого и второго порядка. Балансовые счета 1-го порядка обозначены 3 цифрами от 102 до 705. Счета 2-го порядка состоят их 5 знаков и строятся путем прибавления 2 цифр справа к номеру первого порядка.
3. Принципы организации БУ в кредитных орг-циях
Задачи БУ в коммерческих Б:
- формирование полной и достоверной инфо о финн-хоз процессах и результатах деят-сти Б, необходимой для оперативного руководства и составления отч-сти.
- контроль за наличием и движением денежных средств, матер-ных и нематер-ных ценностей, фин ресурсов и других ценностей и их источников.
- обеспечение ктиентов банка своевременной и точной инфо о движении средств на расчетных, ссудных и других счетах.
Принципы БУ в Б, так же как и в учреждениях и предприятиях других отраслей народного хозяйства, едины. Они изложены в "Положении о БУ и отче-ти в РФ". Положение устанавливает следующие методологические основы БУ: первич док-тальное оформление и отражение хоз деят-сти, денежная оценка имущества, обязательств и хоз операций, калькуляция себес-сти продукции и услуг путем суммирования фактически произведенных расходов; инвентаризация средств предприятия с целью обеспечения достоверности данных БУ; систематизация и группировка полученной инфо способом 2-ой записи в соответствии с "Планом счетов БУ" и на завершающем этапе учетного процесса - общая характеристика состояния хоз объекта на опред-ую дату (составление баланса и других форм отчетности).
Следуя единым методологическим основам, БУ в Б имеет отличит-ые черты, обусловленные спецификой обслуживаемой сферы денежного обращения, что отражается в орг-ции учетно-операционной работы.
Операции, проведенные за день, обобщаются в ежедневной отчетности, которая включает баланс и отчет по внебалансовым счетам.
Бух - это группировка хоз средств и источников их образования в денежном выражении на опред-ную дату. Баланс представляет собой основную форму бух отч-сти, которая характеризует фин деят-сть Б и используется для ее анализа и контроля. В нем отражается состояние привлеченных и собственных средств банка, а также их размещение в кредитные и другие операции.
Баланс банка, в отличие от балансов предприятий производственной сферы, построен по принципу односторонней группировки счетов. В одном его разделе могут быть активные, пассивные и активно-пассивные счета. Баланс составляется ежедневно.
На 1 число следующего за мес отчета бух баланс и другие отчетные формы представляются в Главное управление ЦБ РФ.
4. Структура и строение Плана счетов БУ для банков
Основой построения БУ в банках является единая система синтетич учета, т.е. "План сч" Общая структура Плана сч базируется на выделении в разделы однотипных по своему содержанию операций.
В Плане сч предусматриваются отдельные счета для учета расчетов с филиалами, располож на территории РФ и за границей. Планом сч БУ предусмотрено 7 разделов балансовых и 6 разделов внебалансовых счетов.
Раздел 1 "Капитал и фонды" содержит счета по учету средств УК. Также включены счета для учета фондов банка.
Раздел 2 "Денеж средства и драц металлы" включ сч для учета наличия и движения принадлежащих Б наличных средств и платежных док-тов в иностр валюте. Также отражены сч для учета операций с драг металлами.
Раздел 3 "Межбанковские операции" вкл сч по учету операций по кор отношениям банков др с др; движения обязательных резервов банков; сч для учета полученных и выданных кредитов, депозитов.
Раздел 4 "Операции с клиентами" вкл А и П счета для учета операций с клиентами. Сч 401-408 для учета средств на счетах орг-ций различ форм собственности. 409 "Средства в расчетах" - для учета отдельных сцифич операций (аккредитивы, чеки).
Раздел 5 "Операции с ц/б" выделяет группы счетов по видам операций: вложения в долговые обязательства, вложения в акции, учетные векселя, выпущеные ц/б.
Раздел 6 "средства и имущество" вкл счета для учета принадлеж банку имущ, немат активов и земельных уч-ков, находящ в собст-ти банка.
Раздел 7 "Результаты деятельности" содержит сч 2-ого порядка по учету доходов, расходов, прибыли, убытков, использования прибыли.
В Плане сч отдельным разделом сгруппированы счета для отражения операций по доверительному управлению.
5. Особенности применения внебалансовых счетов
Увеличение забалансовой деят-сти Б является важной характеристикой современного б-го дела. За балансом Б отражаются следующие виды счетов: счет, доверительного управления, внебалансовые счета, срочные операции и счета депо. Вместе с тем Б уже давно проводят собственно внебалансовые операции, в том числе и гарантийные. БУ этих операций ведется обособленно на спец выделенных счетах.
Внебалансовые счета по эконом-му содержанию разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом 2-ой записи: активные счета корреспондируются со счетом 99999, пассивные — со счетом 99998. При этом разрешено производить 2-ную запись путем перечисления средств с одного внебалансового сч на др. Внебалансовые счета сгруппированы, следующим образом: неоплаченный уставный капитал кредитных орг-ций (906); ц/б (907, 908); расчетные операции и док-нты (909—912); кредитные и лизинговые операции (913—915); задолженность, списанная и вынесенная за баланс из-за невозможности взыскания (916—918); источники финансир-ния капитальных вложений (919).
К срочным операциям относятся сделки купли-продажи различных фин активов, по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки.
6. Документооборот и документирование банковский операций
Док-орот в Б - это прохождение б-ких док-нтов по инстанциям, в опред-ной их последовательности, от начала оформления и проведения операции до ее завершения с полным отражением в учете.
Док-орот имеет две в составляющие:
-порядок осуществления док-орота по отдельным операциям (расчетным, кассовым);
-график док-орота (определяет конкретное время). Ключевым общим интервалом, определяющим все графики док-орота по конкретным операциям, является "операц-ный день" - время, в течение которого операции проводятся с их последующим отражением в учете текущего дня.
Порядок осуществления док-орота и его графики разрабатываются каждым Б самостоятельно и утверждаются руководителем банка.
Док-нты, которые используются в учетно-операционной работе, относятся к особому виду б-ских документов.
Учетно-операционные документы - это:
- то, что является основанием для операции отражения в учете Б;
-то, на основе чего совершаются бух записи;
-то, что подтверждает правильность совершенных операций и их отражения в учете.
Используемая в банках мемориально-ордерная система БК означает, что записи в учете совершаются не в журналах, как это принято при орг-ции учета других субъектов экономики, а в самих документах.
Первич док-ты - это акты, справки, счета и другие док-ты, подтверждающие факт совершения операции, ее юр законность.
Все мемориальные док-нты с приложенными первич док-тами, подтверждающие совершение Б операций за данный день, называются док-тами дня.
Совок-ость мемориальных и первич док-нтов, используемых банком для ведения БУ и контроля, образует б-скую документацию.
Виды мемориальных б-ских док-тов:
- расчетные (поручения, требования, чеки);
- кассовые (приходные, расходные ордера);
- документы по внутрибанковским операциям (мемориальные ордера).
Все документы по месту их составления подразделяются на банковские, составляемые учреждениями банков, и клиентские, поступающие от предприятий, учреждений и организаций.Расчетные, кассовые, кредитные и другие операции совершаются в банках и отражаются в БУ на основании расчетно-денежных док-тов, оформленных в соответствии с установленными требованиями.
Все док-нты д/б оформлены на пишущих или электронных машинках. Кассовые док-ты заполняются от руки. Исправления в банковских док-тах не действительны, даже если они оговорены. Денежно-расчетные док-нты изготавливаются методом мультипликации, т.е. их кол-тво д/б достаточно для совершения бух записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам.
7. Учет операций по формированию Уставного капитала (УК)
УК Б формируется из вкладов юр и физ лиц и служит основным обеспеч-ем обязательств Б. Его величина фиксир-тся в Уставе банка.
Вкладом участников Б в УК м/б здания, сооружения, оборудование и другие мат-льные ценности, ц/б, денежные средства в руб. и иностр валюте, имущ-ные и неимущ-ные права (интеллектуальная собственность).
УК формируется только за счет собственных средств участников. В частности, не допускается формирование за счет кредитов Б. Запрещено использовать для этих целей средства исполнительных органов всех уровней, политич орг-ций и соц общественных фондов.
Б м/б создан в 2 организац-правовых формах:
- паевой банк - товарищество с ограниченной ответственностью;
- акционерный банк - акционерное общество открытого и закрытого типа.
Организационно-правовая форма определяет порядок и особенности формир-ния УК Б. Учредителями и другими участниками коммерческих Б м/б российские и иностр юр и физ лица.
Число учредит Б не м/бть менее 3. Доля любого из участников в УК не должна превышать 35 %.
В период работы УК м/б увеличен за счет привлечения новых участников, приобретения доп паев или акций учредителями, переоценки стоимости имущества, реинвестирования дивидендов.
УК м/б уменьшен за счет выхода участников, покрытия убытков за его счет.
БУ УК ведется на балансовом счете 102 " УК кредитных орг-ций ".
Сальдо по Кт этого счета отражает фактически заполненную величину УК. Образование и последующее увеличение его записывается по Кт счета, уменьшение - по Дт.
8. Учет материалов
Необходимые для деят-сти учреждений банка материалы учитываются в БУ на счете 610 "Материальные запасы".
Аналитич учет ведется исходя из потребностей управления и контроля за движением материалов. Могут использоваться следующие аналитич позиции: на складе, в пути, у подотчетных лиц. В коде счета можно предусмотреть вид материалов.
Оплата денежных средств за материалы в БУ отражается проводкой:
Если в банке есть кладовая или склад для хранения запаса материалов, то на складе ведется количественный учет. Отпуск материалов оформляется требованием. На общую сумму требований, накопленную за период в специальной ведомости, составляется мемориальный ордер для отражения расхода материалов в учете.
9. Учет основных средств
ОС - это материально-вещественные ценности, стоимостью равной или более установленной Правительством РФ предельной суммы (в настоящее время - 500 тыс. рублей за единицу) и сроком службы более 1 года.
ОС в процессе эксплуатацизнашиваются, и их стоимость включается в затраты Б путем начисления амортизации.
Основными задачами учета ОС являются:
- правильное и своевременное документирование и отражение операций по движению ОС, переоценке их стоимости;
- контроль за сохранностью ОС;
- правильное и своевременное начисление амортизации для включения в затраты Б.
Для учета ОС предназначен активный счет 1-ого порядка 604 "ОС". Аналитич счета ведутся по каждому ОС или их группам. На этих счетах ОС учитываются по первонач стоимости, которая опред-тся исходя из затрат по их приобретению, или по восстановительной стоимости после переоценки, проведенной по решению Правительства РФ. Сальдо по Дт этих счетов показывает наличие ОС. По Дт отражается поступление, по Кт - выбытие ОС.
Износ ОС учитывается на пассивном счете 015 "Износ ОС". По Кт производится начисление износа, по Дт - списание его по выбывшим ОС.
Каждому объекту присваивается инвентарный номер. Учет ОС осуществляется в инвентарной книге или инвентарных карточках, которые систематизируются в картотеке по группам ОС и нормам амортизационных отчислений.
Порядок отражения амортизации ОС
В процессе эксплуатации ОС изнашиваются, и их стоимость частями включается в расходы Б. Период, в течение которого стоимость включается затраты (амортизируется), определяется для всех предприятий, учреждений и орг-ций в установленном порядке по амортизационным нормам. Применение ускоренных норм амортизации определяется решением Правительства РФ.
Начисление амортизации производится ежемесячно по сч 606 следующей записью:
Д-т счет 70209 "Другие расходы банка".
К-т счет 606 "Амортизация ОС ".
Порядок отражения в учете выбытия ОС
ОС могут выбывать вследствие продажи, безвозмездной передачи юр или физ лицу ненужного оборудования иди инвентаря, окончания срока его службы и полного износа объекта учета, а также в результате кражи или гибели из-за аварий, стихийных бедствий. Записи в БУ по выбытию ОС производятся на основании акта ликвидации-выбытия.
10. Учет оплаты труда
Для учета ОТ служащих используется счет 70206 "Расходы на содержание аппарата". Расходы учитываемые в этом счете уменьшают налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль.
На каждого работника в ОК открывается лицевая карточка с указанием справочных данных о принятом сотруднике в штат и сведений по приказу.
Учет ОТ работников отражается на парных счетах 60305, 60306 "Расчеты с работниками по ОТ". По КТ отражаются суммы начисл з/п. По Дт суммы произведенных выплат и удержания.
Аналитич учет ведется на лицевых счетах, открытых каждому работнику. В лицевых сч должны отражаться все необходимые показатели, включая сведения для учета расчетов с бюджетом по налогам.
1. Начислена з/п сотрудникам банка:
Дт 70206 Кт 60305
2.Из сумм начисл з/п произведены удержания НДФЛ: Дт 60305 Кт 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам"
11. Учет операций по корсчетам банка
Для проведения расчетных операций и хранения денеж средств клиентов открываются корсчет 30102 "Корсчета кредитных орг-ций в Банке России". Взаимоотношения между комерч банком и ЦБ при открытии корсчета оформляются договором.
Счет 30102 активный и предназначен для учета свободных денежных средств кредитной орг-ции. По Дт сета отражаются: учредит взносы в УК; платежи от реализации ц/б; поступившие денеж средства для зачисления на расчетные счета клиентов; погашенные кредиты клиентами др банков.
По Кт: списанные денеж средства по поручениям клиентов с их счетов; покупка иностр валюты; получение налич денег; перечисление налогов; и др.
Если операции по списанию средств в р/с клиента и корсчета банка не м/б осуществлены одним днем, то при наличии средств на корсчете суммы расчетных док-тов д/б отражены на балансовом сч 30223 "Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделение ЦБ РФ" в день списания с р/с клиента. В учете делается запись: Дт 30223 Кт 30120
Суммы поступившие на корсчет и отраженные на сч 30223, не позднее следующего дня д/б проведены по счетам клиентов на основании мемориального ордера и приложений к выписке, по которым идентифицир-ся получатель денеж средств.
Банк, может иметь корсчета не только в ЦБ РФ, но в др банках. Банк, открывший счет др банку, называется банком–корреспондентом. Банк, открывший счет в др банку и являющийся его распорядителем, называется банком-респонденотом.
Корсчет, открываемый респонденту, наз ЛОРО. Корсчет, открыв-ый в респонденте, наз НОСТРО.
Операции по списанию средств с корсчета ЛОРО осущ-ся банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на счете. На каждую отчетную дату необходимо обеспечить в балансах идентичность остатков на счетах ЛОРО и НОСТРО.
Учет операций по корсчету НОСТРО ведется на балансовом счете 30110 "Корсчета в кредитных организациях-корреспондентах" (сч А). По Дт: зачисление средств по расчетным док-там; подкрепление счета путем сдачи наличных; зачисление средств по операциям между банками; зачисление получ кредитов, %. По Кт оплата денеж поручений клинтов; получение налич для подкрепления кассы респондента; погашение получ кредита и др.
Учет операций по корсчету ЛОРО ведется на балансовом счете 30109 "Корсчета кредитных орг-ций-корреспондентов". (сч П) По Кт: зачисление средств по расчетным док-там; подкрепление счета в др корсчетов; зачисление получ кредитов. По Дт: оплата платежных поручений клиентов банка; перечисление средств на подкрепление корсчетов и др.
1. Зачислены средства на счет ЛОРО:
Дт 30120 Кт 30109
2. Зачмслены средства на сч НОСТРО
Дт 30110 Кт 30102
12. Учет депозитных операций
Учет депозитов юр лиц.
Юр лица могут размещать имеющиеся у них временно свободные денеж средства на депозитных счетах в КБ с целью получения дополнительного дохода. Однако юр лица не могут перечислять средства, находящиеся во вкладах другим лицам.
На счетах вкладов и депозитов гос предприятий, орг-ций отражают операции только для учета депозитов. Запрещается предоставление юр лицам возможностей по фактич открытию доп р/с: в договорах на предоставление депозита д/б оговорен срок использования банком временно свободных денеж средств юр лиц.
Для юр лиц банки предлагают виды депозитов:
1. открытые – денеж средства, вложенные на счет в банке. Среди данного вида депозитов различают:
- депозиты до востреб-ния, по которым нет ограничений по суммам, срокам хранения и их выдача д/б произведена по первому требованию вкладчика;
- срочный депозит, открыв-ый на конкрет срок;
- квазисрочный депозит без опред срока хранения;
2. закрытые;
3. сейфовые.
Для учета депозитов юр лиц в БУ использ счета:
№№ 410 – 422 "Депозиты юр лиц";
№№ 425 "Депозиты юр лиц-нерезидентов";
№№ 427 – 440 "Прочие привлеченные средства".
От юр лиц депозиты принимаются в безналич порядке. Предприятия представляют в свой банк платежное поручение, на основании которого происходит зачисление средств. Эта операция отражается:
Д-т сч. № 401-408 "Средства на счетах";
К-т сч. № 410-422 "Депозиты юр лиц".
% по депозиту уплачиваются по окончании его срока. В соответствии с записями в мемориальном ордере составляется проводка:
Д-т сч. № 70202 "%, уплаченные юр лицам";
К-т сч. № 410-422 "Депозиты юр лиц".
Закрытие сч депозита юр лица происходит так же в безналич порядке, что находит отражение в записи:
Д-т сч. № 410-422 "Депозиты юр лиц";
К-т сч. № 401-408 "Средства на счетах".
Учет вкладов физ лиц ведется на П счетах:
№ 423 – "Депозиты физ лиц-резидентов";
№ 426 – "Депозиты физ лиц-нерезидентов".
При привлечение средств во вклад от физ лица с ним заключ депозитный договор, а так же оформляется лицевой счет вкладчика. Взнос вклада наличными в кассу банка оформляется следующей бух проводкой:
Д-т сч. № 20202 "Касса кредитных орг-ций";
К-т сч. № 423( 02-07) "Депозиты физ лиц".
%, начисляемые по вкладам, относятся на операционные расходы банка в момент их выплаты или причисления ко вкладу. В первом случае эта операция отражается:
Д-т № 70203 "%, уплач физ лицам по депозитам";
К-т сч. № 423, 426 "Депозиты физ лиц", 20202 "Касса кредитной орг-ции".
% начисляются от начала срока вклада или от дня последнего начисления % до последней даты мес.
13. Учет межбанковских кредитов
В настоящее время достаточно широко распространен межбанковский кредит. Он возникает, когда между банками заключается договор о покупке-продаже кредитных ресурсов.
Синтетич учет ведется на балансовых счетах первого порядка:
320 "Кредиты, предостав-ные кредитным орг-циям", 321 "Кредиты, предостав-ные банкам-нерезедентам".
На счетах 2-го порядка учитываются кредиты по срокам выдачи. На отдельном счете отражаются кредиты, предоставленные при недостатке средств на корсчете (овердрафт), на один день; на срок от 2 до 7 дней; от8 до 30 и т.д.
Предост-е кредита отражается проводкой: Дт 320 Кт 30102 "Корсчета кредитных орг-ций в ЦБ РФ"
Учет выданных кредитов ведется у банка –кредитора и у банка-заемщика. Для учета получ кредитов предусмотрены счета 312 "Кредиты, депозиты и иные привлеч средства, получ кредитными орг-циями от ЦБ РФ", 313 "Кредиты, получ кредитными орг-циями от кредит орг-ций", 314 "Кредиты, получ от банков-нерезедентов".
По Кт счетов отражаются суммы получ кредитов. По Дт6 суммы погашенных крелитов; суммы не погашенных кредитов в срок.
Получение кредита отражается проводкой:
Дт 30102 Кт 313
Погашение в срок: Кт 313 Дт 30102
14. Учет валютных операций
Каждое предприятие может открыть в банке валютный счет. Если валют счет открывается в том же банке, что и рублевый клиент предоставляет в банк заявление и все предусмотренные закон-вом док-ты.
Для учета валют операций открывают счета: 405 "Счета орг-ций, находящихся в фед собст-ти", 406 " Счета орг-ций, находящиеся в гос собст-ти", 407 "Счета негос орг-ций", 408 "Прочие счета".
Юр лицу параллельно отрываются:
- транзитный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностр валюте.
- текущий счет для учета средств, остающихся в распоряжении юр лица после обязательной продажи валют выручки.
Валют выручка поступ от нерезидентов, зачисляется сначала на транзитный счет, и после обязательной продажи части выручки ( 30% от суммы выручки) остальная часть зачисляется на текущ счет.
При осуществлении расчетов с клиентами используются счета: 47405, 47406 "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностр валюты". Назначение счетов: учет расчетов с клиентами по покупке и продаже иностр валюты, а также учет средств в иностр валюте для обязательной продажи на валют рынке.
Счета 47407(П), 47408 (А) "Расчеты по конверсионным операциям и срочным вкладам".
Назначение счетов учет операций, связанных с конвертаций одной валюты в другую, и расчетов по срочным сделкам.
Покупка иностр валюты у клиента отражается:
Дт 47408.840 Кт 47407.810
Часть выручки зачислена на текущ валют счет:
Дт 40702.840 Транзитный счет
Кт 40702.840 Текущ валютный счет.
Согласно закон-ву РВ стоимость активов и обязательств, выраженных в иностр валюте, для отражения в БУ подлежит пересчету в руб. Пересчет производится по курсу ЦБ РФ.
При изменении курса возникают курсовые разницы, которые отражается на счетах: 61306 "Переоценка средств в иностр волюте – положит разницы", 61406 "Переоценка средств в иностр волюте – отрицат разницы"
15. Учет доходов банков
В составе доходов банков учитываются суммы начисл и получ % по кредитным ресурсам, размещаемым банком, включая доходы, полученные банком от увеличения на 3 пункта % (маржи) по централизованным кредитам, предоставляемым ЦБ РФ.
% д/б проведены по балансу учреждения банка в том же периоде, за который они начислены. Если по каким-либо причинам % по операциям истекшего года не были начислены, они начисл-ся и проводятся заключит-ыми оборотами.
В доходы банка включаются комиссионные и иные сборы (плата) за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие бан-кие операции, в том числе за услуги по осуществлению кор отношений; плата за услуги, оказываемые банком клиентам за открытие и ведение их расчетных, текущ, валют и иных счетов, выдачу налич денег, а также за оказание инфо, консультативных и др услуг.
Банки, осуществляющие операции с иностр валютой, драг металлами и с иными валют ценностями, имеют доходы, в том числе, комиссионные сборы по операциям, связанным с покупкой и продажей валюты за счет и по поручению клиента. За выполнение функции агента валют контроля от экспортеров продукции банки получают плату, которая является одной из статей доходов.
Доходы, полученные банком в иностр валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, получ в руб. При этом доходы, получ в иностр валюте, пересчитываются в руб. по курсу ЦБ РФ, действовавшему па день получения доходов.
В доход банка входит разница между ценой реализации и ценой приобретения ц/б, принадлежащих банку, включая гос ц/б.
Классиф-ция дох банка имеет важное знач для орг-ции их аналитич учета, который должен обеспечить достаточную степень детализации для целей управления и налогообложения деятельности банка.
Доходы банка целесообразно классифицировать на три группы: дох от банк-кой деят-сти; дох от "небанк-их" операций; дох, не связанные с деят-стью банка и участием его средств.
Имеет практическое значение раздельный учет доходов от межбанковских операций и доходов от ведения клиентских счетов.
Особое значение для управления имеет выделение в учете доходов, получ в отчетном году по операциям прошлых лет, а также востребованные % и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые годы. Эти доходы следует учитывать отдельно от доходов текущ периода.
Отдельные виды доходов, имеющие незначительную долю в общем объеме доходов банка и разовый характер целесообразно не выделять в отдельную аналитич позицию, а учитывать в составе прочих доходов банка.
Следовательно, разработка аналитич позиций к счету доходов основана на учете специфики деят-сти каждого банка и потребностей аппарата управления.
16. Понятие и виды банковских рисков
Под риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу потери банком части своих ресурсов, недополуч доходов или произведения доп расходов в результате осуществления опред-ных фин операций.
Основными видами банковских рисков являются:
1. Процентный риск - возможность понести убытки вследствие непредвиденных, неблагоприятных для б изменений % ставок и значит-ого уменьшения маржи, сведения ее к 0 или к отрицат-му показателю. % риск возникает в случаях, когда не совпадают сроки возврата предоставленных привлеч средств или когда ставки по активным и пассивным операциям устанав-тся различными способами. % риску наиболее подвержены те б, которые регулярно практикуют игру на % ставках с целью извлечения спекулятивной прибыли, а также те, которые не уделяют достаточного внимания прогнозированию изменений ставок %.
2. Валютный - опасность валют потерь, связанных с изменением курсов иностр валют по отношению к нацй валюте. Валютный риск особенно высок у тех б, которые стремятся получить спеку-ный доход, образующийся из-за несовпадения курсов одних и тех же валют на различ валютных рынках или различия курса валюты в разные моменты времени.
3. Рыночный риск - тесно связан с процентным, валютным рисками. Рыночный риск означает возможные потери, непредвиденные расходы от изменения рыночной стоимости активов или пассивов, изменения степени их ликвидности. Особо подвержены такого рода риску вложения в ц/б. Рыночная стоимость формир соотношением спроса и предложения, то есть котируется. Особенно важно учитывать этот риск при принятии обеспечения по кредитным операциям, так как изменения котировок ц/б или ухудшение положения на рынке недвижимости может привести к потерям при взыскании.
4. Риск по формированию депозитов (ресурсной базы) - тесно связан с рыночным, процентным и валютным рисками. При формир ресурсной базы б должен учитывать вероятность увелич расходов по привлечению ресурсов в случае изменения ситуации на фин рынке. Депозитная политика б имеет цель обеспечить б ресурсами на опред-ное время по опред-ой цене для осуществления опред-ных активных операций. Ее осуществ-ие означает решение 2 противоположных задач: стабильность ресурсной базы и минимизация расходов по ее формированию. Особое внимание на это должны обращать небольш банки, которые обслуживают небольшое кол-тво клиентов, где платежи десятка клиентов определяют состояние корсчета.
5. Риск структуры капитала. Собст капитал банка рассчитывается следующим образом: суммируются фонды; прибыль; фонд переоценки ОС; нереализованные курсовые разницы, за исключ валюты, внесенной в УК. Риск структуры капитала состоит в том, что при структуре капитала с большим удельным весом статей переоценки ОС банк, вложивший значительные средства клиентов в кредитные операции со сроком погашения, превышающим сроки привлечения ресурсов при изменении ситуации на рынке может понести как доп расходы, так и оказаться банкротом из-за признания неплатежеспособным.
6. Риск несбалансированной ликвидности - опасность потерь в случае неспособности банка покрыть свои обязательства по пассивам баланса треб-ями по активам. Минимизация этого риска достигается путем умения прогнозировать возможность отлива вкладов "до востребования", а также "ненадежных" срочных вкладов; увелич спроса на кредит со стороны клиентуры; изменение экономич конъюнктуры и так далее. При этом следует различать внутр и внеш ликвидность. Внутр ликвидность воплощена в опред-ных видах быстрореализуемых активов, для которых имеется устойчивый рынок и которые являются надежным объектом помещения денег в глазах инвестора. Внеш ликвидность м/б обеспечена путем приобретения б на рынке таких обязательств, которые увеличат его запас ликвидных средств. При этом б, проводя политику "управления обязательствами", не только повышает свою ликвидность, но и может обеспечить себе доп доход, с выгодой используя получ средства.
7. Риск банковских злоупотреблений. Риск вызван недостаточной квалификацией банковского персонала, корыстными целями, преследуемыми сотрудниками банка.
8. Кредитный риск - вероятность потерь в связи с несвоевременным возвратом заемщиком основного долга и % по нему. Выражением степени риска кредитных операций является наиболее высокая процентная ставка по операциям, имеющим кредитную природу по сравнению с др активами. Ставки по кредиту должны компенсировать банку стоимость предоставляемых на срок средств, риск изменения стоимости обеспечения и риск неисполнения заемщиком обязательств. Риск неисполнения заемщиком обязательств определяется большим кол-вом факторов, объединенным в понятие кредитоспособность клиента: юр правоспособность, фин положение, репутация клиента, качество предлагаемого обеспечения, прогноз развития фирмы, рыночный риск и так далее. Правильность оценки зависит от обоснованности выбора методики оценки, своевременного реагирования на изменение фин состояния клиента.
17. Методы снижения риска
Выделяют следующие методы управления риском:
а) избежание (уклонение) риска; б) ограничение риска; в) снижение риска; г) передача риска, в том числе страхование; д) принятие риска.
В рамках этих методов применяются различ стратегические решения направленные на мин негативных последствий принимаемых решений:
1.Использ-ие принципа взвешивания рисков, т.е. сочетать высокорисковые операции с безрисковыми.
2. Пров-ие систематич анализа фин сост клиента.
3. Проведение политики диверсификации, т.е. снижение рисков за счет возможности компенсаций убытков в одной из сфер деят-сти банка прибылями в другой. Диверсификация широко используется на рынках и является основой для управления портфельными инвестициями
4. Крупные кредиты выдавать на консорциальной основе, т.е. несколько банков выдают один кредит крупному клиенту.
5. Введение депозитных сертификатов.
6. Лимитирование, т.е. устан-ние предельных значений показателей при принятии тактич решений. Наиболее удобный и применяемый способ лимитир рисков — установление лимитов на фин результаты.
7. Соблюдение обязательных экономич нормативов. В отличие от понятия и величины рисков они характеризуют состояние пассивов. Анализ состояния нормативов с учетом рисков позволяет более реально представлять действительное фин положение банков.
7. Использование плавающих % ставок.
8. Введение залогового права.
9. Использ хеджирования- системы заключ срочных контрактов, учитывающей буд изменение курсов валют.
10.Формир в банке валют корзин, т.е. набора валют в опред-ых пропорциях чтобы курсы плавали в противополож направ-иях, делая корзину стабильной.
11.Страхование. Наиболее распространено страхование банк-их кредитных рисков. Объектами страхования кредитных рисков являются банк-ие ссуды, обязательства и поручительства, инвестици кредиты. При невозврате кредита кредитор получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита.
12.Сострахование – страх-ие одного и того же объекта страх-ния несколькими страхов-ами по одному договору страх-ия. При сострах-ии могут выдаваться совместный или раздельный страх полис исходя из долей риска, принятых каждым состраховщиком и зафиксированных в страховой сумме.
13.Двойное страхование - страхование у нескольких страховщиков одного и того же вида риска.
14.Перестрахование - деятельность по защите одним страховщиком (перестрах-иком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя).