Учёт уставного капитала (работа 3)
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты учета уставного капитала
1.1 Понятие, классификация, нормативное регулирование уставного капитала, принципы его формирования
1.2 Учет изменений уставного капитала
1.3 Аудит уставного капитала
2. Учет уставного капитала на примере ОАО «Тяжмехпресс»
2.1 Анализ структуры и порядок учета уставного капитала
2.2 Порядок учета изменений уставного капитала
2.3 Аудит уставного капитала
3. Рекомендации по совершенствованию учета уставного капитала на предприятии
3.1 Применение средств автоматизации при учете уставного капитала
3.2 Введение дополнительного контроля за учетом изменения уставного капитала
3.3 Введение международных стандартов при аудите уставного капитала
Расчётная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, процесс становления рыночных отношений и как следствие появление и использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли бухгалтерского учета и контроля.
В настоящее время уставный капитал стал одним из важнейших показателей деятельности организации. Поскольку создание всякого юридического лица предполагает определение в денежном выражении величины начального (стартового) капитала. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает его формирование всеми субъектами. Уставный капитал как начальный капитал представляет собой источник формирования средств организации, необходимый для осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. На сегодняшний день уставный капитал - это своеобразная гарантия для кредиторов, дающих инвестиции, а также для партнеров, работников и других участников деятельности общества. Движение уставного капитала отличается своей слабой маневренностью и редким изменением, поэтому и учет уставного капитала не очень объемный, но несмотря на это, очень важный, необходимо грамотно организовать, т.к. именно с учета формирования уставного капитала начинается работа любой организации. Всё вышесказанное указывает на актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной работы стало изучение сущности учета и формирования уставного капитала организации.
Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
изучить сущность и порядок ведения бухгалтерского учета уставного капитала в организациях;
проанализировать порядок учета уставного капитала на примере ОАО «Тяжмехпресс»;
рассмотреть пути совершенствования формирования и движения уставного капитала в организациях Российской Федерации.
Объектом исследования курсовой работы является учет формирования и движения уставного капитала ОАО «Тяжмехпресс»
Предмет исследования – это бухгалтерский учет процесса формирования и движения уставного капитала организации.
Курсовая работа состоит из трёх частей:
- В первой части работы рассматриваются теоретические аспекты учёта уставного капитала, понятие, классификация, его нормативное регулирование. Даётся понятие аудита, учёт изменения уставного капитала.
-Вторая часть курсовой работы посвящена анализу уставного капитала на примере ОАО «Тяжмехпресс», порядок учета изменений уставного капитала и его аудита.
-В третьей части работы даются рекомендации по совершенствованию учета уставного капитала на предприятии путём применение средств автоматизации при учете уставного капитала, ведение дополнительного контроля за учетом изменения уставного капитала. Также рассмотрены способы введения международных стандартов при аудите уставного.
-Четвёртая часть представляет собой расчётное задание по предлагаемой задачи, представлены проводки, посчитаны обороты по счетам, составлен баланс.
Теоретическая база данной курсовой работы представляет собой Гражданский кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые документы, труды отечественных и зарубежных ученых – экономистов, материалы периодической печати, Устав, бухгалтерская отчетность ОАО «Тяжмехпресс».
1. Теоретические аспекты учета уставного капитала
1.1 Понятие, классификация, нормативное регулирование уставного капитала, принципы его формирования
Каждая организация независимо от организационно–правовых форм собственности должна располагать экономическим ресурсами – капиталом для осуществления своей финансово–хозяйственной деятельности. В специальной литературе используются различные понятия: капитал, собственный капитал и пассивный капитал.
Собственный капитал – это капитал за вычетом привлеченного капитала (обязательства), который состоит из совокупности уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и прочих резервов (целевые фонды и резервы). [3]
Привлеченный капитал – это кредиты, займы и кредиторская задолженность, т.е. обязательства перед физическими и юридическими лицами.
Активный капитал – это стоимость всего имущества по составу и размещению, т.е. все то, чем владеет организация как юридически самостоятельное лицо.
Пассивный капитал – это источники имущества (активного капитала) организации, от состоит из собственного и привлеченного капитала.
Все эти понятии можно выразить следующим уравнением:
Активы = Финансовые обязательства + Собственный капитал (1)
Иногда собственный капитал выступает как остаточный, поскольку отражает совокупность средств, которые остаются в распоряжении организации после выплаты финансовых обязательств.
В этом случае уравнение выглядит так:
Собственный капитал = Активы – Финансовые обязательства (2)
В международных стандартах финансовой отчетности капитал рассматривается как совокупность привлеченного и собственного капитала.
В настоящее время для характеристики той части собственного капитала, размер которой указывается в учредительных документах, используют понятия «Уставный капитал», «Складочный капитал», «Уставный фонд», «Паевой (неделимый) фонд». [4]
Уставный капитал хозяйственных обществ (открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью) представляет собой совокупность в денежном выражении вкладов (долей , акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами, и гарантирует интересы ее кредиторов.
В соответствии с нормативными документами уставный капитал для разных групп организации и организаций оплачивается полностью или частично на момент их государственной регистрации. (см. Приложение) Перед регистрацией организация открывает специальный накопительный счет в банке, с которого банк до момента государственной регистрации владельца счета не производит никаких операций. После регистрации накопительный счет преобразуется в расчетный. Если в течение года с момента регистрации организации ее частично оплаченный уставный капитал не будет доведен до заявленного в учредительных документах, организация обязана зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если уменьшенный уставный капитал по сумме меньше установленной законодательством нижней границы, организация подлежит ликвидации. [3]
Учет уставного капитала и его разновидностей ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». В зависимости от меры ответственности перед акционерами и участниками общества счет 80 может иметь следующие субсчета:
80–1 «Объявленный (зарегистрированный) капитал) – в сумме, указанной в уставе и других учредительных документах;
80–2 «Подписной капитал» – по стоимости акций, на которые произведена подписка, гарантирующая их приобретение;
80–3 «Оплаченный капитал» – в размере средств, внесенных участниками в момент подписки и реализованных в свободной продаже акций;
80–4 «Изъятый капитал» – в сумме стоимости акций, изъятых из обращения путем выкупи их обществом у акционеров.
На дату регистрации все акции организации учитываются на субсчете 80–1, а затем по мере подписки, оплаты и выкупа переносятся с одного субсчета на другой. [6]
По кредиту счета 80 отражается сумма вкладов в уставный капитал при образовании организации после ее регистрации в сумме подписки на акции или безвозмездно вносимой учредителями или государством, а также увеличение уставного капитала за счет дополнительных вкладов и отчислений части прибыли организации. После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 и дебету счета 75 «Расчеты с учредителями».
Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 в дебет счетов:
– 08 «Вложения во внеоборотные активы» – на стоимость внесенных в счет вкладов зданий, сооружений, машин и оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам;
– 08 «Вложения во внеоборотные активы» – на стоимость внесенных в счет вкладов нематериальных активов, т.е. прав, возникающих из авторских и иных договоров на произведения науки, на программы для ЭВМ, базы данных, из патентов на изобретения и др. Поступившие основные средства и нематериальные активы списывают со счета 08 на счета 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы»;
– 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» и др.– производственные запасы на стоимость внесенных в счет вкладов сырья, материалов и других материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам;
– 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. в сумме денежных средств в отечественной и иностранной валюте, внесенных участниками; (см. Приложение)
– других счетов – на стоимость внесенного в счет вкладов иного имущества.
Материальные ценности и нематериальные активы, вносимые в счет вкладов в уставный капитал, оценивают по согласованной между учредителями стоимости, ориентированной на реальные рыночные цены. Ценные бумаги и другие финансовые активы также оценивают по согласованной стоимости. [3]
Валюту и валютные ценности оценивают по официальному куру ЦБ РФ, действующему на момент взноса указанных ценностей.
Оценка валюты и валютных ценностей и другого имущества, вносимых в счет вкладов в уставный капитал, может отличаться от оценки из в учредительных документах. Возникающую при этом разницу списывают на счет 83 «Добавочный капитал».
Внесение в уставный капитал вкладов в иностранной валюте отражают в учете следующим образом:
На сумму задолженности иностранного учредителя:
Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями»
Кредит счета 80 «Уставный капитал».
На поступления от иностранного учредителя денежных средств:
Дебет счета 52 «Валютные счета»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».
На сумму положительной разницы:
Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями»
Кредит счета 83 «Добавочный капитал».
На сумму отрицательной курсовой разницы:
Дебет счета 83 «Добавочный капитал»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями». [7]
Данный порядок списания разницы в ценах и курсовой оценки позволяет не менять доли учредителей в уставном капитале, оговоренной в учредительных документах.
Переданное в пользование и управление организации имущество, право собственности на которое остается у акционеров и вкладчиков, оценивают по величине арендной платы за переданное имущество, исчисленной на весь срок использования данного имущества в организации, но не более срока ее существования.
Сальдо счета 80 указывает на размер уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах.
При преобразовании государственной или унитарной организации на сумму выделенных (пополненных) основных и оборотных средств (имущества) делается запись:
Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-3 «Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу» Кредит счета 80 «Уставный капитал».
Поступление вкладов (имущества) от государства отражается проводкой:
Дебет счетов 08 «Вложение во внеоборотные активы» (в дальнейшем – Дебет счета 08, Кредит счета 01), 58 «Финансовые вложения», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 51 «Расчетные счета» и др.
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-3 «Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу».
Увеличение или уменьшение уставного капитала организации может быть осуществлено только по решению учредителей или государственных органов после внесения соответствующих изменений в устав организации и другие учредительные документы. [5] (см. Приложение)
При увеличении уставного капитала кредитуют счет 80 «Уставный капитал» и дебетуют счета учета источников увеличения уставного капитала:
– 83 «Добавочный капитал» – на сумму добавочного капитала, направляемого на увеличение уставного капитала;
– 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток» – на сумму нераспределенной прибыли, направляемой на увеличение уставного капитала;
– 75 «Расчеты с учредителями» – на сумму дополнительной эмиссии акций и увеличения их номинала;
– 75 «Расчеты с учредителями» – на сумму начисленных дивидендов учредителям, направленных на увеличение уставного капитала;
– 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-3 «Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу» – на сумму полученной дотации от государственных и муниципальных органов;
– другие счета источников увеличения уставного капитала. [7]
При уменьшении уставного капитала дебетуют счет 80 «Уставный капитал» и кредитуют счета тех объектов учета, на которые списывается соответствующая часть уставного капитала:
– 75 «Расчеты с учредителями» – на сумму вкладов, возвращенных учредителям;
– 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-3 «Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу» – на сумму изъятых у унитарно организации государством имущества или денежных средств и т.д.;
– 81 «Собственные акции (доли» – на стоимость аннулированных, выкупленных у акционеров акций; возникающая на счете 81 «Собственные акции (доли); разница (как положительная, так и отрицательная) между фактическими затратами на выкуп акций (долей) и их номинальной стоимостью относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
– 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток» – на сумму снижения размеров вкладов или номинала стоимости акций для покрытия убытка;
– 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток»» – при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов и погашения этой разницей непокрытого убытка;
– другие счета.
Аналитический учет по счету 80 должен обеспечить информацию по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций (простые и привилегированные).
Акционерное общество (АО) – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст.96 ГК РФ).
Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционера, бухгалтерский учет уставного капитала и расчетов с учредителями осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом, Федеральным законом «Об акционерных обществах» (в редакции от 07.08.2001г. № 120-Ф3) и нормативными документами, регламентирующими этот процесс. [8]
Минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ составляет 100 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ), установленной законодательно, для открытых акционерных обществ – 1 000 МРОТ. [8]
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами (ст.97 ГК РФ).
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, либо иным способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц (ст.97 ГК РФ).
Уставный капитал акционерного общества оценивается по номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. На день регистрации акционерного общества его уставный капитал должен быть оплачен не менее, чем на 50%. Остальная половина вносится не позднее, чем через 12 месяцев со дня регистрации независимо от того, приступило общество к своей деятельности или нет. [7]
В процессе деятельности акционерное общество может увеличивать или уменьшать уставный капитал.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли в размере, определенном учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст.87-94 ГК РФ).
Согласно Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-Ф3 уставный капитал формируется за счет взносов (вкладов) учредителей, а потому выступает в форме складочного капитала. В отличие от акционерного общества ООО не может выпускать акции. Минимальный размер уставного капитала ООО не может быть менее 100 МРОТ. [8]
Общество с ограниченной ответственностью имеет право увеличивать или уменьшать величину своего уставного капитала. (см. Приложение) Увеличение уставного капитала общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме, уменьшение уставного капитала допускается после уведомления всех кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
1.2 Учет изменений уставного капитала
В процессе деятельности созданной организации уставный капитал может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Изменение уставного капитала может осуществляться вследствии решения учредителей или акционеров, а также в предусмотренных законодательством случаях. Любое изменение уставного капитала принимается на общем собрании учредителей или акционеров и отражается в бухгалтерском учете только после государственной регистрации изменений в уставном капитале.
Увеличение уставного капитала. В обществах с ограниченной ответственностью увеличение уставного капитала может производиться:
а) за счет имущества общества;
б) за счет дополнительных вкладов участников общества;
в) за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество (если это не запрещено уставом общества). (см. Приложение)
Увеличение уставного капитала за счет имущества общества осуществляется по решению общего собрания участников. При этом решение о таком увеличении может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение. [4]
Сумма, на которую в этом случае может быть увеличен уставный капитал, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного и резервного капиталов общества.
Величина чистых активов определяется в соответствии приказом Минфина России № Юн и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 03-6/пз от 29.01.03 г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ». Этот порядок применяется для всех организаций кроме бюджетных, страховых и банков.
Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.
Величина активов, принимаемых к расчету, включает сумму внеоборотных и оборотных активов по данным бухгалтерского баланса, за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал и стоимости в сумме фактических затрат на выкуп собственных акций, выкупленных у акционеров. [7]
Величина обязательств, принимаемых к расчету, включает сумму долгосрочных и краткосрочных обязательств по данным бухгалтерского баланса, за исключением доходов будущих периодов.
При увеличении уставного капитала за счет полученной прибыли пропорционально сумме увеличения возрастает номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров этих долей.
(см Приложение)
1.3 Аудит уставного капитала
Основная цель аудита учредительных документов и расчетов с учредителями — подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. Из данного определения следует, что аудитор должен ответить на следующие вопросы.
1. Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы для того, чтобы экономический субъект имел юридические основания для:
а) функционирования;
б) прекращения функционирования.
2. Полностью ли приведены все расчеты с учредителями по:
а) формированию уставного капитала;
б) промежуточным расчетам;
в) окончательным расчетам.
3. Соблюдено ли законодательство по налогам.
Для ответов на эти вопросы аудиторская организация должна учесть все моменты, существенным образом влияющие на ход проверки экономического субъекта, а именно:
Организационно-правовая форма. Для зарегистрированных на территории РФ экономических субъектов в соответствии с ГК (ОАО, ЗАО, ООО и т. д.)
Форма собственности. Для зарегистрированных на территории РФ экономических субъектов в соответствии с ГК ч. 1
Юрисдикция. Подчинение законодательству международно-российскому, субъектов федерации и т.д.
Статус (дочернее, зависимое, холдинг, МП). Экономические субъекты могут быть зависимыми, дочерними, малыми предприятиями.
Виды деятельности. Деятельность может осуществляться как на основе специальных разрешений, как на основе лицензий, так и без них.
Участие иностранного капитала. Экономические субъекты могут быть как полностью контролируемые иностранным капиталом, так и совместными.
Правовой режим территории. Территория функционирования может не ограничиваться территорией РФ, свободных экономических зон, а также закрытых административно-территориальных образований. [2]
Аудиторская организация должна выделить для себя, по крайней мере, 4 направления проверки:
Аудит учредительных документов.
Аудит формирования уставного капитала.
Аудит расчетов с учредителями.
Аудит налогообложения при формировании уставного капитала и при расчетах с учредителями.
Первое направление предполагает проверку юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством; второе — проверку правильности и своевременности формирования уставного капитала; третье — проверку правильности формирования уставного капитала, промежуточных и окончательных расчетов с учредителями (участниками), а четвертое — проверку начисления и выплаты налогов и иных обязательных платежей. [1]
Из анализа этих направлений проверки вытекают следующие задачи:
1. Подтвердить юридические основания на право функционирования экономического субъекта.
2. Подтвердить правильность формирования уставного капитала.
3. Подтвердить правильность промежуточных и окончательных расчетов с учредителями.
4. Установить полноту и своевременность формирования уставного капитала.
5. Установить полноту и правильность расчетов с учредителями.
6. Подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в части:
а) величины и структуры уставного капитала;
б) задолженности учредителей (участников) по вкладам в устный капитал;
в) наличие собственных акций, выкупленных у акционеров-
г) задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов.
д) организационных расходов. Финансовые вложения в частвложения в уставные капиталы других экономических субъектов [4]
Установить правильность и наличие оснований расчетов. One нить вносимые в качестве вкладов в уставный капитал материальные ценности (включая объекты недвижимости), нематериальные активы ценные бумаги и т. д.
Установить правильность и своевременность получения доходов от участия в уставных капиталах других экономических субъектов.
Установить юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов.
10. Установить правильность начисления, удержания и перечисления налогов и иных обязательных платежей. [9]
Для проверки аудиторской организацией используются следующие основные документы:
устав экономического субъекта;
учредительный договор;
патент для субъектов малого предпринимательства;
протоколы собраний учредителей;
свидетельство о государственной регистрации;
свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ (для экономических субъектов с участием иностранного капитала);
в документы, связанные с приватизацией и акционированием предприятий, находившихся в собственности государства, субъектов федерации, общественных организаций, колхозов и т.д.;
документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий;
в свидетельства о регистрации в органах статистики, налоговых органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования, в экологических капиталах и т.д.; [7]
договор на банковское обслуживание;
зарегистрированные изменения к учредительным документам;
проспект эмиссии;
реестр акционеров для акционерных обществ;
выписки из протоколов годового собрания акционеров;
выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей;
выписки из решений совета директоров;
приказы и распоряжения исполнительной дирекции;
лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
переписка с учредителями и акционерами;
журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях другим лицам (помимо руководителя) экономического субъекта; [4]
внутренние положения;
документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный капитал в денежной, натуральной, нематериальной формах и в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые организации, акты оприходования имущества, представленного в натуральной форме в качестве взноса в уставный капитал и т.д.);
методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах;
отчетность за начальный период деятельности экономического субъекта после государственной регистрации;
годовая отчетность;
отчетность на дату ликвидации или реорганизации эконоического субъекта.
2. Учет уставного капитала на примере ОАО «Тяжмехпресс»
2.1 Анализ структуры и порядок учета уставного капитала
Воронежское ОАО «Тяжмехпресс» специализируется на проектировании, изготовлении, поставке и сервисном обслуживании тяжелых механических прессов усилием до 12500 тс, автоматических прессовых линий, автоматизированных и механизированных комплексов для кузнечных и листоштамповочных производств.
ОАО «Тяжмехпресс» была зарегистрирована Администрацией г.Воронеж 20 октября 1949 года. Согласно законодательству Российской Федерации именно с этого момента у учредителей возникает необходимость по формированию уставного капитала общества. Согласно статье 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» «уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретаемых акционерами» [3].
На момент регистрации ОАО «Тяжмехпресс» его уставный капитал составил 5 475 000,00 рублей.
Количество акций, выпущенных в 1993 году составило 34 750 штук, номинальной стоимостью 100 рублей.
Количество акционеров, зарегистрированных в тот момент в системе ведения реестра – 58 физических лиц. В том числе количество лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров по состоянию на 01.11.2000 года, составило 58 человек.
Важнейшими акционерами, владеющими наибольшим количеством голосующих акций являются представители Совета директоров:
Григорий Федяков: генеральный директор ОАО «Тяжмехпресс» его доля в уставном капитале на момент создания организации составила 29,27% или 10156 акций;
Пискунов Владислав Владимирович – финансовый директор его доля в уставном капитале– 28,96% или 10063 обыкновенных акций;
Королев Юрий Георгиевич –исполнительный директор его доля в уставном капитале – 20,67% или 7182 акция.
Остальные акции были распроданы другим эмитентам, доля обыкновенных акций у которых не столь существенна.
Хотелось бы отметить, что на рынке ценных бумаг акции ОАО «Тяжмехпресс» не обращаются.
01.11.1997 года бухгалтер ОАО «Тяжмехпресс» для бухгалтерского учета информации о состоянии и движении уставного капитала открыл счет 80 «Уставный капитал», а для расчетов с учредителями - счет 75 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».
В бухгалтерском учете ОАО «Тяжмехпресс» к счету 80 открыты субсчета для раздельного учета по видам акций — «Обыкновенные акции», «Привилегированные акции» (на случай если кроме обыкновенных акций Совет директоров примет решение о выпуске привилегированных акций).
Внутри основных видов акций аналитический учет организуется по выпускам акций, при этом отражаются государственный регистрационный номер выпуска, номинальная стоимость, количество акций и общая сумма выпуска по номинальной стоимости.
В целях полного отражения информации о состоянии и движении уставного капитала бухгалтером ОАО «СФЭУИ» к счету 80 открыты следующие субсчета:
1) 80-1 «Капитал объявленный» — для отражения номинальной стоимости акций, предназначенных к размещению;
2) 80-2 «Капитал подписной» — для учета акций, по которым проведена подписка;
3) 80-3 «Капитал оплаченный» — для отражения стоимости реализованных акций;
4) 80-4 «Капитал изъятый» — для учета акций, изъятый из обращения (выкупленных у акционеров).
Таким образом, 01.11.1997 года при образовании уставного капитала бухгалтер ОАО «СФЭУИ» в бухгалтерском учете сделал следующие записи:
Дебет 75 – Кредит 80-1 – 6 475 000,00 рублей – отражена величина уставного капитала ОАО «Тяжмехпресс» на сумму номинальной стоимости акций, предназначенных к размещению.
Дебет 80-1 – Кредит 80-2 – 6 475 000,00 рублей – отражены результаты подписки на акции (размещение среди учредителей в рамках объявленного ОАО «Тяжмехпресс» уставного капитала.
На дату расчетов за акции денежными средствами в бухгалтерии ОАО «Тяжмехпресс» были сделаны следующие проводки:
Дебет 50 – Кредит 75 – 718 200,00 рублей – отражено поступление денежных средств от учредителя - А.Т. Крук – в оплату его части размещенных акций.
Дебет 80-2 – Кредит 80-3 – 718 200,00 рублей – отражена сумма оплаченной номинальной стоимости акций.
Уставный капитал предприятия ОАО «Тяжмехпресс» представлен в таблице.
Таблица 1
Уставный капитал по состоянию на 01.01.2009 г. составляет
№ п/п |
Наименование |
размещенные акции |
В том числе |
||
акции (шт.) |
Сумма по номиналу (руб). |
Полностью оплаченные акции (шт.) |
Частично оплаченные |
||
1. |
Обыкновенные акции |
280022 |
840066 |
280022 |
--- |
Проведем анализ структуры капитала и резервов предприятия ОАО «Тяжмехпресс» за 2007 – 2008 гг.
Таблица 2
Структура капитала за 2007 -2008 гг
№ п/п |
Наименование |
2007 год |
2008 год |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Уставный капитал |
840 |
840 |
0 |
2 |
Добавочный капитал |
171162 |
171162 |
- |
3 |
Резервный капитал |
0 |
4042 |
4042 |
4 |
Нераспределенная прибыль |
237566 |
343049 |
105483 |
Итого |
409568 |
519093 |
109525 |
Рассмотрим изменения доли каждой статьи в структуре капитала за период 2007 -2008 гг
Таблица 3
Структура капитала за 2007 -2008 гг
№ п/п |
Наименование |
2007 год |
2008 год |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Уставный капитал |
0,21 |
0,16 |
-0,04 |
2 |
Добавочный капитал |
41,79 |
32,97 |
-8,82 |
3 |
Резервный капитал |
0,00 |
0,78 |
0,78 |
4 |
Нераспределенная прибыль |
58,00 |
66,09 |
8,08 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Как показывают расчеты представленные в таблице 3 доля уставного капитала в разделе «капитал резервы» уменьшился на 0,04 %, что связано с ростом нераспределенной прибыли в 2008 году.
2.2 Порядок учета изменений уставного капитала
Увеличение уставного капитала общества позволяет повысить его привлекательность в качестве контрагента перед партнерами и ввести в оборот предприятия дополнительные денежные средства без налоговых издержек т.к. в целях налогообложения взносы в уставной капитал (фонд) не признаются прибылью, а также не облагаются НДС.
В 2004 году Общее собрание акционеров ОАО «Тяжмехпресс» принимает решение об увеличении уставного капитала за счет выпуска дополнительных акций, которые размещаются путем подписки. Оплата размещенных акций производится денежными средствами. Номинальная стоимость акций составляет 100 рублей, цена их размещения - 110 рублей. Цена размещения дополнительных акций имеющимся акционерам общества при осуществлении ими преимущественного права приобретения акций может быть ниже цены размещения иным лицам, но не более чем на 10 %. Размер вознаграждения посредника, участвующего в размещении дополнительных акций общества посредством подписки, не должен превышать 10% цены размещения акций.[6]
Всего было выпущено 25 000 акций, которые были полностью размещены. В бухгалтерском учете данная операция была проведена следующим образом.
В соответствии с требованием ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо обязано зарегистрировать изменения, касающиеся уменьшения или увеличения уставного капитала в регистрирующем органе по месту своего нахождения (для г. Москвы – МИФНС № 46).(см. Приложение 2)
До регистрации изменений в Уставе бухгалтером была сделана проводка:
Дебет 51 Кредит 76 субсчет "Расчеты за акции до увеличения уставного капитала"
- 2 750 000 руб. (110 руб. х 25000 шт.) - отражены средства, полученные от акционеров в счет оплаты дополнительных акций.
После внесения вкладов общее собрание участников общества приняло решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участников и о внесении в учредительные документы общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала, увеличением номинальной стоимости долей участников.
После регистрации изменений в Уставе бухгалтерия ОАО «Тяжмехпресс» сделала такие записи:
Дебет 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал" Кредит 80
- 2 500 000 руб. (100 руб. х 25000 шт.) - отражено увеличение уставного капитала на номинальную стоимость размещенных акций;
Дебет 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал" Кредит 83 субсчет "Эмиссионный доход"
- 250 000 руб. (10 руб. х 25000 шт.) - отражена сумма превышения подписной стоимости акций над их номинальной стоимостью;
Дебет 76 субсчет "Расчеты за акции до увеличения уставного капитала" Кредит 75 субсчет "Расчеты по вкладам в уставный капитал"
- 250 000 руб. - зачтена задолженность акционеров по оплате размещенных акций.
В работе представлены проводки, сделанные бухгалтером ОАО «Тяжмехпресс» в общем виде, а на практике данные проводки делаются по каждому акционеру отдельно. После увеличения уставного капитала ОАО «Тяжмехпресс» количество акционеров, зарегистрированных в 2004 году сохранилось и сохранившихся на сегодняшний день в системе ведения реестра составляет 66 человек.
В заключении, хотелось бы отметить, что на момент написания данной курсовой работы уставный капитал ОАО «Тяжмехпресс» оплачен полностью и его изменений в ближайшие годы не планируется.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, если стоимость чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Уменьшение уставного капитала в акционерных обществах производится:
а) путем уменьшения номинальной стоимости размещенных акций;
б) путем сокращения их количества, в том числе путем приобретения части акций и их аннулирования.
При уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций (долей) сумма, на которую уменьшается уставный капитал, как правило, направляется на погашение убытка или на увеличение нераспределенной прибыли. После государственной регистрации изменений учредительных документов в бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По решению общего собрания сумма, на которую уменьшается уставный капитал, может быть выплачена собственникам. В этом случае уменьшение уставного капитала отражается следующими записями:
Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» — отражена задолженность перед собственниками в сумме, на которую уменьшается уставный капитал;
Дебет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др. — отражена выплата собственникам причитающейся доли.
Законом «Об акционерных обществах» предусмотрено право приобретать размещенные акции по решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала в целях сокращения их общего количества, если это предусмотрено уставом общества.
Общество также вправе приобретать размещенные акции по решению совета директоров. Приобретенные акции погашаются (аннулируются) при их приобретении.
Общество с ограниченной ответственностью может приобретать доли в своем уставном капитале только в случаях, предусмотренных Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Если уставом общества уступка доли участника общества третьим лицам запрещена, а другие участники отказываются от ее приобретения, общество обязано приобрести по требованию участника принадлежащую ему долю (часть доли).
Доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу по решению общего собрания участников должна быть распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале либо продана всем (некоторым) участникам общества или третьим лицам (если это не запрещено уставом общества).
Проданная доля должна быть оплачена в течение одного года со дня ее перехода к обществу.
Нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного капитала.
Бухгалтерский учет наличия и движения собственных акций (долей), выкупленных обществом у акционеров (участников) для их последующей перепродажи или аннулирования, ведется на счете 81 «Собственные акции (доли)».
При выкупе акций (долей) на сумму фактических затрат производится запись:
Дебет 81 «Собственные акции (доли)» Кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».
При аннулировании акций (долей) в бухгалтерском учете отражается уменьшение уставного капитала на номинальную стоимость аннулированных акций (долей):
Дебет 80 «Уставный капитал» Кредит 81 «Собственные акции (доли)».
Уменьшение уставного капитала отражается в учете только после государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы.
Если акции (доли) были приобретены по ценам выше (ниже) их номинальной стоимости, то возникающая разница включается в операционные расходы или доходы. В учете при этом составляются записи:
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 81 «Собственные акции (доли)» — на сумму превышения фактических затрат на приобретение над номинальной стоимостью выкупленных и аннулированных акций (долей);
Дебет 81 «Собственные акции (доли)» Кредит 91-1 «Прочие доходы» — на сумму превышения номинальной стоимости над суммой фактических затрат на приобретение выкупленных и аннулированных акций (долей).
2.3 Аудит уставного капитала
Планирование аудиторской проверки уставного капитала осуществляется на основе сводного общего плана с сводной программы аудита экономического субъекта.
В таблице представим план аудита учредительных документов и расчетов с учредителями в состав работ по которому входит и аудит формирования уставного капитала.
Таблица 4
Общий план аудита учредительных документов и расчетов с учредителями
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Аудит учредительных документов |
В течении года |
Иванов В.В. |
2 |
Аудит формирования уставного капитала |
В течении года |
Иванов В.В. |
3 |
Аудит расчетов с учредителями |
В течении года |
Иванов В.В. |
4 |
Аудит начислений, удержания и перечисления налогов и иных обязательных платежей |
В течении года |
Иванов В.В. |
Программу аудита формирования уставного капитала представим в таблице
Таблица 5
Программа аудита формирования уставного капитала
Проверяемое предприятие |
ОАО «Тяжмехпресс» |
|||
Период аудита |
с 01.01.2008 по 30.01.2008 |
|||
Количество человеко-часов |
32 |
|||
Руководитель аудиторской группы |
Тихонова Н.В. |
|||
Состав аудиторской группы |
Дмитриева К.А. |
|||
Планируемый аудиторский риск |
4% |
|||
Планируемый уровень существенности |
Качественно – соответствие нормативным актам Количественно - 3% |
|||
№ |
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита |
Проверяемые документы |
Период проведения |
Исполнитель |
|
||||
1. |
Ознакомление с учредительными документами, проверка их соответствия требованиям законодательства. |
Устав, учредительный договор. Документы, подтверждающие право владения имуществом, вносимым в качестве вклада в Уставный капитал. |
14.01.08 |
Тихонова Н.В. |
2. |
Проведение проверки данных бухгалтерской отчетности. |
-Бухгалтерский баланс(Ф N1), раздел "Оборотные активы", статья "Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал" , "Капитал и резервы", - Отчет об изменениях капитала (ф. N 3): • раздел I "Капитал" • раздел IV "Изменение капитала", |
14.01.08 |
Тихонова Н.В. |
3. |
Изучение регистров синтетического учета. |
регистры синтетического и аналитического учета, Главная книга. журнал - ордер N 12 и ведомость аналитического учета по счету 85 «Уставный капитал». Регистры по счету 75 « Расчеты с учредителями». |
14.01.08 |
Тихонова Н.В. |
4. |
Ознакомление с организационными документами |
устав, учетная политика организации, свидетельство о государственной регистрации; приказы и распоряжения; справки о постановке на учет в налоговом органе, лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством; |
22.01.08 |
Дмитриева.К.А. |
5. |
Проверка соблюдения требований об обязанности вклада в уставный капитал. |
Регистры синтетического и аналитического учета счета 80 и 75. |
22.01.08 |
Дмитриева.К.А. |
6. |
Проверка учетных записей по формированию Уставного капитала. |
Сверка тождества данных в учете отчетности и учредительных документах. (подтверждающие документы ПКО,накладные,акты) |
22.01.08 |
Дмитриева.К.А. |
7. |
Проведение инвентаризации с участием аудитора |
Регистры по счету 80 "Уставный капитал",первичные документы, |
26.01.08 |
Дмитриева.К.А. |
Была проведена проверка соответствия ряда совершенных ОАО «Тяжмехпресс» финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Результаты проведенной проверки показывают, что совершенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ОАО «Тяжмехпресс» во всех существенных отношениях в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет.
При проведении аудита ОАО «Тяжмехпресс» за 2007 год аудиторской фирмой существенных нарушений и нестандартных ситуаций при осуществлении учета и формирования уставного капитала не обнаружено. В целом система бухгалтерского учета и внутреннего контроля ОАО «Тяжмехпресс» может считаться эффективной.
Рекомендации: более тщательно проводить инвентаризацию, более внимательно оформлять организационные и бухгалтерские документы. Аналитический учета по счету 80 «Уставный капитал» необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала. Проконтролировать полноту внесения вкладов учредителей по взносам в уставный капитал. Следовательно, в рабочем плане Счетов целесообразно предусмотреть соответствующие аналитические счета.
В ходе проверки были проведены процедуры по проверки сроков внесения уставного капитала и суммы указанные в данных документах.
На основании проверки данных документов отклонения не обнаружены.
3. Рекомендации по совершенствованию учета уставного капитала на предприятии
3.1 Применение средств автоматизации при учете уставного капитала
Термин «1С:Предприятие» обозначает систему ПО, в которую входят и платформа, и наборы прикладных решений (разного масштаба и разной отраслевой специфики), а также различных методик. Поэтому как про средство разработки правильно говорить именно про платформу «1С:Предприятие». Как и для многих современных платформ, для «1С:Предприятия» трудно провести определенную границу между собственно инструментом разработки и «исполняющей системой», поскольку они образуют единое целое. Фактически платформа и есть средство разработки, но работает она как на этапе создания программ, так и при их выполнении. С точки зрения принятой в мире терминологии здесь хорошо подходит слово framework, но, к сожалению, у него нет удачного русского аналога.
Заметим, что существенная часть систем автоматизации бизнеса имеет свой встроенный инструментарий разработчика. Мы не готовы предлагать какие-то универсальные критерии по поводу того, что считать встроенным инструментарием, а что средством разработки. Платформу «1С:Предприятие» мы можем считать средством разработки на основании того, что она реально (и достаточно массово) используется не только как средство настройки поставляемых фирмой «1С» прикладных решений, но и как средство создания новых прикладных решений (как с использованием типовых фрагментов, так и без них). При этом оно применяется и для создания тиражных решений, и для разработки индивидуальных решений «под заказ».
В общем, тот факт, что платформа «1С:Предприятие» полноправно (наравне с другими популярными средствами) участвует в выборе инструментов при реализации проектов, и является, с нашей точки зрения, практическим критерием, по которому ее можно считать средством разработки. Разумеется, заказчик, использующий решение на платформе «1С:Предприятие» (горизонтальное, вертикальное или индивидуальное), работает прежде всего именно с системой автоматизации бизнеса, а инструмент разработки он получает в виде дополнительной возможности, позволяющей посмотреть, как устроена бизнес-логика приложения, и при необходимости изменить ее и дополнить.
Массовое использование платформы для создания прикладных бизнес-программ не было случайным событием. Изначально при создании системы ставилась задача обеспечения инструментария, полностью отчуждаемого от команды разработчиков фирмы «1С» и обладающего всеми атрибутами тиражного средства разработки. Достаточно сказать, что у разработчиков прикладных решений «1С» нет никаких «секретных» инструментов или методических материалов. Они используют те же средства и ту же литературу, что и любой другой специалист, имеющий дело с «1С:Предприятием».
Разумеется, «1С:Предприятие» — не универсальное, а специализированное (предметно-ориентированное) средство разработки. Конечно, ни один инструмент не может претендовать на решение всех мыслимых проблем, однако универсальные средства разработки ориентированы на достаточно широкий спектр задач, а платформа «1С» — на задачи автоматизации бизнеса.
Говоря о системе 1С: предприятие 8 в широком смысле, можно сказать, что она представляет собой совокупность четырех составляющих (рис. 1.):
- технологической платформы;
- прикладных решений различного масштаба и различной направленности, созданных на основе технологической платформы;
- методологии создания прикладных решений;
- информационно-технологической поддержки пользователей и разработчиков.
1С: Предприятие
Прикладные решения
Технологическая платформа
Методология
ИТС
Рис. 2. Структура 1С: Предприятие 8
Такая архитектура продиктована, прежде всего, теми задачами, которые призвана решать система 1С: Предприятие.
Во-первых, система должна обеспечивать высокий уровень адаптируемости прикладных решений под требования заказчика.
Во-вторых, система должна обеспечивать изменение готового прикладного решения разработчиком, не участвовавшим в его создании. Это особенно важно для прикладных решений в сфере экономических задач, где существенная часть разработчиков не создает собственные прикладные решения, а дорабатывает и развивает существующие типовые решения.
В-третьих, система должна обеспечивать эффективное использование компьютерных технологий и платформ, не требуя, при этом, глубоких специальных знаний от разработчика.
В-четвертых, система должна обеспечивать стандартизацию разработки.
Таким образом, можно сказать, что 1С:Предприятие не является универсальным средством программирования. Система обладает достаточно широкими возможностями, однако ее архитектура и конкретная реализация механизмов и технологий платформы продиктована, прежде всего, необходимостью решения специализированных задач по созданию бизнес-приложений и требованиями, предъявляемыми к самой системе.
Основным концептуальным решением, отличающим систему 1С: Предприятие 8 от универсальных средств программирования, является четкое разделение на платформу и прикладное решение.
Прикладное решение 1С: Предприятия является самостоятельной сущностью и может выступать в качестве отдельного программного продукта. Однако создание, модификация и собственно функционирование прикладного решения невозможны без использования технологий и механизмов платформы. Поэтому платформа поставляется с каждым комплексом 1С: Предприятия.
Для модификации прикладных решений не требуется использовать какие-либо отдельные программные продукты – все средства разработки входят в состав технологической платформы.
Можно сказать, что технологическая платформа состоит из двух составляющих:
- среда исполнения;
- среда разработки.
Таким образом, обеспечивается высокий уровень адаптируемости прикладных решений под требования заказчика.
Прикладные решения 1С:Предприятия не пишется в прямом смысле этого слова на языке программирования. При создании прикладных решений 1С:Предприятия используется более абстрактная технология – технология метаданных.
Метаданные представляют собой иерархическую структуру объектов, полностью описывающую все прикладное решение. Среда исполнения 1С:Предприятия исполняет, «проигрывает» метаданные, аналогично тому, как оперативная система код привычной программы.
Отличительной особенностью технологии метаданных является использование визуального конструирования прикладного решения. Вместо кропотливого написания кода разработчик просто добавляет визуальными средствами новый объект метаданных в прикладное решение и получает сразу же описания нужных типов, структур данных, описаний наборов прав, связи между объектами, информацию об особенностях их поведения, визуального представления и т.д.
Платформа 1С: Предприятия 8 позволяет выделить в прикладном решении отдельные части – подсистемы, - в совокупности представляющие все прикладное решение. Подсистемы могут иметь иерархическую структуру, то есть одна подсистема может включать в себя несколько других подсистем.
Для формирования уставного капитала в программе 1С: Предприятие 8 необходимо с помощью операции Проводки - «Операция (бухгалтерский и налоговый учет) ввести данные о учредителях и размере уставного капитала.
Рис. 3. Формирование уставного капитала на предприятии ОАО Тяжмехпресс»
Данная операция совершается один раз при формировании уставного капитала.
Каждый объект метаданных, описывающих данное прикладное решение, может быть отнесен к одной или нескольким другим подсистемам. Таким образом, в терминах подсистем можно описать всю структуру прикладного решения.
В дальнейшем это описание можно использовать в различных средствах разработки, например для автоматического формирования прав на основе подсистем или для автоматического построения интерфейсов пользователей.
Важной особенностью системы 1С: Предприятие 8 является то, что для описания структуры прикладного решения разработчик использует не произвольные, а строго определенные объекты метаданных.
3.2 Введение дополнительного контроля за учетом изменения уставного капитала
Система внутреннего контроля – это политика и процедуры (средства внутреннего контроля), принятые руководством субъекта для содействия в достижении целей руководства субъекта, предусматривающие:
- упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности, включая строгое следование политике руководства субъекта;
- обеспечение сохранности активов;
- предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок;
- точность и полноту бухгалтерских записей;
- своевременную подготовку достоверной финансовой информации.
Таким образом СВК представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического и его силами надзор и практику.
Система СВК предусматривает наличие:
- компетентного, заслуживающего доверия персонала с четко определенными правами и обязанностями;
- разделение соответствующих обязанностей;
- соблюдение необходимых процедур при совершении операций;
- контроля за сохранностью документации;
- фактического контроля над активами и документацией;
- независимой проверкой выполнения обязанностей.
Оценим систему внутреннего контроля ОАО «Тяжмехпресс» с помощью теста, представленного в таблице 6.
Таблица 6
Тестирование системы внутреннего контроля ОАО «Тяжмехпресс»
Наименование процедуры контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
Оценка наличия ВК |
|
+ |
- |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа |
Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц |
Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой внутреннего контроля |
X |
|
Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей |
X |
|||
Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений |
X |
|||
2. Формальная проверка документации |
Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательных реквизитов в документах |
X |
|
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов |
X |
|||
3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам |
Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу операции |
X |
|
Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу |
Х |
|||
4. Контроль полноты регистрации первичных документов |
Достижение уверенности, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны |
Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах |
Х |
|
Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов |
X |
|||
5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов |
Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета |
Х |
|
Использование средств автоматизированного учета |
Х |
|||
Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку |
Х |
|||
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов |
Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюдением |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре |
X |
|
Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату |
X |
|||
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером — исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов |
X |
|||
7. Контроль документопотоков |
Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота |
Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками |
Х |
|
Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов |
X |
|||
8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации) |
Достижение уверенности в том, что в процесе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа |
Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности |
X |
|
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке |
X |
|||
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке |
X |
|||
10. Контроль организации хранения документов |
Достижение уверенности в том, что в организованной системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения |
Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы |
X |
|
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации |
X |
|||
Инвентаризация дел в архивах |
X |
|||
11. Контроль за правильностью отражения |
Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам с поставщиками и |
Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям |
X |
|
операций на счетах бухгалтерского учета |
подрядчиками будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета |
Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей |
X |
|
Разработка типовых корреспонденции счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением |
X |
Таким образом, тестирование показало, что уровень организации внутреннего контроля за правильностью организации учета расчетов с подотчетными лицами в ОАО «Тяжмехпресс» соответствует объемам и характеру деятельности предприятия.
Итак, подводя итоги оценки системы внутреннего контроля можно сделать вывод, что существующая в настоящее время система внутреннего контроля обеспечивает в должной степени выполнения своих задач на предприятии ОАО «Тяжмехпресс».
3.3 Введение международных стандартов при аудите уставного капитала
Аудит и сопутствующие ему услуги имеют признание во всех экономически развитых странах в связи с тем, что недостоверная отчетность не имеет для пользователя экономического смысла и может вызвать финансовые потери. Аудиторы признают «достоверной» финансовую отчетность, отвечающую требованиям МСФО. Аудиторы и бухгалтеры, являясь лицами бухгалтерской профессии, объединены в МФБ с целью координации на мировом уровне деятельности профессиональных организаций в области учета, финансовой отчетности и аудита.
Исторически аудит представлял собой ревизию, или ежегодную проверку работы подведомственных структур. Король проверял герцогов и принцев, герцоги и принцы — своих лордов и шерифов и так далее вниз по феодальной лестнице. Начальные активы, уплата податей, проданная продукция — все должно было быть учтено и проконтролировано.
В системе экономических отношений аудит за более чем 150-летний период прошел несколько качественных стадий развития. Каждая из них соответствовала определенному уровню развития экономических отношений, поскольку, как любой вид управленческой деятельности, аудит выполняет функции, которые востребованы экономической средой.
Акционерами и банкирами не ограничивается круг пользователей, которым необходима непредвзятая финансовая информация. Можно определить и другие группы пользователей, которые имеют особый набор информационных потребностей.
Сейчас в результатах аудита заинтересованы не только собственники, но и экономический субъект как самостоятельная хозяйствующая единица. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проаудированной бухгалтерской отчетности. Ни один серьезный инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд предшествующих лет не проверены авторитетным аудитором.
Во всех экономически развитых странах аудиту придается большое значение, так как он ориентирован на собственников, которым и представляется аудиторское заключение.
В условиях развитых экономических отношений целью аудита не является поиск конкретных ошибок и отклонений. Цель аудита (как признают сегодня аудиторы развитых стран) - формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Для достижения этой цели применяется широкий спектр специфических подходов, процедур и методов, требования к которым сформулированы в таких регламентирующих документах, как Правила или Стандарты аудита.
Определение различных групп пользователей и их информационных нужд уточняет природу востребованности аудита (мнения аудитора) и сопутствующих услуг. Современные экономисты конца XX - начала XXI в. отмечают возникновение кризиса в аудите, которое выражается во все возрастающем недоверии к мнению аудиторов об отчетности. Кроме того, заключения аудиторов по отчетности подтверждают лишь то, что происходило на предприятии несколько месяцев назад, а за время проверки вся хозяйственная деятельность могла претерпеть значительные изменения. Такие мнения звучат убедительно, однако отсутствие мнения о достоверности отчетности усиливают риски недобросовестности и злоупотреблений управляющих.
В современной российской экономике собственный капитал организации выступает как важнейшая экономическая категория и является основой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Он представляет собой совокупность имущества, прав и денежных средств, необходимых организации для осуществления ее уставной деятельности, покрытия убытков, создания новых видов имущества.
Один из элементов управления собственным капиталом - система бухгалтерского учета, которая должна отвечать современным требованиям развития экономики России и международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности.
Национальные стандарты учета и отчетности разрабатываются каждой страной самостоятельно. Этой задачей занимаются различные органы - в одних с
Существует несколько международных стандартов финансовой отчетности, затрагивающих вопросы учета капитала: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО 8 «Учетная политика, изменения бухгалтерских оценок и ошибки», МСФО 12 «Налоги на прибыль», МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО 33 «Прибыль на акцию», МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». МСФО определяют капитал как оставшуюся долю активов компании после вычета всех ее обязательств.
Анализ содержания Принципов МСФО применительно к учету капитала свидетельствует о том, что в балансе западных компаний капитал разделен на три основные статьи: средства, внесенные акционерами; нераспределенная прибыль; резервы, сформированные из нераспределенной прибыли, а также резервы, представляющие собой корректировки, обеспечивающие поддержание капитала.
Средства, внесенные акционерами, представляют собой инвестированный капитал, составляющими которого являются уставный и добавочный капитал, в части эмиссионного дохода. Нераспределенная прибыль и резервы составляют накопленный капитал, возникший в процессе функционирования организации.
В составе вложенного капитала выделены две статьи: номинальная стоимость акций и добавочный капитал. Номинальная стоимость акций составляет юридический капитал организации. Компания может выпускать акции, имеющие номинальную стоимость и не имеющие ее. Если компания при выпуске акций получает большую, чем номинал, сумму, то она называется «добавочный капитал», или «добавочный капитал сверх номинала». Таким образом, второй статьей вложенного капитала является добавочный капитал, под которым следует понимать прирост собственного капитала в результате разницы между продажной и номинальной стоимостью акций (эмиссионный доход), возникшей при инвестировании капитала.
Следующим компонентом собственного капитала является чистая прибыль, не распределенная между акционерами, а реинвестированная в организацию и представляющая собой заработанный капитал. Источником формирования заработанного (накопленного) капитала является положительный конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговых и иных аналогичных платежей по налогу на прибыль.
В международной и национальной практике для составления финансовой отчетности в отдельную составляющую собственного капитала выделены резервы, которые обычно классифицируются по четырем основным характеристикам:
- резервы капитала, включая фонд переоценки стоимости, и резервы поступления доходов в будущем (различные дотации и безвозмездные поступления активов);
- нормативные резервы (установленные законодательством) и ненормативные резервы (решение об образовании которых принимается самой организацией);
- распределяемые и нераспределяемые резервы: первые могут распределяться между акционерами (иногда они создаются только для этих целей); вторые не подлежат распределению вплоть до ликвидации организации;
- целевые и общие резервы: первые предусматривают их использование на строго установленные цели, вторые не имеют выраженной целевой установки.
В МСФО 1 определен объем информации о капитале компании, которая подлежит обязательному раскрытию в бухгалтерском балансе или в пояснениях (примечаниях) к нему. В соответствии с параграфом 74 компания с акционерным капиталом должна раскрыть следующую информацию.
Для каждого класса акционерного капитала показываются:
- количество акций, разрешенных к выпуску;
- количество акций, выпущенных и полностью оплаченных, а также выпущенных, но не оплаченных полностью;
- номинальная стоимость одной акции либо указание, что акции не имеют номинальной стоимости;
- выверка количества акций по состоянию на начало и конец отчетного года;
- права, привилегии и ограничения, присущие классу, включая ограничения на распределение дивидендов и возврат капитала;
- количество акций компании, находящихся у самой компании или ее дочерних либо ассоциированных компаний; согласно разъяснению SIC-16 «Акционерный капитал - вновь приобретенные собственные долевые инструменты (казначейские акции)» предусматривается отражение этих акций в качестве вычета из капитала;
- количество акций, зарезервированных для выпуска по опционам и контрактам на продажу, включая условия и суммы.
Для каждого капитала (в том числе добавочного капитала) в составе капитала компании описываются его вид и назначение. При этом имеются в виду фонды (reserves), создаваемые в соответствии с уставом компании или требованиями законодательства, в частности налогового. Хотя сам термин «фонд» не определен в стандартах, очевидно, что в данном случае речь не идет о резервах, покрываемых понятием «обязательства» (гарантийные или пенсионные) и признаваемых расходами компании. Раскрытие назначения капитала предполагает указание на любые ограничения в отношении использования или распределения его. Если законодательством, уставом компании или решением ее акционеров установлены какие-то ограничения на использование нераспределенной прибыли или фондов, то компания должна раскрыть конкретные условия таких ограничений для каждой составляющей капитала.
Раскрывается сумма дивидендов, предложенных или объявленных к выплате после отчетной даты, но до того, как финансовая отчетность была разрешена к выпуску.
Раскрывается сумма дивидендов по любым кумулятивным привилегированным акциям, не признанная в отчетности.
Согласно параграфу 86 МСФО 1 компания должна раскрыть движение каждой составляющей капитала в отчетном периоде (остаток на начало периода, отдельные статьи увеличения и уменьшения, остаток на конец отчетного периода). Данная информация приводится в отчете о движении капитала или в пояснениях.
Компании, не имеющие акционерного капитала (например, партнерства, товарищества), должны раскрывать информацию о своем капитале в объеме, аналогичном указанному выше. Такие компании обязательно должны показать движение в отчетном периоде по каждой категории участия в капитале, а также права, привилегии и ограничения, присущие каждой категории.
Заключение
Необходимость стабилизации и усовершенствования структуры производства в условиях российской действительности вызывает необходимость рассмотрения проблемы эффективности управления использованием финансовых ресурсов предприятия.
В нынешних условиях конкурентной борьбы, когда предприятие постоянно пересматривает структуру бизнеса, руководство должно иметь ясное представление об имущественном положении организации, о механизме управления ее ресурсами, как одного из главных элементов, влияющих на увеличение объема производства, повышения отдачи созданного производственного потенциала, снижения себестоимости, на рост рентабельности производства, накопления предприятия, на эффективность его деятельности в целом.
Эффективное использование финансовых ресурсов тесно связано с повышением качества обслуживания покупателей, поскольку в условиях рыночной конкуренции быстрее реализуется и пользуется спросом высококачественная продукция.
Использование в курсовой работе данных реального предприятия придает ей практический характер, поэтому работа может быть использована финансовой и бухгалтерского службой организации при решении вопросов учета суставного капитала.
Три теоретических вопроса курсовой работы формируют полное и обширное представление по выбранной теме.
Работа написана с использованием законодательных, нормативных документов, специальной литературы и периодической печати, содержащей информацию по изучаемому вопросу.
Список литературы
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (принят Гос. Думой 26 января 1996г. № 14-ФЗ, с изм. от 24.07.2007 г.)
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (принят Гос. Думой 05 августа 2000г. № 117-ФЗ с изм. от 24 июля 2007 г.)
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 3 ноября 2006 г.)
Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» ( с изм. от 18 сентября 2006 г.)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н (с изменениями от 26 марта 2007 г.)
План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденный Приказом МФ РФ № 94н от 31.10.2000 г. (с изм. от 18 сентября 2006 г.) с кратким комментарием руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности А.С. Бакаева. М.: «Информационное агентство ИПБ – БИНФА», 2001.
Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М.: Инвест Фонд, 2007. – 192 с.
Аудит: Учебник ./ Под ред. Проф. В.И.Подольского. – М.: Аудит, Юнити, 2008. – 746 с.
Безруких П.С. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2006. – 480 с.
Бланк И.А. Управление активами. - К.: Ника-центр, Эльга, 2006 – 720 с.
Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов / И.П. Бабаев, В.А. Комиссарова, Бородин; Под ред. проф. ЮА Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 527 с.
Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учеб. пособие – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2008. - 243с.
Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2007. - 752 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М: Инфра-М, 2006. – 717 с.
Лытнева Л.А., Малявкина Л.И., Федерова Т.В. Бухгалтерский учет. – М: Форум-Инфра, 2006. – 496 с.
Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. Самоучитель по бухгалтерскому учету (7-е изд.) - СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. - 656 с.
Харитонов С.А. Компьютерная бухгалтерия 7.7 с новым Планом счетов. – М.: «1С-Паблишинг», 2007. – 415 с.
Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2008 – 448 с.