Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере ООО "СМУ Капстрой")
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра бухгалтерского учета, аудита и АОД
КУРСОВАЯ РАБОТА
УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
(на примере ООО «СМУ Капстрой»)
Краснодар 2008
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях рыночной экономики
1.1 Современный этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.2 Задачи и методические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками – предмет исследования
2. ООО «СМУ Капстрой» - экономический субъект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «СМУ Капстрой»
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности
2.3 Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики
3. Метод обеспечения расходов с поставщиками и подрядчиками в ООО «СМУ Капстрой»
3.1 Документальное оформление
3.2 Синтетический и аналитический учет
3.3 Пути совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками на ООО «СМУ Капстрой»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.
В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.
Четкая организация расчетов между поставщиками и подрядчиками необходима для ускорения оборачиваемости оборотных средств и своевременного поступления денежных средств.
С переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния.
В работе в качестве объекта исследования выступает учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. В работе применялись общие методы исследования системный подход, сопоставительный, математический, балансовый, экономический анализ, выборочные статистические обследования, синтез, сравнение, а также общенаучные методы.
Целью работы является комплексное исследование организации расчетов с поставщиками и подрядчиками на конкретном предприятии.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить теоретические основы организации расчетов с поставщиками и подрядчиками;
проанализировать практика организации бухгалтерского учета в ООО «СМУ Капстрой», в том числе изучена действующая на предприятии учетная политика;
дать характеристику организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками исследуемого предприятия;
наметить пути совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Методологической и технической основой для написания курсовой послужили: Федеральный Закон о бухгалтерском учете в РФ; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных ученых, таких как Соколов Я.В., Куттер М.И., Кондраков Н.П., Козлова Е.П..
1. Теоретические основы расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях рыночной экономики
1.1 Современный этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [3].
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, принятая приказом Минфина России от 01.07.2004 №180, представляет собой новый этап реформирования отечественного бухгалтерского учета с целью его адаптации к условиям рыночной экономики и Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации, которая была принята Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 26 декабря 1997 года предшествовала программе 2004г. В тексте этой Концепции не было указания на то, что она разработана по решению Правительства РФ; по существу, это был рабочий документ, который достаточно четко определял основные термины бухгалтерского учета, цели бухгалтерского учета, содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете, требования, предъявляемые к этой информации, и другие элементы, необходимые как для организации учета на уровне хозяйствующего субъекта, так и для формирования законодательной и нормативной базы в данном сегменте рынка. Большая часть норм, сформулированных в Концепции 1997 года, была использована при разработке положений по бухгалтерскому учету, методических рекомендаций и методических указаний, изданных Минфином России.
Одним из основных элементов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО должна стать разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету.
Программа 2004 года, так же как и другие нормативные акты, регулирующие реформу бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, определяла в качестве магистрального направления реформирования переход на МСФО.
В первом разделе Программы 2004 года были определены проблемы, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться работникам бухгалтерских служб, а также членам профессионального бухгалтерского сообщества, занимающимся методологической и экспертной деятельностью. Несмотря на то, что выводы сделаны на основе всесторонней оценки множества факторов, некоторые из вышеуказанных проблем представляются спорными.
Например, в качестве первой (и, видимо, основной) проблемы разработчики Концепции 2004 года ссылаются на отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой согласно МСФО. При этом почему-то упущено то обстоятельство, что документы системы нормативного отчетности по международным стандартам. Присвоение же подобной отчетности официального статуса в настоящее время вряд ли возможно: политика Правительства РФ в этой части заключается в приближении норм отечественных стандартов к нормам МСФО, но не заменой разработанных положений по бухгалтерскому учету международными стандартами. Если одновременно будут существовать две группы официально признанных стандартов, то могут возникнуть серьезные проблемы с обработкой бухгалтерской информации органами статистики, а также другими внешними заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Другой, не менее важной проблемой обозначены неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО посредством трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам. В направлениях реформирования бухгалтерского учета однозначного решения этой проблемы не предложено. Как вариант предлагается составление консолидированной отчетности исключительно в соответствии с требованиями МСФО. Однако в данном случае весьма вероятны существенные расхождения между бухгалтерской отчетностью отдельных хозяйствующих субъектов, данные которой используются при составлении консолидированной отчетности.
В качестве основных направлений решения вышеуказанных проблем предлагаются переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков их применения на практике
Из основных направлений дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности наиболее масштабными и приспособленными к нормативному регламентированию являются два:
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Для реализации вышеуказанных направлений предполагается организация взаимодействия профессионального сообщества (скорее всего, в виде ИПБ и его территориальных филиалов) и органа государственного управления (Минфина России).
Основным условием существования приведенной системы, по мнению разработчиков Программы 2004 года, является законодательное признание МСФО в Российской Федерации (в частности, придание консолидированной финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО, статуса одного из видов официальной отчетности).
Реализация еще одного направления - усиления контроля качества бухгалтерской отчетности - предполагает, в частности, разработку стандартов аудиторской деятельности, соответствующих Международным стандартам аудита, и контроль качества работы аудиторов и аудиторских настоящее время в стране создана и успешно применяется система стандартов аудиторской деятельности. Поэтому в Программе 2004 года целесообразно было бы уточнить, что речь идет о вновь разрабатываемых стандартах.
Как и задумывалось в программе 2004г. были разработаны новые положения по бухгалтерскому учету, которые вступят в силу с 1 января 2009г.
Адаптация российского бухгалтерского учета к стандартам МСФО является одной из главных тенденций. На сегодняшнюю дату она больше всего проявляется в принятии нового ПБУ, а именно «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) и «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)
Приказ Минфина от 06.10.2008 №106н вносит изменения в два ПБУ: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008). Они вступят в силу с 1 января 2009 года.
Правила формирования и раскрытия учетной политики в целом останутся прежними. Новое ПБУ уточнит лишь некоторые положения. Так, право составлять учетную политику, получает «сотрудник организации, на которого возложено ведение бухгалтерского учета», а не только главный бухгалтер. Кроме того, ПБУ разрешает организациям применять международные правила в ситуациях, не прописанных в нормативных документах по отечественному бухучету [7].
Новое ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» позволит бухгалтерам пересматривать такие показатели, как резерв по сомнительным долгам, срок использования основных средств, нематериальных активов, снижение стоимости МПЗ [13].
Опубликовано новое ПБУ (2/2008) «Учет договоров строительного подряда». Новое положение должны будут применять организации, выступающие в качестве подрядчиков в договорах строительного подряда. Оно также распространяется на договоры оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и на выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств и их ликвидации [9].
Со следующего года бухгалтерам нужно будет вести учет расходов по займам и кредитом по новым правилам. Они утверждены приказом Минфина от 06.10.2008 г. №107н (зарегистрирован в Минюсте 27 октября). В измененном ПБУ Минфин больше не предлагает делить задолженность по займам и процентам на долгосрочную и краткосрочную. Из перечня расходов по займам исключено упоминание курсовых разниц по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных единицах
Также чиновники Минфина готовят проект нового ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2009). В проекте прописаны правила исправления ошибок, а также порядок отражения в бухгалтерской отчетности информации об ошибках предшествующих отчетных периодов.
1.2 Задачи и методические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие товарно-материальные ценности, оказывающие услуги и выполняющие работы в соответствии с заключенными с ними хозяйственными договорами поставки, купли-продажи, подряда и др.
Можно выделить следующие задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:
контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей или услуг, порядок расчетов (условия платежей).
Порядок расчетов по внутри российским поставкам на территории России между покупателями и поставщиками определяется в соответствие с Положением о безналичных расчетах в РФ, а по экспортно-экспортным поставкам – в соответствие с правилами международных расчетов.
Условия внутри российских поставок формируются в соответствие с принятыми в стране условиями (франко-завод изготовитель, франко-станция отправления, франко-вагон, франко-станция назначения и др.), определяющими юридические права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
Условия экспортно-импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермо», установленных Международной торговой палатой. В соответствие с этими условиями четко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несет риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара. Приобретение материальных ценностей на стороне может осуществляться только двумя вариантами. При первом варианте для приобретения материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчет наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них, либо доверенность, по которой можно получить материальные ценности, в счет договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика (независимо, оплачены материальные ценности предварительно или нет). Доставка материальных ценностей в таких случаях осуществляется само вывозом, независимо от географического расположения покупателя и поставщика [22, c.216].
При втором варианте (отдаленность поставщика от покупателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник – транспортное предприятие.
Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдается доверенность (ф. №М-2).
Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия.
Поступление сырья, материалов, оборудования на предприятие по второму варианту может осуществляться железнодорожным, автомобильным, морским и другими видами транспорта. Поставка через посредника может осуществляться только при наличии договора – контракта о поставке. Оплата за такие поставки может быть осуществлена в виде предоплаты, аккредитивом, чеком, наличными либо на бартерной основе до момента получения материальных ценностей либо после. Это зависит от условий договора (контракта).
По предъявлении доверенности и квитанции, поступившей от отправителя груза, экспедитор может получить груз в багажном отделении железной дороги, в речном порту, в аэропорту или раскредитовать (получить право на вскрытие вагона, выгрузку и приём груза).
Принимая груз, экспедитор должен проверить, нет ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ли количество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной.
При обнаружении недостачи сырья и материалов, боя, поврежденной тары, составляется Акт о приемке материалов (Типовая межотраслевая форма № М-7) в двух экземплярах (один забирает экспедитор), который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации. В ее адрес направляется претензионное письмо с приложением документов (акт, накладная, квитанция и другие) и предложением возместить сумму убытка. Для предъявления претензий к транспортным организациям законом установлен шестимесячный срок. Транспортные организации в течение трех месяцев обязаны рассмотреть претензию и уведомить заявителя о своем решении. Если она отклонена или оставлена без ответа, заявитель имеет право предъявить иск в арбитражный суд в двухмесячный срок со времени получения отказа или времени, когда истекли сроки для ответа на претензионное письмо [21, c.126].
По договоренности (после согласования способа оплаты) экспедитор может получить груз непосредственно у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счет-фактура).
Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.
При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.
Вместе с поступившим грузом в адрес покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствии таковых (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счет №002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.
На этом счете материалы, принятые на ответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступят документы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адрес или реализации на месте.
За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
Независимо от оплаты и доставки, порядок оприходования материальных ценностей должен отвечать определенным требованиям. При любом варианте получения материальных ценностей у поставщика и любом варианте доставки, их предъявляют кладовщику для оприходования. Приемка на складе производится методом прямого счета, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов, составляется приемный акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия, кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер или приемную фактуру в двух экземплярах. Вместо выписки приходных ордеров кладовщик может поставить на сопроводительный документ (если их поступило 2 экземпляра) штамп, удостоверяющий получение [22, c 230].
Экспедитор все документы, по доставленным на склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдает в бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчета за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета – фактуры), так и факт сдачи их на склад (приёмная фактура, приходный ордер), либо передачи в производство (требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдением материально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности. Материалы на складах учитываются в карточках учета материалов (Типовая межотраслевая форма № М-17), открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываются наименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учетная цена, балансовый счет, норма запаса и другие данные.
1.3 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками – предмет исследования
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [3].
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты [3]:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [14].
Подряд относится к договорам, в которых необходимо четкое определение сроков выполнения работ, особенно при больших их объемах. Это способствует ритмичному ходу работ и своевременному их завершению, а также позволяет заказчику проверять ход работ и принимать меры к их надлежащему выполнению [18, c. 26].
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Начальный и конечный сроки выполнения работ являются существенными условиями договора подряда, при отсутствии этих условий договор подряда признается незаключенным (статья 432 ГК РФ). Следует иметь в виду, что сроки работ могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 независимо от времени оплаты.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. [14].
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Если при приеме ценностей от поставщика выявлено их несоответствие договору (по количеству, качеству, ассортименту и т.п.), то на основании акта, составленного при приемке ценностей, предъявляется претензия поставщику.
Для учета финансовых последствий за нарушение условий договоров счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»). По дебету этого субсчета отражаются претензии предъявленные:
К поставщикам, подрядчикам или транспортным организациям по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен и тарифов условиям договора, а также при обнаружении арифметических ошибок.
К поставщикам товарно-материальных ценностей за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям или заказу.
К поставщикам, транспортным организациям и другим организациям за недостачи груза в пути сверх норм естественной убыли
За брак и простои, возникшие по вине поставщиков в суммах, признанных ими или присужденных судом.
По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков за несоблюдение обязательств в размерах, признанных или присужденных судом.
За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [21, c. 121].
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.
2. ООО «СМУ Капстрой» - экономический субъект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «СМУ Капстрой»
Предприятие «СМУ Капстрой», согласно действующему законодательству признается обществом с ограниченной ответственностью, которое действует на основании устава и законодательства РФ.
Предприятие ООО «СМУ Капстрой» зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара, свидетельство о регистрации № 15082 от 17 января 2001 года.
Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «СМУ Капстрой»; сокращенное наименование ООО «СМУ Капстрой»
Место нахождения (почтовый адрес) организации: Россия, Краснодпрский край, 350001, г. Краснодар, Центральный административный округ, ул. Фурманова, 1.
Основными целями деятельности общества являются: удовлетворение потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций в услугах, работах и товарах, реализация социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и получение прибыли.
Основной вид деятельности:
Строительство;
Строительно-монтажные работы.
Кроме того, предприятие вправе осуществлять другие виды деятельности, соответствующие его специализации и не противоречащие законодательству РФ.
Для достижения поставленных задач и целей Организация осуществляет все незапрещённые законодательством гражданско-правовые сделки, производит операции с имуществом и ценными бумагами.
Предприятие имеет лицензию «Строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственными стандартами ГСЗ-23-02-27-0-2309074192-012871-3» ВЫДАНА 13.06.2006
Предприятие имеет собственную производственную базу площадью 1,4 Га. На территории базы находится офисное здание, складские помещения, автостоянка, ремонтные мастерские, производственные цеха.
Численность работников на данный момент составляет более 150 человек.
Структуру предприятия можно проследить, используя рис. 2.1.
Директор
Финансовый отдел – Главный бухгалтер
ПТО – Главный инженер
Транспортный отдел – Главный механик
Бухгалтер по учету основных средств и материалов
Водители
Слесари
Прорабы
Бухгалтер по учету труда и заработной платы
Мастера строительных участков
Техотдел
Строители
Рис. 2.1. Структура предприятия
Главный бухгалтер подчиняется директору.
Главный инженер подчиняется директору и руководствуется в своей работе должностной инструкцией и нормативной документацией в строительстве.
Главному инженеру подчиняются: инженеры ПТО, прорабы и начальники участков, строители и обслуживающий персонал предприятия. Численность производственно-технического отдела 15 человек.
Предприятие обладает собственными цехами на территории производственной базы: столярный, сварочных работ, слесарный.
Транспортный отдел курирует главный механик.
Предприятие имеет в собственности 25 единиц спецтехники для выполнения различных строительно-монтажных работ: экскаваторы, бульдозеры, камазы-самосвалы, бортовые самосвалы, грейдеры, автокраны, катки погрузчики и прочую технику.
Главному механику подчиняются: водители, слесари и технический персонал, обслуживающий технику.
Предприятие имеет собственные складские помещения, оборудованные для хранения строительных материалов и запчастей для техники, площадью около 800 метров квадратных.
С 2001 года по 2006 год предприятие находилось на учете в МИ ФНС №3 г. Краснодара, в связи с приобретением земельного участка (производственной базы) предприятие перешло в Тахтамукайскую налоговую инспекцию.
Общество является одним из крупных налогоплательщиков Республики Адыгея, ООО «СМУ Капстрой » сотрудничает с такими организациями, как ОАО «Кубаньенерго», ООО «ИКЕА МОС», ООО «Зеленый дом», ООО «Девелопмент Юг».
ООО «СМУ Капстрой» оказывает благотворительную помощь детским садам и школам Республики Адыгея и благотворительным организациям.
В 2007 году предприятие разработало инвестиционный план развития предприятия по жилищному строительству.
На сегодняшний день ООО «СМУ Капстрой» построило в поселке Яблоновском один 50-ти квартирный и два 16-ти квартирных жилых дома. В стадии строительства находятся еще два 75-ти квартирных жилых дома.
2.2 Анализ основных финансовых показателей деятельности
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать собственную деятельность. Оно подразумевает достаточное количество финансовых ресурсов, необходимых для того, что бы обеспечить функционирование организации, чтобы наиболее эффективно их использовать. Также это включает в себя различное сотрудничество с другими физическими и юридическими лицами, для которых важна финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия [19, c. 543].
Основными источниками о финансово-хозяйственной деятельности ООО «СМУ Капстрой» были: годовая отчетность (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»), Устав, Копия приказа об Учетной политике.
Одним из первых, что необходимо сделать для определения финансовой устойчивости предприятия – это провести сравнительный аналитический баланс предприятия, который представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Сравнительный аналитический баланс
Наименование |
Абсолютные величины тыс. р. |
Относительные величины, % |
||||||
2006г. |
2007г. |
изменение (+;) |
2006г. |
2007г. |
изменение (+,) |
в % к величине на начало года |
в % к изменению итога баланса |
|
1. Внеоборотные активы 1.2 Основные средства |
5433,0 |
8267,0 |
+2834,0 |
25,5 |
19,3 |
6,2 |
+52,2 |
+13,2 |
1.3 Незавершенное строительство |
140,0 |
23731,0 |
+23591,0 |
0,6 |
55,4 |
+54,8 |
+16850,7 |
+109,7 |
ИТОГО по разделу 1 |
5573,0 |
31998,0 |
+26425,0 |
26,1 |
74,7 |
+48,6 |
+474,2 |
+122,9 |
2. Оборотные активы 2.1. Запасы в т.ч. |
2472,0 |
3165,0 |
+693,0 |
11,6 |
7,4 |
4,2 |
+28,0 |
+3,2 |
Сырье, материалы и др. аналогические ценности |
2208,0 |
1634,0 |
574,0 |
10,4 |
3,8 |
6,6 |
-26,0 |
2,7 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
263,0 |
1495,0 |
+1232,0 |
1,2 |
3,5 |
+2,3 |
+468,4 |
+5,7 |
Расходы будущих периодов |
1,0 |
36,0 |
+35,0 |
0,0 |
0,1 |
+0,1 |
+3500 |
+0,2 |
2.2. НДС по приобретенным ценностям |
1084,0 |
3402,0 |
+2318,0 |
5,1 |
7,9 |
+2,8 |
+213,8 |
+10,8 |
2.3. Дебиторская задолженность (платежи до 12 месяцев) |
10605,0 |
4114,0 |
6491,0 |
49,7 |
9,6 |
40,1 |
61,2 |
30,2 |
2.4 Денежные средства |
1596,0 |
157,0 |
1439,0 |
7,5 |
0,4 |
7,1 |
90,2 |
6,7 |
ИТОГО по разделу 2 |
15757,0 |
10838,0 |
4919,0 |
73,9 |
25,3 |
48,6 |
31,3 |
22,9 |
3. Капитал и резервы 3.1. Уставный капитал |
10,0 |
10,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||
3.2 Нераспределенная прибыль |
3327,0 |
9895,0 |
+6568,0 |
15,6 |
23,1 |
+7,5 |
+197,4 |
+30,5 |
ИТОГО по разделу 3 |
3337,0 |
9905,0 |
+6568,0 |
15,6 |
23,1 |
+7,5 |
+196,8 |
+30,5 |
5. Краткосрочные обязательства 5.1 Займы кредиты |
1875,0 |
8401,0 |
+6526,0 |
8,8 |
19,6 |
+10,8 |
+348,1 |
+30,3 |
5.2. Кредиторская задолженность в т.ч. |
16118,0 |
24530,0 |
+8412,0 |
75,6 |
57,3 |
18,3 |
+52,2 |
+39,1 |
Поставщики и подрядчики |
14071,0 |
20795,0 |
+6724,0 |
66,0 |
48,5 |
17,5 |
+47,8 |
+31,3 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
45,0 |
222,0 |
+177,0 |
0,2 |
0,5 |
+0,3 |
+393,3 |
+0,8 |
Задолженность по налогам и сборам |
1564,0 |
2167,0 |
+603,0 |
7,3 |
5,1 |
2,2 |
+38,6 |
+2,8 |
Прочие кредиторы |
438,0 |
1346,0 |
+908,0 |
2,1 |
3,1 |
+1,0 |
+207,3 |
+4,2 |
ИТОГО по разделу 5 |
17993,0 |
32931,0 |
+14938,0 |
84,4 |
76,9 |
7,5 |
+83,0 |
+69,5 |
Баланс |
21330,0 |
42836,0 |
21506,0 |
100 |
100 |
0 |
101 |
100 |
Как видно из данных, представленных в таблице 1, в общей своей совокупности активы организации возросли на 21506 тыс. р., но при этом произошло значительное увеличение объема внеоборотных активов – на 26425 тыс. р., или на 122,9%, и сокращение оборотных активов на 4919 тыс. р., или на 22,9%. Можно сделать вывод, что за отчетный период во внеоборотные средства было вложено средств в шесть раз больше, чем за предыдущий. Это стало возможным за счет перераспределения средств из оборотных во внеоборотные. Также из-за увеличения незавершенного строительства на 23591 тыс. р., и основных средств на 2834 тыс. р., а денежные средства наоборот уменьшились на 1439 тыс. р.
В целом необходимо сказать, что структура совокупных активов характеризуется значительным превышением доли внеоборных активов в их составе, составляющих почти 75%, к тому же их доля в течение года увеличилась на 48,6%.
Что касается пассивной части баланса, то в ней преобладают краткосрочные обязательства, причем их доля в общем объеме составляет 77%, но она в течение года приобрела тенденцию к снижению, которое составило 7,5%, что также положительно характеризует деятельность организации.
Нужно обратить внимание, что увеличение задолженности произошло по всем направлениям кредиторских расчетов. Так, доля кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам составляет 48,5%, что можно объяснить увеличением готовой продукции и незавершенного строительства в составе активов организации. Поскольку статья незавершенное производство не участвует в производственном обороте, значит, в определенных условиях увеличение ее доли может негативно влиять на результативность финансово-хозяйственной деятельности.
Увеличение нераспределенной прибыли на 6568 тыс. р. может свидетельствовать о перспективе пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности в будущем. Что в дальнейшем может способствовать увеличению финансовой устойчивости организации.
Поскольку в состав активов организации не входят материальные средства, то можно сделать вывод, что организация не пытается развивать инновационную деятельность.
Зато, судя по тому, что происходит увеличение удельного веса производственных запасов можно сделать вывод о наращивании производственного потенциала организации, но в тоже время о нерациональности существующей в организации хозяйственной стратегии, поскольку большая часть активов сосредоточена в запасах, чья ликвидность может оказаться не высокой.
Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Данные о ликвидности баланса ООО «СМУ Капстрой» отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Анализ ликвидности баланса
Актив |
2006г. |
2007г. |
Пассив |
2006г. |
2007г. |
Платежный излишек или недостаток (+;-) |
|
Наиболее ликвидные активы (А1) |
1596 |
157 |
Наиболее срочные обязательства (П1) |
16118 |
24530 |
14522 |
24373 |
Быстрореализуемые активы (А2) |
10605 |
4114 |
Краткосрочные обязательства (П2) |
1875 |
8401 |
+8730 |
4287 |
Медленно реализуемые активы (А3) |
3556 |
6567 |
Долгосрочные обязательства (П3) |
0 |
0 |
+3556 |
+6567 |
Труднореализуемые активы (А4) |
5573 |
31998 |
Постоянные пассивы (П4) |
3337 |
9905 |
+2236 |
+22093 |
Баланс |
21330 |
42836 |
Баланс |
21330 |
42836 |
- |
- |
Если судить по таблице, то можно сделать вывод о том, что баланс организации обладает недостаточной ликвидностью и отличается от абсолютной ликвидности.
А1 < П1
А2 < П2
А3 > П3
А4 > П4
Если рассмотреть первые два неравенства, можно сделать вывод, что в ближайшие к рассматриваемому моменту 6 месяцев организации не получится улучшить свою платежеспособность.
За анализируемый период сильно вырос недостаток наиболее ликвидных активов, предназначенных для покрытия наиболее срочных обязательств. На начало периода отношение было 0,1, что не является теоретически достаточным значением для коэффициента срочности, который должен быть не меньше 0,2. А за рассматриваемый период он не только не увеличился, но даже еще сильнее уменьшился до 0,0064. Следовательно, к концу 2007 года организация могла оплатить только 0,64% своих краткосрочных обязательств, что говорит об очень стесненном финансовом положении. Причиной этого могло служить то, что согласно аналитическому балансу краткосрочные обязательства довольно сильно и быстрыми темпами увеличились, в отличие денежных средств, которые снизились.
Необходимо отметить, что третье неравенство, показывающее перспективную ликвидность, отражает некоторый платежный излишек.
Однако коэффициенты ликвидности являются довольно приблизительными, и поэтому для более детального анализа состояния организации следует рассчитать коэффициенты платежеспособности. Платежеспособность – это возможность организации вовремя оплачивать свои долги. Это основной показатель стабильности его финансового состояния. [17, c. 738]. Исходя из данных баланса в ООО «СМУ Капстрой» коэффициенты, характеризующие платежеспособность, отражены в таблице 2.3.
Все коэффициенты, представленные в таблице, далеки от нормальных, и к концу рассматриваемого периода они только ухудшаются, что является отрицательной тенденцией деятельности организации. К концу отчетного периода организация могла оплатить лишь 0,5% своих краткосрочных обязательств, что является отрицательным знаком для поставщиков, поскольку именно коэффициенту абсолютной ликвидности они уделяют наибольшее внимание.
Таблица 2.3
Финансовые коэффициенты платежеспособности
Коэффициент платежеспособности |
2006г. |
2007г. |
Отклонение |
1. Общий показатель ликвидности (L1) |
0,467 |
0,146 |
0,321 |
2. Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) |
0,089 |
0,005 |
0,084 |
3. Коэффициент «критической оценки» (L3) |
0,678 |
0,13 |
0,548 |
4. Коэффициент текущей ликвидности (L4) |
0,876 |
0,329 |
0,547 |
5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5) |
1,590 |
0,297 |
+1,293 |
6. Доля оборотных средств в активах (L6) |
0,739 |
0,253 |
0,486 |
7. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (L7) |
0,142 |
2,038 |
1,896 |
Коэффициент текущей ликвидности – главный показатель платежеспособности, и поскольку этот коэффициент довольно сильно отличается от нормы, то можно сделать вывод о высоком финансовом риске, связанным с тем, что организация не в состоянии оплатить свои счета. Ситуация осложняется к тому же снижением оборачиваемости оборотных средств. Это может стать опасной угрозой для финансовой стабильности организации.
2.3 Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики
Бухгалтерский учет на ООО «СМУ Капстрой» ведется в соответствии с Федеральным законом «О Бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, Приказ №94 от 31.12.00 г.
Функции ведения бухгалтерского учета в ООО «СМУ Капстрой» возложены на бухгалтерию, организационная схема которой представлена на рис 2.2.
Главный бухгалтер
Заместитель главного бухгалтера
Бухгалтер по учету основных средств и материалов
Бухгалтер по учету труда и заработной платы
Рис. 2.2 Организационная структура бухгалтерии
Главный бухгалтер подчиняется директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством: Налоговым кодексом РФ, нормативными документами, регулирующим бухгалтерский учет и налогообложение в Российской Федерации.
ООО «СМУ Капстрой» имеет собственную службу бухгалтерского учета. Численность учетного персонала 4 человека.
Главный бухгалтер, назначаемый директором общества, вместе с директором общества являются распорядителями средств и несут ответственность за состояние финансовой и статистической отчетности согласно действующему законодательству.
Бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с помощью программы «1С - Бухгалтерия». План счетов разработан в соответствии с новым Планом счетов.
Автоматизация учета расчетов с поставщиками позволяет повысить степень аналитичности, точности, своевременность получения сведений о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, согласованность записей на счетах.
Оперативная обработка данных позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность, соблюдая сроки исковой давности.
Оплата и получение денежных средств оформляется платежными (банковскими) документами. В ООО «СМУ Капстрой» все операции проводятся на расчетном счете организации. На предприятие отсутствует касса и соответственно должность кассира.
Формирование учетной политики следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения [26, c. 8].
С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время, часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записке при сдаче годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение, как для самой организации, так и для внешних пользователей.
Основными принципами учетной политики считаются - полнота, своевременность, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость, осмотрительность, приоритет содержания пред формой, имущественная обособленность организации [3].
Согласно принятой учетной политике в ООО «СМУ Капстрой» при начислении амортизации объектов основных средств, в бухгалтерском учете применяется линейный способ. В соответствии с пунктом 4 статьи 259 НК РФ сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
В большинстве случаев бухгалтеры стараются начислять амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учет одинаково, т.е. линейным способом, поскольку это объясняется нежеланием отражать разницы, возникающие по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Можно сделать вывод, что в ООО «СМУ Капстрой» придерживаются этого же метода, потому что в соответствии с учетной политикой организации налоговый учет ведется одновременно с бухгалтерским учетом
Также на предприятие при отпуске МПЗ в производство и ином выбытии, их оценка производится по средней себестоимости, что не противоречит изменениям в ПБУ 5/01, внесенным приказом Минфина РФ от 26 марта 2007г. №26н. В котором говорится о том, что оценивать МПЗ по себестоимости последних по времени приобретений (способ ЛИФО) нельзя. В учетной политике применительно к материально-производственным запасам также необходимо указать, используются или не используются в бухгалтерском учете организации счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», однако в учетной политике ООО «СМУ Капстрой» об этом ничего не говорится.
Нужно отметить, что организацией было принято решение не создавать резервов, что не противоречит ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», поскольку создание резерва не является обязательным для ООО.
В учетной политике указано, что объекты основных средств стоимостью не более 10 тыс.р. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Но в общей своей совокупности учетная политика ООО «СМУ Капстрой» соответствует стандартам ПБУ 1/98, в ней прописаны все основные положения предприятия. Но в 2009 году, организация будет пересматривать свою учетную политику, для того чтобы она соответствовала новому ПБУ 1/08, которое вступит в силу с 1 января 2009 года.
3. Метод обеспечения расходов с поставщиками и подрядчиками в ООО «СМУ Капстрой»
3.1 Документальное оформление
В соответствии с целью и предметом деятельности общество вправе осуществлять любые действия, не запрещенные действующим законодательством.
Согласно уставу ООО «СМУ Капстрой» одними из предметов его деятельности являются строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, а также торгово-закупочная деятельность, поэтому важно заметить, что для успешного управления строительной организацией необходимо знать, что производить, в каком количестве и во что обходится изготовление объекта строительства и т.д. В то же время, чтобы оптимально использовать трудовые, материальные, денежные, финансовые ресурсы организации необходимо наблюдать, измерять, контролировать и регистрировать все факты ее хозяйственной жизни. Такие сведения наиболее полно и достоверно можно получать с помощью системного бухгалтерского учета.
В настоящее время важнейшей целью бухгалтерского учета является формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности строительной организации, необходимой управленческому персоналу для подготовки, обоснования и принятия решений.
Как уже упоминалось ранее, предприятие осуществляет торгово-закупочную деятельность, и, следовательно, приобретение материальных ценностей на стороне в соответствии с международными торговыми условиями «Инкотермо», которые установлены Международной торговой палатой, может осуществляться двумя вариантами.
В ООО «СМУ Капстрой» приобретение товарно-материальных ценностей на стороне осуществляется следующими двумя способами. В первом случае, предприятие назначает своего поверенного, которому выдается доверенность (форма №М-2), по которой он получает материальные ценности по договору поставки. На предприятие поверенными лицами в основном выступают водители. Все водители в организации являются материально ответственными лицами, с которыми заключены договора о материальной ответственности. И которые отвечают за сохранность от магазина до сдачи на склад. Доверенность заполняется согласно инструкции. При получении материалов водителю или представителю ООО «СМУ Капстрой» выдается счет фактура или накладная №ТОРГ-12, к ней прикладывается корешок, на котором ставится печать продавца. С этими документами представитель организации возвращается на склад и сдает материалы. Во втором – поставщики сами поставляют материальные ценности, а в бухгалтерии ООО «СМУ Капстрой» ставят печать на накладной. Материальные ценности сразу сдаются кладовщику, а чек направляется в бухгалтерию. На складе по полученной счет фактуре формируется накладная на приход материалов. Со склада материалы по внутренним накладным распределяются по подразделениям. На складе делается запись в складском журнале по движению материалов. Также по внутренним накладным они передаются прорабам, причем одна копия остается у них, а другая передается в бухгалтерию. В конце месяца прорабы готовят форму № М-29 «Материальные отчеты» и сверяют со складскими остатками. В конце года проводится инвентаризация.
Также в организации ведется журнал для прослеживания движения малоценных материалов (инструменты, перчатки, лопаты, ведра), т.е. то, что необходимо для работы в производстве, документы по которым тоже направляются в бухгалтерию для отчетности.
Все прорабы материально ответственные лица, поэтому несут ответственность даже за малоценные материалы. Сначала прорабы приходят на склад сверится со складом, что за ними осталось на конец месяца. Если какой-то инструмент оказался сломанным, то его возвращают на склад и составляют акт о списании. Этот акт составляется комиссией, которая состоит их трех человек: кладовщик, прораб и главный инженер, после чего акт передается в бухгалтерию для списания.
Если остатки на складе и в бухгалтерии не сходятся, то создается специальная комиссия, которая должна узнать на каком этапе были потери и внутренним приказом наказать виновных, часто сумма потерь вычитается из заработной платы виновного.
3.2 Синтетический и аналитический учет
Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета [3].
Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета [3].
План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
Учет расчетов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на пассивном счете 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками». По кредиту счета 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – ее уменьшение.
Кредитовое сальдо отражает суммы задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками. В некоторых случаях сальдо по счету 60 может быть и дебетовым, это означает, что товары числятся как товары в пути, то есть поставщик оплатил материальные ценности, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили.
Независимо от времени оплаты приобретенных материальных ценностей, принятых работ и потребленных услуг, все операции по их расчетам проводят по счету 60.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [21, c. 120].
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.
Счет 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами:
При оприходовании материальных ценностей составляется товарная накладная по форме № ТОРГ-12. Форма утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25. 12 1998 г. № 132. Также при получении материалов составляется приходный ордер по форме № М-4 (утверждена постановлением Госкомстатом РФ от 30.10.1997 г. № 71а). Его можно заменить штампом, который ставится на товарной накладной. В оттиске должны быть те же реквизиты, что и в приходном ордере. Отражается проводкой. Кроме перечисленных документов необходимо наличие счет-фактуры.
Дебет 07 «Оборудование к установке»
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы »
Дебет 10 «Материалы»
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Дебет 41 «Товары»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражена сумма налога на добавленную стоимость, выделенная в расчетных документах от поставщиков по приобретенным материалам. На основе счет фактуры делается запись в журнал ордер.
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Учтены указанные в договоре расходы поставщиков и подрядчиков, понесенные ими. Учтены ранее выданные авансы по счет фактуре или накладной.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг на основе акта оказанных услуг.
Дебет 20 «Основное производство»
Дебет 23 «Вспомогательные производства»
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет 28 «Брак в производстве»
Дебет 29 «Обслуживание производства и хозяйства»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражена задолженность поставщикам и подрядчикам за оказанные ими услуги и выполненные работы при реализации продукции. В соответствии с договором и актом оказанных услуг.
Дебет 44 «Расходы на продажу»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Поступили денежные средства по пересчетам с поставщиками и подрядчиками. На основании счета на предоплату, либо в случае отгрузки по счет фактуре.
Кредит 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчетный счет»
Кредит 52 «Валютный счет»
Кредит 55 «Специальные счета в банках»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
На ООО «СМУ Капстрой» счета 52 и 55 не используются.
При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недостача в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия. При приемке составляется акт приемки, после чего составляется накладная на возврат, по которой возвращается товар.
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
На сумму недостач и порчи сверх норм естественной убыли предъявлены претензии поставщикам или транспортным организациям. Ссылаясь на договор, пишут специальное письмо, по которому просят вернуть товар или излишне перечисленные средства.
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Списаны за счет созданного резерва затраты подрядчиков по ремонту основных средств. Списываются либо по внутреннему приказу, либо в соответствии с принятой учетной политикой.
Дебет 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
В организации не предусматривается создание резерва.
Списание сомнительной к получению задолженности поставщиков и подрядчиков. Делается запись в журнал ордер или в программе 1С бухгалтерии.
Дебет 63 «Резервы по сомнительным долгам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
По дебету счета
1.Оплачены счета поставщиков и подрядчиков, выплачены авансы поставщикам и подрядчикам на основании счета.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 50 «Касса»
Кредит 51 «Расчётный счет»
Кредит 52 «Валютный счет»
Кредит 55 «Специальные счета в банках»
2. Оплачены счета поставщиков и подрядчиков суммами банковских кредитов и займов. Выплачены авансы за счет кредитов и займов.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Кредит 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»
3.Оплачены счета поставщиков и подрядчиков суммами разных дебиторов (взаимозачеты).
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
4. Произведен зачет задолженностей участников по товарообменной операции. Бартерные операции осуществляются в соответствии с актом взаимозачета. Но взаимозачет будет признан, только после перегона сумм НДС через банк. Это условие существует, начиная с этого года.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
5. Зачтены суммы выплаченных авансов и сумм по оплате частичной готовности продукции, работ, услуг. В соответствии с нормами ГК РФ предварительная оплата может быть произведена полностью или частично. Частичная предварительная оплата является авансом. Однако при организации бухгалтерского учета расчетов необходимо учитывать одно очень важное требование: в бухгалтерской отчетности все обязательства должны представляться в развернутом виде, то есть дебиторская задолженность - в активе, кредиторская задолженность - в пассиве. Поэтому представляется целесообразным предоплату и авансы отражать на отдельном субсчете к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - "Авансы и предоплаты".
Дебет 60 субсчет «Расчеты по поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 60 субсчет «Авансы и предоплаты»
6. Прибыль от списания кредиторской задолженности, по которой истек срок к взысканию, осуществляется по приказу руководителя.
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы »
Аналитический учет по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” можно вести разными способами: на карточках суммового учета, по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60. Учет можно вести также по поставщикам, у которых остались незаконченные расчеты (сальдо) [16, c. 408].
В практической работе по расчетам с поставщиками и подрядчиками применяют журнал или книгу, которую заводят на квартал или больший учетный период в зависимости от количества расчетных операций. Записи в журнал производят по каждому платежному документы позиционным способом (вне зависимости от того, что расчеты производятся с одним и тем же поставщиком).
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяют журнал-ордер формы №6 и приложение к нему «Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками» формы №6.
Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчетам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.
В реестрах журнально-ордерной формы учет расчетов с поставщиками ведут позиционным способом по каждому документу.
Учет расчетов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчеты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчетному документу и формы расчетов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчеты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приемки работ, расчетные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» [16, c. 416].
Записи по Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.
Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по Дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по Дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств).
В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.
Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.
Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.
В связи с прогрессом, произошедшим за последние годы, многие организации вместо Журнал-ордера используют для отражения операции программу 1С бухгалтерия, которая ускоряет и упрощает работу. ООО «СМУ Капстрой» использует в своей работе программу 1С, поэтому Журнал-ордер не заводится, и все операции отслеживаются в электронном виде.
3.3 Пути совершенствования расчетов с поставщиками и подрядчиками на ООО «СМУ Капстрой»
Одно из первых, что нужно сделать – это автоматизировать склад, т.е. чтобы он был связан сетью с программой 1С. Чтобы в реальном времени видеть движение материалов в организации со склада в производство без запаздывания на несколько дней. Это нужно сделать для того, чтобы бухгалтерия могла быстрее проанализировать движение материалов и подготовиться к сдаче отчетности. В случае расхождения остатков на складе и в бухгалтерии выявить причину расхождений. Например, многие строительные материалы на предприятие (ЖБИ, Кирпич) приходуются на склад по внутренней заводской накладной на провоз материалов, где указана полностью партия товара, оплаченная покупателем. Но вывозятся материалы частично в течение месяца, и чтобы не было расхождений реально вывезенных материалов и оплаченных хорошо было бы видеть их в реальном времени. Для этого нужен автоматизированный склад. На данном предприятие, проводя анализ движения материалов крупных поставщиков, например заводов, я вижу запаздывание в поступлении документов в бухгалтерию на 2-3 недели, что в свою очередь вызывает сложность в подготовке и своевременной сдаче отчетности.
В связи с упрощенным ведением бухгалтерского учета и для отслеживания материалов, в связи с разными видами деятельности следует разделить поступление материалов на склад. На складе создать отдельные папки для строительных материалов, облагаемых НДС, и строительных материалов, не облагаемых НДС. Это необходимо, поскольку ООО «СМУ Капстрой» занимается как жилищным, так и не жилищным строительством. Жилищное строительство не облагается НДС, поэтому при покупке материалов, включенное в них НДС накапливается на счете 19 субсчете 3 «НДС по материалам приобретенным», после чего при вводе дома в эксплуатацию вся сумма НДС включается в себестоимость квадратного метра. Это следует сделать для упрощения ведения бухгалтерского учета и для прозрачности контроля над ведением отчетности и движения материалов.
Проанализировав склад, были найдены ошибки при перемещении материалов, т.е. материалов, закупленных для жилого строительства, по которым не возмещается НДС из бюджета, были списаны в производство на объекты, реализация по которым облагается НДС. В связи с этим предприятие теряет деньги, т.е. суммы не возмещенного НДС. Из-за этого стоит срочно разделить склад и создать отдельные папки для ведения разных объектов.
На предприятии сумма НДС по приобретенным материалам по жилищному строительству накапливается в течение нескольких месяцев и списывается на стоимость квадратного метра только при вводе в эксплуатацию, а я бы рекомендовала делать это ежемесячно, чтобы быть уверенным в точной сумме соотнесения суммы НДС, чтобы суммы НДС по маленьким сделкам не терялись. В противном случае, при вводе здания в эксплуатацию, потребуется затратить больше усилий и времени для поиска неучтенного НДС, либо предприятию придется понести лишние затраты, которые они могли бы избежать в случае списания НДС в конце каждого месяца. В связи с тем, что предприятие совмещает функции заказчика-застройщика, генерального подрядчика, подрядчика, налогообложение НДС при разных видах деятельности взаимоисключаемо. В связи с этим аудиторским предприятием было предложено такое отражение НДС по материальным ценностям, строительным материалам. В подтверждение сказанному были сделаны ссылки на п.2 ст.1 и п.1 ст.5 ФЗ «О долевом строительстве», ФЗ «Об участие в долевом строительстве многоквартирных жилых домов» от 30.12.04 г., ст. 146 и ст. 162 НК РФ, а также на письмо МНС Россия №03-1-08/638/17 – Ж751 от 21.02.03 г., на письмо МНС России по г. Москве №24-11/68529 от 25.10.04 г. Из переработанного материала можно сделать вывод, что организация может списывать НДС на жилищное строительство не при вводе в эксплуатацию, а ежемесячно, если такой пункт прописан в учетной политике предприятия.
Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг. Одной из центральных проблем современной экономики является проблема неплатежей. Для ее избегания необходимо проводить тщательный и своевременный контроль за дебиторами предприятия. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности. Дебиторская задолженность - это элемент оборотного капитала, т.е. сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. На предприятие предусмотрено проводить инвентаризацию дебиторской задолженности один раз в год. Я считаю, что этого не достаточно и это надо делать чаще, например раз в квартал. Проведение инвентаризации раз в квартал позволит избежать риска превращения задолженности в безнадежную дебиторскую задолженность, которая представляет собой сумму неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли. К тому же динамика величины дебиторской задолженности может выступать еще и как одна из составляющих финансовых потоков предприятия.
Важное значение для благополучия организации имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций. Усовершенствовать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками возможно благодаря ведению аналитического учета отдельно по дебиторам и кредиторам. Это позволит избежать путаницы в бумагах и поможет бухгалтеру в составление отчетности. Будет способствовать своевременному выявлению расхождений и своевременному нахождению просроченной задолженности, что в свою очередь будет еще одним гарантом сохранности активов организации и возможности избежать различных выплат в виде штрафов, пени.
Заключение
В настоящее время ни одна организация не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Экономический и финансовый анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по ее развитию.
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов. А для того, чтобы ускорить оборачиваемость оборотных средств и обеспечить своевременное поступление денежных средств необходимо четко организовать расчеты между поставщиками и подрядчиками.
Курсовая работа на тему «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками» построена по материалам ООО «СМУ Капстрой». На примере этого предприятия исследован порядок проведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и экономический анализ предприятия. В результате осуществленной работы установлено, что бухгалтерский учет ООО «СМУ Капстрой» ведется согласно учетной политике, принятой на предприятии, положению о бухгалтерском учете и Федеральному Закону «О бухгалтерском учете».
Проанализировав работу ООО «СМУ Капстрой» за 2007 год, было выяснено, что в целом предприятие работало, не очень хорошо, поскольку, не смотря на то, что чистая прибыль отчетного года гораздо выше, чем в предыдущем, ликвидность активов уменьшилась, в результате чего к концу 2007г организация могла оплатить лишь 0,5% своих краткосрочных обязательств. К тому же за год увеличилось незавершенное строительство на 23591 тыс. р., и основные средства на 2834 тыс. р., а денежные средства наоборот уменьшились на 1439 тыс. р. Статья незавершенное производство не участвует в производственном обороте, следовательно, в определенных условиях увеличение ее доли можно рассматривать как негативное влияние на результативность финансово-хозяйственной деятельности.
Проведя анализ баланса предприятия, пришли к выводу, что 77% пассива баланса составляют краткосрочные обязательство, и что организация сможет погашать больше своих обязательств и увеличить свою платежеспособность не раньше чем через пол года. Это является одним из признаков слабой финансовой устойчивости на рассматриваемый период.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, Минфином постановлено организовывать учетную политику предприятия, которая выступает в качестве документа для внутрифирменного использования, в ней прописаны все основные положения предприятия.
Согласно принятой учетной политике в ООО «СМУ Капстрой»
При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применяется линейный способ;
Товары, приобретенные для продажи в розничной торговле, учитываются по стоимости их приобретения;
При продаже товаров предусмотрено списывать их стоимость по средней себестоимости;
Не предполагается создавать в отчетном году резервы;
Вести налоговый учет надо одновременно с бухгалтерским;
и т.д.
Проведя анализ учетной политики предприятия, можно сделать вывод, что она ведется в соответствии с ПБУ 1/98.
В результате анализа деятельности ООО «СМУ Капстрой» были выявлены недочеты и были предложены следующие совершенствования:
Автоматизировать склад для более быстрого анализа бухгалтерией движение материалов и подготовки к сдаче отчетности.
Разделить поступление материалов на склад для упрощения ведения бухгалтерского учета материалов жилищного и не жилищного строительства.
Ежемесячно списывать НДС по материалам на жилищное строительство
Проводить инвентаризацию дебиторской задолженности раз в квартал.
Вести аналитический учет отдельно по дебиторам и кредиторам.
Список использованных источников
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.94 г. (в ред. от 26.06.07).
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 24.07.07 г.)
О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.96 г. (в ред. от 03.11.06 г.)
Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон №231-ФЗ от 28.01.98 г. (в ред. от 18.12.06)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.98 г. с изменениями от 18.09.06 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98): Приказ Минфина РФ №60н от 01.12.98 г. (в ред. от 30.12.99 г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08): Приказ Минфина РФ №106н от 06.10.2008 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94): Приказ Минфина РФ №167н от 20.12.94 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/08): Приказ Минфина РФ №116н от 24.10.08 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4\99):Приказом Минфина РФ №43н от 06.07.99. г.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01): Приказ Минфина РФ №115н от 02.08.01 г. (в ред. от 27.11.06 г.)
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): Приказ Минфина РФ №107н от 06.10.08 г.
Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008): Приказ Минфина РФ №106н от 06.10.08 г.
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями от 18.09.06 г.): Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.00 г.
Бородина Е.И. Финансы предприятий. М.: Юнити, 2005.- 258 с.
Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 736 с.
Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Я.В. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект,2008. – 771 с.
Гизатулин М.И. Строительство бухгалтерский и налоговый учет. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Российский Бухгалтер, 2008. – 276 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2008. – 368 с.
Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 720 с.
Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 767 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник. – М.: Проспект, 2006. – 448 с.
Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистики, 2007. – 592с.
Основы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. / Под ред. и с комментариями А.С. Бакаева. – М.: Бухгалтерский учет, 2004г. – 291с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфро – М, 2007. – 345 с.
Учетная политика организаций на 2008 год. / Под ред. А.В. Касьянова. – М.: Российский Бухгалтер, 2008. – 284 с.
Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетьман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 784 с.
Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2003.- 697 с.