Применение систем "директ-кост" и "стандарт-кост" в бухгалтерском учете
Задание 1. Директ-кост
Спорткомплексом оказываются три вида услуг: занятия в тренажерном зале, аренда большого игрового зала, занятия шейпингом. Разовое занятие в тренажерном зале стоит 50 р., аренда одного часа большого игрового зала – 300 р., разовое занятие шейпингом – 40 р.
Одновременно в тренажерном зале могут заниматься 10 человек, в шейпинг - зале – 6. большой игровой зал занимает команда игроков, и стоимость этой услуги зависит от количества арендованных часов, а не от размера команды.
Несмотря на то, что спорткомплекс работает ежедневно с 9 до 23 часов, существуют ограничения по предоставлению различных залов населению и юридическим лицам за плату. Общее количество предоставляемых часов по трем залам – 23, при этом каждый зал должен эксплуатироваться не менее 4 ч. в сутки. В таблице 2 приведены данные о ежемесячных переменных расходах комплекса, распределенных по видам оказываемых услуг, а также информация о постоянных расходах за квартал.
Таблица 1
Расходы спорткомплекса, руб.
№ п/п |
Статьи затрат |
Виды услуг |
Итого |
||
Тренажерный зал |
Игровой зал |
Шейпинг-зал |
|||
1. |
Переменные расходы – всего |
19909 |
98835 |
6189 |
124933 |
- затраты на электроэнергию |
9924 |
76533 |
2051 |
89408 |
|
- заработная плата тренерского состава |
8620 |
11711 |
2832 |
23163 |
|
- общепроизводственные расходы |
1365 |
10591 |
406 |
12362 |
|
2. |
Число часов работы залов в день, час. |
13 |
6 |
4 |
23 |
3. |
Постоянные расходы – всего |
- |
- |
- |
462729 |
- амортизация основных средств |
- |
- |
- |
210492 |
|
- заработная плата ИТР с начислениями |
- |
- |
- |
102990 |
|
- содержание и ремонт здания |
- |
- |
- |
140000 |
|
- прочие общехозяйственные расходы |
- |
- |
- |
9247 |
При загрузке залов с учетом существующих ограничений определить маржинальный доход, операционную прибыль при калькуляции по полным и переменным затратам, в условиях системы «директ-кост» и при калькулировании по полной себестоимости осуществить соответствующие учетные записи на счетах бухгалтерского учета.
Таблица 2
Прибыль при калькуляции с полным распределением затрат
Показатель (на единицу) |
Итого |
Выручка от реализации |
1040 |
Затраты на электроэнергию |
468 |
Основная заработная плата тренерского состава |
111 |
Общепроизводственные расходы |
70 |
Валовая прибыль |
392 |
Амортизация |
102 |
Общепроизводственные постоянные затраты |
118 |
Операционная прибыль |
172 |
Таблица 3
Прибыль при калькуляции по переменным затратам
Показатель (на единицу) |
Итого |
Выручка от реализации |
1040 |
Переменные расходы, в т. ч.: |
644 |
- затраты на электроэнергию |
468 |
- заработная плата тренерского состава |
111 |
- общепроизводственные расходы |
66 |
ИТОГО переменные расходы |
644 |
Маржинальная прибыль |
396 |
Постоянные расходы, в т.ч.: |
224 |
- амортизация основных средств |
102 |
- заработная плата ИТР с начислениями |
50 |
- содержание и ремонт здания |
68 |
- прочие общехозяйственные расходы |
4 |
ИТОГО постоянные расходы |
224 |
Операционная прибыль |
172 |
Таблица 4
Учетные записи на счетах хозяйственного учета в условиях системы «директ-кост»
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Д |
К |
Начислена амортизация |
102 |
20 |
2 |
Начислена заработная плата |
111 |
20 |
70 |
Списываются общепроизводственные расходы |
70 |
20 |
25 |
Списывается постоянная часть общепроизводственных расходов |
118 |
90 |
25 |
Списываются общехозяйственные расходы |
468 |
90 |
26 |
Списана себестоимость выполненных работ |
283 |
90 |
20 |
Таблица 5
Учетные записи на счетах хозяйственного учета по полной себестоимости
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Д |
К |
Начислена амортизация |
102 |
20 |
2 |
Начислена заработная плата |
111 |
20 |
70 |
Списываются общепроизводственные расходы |
70 |
20 |
25 |
Списывается постоянная часть общепроизводственных расходов |
118 |
20 |
25 |
Списываются общехозяйственные расходы |
468 |
20 |
25 |
Списана себестоимость выполненных работ |
869 |
90 |
20 |
Задание 2. Стандарт-кост
Компания использует систему «стандарт-кост» в своем подразделении по производству изделий из стекла.
Таблица 6
Нормативные затраты на производство одного ветрового стекла,
руб. на ед.
Основные материалы (ОМн,кг Цомн, руб./кг) (50 кг1,5 руб./кг) |
75 |
Прямые трудозатраты (ТЗн,часСтзн,руб./ч) (7 час 12,4 руб./ч) |
86,8 |
Общепроизводственные расходы (ОПРн,часЦопрн,руб./ч) (3ч8,6руб/ч) |
24 |
Общие нормативные затраты |
187,6 |
Текущие переменные общепроизводственные расходы составляют 8 руб. на 1 ч прямых трудозатрат, и бюджетные постоянные общепроизводственные расходы равны 30 000 руб. В течение января подразделение изготовило 1350 ветровых стекол при нормальной мощности производства 1400 таких стекол.
Таблица 7
Фактические затраты на одно ветровое стекло
Основные материалы (ОМф,кг Цомф, руб./кг) (47 кг • 1,9 руб/кг) |
89,3 |
Прямые трудозатраты (ТЗф,часСтзф,руб./ч) (7,2 ч • 12,9 руб/ч) |
92,88 |
Общепроизводственные расходы (ОПРф,руб. / Nф,шт.) (45640 руб / 1350 стекол) |
33,8 |
Общие фактические затраты |
215,98 |
Рассчитать отклонения в системе «стандарт-кост» и сделать соответствующие учетные записи на счетах бухгалтерского учета.
Отклонение по материалам.
Первый фактор – цена:
ΔЦм = (1,9 - 1,5) ∙ 47 = 18,8
Отклонение неблагоприятное – допущен перерасход средств.
Второй фактор – удельный расход материалов:
Стандартный расход материалов должен был составить 50кг. Фактический удельный расход составил 47кг.
Отклонение фактических затрат от стандартных по использованию материалов:
ΔИ>м> = (47 - 50) ∙ 1,5 = -4,5р.
Совокупное отклонение по материалам – это разница между фактическими затратами на материал и стандартными затратами с учетом фактического выпуска продукции.
Стандартные удельные затраты по материалу: 75р. Фактические удельные затраты по материалу: 89,3р.
Совокупное отклонение по материалу составит:
Δм>сов> = 89,3-75 = 14,3р.
Таблица 8
Отклонения по материалу (на единицу)
По цене |
18,8 |
По использованию |
-4,5 |
Совокупное отклонение |
14,3 |
Задолженность поставщику за приобретенные материалы учтена по стандартным ценам: 47 ∙ 1,5 ∙ 1350 = 95175р.
Списание материалов за основное производство производится по стандартным затратам, скорректированным на фактический объем производства: 50 ∙ 1,5 ∙ 1350 = 101250р.
Таблица 9
Бухгалтерские проводки
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Д |
К |
Отражена задолженность поставщику за материалы |
95175 |
10 |
60 |
Отражено списание материалов |
101250 |
20 |
10 |
Отражены отклонения по цене |
25380 |
16-1 |
60 |
Отражено отклонение по использованию материалов |
6075 |
10 |
16-2 |
Отклонение по заработной плате.
Отклонение по ставке заработной платы:
ΔОТ = (12,9 - 12,4) ∙ 7,2 = 3,6р.
Отклонение по производительности:
Δt = (7,2 - 7) ∙ 12,4 = 2,48р.
Совокупное отклонение фактически начисленной заработной платы от ее стандартной величины = фактически начисленная заработная плата – стандартные затраты по заработной плате с учетом фактического объема производства.
Δзп>сов> = 92,88-86,8 = 6,08р.
Таблица 10
Отклонение по заработной плате
Отклонение по ставке заработной платы |
3,6 |
Отклонение по производительности |
2,48 |
Совокупное отклонение по заработной плате |
6,08 |
Списание заработной платы отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпуска продукции в нормо-часах и нормативной ставки заработной платы: 86,8 ∙ 1350 = 117180р.
Отклонение по ставке в сумме 3,6 ∙ 1350 = 4860 р. учитывается на субсчете 16-3 в корреспонденции со счетом 70. Отклонение по производительности в сумме 2,48 ∙ 1350 = 3348 – на субсчете 16-4. Кредитовый оборот по счету 70 составит фактически начисленную сумму заработной платы: (4860 + 3348 + 117180 = 125388 р.).
Таблица 11
Бухгалтерские проводки
Хозяйственные операции |
Сумма |
Д |
К |
Начислена заработная плата |
11718 |
20 |
70 |
Отражено отклонение по ставке |
4860 |
16-3 |
70 |
Отражено отклонение по производительности |
3348 |
16-4 |
70 |
3. Отклонения общепроизводственных расходов.
Суммарное отклонение:
ΔОПР = 33,8-24 = 9,8р.
Отклонение по эффективности: (1400 - 1350)/3 ∙ 0,6 = 10р.
Отклонение по затратам: 9,8 - 10 = -0,2р.
Таблица 12
Отклонения по общепроизводственным расходам
Отклонение по эффективности |
10 |
Отклонение по затратам |
-0,2 |
Совокупное отклонение по общепроизводственным расходам |
9,8 |
Списание общепроизводственных расходов осуществляется по нормам с учетом фактического выпуска: 24 ∙ 1350 = 32400р. Отдельно отражается неблагоприятное отклонение: 9,8 ∙ 1350 = 13230р. И благоприятное: 0,2 ∙ 1350 = 270р. Кредитовый оборот по счету 25 составит: 13230 – 270 + 32400 = 45360р.
Таблица 13
Бухгалтерские проводки
Хозяйственные операции |
Сумма |
Д |
К |
Отражено списание общепроизводственных расходов на основное производство |
32400 |
20 |
25 |
Отражено благоприятное отклонение |
270 |
25 |
16 |
Отражено неблагоприятное отклонение |
13230 |
16 |
25 |
Задание 3. Бюджетирование
3.1 Бюджет производства
Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на 2006 г. в таблице.
Таблица 14
Прогноз по продаже, штук
Январь |
25000 |
Июль |
70000 |
Февраль |
34000 |
Август |
60000 |
Март |
45000 |
Сентябрь |
60000 |
Апрель |
56000 |
Октябрь |
50000 |
Май |
60000 |
Ноябрь |
45000 |
Июнь |
70000 |
Декабрь |
35000 |
Прогноз продаж на январь 2007 г. — 23 000 дверей. Начальные запасы на 1 января 2006 г. составили 13 000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 15 000 шт., а максимальный — половине количества продаж следующего месяца. Максимальная производительность составляет 75 000 дверей в месяц.
Подготовьте бюджет производства на 2006 г. с указанием количества дверей, которое необходимо производить ежемесячно. Какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции 31 декабря 2006 г.?
Таблица 15
Бюджет производства
Месяц/год |
НЗ |
ОП |
ПР |
КЗ |
2006 |
|
|
|
|
Январь |
13000 |
25000 |
27000 |
15000 |
Февраль |
15000 |
34000 |
34000 |
15000 |
Март |
15000 |
45000 |
45000 |
15000 |
Апрель |
15000 |
56000 |
56000 |
15000 |
Май |
15000 |
60000 |
60000 |
15000 |
Июнь |
15000 |
70000 |
70000 |
15000 |
Июль |
15000 |
70000 |
70000 |
15000 |
Август |
15000 |
60000 |
60000 |
15000 |
Сентябрь |
15000 |
60000 |
60000 |
15000 |
Октябрь |
15000 |
50000 |
50000 |
15000 |
Ноябрь |
15000 |
45000 |
45000 |
15000 |
Декабрь |
15000 |
35000 |
35000 |
15000 |
2007 |
|
|
|
|
Январь |
15000 |
23000 |
|
|
3.2 Бюджет закупки/использования материалов
Бюджет продаж на первые пять месяцев 2006 г. для одной производственной линии компании «Артур» выглядит следующим образом:
Таблица 16
Бюджет продаж, штук
Январь |
14800 |
Февраль |
14900 |
Март |
14200 |
Апрель |
12700 |
Май |
9000 |
Запасы готовой продукции на конец каждого месяца должны быть равны 25% продаж, предполагаемых в следующем месяце. На 1 января на складе было 1800 шт. этого вида продукции. На конец месяца незавершенного производства не остается. Для производства единицы продукции требуются два типа материалов в следующих количествах:
Таблица 17
Расход материала на ед. продукции
Материал А |
6 |
Материал В |
1 |
В конце каждого месяца на складе должно быть материалов в количестве, равном половине потребностей следующего месяца. Это требование было выполнено на 1 января 2006 г.
Подготовьте бюджет, показывающий количество материалов каждого типа, которые необходимо приобретать каждый месяц в I кв. 2006 г.
Таблица 18
Бюджет производства
Месяц |
НЗ |
ОП |
ПР |
КЗ |
Январь |
1800 |
14800 |
16725 |
3725 |
Февраль |
3725 |
14900 |
14725 |
3550 |
Март |
3550 |
14200 |
13825 |
3175 |
Апрель |
3175 |
12700 |
11775 |
2250 |
Май |
2250 |
9000 |
|
|
Таблица 19
Бюджет закупки материала А
Месяц |
НЗ |
Потребление |
Закупка |
КЗ |
Январь |
50175 |
100350 |
94350 |
44175 |
Февраль |
44175 |
88350 |
85650 |
41475 |
Март |
41475 |
82950 |
76800 |
35325 |
Апрель |
35325 |
70650 |
55575 |
20250 |
Май |
20250 |
40500 |
20250 |
0 |
Таблица 20
Бюджет закупки материала Б
Месяц |
НЗ |
Потребление |
Закупка |
КЗ |
Январь |
8363 |
16725 |
15725 |
7363 |
Февраль |
7363 |
14725 |
14275 |
6913 |
Март |
6913 |
13825 |
12800 |
5888 |
Апрель |
5888 |
11775 |
9262,5 |
3375 |
Май |
3375 |
6750 |
3375 |
0 |